Главная
страница 1страница 2страница 3
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
25 сентября 2001 г.
N 2510/9978-01-34
САНИТАРНО - ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПОСТРАДАВШИХ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
Авторы: Г.Г.Онищенко, А.А.Шапошников, Н.И.Батрак, П.К.Шумилов, Ю.М.Федоров, Н.Н.Волков, Ю.В.Божко, Б.В.Гребенюк.
Разработана рациональная система санитарно - гигиенических, профилактических и противоэпидемических мероприятий, обеспечивающих эпидемиологическое благополучие пострадавших и вынужденных переселенцев в чрезвычайной ситуации.

Определен комплекс мероприятий, позволяющий эффективно предотвратить возникновение, распространение инфекционных заболеваний среди эвакуированных, а также обеспечить эпидемиологическую защищенность спасателей и местного населения в местах временного размещения пострадавших и вынужденных переселенцев из зоны ЧС.

При разработке системы профилактических и санитарно - эпидемиологических мероприятий использован опыт обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия вынужденных переселенцев из Чеченской Республики в городках временного проживания во время проведения антитеррористической операции 1999-2000 гг.

Методические рекомендации предназначены для врачей - организаторов, специалистов санитарно - эпидемиологического профиля, а также других специалистов, участвующих в ликвидации медико - санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель

министра здравоохранения

Российской Федерации,

Главный государственный

санитарный врач

Российской Федерации

Г.Г.ОНИЩЕНКО

24.09.2001 г.
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение эпидемиологического благополучия пострадавшего населения является одной из главных задач при ликвидации медико - санитарных последствий ЧС.

Эта задача решается путем организации и проведения комплекса профилактических и санитарно - противоэпидемических мероприятий, для осуществления которых привлекаются силы и средства МЧС России, ВСМК, санитарно - эпидемиологических учреждений Минздрава, Минобороны, МВД, МПС России и других ведомств и служб. Организующую и координирующую роль при этом играют формирования санитарно - эпидемиологической службы и центры медицины катастроф разного уровня, в зависимости от масштаба и характера ЧС. На специализированные формирования возлагается осуществление первичных противоэпидемических мероприятий, которые способны выполнить только хорошо подготовленные специалисты санитарно - эпидемиологической службы. Эта работа требует заблаговременной подготовки, что отражается в планах всех заинтересованных служб в объеме их компетенции.

Опыт обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия вынужденных переселенцев из Чеченской Республики в городках временного проживания во время известных событий 1999-2000 гг. наглядно продемонстрировал эффективность мероприятий. Городки временного проживания вынужденных переселенцев, эвакуированных из районов активных боевых действий при проведении антитеррористической операции в Чеченской Республике, были развернуты как на территории самой Республики (5 городков общей вместимостью 10 600 чел., где было размещено 10 540 чел., в том числе 4 151 ребенок), так и на территории Республики Ингушетии (7 городков общей вместимостью 55 140 чел., в которых разместили 41 966 эвакуированных, в том числе 18 613 детей).

Организация и проведение экстренных санитарно - противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях строятся на общих принципах охраны здоровья, оказания медицинской помощи населению в районах бедствия, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний. При этом учитываются медико - социальные особенности санитарно - эпидемиологического обеспечения населения, резкое изменение условий его жизнедеятельности.

Обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия пострадавших в ЧС достигается:

- санитарно - эпидемиологическим надзором за соблюдением санитарных норм и правил размещения, питания, водоснабжения, банно - прачечного обслуживания населения, эвакуируемого из зоны ЧС, как на этапах эвакуации, так и в местах его временного проживания;

- организацией гигиенической экспертизы и лабораторного контроля продовольствия и питьевой воды;

- проведением комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению заноса, возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди эвакуируемого населения, по локализации и ликвидации возникших эпидемических очагов.

