Главная
страница 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»


Утверждено:

Директор О. Б. Анянова

_____________________
Приказ №

«01» сентября 2012 г.



Согласовано:

Зам. директора по УР

___________________
«____»________ 2012 г.

___________________



Рассмотрено:

на заседании МО

протокол №____

«____»________ 2012 г.

руководитель МО

_____________________






Рабочая программа

по истории Сибири
5 класс
Объем: 34 часа

Составитель: Домрачева Ю. В.,

учитель истории

г. Колпашево

2012 год

1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по истории Сибири составлена на основе программы ТОИПКРО «Сибириана», учебного пособия «Сибирь: вехи истории (ХVI - XIX вв.)». Автор пособия А.С. Зуев - кандидат исторических наук, доцент Новосибирского государственного университета. Дополнение - уроки краеведения. Программа предназначена для обучающихся 5 классов.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю.

Особенностью содержания регионального компонента по истории в нашей области является соединение двух его взаимосвязанных частей: региональной и местной истории (краеведения), между которыми много общего, но есть существенные различия. В учебных пособиях по истории Сибири представлена региональная история, которая не замыкается в рамках современных границ Томской области. Такой подход позволяет увязать исторические представления о прошлом региона с историей России и мира, предъявить обучающимся проблему развития региональных отношений на территории Сибири до ее присоединения к России и отношений с центром страны на последующих этапах развития, а также проблему взаимоотношений и взаимовлияния культур «коренных» и «пришлых» народов. Широкий круг материалов позволит более объективно выявить не только сложные и противоречивые явления, но и много положительного в этом процессе, раскрыть роль и место родного края в мировом историческом процессе. Решение этой задачи реализуется на основе отбора материала о наиболее значимых исторических процессах, происходивших в сибирском регионе и установления взаимосвязи с изучаемыми курсами истории.

Выявление особенностей исторического развития Сибири и родного края, понимание их взаимосвязи с историей Отечества и мира способствует достижению основной цели исторического образования - овладению совокупностью знаний об историческом пути и опыте народов России и человечества.

Материалы истории, реализуют воспитательные задачи обучения. Факты и персоналии позволят детям понять прошлое родного края, мысленно воссоздать образ жизни своих родственников и земляков в прошлом, их духовный мир и роль их труда в развитии края. На уроках создается возможность личностного осмысления прошлого, ибо носителями ценностных отношений выступают поколения земляков, в том числе родные и близкие. Размышления об их созидательном труде, об их вкладе в развитие материальной и духовной культуры края становятся основой для переживания нравственных, патриотических, чувств, что является первой ступенью выработки соответствующих ценностных установок.

Изучение традиционной культуры этносов Сибири позволит обсуждать проблему уникальности каждой и ее вклад в развитие общемировой культуры, формировать эстетические, национальные и нравственные ценности, а также стремление сохранять и преумножать культурное достояние родного края.

Региональная история вносит свой вклад в развитие гуманитарной культуры школьников. Сибирь обретает свою историю, что, безусловно, обогатит духовный мир сибиряков, их национальное самосознание. Региональная история создает дополнительные возможности для овладения умениями работы с различными источниками исторических знаний, в процессе которой развивается историческое мышление школьников, умения анализировать, сопоставлять оценки исторических событий, явлений прошлого и современности. Краеведческие материалы позволяют включить учащихся в творческие виды деятельности (сбор информации по определенной теме, в том числе оформление записей воспоминаний, анализ и оценка краеведческих фактов, аргументация критического отношения к ним и т.д.)



Цели и задачи

  • формирование исторического самосознания на основе взаимосвязи малой истории (регион, населенный пункт, семья) с большой историей (отдельные сведения из отечественной и всемирной истории);

  • формирование способов культурно-исторической самоидентификации

(отношение к истории родного края как части своей собственной истории);

  • создание условий для самопознания и самоопределения на основе знания исторических явлений;

  • формирование компетенций, позволяющих использовать историческое содержание в личной и деловой коммуникации.


