Главная
страница 1

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины «Социологические исследования ненормативности

на примере сексуальности, потребления и насилия»

для подготовки бакалавра

по направлению 040100.62 «Социология» и по направлению 040200.62 «Социология»




1 Область применения и нормативные ссылкиg:\программы\рассмотрение\изображение0001.jpg
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра и по направлению подготовки бакалавра 040200.62 «Социология», изучающих дисциплину «Социологические исследования ненормативности на примере сексуальности, потребления и насилия».

Программа разработана в соответствии с:


  • ОС НИУ ВШЭ по направлению подготовки бакалавра 040100.62 «Социология» http://www.hse.ru/data/2012/07/26/1257346946/standart-040100-62.pdf (для 3 курса);

  • ФГОС по направлению подготовки бакалавра 040200.62 «Социология» (для 4 курса); http://www.hse.ru/org/spb/umuspb/curriculum

  • Образовательной программой НИУ ВШЭ по направлению подготовки бакалавра 040100.62 «Социология» и по направлению подготовки бакалавра 040200.62 «Социология»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра и по направлению подготовки бакалавра 040200.62 «Социология».



  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Социологические исследования ненормативности на примере сексуальности, потребления и насилия» являются:

        • изучение студентами конструирования нормативностей,

        • знакомство студентов с основными, подходами, теориями и исследованиями ненормативностей,

        • демонстрирование возможности применения различных концепций к анализу актуальных проблем в данной области.



3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать


  • систему производства норм;

  • понятийный аппарат исследования ненормативностей;

  • основные методы исследования ненормативностей.

Уметь


  • использовать социологические данные для анализа нормативностей;

различать подходы к изучению норм;

критически оценить роль различных акторов в производстве норм.


Иметь навыки (приобрести опыт)

    • социологического анализа;

    • заказчика исследований социальных проблем;

    • работы с текстами по изучаемой теме;

  • разработки, подготовки исследовательских проектов по изучению ненормативностей;

  • ведения и участия в дискуссии;

  • подготовки и проведения презентаций;

  • поиска, обработки и анализа информации по тематике.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Компетенция способности к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-1

Способен к восприятию, обобщению, анализу информации. Ставит цель и выбирает пути ее достижений


Семинарские занятия, проектная деятельность

Компетенция умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

ОК-2

Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

Семинарские занятия, технология критического мышления, проектная деятельность, дискуссионные технологии, представление проекта, компьютерные технологии, технологии написания эссе

Компетенция готовности к кооперации с коллегами, к работе в коллективе

ОК-3

Владеет способностью кооперироваться с коллегами, умеет работать в коллективе

Семинарские занятия, технология критического мышления, проектная деятельность, дискуссионные технологии, представление проекта

Компетенция способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы


ОК-10

Предоставляет анализ социально-значимых проблем и процессов

Семинарские занятия, технология критического мышления, проектная деятельность, реферирование

Компетенция способности работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

ОК-14

Умеет работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

Технология критического мышления, компьютерные технологии

Уметь применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования

ПК-1

Владеет базовыми и профессионально-профилированными знаниями и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования

Семинарские занятия, проектная деятельность, дискуссионные технологии

Владеть навыками самостоятельного формулирования цели, конкретных задач научных исследований в различных областях социологии и решения их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

ПК-2

Демонстрирует умение самостоятельного формулирования цели, конкретных задач научных исследований в различных областях социологии, Способен решить их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

Семинарские занятия, проектная деятельность, дискуссионные технологии

Уметь составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории

ПК-3

Использует навыки составления и оформления научно-технической документации, научных отчетов, умеет представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории

Семинарские занятия, проектная деятельность, компьютерные технологии

Уметь применять социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп

ПК-5

Способен применять социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп

Семинарские занятия, проектная деятельность, компьютерные технологии

Владеть навыками обработки и анализа данных для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций

ПК-8

Владеет навыками обработки и анализа данных для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций

Семинарские занятия, проектная деятельность, компьютерные технологии



4 Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к блоку ФТД.00 Факультативы.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Культуры потребления», «Визуальная социология», «Социология молодежи», «Социология девиантного поведения», «Социологические подходы к телу и телесности», «Методология и организация социологических исследований», «Социология гендерных отношений и социология семьи».



