Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
Рабочая программа по истории Сибири 5 класс Объем: 34 часа Составитель: Домрачева Ю. В., учитель истории г. Колпашево 2012 год
Настоящая рабочая программа по истории Сибири составлена на основе программы ТОИПКРО «Сибириана», учебного пособия «Сибирь: вехи истории (ХVI - XIX вв.)». Автор пособия А.С. Зуев - кандидат исторических наук, доцент Новосибирского государственного университета. Дополнение - уроки краеведения. Программа предназначена для обучающихся 5 классов. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю. Особенностью содержания регионального компонента по истории в нашей области является соединение двух его взаимосвязанных частей: региональной и местной истории (краеведения), между которыми много общего, но есть существенные различия. В учебных пособиях по истории Сибири представлена региональная история, которая не замыкается в рамках современных границ Томской области. Такой подход позволяет увязать исторические представления о прошлом региона с историей России и мира, предъявить обучающимся проблему развития региональных отношений на территории Сибири до ее присоединения к России и отношений с центром страны на последующих этапах развития, а также проблему взаимоотношений и взаимовлияния культур «коренных» и «пришлых» народов. Широкий круг материалов позволит более объективно выявить не только сложные и противоречивые явления, но и много положительного в этом процессе, раскрыть роль и место родного края в мировом историческом процессе. Решение этой задачи реализуется на основе отбора материала о наиболее значимых исторических процессах, происходивших в сибирском регионе и установления взаимосвязи с изучаемыми курсами истории. Выявление особенностей исторического развития Сибири и родного края, понимание их взаимосвязи с историей Отечества и мира способствует достижению основной цели исторического образования - овладению совокупностью знаний об историческом пути и опыте народов России и человечества. Материалы истории, реализуют воспитательные задачи обучения. Факты и персоналии позволят детям понять прошлое родного края, мысленно воссоздать образ жизни своих родственников и земляков в прошлом, их духовный мир и роль их труда в развитии края. На уроках создается возможность личностного осмысления прошлого, ибо носителями ценностных отношений выступают поколения земляков, в том числе родные и близкие. Размышления об их созидательном труде, об их вкладе в развитие материальной и духовной культуры края становятся основой для переживания нравственных, патриотических, чувств, что является первой ступенью выработки соответствующих ценностных установок. Изучение традиционной культуры этносов Сибири позволит обсуждать проблему уникальности каждой и ее вклад в развитие общемировой культуры, формировать эстетические, национальные и нравственные ценности, а также стремление сохранять и преумножать культурное достояние родного края. Региональная история вносит свой вклад в развитие гуманитарной культуры школьников. Сибирь обретает свою историю, что, безусловно, обогатит духовный мир сибиряков, их национальное самосознание. Региональная история создает дополнительные возможности для овладения умениями работы с различными источниками исторических знаний, в процессе которой развивается историческое мышление школьников, умения анализировать, сопоставлять оценки исторических событий, явлений прошлого и современности. Краеведческие материалы позволяют включить учащихся в творческие виды деятельности (сбор информации по определенной теме, в том числе оформление записей воспоминаний, анализ и оценка краеведческих фактов, аргументация критического отношения к ним и т.д.) Цели и задачи
(отношение к истории родного края как части своей собственной истории);
Формы и методы обучения:
Формы контроля знаний:
Мониторинг учебных достижений обучающихся 5 класса
2. Учебно-тематический план
3. Содержание курса Страна Сибирь (6 часов) Происхождение и значение слова «Сибирь». Сибирь на карте Родины. Историческая карта. Карты Сибири, составленные в разные периоды истории. Как учёные-историки узнают о жизни людей в прошлом. Виды исторических источников по истории Сибири. Растительный и животный мир Сибири в ледниковый период. Полезные ископаемые Сибири. Природа современной Сибири.
Что такое “народ”? Группы коренных народов Сибири. Расселение. Занятия: охота, рыболовство. Жилище. Пища. Национальный костюм. Особенности духовной культуры: верования, фольклор, пословицы, игры, праздники. Шаманизм. Освоение Сибири русскими (8 часов) Пути проникновения русских людей за Урал. Источники знаний о первых экспедициях в Сибирь. Сибирская экспедиция Ермака. Сибирские летописи о дате, об инициаторах и организаторах похода. Путь экспедиции Ермака. Основные события экспедиции. Персоналии: казаки и татарские военачальники, их судьбы. Первые остроги и форпосты на территории Сибири. Возникновение городов. Быт и занятия первых поселенцев. Основание Томска. Легенды Томской земли. Колпашево. Тогур. Взаимовлияние русских и аборигенов.
