Главная
страница 1
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

о государственной безопасности
Nr.618-XIII от 31.10.95
Мониторул Офичиал ал Р.Молдова N 10-11/117 от 13.02.1997
* * *
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Государственная безопасность

Статья 2. Законодательство о государственной безопасности

Статья 3. Обеспечение государственной безопасности

Статья 4. Угроза государственной безопасности

Статья 5. Основные направления деятельности

по обеспечению государственной безопасности

Статья 6. Принципы обеспечения государственной безопасности

Статья 7. Соблюдение прав и свобод человека при

обеспечении государственной безопасности

Статья 8. Право граждан на информирование о деятельности органов

государственной безопасности и по вопросам,

затрагивающим их личные интересы


Глава II

КОМПЕТЕНЦИЯ ВЫСШИХ ОРГАНОВ

ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Статья 9. Парламент

Статья 10. Президент Республики Молдова

Статья 11. Правительство

Статья 12. Высший совет безопасности


Глава III

СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Статья 13. Система органов государственной безопасности

Статья 14. Взаимодействие органов государственной безопасности

с другими государственными органами
Глава IV

СОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

И ГРАЖДАН ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Статья 15. Содействие общественных объединений и граждан

обеспечению государственной безопасности


Глава V

ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 16. Защита информации

Статья 17. Предоставление секретной информации


Глава VI

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ


Статья 18. Ответственность за нарушение законодательства

о государственной безопасности


Глава VII

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 19 Вступление в силу

Статья 20 Обязанности Правительства

Учитывая национальные приоритеты, наличие факторов, воздействие

которых может поставить под угрозу безопасность Республики Молдова, а

также исходя из необходимости определить основы обеспечения

государственной безопасности, компетенцию высших органов публичной

власти в этой области, систему органов государственной безопасности,

права и обязанности граждан, предприятий, учреждений и организаций по

обеспечению государственной безопасности,

Парламент принимает настоящий закон.


Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Государственная безопасность

Государственная безопасность является составной частью национальной

безопасности. Под государственной безопасностью понимается защищенность

суверенитета, независимости, территориальной целостности и

конституционного строя страны, ее экономического, научно-технического и

оборонного потенциала, законных прав и свобод личности от

разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и

организаций, а также от преступных посягательств отдельных групп или лиц.


Статья 2. Законодательство о государственной безопасности

Законодательство о государственной безопасности базируется на

Конституции Республики Молдова и состоит из настоящего закона, других

законодательных актов, определяющих главные направления деятельности

государства в области обеспечения безопасности страны, а также

международных соглашений и конвенций Республики Молдова.


Статья 3. Обеспечение государственной безопасности

Государственная безопасность обеспечивается путем определения и

реализации государством системы мер экономического, политического,

правового, военного, организационного и иного характера, направленных на

своевременное выявление, предупреждение и пресечение угроз

государственной безопасности.


Статья 4. Угроза государственной безопасности

(1) Под угрозой государственной безопасности понимается совокупность

действий, условий и факторов, представляющих опасность для государства,

общества и личности.

(2) К основным угрозам государственной безопасности относятся:

а) действия, направленные на насильственное изменение

конституционного строя, подрыв или уничтожение суверенитета,

независимости и территориальной целостности страны. Эти действия не

могут быть истолкованы в ущерб политическому плюрализму, реализации

конституционных прав и свобод человека;

b) деятельность, прямо или косвенно способствующая развертыванию

боевых действий против страны или развязыванию гражданской войны;

с) вооруженные или иные насильственные действия, подрывающие

государственные устои;

d) действия, способствующие возникновению чрезвычайных происшествий

на объектах транспорта, связи, жизнеобеспечения и экономики;

е) шпионаж, передача сведений, составляющих государственную тайну,

другим государствам, а также незаконное получение или хранение сведений,

составляющих государственную тайну, с целью передачи их другим

государствам или антиконституционным структурам;

f) предательство, выражающееся в оказании помощи другому государству

в проведении враждебной деятельности против Республики Молдова;

g) действия, направленные на насильственное свержение законно

избранных органов публичной власти;

h) действия с целью ущемления конституционных прав и свобод граждан,

вызывающие угрозу государственной безопасности;

i) подготовка и совершение террористических актов, а также

посягательство на жизнь, здоровье и неприкосновенность высших

должностных лиц республики и зарубежных государственных и общественных

деятелей во время их пребывания в Республике Молдова;

j) хищение и контрабанда оружия, боеприпасов, боевой техники,

взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, наркотических, токсичных и иных

веществ, их незаконное производство, использование, транспортировка и

хранение, если при этом затрагиваются интересы обеспечения

государственной безопасности;

k) создание незаконных организаций или групп, представляющих угрозу

государственной безопасности, или участие в их деятельности;

l) случаи организованной преступности и/или коррупции, подрывающие

государственную безопасность.