5 Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Девиация и девиантное поведение

12

2

2




8

2

Конструирование социальных проблем

12

2

2




8

3

Теория навешивания ярлыков/стигматизации

10

2

2




6

4

Производство норм

10

2

2




6

5

Особенности изучения ненормативных практик

14

2

2




10

6

Социологические исследования насилия

10

2

2




6

7

Социологические исследования сексуальностей

10

2

2




6

8

Социологические исследования потребления

10

2

2




6

9

Проект

20










20




ИТОГО

108

16

16




76



6 Формы контроля знаний студентов





Тип

контроля


Форма

контроля


Второй модуль

Параметры **



Недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Текущий

(неделя)


Письменная работа (эссе)














*













Письменная работа (эссе), объем работы от 2 до 7 страниц (12 кегль, полуторный интервал)

Самостоятельная работа

Реферат




*






















Письменная работа на 40 минут

Проект (домашнее задание)






















*




Презентация результатов индивидуальной, групповой работы над проектом в формате  PowerPoint

Аудиторная работа

Работа на семинарах и лекциях

*

*

*

*

*

*

*

*




В течение учебного процесса

Итоговый

Зачет

























*

Оценка, полученная за зачете, состоит из оценки за содержание проекта и оценки, полученной за презентацию проекта. Задание по проекту предполагает авторскую работу.



6.1 Критерии оценки знаний, навыков
Критерии оценки реферата


  1. Глубина и полнота раскрытия сущности темы;

  2. Объективность изложения содержания первоисточника;

  3. Умение структурировать проблемное пространство, структурная упорядоченность;

  4. Логичность, связность изложения;

  5. Стиль и грамотность изложения.


Критерии оценки эссе


  1. Знание и понимание теоретического материала;

  2. Анализ и оценка информации;

  3. Построение суждений;

  4. Оформление работы.


Критерии оценки проекта


  • Оценка содержания:

  • проблемный характер раскрытия содержания проекта;

  • полнота представления результатов работы по проекту.




  • Оценка представления:

    • доступность, ясность излагаемого материала;

    • умение заинтересовать;

    • логическая завершённость выступления;

    • соблюдение регламента выступления.




  • Презентация основных результатов работы по проекту в Power Point:

  • Текст легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;

  • Логическая последовательность информации на слайдах,




  • Ответы на вопросы

  • Уровень аргументации при ответе на вопросы.


Критерии оценки работы на семинарах (лекциях)
Умение:

  • работать с документами, а также рекламными материалами;

  • осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников;

  • критически оценивать информацию и конструктивно принимать решение на основе анализа информации;

  • управлять собой, своими эмоциями;

  • критически оценивать достигнутые в личной практической работе результаты.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.



    1. Порядок формирования оценок по дисциплине



Накопленная оценка получается путем сложения произведений баллов, полученных по всем текущим формам контроля, на коэффициент, присвоенный каждой форме текущего контроля: работа на семинаре/лекции (аудиторная) – 0,2; эссе – 0,3; выполнение проекта, домашнее задание (оценка за самостоятельную работу) – 0,3 и реферат - 0,2.

Онакопл = 0,3·Оэссе + 0,2·Ореф + 0,2· Оаудиторная + 0,3· О дом.задание,

где Онакопл - накопленная оценка;



Оэссе - оценка за эссе;

Ореф - оценка за реферат;

Оаудиторная - оценка за работу на семинарах (лекциях);

О дом.задание - оценка за выполнение проекта.
Оценка, полученная за зачете, состоит из оценки за содержание проекта и оценки, полученной за презентацию проекта. Задание по проекту предполагает авторскую работу.

Вес оценки за содержание проекта – 0,5. Вес презентации проекта в общей оценке знаний студента по дисциплине – 0,5.



Озачет= 0,5·Осодерж.проекта + 0,5·Опрезент.проекта ,

где Озачет - оценка за зачет;



Осодерж.проекта - оценка за содержание проекта;

Опрезент.проекта - оценка за презентацию проекта.
Результирующая оценка формируется путем суммирования накопленной оценки и оценки, полученной на зачете. При этом вес накопленной оценки – 0,6 балла, полученной на зачете – 0,4 балла.

