Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 для 8 класса общеобразовательных школ «Культура края» авторы: Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В. Пояснительная записка (34 ч., 1 ч. в неделю, резерв времени) Главным объектом изучения является культура края. Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстетические ценности. В ходе изучения курса у учащихся развиваются познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины. Цель курса — сформировать у учащихся представления о культуре края как о части отечественной культуры. Задачи курса:
Огромные возможности в применении регионального компонента раскрываются в русле повышения эмоциональности предмета, образности раскрытия исторического прошлого, выхода на темы культуры повседневности, обращение к памятникам материальной и духовной культуры региона. Принципиальным отличием курса от других культурологических дисциплин является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл национальных художественных традиций в разных его проявлениях. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса изобразительное искусство, музыка и мировая художественная культура. Вопросы культуры как совокупности художественных ценностей, воплощенных в народном творчестве и профессиональном искусстве, стоят в центре краеведческой линии 8 класса. На территории Саратовской области располагаются уникальные культурные объекты, созданные поколениями проживающих народов. Памятниками архитектуры интересны города: Вольск, Хвалынск, Петровск, Аткарск, Красноармейск, Энгельс, Новоузенск, Балаково, Пугачев, Маркс. Саратовская область располагает огромным культурным потенциалом, который может служить основой возрождения и активизации культурной жизни всего региона. Главным смысловым стержнем программы должна стать связь искусства с жизнью человека.. Вопросы культуры края могут быть решены на базе практико- ориентированной работы учащихся через призму ученической исследовательской деятельности, через метод учебных проектов как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно ориентированного обучения, педагогики сотрудничества. Формами работы может быть посещение музеев, выставок, создание презентаций, творческих практических работ. Предлагаемый перечень объектов художественной культуры не является стабильным для каждого образовательного учреждения. Именно расширение поиска новых памятников, предметов, объектов искусства и других достопримечательностей является первоочередной задачей. Общие требования к знаниям и умениям по курсу «Культура края»: 1.Знать местные памятники истории и культуры, наиболее ценные в художественном отношении объекты каменной архитектуры, деревянного зодчества, монументальной скульптуры. 2. Знать имена художников и архитекторов, творческая деятельность которых связана с местным краем. 3. Знать мемориалы, связанные с жизнью и творческой деятельностью выдающихся художников и других деятелей культуры. 4. Иметь представление о культурно-просветительной и научно-исследовательской деятельности местных краеведческих и художественных музеев и их филиалов. 5. Уметь составлять краткую характеристику современного состояния художественной жизни города или отдельно взятого его района, поселка. В программе указано примерное количество часов на каждую тему. Учитель может распределять время в соответствии с возможностями учебного плана школы.
Что изучает курс «Культура края». Диагностическое тестирование на знание памятников культуры родного края. «Каменная летопись края» 5 ч. К числу объектов, предлагаемых к изучению, следует отнести: 1.Памятники градостроительного искусства: архитектурные комплексы и ансамбли. 2. Памятники жилой архитектуры: городские и сельские жилые дома, усадьбы, особняки. 3.Памятники гражданской общественной архитектуры: театры, музеи, библиотеки, вокзалы и т.д. 4.Памятники культовой архитектуры- монастыри, соборы, часовни и т.д. 5. Памятники садово-паркового искусства- парковая декоративная скульптура, фонтаны, объекты малых архитектурных форм. 6. Архитектурно- скульптурные комплексы; архитектурные монументы- обелиски, колонны, стелы, арки; архитектурный металлический декор. Русский классицизм в архитектуре. Дворянские и купеческие особняки, культовые здания, разрушенные и сохранившиеся. Архитекторы ( арх. В.П. Стасов Александро- Невский собор на Соборной площади, арх. Г.В. Петров – церкви Нерукотворно- Спасская, Вознесенско-Горянская, арх. П.М. Зыбин – церковь «Утоли моя печали», С.А. Каллистратов, В.А. Люкшин, К.С. Мельников, А.М. Салько, Ф.О. Шехтель и др.)
