Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 проф. кафедры маркетинга фирмы НИУ ВШЭ Скрябина Н.И., зав. кафедрой управления и PR МИТРО ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МАКРОСЕГМЕНТАЦИИ РЫНКА МЕСТ Постановка проблемы исследования. Чтобы соответствовать глобальным вызовам, города, поселки и даже иногда деревни вынуждены вступать в конкуренцию за наиболее ценных резидентов, инвесторов и туристов (Malecki, 2004). А ответ на вопрос: «Какие атрибуты места должны развиваться в первую очередь для того, чтобы сделать места привлекательными для их потребителей?» становится своеобразным «ноу-хау» места в этой конкурентной борьбе. Важным предметом исследований в последние два десятилетия стали предпочтения резидентов относительно атрибутов мест. Исследования демографических (Lindberg et al, 1992; Niedomysl, 2004, 2006; Kim et al 2005), социально-экономических (Gustavus et al, 1977; Malecki, 2004), географических (Findlay et al, 1988) прямо или косвенно способствовали лучшему пониманию поведения отдельных групп потребителей мест и определению наиболее важных для них атрибутов мест. При этом, однако, как правило, остается вне поля зрения исходная и конечная стратегические позиции места как объекта маркетинга. Между тем ответ на практический вопрос «Как конкретному месту привлечь или удержать наиболее ценных резидентов?» помимо столь же практического вопроса «Какие атрибуты важны наиболее ценным резидентам?» порождает цепочку теоретических: «Какие резиденты являются наиболее ценными для данного места, а какие нет и почему?», «Каких резидентов какие места способны привлечь?» и «Какие резиденты какие места предпочитают?». Другими словами, вопрос о дифференциации продукта места и его позиционировании должен рассматриваться, как минимум, одновременно с определением предпочтений потребителей; в противном случае решение задач маркетинга мест лишается стратегического контекста и не служит долгосрочной конкурентоспособности. Строго говоря, именно параллельное решение вопросов выделения классов потребителей и классов продукта является условием эффективной сегментации (Ламбен, 1997). В большей степени к решению задачи сегментации рынка как специфически маркетинговой подошли те исследователи мест, которые использовали кластерный анализ (Ge and Hokao, 2004; Zenker, S. et al., 2009). Однако определение наиболее представленных сегментов эмпирическим путем дает скорее локальный и ситуационный ответ на вопрос о целевых группах и продукте (наборе востребованных атрибутов) места, чем приближает к созданию стандартизированной методики сегментации, которую можно было бы с необходимой адаптацией использовать в других случаях и рассматривать как инструмент стратегического маркетингового планирования и анализа. Целью исследования является построение и апробация теоретической модели атрибутов мест, пригодной для сегментированного маркетингового анализа, планирования и брендинга мест, а также проверка гипотезы о макросегментации рынка мест. Предмет исследования - качественные различия атрибутов мест в разных сегментах рынка. Методы исследования: первый этап (разработка модели) – дедуктивное кабинетное исследование, второй этап (апробация модели) – качественное эмпирическое исследование (структурированное наблюдение). Результаты кабинетного исследования. В процессе дедуктивного кабинетного исследования1 была построена теоретическая модель макросегментации рынка мест по сочетаниям трех критериев привлекательности мест для резидентов (функций маркетинга территории) (табл. 1). Таблица 1. Макросегменты рынка мест
Обозначения: «+» - признак имеется, «-» признак отсутствует На основе модели макросегментации рынка мест была построена теоретическая модель атрибутов сегментов рынка мест (рис. 2), которая представляет собой морфологическую таблицу из 8 строк (основные виды атрибутов) и 8 столбцов (сегменты рынка).
