Главная
страница 1




«Утверждаю»

Директор МБОУ «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района РТ

_______________Е.А.Марянин

Приказ №_____________

от «_____» _________________20____г.


«Согласовано»

Зам.директора по УВР МБОУ «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района РТ

_____________/_____________________________

от «_____» ____________________20_____г.



Рассмотрено на МО учителей-предметников МБОУ «Кадетская школа-интернат»

Спасского муниципального района РТ

Протокол № ______

от «_____» ________________________20____г

Руководитель МО

______________/_________________________





Рабочая учебная программа по
_____________________Литературе ____________________________

(наименование учебного предмета)



_________6__________

(класс)


Год разработки __2012_

Срок реализации программы ____1 год___

Составлена на основе ___ Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009, С.11-19).

Программу составила ___Кутлаева Наталья Владимировна


Пояснительная записка.

Уровень рабочей программы – базовый.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009, С.11-19).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.



Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю, 35 рабочих недель.



Содержание тем учебного курса.

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).



Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.



Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.



Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.



Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.



«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.



Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.



Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.



ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.



Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.



Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Произведения для заучивания наизусть.

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.



Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:



  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Перечень учебно-методического обеспечения.

Для учащихся:

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

Для учителя:

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.



Мультимедийные пособия.

Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.



Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс


№ п\п


Тема урока


Цель урока


Кол-во

часов

Дидактическая модель


Педагогические средства



Вид деятельности
Творческие и индивидуальные 

задания


Дата

план

факт

1.

Литература как художественное отражение жизни

Цели: дать учащимся представление о художественной литературе как особой форме познания действительности; понятие авторства, героя литературного произведения; выявление уровня литературного развития уч-ся.

1

Объяснительно-иллюстративная

Беседа, работа с книгой, демонстрация

Коллективная;
Индивидуальная: подготовить сообщения о мифологии разных народов

1-8 сентяб.




2.

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор.

Цели: познакомить уч-ся с обрядовым фольклором (колядки, масленичные песни, весенние, летние и осенние песни); развивать эстетический вкус учащихся.

1

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментарий, беседа

Использование для решения познавательных задач справочных пособий по литературе.

1-8 сентяб




3.

Пословицы и поговорки. Загадки.

Цели: дать понятие о пословицах и поговорках как малых фольклорных жанрах; активизировать и закрепить знания уч-ся о пословицах и поговорках; прямой и переносный смысл пословиц.

1

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя,

Умение осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщение

10-15

сентяб.





4.

Древнерусская литература (1ч). «Повесть временных лет», «Сказание о Кожемяке».

Цели: ввести уч-ся в мир древнерусской литературы, продолжить знакомство с её жанрами, постичь нравственные аспекты, учить художественному пересказу  произведения.

1

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, работа с учебником, комментированное чтение, беседа

Составление конспекта.

10-15

сентяб.





5.

А. С. Пушкин. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «И. И. Пущину».



Цели: познакомить с жизнью Пушкина в период учёбы в Царскосельском лицее; учить самостоятельно подбирать материал, готовить сообщения, составлять устный портрет; познакомить с жанром стих-я-послания; тема дружбы в стихотворении.

1

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, сообщения учащихся, слайд-материалы; портреты, выставка книг, репродукция И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене»; фотографии Царского Села.

Совершенствование навыков работы с книгой, словарём, Интернет-ресурсами.

17-22 сентяб.




6.

Стихотворение А. С. Пушкина «Узник».

Цели: познакомить с основными мотивами лирики поэта (мотив неволи в стих-нии); дать понятие об интонации стих-ния; обучение выразительному чтению.

1

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, обучение чтению.

Анализ текста и устного высказывания
Умение вступать в речевое общение

17-22 сентяб.




7

Р./р. А. С. Пушкин. «Зимнее утро».

Цели: познакомить с Пушкиным-художником, способном видеть красоту окружающей природы; понятие о двусложных размерах; знакомство с новыми фигурами речи (антитеза, приём контраста); понятие темы и поэтической идеи стих-ния; показать роль композиции в понимании смысла стих-я..

1

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, беседа по тексту.

Анализ текста и устного высказывания
Умение вступать в речевое общение

24-29 сентяб.




8-10

А. С. Пушкин. Роман «Дубровский».