- медицинским контролем за захоронением погибших и умерших от инфекционной патологии и других причин.
1. САНИТАРНО - ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПОСТРАДАВШИХ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ПРИ ИХ ЭВАКУАЦИИ

ИЗ ЗОНЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
1.1. В зависимости от масштаба и характера ЧС население эвакуируется из зоны ЧС на несколько дней, месяцев, а в некоторых случаях и без возвращения на прежнее место жительства. При всех ситуациях наибольшую сложность представляют сроки его эвакуации, первые часы и дни временного размещения в безопасных зонах с учетом вероятности возникновения санитарно - эпидемиологических осложнений. Организация мобильных комплексов средств для сохранения здоровья населения в чрезвычайных ситуациях направлена на решение вопросов жизнеобеспечения переселенцев на первых этапах ликвидации медико - санитарных последствий ЧС.

Санитарно - противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайной ситуации организуется непосредственно в ее зоне, а затем на путях эвакуации, вплоть до мест размещения эвакуированных.

1.2. Под эвакуацией понимается организованный вывод или вывоз и размещение вне зоны бедствия пострадавшего населения.

При организации эвакуации населения органами местной власти определяются численность пострадавших, очередность и сроки их эвакуации, маршруты следования до пунктов расселения или промежуточных пунктов. Для определения очередности эвакуации и размещения в местах (мобильных комплексах) первичного жизнеобеспечения все население распределяется на группы. Такое распределение необходимо учитывать при проведении санитарно - противоэпидемических мероприятий.

Первичное жизнеобеспечение населения в ЧС включает прием и временное (от 3 до 45 сут.) размещение населения, организацию его питания, водоснабжения, коммунально - бытового, медицинского, социально - правового обеспечения.

1.3. Для обеспечения эвакуации пострадавших в ЧС создаются СЭП, которые осуществляют сбор, регистрацию эвакуируемого населения, отправку его на пункты посадки. В штат СЭП входят: руководитель, представители от местных органов власти и МЧС России, а также медицинский персонал: врач - терапевт, врач - эпидемиолог, медсестра, два помощника санитарного врача, два санитара, выполняющие обязанности дезинфекторов, и шофер (УАЗ-469 или санитарный автобус). СЭП за сутки может организовать эвакуацию 10 тыс. чел. пострадавших. При определении количества СЭП и мест их размещения учитывают численность эвакуируемого населения по видам транспорта, удобство сбора и отправки людей. При вывозе людей железнодорожным транспортом СЭП размещают вблизи железнодорожных станций, водным - пристаней, автотранспортом - автостанций, воздушным транспортом - на аэродромах, сохранившихся в районе ЧС.

1.4. Санитарно - эпидемиологическая служба и органы здравоохранения организуют медицинское обеспечение эвакуируемого населения, представляющее комплекс лечебных, санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Эти мероприятия проводятся на СЭП, в пунктах посадки и высадки, в пути следования, на ПЭП и в местах расселения.

1.5. Во время эвакуации санитарно - противоэпидемическое обеспечение переселенцев включает:

- организацию контроля за поддержанием удовлетворительного санитарного состояния мест и помещений временного пребывания эвакуированных, изоляторов для размещения инфекционных больных;

контроль за соблюдением санитарно - гигиенических правил снабжения питьевой водой и хранением пищевых продуктов;

- обеспечение населения индивидуальными средствами обеззараживания воды (ТЕТРИС, БИП-1, ОНИКС, Родник);

- организацию эпидемиологического наблюдения, выявление инфекционных больных и их госпитализацию;

- контроль за организацией банно - прачечного обслуживания населения в местах его расселения;

- борьбу с насекомыми и грызунами, контроль за уборкой и обеззараживанием нечистот и пищевых отбросов на маршрутах движения и в районах расселения.

Выполнение вышеперечисленных санитарно - противоэпидемических мероприятий возлагается на медицинский состав СЭП, который при необходимости усиливается СЭО или СЭБ, а также инфекционной бригадой из состава БСМП. Материальное обеспечение этих формирований возлагается на формирующие учреждения (ЦГСЭН и ЛПУ).