Бондарь П.А., Стенин Н.И. Саратов. М., 1951
«Мастера живописи и скульптуры»- 6 ч. Творчество В.Э. Борисова-Мусатова. Живописная манера художника; изысканная гармония приглушённого колорита, роль пейзажа в произведениях художника. Влияние живописи художника на становление символизма в живописи начала 20 века. К.С. Петров- Водкин. Влияние символизма и модерна на творчество художника. Последовательность художника в обращении к образам древнерусского искусства. А. И. Савинов, А. Е. Карев, П. С. Уткин, П.В. Кузнецов, А.Т. Матвеев и др. Основные этапы развитие саратовской школы и её влияние на отечественную культуру. Список рекомендуемой литературы:
«Мир музея» - 5ч. Важной формой краеведческой работы являются экскурсии к памятникам истории и культуры, в художественные и краеведческие музеи, мастерские художников и т.п. Экскурсии могут быть ознакомительными и повторными, что обусловлено необходимостью продолжительного изучения того или иного художественного памятника, сбора различной познавательной информации, выполнения иллюстративного материала. Роль музея в развитии культуры современного общества. Художественный музей им. А.Н. Радищева и его филиалы: музей П.В. Кузнецова, музей В.Э. Борисова-Мусатова. Музей Краеведения и его филиалы: музей «Боевой Славы», музей этнографии. Музей К.А. Федина. Музей Н.Г. Чернышевского. Музей Л. Кассиля и др. музеи. История создания музея им. А.Н. Радищева, этапы его существования (с 1885 по 1917 гг., с 1917по 1941 гг., 1950-2000 гг.). Жизнь музеев в наши дни. Музей в моём городе. Посещение выставок, экскурсии в музей, дискуссии по поводу увиденного.
«Театральное искусство» - 4ч. Развитие театрального искусства в Саратовском крае. История создания и оформления театрального движения в Саратовском крае. Первый общедоступный театр. Театры Саратова и области. Детские театры («Теремок», ТЮЗ). Академический театр оперы и балета. (Актер, режиссер, драматург, художник, композитор-создатель сценического действия, знаменитые имена). Мастера саратовской сцены. Роль режиссера в развитии и становлении театральной труппы. Творчество режиссёров Киселёва Ю.П., Дзекуна А.И. и др. «Золотые голоса оперной сцены»: Сметанников Л., Брятко Н.А., Бардина О.В. и др. Музыка и театр: история и современность. Список рекомендуемой литературы:
«Музыкальное искусство» - 6 ч. История становления музыкального образования в Саратове. Музыканты, музыкальные коллективы, фестивали. Знаменитые имена: Паницкий И.Я., Русланова Л.А., Селянин В.В. и др. Творчество композиторов: А.Г. Шнитке, Е.В. Гохман, Е.М. Бикташева, В.В. Ковалёва. Саратовская государственная консерватория. Музыкальные традиции города. Фестиваль оперного искусства им. Собинова, Фестиваль оперного искусства Л.В. Собинова, фестиваль джазовой музыки «Заволжье». Известные коллективы: ансамбль старинной музыки «Трио- соната», фольклорные коллективы «Лель», «Кристалл-балалайка». Список рекомендуемой литературы:
«Костюмы народов Поволжья»-4. Одежда народов Саратовского Поволжья. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. Северорусский и южнорусский комплекс. Общее и различное в колорите, декоре. Форма и декор женских головных уборов. Костюм как модель вселенной. Список рекомендуемой литературы:Минх А. Н. Народные обычаи, суеверия, предрассудки и обряды крестьян Саратовской губернии [Text] : Собраны 1861- 1888 годах / Минх А. Н., 1994. - 153 с. Энциклопедия Саратовской области. - Саратов. Приволжское издательство, 2002. Декоративно-прикладное творчество (200 лет Саратовской губернии) [Текст], 199. - 54 с. Арндт Е.А. Национальный костюм немцев Поволжья (Конец ХVIII - начало ХХ вв.) [Text] : Пособие с методическими рекомендациями / Арндт Е.А., 2000- 127 с.
Сизов В.Н. Из истории первой мужской гимназии// Годы и люди. Саратов. 1989. вып. 4 Демченко А.А. У истоков саратовского краеведения// Годы и люди. Саратов, 1990 ,Вып. 5 Максимов Е.К. «Где циркуль зодчего, палитра и резец…»// Годы и люди. Саратов, 1992, Вып. Максимов Е.К. Культура 20 века.//Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). Саратов. 2002. Непроторенными дорогами: Сб. очерков о крупнейших учёных врачах, работавших в Саратове. Саратов. 1981.. Сокольская, О. Б. Зеленое зодчество Саратовского Поволжья [Text] : Исторические, ландшафтные и градостроительные предпосылки формирования объектов садово-паркового искусства. / Сокольская, О. Б., 1993. - 128 с.
