Главная
страница 1
Правительство Российской Федерации Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Государственный университет –
Высшая школа экономики»

Факультет психологии

Программа дисциплины

Мастерство психологического консультирования

Для направления 030300.68 – «Психология»

подготовки магистра

Автор: Ю.Г. Овчинникова (jovchinnikova@hse.ru)



Рекомендована секцией УМС


Секция «Психология»

Председатель


___________ В.А. Штроо

«___» __________ 2010 г.


Одобрена на заседании


кафедры общей и экспериментальной психологии

Зав. кафедрой


____________ А.К. Болотова

«___» __________ 2010 г.



Утверждена УС


факультета психологии

Ученый секретарь


__________ Е.Б. Старовойтенко
«___» __________ 2010 г.





Москва 2010


Аннотация
Дисциплина «Мастерство психологического консультирования» ориентирована на подготовку магистров по специальности «Психология». Она углубляет, развивает и интегрирует знания студентов в области психологии личности, психологического консультирования акцентом на их практическом освоении и последующем использовании в практике психологического консультирования и психотерапии. Содержание дисциплины базируется на основных идеях, методах и практиках психотерапевтических систем, ориентированных на сущность человека (юнгианский анализ, клиент-центрированный подход). Особое значение придается рефлексии студентами своей личности, собственного вклада в консультативный процесс, а также рефлексии психотерапевтических отношений.

Изучение дисциплины предполагает знание студентами психологии личности, психологии мотивации и эмоций, возрастной психологии, основных психотерапевтических систем, владение базовыми навыками психологического консультирования. В завершении данного курса студенты должны уметь компетентно проводить психологическое консультирование.


Цель курса - освоение студентами теоретических знаний, основных и дополнительных практических умений и навыков, необходимых в работе психолога-консультанта. В рамках курса акцент делается не только на освоении отдельных техник и практик психологического консультирования, но и на интегральном видении личности, на целостности субъекта, обратившегося за психологической помощью.

Учебные задачи:

  • Сформировать адекватные представления о возможностях и ограничениях психологического консультирования в системе психологической теории и практики.

  • Познакомить с основными принципами и базовыми техниками психологического консультирования по личностным проблемам.

  • Организовать практическое освоение консультативных навыков в реальном режиме консультирования с супервизией опытного психолога-консультанта.

  • Заложить основы формирования профессиональной идентичности психолога-консультанта.



Тематический план учебной дисциплины

п/п

Наименование темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятель-ная работа

Лекции

Семинары и практ. занятия

I

Мастерство психологического консультирования

72

12

12

48

1

Понятие мастерства: возможности и ограничения мастера.

10

2

2

6

2

Принципы практической психотерапии. Психопатология.

14

2

2

10

3

Базовые техники психологического консультирования .

20

4

4

12

4

Психотерапевтическое пространство и понятие границ.

12

2

2

8

5

Личность психолога: рефлексия и психогигиена.

16

2

2

12

II

Компетенции психолога-консультанта

90

20

20

50

6

Арт-терапевтические методы в психологическом консультировании

16

4

4

8

7

Анализ сновидений

16

4

4

8

8

Проблемы зависимого поведения.

12

2

2

8

9

Работа с травмой.



12

2

2

8

10

Деструктивный кризис: депрессия. Суицид.



16

4

4

8

11

Основы кризисной интервенции



18

4

4

10




ИТОГО

162

32

32

98


Формы контроля:

  • текущий контроль: оценки посещаемости и активности на лекционных и практических занятиях;

  • промежуточный контроль: эссе;

  • итоговый контроль: экзамен.


Методика формирования результирующей оценки промежуточного контроля:
При получении результирующей оценки учитываются: оценка за работу на семинарских занятиях Oсем, оценка за эссе Оэс, оценка за экзамен Оэкз.

1. Оценки относительной важности

Wсем

0.4


Wэс

0.3


Wэкз

0.3


2. Если у студента по 10-балльной шкале

Oсем

6


Оэс

8


Оэкз

7


Оср = Wсем * Oсем + Wэс * Оэс + Wэкз * Оэкз = 7.1

После округления Оср = 7

Базовый учебник

  1. Мастерство психологического консультирования / Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. СПб.: Речь, 2010. – 229с.

  2. Ялом И. Дар психотерапии (открытое письмо новому поколению терапевтов и их пациентам). – М.: Эксмо, 2007. – 352 с.


Содержание программы.
Раздел I. Мастерство психологического консультирования


Тема 1. Понятие мастерства: возможности и ограничения мастера.