Томск в XVIII веке. Декабристы в Сибири. Места отбывания каторги и ссылки. Образ жизни осужденных декабристов. Память о декабристах среди сибиряков. Население Сибири: численность и состав. Провинциальные сибирские города, их архитектура. Образование в Сибири (школы, библиотеки). Отдых, развлечения горожан. Томск в XIX веке.
Влияние Сибирской железной дороги на развитие экономики края. Рост городского населения. Новые города. Превращение Новониколаевска в торгово-промышленный центр Западной Сибири. Революционные события в истории малой Родины. Память о них в музеях, облике и топонимике города. Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Сибирские добровольческие дивизии. Земляки – Герои Великой Отечественной войны. Памятники героям войны, названия улиц в городах и селах нашей области в их честь. Книга Памяти. Труд сибиряков в тылу. Дети – фронту. Депортация в Сибирь “наказанных” народов. Моя семья в годы Великой Отечественной войны. Увеличение роли Сибири в экономике страны. Социальный состав жителей нашего города и села. Экономическое и культурное развитие Сибири во второй половине ХХ в. Современное экономическое и политическое положение Сибири. Административное устройство Томской области, населенного пункта. История населенного пункта, улицы, школы. Генеалогическое дерево. Организация экскурсий, фотовыставок, встреч. 4.Требования к уровню подготовки обучающихся
Образовательные результаты распределены по основным темам предмета, и имеют трехуровневую основу. Первый уровень: компетенции, которые требуют применения знаний для понимания основных исторических явлений. Второй уровень: компетенции, которые требуют применения предметных навыков. Третий уровень: компетенции, которые актуализируют развитие межпредметных и общих навыков. Страна Сибирь. Коренные народы Сибири.
Освоение Сибири русскими.
Сибирь в XVIII-XIX вв.
Сибирь в XX-XXI вв.
5. Учебно-методическое обеспечение курса Программные документы
Учебно-методическая литература
Дополнительная литература для учителя
панорама, 2009.
Медиа-ресурсы
6. Календарно-тематическое планирование 34 часа, 1 час в неделю
Смотрите также: Рабочая программа по истории Сибири составлена на основе программы тоипкро «Сибириана», учебного пособия «Сибирь: вехи истории (ХVI xix вв.)»
216.12kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного курса истории для 11 класса составлена учителем Безукладниковой И. В. Моу «Лицей №2» г. Камень-на-Оби
193.79kb.
1 стр.
Пояснительная записка Статус документа
339.87kb.
1 стр.
Рабочая программа по истории для 6-9 классов разработана на основе Примерной программы основного (общего) образования по обществознанию 2004 года
466.13kb.
3 стр.
Прокопенко Тамары Кирилловны, учителя математики 8 «А», 8 «Б» 8 «В», классы 2012-2013 учебный год пояснительная записка рабочая программа
156.71kb.
1 стр.
Рабочая программа по истории для 11 класса составлена на основе примерной программы и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования. Рабочая программа для 11 класса рассчитана на 68 учебных часов
308.47kb.
1 стр.
Тематическое планирование учебного материала 4 Основное содержание программы. 7 Требования к уровню усвоения учебного материала 9
104.75kb.
1 стр.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего полного (общего) образования по истории
176.41kb.
1 стр.
Программа по Истории России XX начала XXI вв. (9 класс ) Пояснительная записка Рабочая программа курса «История России XX начала XXI вв.»
336.66kb.
1 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе «Программы оу. Литература. 5-11 классы»
271.01kb.
1 стр.
Рабочая программа элективного курса по истории в 8 классе «Эпоха глазами художника» составлена на основе учебно-методического пособия Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования
67.92kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного курса (наименование предмета) в классе основного общего образования базовый уровень учитель г. Переславль-Залесский 20 г. Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Английский язык в 6 классе» 163.03kb.
1 стр.
|