Главная
страница 1
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №53» Кировского района г.Казани

МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №1»

МБОУ ДОД «Городской центр творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей» г.Казани

ПРОЕКТ


Школа после уроков

(Семицветие)

Авторы проекта:

Каюмов М. К., директор МБОУ «Школа 53»

Кировского района г. Казани



Фаррахова Л. Ш., зам. директора по ВР,

учитель английского языка МБОУ «Школа 53»



Голикова Р.И., руководитель кружка

«Художественное творчество»

МБОУ «Школа 53» и МБОУ ДОД «Заречье»

Мубаракова Ф.Н., директор МБОУ

ДОД «ДМШ №1»



Зарипова Г.Д., директор

МБОУ ДОД Городского центра



творческого развития и гуманитарного

образования для одаренных детей

Биглова О.Ю. зав. Отделом МБОУ ДОД

ГЦТРиГО для одарённых детей

Шипилов Р.О., директор МБОУ ДОД

«Станция детско-юношеского

туризма и экскурсий «Трамп»
Казань 2012

Постановка проблемы

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме повышения эффективности общеобразовательной школы, ее развивающего потенциала в условиях нарастающей конкуренции со стороны телевидения, Интернет-коммуникаций, СМИ, других социальных институтов. Одним из современных способов решения этой задачи является организация учебного процесса в течение полного дня, обеспечивающая возможности для самостоятельного выбора, самоопределения и самореализации личности, зафиксированные в Законе РФ «Об образовании» (1992 г.) в качестве общих требований к содержанию образования. Педагогический потенциал учебных заведений используется с большей отдачей, если доступен учащемуся на протяжении полного дня. Статус открытого социокультурного центра позволяет школе полного дня осуществлять целенаправленную превентивную и оперативную помощь учащимся в решении их проблем, повышая тем самым мотивацию к обучению и предотвращая такие негативные явления, как беспризорность и безнадзорность, бездуховность, асоциальное поведение и т.п..

Американский психолог, профессор Гарвардского университета Говард Гарднер утверждает, что не существует единого интеллекта, так называемого general intelligence или «G», измеряемого известным IQ–тестом. Как раз наоборот, существуют множественные интеллекты, которые независимы друг от друга и не могут измеряться стандартными тестами. Он выделяет 7 видов интеллекта, к которым впоследствии добавил ещё два вида интеллекта:

- лингвистический,

- логико-математический,

- визуально-пространственный,

- телесно – кинестетический,

- музыкальный,

- межличностный,

- интраперсональный (внутриличностный),

- натуралистический и

- экзистенциальный интеллекты.

Все виды вышеуказанных интеллектов равноценны и каждый представляет собой особый способ взаимодействия с окружающей действительностью, и оценивание одних интеллектов выше, чем других - это исключительно культурная традиция. Например, современное западное общество высоко ценит лингвистический, логико-математический и интраперсональный интеллекты. Ребёнок, который хорошо говорит и пишет, и/или отлично разбирается в математике, и/или является лидером в классе (школе), скорее всего не будет иметь проблем с учёбой и он будет считаться успешным.

В негибкой школьной практике, которая фокусирует пристальное внимание на "интеллекте компонентов" (лингвистических  и математических способностях), другие вида интеллекта –творческий и практический – кажутся, не так важными для общества, но обладают определяющим фактором в успешности людей в реальной взрослой жизни. Но, по выводам исследователей, этим способностям в большинстве школ предоставляется мало возможностей для развития (Сенге П., 125). Профессор психологии и педагогики  Йельского университа Роберт Дж. Штернберг  в своей работе "Интеллект, приносящий успех" (М., 2000) доказывает, что важнейшей предпосылкой успеха в реальной жизни является так называемый "прикладной" (созидательный) интеллект. Подробно поясняются его отличия от "академического", измеряемого коэффициентом IQ в разнообразных тестах, и от "эмоционального" интеллекта, устремленного прежде всего на межличностные отношения. Обсуждаются три составные части созидательного интеллекта, выражаемые в трёх способностях человека: творить (изобретать) нечто новое, осуществлять (воплощать) идею, анализировать результат, обстановку, ситуацию.