Психологическое консультирование, психотерапия, психоанализ: их соотношение. Мастерство как психологическая зрелость: знание своих возможностей и ограничений как психолога-консультанта. Первая встреча: определение запроса и уровня проблемы клиента. Явный и скрытый запрос. Схема Э. Эриксона (в адаптации К.Ягнюка).
Основная литература.

    1. Мастерство психологического консультирования / Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. СПб.: Речь, 2010. – 229с.
    2. Ялом И. Дар психотерапии (открытое письмо новому поколению терапевтов и их пациентам) / Пер. с англ. Ф.Прокофьева. – М.: Эксмо, 2007. – 352 с.




Дополнительная литература.


  1. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. – М.: Класс, 1998. – 325 с.

  2. Глэддинг Сэмюэль. Психологическое консультирование. Питер, 2002.

  3. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.

  4. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.


Тема 2. Принципы практической психотерапии. Психопатология.


Основные возражения против использования понятия «психопатология». Психопатология как поиск смысла душевных страданий (Самуэльс). Научный и поэтический взгляды на психопатологию. Оппозиция феноменология – этиология. Раненный целитель (Гюгенбуль-Крейг). Принципы практической психотерапии. Понятие конструкции и деконструкции. Принцип «две психики в комнате».

Основная литература.



  1. Мастерство психологического консультирования / Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. СПб.: Речь, 2010. – 229с.

  2. Ялом И. Дар психотерапии (открытое письмо новому поколению терапевтов и их пациентам). – М.: Эксмо, 2007. – 352 с.

Дополнительная литература.



  1. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. – М.: Класс, 2001. – 476 с.


Тема 3. Базовые техники психологического консультирования .

Техники эмпатического слушания: перефразирование, отражение чувств клиента, накопление согласий, прояснение смысла. Интеллектуальная и эмоциональная интерпретации. Принцип здесь-и-сейчас. Этапы построения консультативного процесса. Эмоциональная и когнитивная стороны консультативной сессии. Установление контакта: психологические приемы и условия. Определение проблемы клиента как предмета психотерапевтической работы. Точка максимальной боли (Р. Хиншелвуд). Клинические задачи и технические ошибки первой встречи. Перенос и контрперенос, их влияние на консультативный процесс. Организационные вопросы процесса консультирования и их содержательное отражение. Супервизия в практике работы психолога- консультанта. Виды ошибочных установок психолога-консультанта.


Основная литература.

  1. Мастерство психологического консультирования / Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. СПб.: Речь, 2010. – 229с.
  2. Ялом И. Дар психотерапии (открытое письмо новому поколению терапевтов и их пациентам) / Пер. с англ. Ф.Прокофьева. – М.: Эксмо, 2007. – 352 с.




Дополнительная литература.

  1. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. – М.: Класс, 1998. – 325 с.


  2. Глэддинг Сэмюэль. Психологическое консультирование. Питер, 2002.

  3. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.

  4. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.


Тема 4. Психотерапевтическое пространство и понятие границ.

Границы как функция психики. Ответственность психолога. Двойственная природа границ (М. Стайн, В. Калиненко). Дифференциация и интеграция. 4 аспекта профессиональных границ. Признаки проблем с границами. Роль субъективности терапевта: личные отношения в безличных рамках (Дж. Холл).


Основная литература.

  1. Мастерство психологического консультирования / Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. СПб.: Речь, 2010. – 229с.
  2. Ялом И. Дар психотерапии (открытое письмо новому поколению терапевтов и их пациентам) / Пер. с англ. Ф.Прокофьева. – М.: Эксмо, 2007. – 352 с.




Дополнительная литература.


  1. Стайн М. Трансформация. Проявление самости. М.: Когито, 2007. – 221с.

  2. Якоби М. Встреча с аналитиком. М.: Когито, 2007. – 144с.


Тема 5. Личность психолога: рефлексия и психогигиена.

Значение рефлексии и самопознания. Диффузия внимательности к себе. Роль переноса и контрпереноса. Феноменологический взгляд. Самокритичность терапевта. Уникальность терапевтического отношения. Личная вовлеченность терапевта. Личная терапия.


Основная литература.

  1. Мастерство психологического консультирования / Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. СПб.: Речь, 2010. – 229с.
  2. Ялом И. Дар психотерапии (открытое письмо новому поколению терапевтов и их пациентам) / Пер. с англ. Ф.Прокофьева. – М.: Эксмо, 2007. – 352 с.




Дополнительная литература.


  1. Кейсмент П. Обучение на наших ошибках. – Алматы: Дарын, 2005. – 206с.

