Главная
страница 1страница 2 ... страница 12страница 13

Святитель Феофан Затворник
Древние иноческие уставы

Устав преподобного Венедикта





Святитель Феофан Затворник
Древние иноческие уставы

Устав преподобного Венедикта

Жизнь преподобного Венедикта.



Устав преподобного Венедикта.

Предисловие.

Глава 1. Роды жизни христианской

Глава 2. Каков должен быть авва?

Глава 3. О том, что надобно братий приглашать на совещания

Глава 4. Виды добрых дел

Глава 5. О послушании.

Глава 6. О молчаливости

Глава 7. О смирении

Глава 8. О ночном богослужении

Глава 9. Сколько псалмов петь на ночном богослужении?

Глава 10. Как летом совершать ночное молитвословие?

Глава 11. Как совершать бдения во дни воскресные?

Глава 12. Как совершать утреннее богослужение

Глава 13. Как в простые дни совершать утреню

Глава 14. Как совершать бдения во дни святых?

Глава 15. В какие времена петь аллилуйя?

Глава 16. Сколько каждый день совершать богослужений?

Глава 17. Сколько псалмов петь на каждом богослужении?

Глава 18. В каком порядке петь псалмы?

Глава 19. О чине псалмопения

Глава 20. О благоговеинстве в молитве

Глава 21. О деканах (десятниках) монастырских

Глава 2. Как стать монахом?

Глава 23. Об епитимиях за провинности

Глава 24. Какого рода должны быть епитимии?

Глава 25. О важных погрешностях

Глава 26. О тех, которые без повеления аввы вступают в общение с подъепитийными

Глава 27. Какое попечение должен иметь авва о подъепитийных?

Глава 28. О тех, которые после частых епитимий не исправляются

Глава 29. Должно ли принимать братий, выходящих из монастыря?

Глава 30. Как исправлять маловозрастных детей?

Глава 31. Каков должен быть монастырский келарь?

Глава 32. О работных орудиях и других вещах монастырских

Глава 33. Могут ли монахи иметь какую-либо собственность?

Глава 34. Все ли равно должны получать необходимое?

Глава 35. О недельных на поварне

Глава 36. О больных братьях

Глава 37. О престарелых и детях

Глава 38. О недельном чтеце

Глава 39. О количестве и мере яств

Глава 40. О мере питья

Глава 41. В какие часы предлагать трапезу?

Глава 42. О том, что после повечерия никто не должен говорить

Глава 43. О тех, которые опаздывают на Богослужение или к трапезе

Глава 44. Как нести епитимии тем, которые отлучаются от сообщества с братьями?

Глава 45. О тех, которые погрешают чем-либо в храме

Глава 46. О тех, которые провиняются в другом чем

Глава 47. О подавании знака на Богослужении

Глава 48. О каждодневном рукоделии

Глава 49. Как проводить Четередесятницу

Глава 50. О братьях, которые работают далеко от храма, или находятся в дороге

Глава 51. О братьях, которые отправляются не так далеко

Глава 52. О монастырской молитвеннице

Глава 53. О принятии странных

Глава 54. Можно ли монаху получать письма или другое что

Глава 55. Об одежде и обуви братий

Глава 56. О столе аввы

Глава 57. О монастырских мастерах (из братий).

Глава 58. Об образе принятия братий в монастырь (новоначалие).

Глава 59. О детях знатных или бедных, посвящаемых Богу

Глава 60. О священниках, желающих жить в монастыре

Глава 61. Как принимать монахов странников?

Глава 62. О монастырских священниках

Глава 63. О месте, какое каждый брат занимать должен и о взаимных отношениях

Глава 64. О поставлении аввы

Глава 65. О препозите монастыря. (Наместнике, втором по авве).

Глава 66. О привратнике монастыря

Глава 67. О братьях, отправляющихся куда по делам обители

Глава 68. О тяжелых не по силам послушаниях

Глава 69. В монастыре никто другого защищать не должен

Глава 70. Чтобы никто не смел наказывать другого

Глава 71. О том, что и взаимно друг друга должны слушаться братья

Глава 72. О доброй ревности, какую должны иметь монахи

Глава 73. Что в настоящем уставе не все показаны законы подвижничества и духовной жизни


Жизнь преподобного Венедикта.


Жизнь пр. Венедикта написана св. Григорием Двоесловом и составляет вторую книгу его бесед о жизни италийских отцов.

“Был, говорит он, муж достопочтенной жизни, по имени и благодати Венедикт (что значит “Благословенный”), который от самого отрочества хранил чистоту сердца. Чистотой нрава он возвышался над летами и не подчинял своей души никакой страсти; но живя еще на этой земле, презрел мир с его прелестями, как бесплотный, хотя по обстоятельствам мог бы свободно наслаждаться его благами.

Пр. Венедикт происходил от благородных родителей, из области Нурсии, а в Рим был отдан для обучения свободным наукам. Но когда он понял, что от науки многие впадают в пороки, тотчас вышел из училища, чтобы по изучении наук и самому не впасть в пропасть. Итак, презревши занятие науками, он оставил дом и родительское наследство и, положив угождать единому Богу, искал крова святой обители. Впрочем, хотя он не изучил наук, но явился мудрецом и не будучи ученым.”

