Главная
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирская государственная педагогическая академия»
Институт прикладной информатики, математики и физики

Факультет физико-математический

Кафедра информатики и информационных технологий обучения

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

ФГБОУ ВПО «АГПА»



ТкаченкоИ.В.

« » 20 г.



Учебно-методический комплекс

по дисциплине Б2 Информационные технологии

Направление подготовки 031300 "Журналистика"

Профиль подготовки Журналистика

Квалификация Бакалавр педагогического образования

Составитель: Бабенко Т.А.

Утверждено на заседании кафедры

Протокол № от

Зав. Кафедрой Бельченко В.Е.

Армавир 2012

Обоснование УМК

Учебно-методический комплекс по курсу «Информационные технологии» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению 031300 "Журналистика"

Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры информатики и информационных технологий обучения от «_____» ___________ 20__ г., протокол № __.

Авторы (составители): Бабенко Т.А.

Рецензенты: ______________________________________
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Учебно-методический комплекс дисциплины утвержден

на заседании Учебно-методической комиссии кафедры информатики и информационных технологий обучения

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____

Председатель УМК __________________/ _________________________

(подпись) Ф.И.О.
Учебно-методический комплекс дисциплины утвержден на заседании УМС факультета прикладной информатики и информационных технологий

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____


Председатель УМС ____________/ _______________

(подпись) Ф.И.О.

Учебно-методический комплекс дисциплины согласован с руководителем программы «Информационные технологии»

«____»_________________ 20___ г.

Руководитель программы


_________________/ Бельченко В.Е./

(подпись) Ф.И.О.


СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка ..

II. Распределение часов и учебно-тематический план дисциплины …………

III. Список рекомендуемой литературы ……………………………………….

IV. Рабочая программа дисциплины «Информационные технологии» (очная форма обучения) ……….

V. Материалы по используемым инновационным методам обучения …..

VI. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения контрольных мероприятий ……………………………………………………..

VII. Методические рекомендации по реализации дисциплины в учебно-воспитательном процессе …..................................................................................

VIII. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов …...............................................................................................................

IX. Практикум

X. Тестовые задания

XII. Глоссарий


I. Пояснительная записка

Цель курса – формирование у студентов знаний, практических навыков использования персональных компьютеров (ПК) как инструмента будущей учебной деятельности, освоение ими современных информационных технологий, необходимых при изучении дисциплин факультета и в дальнейшей самостоятельной работе.

Учитывая специализацию дисциплин, изучаемых на факультете, содержание рабочей программы построено так, что половина планируемого времени на лабораторные работы посвящена изучению файловой системы MS DOS, текстовому процессору Microsoft Word, электронных таблиц Microsoft Excel, а другая половина – системы автоматизированного проектирования POWER POINT.

Обеспечение высокого качества проектов, как и надлежащего уровня производственных процессов, возможно только на основе самого широкого применения ЭВМ в сфере проектной деятельности, использования систем автоматизированного проектирования (САПР)..

Поэтому задачами дисциплины является овладение следующими умениями и навыками:


  • выполнения основных команд MS DOS;

  • ввода, редактирования, форматирования текста, создания таблиц, использования графики и других встроенных средств в текстовом процессоре Microsoft Word;

  • ввода, редактирования данных в ячейках, создания таблиц, использования графики и других встроенных средств в Microsoft Excel;

  • выполнения основных команд и операций при создании презентаций в системе POWER POINT

В результате изучения курса студенты получают знания в области информатизации образования, а также навыки применения информационных технологий в работе учителя - предметника, классного руководителя, завуча по воспитательной работе, социального педагога, школьного психолога.

Лекции по курсу проводятся с целью дать слушателям знания по изучаемым темам в наиболее общем, системном виде.

В ходе проведения лекций раскрываются основные, концептуальные вопросы, перед студентами ставятся задачи, предполагающие самостоятельное изучение материала как по отдельным направлениям, так и по какой-либо проблеме в целом.

После прослушивания лекций студент должен усвоить предложенный материал на уровне “иметь представление”, а отдельные элементы на уровне “знать”. Более глубокие знания студент получает при изучении рекомендуемой литературы, ознакомлении с электронными источниками информации, при общении с преподавателем на консультациях.

