Главная
страница 1







Рецензия (лат. recensio – рассмотрение), критическая статья или заметка, в которой содержится отзыв на литературное, музыкальное, театральное, кинематографическое произведение. В рецензии даётся разбор и оценка произведения, а при необходимости и краткое содержание. Рецензия, оценивающая несколько произведений, объединённых по какому-либо признаку, называется обозрением. Рецензия на книгу – часть её истории и ключ к её пониманию (напр., рецензии В. Г. Белинского на произведения писателей первой пол. 19 в.

Литературные направления

Классицизм

Классицизм, направление в искусстве и литературе, возникшее в Европе в 17 в. и получившее особое развитие во Франции. Термин «Классицизм» восходит к латинскому сlassicus, в первоначальном значении – «гражданин высшего имущественного класса», затем – «образцовый», «совершенный». Классицизм признаёт существование вечных законов искусства и формулирует фундаментальные принципы, следование которым обязательно для «правильного» автора (свод классицистических законов был изложен Н. Буало в его образцовом «Поэтическом искусстве» (1674). Талантливым признавался тот, кто лучше других усвоил норму и не отходит от неё в своих произведениях. Автор, нарушающий правила, объявлялся «непросвещённым» (так называл У. Шекспира рус. теоретик Классицизма А. П. Сумароков). В основу Классицизма положен принцип «подражания природе», предполагавший не правдивость, а правдоподобие изображения. В произведениях должна быть представлена лишь прекрасная и возвышенная природа. На практике «подражание природе», вневременному эстетическо

му идеалу оборачивалось подражанием образцовым античным авторам. Правда, подражание (imitatio) не исключало изобретательности (inventio), т. е. творческой самостоятельности, хотя подражание ценилось значительно больше.

Для автора-классициста подражание античным классикам было своеобразным соревнованием с ними в достижении эстетического совершенства. Классицисты подчёркивали, что их интересует не случайное и единичное, а постоянное и всеобщее, конечная же цель искусства состоит в познании человеческой природы. Классицизм предпочитал разум чувству, рациональное – эмоциональному. Поэтика Классицизма требует от произведения стройности и логичности композиции, простоты сюжета, ясности языка. Жанры литературы Классицизма характеризовались своим набором признаков и чётко разделялись. При этом предпочтение отдавалось жанрам, в которых личное начало уступает место надличностному, общезначимому. Классицистические жанры делятся на высокие (трагедия, эпопея, ода) и низкие (басня, комедия).

Смешение их было недопустимым, хотя часто и неизбежным (самого А. П. Сумарокова, автора программной «Эпистолы о стихотворстве», обвиняли в том, что его эпистола близко подходит к сатире). Место в жанровой иерархии определялось тематикой: в произведениях высоких жанров действовали герои мифов, монархи и великие полководцы древности, в произведениях низких жанров изображалась жизнь простых людей. Главным жанром французского Классицизма была трагедия. В её основе лежал конфликт между долгом и страстью, количество героев сводилось к минимуму, их речь была торжественной и возвышенной (но не вычурной и «тёмной»), о большинстве связанных с действием, но не представленных на сцене событий зрители узнавали из речей вестников.

Требованиями правдоподобия драматического действия (и трагедии, и комедии), а также подражанием Аристотелю объясняется т. н. «теория трёх единств» (места, времени и действия, правда, Аристотель говорил лишь о единстве времени и действия).



Романтизм

Романтизм, период в истории литературы конца 18 – первой половины 19 в., а также направление в искусстве и литературе, возникшее в Европе и Америке в это время с едиными художественными идеями и литературным стилем, отличающимся определённым набором тем, образов и приёмов. Для романтических произведений характерно отвержение рационалистичности и жёстких литературных правил, свойственных классицизму, литературному направлению, от которого отталкивался Романтизм. Романтизм противопоставляет строгим правилам классицизма свободу писателя-творца. Индивидуальность автора, его своеобразный внутренний мир – высшие ценности для романтиков. Для мировосприятия романтиков характерно так называемое двоемирие – противопоставление идеала бессмысленной, скучной или пошлой действительности. Идеальным началом в Романтизме может быть или создание воображения, мечта художника, или далёкое прошлое, или образ жизни народов и людей «естественных», свободных от цепей цивилизации, или потусторонний мир. Меланхолия, грусть, неизбы

вная скорбь, отчаяние – настроения, отличающие романтическую литературу.