  2. Стайн М. Трансформация. Проявление самости. М.: Когито, 2007. – 221с.

  3. Якоби М. Встреча с аналитиком. М.: Когито, 2007. – 144с.

Раздел II. Компетенции психолога-консультанта
Тема 6. Арт-терапевтические методы в психологическом консультировании

Метафора, образ, рисунок в консультировании. Обращение к невербальным техникам: их место и роль в процессе консультирования. Рисуночные техники: «каракули» Д. Винникота, рисунок проблемы, рисунок актуальной ситуации. Роль материала (пастель, акварель, пальчиковые краски, гуашь, бумага, стекло). Общие представления о работе с глиной, песком.


Основная литература.

  1. Мастерство психологического консультирования / Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. СПб.: Речь, 2010. – 229с.

  2. Ялом И. Дар психотерапии (открытое письмо новому поколению терапевтов и их пациентам) / Пер. с англ. Ф.Прокофьева. – М.: Эксмо, 2007. – 352 с.



Дополнительная литература.


  1. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя ...». М.: Класс, 1996. – 224с.

  2. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002. – 368с.

  3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256с.


Тема 7. Анализ сновидений.

Общие положения работы со сновидениями. Сон как образ проблемы клиента. Цель работы со снами: удержание смысла, комплексное видение личности. Приемы работы со снами (первые сны в терапии, повторяющиеся и эмоциогенные сны, актуальные сны, рекомендация фиксировать сны). Прогностическая функция сновидения. Структура сновидения. Виды интерпретаций сновидений и отдельных объектов сна. 3 уровня ассоциаций: личные, коллективные, архетипические. Схема анализа сновидения. Сновидения как компенсация сознательной установки. 3 основных типа тревожных сновидений.


Основная литература.



  1. Мастерство психологического консультирования / Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. СПб.: Речь, 2010. – 229с.

  2. Ялом И. Дар психотерапии (открытое письмо новому поколению терапевтов и их пациентам) / Пер. с англ. Ф.Прокофьева. – М.: Эксмо, 2007. – 352 с.



Дополнительная литература.


  1. Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Медков С.Б., «Серебряные нити», 2008. – 352с.


Тема 8. Проблемы зависимого поведения.

Химическая зависимость (алкоголизм, наркомания): определение, основные проблемы (контрперенос, роль спасателя, механизм отрицания). Мотивация употребления алкоголя. Значение эмоционального синдрома в развитии химической зависимости. Симптомы; система отрицания как часть болезни. Особенности психологической работы. Наркомания: признаки и виды наркотиков. Со-зависимость: основные роли в созависимых семьях. Созависимость и ее преодоление. Игровая зависимость: мотивация патологического гемблинга.


Основная литература.

  1. Мастерство психологического консультирования / Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. СПб.: Речь, 2010. – 229с.

  2. Ялом И. Дар психотерапии (открытое письмо новому поколению терапевтов и их пациентам) / Пер. с англ. Ф.Прокофьева. – М.: Эксмо, 2007. – 352 с.



Дополнительная литература.


  1. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. М., 2009.

  2. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. М.: Класс, 2007. – 232с.


Тема 9. Работа с травмой.

Понятие травмы как непереносимого душевного страдания (Д. Калшед). Травма рождения, травма отвержения, кумулятивная травма, трансгенерационные травмы. 7 категорий травмы (Грин). Система самосохранения психики и основные защиты. Диссоциация. Повторная травматизация. Отражение темы травмы в мифологии и фольклоре. Основные принципы работы с травмой.


Основная литература.

  1. Мастерство психологического консультирования / Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. СПб.: Речь, 2010. – 229с.

  2. Ялом И. Дар психотерапии (открытое письмо новому поколению терапевтов и их пациентам) / Пер. с англ. Ф.Прокофьева. – М.: Эксмо, 2007. – 352 с.



Дополнительная литература.


  1. Калшед Д. Внутренний мир травмы. М.: Академический Проект, 2001. – 368с.

  2. Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Медков С.Б., «Серебряные нити», 2008. – 352с.


Тема 10. Деструктивный кризис: депрессия. Суицид.

Симптомы депрессии, проблемы, под которые маскируется депрессия. Генетические истоки депрессии. Нормальная и патологическая депрессия. Терапия депрессивных состояний. Мифы о суициде. Признаки суицидального поведения. Суицид как расстройство личности: сужение мышления и непереносимая душевная боль (Шнейдман). Помощь клиенту, совершившему попытку самоубийства. Помощь психологу, работающему с суицидальным клиентом.


Основная литература.

