Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады по истории

7-8 класс
1. Прочитайте утверждения и ответьте на них да» или «нет». (5 баллов).
1. По утверждению Н.В. Гоголя сюжет «Ревизора» был подсказан ему А.С. Пушкиным.

2. Петр I и Карл XII были современниками.

3. Иван Грозный и Елизавета Тюдор были современниками.

4. Дело Веры Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Трепова, было передано властями на рассмотрение суда присяжных, и суд присяжных вынес вердикт «виновна».

5. Первым народным ополчением во время Смуты руководил Дмитрий Пожарский.

6. Северная война закончилась для России выходом в Черное море.

7. Успенский собор в Москве был построен во время княжения Ивана Калиты.

8.И.И.Левитан выдающийся итальянский художник.

9. В.И. Даль был составителем «Толкового словаря живого великорусского языка»

10. За время царствования Екатерины II значительно увеличилась численность населения в России.


2. Задания на соотнесение двух рядов данных.( 5 баллов)

1) Бастион

2) Реляция –

3) Кукрыниксы -

4) Дреговичи -

5) есаул -

6) викинги -


  1. Западники –

  2. Юрьев день –

  3. Земский собор –

  4. Военные поселения –

А) определенный законом срок, когда в России крестьянин имел право уйти от феодала

Б ) донесение об отдельных происшествиях во время войны, преимущественно о действиях собственных войск;

В) выдающаяся часть крепостной ограды, укрепление

Г) племенное объединение восточных славян, обитавшее по р. Припять и в более северных областях днепровского Правобережья

Д) творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев

Е) должность и звание (чин) в казачьих войсках

Ж) представители одного из направлений русской общественной мысли 40—50-х годов XIX века, выступали за ликвидацию крепостного права

З) особая организация войск в России в 1810—1857, совмещавших военную службу с занятием сельским хозяйством.

И) выходцы из Скандинавии, совершавшие в 9-11 вв. военные и торговые походы, в том числе на Русь

К) высшее сословно-представительское учреждение в России с середины XVI до конца XVII века
3. Ряды на определение принципа их построения. 5баллов

А) По какому принципу образован ряд: Кондратий Булавин, Степан Разин, Иван Болотников, Емельян Пугачев? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) «Жалованная грамота дворянству» , Указ о запрещении крепостным крестьянам жаловаться на помещика, Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»?_________________________________________________

_______________________________________________________________________

4. Ряды «на исключение».5 баллов

Исключите лишний элемент из предложенной ниже цепочки с объяснением:

А) С.Трубецкой, П.Пестель, Н.Муравьев, К.Рылеев, М.Милорадович,

лишний ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Церковь Петра и Павла в Кожевниках, Власьевская церковь, Храм Двенадцати Апостолов на Пропастех, церковь Покрова на Нерли лишний__________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Хронологические последовательности. 5 баллов

Расположите в хронологическом порядке деятельность исторических личностей:

А) 1.Иван Грозный 2. Иван Калита 3. Борис Годунов 4. Ярослав Мудрый 5. Александр Невский


Б) Расположите в хронологической последовательности :

1. Крымская война 2. Битва новгородцев с суздальцами 3. Бородинское сражение 4. Участие России в Семилетней войне 5. Битва под Аустерлицем



__________________________________________________
6. Задания на соотнесение.( 10 баллов)

Соотнесите слова с именем человека, который эти слова произнес.


  1. «Война, которую я веду против России, есть война политическая: я ее вел без враждебного чувства. Я хотел бы Россию избавить от бедствий, которые она сама на себя навлекла. Я мог бы вооружить наибольшую часть ее населения против ее же самой , провозгласив свободу рабов. Большое количество деревень меня об этом просило. Но когда я узнал грубость нравов этого многочисленного класса русского народа, я отказался от этой меры, которая предала бы смерти, разграблению и самым страшным мукам много семейств …» ___________________

