Главная
страница 1
История южных и западных славян с древнейших времен до середины XVII века.

14 мая 2013 г. (М.В. Дмитриев). «Этническое», «прото-национальное» и «национальное» в истории южных и западных славян (и Европы вообще) в Средние века и раннее Новое время.
1. Предмет на сегодня…: дискурсы1 «этнического» и «национального» в истории южных и западных славян в СВ и РНВ.

Проблема трояка: а) что такое «этническое» и «национальное» («этносы» и «нации») - с исторической научной точки зрения? современная ситуация в этой области исследований б) одинаков ли опыт христианских и нехристианских культур в порождении дискурсов «этнического» и «национального»? пример: византийцы как ромеи в) одинаков ли в этом отношении опыт культур православного и западнохристианского мира?

Вопросы: их может быть много... их нужно уметь увидеть, поставить и грамотно сформулировать некоторые из них…
2. В прошлый раз (см. план от 7 мая), наряду с тем, что обозначено в плане: пример Евангелия Учительного и проповедей Петра Скарги как пример различий в трактовке (в нормативных текстах); семья и семейная жизнь, положение женщины с точки зрения нормативной византийско-православной традиции по сравнению с католической («латинской»); значение книги Ж. Дагрона «Император и священник» для понимание проблематики «симфонии властей» в византийско- славянской традиции…; изменения в соотношени политических сил в Восточной Европе в 17-18 вв. как контекст для понимания значения религиозно-общественных конфликтов, последовавших за Брестской унией 1595-1596 гг.
3. Краткие комментарии по тем вопросам плана от 7 мая, которые не были затронуты в лекции (но отражены в плане лекции):

- посольство епископов Киевской митрополии в Рим в 1595-1596, провозглашение унии в Ватикане 23 декабря 1595 г., Брестские соборы октября 1596 г….. – что же это было? Как



к в а л и ф и ц и р о в а т ь эти события (факты)?

- конфессионально-общественные конфликты («религиозные войны»?) в Речи Посполитой в 1595 - 1667 гг.: борьба в 1596-1620 г. и тайное восстановление православной иерархии в 1620 г.; её признание польским правительством в 1634 г.; участие казачества, городского населения и крестьян в религиозных конфликтах 1596-1648 гг.; казацко-крестьянские восстания 1620-х -1630-х годов и уния; религиозный вопрос во время кризиса 1648-1667 гг.; изменения в соотношении политической роли России и Речи Посполитой в Восточной Европе после 1654-1667 гг.

- были ли начавшиеся геополитические перемены, в самом деле, последствием Брестской унии церквей?

Итоги анализа проблематики, представленной 7 мая: б) были ли конфессионально-культурные отличия двух христианских традиций – структурными факторами в истории Европы ? б) понимаем ли мы сегодня, почему пришла в упадок Речь Посполитая и почему вместо неё в Восточной Европе стала доминировать (начиная с эпохи Петра Первого) Россия?

+ «мостик» к новой проблематике: какие парадоксы в понимании «русскости» выявили религиозно-общественные конфликты 17-го века в украинско-белорусских землях?

4. Проблематика «национального» и «этнического».

Стартовая точка: почему мы думаем, что мы – русские, поляки, немцы, болгары, чехи, сербы и т.д.? Частныке вопросы в развитие этого общего вопроса:

- (а) что значит теперь и что значило в культуре той или иной эпохи быть «чехом», «поляком», «хорватом», «болгарином», «сербом», «русским», «французом» и т.д.? из чего и почему родились такие представления?

- (б) что принято подразумевать под «этносом», «этничностью», «нацией», национальным и этническим самосознанием, «национализмом» в нашем сегодняшнем обыденном и научном языке? А что они представляют собой «на самом деле» - то есть с исторической и историко-сравнительной точки зрения?

- (в) редко возникающий вопрос: какую роль христианские традиции сыграли в рождении представлений об «этническом» (например, в истории славянских стран Европы) ?

5. Основные течения в современных научных исследованиях феномена «нации», национализма и «национальной» идентичности. «Конструкционисты», «эссенциалисты», «перенниалисты», позитивисты, марксисты....