Орезульт = 0,6·Онакопл + 0,4·Озчт ,
где Орезульт - результирующая оценка;

Онакопленная - накопленная оценка;

Озчт - оценка, полученная за зачет.

Способ округления оценок - арифметический


7 Содержание дисциплины



Раздел 1. Девиация и дивиантное поведение

Девиантный подход в социологии. Понятие девиантного поведения. Формы девиантного поведения. Виды девиантного поведения. Маргинализация. Делинквентное поведение. Логика объяснения девиантного поведения.


Основная литература:

  1. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. – 1993. - № 4.

  2. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. – 1995. - № 2.

  3. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. – 1998. - № 9.

  4. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М., 1995


Дополнительная литература:

  1. Шихирев П.Н. Жить без алкоголя? Социально-психологические проблемы пьянства и алкоголизма. М., 1988

  2. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990

  3. Гилинский Я.И., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств // Социс. 1988. № 5

  4. Голод С.И. Проституция в контексте изменений половой морали // Социс. 1988. № 2

  5. Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры // Социология преступности. М., 1966

  6. Курганов С.М. Мотивы действий несовершеннолетних правонарушителей // Социс. 1989. № 5

  7. Петелин Б.Я. Организованная преступность несовершеннолетних // Социс. 1990. № 9

  8. Габиани А.Л. Наркотики в среде учащейся молодежи // Социс. 1990. № 9


Семинар 1. Девиация и дивиантное поведение

Анализ возможностей и ограничений применения девиантного подхода в социологических исследованиях.


Раздел 2. Конструирование социальных проблем

Конструирования социальных проблем средствами массовой коммуникации. Конкуренция между социальными проблемами за место в “повестке дня”. Направления социальной патологии. Социальная дезорганизация. Функционалистский подход. Критический, интеракционистский и конструкционистский подходы.


Основная литература:

  1. Бест Дж. Конструкционистский подход к исследованию социальных проблем / Контексты современности–II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001.

  2. Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение / Контексты современности–II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. унта, 2001.


Дополнительная литература:

  1. Богданова Е.А. Конструирование проблемы защиты прав потребителей // Рубеж. 2003. №18. Еремичева Г.В., Симпура Ю. Грязь: символические и практические измерения социальных проблем в Санкт-Петербурге // Мир России. 1995. № 2.

  2. Здравомыслова Е.А. От социальной проблемы к коллективному действию: правозащитная организация «Солдатские матери» / Общественные движения в современной России: от социальной проблемы к коллективному действию. М.: Ин-т социологии РАН, 1999.

  3. Климов И.А. Деньги вместо льгот: о социальной предыстории одной реформы // Социальная реальность. 2006. № 2.

  4. Ленуар Р. Предмет социологии и социальная проблема / Ленуар Р., Мерлье Д., Пэнто Л., Шампань П. Начала практической социологии. СПб.: Алетейя, 2001.

  5. Полач Д. Социальные проблемы с конструкционистской точки зрения / Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2000.

  6. Симпура Ю., Еремичева Г.В. От грязи к преступности: динамика восприятия социальных проблем населением Санкт-Петербурга // Мир России. 1997. № 2. Спектор М., Китсьюз Дж. Конструирование социальных проблем // Контексты современности–II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001.

  7. Фуллер Р., Майерс Р. Стадии социальной проблемы // Контексты современности – II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001.

  8. Хилгартнер С., Боск Ч.Л. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2000.


Семинар 2. Конструирование социальных проблем

Анализ возможностей и ограничений применения конструкционистского подхода в социологических исследованиях.



Раздел 3. Теория навешивания ярлыков/стигматизации

Создание девиации социальными группами. Навешивание ярлыков. Аутсайдер. Нарушитель. Социальный контроль. Социальная оценка. Социальные санкции. Группы риска. Уязвимость. Неблагополучие. Семья группы риска. Дети группы риска. Понятие стигмы. Культурный перенос. Классовый конфликт.



Основная литература:

  1. Бeккeр Г. Девиантность как следствие «наклеивания ярлыков» / Контексты современности–II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001.

  2. Лемерт Э. Первичное и вторичное отклонения / Контексты современности–II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001.