![]() Рис. 1 Теоретическая модель атрибутов сегментов рынка мест (принципиальная схема) Каждая ячейка таблицы заполняется описанием атрибута определенного вида в данном сегменте, причем описание это уникально (не дублирует другие ячейки таблицы) (рис.1). Теоретическая модель атрибутов сегментов рынка мест является инструментом структурированного наблюдения – разновидности качественных методов эмпирических исследований. Ее использование в этом качестве позволяет в значительной мере преодолеть такие проблемы, как недостаточность (или вообще отсутствие) местной статистики и местного внутреннего управленческого учета вообще, разрыв между местной статистикой и местной социологией и некоторые другие. Преимущество предлагаемой методики состоит в том, что первым ее шагом является систематизация и инерпретация фактографического материала об атрибутах месте – материала порой совершенно разнородного и собранного из различных источников. Такая систематизация не только частично компенсирует нехватку данных из регулярных информационных источников, но и позволяет задать направление статистического анализа, социологических исследований, то есть поставить гипотезу количественных исследований. Методика была неоднократно апробирована на материалах муниципальных образований Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Чукотского автономного округа и др. Ниже представлен пример апробации на материалах Результаты структурированного наблюдения Ниже приведен пример применения техники к анализу качества жизни населения подмосковного муниципального образования «Поселок Котельники»2. Исходные данные МО «Поселок Котельники» расположено3 на юго-востоке от Москвы. Его соседями являются:
Ближайшие к Котельникам микрорайоны Москвы – «Кузьминки»4 и «Капотня»5. Транспортная схема, соединяющая поселок с соседями:
Территория поселка состоит6 из нескольких микрорайонов - «Белая Дача», «Силикатный», «Ковровый» и «Опытное поле», каждый из которых сложился вокруг крупного предприятия, имеет географический центр и обладает относительно автономной инженерной и социальной инфраструктурой. При этом исторического центра у самого поселка нет, географический центр находится в месте расположения автобусной станции. Территория поселка используется как под:
Существуют свободные участки земли под застройку. Юридически МО «Поселок Котельники» образовалось в 1995 г. с принятием закона РФ «Об основах местного самоуправления в РФ», выделившись из Люберецкого района Московской области. Органы местного самоуправления МО9 – администрация и Совет (10 депутатов), которые возглавляет Глава поселка (он же – Председатель городского совета). Администрация поселка расположена в микрорайоне «Белая Дача». Большую часть населения поселка в трудоспособном и не трудоспособном возрасте составляют люди, в советские времена привлеченные к работе на крупных производственных предприятиях из других регионов бывшего СССР.
В поселке выходит районная газета, существует институт периодических (1 раз в квартал) встреч администрации с населением12, однако в целом низка как информированность населения о планах и результатах деятельности администрации, так и информированность самой администрации о насущных нуждах большинства населения, о чем свидетельствует:
Инженерные коммуникации поселка сильно изношены, водопроводная вода непригодна для питья (трубы ржавые), население в большинстве ходит по воду на артезианские скважины14. ГОК подкачивает воду в микрорайон «Силикатный») через свои коммуникации на безвозмездной основе. Местный потребительский рынок: торговля ведется в небольших продовольственных магазинах, ларьках и продуктовом рынке. Население высказывает претензии по поводу организации торговли15. Дворы и придворовые территории поселка (пятиэтажный жилфонд) сильно замусорены, загрязнены, неблагоустроены16. Подъезды убираются плохо, хотя бюджетные средства на эти цели выделяются17.Уровень квартплаты в поселке более низкий, чем в Москве, но постоянно растет из-за роста эксплуатационных затрат в ЖКХ и высоких тарифов на покупные энергоресурсы (приобретаются в Капотне)18. Основное учреждение культуры – ДК «Белая Дача», где проходят основные события культурной жизни поселка. Специальный молодежный досуг в поселке отсутствует – молодежь посещает московские заведения. Общественное самоуправление в поселке представлено только Советом ветеранов19. Для населения в целом притягательна Москва как место заработков, потребительских расходов, досуга, образа жизни. В поселке существуют рабочие места на крупных предприятиях с относительно низкими ставками заработной платы и плохими условиями труда в сравнении с Москвой. При этом цены на местном потребительском рынке – московские. Поэтому работает в поселке преимущественно завозная (из дальнего Подмосковья рабочая сила), а местное население предпочитает ездить работать в Москву.