  1. Мастерство психологического консультирования / Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. СПб.: Речь, 2010. – 229с.

  2. Ялом И. Дар психотерапии (открытое письмо новому поколению терапевтов и их пациентам) / Пер. с англ. Ф.Прокофьева. – М.: Эксмо, 2007. – 352 с.



Дополнительная литература.


  1. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства. - М.: Класс, 2001. – 456 с.

  2. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. – М.: Класс, 2001. – 476 с.

  3. Шнейдман Э. Душа самоубийцы. М.: Смысл, 2001. – 316с.


Тема 11. Основы кризисной интервенции.

Понимание кризиса как конструктивного процесса, способствующего развитию личности. Самоисцеление психики (К.Г. Юнг). Травматический и личностный кризисы. Особенности травматического кризиса, три стадии кризисного процесса. Основные принципы кризисной интервенции (Дж. Каплан). Факторы, способствующие конструктивному разрешению кризиса личности.


Основная литература.



  1. Мастерство психологического консультирования / Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. СПб.: Речь, 2010. – 229с.

  2. Ялом И. Дар психотерапии (открытое письмо новому поколению терапевтов и их пациентам) / Пер. с англ. Ф.Прокофьева. – М.: Эксмо, 2007. – 352 с.



Дополнительная литература.


  1. Овчинникова Ю.Г. К проблеме интервенций в ситуации кризиса личности: от теории к практике //Культурно-историческая психология. 2010. №3. – C. 93-98.

  2. Овчинникова Ю.Г. О путях разрешения кризиса личностной идентичности// Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 2003. - №4. С.37-45.

  3. Франкл В. Психотерапия на практике. Спб.: Ювента, 1999. – 251 с.



Формы работы на практических занятиях





  1. Консультативная работа в тройках. Отработка консультативных техник и навыков

  2. Анализ конкретных консультативных случаев.

  3. Просмотр видеозаписей консультативных случаев.

  4. Супервизия консультативной работы внутри группы. Анализ консультативной сессии по выделенным критериям. Тренировка навыков безоценочного наблюдения и фиксации событий наблюдения.

  5. Построение и анализ консультативных отношений. Тренировка навыков определения переноса и контрпереноса в психологическом консультировании

  6. Интервизия индивидуальных консультативных сессий


Тематика заданий по различным формам текущего контроля:

Тематика эссе: Анализ случая (консультативной сессии)


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины:

Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу



  1. Консультирование, психотерапия, психоанализ, юнгианский анализ: сравнительный анализ.

  2. Понятие и виды психопатологии.

  3. Способы установления контакта. Принцип здесь-и-сейчас.

  4. Понятие психотерапевтических границ: определение и проблемы.

  5. Структура анализа сновидений.

  6. Основные принципы арт-терапии.

  7. Роль личности психолога в процессе психологического консультирования. Личностные изменения клиента и психолога-консультанта.

  8. Проблема переноса и контрпереноса.

  9. Специфика психотерапевтического контакта.

  10. Понятие и виды психологической травмы.

  11. Зависимое поведение: алкоголизм, наркомания, гэмблинг.

  12. Работа с созависимыми семьями.

  13. Депрессия: признаки и подходы к лечению.

  14. Суицид как болезнь личности.

  15. Деструктивный и конструктивный кризис. Пути выхода.

  16. Основы кризисных интервенций.



Автор программы: ___________________________________ Овчинникова Ю.Г.


Смотрите также:
Программа дисциплины Мастерство психологического консультирования Для направления 030300. 68 «Психология» подготовки магистра
131.62kb.
1 стр.
Программа дисциплины Организационная психология для направления 030300. 68 «Психология»
207.33kb.
1 стр.
Программа дисциплины Основы организационной психологии для направления 030300. 62 «Психология»
187.29kb.
1 стр.
Программа дисциплины Социальная психология (2 -3 курс) для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра
603.2kb.
5 стр.
Программа дисциплины Социальная психология (2 курс) для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра
411.4kb.
4 стр.
Программа дисциплины Методика преподавания психологии для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра
297.98kb.
1 стр.
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой направления
889.12kb.
5 стр.
Программа дисциплины институциональная экономика для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра
180.46kb.
1 стр.
Программа дисциплины "Крупная корпорация как субъект публичной политики. Корпоративное гражданство"  для направления
365.99kb.
4 стр.
Программа дисциплины Психология межличностного взаимодействия для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра
107.76kb.
1 стр.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
163.49kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины история психологии направление подготовки 030300 психология профиль подготовки
1076.36kb.
6 стр.