Сначала он подвизался в местности называемой Епфида, где вместе с ним жили и другие ревнители о спасении; но потом, убегая от славы, он укрылся в пустынном месте, Субиако, в расстоянии от Рима на сорок миль. Вместо келлии служила ему натуральная пещера в скале над озером, образовавшемся от ключей стекавших с гор. Инок Роман, из недалекого от того места обители, указавший ему это место и облекший его в иноческое одеяние, доставлял ему хлеб в урочное время; и кроме сего инока никто не знал о пребывании пр. Венедикта.

Но потом Богу было угодно дать знать о нем одному священнику путем откровения; после него увидели его пастухи, и весть о нем скоро разошлась по всем окрестным местам. Это привлекло к нему посетителей, искавших назидания, а потом и учеников, желавших подвизаться вместе с ним и под его руководством.

На некоторое время пр. Венедикт оставлял свое уединилище, будучи упрошен братией одного монастыря быть им отцом и руководителем по смерти их настоятеля. Но как он повел дело управления с надлежащей строгостью, то скоро стал тягостью для монахов, привыкших прежде к вольностям, и они задумали извести его ядом. Увидев это из того, что поднесенный ему с обычным питьем сосуд расселся под крестным знамением, он оставил эту обитель и удалился в свое любимое пустынное место.

Тогда стали собираться к нему ученики, желавшие посвящать свою жизнь на служение единому всемогущему Богу, в большом количестве, так что пр. Венедикт построил для них 12 монастырей, поместив в каждом из них по 12 иноков, под настоятельством более опытных из своих последователей. При себе он оставил очень немногих, которых за лучшее признавал образовать в своем присутствии.

Слава пр. Венедикта росла, привлекая к нему все большее и большее число учеников, — и обители наполнялись иноками. Это возбудило зависть соседнего священника Флоренция и он начал строить козни. Уступая ему, пр. Венедикт с немногими монахами удалился из того места и поселился на горе Кассино. Но одном просторном уступе этой горы он устроил монастырь, который стал главным из его монастырей. На его устроение со внутренней и со внешней стороны были обращены все усилия пр. Венедикта. Здесь наиболее просиял он славой чудотворений, исцелениями больных, изгнанием бесов, воскрешениями мертвых, прозрением в сокровенные помышления сердец и пророчеством, хотя все это он являл и прежних обителях.

Рассказав о многих таких явлениях Божией силы через пр. Венедикта, св. Григорий заключает сказание такими словами: “опускаю еще многое рассказать о чудесах, но св. муж сиял также и светом учения, ибо он написал для монахов правила, отличающиеся определенностью и изяществом речи. В этом начертании правил можно увидеть его обычаи и жизнь, потому что св. муж никак не мог учительствовать иначе, нежели как сам жил.”

Ему было открыто время его кончины, и он сказал об этом некоторым из своих учеников. За шесть дней до смерти он повелел открыть для себя гробницу. Потом стала мучить его лихорадка, слабость усилилась. На шесть дней он повелел ученикам нести себя в храм, там приготовился к смерти приобщением Тела и Крови Господних и, опираясь на руки учеников, с воздетыми к небу руками, испустил последний вздох в словах молитвы.

Похоронен он был в храме св. Иоанна Крестителя, который построил сам на месте разрушенного им капища Апполона. В самом начале устроения обители, он разорил сие капище и построил храм св. Иоанну Предтече. В нем-то он и похоронен.

Св. Церковь чтит память св. Венедикта 14-го марта. Родился он около 480 года, а скончался около 549 г. — Время процветания его совпадало со временем нашествия Атиллы на Римскую область. Устав пр. Венедикта в издании свв. Отцов Migne находится в 66-м томе латинской Патрологии, откуда и заимствуется он в настоящем переводе.


следующая страница >>
Смотрите также:
Святитель Феофан Затворник Древние иноческие уставы Устав преподобного Венедикта
672.32kb.
13 стр.
Святитель Феофан Затворник Болезнь и Смерть
551.99kb.
6 стр.
Святитель Феофан Затворник
2975.85kb.
21 стр.
Святитель Феофан Затворник о православии с предостережениями от погрешений против него
2383.14kb.
36 стр.
Святитель Феофан Затворник
4321.21kb.
20 стр.
Святитель Феофан Затворник Завет святителя Феофана Затворника
27.97kb.
1 стр.
По Благословению Высокопреосвещенного Алексия Архиепиского Костромского и Галичского прогимназия №18 "Родничок" получила Икону преподобного Паисия Галичского. Педагогический коллектив, воспитанники,
53.22kb.
1 стр.
Святитель Григорий Палама
89.17kb.
1 стр.
Общевоинские уставы – нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих
15.92kb.
1 стр.
Урок «Устав края наши возможности»
70.91kb.
1 стр.
С. Г. Кляшторный Древние города Монголии // Древние города
25.64kb.
1 стр.
«Житие Преподобного Сергия Радонежского в литературе и живописи»
186.83kb.
1 стр.