Дополнительная литература:

  1. Айдинян Р. М., Шипунова Т. В. Методологические тупики социологии //Проблемы теоретической социологии. Вып. 4. СПб.: НИИХ СПбГУ, 2003.

  2. Голод С. И. Сексуальное поведение и субкультурная дифференциация полов //Социологический журнал. 1994. № 4.

  3. Бараева Н. «Второй план» экономической преступности: новое поколение в качестве «группы риска» //Молодежь: Цифры. Факты. Мнения. СПб., 1995. № 2-3.

  4. Бауман 3. На что указывает постсовременность //Социологический журнал. 1994. № 1.

  5. Дети улицы: растущая трагедия городов /Пер. с англ. М., 1990.

  6. Бородкин Ф. М. Социальные эксклюзии //Социологический журнал. 2000. № 3-4.

  7. Гилинский Я. И. Социальный контроль в современном обществе: проблемы и перспективы //Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля. М., 1992.

  8. Брейтуэйт Дж. Преступление, стыд и воссоединение /Пер. с англ. Н. Д. Хариковой, под общ. ред. М. Г. Флямера: коммент. Проф. Я. И. Гилинского. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2002.

  9. Гордон JI. А. Четыре рода бедности в современной России //Социологический журнал. 1994. № 4.

  10. Бойко В. В., Оганян К. М., Копытенкова О. И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. СПб., 1999.

  11. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): тенденции и социологическое осмысление. СПб.: Алетейя, 2000.

  12. Жиляев А. И., Данилин С. Н. Нетрадиционные методы совершения преступлений и их учет в борьбе с преступностью //Проблемы преступности: традиционные и нетрадиционные подходы. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003.


Семинар 3. Теория навешивания ярлыков/стигматизации

Киносеминар. Просмотр и обсуждение фильма Т. Винтерберга «Торжество» (1998г.)


Раздел 4. Производство норм

Языковой поворот. Теория дискурса. Текст. Дискурс как идеология. Практический поворот. Нарратив. Плюрализм. Глобализация. Мультикультурализм. Дискурс как идеология и форма маргинализации. Дискурсивная нагруженность. Дискурсивное сопротивление. Перформативность.


Основная литература:

  1. Йоргенсен М.В., Филлипс Луиза Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод/ 
    Пер. с англ. - 2-е изд., испр. Издательство: X.: Изд-во "Гуманитарный Центр", 2008г., 352 с.

  2. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет Пер. с фр., сост., комм. и послесл. С.Табачниковой. М. Касталь 1996 г. 448 с.

  3. Батлер, Джудит. Психика власти: теории субъекции / Пер. Завена Баблояна. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2002.


Дополнительная литература:

  1. Сабирова Г. Нарративы «мусульманскости» в постсоветский период: на примере женских аудиторий коранических курсов в Москве // Человек. Сообщество. Управление. – 2006. N 3.

  2. Сабирова Г. Как стать и остаться мусульманкой: опыт разных поколений // Устная история и биография: женский взгляд / Под ред. Е.Мещеркиной. – М.: Невский Простор, 2004.

  3. Нормальная молодежь: пиво, тусовка, наркотики /Под ред. Е. Омельченко. - Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного университета, 2005. - 180 с.

  4. Тринадцатый шаг: социология наркотизации/Под ред. Е. Омельченко. Ульяновск: Издательство «Ульяновского государственного университета», 2002 . 260 с.

  5. Мейлахс П. Социологические, политологические и идеологические аспекты аддиктологии // Руководство по аддиктологии / Под ред. В.Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007. С. 63-90.

  6. Мейлахс П. Человек наркозависимый: свободный преступник или больной раб? Анатомия криминального и медицинского дискурсов наркомании // Наркотизм, Наркомании, Наркополитика / Под ред. А.Г. Софронова. СПб.: Медицинская пресса, 2006. С. 103-120.

  7. Омельченко Е. Л. «Жертвы» и/или «насильники». Феномены подростковой сексуальности в фокусе западных теоретических дискурсов. В сб. Другое поле. Социологические практики. Ульяновск: Издательство Государственного научного учреждения «Средневолжский научный центр», 2000.


Семинар 4. Производство норм

Выступление с рефератом.