Главной задачей школы полного дня является использование всех имеющихся ресурсов школы, социума, семьи для воспитания социально ответственной личности и развития всех видов интеллекта. В такой школе каждый ученик должен иметь возможность проявить свои индивидуальные качества. В школе полного дня работа организуется так, что учеба, труд, отдых, развивающая деятельность учащихся (с учетом их возраста) имеют возможность чередоваться. Сбалансированное регулирование отдельных режимных моментов, дозирование времени и своевременная смена деятельности и занятий на каждый из них, их разумная расстановка и смена улучшают возможности образовательного процесса, делают педагогическое воздействие более устойчивым.

Работа по предпрофильной подготовке учащихся в МБОУ «СОШ №53» обусловлена тем, что основная масса учащихся, видимо, под влиянием родителей, сориентирована на выбор профессий связанных с железнодорожным транспортом. В пос. Юдино представлены все ступени профессионального образования в этом направлении, начиная от Детской железной дороги, Железнодорожного УНПО, Казанского техникума железнодорожного транспорта до филиала Самарского государственного университета путей сообщения. Так как в школе отсутствует полноценная материальная база для организации профильного обучения и предпрофильной подготовки, школьники вовлекаются в эту деятельность через занятия в учебном центре Казанской Детской железной дороги, где летом они как воспитанники ДЖД проходят профильную практику, а также посещают организованные совместно Дни открытых дверей техникума и училища железнодорожного транспорта, бывают на экскурсиях в Юдинском вагонном депо – традиционных шефов нашей школы. Вследствие вышеизложенного и под влиянием примера родителей учащиеся школы в основном выбирают относительно высокооплачиваемую профессию железнодорожника.

В настоящее время МБОУ «СОШ №53» в рамках гранта Министерства образования и науки РТ заключило Соглашение о сотрудничестве с предприятием ОАО РЖД – «Эксплуатационное вагонное депо Юдино» и Соглашение о совместной довузовской образовательной деятельности с Казанским филиалом ГОУ ВПО «Самарского университета путей сообщения»

Краткое описание видов интеллекта и их развития

Виды интеллекта

Описание

Уроки, кружки и секции

Лингвистический (вербальный) интеллект

(word smart)

Способность оперировать словами как устно (например, как это делает рассказчик, оратор, политик), так и письменно (поэт, писатель, драматург, журналист, редактор). Сложившаяся педагогическая практика сегодня апеллирует к развитию этого вида интеллекта наиболее интенсивно. В школе мы слушаем, пишем, читаем и говорим.

Лингвистический интеллект достаточно хорошо развивается на уроках изучения различных языков и литературы.

Логико-математический интеллект (number smart)

Способность оперировать числами (математик, бухгалтер, статистик) и мыслить рационально (ученый, компьютерный программист, логик). Этот тип интеллекта также активно задействован в школьных программах.

Уроки математики, информатики, логики, физики.

Визуально-пространственный интеллект (picture smart)

Талант воспринимать мир визуально и анализировать эту информацию (охотник, скаут, гид), а также трансформировать пространство (архитектор, художник, изобретатель, дизайнер интерьеров). Человек, у которого развит этот тип интеллекта, восприимчив к цвету, форме, линиям, и отношениям между объектами в пространстве. Он может графически выражать свои идеи.

Художественное творчество, моделирование и конструирование.

Спортивное ориентирование (летнее и зимнее) (ТРАМП)




Телесно – кинестетический интеллект (body smart)

Умение использовать тело для самовыражения, передавать эмоции и чувства движениями (атлет, танцор, актер), использовать руки для трансформации разнообразных вещей (ремесленник, скульптор, механик, хирург).

