Главная
страница 1
Маркова И.К., директор МОУ Есаульская СОШ,

учитель русского языка и литературы.

Использование Интернет – ресурсов на уроках словесности.
Язык и его художественно-выразительная функция совмещаются в художественной литературе. Такое сближение, единение широко раскрывает для учащихся дверь в идейно-образное содержание литературного произведения, в творческую лабораторию писателя, дает возможность проникновения в глубины родного слова. Именно такое сближение возможно при комплексном лингвистическом анализе художественного текста, который всегда предполагает синтез единиц разных уровней языковой системы: синтаксического, морфологического, лексико-семантического, фонетического. Лингвистическое изучение текста рассматривается и как способ воспитания культуры восприятия и понимания текста. Особенностью лингвистического анализа является интеграция русского языка и литературы. Чрезвычайный интерес к этой идее продиктован задачей “выработки у учащихся высокой коммуникативной, лингвистической и нравственной компетенции, формирования русского национального самосознания и духовного здоровья”. Большую роль в этом играет региональный компонент, литература Южного Урала. Но перед нами, учителями – словесниками, встает проблема создания таких условий на уроке, которые позволили бы решить некоторые трудности при изучении художественного произведения. Эти условия предполагают интеграцию курсов русского языка и литературы. Тяга к воссозданию особого мира чрезвычайно велика у подростков. И в создании «особого мира» большую роль играет компьютер, и Интернет – ресурсы.

Цели и задачи проекта:

Попробовать придать рассказам южноуральских писателей новое и одновременно старое дополнительное содержание. Для этого необходимо найти в тексте рассказа как можно больше слов и выражений, бытовых картин, описаний предметов быта и т.д. Следующая задача – «оживление» текста ссылками на конкретные Интернет-ресурсы, иллюстрирующие найденные элементы текста.

«Репортаж урока» может выглядеть следующим образом. Алгоритм проведения проекта.


  1. Объяснение условий проекта. – 15 минут.

  2. Дискуссия по отбору слов и определению их значения в историческом и лингвистическом контексте по определенным произведениям южноуральских писателей, произведениям русской литературы. (1 час).

  3. Практическое занятие по поиску в Интернет (1 час).

  4. Индивидуальная работа по проекту с использованием. Интернет-ресурсов с дистанционными консультациями учителя (12 часов).

  5. Анализ и конечный отбор собранного материала. (1 час).

  6. Составление и набор сносок для текста проекта (1 час).


Тематическое планирование.


1

Предмет.

Русский язык и литература.

2.

Тема блока уроков.

Название ссылки на учебные сайты в Интернет или название дисков учебного назначения, которые использует учитель.

3.

Русский язык. Учебник. «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.»

авторов Власенкова А.И. , Рыбченковой Л.М., М, «Просвещение» 2005г.


Сетевое объединение методистов (http://som.fio.ru), Сеть творческих учителей (http://it-n.ru),http://www.it-n.ru/ http://news.1september.ru/news/article.php?id

Интернет-государство учителей (http://intergu.ru), виртуальные методические объединения. Проекты Virtual Classroom Tour (VCT).


4..

Язык художественной литературы (16 часов). 11 класс.


Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2005-2006 учебного года семинар "Изучаем программу "Наш дом - Южный Урал" ... http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic.

Требуемая подготовка

Microsoft Office, ПК, подключенный к сети Интернет.



Литература России. Южный Урал. Хрестоматия 10 – 11 класс. Издательство «Взгляд», Челябинск, 2003г.

Мультимедийные презентации.


4.1.

Литературный язык и язык художественной литературы.

Илья Банников. «1918».

1 час.


«Intel® Обучение для будущего» www.intel.com/cd/corporate/education/emea/rus/index.htm

Культура письменной речи. СПРАВОЧНЫЙ РАЗДЕЛ - Архив вопросов-ответов
http://www.gramma.ru/SPR/?id

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ http://salebook.lgg.ru/files/rv/130818263414.htm




4.2

Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

Юрий Лебединский «Неделя». 2 часа.



Цифровые образовательные ресурсы: Русский язык. Репетитор 1С,

Репетитор по русскому языку. Ки М,

Уроки русского языка. Ки М.

"Образовательные проекты Кирилла и Мефодия" - http://edu.km.ru в частности - http://edu.km.ru/konkurs/kubyshka2002_1.htm Примеры конспектов на сайте http://edu.km.ru/konkurs/kubyshka2002_konspekt.htm




4.3.

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов художественного произведения.

Людмила Татьяничева «Я без Урала не могу». 1час.



Региональная информационно-методическая система “Абитуриент” - prcnit.ssu.runnet.ru/abiturient.

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов ...

http://method.vladimir.rcde.ru/getblob.asp?id




4.4.

Источники богатства и выразительности русской речи.

Михаил Львов, Людмила Татьяничева, Геннадий Суздалев.

1 час.


Региональная информационно-методическая система “Абитуриент” - prcnit.ssu.runnet.ru/abiturient.

Основные предпосылки для построения методики анализа стихотворной речи ...

http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid



4.5.

Основные виды тропов (перифраза, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, аллегория, ирония). их использование мастерами русского слова, использование учащимися.

Виталий Селенских, Ася Горская.

2 часа.