Слово «романтический» существовало в европейских языках задолго до эпохи Романтизма. Оно означало, во-первых, принадлежность к жанру романа, а во-вторых, принадлежность к сложившимся в Средние века литературам на романских языках – итальянской, французской, испанской. В-третьих, романтическим называли особенно выразительное и волнующее (возвышенное и живописное) в жизни и литературе. Слово «романтический» как характеристика средневековой поэзии, во многом непохожей на античную, распространяется после выхода в Англии трактата Т. Уортона «О происхождении романтической поэзии в Европе» (1774). Определением новой эпохи в европейской литературе и нового идеала красоты слово «романтический» стало в эстетических трактатах и литературно-критических статьях конца 1790-х гг. немецких литераторов и мыслителей, принадлежащих к т. н. «иенской школе» (по названию города Иена). Произведения братьев Ф. и А. Шлегелей, Новалиса (поэтический цикл «Гимны к ночи», 1800; роман «Генрих фон Офтердинген», 1802), Л. Тика (комедия

«Кот в сапогах», 1797; роман «Странствования Франца Штернбальда», 1798) выразили такие черты Романтизма, как ориентация на народную поэзию и средневековую литературу, установка на связь литературы с философией и религией. Им принадлежит понятие «романтическая ирония», означающее иронию, вызванную несоответствием между возвышенным идеалом и действительностью: романтическая ирония внешне направлена на отвлечённый идеал, но по существу её предмет – обыденная, тусклая или порочная действительность. В творчестве поздних романтиков: прозаика Э. Т. А. Гофмана (цикл фантастических новелл и сказок «Серапионовы братья», 1819–21; роман «Житейские воззрения кота Мура…», 1819–21, не закончен), поэта и прозаика Г. Гейне (поэтическая «Книга песен», 1827; поэма «Германия, зимняя сказка», 1844; прозаические «Путевые картины», 1829–30) – преобладает мотив разрыва между мечтой и обыденной действительностью, обильно используются гротескные приёмы, в т. ч. в сатирических целях.

Сентиментализм

Сентиментализм, течение в европейской литературе и искусстве второй пол. 18 – нач. 19 вв. (см. Просвещение). Сентименталисты утверждали культ не разума, а чувства. Однако разум как таковой не был отменён. «Добрые нравы» нельзя воспитывать логическим путём, поскольку человеческое сердце не рассуждает, а чувствует. Сентименталисты в центр воспитания ставили задачу научить человека не только правильно мыслить, но и правильно чувствовать (в названии журнала Н. И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» на первом месте стоит не «разум», а «сердце»). Родоначальником Сентиментализма в английской литературе был Дж. Томсон, автор поэтических природописаний «Времена года» (1726—30).