Таблица 2. Интерпретация данных об атрибутах поселка Котельники
Приведенный алгоритм позволяет формулировать гипотезы, порождаемые единичными фактами, и уточнять потребности в сборе недостающей информации, в результате чего сбор информации для последовательной проверки возникающих гипотез проводится целенаправленно и «прицельно», формируя комплексный массив данных о месте. Синтез: выводы о нише места на рынке (исходной конкурентной позиции)
Таблица 3.Эмпирическая таблица атрибутов поселка Котельники
Условные обозначения: ИДД – источники доходов домохозяйств, ЖФ – жилой фонд, БУ – бытовые услуги, ТиСН – торговля и снабжение населения, КиД – культура и досуг, ГП и ТС – географическое положение и транспортная схема Таблица 4 Синтез данных о поселке Котельники: исходная конкурентная позиция (ниша) на рынке
Библиография Ashworth, G. J., & Voogd, H. (1988). Marketing the city: Concepts, processes and dutch applications. Town Planning Review, 59(1), 65-79. Ge J., Hokao K.(2006) Research on residential lifestyles in Japanese cities from the viewpoints of residential preference, residential choice and residential satisfaction. Landscape and Urban Planning 78, 165 – 178 Gustavus, S.O., Brown, L.A. (1977) Place attributes in a migration decision context, Environment and Planning A, 9, 529-548 Findlay, A., Rogerson, R.(1993)Migration, places and quality of life: voting with their feet? in Population Matters Ed. T Champion (Paul Chapman, London), pp. 33- 49 Hospers, G. 2010. «Spatial self-preference: On the limits of place marketing to attract new residents and firms», Place Branding and Public Diplomacy, vol. 6, no. 4, pp. 280-286. Lindberg E, Hartig T, Garvill J, Garling T (1992) Residential-location preferences across the life span, Journal of Environmental Psychology, 12 ,187-198 Malecki, E. J. (2004). Jockeying for position: What it means and why it matters to regional development policy when places compete. Regional Studies, 38(9), 1101-1120. Niedomysl, T. (2004). Evaluating the effects of place-marketing campaigns on interregional migration in Sweden. Environment and Planning, 36, 1991 – 2009. Niedomysl, T. (2006). Re-examining migration motives in the Nordic countries with a focus on Sweden'', in Migration and Place Attractiveness PhD thesis, Department of Social and Economic Geography, Uppsala University, Uppsala, pp. 111- 127 Ulaga, W., Sharma, A. & Krishnan, R. 2002, "Plant location and place marketing: Understanding the process from the business customer's perspective", Industrial Marketing Management, vol. 31, no. 5, pp. 393-401. Ward S.V. «Selling Places: The marketing and Promotion of Towns and Cities 1850-2000». London. Spon Press, 2004, pp. 53-58. Zenker, S., Peteresen, S., Aholt A. (2009)‘Development and implementation of the Citizen Satisfaction Index: four basic factors of citizen’s satisfaction’,Research Paper on Marketing and Retailing, University of Hamburg Рожков К.Л. Целевые группы, функции и измерители результативности внутреннего маркетинга мест (статья)// Проблемы современной экономики, 2011. № 4, сс.232-234 Рожков К.Л. Сходства и различия в качестве жизни населения российских городов (тезисы)//Материалы ХХХI международной конференции «Информационные технологии в социологии, экономике, образовании и бизнесе»,18-29 мая 2004г. Украина, Крым, Ялта-Гурзуф, сс. 376-378; Рожков К.Л., Скрябина Н.И. Методы поиска стратегий развития местных сообществ России (статья)// «Местное самоуправление», №23, 2004 Сачук Т.В. Территориальный маркетинг.- СПб, Питер, 2009.- 368 с. 1 Рожков К.Л. Целевые группы, функции и измерители результативности внутреннего маркетинга мест (статья)// Проблемы современной экономики, 2011. № 4; Рожков К.