Выработка практических навыков применения ИКТ в образовании происходит на лабораторных работах.



Лабораторные занятия предполагают выработку у студентов навыков практического использования ИКТ для удовлетворения нужд системы образования. Лабораторные занятия рекомендуется проводить с использованием материалов [5], а также [4] по следующей схеме: самостоятельная проработка материала по теме, ознакомление с электронными заготовками, самостоятельное решение задач на компьютере, отчет по работе.

Текущий контроль осуществляется при проведении лабораторных работ.

Итоговый контроль предполагает учет выполненных работ в течение семестра. Студенты, отчитавшиеся по всем лабораторным работам и набрав соответствующее количество баллов, получают экзамен.

Учебно-материальная база курса включает нормативные документы высшего профессионального образования, нормативные документы в области информации, информатизации и защиты информации, сборники лекций и другую учебно-методическую литературу, специализированные компьютерные классы и технические средства обучения.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу восприятия информации, постановке цели и выбору путей достижения.

Понимать сущность и значение информации в развивающемся современном обществе.

Владеть основными методами и средствами получения, хранения, переработки информации.

Иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией.

Быть способным работать с информацией в глобальной компьютерной сети.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- Знать: основные понятия информатики

- Уметь: работать с компьютером как средством получения информации, работать с Интернет

- Владеть основными методами и способами получения, хранения, переработки информации


Дисциплина “Информационные технологии” входит в базовую часть профессионального цикла в соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению 031300 "Журналистика"

Учебный материал дисциплины «Информационные технологии» базируется на развитии содержательной линии алгоритмизации и программирования школьного курса информатики, основой которого является освоение учащимися начальных знаний, умений и навыков в области структурного подхода к конструированию алгоритмов и способов их реализации.

Данный курс предусмотрен в блоке профессиональных дисциплин. В соответствии с учебным планом дисциплина изучается в 2 семестре.

Итоговый контроль проводится в 2 семестре в виде зачета.

Текущий контроль осуществляется при проведении лабораторных работ, тестирования и выполнения контрольных работ.

Содержание курса определено требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 031300 "Журналистика"



II. Распределение часов и учебно-тематический план дисциплины

Таблица 1. Распределение трудоемкости (в часах) дисциплины



Форма обучения

Семестр, курс изучения

Объем часов

Часы аудиторных занятий:

Часы самост. работы

Форма

текущего контроля



Формы

рубежного и промежуточного контроля



Всего

Из них:

лекций

Практич. занятий

Лабораторн занятий

Очная

2

70

70

10



24

36

тестирование,

программированные задания



Экзамен

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО в результате освоения дисциплин обучающийся должен овладеть комплексом компетенций. Выполнение этого требования проверяется при аттестации образовательной программы, в том числе путём контроля остаточных знаний обучающихся.

Таблица 2. Распределение компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплины

Коды компетенций

Название компетенции

Форма текущего контроля качества компетенции




ОК - Общекультурные компетенции профиля







ОК-1

Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу восприятия индивидуальной постановке цели и выбору путей её достижения

Опорный конспект

Выполнить задания к лабораторным работам






ОК-2

Уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимает социальные и культурные различия, способен к диалогу с представителями других культур

Опорный конспект

Выполнить задания к лабораторным работам






ОК 5

Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

Опорный конспект

Выполнить задания к лабораторным работам






ОК-16

Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, использовать традиционные и инновационные средства коммуникации в профессиональной области

Опорный конспект

Выполнить задания к лабораторным работам






ПК - профессиональные компетенции профиля




ПК–2

Осваивать методики использования ПК для решения практических задач

Опорный конспект

Выполнить задания к лабораторным работам


III. Список рекомендуемой литературы


основная литература:

  1. Могилев А. В. и др. Информатика : Учебное пособие для студентов

  1. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя: Изд. 7-е перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2001.

  2. Левин А. Самоучитель работы на компьютере, 7-е издание: СПб.: Питер, 2001.

  3. Россоловский А. AutoCAD 2000. Настольная книга пользователя. – М.: Нолидж, 2001.