Раздел 5. Особенности изучения ненормативных практик

Анкетирование. Глубинное интервью. Биографическое интервью. Наблюдение. Триангуляция. Роль социолога в исследовательском процессе. Профессиональная социологическая этика. Исследователь-одиночка. Групповое исследование.


Основная литература:

Omel’chenko, E., Pilkington, H. and Garifzianova, A. (eds.) Russia’s Skinheads: Exploring and Rethinking Subcultural Lives London and New York: Routledge, 2010, 304 р.


Дополнительная литература:

  1. Батыгин Г. С., Девятко И. Ф. Миф о «качественной»социологии» // Социологический журнал. 1994. № 2.

  2. Полевая кухня: как провести исследование / Под ред. Н. Гончаровой.- Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга», 2004. – 180 с.

  3. Омельченко Е. Л., Пилкингтон Х. Зачем мне врать? Опыт применения глубинного интервью // «Рубеж (альманах социальных исследований)», № 10-11, март 1997, стр. 190—209.


Семинар 5. Особенности изучения ненормативных практик

Разработка программы индивидуального исследовательского проекта. Оценка возможностей и ограничений его реализации. Выявление этических дилемм.


Раздел 6. Социологические исследования насилия

Семинар 6. Социологические исследования насилия

Рассмотрение и анализ исследовательского кейса «Девичьи драки»


Раздел 7. Социологические исследования сексуальностей

Семинар 7. Социологические исследования сексуальностей

Представление студентами презентации об альтернативных формах сексуальностей с последующим анализом и обсуждением.


Раздел 8. Социологические исследования потребления

Семинар 8. Социологические исследования потребления

Рассмотрение и анализ исследовательского кейса «Безденежное и теневое потребление»



  1. Образовательные технологии


Для проведения занятий со студентами используются:

  • технология критического мышления;

  • проектная деятельность;

  • дискуссионные технологии;

  • компьютерные технологии;

  • технологии написания эссе.

На семинарах работа студентов в основном осуществляется в малых группах.

  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1 Тематика заданий текущего контроля



Тематика эссе:


  1. Особенность конструирования социальных проблем в России

  2. Роль общественных организаций в конструировании социальных проблем.

  3. Культурные различия форм социального контроля

  4. Группы риска в России

  5. Гендерные основания социальной стигматизации

  6. Классовый конфликт в условиях бесклассового общества

  7. Публичная социология в России

  8. Производство различий в российском обществе

  9. Роль глокальности в производстве норм

  10. Неблагополучие в российском контексте


Темы реферата:


  1. Формы и виды девиантного поведения

  2. Делинквентность и девиация

  3. Ключевые агенты конструирования социальных проблем

  4. Возможности и ограничения применения различных методов социологических исследований

  5. Ангажированность при исследовании социальных норм

  6. Социологические исследования различий

  7. Понятие гегемонии в дискурс-анализе


Тема проекта (домашнего задания):
Тема проекта определяется индивидуально для каждого студента или для группы студентов, которая выполняется в формате  PowerPoint.

9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины



Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу:


  1. Почему личность отклоняется от нормы?

  2. В чем опасность для общества?

  3. Что нужно делать, чтобы изменить девианта?

  4. Какая норма (в случае нарушения) считается предзаданной?

  5. Как объясняется ее несомненность? (к чему апеллируют подтверждая свою правоту)

  6. Почему так важно выполнять эту норму (нарушенную), как социальное предписание?

  7. Признается ли рассматриваемое явление как социальная проблема? Проблема? Кого признают экспертами в этом вопросе?

  8. В каких публичных пространствах освещается это явление своими представителями?

  9. Поддерживается ли закрытость сообщества?

  10. В каких ситуациях становится возможным говорение о своем опыте?

  11. В каких происходит умалчивание?

  12. Какие моменты проблематизируются (в дискуссиях или текстах)?

  13. Считают ли они свой опыт недостойным?

  14. Какие формы объяснения своего выбора используются?

  15. Когда говорится о норме, какие ненормативности противопоставляются?

  16. Как ненормативности соотносятся друг с другом (противопоставление, иерархии)?



10 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1 Основная литература:


  1. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. – 1993. - № 4.

  2. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. – 1995. - № 2.

  3. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. – 1998. - № 9.