Цели: знакомство с исторической подоплёкой романа; ввести в проблематику произведения; раскрыть понятия «сюжет» и « композиция»;  познакомить с композицией данного произведения; совершенствование умений составлять план пр-ния.

3

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному; фрагменты из кинофильма «Дубровский»

План как вид информационной переработки текста.

24-29 сентяб.

1-6 октября






11.

А. С. Пушкин. Знакомство с «Повестями Белкина»

(«Метель»,  «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»).
Цели: познакомить с циклом «Повести Белкина»; содержанием повестей; рассмотреть их художественное своеобразие, композиционные особенности; нравственные аспекты (тема «маленького человека»).

1

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, беседа по прочитанному, дискуссия на тему...

Владение монологи-
ческой  и
диалогической речью.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

8-13 октября




12.

Р/р. Подготовка к сочинению. «О чём заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А. С. Пушкина?».

Цели: активизация умений составлять план к сочинению; самостоятельно выполнять творческую работу. 

1

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Слово учителя

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

8-13 октября




13.

М. Ю. Лермонтов. «Парус», «Тучи».

Цели: вспомнить основные факты биографии М. Ю. Лермонтова; познакомить с биографич. основой стих-я «Парус»;  основные мотивы лирики поэта в целом и основной мотив стих-я (жажда борьбы и свободы); приём сравнения как основа построения стихотворения «Тучи»; работать над выразительным чтением стих-я, умением анализировать, делать выводы.

1

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, портреты, выставка книг.

Анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка, умение вступать в речевое общение.

15-20 октября




14-15.

Тема красоты, гармонии человека с миром в произведениях М. Ю. Лермонтова

Цели: продолжить знакомство с лирикой Лермонтова; дать понятия антитезы и метафоры; показать антитезу как основной композиционный приём в стихотворениях («Листок», «Утёс», «На севере диком…»); продолжить знакомство со стихотворными размерами; обучение анализу лирического произведения; работать над выразительным чтением.

2

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение

Анализ текста и устного высказывания
Умение вступать в речевое общение.

15-20 октября

22-27 октября






16.

Н. В. Гоголь. «Ночь перед рождеством».

Цели: познакомить уч-ся с нежинским периодом жизни Н. В. Гоголя; отметить своеобразие композиции «Вечеров на хуторе близ Диканьки»; отметить своеобразие языка и стиля; вспомнить понятие «олицетворение».

1

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, портреты, выставка книг, репродукции картин А. И. Куинджи, И. Е. Репина.

Умение осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщение

22-27 октября




17-18.

Работа над повестью «Ночь перед  рождеством».

Цели: дать определение жанра повести; продолжить работу над повестью, сосредоточить внимание учащихся на элементах характеристики героя, умении выделять самостоятельно отдельные художественные детали, определять начало и конец художественного пересказа.

2

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение

План как вид информационной переработки текста. Адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в подробном виде в соответствии с целью учебного задания.

29-3 ноября




19.

Усвоение содержания повести «Ночь перед  рождеством».



Цели: вспомнить понятие «юмор», раскрыть его природу, специфику; отметить фольклорные элементы в повести; обучение художественному пересказу эпизодов.

1

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение

Умение осуществлять поиск необходимой информации.

12-17 ноября




20.

Н. А. Некрасов – поэт и гражданин. Стихотворение «Железная дорога».

Цели: познакомить учащихся с теми событиями и жизненными впечатлениями детства и  юности Некрасова, которые повлияли на его творчество; познакомить со стихотворением «Железная дорога»; показать своеобразие композиции стихотворения, роль пейзажа;

1

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, портрет, репродукция картины К. А. Савицкого

Умение осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщение.

12-17 ноября




21.

Н. А. Некрасов. Работа над стихотворением «Железная дорога».

Цели: рассмотреть художественные особенности стих-ния (сочетание реальности и фантастики); постижение нравственного аспекта поэзии Некрасова; продолжить знакомство с трёхсложными стихотворными размерами.

1

Объяснительно-иллюстративная

Беседа, комментированное чтение.

 Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

19-24 ноября




22-23.

Н. С.  Лесков. Сказ «Левша». Анализ «Сказа…».

Цели: 1) сообщить учащимся краткие биографические сведения о Лескове; познакомить с историей создания «Левши» и идейным смыслом произведения; дать определение сказа, начать работу над сказом; 2) работать над выборочным пересказом, особенностями языка произведения, словарем;

2

Объяснительно-иллюстративная и частично-поисковая.