Л. Сходства и различия в качестве жизни населения российских городов (тезисы)//Материалы ХХХI международной конференции «Информационные технологии в социологии, экономике, образовании и бизнесе»,18-29 мая 2004г. Украина, Крым, Ялта-Гурзуф, сс. 376-378; Рожков К.Л. Типология поселений как инструмент маркетинга территории (тезисы)// «Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов, городов и коммун России и стран Северной Европы» Материалы Международной научно-практической конференции 27-29 мая 2003 г., Петрозаводск, http://openbudget.karelia.ru/books/tezis2003/t41.htm 2 Данные 2000 г. 3 Источник – карта Москвы и пригородов 4 Прим. В Кузьминках находится один из крупнейших лесопарков Москвы, на территории которого находятся захоронения химических отходов. 5 Прим. В Капотне находится одна из двух крупнейших ТЭЦ Москвы. 6 Источник - схематический план поселка 7 В последнее время практически банкрот. Источник – встреча администрации с руководителями крупнейших предприятий. 8 В последнее время практически банкрот. Источник – телефонный разговор с руководителем (директором). 9 Источник – Устав МО «Поселок Котельники» 10 Источник – интервью зам. Главы поселка по экономике 11 МУЖКП – муниципальное унитарное жилищно-коммунальное предприятие 12 Источник – интервью зам. Главы поселка по социальным вопросам. 13 Газующие трейлеры. Удаленность аптеки. Удаленность сбербанка. Сигнализации машин во дворах. Источник – открытая встреча администрации с населением 14 Источник – интервью с руководством МУЖКП. 15 Продажа зачастую идет прямо с земли. Выгода – относительно низкие цены. Источник – открытая встреча администрации с населением 16 Попытки администрации обустроить дворы, детские площадки наталкиваются на яростное сопротивление населения: «грибки» вырываются с корнем, а качели гнутся в дугу. Источник – открытая встреча администрации с населением 17 Предложение жителей нескольких подъездов передать им ставки уборщиц для выполнения работ своими силами МУЖКП были проигнорированы. Источник – открытая встреча администрации с населением 18 Источник – интервью зам. Главы поселка по экономике 19 Источник – интервью зам. Главы поселка по социальным вопросам Смотрите также: Рожков К. Л., проф кафедры маркетинга фирмы ниу вшэ
309.7kb.
1 стр.
Из решений ученого совета ниу вшэ
40.24kb.
1 стр.
-
315.82kb.
1 стр.
Отчет об итогах учебно-методической деятельности ниу вшэ в 2011/2012 учебном году
2019.12kb.
30 стр.
Положение о Клубе выпускников магистерской программы «Финансовое, налоговое и таможенное право» ниу вшэ общие положения клуб выпускников магистерской программы «Финансовое, налоговое и таможенное право»
67.21kb.
1 стр.
Инструкция по подключению сети hse. Work на смартфоне с операционной системой Android
25.75kb.
1 стр.
Эвфорион, или Стадии духовного роста в «Фаусте» Гете
162.06kb.
1 стр.
Резюме академик маи, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры «Вычислительные системы и сети» миэм ниу вшэ, Филиппов Владимир Александрович
35.58kb.
1 стр.
Международный Круглый стол «Институционализация права человека: европейский и российский опыт» Отчет 5 октября 2012 г в ниу вшэ – Санкт-Петербург
40.63kb.
1 стр.
Газета → Новости →
57.96kb.
1 стр.
Сравнение ниу вшэ с вузами ниу, ву, аввэм, рпср* по средней заработной плате штатных сотрудников профессорско
22.93kb.
1 стр.
Материалы публичного политологического семинара кафедры прикладной политологии ниу-вшэ, Санкт-Петербург «Общественные беспорядки как предмет прикладного политического анализа: концепции, методы, экспертиза», 24 декабря 2011 г 539.36kb.
2 стр.
|