  1. Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. – М., Дрофа, 2007. -224 с.

  2. Гурская Е.С. Компьютер для школьника. Домашние задания быстро и просто. – СПб.: Питер, 2007. – 304 с.

  3. Долженков В.А., Колесников Ю.В. Microsoft Excel 2000. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2001. - 188C.

  4. Intel® «Обучение для будущего»: Учеб. пособие. - М., 2006. - 128 с.

  5. Ларина И.Б. Сборник задач по курсу «ИКТ в образовании»: Для студентов педагогических специальностей. Часть I. – Армавир, РИЦ АГПУ, 2008. – 31 с.

  6. Ларина И.Б., Нелин В.М. Некоторые особенности проектирования интерфейса педагогических программных продуктов. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Информатика». – Армавир, 2005. – 23 с.

  7. Рычков В. Самоучитель Excel 2000. Санкт- Петербург: Питер, 1999. -336C.

  8. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ.-Москва: Дрофа, 2004. -60C.

  9. Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для учителя. - СПб., 2004. - 160 с.

  10. Шилова О.Н., Лебедева М.Б. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий. - М., 2006. - 144 с.

  11. Якушина Е. Интернет для отдыха и работы. Самоучитель. – СПб.: Питер, 2005. – 239 с.




  1. Периодические издания: "Информатика и образование", "Информатика", "Педагогическая информатика", "Компьютерные учебные программы и инновации", "Мир ПК", "КомпьютерПресс" и др.

Дополнительная литература:



    1. Грошев С.В., Коцюбинский А.О. Современный учитель профессиональной работы на компьютере: Практ. пособие. – М.: ТРИУМФ, 1999.

    2. Ахметов К.С. Курс молодого бойца. – 4-е изд. – М.: ТОО фирма «Компьютер Пресс», 1999.

    3. Федоренков А.П., Басов К.А. AutoCAD 2000: практический курс. – М.: DECC KOM, 2000.




    1. Волков В.Б. Понятийный самоучитель работы в Excel / В.Б. Волков.-Санкт Петербург: Питер, 2006. -223C.

    2. Компьютерная подготовка решений и документов: Учеб. пособие/Сост.: Т.В. Жидкова и др.— М.: Дело, 2002.

    3. Могилев А.В. и др. Информатика: учеб. пособие для пед. вузов./ Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К.-Москва: АСАDEMIA, 1999. -816C.

    4. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Практикум по информатике: Учеб. пособие/Под ред. Е.К. Хеннера.— М.: ИЦ "Академия", 2001.

    5. Нелин В.М., Талочкин Н.А. Гипертекстовая среда HYTE. Методическое пособие. Ч.I. Основы программирования мультимедиа приложений в среде HYTE. – Армавир, 2000.

    6. Нелин В.М., Талочкин Н.А. Гипертекстовая среда HYTE. Методическое пособие. Ч.II. Методические основы разработки мультимедиа приложений в среде HYTE, ориентированных на практическое применение. – Армавир, 2000.

    7. FrontPage 2000: Базовый курс.— М.: Мультимедиа технологии и дистанц. обучение, 2002.




    1. Заварыкин В.М., Житомирский В.Г., Лапчик М.П. Основы информатики и вычислительной техники. - М.: Просвещение, 1989.

    2. Левин А. Самоучитель работы на компьютере. - М.: Нолидж, 1998.

    3. Менсфилд Р. Windows 95 для занятых./Пер. с англ. СПБ: Питер, 1998.

    4. Менсфилд Р. Excel 97 для занятых./Пер. с англ. СПБ: Питер, 1997.

    5. Борланд Р. Эффектная работа с Word 7.0. - СПБ: Питер, 1996.

    6. Филатов О.К. Информационные современные технологии обучения в высшей школе, - Ростов - на - Дону, 1997.

    7. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. - М.: ИНФРА - М, 1997.

    8. Могилев А.В. и др. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: 1999.