Формы и методы обучения:

  • творческие работы;

  • уроки-экскурсии;

  • путешествия по «памятным» местам;

  • самостоятельная работа с текстами; анализ документальных материалов;

  • работа с картой.


Формы контроля знаний:

  • фронтальный опрос;

  • индивидуальная работа с раздаточным материалом;

  • словарный диктант;

  • зачет;

  • тесты.


Мониторинг учебных достижений обучающихся 5 класса


Репродуктивные умения

Творческие умения

1. Показывать на карте территорию Западной, Восточной Сибири; реки, горы, города Сибири. Объяснять происхождение сибирских названий.

1. Создавать творческие работы в области

«топонимики» и культуры в различных

формах (мини-сочинение, кроссворд, мини- исследование, вопросник по теме)


2. Перечислять древние народности Сибири, показывать на карте.

2. Защищать творческие работы

3. Давать определения понятиям: коренные

народы, обласок, «морда», чум, шаманизм, шаман, камлание, казак, острог и др.



3. Высказывать свое отношение к наиболее

значительным событиям.



4. Перечислять наиболее значимые события

истории Сибири.



4. Использовать сказания и легенды народов Сибири в качестве исторического источника


2. Учебно-тематический план




Раздел

Всего часов

Теоретическое обучение

Практические/

творческие работы



Контрольные работы

1.

Тема I. Страна Сибирь

6

2

1/2

1

2.

Тема II. Коренные народы Сибири

8

4

1/2

1

3.

Тема III. Освоение Сибири русскими

8

4

1/2

1

4.

Тема IV. Сибирь в XVIII-XIX вв.

6

3

1/1

1

5.

Тема V. Сибирь в XX-XXI вв.

6

2

1/3










34

15

5/10

4


3. Содержание курса

Страна Сибирь (6 часов)

Происхождение и значение слова «Сибирь». Сибирь на карте Родины. Историческая карта. Карты Сибири, составленные в разные периоды истории.

Как учёные-историки узнают о жизни людей в прошлом. Виды исторических источников по истории Сибири. Растительный и животный мир Сибири в ледниковый период. Полезные ископаемые Сибири. Природа современной Сибири.

Коренные народы Сибири (8 часов)

Что такое “народ”? Группы коренных народов Сибири. Расселение. Занятия: охота, рыболовство. Жилище. Пища. Национальный костюм. Особенности духовной культуры: верования, фольклор, пословицы, игры, праздники. Шаманизм.



Освоение Сибири русскими (8 часов)

Пути проникновения русских людей за Урал. Источники знаний о первых экспедициях в Сибирь.

Сибирская экспедиция Ермака. Сибирские летописи о дате, об инициаторах и организаторах похода. Путь экспедиции Ермака. Основные события экспедиции. Персоналии: казаки и татарские военачальники, их судьбы. Первые остроги и форпосты на территории Сибири. Возникновение городов. Быт и занятия первых поселенцев. Основание Томска. Легенды Томской земли. Колпашево. Тогур. Взаимовлияние русских и аборигенов.

Сибирь в XVIII-XIX вв. (6 часов)

Томск в XVIII веке. Декабристы в Сибири. Места отбывания каторги и ссылки. Образ жизни осужденных декабристов. Память о декабристах среди сибиряков.

Население Сибири: численность и состав. Провинциальные сибирские города, их архитектура. Образование в Сибири (школы, библиотеки). Отдых, развлечения горожан. Томск в XIX веке.

Сибирь в XX-XXI вв. (6 часов)

Влияние Сибирской железной дороги на развитие экономики края. Рост городского населения. Новые города. Превращение Новониколаевска в торгово-промышленный центр Западной Сибири. Революционные события в истории малой Родины. Память о них в музеях, облике и топонимике города.

Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Сибирские добровольческие дивизии. Земляки – Герои Великой Отечественной войны. Памятники героям войны, названия улиц в городах и селах нашей области в их честь. Книга Памяти.

Труд сибиряков в тылу. Дети – фронту. Депортация в Сибирь “наказанных” народов.