  4. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М., 1995

  5. Бест Дж. Конструкционистский подход к исследованию социальных проблем / Контексты современности–II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001.

  6. Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение / Контексты современности–II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. унта, 2001.

  7. Omel’chenko, E., Pilkington, H. and Garifzianova, A. (eds.) Russia’s Skinheads: Exploring and Rethinking Subcultural Lives London and New York: Routledge, 2010, 304 р.

  8. Йоргенсен М.В., Филлипс Луиза Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод/ 
    Пер. с англ. - 2-е изд., испр. Издательство: X.: Изд-во "Гуманитарный Центр", 2008г., 352 с.

  9. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет Пер. с фр., сост., комм. и послесл. С.Табачниковой. М. Касталь 1996 г. 448 с.

  10. Батлер, Джудит. Психика власти: теории субъекции / Пер. Завена Баблояна. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2002.

  11. Бeккeр Г. Девиантность как следствие «наклеивания ярлыков» / Контексты современности–II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001.

  12. Лемерт Э. Первичное и вторичное отклонения / Контексты современности–II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001.
    1. 10.2 Дополнительная литература:


  1. Шихирев П.Н. Жить без алкоголя? Социально-психологические проблемы пьянства и алкоголизма. М., 1988

  2. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990

  3. Гилинский Я.И., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств // Социс. 1988. № 5

  4. Голод С.И. Проституция в контексте изменений половой морали // Социс. 1988. № 2

  5. Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры // Социология преступности. М., 1966

  6. Курганов С.М. Мотивы действий несовершеннолетних правонарушителей // Социс. 1989.№ 5

  7. Петелин Б.Я. Организованная преступность несовершеннолетних // Социс. 1990. № 9

  8. Габиани А.Л. Наркотики в среде учащейся молодежи // Социс. 1990. № 9

  9. Богданова Е.А. Конструирование проблемы защиты прав потребителей // Рубеж. 2003. №18. Еремичева Г.В., Симпура Ю. Грязь: символические и практические измерения социальных проблем в Санкт-Петербурге // Мир России. 1995. № 2.

  10. Здравомыслова Е.А. От социальной проблемы к коллективному действию: правозащитная организация «Солдатские матери» / Общественные движения в современной России: от социальной проблемы к коллективному действию. М.: Ин-т социологии РАН, 1999.

  11. Климов И.А. Деньги вместо льгот: о социальной предыстории одной реформы // Социальная реальность. 2006. № 2.

  12. Ленуар Р. Предмет социологии и социальная проблема / Ленуар Р., Мерлье Д., Пэнто Л., Шампань П. Начала практической социологии. СПб.: Алетейя, 2001.

  13. Полач Д. Социальные проблемы с конструкционистской точки зрения / Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2000.

  14. Симпура Ю., Еремичева Г.В. От грязи к преступности: динамика восприятия социальных проблем населением Санкт-Петербурга // Мир России. 1997. № 2.

  15. Спектор М., Китсьюз Дж. Конструирование социальных проблем // Контексты современности–II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001.

  16. Фуллер Р., Майерс Р. Стадии социальной проблемы // Контексты современности – II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001.

  17. Хилгартнер С., Боск Ч.Л. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2000.

  18. Айдинян Р. М., Шипунова Т. В. Методологические тупики социологии //Проблемы теоретической социологии. Вып. 4. СПб.: НИИХ СПбГУ, 2003.

  19. Голод С. И. Сексуальное поведение и субкультурная дифференциация полов //Социологический журнал. 1994. № 4.

  20. Бараева Н. «Второй план» экономической преступности: новое поколение в качестве «группы риска» //Молодежь: Цифры. Факты. Мнения. СПб., 1995. № 2-3.

  21. Бауман 3. На что указывает постсовременность //Социологический журнал. 1994. № 1.

  22. Дети улицы: растущая трагедия городов /Пер. с англ. М., 1990.

  23. Бородкин Ф. М. Социальные эксклюзии //Социологический журнал. 2000. № 3-4.

  24. Гилинский Я. И. Социальный контроль в современном обществе: проблемы и перспективы //Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля. М., 1992.