Слово учителя, комментированное чтение, портрет, иллюстрации.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов, умение вступать в речевое общение.

19-24 ноября

26-1 декабря






24.

«Портрет» Левши.

Цели: начать работу над характеристикой Левши; отметить своеобразие произведения, его связь с фольклором; продолжить работу над непонятными  учащимся словами; составление цитатного плана.

1

Объяснительно-иллюстративная и частично-поисковая.

Чтение по ролям, беседа по вопросам

План как вид информационной переработки текста.

26-1 декабря




25.

Р/р. Изложение на тему  
«Левша в гостях у англичан».              

Цель: совершенствование навыков излагать содержание эпизода близко к тексту, сопровождая цитатами (из сказа Лескова).

1

Репродуктивная и частично поисковая

Работа с текстом

Создание письменных высказываний, адекватно передающих информацию с заданной степенью свернутости

3-8 декабря




26.

А. П. Чехов. Анализ рассказа «Толстый и тонкий».

Цели: организовать «встречу»  учащихся с А.П. Чеховым – писателем и человеком; раскрыть природу смешного в рассказах Чехова.

1

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, портреты Чехова 80-х годов

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов.

3-8 декабря




27.   

А. П. Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия». «Смерть чиновника».

Цели: продолжить знакомство с творчеством Чехова; работать над понятиями: анекдот, притча, юмор, сатира, комическое, приёмы изображения комического; работать над характеристикой композиции.

1

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, беседа по вопросам, по содержанию.

Анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка, умение вступать в речевое общение

10-15 декабря




28-29.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов (урок-концерт).

Цели: расширить знания уч-ся о русской поэзии XIX – начала XX века; продолжить работу над выразительным чтением уч-ся; совершенствование навыков анализа поэтического текста.

2

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, портреты, выставка книг, музыкал. Фрагменты из «Времен года» П. И. Чайковского

Уметь находить и использовать информацию.

10-15 декабря

17-22 декабря







30.

Обобщающий урок по разделу «Литература XIX века».

Цели: 1) проверить знание текстов литературных произведений; 2) знание истории литературы; 3)


знание изученных сведений по теории литературы;

1

Поисковая

Проблемные задания различного уровня сложности

Владение монологи-
ческой  и
диалогической речью.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

17-22 декабря




31.

А. П. Платонов. Страницы жизни и творчества. Рассказ «Корова» .

Цели: дать сведения из биографии А. П. Платонова; познакомить с рассказом «Корова»; показать своеобразие языка и стилистической манеры писателя.

1

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, портрет писателя.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов.

24-29 декабря




32-33.

А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире».

Цели: продолжить знакомство с творчеством писателя; отметить ряд особенностей творческой манеры ;  анализ внутреннего мира героев; авторское отношение к изображаемому; нравственные вопросы, затронутые в рассказах (труд как нравственное содержание человеческой жизни).

2

Объяснительно-иллюстративная

Беседа по вопросам, анализ эпизодов, устное словесное рисование.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов.

24-29 декабря

11-12 января






34.

М. М. Зощенко. Автор и его герой. Рассказ «Галоша».

Цели: познакомить с биографией; дать понятие о сатире; показать связь стиля повествования с жизненным материалом и образом автора.

1

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, портрет, чтение, беседа по прочитанному

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов.

14-19 января




35.

Автор и герой в рассказах Зощенко. Своеобразие языка и жанра. Рассказ «Встреча».

Цели: показать взаимоотношения автора и героя-повествователя; отметить особенности языка и жанра.

1

Объяснительно-иллюстративная и частично поисковая

Беседа по прочитанному, работа по вопросам

Приведение примеров, под-
бор аргументов, формулирование выводов

14-19 января




36-37.

М. М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»

Цели: знакомство с фактами биографии; жанр «сказка-быль»; познакомить с идейно-художественными особенностями сказки-были, характерами главных героев.

2

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Слово учителя и подготовленных учащихся о писателе; выставка книг писателя

Уметь работать с информационными источниками готовить сообщение по теме.

21-26 января




38-40.

Анализ содержания  сказки-были «Кладовая солнца».