[Ст.4 дополнена Законом N 152-XV от 14.05.04, в силу 04.06.04]
Статья 5. Основные направления деятельности

по обеспечению государственной безопасности

Основными направлениями деятельности по обеспечению государственной

безопасности являются:

а) формирование внешней и внутренней политики с учетом интересов

обеспечения государственной безопасности;

b) определение и реализация системы мер экономического,

политического, правового, военного, организационного и иного характера,

направленных на своевременное выявление, предупреждение и пресечение

угроз государственной безопасности;

с) образование системы органов государственной безопасности,

разделение их функций с одновременным обеспечением взаимодействия, а

также создание механизма контроля и надзора за их деятельностью;

d) совершенствование правовой основы обеспечения государственной

безопасности;

е) координирование с другими государствами деятельности по

выявлению, предупреждению и пресечению возможных угроз государственной

безопасности.


Статья 6. Принципы обеспечения государственной безопасности

Основными принципами обеспечения государственной безопасности

являются:

а) законность;

b) равенство всех перед законом;

с) соблюдение прав и свобод человека;

d) разделение полномочий органов, обеспечивающих государственную

безопасность;

е) своевременность;

f) сочетание гласных и негласных методов работы;

g) обеспечение государственной безопасности без нанесения ущерба

безопасности других государств и всеобщей безопасности;

h) внепартийность;

i) конспирация в работе и гласность;

j) применение научно-технических достижений.
Статья 7. Соблюдение прав и свобод человека при

обеспечении государственной безопасности

(1) Уважение и защита прав и свобод человека являются одной из

основных обязанностей государства.

(2) Деятельность по обеспечению государственной безопасности не

может ущемлять законные права и свободы человека.

(3) Не допускаются вмешательство в семейную и частную жизнь,

ущемление права частной собственности. Государство обеспечивает тайну

писем, телеграмм и других почтовых отправлений, телефонных переговоров и

иных законных видов связи. Не допустимо любое действие, затрагивающее

честь и достоинство человека, если он не совершил проступок,

составляющий в соответствии с законом угрозу для государственной

безопасности.

(4) Никто не может подвергаться преследованиям за свободное

выражение своих политических и религиозных взглядов.

(5) Ограничение прав и свобод человека осуществляется в строгом

соответствии с законодательством.

(6) Лицо, считающее, что его законные права и свободы были ущемлены,

их осуществление необоснованно ограничено либо нарушена процедура их

осуществления со стороны органа (официального лица), осуществляющего

меры по обеспечению государственной безопасности, имеет право обратиться

в вышестоящий орган государственной безопасности, прокуратуру или суд в

установленном законодательством порядке.

(7) Если со стороны органа (официального лица), осуществляющего меры

по обеспечению государственной безопасности, было допущено ущемление

законных прав и свобод лица, их осуществление было необоснованно

ограничено либо была нарушена процедура их осуществления, вышестоящий

орган государственной безопасности, прокурор или судья обязаны принять

меры к полному восстановлению ущемленных прав и свобод лица с

возмещением материального и морального ущерба в соответствии с

законодательством.

Статья 8. Право граждан на информирование о деятельности органов

государственной безопасности и по вопросам,

затрагивающим их личные интересы

(1) В установленном законодательством порядке граждане информируются

через средства массовой информации и в других формах о деятельности

органов государственной безопасности.

(2) Органы государственной безопасности в соответствии с их

компетенцией обязаны обеспечить информирование граждан по их просьбе по

вопросам, затрагивающим их личные интересы. При этом не допускается

разглашение сведений, составляющих государственную, военную, служебную и

коммерческую тайну, а также информации конфиденциального характера,

разглашение которой может нанести ущерб государственной безопасности,

чести и достоинству личности или ущемить ее права и свободы.
Глава II

КОМПЕТЕНЦИЯ ВЫСШИХ ОРГАНОВ

ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Статья 9. Парламент

Парламент:

а) осуществляет законодательное регулирование в области обеспечения

государственной безопасности;

b) утверждает концепцию национальной безопасности;

с) создает правовые основы образования и деятельности органов,

обеспечивающих государственную безопасность;

d) устанавливает государственную границу страны;

е) утверждает объем бюджетных ассигнований на обеспечение

государственной безопасности;

f) ратифицирует и денонсирует международные договоры, связанные с

обеспечением государственной безопасности.