2. "Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение крепостного состояния. Это несправедливо... Вы можете это сказать всем направо и налево. Я говорил то же самое предводителям, бывшим у меня в Петербурге. Но не скажу вам, чтобы я был совершенно против этого. Мы живем в таком веке, что со временем это должно случиться. Я думаю, что и вы одного мнения со мною; следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, чем снизу"._______________________
3. «Пробыв около 10 лет у дела земельного устройства, я пришел к глубокому убеждению, что в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная черная работа. Разрешить этого вопроса нельзя, его надо разрешать. В западных государствах на это потребовались десятилетия. Мы предлагаем вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!»___________________________
4. «Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, партизаны и партизанки! На вас смотрит весь мир, как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. На вас смотрят порабощенные народы Европы, подпавшие под иго немецких захватчиков, как на своих освободителей. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойными этой миссии! Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!»_________________________
5. У меня нет таких генералов, как ваши; я сам не такой полководец и администратор, как ваш император, но у меня хорошие солдаты, преданный мне народ, и мы скорее умрем с оружием в руках, нежели позволим поступить с нами, как с голландцами и гамбургцами. Но уверяю вас честью, что я не сделаю первого выстрела, я допущу вас перейти Неман и сам его не перейду; будьте уверены, что я не объявлю вам войны, я не хочу войны; мой народ хотя и оскорблен отношениями ко мне вашего императора, но так же, как и я, не желает войны, потому что он знаком с ее опасностями. Но если на него нападут, то он сумеет постоять за себя._________________________
А) Александр I

Б) Наполеон

В) А. Суворов

Г) Александр II

Д) П. Столыпин

Е) И. Сталин




7. Текст с пропусками. 10 баллов

А) Вставьте утерянные фрагменты документа.
«...Войска российские, будучи расположены по обширным границам и провинциям своего государства, для соединения своих частей должны были ___________________ безостановочно. Малочисленность их против многолюдства неприятеля не позволяла и думать, чтобы вступить в явный бой на границах империи...

В конце июля россияне достигают города __________________, и здесь воспоследовало благополучное соединение 1-й армии со второю под командою генерала от инфантерии князя _________________...

Россияне, переправясь через реку Днепр, стали на возвышенном месте перед городом, с которого картина ______________________ была чрезвычайно трогательна, печальна и разительна; неприятель открыл сильную канонаду множества батарей по городу, пожар разлился по оному во всех почти у лицах...

Российские войска 7-го числа августа от развалин и пепла города отступили и продолжали идти по дороге, ведущей к древней столице __________________, и неприятелю каждый шаг за ними был затруднителен и стоил крови».

Б) Найдите 5 ошибок в тексте, подчеркнув слова, которые, по-вашему мнению, искажают историческую правду.
«Разорение и террор, сопровождавшие опричнину, вкупе с последствиями неудачной Крымской войны и эпидемией чумы…, привели к глубокому экономическому кризису. Казалось, страна пережила вражеское нашествие. Необработанными оставались более половины земель.

Разруха ускорила освобождение крестьян. Причем опричнина способствовала освобождению от наиболее жестких форм крепостничества. Становление в результате опричного террора деспотического режима не отразилось и на положении дворянства.

Стабилизировал обстановку династический кризис. Все эти факторы вызвали к жизни самый глубокий и всеобъемлющий кризис российского общества, названный смутой, или Смутным временем».
8. Перед вами портреты российских монархов и руководителей нашего государства в разные периоды. 20 баллов

А) Напишите под портретом их имена. 8 баллов Заполните предлагаемую таблицу. Б)В левый столбец занесите имена монархов, а в правую – название нормативных документов, которые были приняты в в период их правления (управления) государством. (12 баллов)

Имя императора (императрицы)

Название документов

























А)







Б) 1«Новоторговый устав», 2«Судебник», 3«Соборное Уложение», 4«Стоглав», 5«Указ о посессионных крестьянах», 6отмена внутренних таможенных пошлин, 7Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», 8Указ об «обязанных крестьянах», 9Закон «Об общих началах предпринимательства в СССР»


9. Региональная история. 15 баллов

Перед вами портреты Почетных граждан Великого Новгорода. Напишите, пожалуйста, под портретом фамилии и род деятельности этих выдающихся людей.










10. Задания на анализ документов. 20 баллов

Прочтите отрывок из документа и дайте ответы на вопросы.

« По благословлению и совету святейшего Гермогена, патриарха Московского и всея Руси, и митрополитов… и всех чинов служилых людей великого Московского государства мы бояре да думные дьяки… приговорили о том … что послать бить челом к великому государю королю Польскому и великому князю Литовскому, чтоб великой государь пожаловал на Владимирское и на Московское и на ее великие государства Российского царства сына своего Владислава королевича…

А мы бояре дали гетману запись… королевичу, коли придет в царствующий град Москву, венчать на государство царским венцом по прежнему чину. А будучи королевичу на Российском государстве, церкви Божии иконам и чудотворным мощам поклоняться и почитать, костелов и иных молебных в Московском государстве нигде не ставить… А что дано церквям и в монастыри вотчин и угодий, не отнимать. Боярам и дворянам, и приказным всяким людям у всяких государственных дел быть по-прежнему; а польским и литовским людям на Москве ни у каких дел и по городам в воеводах и в приказных людях не быть. Прежних обычаев и чинов не переменять и московских и боярских родов приезжими иноземцами не понижать. А жалованье денежное и вотчины, кто имел, тому быть по-прежнему. Суду быть по прежнему обычаю и по судебнику Российского государства, а буде похотят в чем пополнити для укрепления судов и государю, на то поволить с думою бояр и всей земли.»