В рус. литературе Сентиментализм зарождается в 1760-х гг., расцвет приходится на 1790-е гг. Его основные представители — Н. М. Карамзин («Бедная Лиза»), И. Ф. Богданович («Душенька») и др. — выразили главным образом настроения дворянства в эпоху усиливающегося буржуазного развития России, с одной стороны, и обостряющегося освободительного крестьянского движения — с другой. Отсюда одной из характерных черт русского сентиментализма является фальшивое изображение деревни, крестьянства, идеализация крепостнического строя.
Государственной поэзии классицизма сентименталисты противопоставляли лирику отдельного человека. Появляются пародии на торжественную оду («Гимн восторгу» И. И. Дмитриева, 1792), на передний план выходят малые стихотворные жанры, развивающие тему дружбы и сердечной привязанности: послание, идиллия (Н. А. Львов, В. В. Капнист). Устанавливается культ чувствительности: «Кто сам чувствителен и дружбы цену знает,/Тот сам, увидя нас, и с нами зарыдает» (В. И. Майков). Результатом стремительного развития рус. литературы стало появление классицистических и сентименталистских произведений в творчестве одного автора (М. Н. Муравьёв). Иногда эти тенденции проявляются в произведениях, созданных в одно и то же время (творчество М. М. Хераскова 1760-х). В прозаических жанрах появляется демократический герой, чувствительный, способный к истинной любви и дружбе. Вершиной Сентиментализма в России было творчество Н. М. Карамзина («Письма русского путешественника», повесть «Бедная Лиза»).
Реализм
Реализм (от лат. realis — вещественный) — основной метод искусства и литературы. Его основа — принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своём творчестве, стремясь дать наиболее полное и верное отражение жизни и сохраняя наибольшее жизненное правдоподобие в изображении событий, людей, предметов вещного мира и природы такими, какими они являются в самой действительности.
«Реализм, — писал Фридрих Энгельс, — подразумевает, помимо правдивости деталей, правдивость воспроизведения типичных характеров в типичных обстоятельствах», имея в виду, что типическое — это наиболее верное, характерное, то, в чём с наибольшей полнотой обнаруживаются закономерности жизни, сущность жизненного явления.
Наибольшего развития реализм достиг в XIX в., в особенности благодаря деятельности великих русских писателей-реалистов, создавших галерею бессмертных положительных и отрицательных художественных образов (см. Герой литературного произведения).
В искусстве прошлого в большей мере развит так называемый критический реализм. Писатели — критические реалисты (например, Н. В. Гоголь) — глубоко и правдиво изображали главным образом отрицательные явления жизни, чтобы возбудить в читателях протест против них. Они отстаивали свои идеалы, показывая те отрицательные явления, которые мешали этим идеалам осуществиться, чтобы вызвать у читателей стремление бороться со всем отрицательным в действительности. Поэтому в их произведениях основное значение имело критическое изображение жизни. Но в основе критического реализма лежали положительные идеалы — патриотизм, сочувствие угнетённым народным массам, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России («Мёртвые души» Гоголя, например).
Социалистический реализм
Социалистический реализм — художественный метод советской литературы.
Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Метод социалистического реализма помогает писателю содействовать дальнейшему подъёму творческих сил советского народа, преодолению всех трудностей на пути к коммунизму.
Этот метод был впервые воплощён в художественном творчестве А. М. Горького — в его романе «Мать» и других произведениях. В поэзии наиболее яркое выражение социалистического реализма — творчество В. В. Маяковского (поэма «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!», лирика 20-х годов).
Социалистический реализм отражает жизнь реалистически, глубоко, правдиво; он является социалистическим потому, что отражает жизнь в её революционном развитии, т. е. в процессе созидания социалистического общества на пути к коммунизму. Он отличается от предшествующих ему в истории литературы методов тем, что в основе идеала, к которому зовёт в своём творчестве советский писатель, лежит движение к коммунизму под руководством Коммунистической партии. Такой образ положительного героя, отличающийся яркими чертами характера и высокими душевными качествами, становится достойным примером и предметом подражания для людей, участвует в создании морального кодекса строителя коммунизма.
Качественно новым в социалистическом реализме является и характер изображения жизненного процесса, основанный на том, что трудности развития советского общества являются трудностями роста, несущими в себе возможности преодоления этих трудностей, победы нового над старым, нарождающегося над отмирающим. Тем самым советский художник получает возможность рисовать сегодняшний день в свете завтрашнего дня, т. е. изображать жизнь в её революционном развитии, победу нового над старым, показывать революционную романтику социалистической действительности.
Символизм

Символизм, термин применявшийся на рубеже 19–20 вв. по отношению к непохожим друг на друга произведениям литературы, живописи, музыки.