Статья 10. Президент Республики Молдова

Президент Республики Молдова:

а) осуществляет общее руководство деятельностью по обеспечению

государственной безопасности и несет ответственность за состояние

государственной безопасности в пределах полномочий, установленных

законодательством;

b) принимает в соответствии с законодательством необходимые меры по

обеспечению государственной безопасности;

е) обеспечивает взаимодействие органов публичной власти в сфере

обеспечения государственной безопасности;

d) в соответствии с законодательством создает консультативные органы

по вопросам обеспечения государственной безопасности и управляет ими;

е) издает указы нормативного характера по вопросам обеспечения

государственной безопасности;

f) ведет переговоры и заключает международные договоры от имени

Республики Молдова, связанные с обеспечением государственной

безопасности.
Статья 11. Правительство

Правительство:

а) обеспечивает исполнение законов и постановлений Парламента, а

также указов Президента Республики Молдова, направленных на обеспечение

государственной безопасности;

b) руководит деятельностью органов публичного управления по

обеспечению государственной безопасности;

с) издает постановления и распоряжения по вопросам обеспечения

государственной безопасности, контролирует их выполнение министерствами,

департаментами и другими подведомственными органами;

d) создает в соответствии с законодательством органы государственной

безопасности, определяет их структуру, функции, объем бюджетных

ассигнований на их содержание;

е) принимает в соответствии с законодательством решения по вопросам

пенсионного обеспечения, социальной и правовой защиты сотрудников

органов государственной безопасности и лиц, уволенных с военной службы,

членов их семей, а также членов семей граждан, погибших при защите

государственной безопасности;

f) проводит внешнюю и внутреннюю политику с учетом интересов

обеспечения государственной безопасности.


Статья 12. Высший совет безопасности

(1) Высший совет безопасности является консультативным органом,

анализирующим деятельность министерств и департаментов в области

обеспечения государственной безопасности и вырабатывающим

соответствующие рекомендации для Президента Республики Молдова по

вопросам внешней и внутренней политики.

(2) Высший совет безопасности осуществляет свою деятельность в

соответствии с Конституцией, настоящим законом, другими законодательными

актами.

(3) Председателем Высшего совета безопасности является Президент



Республики Молдова.

(4) Численный и персональный состав, функции Высшего совета

безопасности и порядок его работы утверждаются Президентом Республики

Молдова.


(5) Члены Высшего совета безопасности не наделяются дополнительными

должностными полномочиями и не имеют права издавать распоряжения,

выходящие за пределы компетенции, обусловленной занимаемой должностью.

[Ст.12 в редакции Закона N 1300-XIII от 24.07.97]
Глава III

СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Статья 13. Система органов государственной безопасности

(1) Систему органов государственной безопасности образуют Служба

информации и безопасности Республики Молдова, Служба государственной

охраны, Департамент пограничных войск, Таможенный департамент, а также

учебные заведения и другие невоенизированные учреждения и организации

органов государственной безопасности.

(2) В случае осложнения оперативной обстановки в соответствии с

законодательством могут создаваться и другие воинские формирования для

обеспечения государственной безопасности с подчинением их органам

государственной безопасности.

(3) Принципы и направления деятельности, обязанности и права,

порядок комплектования и материально-технического и финансового

обеспечения, контроля и надзора за деятельностью органов государственной

безопасности устанавливаются Законом об органах государственной

безопасности.

(4) Служба информации и безопасности Республики Молдова

функционирует в соответствии с Законом об органах государственной

безопасности и Законом о Службе информации и безопасности Республики

Молдова.

(5) Служба государственной охраны функционирует в соответствии с

Законом об органах государственной безопасности и Законом о Службе

государственной охраны.

(6) Департамент пограничных войск функционирует в соответствии с

Законом об органах государственной безопасности и Законом о

государственной границе Республики Молдова.

(7) Таможенный департамент функционирует в соответствии с Таможенным

кодексом и Законом о службе в таможенных органах.

[Ст.13 изменена Законом N 11-XV от 17.02.05, в силу 25.03.05]

[Ст.13 изменена Законом N 543-XV от 12.10.2001]

[Ст.13 изменена Законом N 754-XIV от 23.12.99]

[Ст.13 изменена Законом N 1456-XIII от 28.01.98]
Статья 14. Взаимодействие органов государственной безопасности

с другими государственными органами

Органы государственной безопасности взаимодействуют с

министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями,

исполнительными органами местного публичного управления, которые в

пределах своей компетенции осуществляют меры по обеспечению

государственной безопасности, а также непосредственно руководят

специальными и военными формированиями и несут ответственность за их

боевую, специальную и мобилизационную подготовку и за выполнение

возложенных на них задач.