Моя семья в годы Великой Отечественной войны.

Увеличение роли Сибири в экономике страны. Социальный состав жителей нашего города и села. Экономическое и культурное развитие Сибири во второй половине ХХ в.


Современное экономическое и политическое положение Сибири. Административное устройство Томской области, населенного пункта.

История населенного пункта, улицы, школы. Генеалогическое дерево. Организация экскурсий, фотовыставок, встреч.


4.Требования к уровню подготовки обучающихся

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места исторических событий; на географической карте города, реки области;

  • описывать условия обитания, образ жизни, занятия, быт народов Сибири, их обряды, верования, достижения;

  • рассказывать об уровне жизни и хозяйственно-бытовых укладах населения Сибири с древнейших времен; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;

  • описывать исторические памятники Сибири, Томской области, г. Колпашево; важнейшие этапы исторического развития Сибири, его традиции;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Сибири;

  • уважительно относиться к чужой культуре, традициям, заботиться о сохранности исторического и культурного наследия, природных богатств.


Образовательные результаты распределены по основным темам предмета, и имеют трехуровневую основу.

Первый уровень: компетенции, которые требуют применения знаний для понимания основных исторических явлений.

Второй уровень: компетенции, которые требуют применения предметных навыков.

Третий уровень: компетенции, которые актуализируют развитие межпредметных и общих навыков.
Страна Сибирь. Коренные народы Сибири.


1 уровень

2 уровень

3 уровень

Обучающиеся раскрывают культурное и общественное разнообразие народов Сибири, описывая их этническое своеобразие. Обучающиеся анализируют общественное развитие и жизнеустройство в зависимости от исторического периода (каменный век, железный век, развитие ремесла и торговли, первые государства в Сибири).


Обучающиеся могут составить план для сравнения культурной и

общественной жизни народов Сибири.

Обучающиеся составляют план анализа модели общественного развития (расселение, основные

занятия, общественные отношения, религия, культура и пр.).




Обучающиеся используют карту в сравнительном описании жизни народов Сибири, исторической

динамики (сравнение исторических изменений). Обучающиеся могут использовать артефакты в описании жизни и занятий

людей, строить рассказ с опорой на материальные объекты культуры. Обучающиеся могут использовать карту в анализе моделей общественного развития.




Освоение Сибири русскими.


1 уровень

2 уровень

3 уровень

Обучающиеся анализируют

причины и значение

присоединения Сибири

к России.

Обучающиеся дают

характеристику личности

Ермака, оценивают его

вклад в освоение Сибири.



Обучающиеся строят

хронологию основных

событий, используя

историческую карту,

документы и другие

источники.



Обучающиеся могут

использовать карту

для составления рассказа

об освоении Сибири.




Сибирь в XVIII-XIX вв.


1 уровень

2 уровень

3 уровень

Обучающиеся раскрывают

культурное и общественное

разнообразие народов

Сибири, описывая их

этническое своеобразие.

Обучающиеся отслеживают

динамику культурного и

общественного развития

народов Сибири от

охотническо-собирательского до городского периода в Сибири.

Обучающиеся сравнивают

понятия «воеводство» и

«губерня», понимают специфику государственной власти в регионе.

Обучающиеся оценивают

политическое положение

Сибири, ее роль в политике

царского правительства.


Обучающиеся могут провести сравнения исторической динамики развития народов

Сибири с общеисторической

динамикой развития.

Обучающиеся используют

признаки государственной

власти в регионе (войско, воевода, суд, тюрьма, губернатор, пр.) при определении понятий

«воеводство» и «губерня».

Обучающиеся используют

различные источники для

оценки политической роли

Сибири как места ссылки.


Обучающиеся используют артефакты в сравнительном описании культуры народов Сибири.

Обучающиеся используют

схемы для описания и сравнения административного

устройства.

Обучающиеся используют

наглядные средства для

описания жизни ссыльных

в Сибири



Сибирь в XX-XXI вв.