1.6. Следует учитывать, что объем и характер противоэпидемического обеспечения населения могут существенно меняться в зависимости от местных условий и возможностей, к которым относятся:

- коммунальное благоустройство;

- санитарное состояние населенных пунктов;

- иммунный статус населения;

- инфекционная заболеваемость среди пострадавших;

- укомплектованность медицинскими кадрами;

- коечная сеть инфекционных больниц (отделений), в том числе и резервы для ее дополнительного развертывания (из расчета 15 инфекционных коек на 1 тыс. эвакуированных);

- количество и пропускная способность банно - прачечных учреждений, дезинфекционных средств и техники и т.п. Потребность определяется из расчета ежедневной санитарной обработки 10% эвакуированного населения.

Перечисленными сведениями должна располагать каждая территориальная (краевая, областная, городская) санитарно - эпидемиологическая служба.

1.7. Санитарно - эпидемиологическое обслуживание эвакуируемого населения возлагается в пунктах отправления, прибытия и размещения, а также в пути следования по шоссейным и грунтовым дорогам возлагается на территориальные отделы здравоохранения, центры санитарно - эпидемиологического надзора (областные, краевые, городские, районные), а в пути следования по железным дорогам - на медико - санитарные органы МПС России, по водным путям сообщения - на медико - санитарные органы водного транспорта,

1.8. Санитарно - эпидемиологическая служба республики в составе РФ, области, края несет полную ответственность за санитарно - противоэпидемическое обеспечение и выделяет из санитарно - эпидемиологических учреждений врачей в состав СЭО или СЭБ для руководства всеми мероприятиями по обслуживанию эвакуированных. В их обязанности вышеуказанных специалистов входит:

- выяснение медико - санитарных условий размещения эвакуированного населения;

- участие в выборе и оборудовании помещений в местах отправки, прибытия и окончательного размещения, а также санитарно - эпидемиологический надзор за ними;

- организация медицинских осмотров эвакуируемых и оказание им медицинской помощи; проведение мероприятий по санитарной обработке;

- проведение по эпидпоказаниям экстренной специальной и специфической профилактики;

- организация и проведение санитарно - эпидемиологического надзора во время следования в поездах, судах, по шоссейным дорогам, на самолетах;

- осуществление санитарно - эпидемиологического надзора за местами питания и водоснабжения.

1.9. По предложению санитарно - эпидемиологической службы для выполнения указанных мероприятий привлекаются к непосредственной работе по санитарно - эпидемиологическому обеспечению ЛПУ всех ведомств, а также ведомственные медико - санитарные службы, которые выделяют медицинский персонал для работы в составе специализированных формирований (СЭО, СЭБ, БСМП и др.). Санитарно - эпидемиологическая служба на местах при эвакуации отдельных групп населения из районов ЧС должна иметь сведения о контингенте эвакуируемых, сроках эвакуации, установленных маршрутах.

Ответственные лица за санитарно - противоэпидемическое обеспечение эвакуируемых должны иметь постоянную связь с административными органами, осуществляющими эвакуацию.

1.10. Все мероприятия по санитарно - противоэпидемическому обеспечению эвакуируемых на местах сбора и при формировании поездов проводятся местным территориальным госсанэпиднадзором, который привлекает при необходимости другие органы и учреждения различных ведомств.

Санитарно - эпидемиологическая служба проверяет состояние помещений, выделенных для сборных пунктов эвакуируемых, с точки зрения:

- соответствия нормам размещения ожидаемых контингентов;

- приведения их в удовлетворительное санитарное состояние (очистка, дезинфекция);

- наличия необходимого оборудования (скамьи, столы, умывальники, койки, нары);

- утепления в зимнее время.

1.11. Для размещения населения на ВПСП установлены нормы из расчета 3,75 кв. м на каждого пострадавшего с учетом развертывания ППП и ППВС. Для размещения пострадавших в общежитиях и других помещениях, в палаточных городках минимальная норма площади должна составлять 3,0-3,5 кв. м на человека. В медицинских учреждениях и формированиях, в местах сбора пострадавшего населения, особенно в зимнее время, и в районах катастрофического затопления, необходимо иметь сушильные комнаты для одежды и обуви площадью 15-18 кв. м на 100 чел. Продолжительность просушивания не более 8 ч. Температура воздуха для просушивания шерстяной и хлопчатобумажной одежды должна поддерживаться на уровне 60 град. С, для просушивания обуви и меховой одежды - 40 град. С.