Периодические издания

  1. Журнал "КомпьютерПресс"

  2. Журнал "Мир ПК"

  3. Газета «Информатика» (приложение к газете «Первое сентября»)


Интернет-ресурсы

  1. http://pas1.ru/pascaltextbook

  2. http://www.pascal7.ru/

  3. http://alfa47.narod.ru/pascale.htm

  4. http://www.intuit.ru/department/pl/prinpas/1/

  5. http://www.intuit.ru/department/pl/plpascal/

  6. http://forcoder.ru/pascal/

Компьютерные классы, рабочее место с выходом в Интернет, комплекс лицензированного программного обеспечения

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия»

Институт прикладной информатики, математики и физики

Факультет прикладной информатики и информационных технологий

Кафедра информатики и информационных технологий обучения



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


« Б.2» «Информационные технологии»
Направление подготовки 031300 «Журналистика»
Профиль "Журналистика"

Степень выпускника бакалавр

Форма обучения очная

Армавир – 2012 г.


Лист согласования
Составитель: Бабенко Татьяна Арутюновна,
кандидат педагогических наук, доцент

Рабочая программа дисциплины (модуля) утверждена

на заседании кафедры информатики и информационных технологий обучения

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____


Заведующий кафедрой __________________/ Бельченко В.Е./

Рабочая программа дисциплины (модуля) утверждена

на заседании Учебно-методической комиссии кафедры информатики и информационных технологий обучения

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____

Председатель УМК __________________/ ___________________________________

(подпись) Ф.И.О.

Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании УМС факультета прикладной информатики и информационных технологий

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____


Председатель УМС ____________/ _______________

(подпись) Ф.И.О.
4.1. Цели освоения дисциплины
Цель курса – формирование у студентов знаний, практических навыков использования персональных компьютеров (ПК) как инструмента будущей учебной деятельности, освоение ими современных информационных технологий, необходимых при изучении дисциплин факультета и в дальнейшей самостоятельной работе.

Учитывая специализацию дисциплин, изучаемых на факультете, содержание рабочей программы построено так, что половина планируемого времени на лабораторные работы посвящена изучению файловой системы MS DOS, текстовому процессору Microsoft Word, электронных таблиц Microsoft Excel, а другая половина – системы автоматизированного проектирования POWER POINT.

Обеспечение высокого качества проектов, как и надлежащего уровня производственных процессов, возможно только на основе самого широкого применения ЭВМ в сфере проектной деятельности, использования систем автоматизированного проектирования (САПР).

Задачи дисциплины:


  • выполнения основных команд MS DOS;

  • ввода, редактирования, форматирования текста, создания таблиц, использования графики и других встроенных средств в текстовом процессоре Microsoft Word;

  • ввода, редактирования данных в ячейках, создания таблиц, использования графики и других встроенных средств в Microsoft Excel;

  • выполнения основных команд и операций при создании презентаций в системе POWER POINT

В результате изучения курса студенты получают знания в области информатизации образования, а также навыки применения информационных технологий в работе учителя - предметника, классного руководителя, завуча по воспитательной работе, социального педагога.
4.2.Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина “Информационные технологии” входит в базовую часть профессионального цикла в соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению 031300 «Журналистика»

Учебный материал дисциплины «Информационные технологии» базируется на развитии содержательной линии алгоритмизации и программирования школьного курса информатики, основой которого является освоение учащимися начальных знаний, умений и навыков в области структурного подхода к конструированию алгоритмов и способов их реализации в рамках.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения по выбору студента и подготовке к итоговой государственной аттестации.


4.3.Место дисциплины в структуре ООП
Таблица 4. Выписка из учебного плана

Форма обучения

Семестр

Трудоемкость

Лекции, час

Практич., час

Лаб.раб., час

СРС, час

Форма аттестации

зач.ед.

час

очная

2

14

70

10



24

36

Экзамен

Таблица 5. Содержательно-логические связи дисциплины (модуля)



Код дисциплины

Название дисциплины

Дидактический минимум содержания дисциплины

Содержательно-логические связи

Коды учебных дисциплин, практик



Коды формируемых компетенций

на которые опирается содержание учебной дисциплины

для которой содержание учебной дисциплины выступает опорой

Б.2

Информационные технологии

Описание и назначение основных блоков персонального компьютера (ПК)

Представление информации внутри и вне ПК. Операционные системы. Структура хранения информации

Файловая система MS DOS

Понятие «Графический интерфейс пользователя». Операционная среда Windows

Современные средства обработки информации: Microsoft Word и Microsoft Excel

Возможности использования информационных технологий в учебном процессе.