1 уровень

2 уровень

3 уровень

Обучающиеся систематизируют

исторические сведения

о развитии экономики,

городского самоуправления, городской культуры, быта,

образования, науки,

культуры в Сибири

на материале Томской

области, населенного пункта, где они проживают.

Обучающиеся оценивают вклад Сибири в экономическое, общественное и культурное развитие России.

Обучающиеся анализируют

значение развитие научно-

промышленного и научно-

образовательного комплекса в Западной Сибири,

в г. Томске.

Обучающиеся применяют

исторический материал для

самоидентификации.


Обучающиеся используют

различные источники

в изучении истории Сибири,

истории Томской области,

населенного пункта,

истории своей семьи.

Обучающиеся составляют

историческое повествование, включающее причины, ход событий, значение.

Обучающиеся могут составить генеалогическое древо своей семьи.

Обучающиеся могут составить план про ведение экскурсии по району, улице,

образовательному учреждению.

Обучающиеся могут составлять

хронологическую таблицу.


Обучающиеся могут составить

исторический рассказ

с опорой на различные источники.

Обучающиеся могут составить исторический рассказ об истории Сибири, Томской области, населенного пункта,

своей семьи.

Обучающиеся могут работать с

хронологической таблицей

и исторической картой.




5. Учебно-методическое обеспечение курса
Программные документы

  • Сибириана. Учебные программы для 1-11 классов массовой школы.- Томск, ТОИПКРО,1995.


Учебно-методическая литература

  • Зверев В.А., Зуев А.С, Кузнецова Ф.С. История Сибири. Ч.2. Новосибирск, 1998.

  • Кравцов В., Соболев В., Шаповалов А., Тайны прошлого. Новосибирск. ИНФОЛИО-пресс, 1999.

  • Кузнецова Ф. С. История Сибири. Ч.I. Новосибирск, 1999.

  • Кузнецова Ф.С. История Сибири: Дидактические материалы. Учебно-методическое пособие для 5 - 9 классов общеобразовательных учреждений. Новосибирск «ИНФОЛИО-пресс». 2003.

  • Шаповалов А. По следу мамонта. Новосибирск ИНФОЛИО-пресс,1999.

Дополнительная литература для учителя

  • Деревянное зодчество Томска. Прошлое и настоящее (книга-альбом). - Томск,

панорама, 2009.

  • Прогулка по старому Томску. - Томское книжное издательство. 1992. - 104.

  • Привалихина С. В. Мой Томск. - Томск. Изд-во томского университета, 2000.

  • Сказки народов Сибири. Новосибирск, Западно-Сибирское книжное издательство, 1984.

Медиа-ресурсы

  • Воспоминания о родном и близком (видеофильм)

  • «Ермак» (художественный фильм)

  • «Красавица Тома» (анимационный фильм)

  • Новеллы о Томске (видеофильм)

  • Россия от края до края. Сибирь (документальный фильм, 2010)

  • GEO. Шаманизм. Возвращение великого шамана (документальный фильм, 2000 г.)


6. Календарно-тематическое планирование

34 часа, 1 час в неделю




Тема урока

Дата

Форма контроля

Домашнее задание

Примечание

по плану

по факту

Тема I. Страна Сибирь (6 часов)

1.

Вводный урок. Страна Сибирь.










ЛОК




2.

Сибирь на карте Родины.










ЛОК, работа с картой




3.

Во времена великих ледников.










ЛОК, сообщение о животных ледникового периода




4.

Следы древности на Томской земле. (Экскурсия в музей)










ЛОК, сообщения о животном и растительном мире Сибири




5.

Природа Сибири (урок ученических сообщений)










Творческое задание (тест, кроссворд)




6.

Урок-практикум (страничка учебника)







Контрольная работа № 1.







Тема II. Коренные народы Сибири (8 часов)

7.

Сибирские аборигены (расселение, облик, одежда, уровень развития)










Опережающее задание (про охотников и рыболовов)




8.

Охотники и рыболовы Сибири.










ЛОК




9.

Древние жилища.










Выполнить рисунок, изготовить макет древнего жилища




10.