Температура воздуха в помещениях, где находятся пострадавшие, не должна быть ниже 18 град. С при средней относительной влажности 35-65%. Во избежание чрезмерного охлаждения пострадавших тюфяки, кровати, подстилки, нары и т.д. следует располагать на расстоянии 0,5-0,8 м от наружных стен.

Нормы расхода воды для нужд пострадавших и инфекционных больных, поступающих на лечение, составляют в сутки: 1 чел. - 10 л, на 1 больного, находящегося на стационарном лечении - 75 л, на обмывку - 45 л.

При размещении населения в палаточном городке или временных городках другого типа оборудуются ровики из расчета: один ровик шириной 0,3 м, глубиной 0,5 м и длиной 1 м на 20 человек. Допускается устраивать ровики параллельно один другому на расстоянии 1-2 м. Они должны располагаться ниже источников воды и на расстоянии не менее 200 м от них. После каждого пользования ровиком нечистоты необходимо сразу же подвергать дезинфекции и засыпать слоем земли.

Помещения должны быть обеспечены туалетами с достаточным количеством очков, из расчета: 1 очко на 20 женщин и 1 очко на 40 мужчин. Для проведения санитарной обработки должны быть использованы городские бани или подвижные дезинфекционно - душевые установки (ДДА, ДДП и др.).

1.12. В СЭП все эвакуируемые регистрируются по установленной форме и проходят обязательный медицинский осмотр, осуществляемый медицинским персоналом СЭПа (врач, медсестра и др.). Количество медицинского персонала, проводящего медосмотр, может быть увеличено местным органом здравоохранения в зависимости от числа эвакуируемых и срочности их отправки.

При осмотре выделяются лихорадящие, подозрительные на инфекцию лица, не подлежащие дальнейшей эвакуации. При наличии показаний санитарно - эпидемиологической службой проводятся мероприятия по экстренной профилактике и массовым предохранительным прививкам.

1.13. Противоэпидемические мероприятия в пути следования включают:

- выявление, изоляцию и госпитализацию инфекционных больных в близлежащие больницы, расположенные на путях эвакуации;

- санитарный надзор за пунктами питания, обеспечением доброкачественной питьевой водой; дезинфекционные мероприятия.

Каждый поезд, морские и воздушные суда должны иметь медицинский персонал, назначенный территориальными органами здравоохранения в местах отправки и выполняющий одновременно функции санитарного надзора (врач, фельдшер, медсестра, помощник эпидемиолога, дезинфектор - в зависимости от количества эвакуируемых).

1.14. В случае эвакуации пострадавшего населения на пассажирских поездах медицинский персонал:

- осуществляет периодический обход всех вагонов;

- выявляет больных и оказывает им медицинскую помощь;

- извещает органы здравоохранения об имеющихся случаях инфекционных заболеваний;

- изолирует инфекционными больных;

- эвакуирует больных в стационарные учреждения здравоохранения;

- контролирует санитарное состояние вагонов;

- ведет санитарный дневник.

Ориентировочно число медицинских работников, сопровождающих поезд с пострадавшим населением, определяется из расчета:

до 300 чел. - фельдшер и медицинская сестра;

от 300 до 500 чел. - врач и медсестра;

от 500 до 1000 чел. - врач и 2 медсестры.

В каждом вагоне из числа пассажиров назначается особое лицо для санитарного надзора - санитарный уполномоченный.

Указанные нормы медицинского персонала должны быть увеличены при эвакуации детских групп и больных.

В каждом поезде выделяются отдельные купе и (или) вагоны для временного размещения больных. Медицинский персонал поезда обязан иметь медицинскую укладку с аптечкой и перевязочным материалом, антибиотики для экстренной профилактики, дезинфицирующие средства. Для матерей с детьми выделяются отдельные вагоны или купе с добавочным детским оборудованием. Все рестораны и буфеты при железнодорожных станциях должны снабжать эвакуируемых горячей водой и пищей, а детей - молоком.