Локальные и глобальные сети ЭВМ




Б.3. Базы данных

Б.3. Компьютерная графика



ОК-1

ОК-2


ОК-5

ОК-16


ПК-2



4.4. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению 031301«Журналистика»



общекультурных (ОК):

ОК-1: Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу

ОК-2: Уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимает социальные и культурные различия, способен к диалогу с представителями других культур

Ок-5: Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

ОК-16: Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, использовать традиционные и инновационные средства коммуникации в профессиональной области.

Профессиональных (ПК):

ПК-2: осваивать методики использования программных средств для решения практических задач

В результате изучения дисциплины «Информационные технологии» студент должен:

знать / понимать

Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу восприятия информации, постановке цели и выбору путей достижения.

Понимать сущность и значение информации в развивающемся современном обществе.

Владеть основными методами и средствами получения, хранения, переработки информации.

Иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией.

Быть способным работать с информацией в глобальной компьютерной сети.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- Знать: основные понятия информатики

- Уметь: работать с компьютером как средством получения информации, работать с Интернет

- Владеть основными методами и способами получения, хранения, переработки информации


знать / понимать

  1. классификацию и возможности современных инструментальных средств разработки программного обеспечения;

  2. основные понятия информатики

владеть

  1. культурой мышления, способностью к обобщению, анализу восприятия информации, постановке цели и выбору путей достижения.

  2. Понимать сущность и значение информации в развивающемся современном обществе.

  3. основными методами и способами получения, хранения, переработки информации

  4. Владеть основными методами и средствами получения, хранения, переработки информации.

уметь

  1. Иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией.

  2. Быть способным работать с информацией в глобальной компьютерной сети.

  3. работать с компьютером как средством получения информации, работать с Интернет


4.5. Структура и содержание дисциплины «Информационные технологии»
Таблица 6. Содержание дисциплины

№ раздела

Наименование раздела

Содержание раздела

Форма текущего контроля




Описание и назначение основных блоков персонального компьютера (ПК)

Функциональная схема ПК

Микропроцессор( арифметико-логическое устройство, устройство управления, микропроцессорная память, интерфейсная система)

Генератор тактовых импульсов

Системная шина

Основная память

Внешняя память

Таймер

Источник питания



Внешние устройства



защита лабораторных работ, тестирование




Представление информации внутри и вне ПК. Операционные системы. Структура хранения информации

Передача информации в виде сообщений

Непрерывная и дискретная информация

Дискретизация информации

Системное программное обеспечение, операционные системы

Семейства операционных систем (ОС).

Операционная система MS DOS




защита лабораторных работ, тестирование,





Современные средства обработки информации: Microsoft Word и Microsoft Excel

Интерфейс текстового процессора Microsoft Word

Панель инструментов . Стандартная

Панель инструментов Форматирование

Понятие текстового документа, абзаца.

Шрифты

Редактор математических формул



Интерфейс табличного процессора и Microsoft Excel

Панели инструментов Стандартная и Форматирование

Ячейки таблицы

Ввод и редактирование данных



Графические возможности и Microsoft Excel


защита лабораторных работ, тестирование,

следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине Б2 Информационные технологии Направление подготовки
962.14kb.
6 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Оптическая и квантовая электроника Направление подготовки
190.71kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине легкая атлетика направление подготовки 050100 «Педагогическое образование»
1406.27kb.
6 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине информационные технологии в лингвистических исследованиях Пенза 2007 Программа курса «Информационные технологии в лингвистических исследованиях»
242.75kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс направление подготовки специалиста: 031200 Лингвистика и межкультурная коммуникация
487.67kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине история физической культуры и спорта направление подготовки 050100 «Педагогическое образование»
616.74kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине "технология материалов электронной техники" Направление подготовки 210100 «Электроника и микроэлектроника»
309.82kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии»
330.83kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине « дв3» «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
273.57kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в экономике»
92.03kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии»
135.74kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии»
130.83kb.
1 стр.