В Символизме впечатления, мечты, фантазии торжествуют над предметным миром. Символический образ создаётся из разнообразных ассоциаций, сопоставлений, перекличек между разнородными предметами, которые соединяет лишь причудливое воображение автора; символ служит для необычного выражения переживаний. Символисты, хотя и в разной степени, стремятся к созданию собственных мифов – сюжетов, в которых изображается борьба между Злом и Добром, Красотой и Уродством, между божественным и демоническим началом. Мифотворчество присуще символистам, видевшим в своём искусстве религиозно-магическое деяние.

Основа символистского видения мира – идеалистическая философия, истолковывающая вещественный, зримый мир как неполное ущербное отражение вечного начала. Особенно значимыми для символистов философами были Платон, Ф. Шеллинг, А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. В философии Платона символистов привлекло учение о вещных сущностях – идеях, слабыми отражениями которых являются материальные предметы, вещи. У Ф. Шеллинга символистам была близка мысль о тождестве законов, властвующих над природой и сознанием. На мировидение символистов повлияла мысль А. Шопенгауэра о способности человека найти гармонию в мире фантазии, отстранённом от реальности, и идеи Ф. Ницше о музыке как начале, управляющем жизнью, и о двух противоположных началах культуры: светлом, гармоническом «аполлоническом» и тёмном, стихийном «дионисийском». Мотивы мистической, религиозно окрашенной любви к женщине навеяны поэзией и философией В. С. Соловьёва, который писал о почитаемой в православии Софии Премудрости Божией как о душе мира, вечной женственности,

«подруге вечной».

Представление о том, что красота – это высшая ценность бытия, а поэт не подражает жизни, а способен преображать её, родственно романтизму. С ним Символизм сближает и противопоставление повседневного, земного мира миру высшему, которым могло быть нематериальное потустороннее инобытие или реальность, созданная поэтической фантазией. Символизм может быть истолкован как неоромантизм, новый этап, «возвращение» романтического мировосприятия в литературу.



Символизм разработал новые принципы построения текста. Особенность композиции символистских произведений – варьирование одних и тех же мотивов и образов, повторение ситуаций, в которых просвечивает неизменный глубинный смысл. Идеалом для символистов было словесное произведение, по своей структуре сходное с музыкальным сочинением.

Для символизма, как одного из явлений декадентства, характерны проповедь крайнего индивидуализма и мистики, воспевание смерти, отвращения к жизни, любование бессодержательной изысканной формой. В основе условного, искажающего действительность изображения жизни, характерного для символизма, лежала система символов, в которые вкладывался особый мистический смысл: они имели своей целью убедить читателя в существовании потустороннего мира, сверхъестественных сил, якобы управляющих жизнью, и т. п.


Смотрите также:
Литературные направления Классицизм
96.47kb.
1 стр.
Русский классицизм Содержание
151.69kb.
1 стр.
Реферат на тему : " Классицизм в архитектуре Москвы"
209.53kb.
1 стр.
Литература стран изучаемого языка Вопросы к экзамену
145.67kb.
1 стр.
Литературные роды, виды, жанры
32.43kb.
1 стр.
Литературные премии 2011
70.15kb.
1 стр.
Питання до заліку для студентів денної та заочної форми навчання
37.74kb.
1 стр.
Мои литературные воспоминания (к истории одного журнала)
20.63kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Литературные и мифологические модели в римской истории»
139.94kb.
1 стр.
Литературные загадки и шарады
56.88kb.
1 стр.
2010 года обзор 83. 3 Л 64 Литературные премии 2010 года
188.01kb.
1 стр.
Тема 1 Стили мебели. Характеристика и особенности стилей мебели романского, готического, возрождения, барокко, рококо, классицизм, ампир
315.59kb.
1 стр.