- Как связаны этносы, нации и национализм в наших представлениях о «национальном»? убедительна ли концепия этнического происхождения наций?

- изучение «стратегий этнического различения» в раннее средневековье «Венской школой исторической этнографии»: переворот в науке об этносах?

6.«Стратегии этнического различения» в византийской православной культуре и у южных славян. Что значило быть ромеем (а не «греком») в Византии? «Стратегии этнического различения» в Повести временных лет по сравнению с Хроникой Галла Анонима… мире?


  1. Парадоксы «этнических» дискурсов восточнославянского мира в Средние века и раннее Новое время - представления о «Святой Руси», о «Руси» как «Третьем Риме», о Руси как «истинном Израиле», о Руси как «царстве православных», о «руськой вере» и «ляшской вере», о православном как о…. «русском», о православной (!!) «этно-национальной» идентичности (которая «этно-национальной» на самом деле не была…

  1. Итог: вписываются ли эти факты культур христианского и не-христианского, православного и «латинского» мира в привычные нам представления об «этническом» и «национальном»?

+не живём ли мы по-прежнему в Средних веках (при этом – именно в «латинском» средневековье) , думая, что мы – русские, немцы, французы, чехи, поляки, хорваты и т.д.?
Возможное (необязательное!) чтение: см. сайт Центра украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ ( www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel), раздел «Confessiones et nationes» в рубрике научно-образовательный проект «Православие, католицизм, иудаизм, ислам в истории Европы»…

+ Религиозные и этнические традиции в формировании национальных идентичностей в Европе. Средние века – новое время. Под ред. М.В. Дмитриева. М.: Индрик, 2008 (доступно в Интернете; здесь, во вводной статье М. В. Дмитриева – и краткие сведения о «Венской школе»…)

++

Нации и национализм. М.: Праксис, 2002 (перевод сборника важных статей)



Национализм и формирование наций: теории – модели - концепции. Под ред. А.И. Миллера. М., 1994

Тишков В.А. Этнос или этничность? + О нации // Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публицистика. М.: Наука, 2001. С. 229-240

Тишков В.А. О феномене этничности // Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Русский мир, 1997. С. 47-77 (впервые – Этнограф. Обозрение, 1997, № 3)

+ см. видео-записи лекций В.А. Тишкова на сайте Исторического фак-та МГУ….




1 Прагматически сформулированное определение дискурса, которое (вслед за М. Фуко) используют А.И. Миллер: «Дискурс - это отложившийся и закрепившийся в языке способ упорядочения действительности, способ видения мира, выражаемый в самых разнообразных, не только вербальных, практиках, а следовательно, не только отражающий мир, но и его проектирующий и сотворяющий. Иначе говоря, понятие «дискурс» включает в себя общественно принятые способы видения и интерпретирования окружающего мира и вытекающиме из именно такого видения действия людей и институциональные формы организации общества» (Миллер А.И. “Украинский вопрос” в политике властей и русском общественном мнении (вторая половина XIX в.). Спб: Алетейя, 2000.)





Смотрите также:
Xvii века. 14 мая 2013 г. (М. В. Дмитриев). «Этническое»
65.57kb.
1 стр.
История южных и западных славян с древнейших времен до середины XVII века
44.36kb.
1 стр.
История южных и западных славян с древнейших времен до середины XVII века
51.6kb.
1 стр.
Этническое и религиозное
1044.42kb.
6 стр.
Билеты по обществознанию. 7 класс. (летняя сессия). Билет – 1
24.66kb.
1 стр.
Социально-экономическое развитие России во II половине XVII века
207.26kb.
1 стр.
«Образование и культура в XVII веке»
96.64kb.
1 стр.
Программа Пасхальной ярмарки 2 4 мая 2013 г. Место проведения: 5-ый км Чемальского тракта Республики Алтай 2 мая 2013
60.24kb.
1 стр.
Литература XVII века введение
195.44kb.
1 стр.
Развитие русской дипломатической службы в 80-х годах XVII века
69.47kb.
1 стр.
Поделочный камень в XVII-XX вв
688.29kb.
4 стр.
Поэты-метафизики
53.72kb.
1 стр.