  25. Брейтуэйт Дж. Преступление, стыд и воссоединение /Пер. с англ. Н. Д. Хариковой, под общ. ред. М. Г. Флямера: коммент. Проф. Я. И. Гилинского. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2002.

  26. Гордон JI. А. Четыре рода бедности в современной России //Социологический журнал. 1994. № 4.

  27. Бойко В. В., Оганян К. М., Копытенкова О. И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. СПб., 1999.

  28. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): тенденции и социологическое осмысление. СПб.: Алетейя, 2000.

  29. Жиляев А. И., Данилин С. Н. Нетрадиционные методы совершения преступлений и их учет в борьбе с преступностью //Проблемы преступности: традиционные и нетрадиционные подходы. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003.

  30. Сабирова Г. Нарративы «мусульманскости» в постсоветский период: на примере женских аудиторий коранических курсов в Москве // Человек. Сообщество. Управление. – 2006. N 3.

  31. Сабирова Г. Как стать и остаться мусульманкой: опыт разных поколений // Устная история и биография: женский взгляд / Под ред. Е.Мещеркиной. – М.: Невский Простор, 2004.

  32. Нормальная молодежь: пиво, тусовка, наркотики /Под ред. Е. Омельченко. - Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного университета, 2005. - 180 с.

  33. Тринадцатый шаг: социология наркотизации/Под ред. Е. Омельченко. Ульяновск: Издательство «Ульяновского государственного университета», 2002 . 260 с.

  34. Мейлахс П. Социологические, политологические и идеологические аспекты аддиктологии // Руководство по аддиктологии / Под ред. В.Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007. С. 63-90.

  35. Мейлахс П. Человек наркозависимый: свободный преступник или больной раб? Анатомия криминального и медицинского дискурсов наркомании // Наркотизм, Наркомании, Наркополитика / Под ред. А.Г. Софронова. СПб.: Медицинская пресса, 2006. С. 103-120.

  36. Омельченко Е. Л. «Жертвы» и/или «насильники». Феномены подростковой сексуальности в фокусе западных теоретических дискурсов. В сб. Другое поле. Социологические практики. Ульяновск: Издательство Государственного научного учреждения «Средневолжский научный центр», 2000.

  37. Батыгин Г. С., Девятко И. Ф. Миф о «качественной»социологии» // Социологический журнал. 1994. № 2.

  38. Полевая кухня: как провести исследование / Под ред. Н. Гончаровой.- Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга», 2004. – 180 с.

  39. Омельченко Е. Л., Пилкингтон Х. Зачем мне врать? Опыт применения глубинного интервью // «Рубеж (альманах социальных исследований)», № 10-11, март 1997, стр. 190—209.



      1. 11 Материально-техническое обеспечение дисциплины


При проведении лекционных занятий преподавателем и презентации студентами результатов работы над проектом используется компьютер и мультимедийный проектор.

При использовании на занятиях групповой работы используется раздаточный материал.


Смотрите также:
Программа дисциплины «Социологические исследования ненормативности на примере сексуальности, потребления и насилия»
245kb.
1 стр.
Программа исследования. Основные социологические понятия
131.1kb.
1 стр.
Механизмы управления процессом внедрения в здравоохранение интенсивных технологий и их эффективность
804.03kb.
7 стр.
Доклад Круглый стол «Научное знание и власть: социологические исследования и политическая практика»
485.03kb.
3 стр.
Учебная программа курса «Основы сексуальности человека»
100.94kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины опдр 16 методология социологического исследования
77.38kb.
1 стр.
В. Н. Земсков. "Кулацкая ссылка" в 30-е годы // Социологические исследования. 1991, N10. С. 3-21
616.89kb.
3 стр.
Программа учебной дисциплины сдм. В. 01-05 «Упругие волны в твердых телах» Магистерская программа 510414/38
49.88kb.
1 стр.
Аналитические индексы потребления: история и перспективы
68.81kb.
1 стр.
Программа «Разработчик 1С» примерная программа дисциплины обмен данными в корпоративных информационных системах Образовательные программы для встраивания
124.76kb.
1 стр.
Социс”. 2011.№1. C. 22-29. Национальное и наднациональное в социологии
177.28kb.
1 стр.
Традиционного внимания к сексуальности нетрудно найти в артефактах
172.72kb.
1 стр.