Цели: 1) подвести к определению главной идеи произведения; совершенствование навыков сопоставления героев, эпизодов; анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне…»; нравственные проблемы в «сказке-были»; 2) рассмотреть особенности композиции; обсудить смысл названия; сказочные мотивы в повествовании и их художественная функция.

3

Объяснительно-иллюстративная

Комментированное и выразительное чтение, беседа по прочитанному.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

28-2 февраля

4-9 февраля






41-42.

Ю. М. Нагибин. Рассказ «Мой первый друг, мой друг бесценный».

Цели: познакомить с биографией писателя; совершенствовать навыки выразительного чтения и  анализа текста.

2

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам.

Отражение устной форме результатов своей деятельности

4-9 февраля

11-16 февраля






43-46.

Великая Отечественная война в произведениях русской литературы.

Цели: познакомить с творчеством К. Симонова, С. Орлова, Д. Самойлова;  осмысление темы войны.

4

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию.
Аудиозаписи песен  В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», А. В. Александров «Священная война» и др.

Отражение устной форме результатов своей деятельности

11-16 февраля

18-23 февраля



25-2 марта




47.

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».

Цели: познакомить с биографией писателя; жанр рассказа, сюжет, конфликт; совершенствовать навыки выразительного чтения и  анализа текста.

1

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию.

Уметь работать с информационными источниками готовить сообщение по теме.

25-2 марта




48.

«Весело и интересно проведенный день» (нравственные проблемы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой»)

Цели: обсуждение нравственных проблем (честность, долг, доброта); понятие «детали»; пейзаж и его художественная роль в рассказе.

1

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Комментированное и выразительное чтение, беседа по прочитанному.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

25-2 марта




49.

В. Г. Распутин. «Уроки французского».

Цели: познакомить с личностью писателя; знакомство с содержанием рассказа; отражение в рассказе трудностей послевоенного времени; рассмотреть приёмы характеристики героя; понятия посвящения, предисловия.

1

Объяснительно-иллюстративная

Беседа по прочитанному, по вопросам.

Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение.

4-9 марта




50.

Стойкость героя, жажда знаний, чувство собственного достоинства (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»).

Цели: познакомить с композицией рассказа; показать сложный внутренний мир героя (портрет литературного героя); вспомнить приём антитезы.

1

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Беседа-размышление по прочитанному,

Владение монологи-
ческой  и
диалогической речью.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

4-9 марта




51.

Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.

Цели: подвести к пониманию душевной щедрости учительницы, отметить её роль в жизни мальчика; обсудить смысл названия рассказа.

1

Объяснительно-иллюстративная

Беседа по прочитанному,

Владение монологи-
ческой  и
диалогической речью.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

11-16 марта




52-53.

Р/р. Нравственный выбор моего ровесника (по произведениям В. П. Астафьева, В. Г. Распутина)

Цели: совершенствование навыков писать творческую работу по произведению, выполнять анализ эпизодов, давать характеристику героям, выражать своё отношение к прочитанному.

2

Поисковая

Слово учителя

Создание письменных высказываний

11-16 марта

18-23


марта




54.

Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

Цели: познакомить с личностью писателя; знакомство с содержанием рассказа; юмор и его роль в рассказе; нравственные проблемы в произведении.

1

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию.

Уметь работать с информационными источниками, готовить сообщение по теме.

18-23

марта





55.

Твой ровесник на страницах русской литературы

Цели: познакомить с творчеством В.П. Крапивина, А.Н. Рыбакова; продолжить формирование умения выполнять анализ эпизодов, давать характеристику героям, выражать своё отношение к прочитанному.

1

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию.

Уметь работать с информационными источниками, готовить сообщение по теме.

5-6 апреля




56.

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…».

Цели: дать сведения о жизни и творчестве Блока; рассмотреть понятие «художественный образ»; стилистические фигуры: антитеза, эпитет, олицетворение; символическое начало в поэзии Блока; языковые особенности.



1

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию.

Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение.

8-13 апреля




57.

Сергей Есенин. В гостях у поэта. Урок – заочное путешествие.

Цели: дать сведения о жизни и творчестве С. Есенина; тема Родины и родной природы в творчестве поэта; обучение выразительному чтению; фольклорные традиции в поэзии; понятие «аллитерации».

1

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, чтение с комментариями учителя, просмотр видеоматериалов, репродукций о селе Константиново

Уметь находить и использовать информацию.