Хореография, Ритмика (ДМШ №1)

Спорт: Спортивные игры (пионербол, волейбол, баскетбол, мини-футбол), Легкая атлетика, Лыжи, Спортивное ориентирование (летнее и зимнее)



Музыкальный интеллект (music smart)

Речь идет о способности воспринимать музыку, оценивать ее (музыкальный критик), трансформировать, создавать музыку (композитор), исполнять (исполнитель). Обладающий развитым музыкальным интеллектом человек легко запоминает мелодии и способен воспроизвести. Он восприимчив к ритму.

ДМШ № 1 (обучение, музицирование, слушание музыки, хоровое пение, посещение концертов)


Межличностный интеллект (people smart)

Умение различать настроения, мотивы, намерения и чувства других людей. Способность коммуницировать, т.е. обмениваться информацией с другими людьми вербально и невербально, посредством языка жестов, музыки, речи.

Психолог, индивидуальные и групповые занятия

Классные руководители



Интраперсональный (Внутриличностный) интеллект (self-smart)

Четкое видение себя, понимание своих сильных и слабых сторон, ограничивающих убеждений, мотивации, настроений, желаний. Высокий уровень самоконтроля, понимания себя, самооценки (психолог, психиатр, философ). Этот вид интеллекта проявляет себя через другие виды, выделенные Гарднером.

Психолог

Натуралистический (nature smart) или Интеллект натуралиста

Натуралист обладает способностью ориентироваться среди многих живых организмов (ботаник, ветеринар, лесник), а также обладает чувствительностью и внимательностью, интересом к определенным характеристикам окружающего мира (метеоролог, геолог, археолог).

Кружок «Зеленый патруль» (МБОУ «Школа 53»)

Экзистенциальный интеллект (problem solving smart)

Способность и склонность формулировать вопросы о жизни и смерти, смысле жизни и прочих экзистенциальных вещах.

Психолог

Работа школы полного дня регламентируется единым расписанием учебных занятий, самоподготовки, внеурочной деятельности и занятий дополнительного образования в соответствии с требованиями СанПиНа, строится на принципах интеграции основного и дополнительного образования. В школе полного дня обеспечено научно-обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха; учебное время выстроено таким образом, что есть возможность организовать полноценную проектно-исследовательскую и экскурсионную работу. В школе бережно относятся к детскому времени, стараются не допустить перегрузки учащихся.

Режим работы школы составляется с учетом продолжительности пребывания детей в школе с 08.00 до18.00.

Работа школы полного дня основывается на проектировании и реализации индивидуальной траектории в развитии ребенка и раскрытия и развитие у них разных способностей.

В работе школы полного дня (по возможности) учитываются интересы семьи, возможности школы, специфика дифференцированной работы с учащимися, стремления и интересы младших школьников. Наиболее важной и специфической особенностью в работе школы полного дня является сочетание в нем обязательных для учащихся мероприятий со свободно избираемыми.



Цель проекта «Семицветие»:

разработать модель поселковой школы полного дня, территориально удаленного от основных культурных, спортивных и научно-образовательных центров столицы Татарстана, посещение которых требует дополнительных временных и финансовых ресурсов от детей и их родителей. Этот школьный проект, имеет свой индивидуальный облик и направлен на реальное разностороннее развитие, в том числе, развития так называемого «множественного интеллекта» учащихся школы через интеграцию общего и дополнительного образования через формирование у детей желания и умения учиться.



Задачи:

1. Обеспечить интеграцию основного и дополнительного образования обучающихся через реализацию модели «Много школ в одной школе» и создание под крышей одной Основной общеобразовательной школы единой системы специализированных школ: Музыкальной школы (которая уже существует с 1989 г. в здании этой общеобразовательной школы), Художественной, Спортивной и т.п. школ (как филиалов уже существующих муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей), создав тем самым творческий центр содействия семье и образованию детей.

2. Решить проблемы обучения и занятости учащихся социальной полезной и развивающей деятельностью, профилактики безнадзорности и беспризорности детей и подростков, где смена занятий рассматривается как форма активного отдыха от монотонной и рутинной учебной деятельности и укрепления здоровья учащихся

3. Создать условия для самовыражения, самообразования и самоопределения каждого конкретного обучающегося, способствующие развитию стремления к непрерывному образованию в течение всей активной жизни человека.