"Образовательные проекты Кирилла и Мефодия" - http://edu.km.ru в частности - http://edu.km.ru/konkurs/kubyshka2002_1.htm Примеры конспектов на сайте http://edu.km.ru/konkurs/kubyshka2002_konspekt.htm

Основные виды тропов (перифраза, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, аллегория, ирония) и стилистических фигур (инверсия

http://old.prosv.ru/metod/102.doc .



Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование ...

http://method.vladimir.rcde.ru/getblob.asp?id



Жизнеподобные - характер и тип, условные - символ, аллегория, гротеск.

http://www.durov.com/study/Lekcii_po_osnovam_teorii_literatury- Виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение ...

http://ksana-k.narod.ru/Book/Lingvo_termin/t.htm

Культура письменной речи. СПРАВОЧНЫЙ РАЗДЕЛ - Архив вопросов-ответов

http://www.gramma.ru/SPR/?id




4.6.

Основные виды стилистических фигур (инверсия, градация, антитеза, многосоюзие, бессоюзие, риторическое обращение, параллелизм),). их использование мастерами русского слова, использование учащимися.

Сергей Семянников.

1 час.

Цифровые образовательные ресурсы: Русский язык. Репетитор 1С,

Репетитор по русскому языку. Ки М,

Уроки русского языка. Ки М.

"Образовательные проекты Кирилла и Мефодия" - http://edu.km.ru в частности - http://edu.km.ru/konkurs/kubyshka2002_1.htm Примеры конспектов на сайте http://edu.km.ru/konkurs/kubyshka2002_konspekt.htm


4.7.

Синонимия как источник средств художественной выразительности.

1 час.


Региональная информационно-методическая система “Абитуриент” - prcnit.ssu.runnet.ru/abiturient.


4.8.

Звучание слова в стихотворной речи: ассонанс, аллитерация, рифма, ритм, поэтическая интонация как изобразительные средства.

Борис Ручьев, Михаил Скворцов. 1час.



"Родной край в поэзии уральских поэтов" .

http://www.ural-chel.ru/guon/news/10.htm



Стихи. Литература. Поэзия. Родные края.

http://www.kostyor.ru/poetry/poem7.html




4.9.

Индивидуально-авторский стиль писателя.

Ирина Аргутина «Линия перемены дат». Стихи. Челябинск, 2004г.

1 час.


Цифровые образовательные ресурсы: Антология русской литературы "От Нестора до Булгакова";

Хрестоматия по русской литературе.

"Образовательные проекты Кирилла и Мефодия" - http://edu.km.ru в частности - http://edu.km.ru/konkurs/kubyshka2002_1.htm Примеры конспектов на сайте http://edu.km.ru/konkurs/kubyshka2002_konspekt.htm

Родной Край

http://community.livejournal.com/rodnoi_krai/





410.

Повседневный, обиходный, «практический» язык и язык художественной литературы, поэтический язык.

«…На студеных пространствах российских не иссякло тепло деревень…» Петр Смычагин, Владимир Носков, Ким Макаров.

1 час.


Региональная информационно-методическая система “Абитуриент” - prcnit.ssu.runnet.ru/abiturient.

Культура письменной речи. СПРАВОЧНЫЙ РАЗДЕЛ - Архив вопросов-ответов

http://www.gramma.ru/SPR/?id



411.

Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм (В.Г.Белинский, Л.В.Щерба, В.В.Виноградов).

1 час.


Региональная информационно-методическая система “Абитуриент” - prcnit.ssu.runnet.ru/abiturient.

Родной Край

http://community.livejournal.com/rodnoi_krai/ .



Новости и СМИ. Газеты Челябинской

Турбин Г.А.

http://www.abitu.ru/en2/closed/viewwork.html?work.


412.

Анализ текста художественного произведения - прозаического, стихотворного (произведения малой формы или отрывка из произведения крупной формы).

4 часа.


Поисковые системы Интернета: yahoo.com  или altavista.com Программа Литература родного края

http://www.gimn13.tl.ru/docs/liter/vichn.htm .



5.

Перечень цифрового оборудования, которое он использует на уроках (компьютер, сканер, цифровые камеры, графический блокнот, и др.)

Компьютер, сканер, мультимедийный проектор.


Смотрите также:
Маркова И. К., директор моу есаульская сош, учитель русского языка и литературы
77.84kb.
1 стр.
Влияние творчества М. Лермонтова на творчество М. Врубеля. Интегрированный урок 9 класс. Учитель: Васильева Валентина Михайловна, учитель русского языка и литературы моу «Среднекибечская сош»
307.44kb.
1 стр.
Использование топонимического краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
85.36kb.
1 стр.
Из истории моу сош №1 г. Кашин (дата основания – 1905 г.)
986.51kb.
5 стр.
Сборник литературных произведений
600.96kb.
4 стр.
Проект школьного праздника «День Матери»
124.1kb.
1 стр.
«Слово о полку Игореве величайший памятник древнерусской литературы»
168.25kb.
1 стр.
Туфекчи Тамара Александровна
188.42kb.
1 стр.
Праздничный вечер
127.13kb.
1 стр.
Любовная лирика Михаила Юрьевича Лермонтова
25.19kb.
1 стр.
Номинация: Гражданский и воинский подвиг наших земляков Учитель, краевед Беляева Ираида Кузьминична Саранина Лена 8класс моу «Рябковская сош» Андрианова В. Ф. учитель моу «Рябковская сош», руководитель кружка
64.03kb.
1 стр.
На велосипеде к разным типам сказуемых
126.59kb.
1 стр.