Вопросы

1. Назовите имя великого государя короля Польского.

2. Дайте комментарий к словам, выделенным курсивом.

3. Назовите хронологический период истории России, в который имело место описанное событие.

4. Объясните смысл условий, поставленных боярами.



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы. 7-8 кл

Зад. 1 5 б

1. да


2.да

3.да


4.нет

5.нет


6.нет

7.нет


8.нет

9.да


10.да
Зад 2 5 б

_1___в


2___б

3___д


4______г

5____е_


6___и_

7___ж


8____а

9_____к_


10__з__
3 зад 5 б

А) Руководители крупнейших социальных движений

Б) Документы (указы) , направленные на укрепление позиций дворянства

4 зад 5 б

А) Милорадович ( т.к. не был декабристом)

Б) Покрова на Нерли (т.к. не новгородская)


5 зад 5 б

А)45213


Б) 24531
6 зад 10 б

1-б Наполеон

2-г Александр II

3- д Столыпин

4-е Сталин

5-а Александр I

7 зад 10 б

А) Вставьте утерянные фрагменты документа.
Из воспоминаний современников.

«...Войска российские, будучи расположены по обширным границам и провинциям своего государства, для соединения своих частей должны были отступать безостановочно. Малочисленность их против многолюдства неприятеля не позволяла и думать, чтобы вступить в явный бой на границах империи...

В конце июля россияне достигают города Смоленска, и здесь воспоследовало благополучное соединение 1-й армии со второю под командою генерала от инфантерии князя Багратиона...

Россияне, переправясь через реку Днепр, стали на возвышенном месте перед городом, с которого картина Смоленска была чрезвычайно трогательна, печальна и разительна; неприятель открыл сильную канонаду множества батарей по городу, пожар разлился по оному во всех почти у лицах...

Российские войска 7-го числа августа от развалин и пепла города отступили и продолжали идти по дороге, ведущей к древней столице Москве, и неприятелю каждый шаг за ними был затруднителен и стоил крови».

Б) «Разорение и террор, сопровождавшие опричнину, вкупе с последствиями неудачной Крымской (Ливонской) войны и эпидемией чумы…, привели к глубокому экономическому кризису. Казалось, страна пережила вражеское нашествие. Необработанными оставались более половины земель.

Разруха ускорила освобождение (закрепощение) крестьян. Причем опричнина способствовала освобождению от(появлению)наиболее жестких форм крепостничества. Становление в результате опричного террора деспотического режима не отразилось (отразилось) и на положении дворянства.

Стабилизировал (обострил) обстановку династический кризис. Все эти факторы вызвали к жизни самый глубокий и всеобъемлющий кризис российского общества, названный смутой, или Смутным временем».
.
8 зад 20 б по 2 б за портрет, по 3 балла за каждую правильную строчку

Имя императора

Названия документов

Петр III

7

Николай I

8

Алексей Михайлович

13

Михаил Горбачев

9

9 зад 15 б

1. Нинель Николаевна Кузьмина, реставратор

2. Владимир Иванович Поветкин, музыковед, реставратор

3. Анатолий Малышев, худ.руководитель духового оркестра Нов.филармонии

4. Валентин Лаврентьевич Янин ученый, историк, археолог

5. Анатолий Михайлович Малякин, учитель химии
10 зад 20 б

1. Сигизмунд III 2 балла

2. бояре - высшее сословие древней и московской Руси

Вотчина - родовое наследственное земельное владение по древнерусскому праву 6 баллов

3. Смута 1598 – 1613 2 балла

4. Для сохранения православия и независимости Российского государства от польского короля, а также для сохранения своего влияния бояре выдвинули условия:

- принятие королевичем Владиславом православия и венчание на царство по православному обряду

- почитание православной церкви

- сохранение русских порядков и обычаев

- сохранение за боярами и дворянами всех чинов и званий

- соблюдение положений общерусского Судебника 10 б

Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады по истории

9 класс
1. Прочитайте утверждения и ответьте на них да» или «нет». (5 баллов).
1. По утверждению Н.В. Гоголя сюжет «Ревизора» был подсказан ему А.С. Пушкиным.__________