4. Способствовать взаимодействию с другими внешкольными образовательными учреждениями, а также с семьей по вопросам воспитания, образования и оздоровления детей, сохранения их здоровья и реализации комплекса мер по социальной защите детства.

Целевая группа проекта: учащиеся 1-9 (10-11) классов

Срок реализации проекта: 5 лет

Место реализации проекта: МБОУ «Школа 53» Кировского района г. Казани

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный

2. Основной

3. Заключительный

Этапы и содержания работы проекта

Этап

Сроки

Содержание работы

Необходимое обеспечение

Способы контроля и фиксации результатов

I. Подготовительный


Май-август

-подготовка документации;

- мотивация родителей и учащихся; -Установление партнерских отношений с ДМШ №1, «ТРАМП», «Заречье»,

Психологами центра «Ресурс»

- анализ состояния психического и физического здоровья учащихся;

- через:


  • мониторинг;

  • анкетирование;

  • разработка положения о школе полного дня;

  • подготовка учителей к предстоящей работе;




- данные психолога школы об уровне развития интеллектов школьников, - анкеты

научная и методическая литература


- подготовка помещения;

- подготовка инвентаря



-письменные описания

- утверждение на совете школы

- обсуждение программы на педагогическом совете

- предоставление программы на родительском собрании



II. Основной

Сентябрь 2012-май 2017

-Организация деятельности учащихся во внеурочное время;

- Создание дополнительных материально-технических условий для осуществления экспериментальной работы

- Повышение квалификаций учителей , участвующих в эксперименте

-Осуществление мониторинга эксперимента.

- Корректировка экспериментальной работы с учетом новых условий возникающих в процессе эксперимента.

-Деятельность школы по исполнению нормативно-правовых актов.

Совершенствование материальной базы. Внедрение в педагогический процесс элементов научно-методической деятельности. ----


- Организация комнат отдыха, дополнительного питания, тренажерного зала.



- оформление полученных результатов;

- отчет на методическом объединении



III Заключительный

Май

- обобщение и теоретическое осмысление данных, определение выводов

- аналитические материалы

- выход на педагогическую общественность

Критерии результативности реализуемого проекта:

1. Повышение уровня активной творческой деятельности учащихся

2. Снижение уровня заболеваемости и укрепления здоровья учащихся;

3.  Рост успешности учащихся.

4. Занятость  до 100% учащихся во внеучебной деятельности школы. 

5. Формирование   у  воспитанников устойчивости к асоциальным влияниям, к возникновению вредных привычек и неадекватных способов поведения.
Финансирование программы эксперимента

Источники финансирования:

- бюджетные средства;

- спонсорская помощь.



- гранты


Перечень необходимого оборудования для реализации проекта



Наименование оборудования

Количественный состав

Технические характеристики

Предполагаемая сумма

Обоснование цены

1

Комната психологической разгрузки

1










2

Медицинское оборудование для мониторинга здоровья и профилактики













3

Игровая комната: Кубики Никитина, Зайцева, Неокубики, Кубик Рубика, шахматы, шашки, ГО и др. развивающие игры













4

Спортивный инвентарь













5

Научно-методическая литература













6

Мобильная эколого-биологическая лаборатория













7

















Литература:

  1. Зверев А.О. Развитие учащихся в условиях школы полного дня. М., 2008.

  2. Никитин Б.П. Гипотеза возникновения и развития творческих способностей//Социологические и экономические проблемы образования. Новосибирск, Наука, 1969, с.78-124.

  3. Гарднер Г. Структура разума. Теория множественного интеллекта. Вильямс, 2007.

  4. Штернберг Р. Дж. Интеллект, приносящий успех. М., 2000.

  5. Successful Intelligence: How Practical and Creative Intelligence Determine Life (New York: Simon & Schuster, 1996) и Our Labeled Children: What Every Parent and Teacher Needs to Know About Learning Disabilities with Elena L. Grigorenko (New York: Perseus Books, 1999).