При обнаружении в пути больных и подозрительных на особо опасные инфекции снимают с поезда на ближайшей станции, имеющей ЛПУ или изоляционный пропускной пункт. Больницы обязаны по телеграфному уведомлению подготовиться к приему инфекционных больных.

Все ЛПУ и санитарно - эпидемиологические учреждения железнодорожного, водного и воздушного транспорта должны быть готовы к оказанию необходимой помощи эвакуируемым и усилению для этой цели санитарно - эпидемиологического надзора.

1.15. При появлении в поезде 20 и более инфекционных больных или в случае особо опасного инфекционного заболевания эвакуируемые и поездная бригада подвергаются карантинизации, проводится весь комплекс противоэпидемических мероприятий для скорейшей ликвидации эпидемической вспышки. При этом необходимо провести:

- тщательный медицинский осмотр всех эвакуируемых для выявления, изоляции и отправки в лечебные учреждения всех больных и подозрительных на инфекцию;

- экстренную общую, а при установлении диагноза - специальную профилактику;

- тщательную санитарную обработку эвакуируемых, дезинфекцию их вещей и вагонов (по необходимости).

1.16. В случае эвакуации автотранспортом по шоссейным и грунтовым дорогам территориальные органы здравоохранения организуют медицинские, а санитарно - эпидемиологические учреждения (центры) - санитарно - противоэпидемические мероприятия в группах эвакуируемых, исходя из наличия сил, средств и условий.

1.17. В местах прибытия эвакуируемых санитарно - эпидемиологическая служба:

- подбирает территорию (при землетрясении, катастрофическом затоплении, заражении АОХВ и др.) и населенные пункты области, благополучные по экологии и инфекционной заболеваемости, в том числе природно - очаговой, для размещения эвакуированных;

- участвует в развертывании и устройстве приемников - распределителей для временного размещения (палаточные городки, землянки и др.);

- при наличии эпидемических показаний проводит санитарную обработку прибывших людей и дезинфекцию их вещей;

- развертывает временные инфекционные стационары с привлечением бригад инфекционного профиля;

- осуществляет общий санитарный надзор в местах длительного расселения.

1.18. Лечебно - профилактические учреждения здравоохранения в пунктах прибытия пострадавших обеспечивают, в первую очередь, проведение медицинского осмотра детского контингента, оказание необходимой амбулаторно - поликлинической и стационарной помощи инфекционным больным, проведение экстренной профилактики.

1.19. Санитарно - эпидемиологическая служба, на территорию которой прибывают эвакуированные, ведет точный учет вышеперечисленных мероприятий и представляет отчетные данные по подчиненности.
2. САНИТАРНО - ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПОСТРАДАВШИХ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В МЕСТАХ

ВРЕМЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ
2.1. САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
2.1.1. Создание условий для проживания вынужденных переселенцев обеспечивается с учетом удовлетворения его первоочередных потребностей по установленным нормативам ЧС и СанПиН 2.1.2/3041-96:

- жильем, водой и продуктами питания, предметами первой необходимости;

следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации 25 сентября 2001 г. N 2510/9978-01-34
514.51kb.
3 стр.
Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине
234.06kb.
1 стр.
Д. В. Кузнецов Террористические акты 11 сентября 2001 г.: реакция за пределами США
240.88kb.
1 стр.
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»
1045.73kb.
11 стр.
Методические рекомендации по проведению Дня правовых знаний 1 сентября 2010 года
246.35kb.
1 стр.
Реабилитация больных с диплопией методические рекомендации
262.3kb.
1 стр.
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические рекомендации по изучению курса 89 и самостоятельной работе студентов 89
1898.59kb.
14 стр.
Методические рекомендации г. Москвы "кондитерские изделия для детей и подростков"
406.67kb.
1 стр.
Методические рекомендации по дисциплине «Основы корпоративной символики»
275.2kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов; 3 Методические рекомендации по выполнению курсовой работы (проекта)
299.96kb.
1 стр.
Методические рекомендации об организации контроля за соблюдением лицензионных
686.1kb.
4 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 22
547.12kb.
4 стр.