2. Петр I и Карл XII были современниками.___________

3. Иван Грозный и Елизавета Тюдор были современниками.______

4. Дело Веры Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Трепова, было передано властями на рассмотрение суда присяжных, и суд присяжных вынес вердикт «виновна».________

5. Первым народным ополчением во время Смуты руководил Дмитрий Пожарский.___________

6. Северная война закончилась для России выходом в Черное море._____

7. Успенский собор в Москве был построен во время княжения Ивана Калиты.___________

8.И.И.Левитан выдающийся итальянский художник.__________

9. В.И. Даль был составителем «Толкового словаря живого великорусского языка»__________

10. За время царствования Екатерины II значительно увеличилась численность населения в России.___________
2. Задания на соотнесение двух рядов данных.( 5 баллов)

1) Бастион

2) Реляция –

3) Кукрыниксы -

4) Дреговичи -

5) есаул -

6) викинги -


  1. Западники –

  2. Юрьев день –

  3. Земский собор –

  4. Военные поселения –

А) определенный законом срок, когда в России крестьянин имел право уйти от феодала

Б ) донесение об отдельных происшествиях во время войны, преимущественно о действиях собственных войск;

В) выдающаяся часть крепостной ограды, укрепление

Г) племенное объединение восточных славян, обитавшее по р. Припять и в более северных областях днепровского Правобережья

Д) творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев

Е) должность и звание (чин) в казачьих войсках

Ж) представители одного из направлений русской общественной мысли 40—50-х годов XIX века, выступали за ликвидацию крепостного права

З) особая организация войск в России в 1810—1857, совмещавших военную службу с занятием сельским хозяйством.

И) выходцы из Скандинавии, совершавшие в 9-11 вв. военные и торговые походы, в том числе на Русь

К) высшее сословно-представительское учреждение в России с середины XVI до конца XVII века

1________2__________3___________4______________5______________

6__________7__________8___________9______________10___________

3. Ряды на определение принципа их построения. 5баллов

А) По какому принципу образован ряд: Кондратий Булавин, Степан Разин, Иван Болотников, Емельян Пугачев? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) «Жалованная грамота дворянству» , Указ о запрещении крепостным крестьянам жаловаться на помещика, Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»?_____________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Ряды «на исключение».5 баллов

Исключите лишний элемент из предложенной ниже цепочки с объяснением:

А) С.Трубецкой, П.Пестель, Н.Муравьев, К.Рылеев, М.Милорадович,

лишний ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Церковь Петра и Павла в Кожевниках, Власьевская церковь, Храм Двенадцати Апостолов на Пропастех, церковь Покрова на Нерли лишний__________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Хронологические последовательности. 5 баллов

Расположите в хронологическом порядке деятельность исторических личностей:

А) 1.Иван Грозный 2. Иван Калита 3. Борис Годунов 4. Ярослав Мудрый 5. Александр Невский


Б) Расположите в хронологической последовательности :

1. Крымская война 2. Битва новгородцев с суздальцами 3. Бородинское сражение 4. Участие России в Семилетней войне 5. Битва под Аустерлицем

__________________________________________________


следующая страница >>
Смотрите также:
Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады по истории 7-8 класс Прочитайте утверждения и ответьте на них да» или «нет». (5 баллов). По утверждению Н. В. Гоголя сюжет
570.19kb.
4 стр.
Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 7-8 класс
298.16kb.
1 стр.
Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады по экономике 9-11 класс I
282.79kb.
1 стр.
Задания для отборочного этапа Всероссийской олимпиады по литературе (2011-2012 учебный год) 9 класс
14.71kb.
1 стр.
Задания для отборочного этапа Всероссийской олимпиады по литературе (2011-2012 учебный год) 11 класс
8.49kb.
1 стр.
Задания для отборочного этапа Всероссийской олимпиады по литературе (2011-2012 учебный год) 10 класс
9.83kb.
1 стр.
Задания для отборочного этапа Всероссийской олимпиады по литературе (2011-2012 учебный год) 11 класс
12.46kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению 1 (школьного) этапа всероссийской олимпиады школьников по английскому языку
417.29kb.
3 стр.
Всероссийская олимпиада школьников по экономике Муниципального этапа 10 класс Раздел
320.22kb.
1 стр.
Задания школьного этапа XXVIII всероссийской олимпиады школьников по биологии г. Москва – 2011-12 уч год
50.29kb.
1 стр.
Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии 2010- 2011 уч год 9 класс
7.32kb.
1 стр.
Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии в 2010-2011 учебном году 1
81.55kb.
1 стр.