Представления народов Сибири о мире.










ЛОК, рисунок




11.

Во что верили в древности.

(Просмотр видеофильма)










Выполнить иллюстрации к фильму, составить кроссворд, тест

11.01

12.

Мифы и легенды народов Сибири.










Опережающее задание: «Шаман»




13.

Шаманизм в Сибири.










Подготовка к к/р

18.01

14.

Итоговый урок по теме: «Коренные народы Сибири».







Контрольная работа № 2.

Сообщение про Ермака




Тема III. Освоение Сибири русскими (8 часов)

15.

Начало русского продвижения. Поход Ермака.










ЛОК

25.01

1.02.


16.

Строительство острогов. Основание Томска. (Экскурсия в музей)










Легенды о Томской земле

8.02

17.

Легенды о Томской земле (просмотр видеофильма)










Легенды об основании Колпашево

15.02

18.

Основание города Колпашево

(урок ученических сообщений)










ЛОК, презентация

22.02

19.

Тогурская земля.










ЛОК

29.02

20.

Развитие ремесла и торговли.










ЛОК




21.

Взаимовлияние русских и аборигенов.










Подготовка к к/р




22.

Итоговый урок по теме: «Освоение Сибири русскими».







Контрольная работа № 3.







Тема IV. Сибирь в XVIII-XIX вв. (6 часов)

23.

Томск в XVIII веке.










ЛОК




24.

Томск в XIX веке. Развитие промышленности.










ЛОК




25.

Купечество Томска.










ЛОК, сообщения




26.

Край изгнания. Сибирские Афины.










ЛОК




27.

Прогулка по Томску (медиа-урок)










Подготовка к к/р




28.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Томск в XVIII - XIX веке».







Контрольная работа № 4.







Тема V. Сибирь в XX-XXI вв. (6 часов)

29.

Колпашево в XIX – начале XX века.










Выбор темы для поисковой работы.




30.

Колпашево в годы ВОВ.

(Экскурсия в музей)










Подготовить сообщение о героях-земляках




31.

Герои-земляки.










ЛОК




32.

Колпашево во второй половине XX века.










ЛОК




33.

Мой город сегодня (история моей улицы, моего дома). Поисковая работа.
















34.

Итоговый урок.

















Смотрите также:
Рабочая программа по истории Сибири составлена на основе программы тоипкро «Сибириана», учебного пособия «Сибирь: вехи истории (ХVI xix вв.)»
216.12kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного курса истории для 11 класса составлена учителем Безукладниковой И. В. Моу «Лицей №2» г. Камень-на-Оби
193.79kb.
1 стр.
Пояснительная записка Статус документа
339.87kb.
1 стр.
Рабочая программа по истории для 6-9 классов разработана на основе Примерной программы основного (общего) образования по обществознанию 2004 года
466.13kb.
3 стр.
Прокопенко Тамары Кирилловны, учителя математики 8 «А», 8 «Б» 8 «В», классы 2012-2013 учебный год пояснительная записка рабочая программа
156.71kb.
1 стр.
Рабочая программа по истории для 11 класса составлена на основе примерной программы и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования. Рабочая программа для 11 класса рассчитана на 68 учебных часов
308.47kb.
1 стр.
Тематическое планирование учебного материала 4 Основное содержание программы. 7 Требования к уровню усвоения учебного материала 9
104.75kb.
1 стр.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего полного (общего) образования по истории
176.41kb.
1 стр.
Программа по Истории России XX начала XXI вв. (9 класс ) Пояснительная записка Рабочая программа курса «История России XX начала XXI вв.»
336.66kb.
1 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе «Программы оу. Литература. 5-11 классы»
271.01kb.
1 стр.
Рабочая программа элективного курса по истории в 8 классе «Эпоха глазами художника» составлена на основе учебно-методического пособия Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования
67.92kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного курса (наименование предмета) в классе основного общего образования базовый уровень учитель г. Переславль-Залесский 20 г. Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Английский язык в 6 классе»
163.03kb.
1 стр.