  6. Сенге П. и др. Школы, которые учатся. Книга ресурсов пятой дисциплины. М. 2010.

  7. Брунер Джером. Культура образования. М., 2006.

  8. Бьюзен Т. 10 способов как стать гением. Издательства: АСТ, Астрель, 2002.

  9. Бьюзен Т. Научите себя думать. Минск, 2008.

  10. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление. Минск, 2008.

  11. Бьюзен Т. Суперинтеллект. Минск, 2008.

  12. Бьюзен Т. Умные родители - гениальный ребенок. 2009.

  13. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996.

  14. Гамон Д., Брегдон А.Д. Как развить умственные способности, память и внимание. Харьков, 2009.

  15. Гудлэд Дж. Вот что называется школой. М., 2008.

  16. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. Издательство: Аквариум. М., 1996.

  17. Доман Г., Доман Д., Эйзен С. Как развить интеллект ребенка. М., 1998.

  18. Доман Г., Доман Д., Эйзен С. Как дать ребенку энциклопедические знания. М., 1998.

  19. Доман Г., Доман Д., Эйзен С. Как сделать ребенка физически совершенным. М., 1998.

  20. Доман Г., Доман Д., Эйзен С. Как научить ребенка читать. М., 1998.

  21. Доман Г., Доман Д., Эйзен С. Как обучить ребенка математике. М., 1999.

  22. Доман Г. Как научить ребенка читать. Ласковая революция. Издательства: АСТ, Астрель, 2004.

  23. Доман Г. Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга. М., 2007.

  24. Дубровский А.А.Открытое письмо врача учителю. М.: Просвещение, 1988.

  25. Ефремов К. Стресс – первобытный, цивилизованный, школьный//НО. 2004.№1.

  26. Иванов В.В. Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем. М.: Сов. Радио, 1978.

  27. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1997.

  28. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире: Системный анализ. М.: Прогресс, 1970.

  29. Крайг Ж. Эмоциональный интеллект. Думай, просчитывай, побеждай. Питер, 2010.

  30. Лысенков С.Н. Когда легко учиться. М., 1985.

  31. Никитин Б. Вот как надо учить//Народное образование, 1964, №1.



  32. Никитин Б.П. Родителям о детях. Л., 1975.

  33. Никитин Л.А. Мама и детский сад. М., 1990.

  34. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. М., 1997.

  35. Пекелис В. Твои возможности человек. М., 1973.

  36. Портер П.К. Разбуди в себе гения. Минск, 2006

  37. Циолковский К.Э. Гений среди людей. М. Мысль, 2002.


Смотрите также:
Мбоу дод «Детская музыкальная школа №1»
177.83kb.
1 стр.
Программа V международного педагогического марафона учебных предметов 28 февраля 2 марта 2013 года
281.39kb.
1 стр.
Публичный отчет о деятельности мбоу дод «Детская музыкальная школа г. Буйнакска»
427.74kb.
4 стр.
Творческая лаборатория народно-инструментального искусства Положение Организаторы Творческой лаборатории нии
40.71kb.
1 стр.
Анна Васильевна Козина мбоу дод «Детская музыкальная школа №40»
81.93kb.
1 стр.
Директор мбоу дод
59.37kb.
1 стр.
Публичный доклад «Итоги образовательной деятельности моу дод «Советская детская школа искусств»
514.28kb.
4 стр.
Людмила Евгеньевна Паутова мбоу дод «Детская школа искусств №33»
58.88kb.
1 стр.
Галина Егоровна Серова мбоу дод «Детская школа искусств №10»
55.05kb.
1 стр.
Людмила Викторовна Копылова мбоу дод «Солнечная детская школа искусств»
132.44kb.
1 стр.
Чеботарева Лариса Михайловна моу дод "Центральная детская музыкальная школа №1", г. Кемерово «Управление инновациями»
118.36kb.
1 стр.
Управляющим советом мбоу дод «Губкинская школа хореографического искусства»
704.37kb.
5 стр.