8-13 апреля




58.

А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Постижение красоты .

Цели: дать сведения о жизни и творчестве А. Ахматовой; понятие псевдонима; понятие ассоциации; поэтический мир поэтессы и роль художественной детали в её поэзии.

1

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение стихотворений

Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение

15-20 апреля




59.

Р/р. «Мой родной дом» или «Мой любимый уголок природы» (сочинение-миниатюра).

Цели: совершенствование навыков составлять план, формулировать тему и выполнять творческую работу.

1

Объяснительно-иллюстративная, поисковая

Слово учителя

План как вид информационной переработки текста. Адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

15-20 апреля




60.

« По страницам учебника» (игра путешествие).

Цели: обобщить знания учащихся по русской литературе, полученные ими в течение года;

 


1

Поисковая

Задания дифференцированного типа

Использование для решения познаватель-
ных задач справочных пособий по литературе, в том числе в электронном
в-те

22-27 апреля




61.

Марк Твен. « Приключения Гекльберри Финна».

Цели: продолжить знакомство с творчеством М. Твена; совершенствовать навыки словесного рисования

1

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, беседа по прочитанному, портрет

Владение монологи-
ческой  и
диалогической речью.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

22-27 апреля




62-63.

Джек Лондон. «Любовь к жизни»

Цели: познакомить с судьбой и личностью писателя; отметить жизнеутверждающую направленность его книг; совершенствовать навыки пересказа разного типа.

2

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному, портрет

Умение работать с информационными источниками, Интернет-ресурсами и готовить сообщение по теме.

29-4 мая




64.

Рей Дуглас Брэдбери. Смысл названия рассказа «Каникулы».

Цели: дать биографические сведения о писателе; познакомить с жанром научно-фантастической литературы; фольклорные традиции, порядок событий в сказочном сюжете.

 


1

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, беседа по прочитанному, портрет

Владение монологи-
ческой  и
диалогической речью.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

29-4 мая




65.

Рей Брэдбери. Рассказ «Зеленое утро».

Цели: вспомнить понятие сюжета, композиции;
рассмотреть приём фантастики в сказках Брэдбери, обсудить роль этого приёма.

1

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

6-11 мая




66.

Э. Сетон-Томпсон – писатель, художник, человек.

Цели: познакомить с личностью писателя; рассмотреть тематику его произведений (книги о животных);

1

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному

Умение осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщение

6-11 мая




67-68.

Итоговый урок. (Рекомендация книг для летнего чтения).



Цель: 1) проверить знание текстов литературных произ-ний; 2) знание истории литературы; 3)
знание изученных сведений по теории литературы; 4)
выявление уровня литературного развития уч-ся по вопросам:
– Мои любимые литературные герои и их нравственные качества.
– Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?

2

Поисковая

Портреты писателей, чьё творчество изучалось в этом учебном году,  беседа по прочитанным произведениям, задания дифференцированного типа.

Владение монологической  и
диалогической речью.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

13-18 мая




69-70

Резерв




2










20-25 мая







Смотрите также:
Кутлаева Наталья Владимировна пояснительная записка. Уровень рабочей программы базовый рабочая программа
303.63kb.
1 стр.
Кутлаева Наталья Владимировна пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый рабочая программа
326.28kb.
3 стр.
Кутлаева Наталья Владимировна пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый рабочая программа
378.16kb.
2 стр.
Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
644.45kb.
5 стр.
Учитель Райшина Татьяна Валентиновна п. Целинный 2011 пояснительная записка рабочая программа
341.71kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного курса (наименование предмета) в классе основного общего образования базовый уровень учитель г. Переславль-Залесский 20 г. Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Английский язык в 6 классе»
163.03kb.
1 стр.
Никифоровой Еленой Борисовной учителем английского языка высшей квалификационной категории Андреаполь 2010 г пояснительная записка Статус рабочей программы рабочая программа
495.85kb.
3 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины Литература Уровень основной образовательной программы базовый
421.15kb.
2 стр.
Ефремовой Ольги Венияминовны 6 класс 2011-2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
297.94kb.
1 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе
732.52kb.
4 стр.
Приказ № от 2012 г рабочая программа география 11 класс
695.77kb.
5 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе «Программы оу. Литература. 5-11 классы»
271.01kb.
1 стр.