Глава IV

СОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

И ГРАЖДАН ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Статья 15. Содействие общественных объединений и граждан

обеспечению государственной безопасности

(1) В соответствии с Конституцией Республики Молдова преданность

стране священна. Граждане и их общественные объединения оказывают

содействие органам государственной безопасности в выполнении

поставленных перед ними задач.

(2) Государство обеспечивает правовую и социальную защиту граждан,

оказывающих содействие в обеспечении государственной безопасности.


Глава V

ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 16. Защита информации

(1) Оперативная деятельность, связанная с обеспечением

государственной безопасности, составляет государственную тайну.

(2) Информация, полученная в результате оперативной деятельности, в

зависимости от значимости ее для государства может иметь различную

степень секретности.


Статья 17. Предоставление секретной информации

(1) Секретная информация предоставляется уполномоченными на то

должностными лицами органов государственной безопасности Президенту

Республики Молдова, Председателю Парламента, Премьер-министру,

Генеральному прокурору, Председателю Высшей судебной палаты, а также

должностным лицам органов публичной власти в объеме и порядке,

установленных законодательством.

(2) Запрещается разглашение источников получения секретной

информации.
Глава VI

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ


Статья 18. Ответственность за нарушение законодательства

о государственной безопасности

Нарушение законодательства о государственной безопасности влечет за

собой ответственность, установленную законодательством.


Глава VII

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 19

Настоящий закон вступает в силу со дня опубликования.



Статья 20

Правительству в трехмесячный срок:

привести свои нормативные акты в соответствие с указанным законом;

обеспечить пересмотр и отмену министерствами и департаментами

нормативных актов, противоречащих настоящему закону.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

ПАРЛАМЕНТА Петру ЛУЧИНСКИ


г. Кишинэу, 31 октября 1995 г.

N 618-ХIII.


__________


Legile Republicii Moldova
618/31.10.95 securitгюii statului
Monitorul Oficial 10-11/117, 13.02.1997


Смотрите также:
Закон республики молдова о государственной безопасности Nr. 618-xiii от 31. 10. 95 Мониторул Офичиал ал Р. Молдова n 10-11/117 от 13. 02. 1997 содержани е глава I общие положения
153.66kb.
1 стр.
Закон республики молдова об органах государственной безопасности n 619-xiii от 31. 10. 95 Мониторул Офичиал ал Р. Молдова n 10-11/115 от 13. 02. 1997 содержани е глава I общие положения
321.32kb.
1 стр.
Закон республики молдова о государственной границе Республики Молдова Nr. 108-xiii от 17. 05. 94 Мониторул Офичиал ал Р. Молдова n 12/107 от 03. 11. 1994 Парламент Республики Молдова принимает настоящий закон. Глава I
524.53kb.
2 стр.
Закон республики молдова таможенный кодекс Республики Молдова Nr. 1149-xiv от 20. 07. 2000 Мониторул Офичиал ал Р. Молдова n 160-162/1201 от 23. 12. 2000 Содержание Раздел I общие положения глава 1
2463.57kb.
9 стр.
Закон республики молдова об электросвязи n 520-xiii от 07. 07. 95 Мониторул Офичиал ал Р. Молдова n 65-66/713 от 24. 11. 1995
244.95kb.
1 стр.
Закон республики молдова о бухгалтерском учете n 426-xiii от 04. 04. 95 Мониторул Офичиал ал Р. Молдова n 28/321 от 25. 05. 1995 Закон переопубликован в Monitorul Oficial n 87-90 от 23. 05. 2003 стр. 7 с
217.67kb.
1 стр.
Закон исполнительный кодекс Республики Молдова №443-xv от 24. 12. 2004 Переопубликован: Мониторул Офичиал ал Р. Молдова n 214-220/704 от 05. 11. 2010
2610.93kb.
11 стр.
Закон республики молдова о государственном бюджете на 2005 год n 373-xv от 11. 11. 2004 Мониторул Офичиал ал Р. Молдова n 224-225/978 от 05. 12. 2004 Парламент принимает настоящий органический закон. Раздел I
1253.93kb.
8 стр.
Закон о валютном регулировании
995.48kb.
4 стр.
Республика Молдова Общая информация Датой создания Республики Молдова считается 27 августа 1991 г
412.5kb.
2 стр.
Постоянному бюро Парламента Республики Молдова
109.61kb.
1 стр.
Закон республики молдова о почте Nr. 463-xiii от 18. 05. 95
125.88kb.
1 стр.