Зеленецкая И.С. Н.Ф. Хованский – Саратовский историк и краевед// Четыре века: Сб. ст. Саратов. 1991. Зубов С.В. Вклад М.Н. Галкина-Врасского в развитие музыкального образования г. Саратова// Актуальные вопросы истории. Саратов. 1999. Вып. 1. Максимов Е.К., Валеев В.Х. Саратов на старых открытках. Саратов. 1990. По залам Радищевского музея. Саратов. 1995 Мастера саратовской сцены/Сост.В.А.Дьяконов [Текст], 1994. - 288 с. Старый Саратов [Текст] : Свидетельства прошлого:Летопись.Воспоминания.Факты.Сборник в двух книгах.Книга 2, 1995. - 254 с. Песиков Ю.В. Саратовский Арбат [Текст] : История одной улицы / Песиков Ю.В., 1994. - Вольск вчера,сегодня,завтра [Text] : Очерки краеведов / Горнов А.А. [et al.], 1995. - 144 с. Декоративно-прикладное творчество (200 лет Саратовской губернии) [Текст], 1997. - 54 с. Савельева Е.К. П.В.Вильямс."Портрет актера Охлопкова" [Текст] / 1994. - 2 с. Громов А.А. Ртищево-перекресток России [Text] : К 200-летию Саратовской губернии / Кузнецов И.А., 1997. - 176 с. Яшин А.И. Сто страниц о Саратове [Text] / Яшин А.И., Валеев В.Х., 1990. - 216 с. Лузина,Евстолия Степановна Парк культуры и отдыха в Саратове [Text] /, 1983. - 72 с. Саратовский академический ТЮЗ Киселева [Text], 1998. - 64 с. Художники Саратова [Text] : Справочник, 1994. - 48 с. Художественный музей и культура края [Text] : Тезисы докладов научно-практической конференции,посвященной 100-летию Саратовского гос. худож. музея им.А.Н.Радищева, 1994. - 87 с. Художественные коллекции музеев и традиции собирательства [Text] : Материалы шестых Боголюбовских чтений,посвященных 175-летию со дня рождения А.П.Боголюбова (28-31 марта 1999 года), 1999. - 170 с. Вардугин,Владимир Ильич Хранители времени.Музеи Саратова и Саратовской области [Text] /, 2000. - 208 с. Хвалынск.Портрет города [Text] : Краеведческие очерки, 2001. - 288 с. Непочатых,Виктор Алексеевич Хвалынск [Text] : Краткая история и достопримечательности / 2000. - 200 с. Наумов,Алексей Викторович Земли Хвалынской храмы [Text] / , 2004. - 142 с. Зав. кафедрой ГХО Ялынычев И.Н. методист кафедры Гаврилова Г.Н. методист кафедры Колесова Е.В. .
Смотрите также: Пояснительная записка (34 ч., 1 ч в неделю, резерв времени)
115.53kb.
1 стр.
Пояснительная записка (34 ч., 1 ч в неделю, резерв времени)
123.67kb.
1 стр.
Пояснительная записка к годовому отчету ОАО кб «Торжокуниверсалбанк»
867.03kb.
6 стр.
Пояснительная записка Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении Режим дня на холодный период времени
2964.43kb.
15 стр.
Пояснительная записка Предложенная программа рассчитана на 68 часов: 1час в неделю в 10-11классах, преподавание в которых ведётся по умк а. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой
557.42kb.
4 стр.
Вычислительная система цифровой обработки сигналов в реальном времени пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине: «Процессоры для цифровой обработки сигналов»
160.29kb.
1 стр.
Пояснительная записка 131 стр., 4 части, 8 рис., 11 табл., 13 источников
838.83kb.
4 стр.
Пояснительная записка к учебному плану моу «Гимназия №8»
193.8kb.
1 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания исторического образования в основной школе и в соответствии с объемом времени
193.05kb.
1 стр.
Производственный календарь на 2013 год Баланс рабочего времени на 2013 год
114.35kb.
1 стр.
Пояснительная записка Программа составлена на основе временных требований обязательному минимуму содержания, в основной школе и в соответствии с объёмом времени
150.47kb.
1 стр.
Д 5520 Нераспределенный доход прошлых лет 447 560 тенге 13.7kb.
1 стр.
|