Главная
страница 1страница 2страница 3

9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
9.1 Общие методические рекомендации

Государственное управление осуществляется через деятельность государственных учреждений всех типов. Поэтому история государственного управления - это прежде всего история государственных учреждений во всем многообразии аспектов изучения от исторической динамики их структуры и состава, специфики деятельности в процессе осуществления функций до определения места в государственном аппарате.

История государственного управления находится на стыке нескольких дисциплин исторических и правоведческих дисциплин. Это - часть отечественной истории, с которой ее объединяет историзм в объяснении закономерностей и явлений, связь истории государственного управления с конкретной исторической обстановкой, использование для исследования многообразия исторических источников, и прежде всего документальных материалов, архивов. С правовыми науками историю государственного управления объединяет известное единство объекта изучения - политические и правовые институты, использование при исследовании наряду с другими источниками и нормативного материала (законы).

История государственного управления как история государственных учреждений имеет свои собственные объекты изучения, отличающие специфику ее как части истории России. Она изучает внутреннюю организацию государственных учреждений, направления их деятельности, формы воздействия на объект управления, а также значение и место каждого государственного учреждения в государственном аппарате.

Настоящий курс рассчитан на студентов, специализирующихся в области государственного и муниципального управления, уже изучивших базовый курс истории России, знающих общие проблемы достаточно полно, чтобы разобраться в специфических узких вопросах управления. Знание истории государственного управления в России поможет свободнее ориентироваться в современной обстановке, в тех реформах управления, которые осуществляются в последние годы в России.

Безусловно, ограниченный объем учебного времени не позволяют подробно осветить все многообразие многовековой истории российской государственности, поэтому в учебном курсе излагаются лишь узловые проблемы истории государственного управления в России. Учебный курс предполагает изучение проблем становления и развития государственного управления в России в IX – XX вв. При этом выделяется два основных раздела курса, соответствующие исторической специфике государственного управления в России: раздел I. – Государственные учреждения и особенности государственного управления дореволюционной России; раздел II – Советская государственная система и государственное управление. В каждом из выделенных разделов исторический материал структурируется с точки зрения вопросов организации и деятельности высших, центральных и местных органов управления и самоуправления.

Историю государственных учреждений и государственного управления России студенты всех форм обучения: дневной, заочной очно-заочной по специальности государственное и муниципальное управление согласно учебному плану изучают на втором курсе. По итогам изучения курса сдается экзамен.

В качестве базовых учебников рекомендуются: Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983; История государственного управления в России / Под ред. Марковой А.Н М., 1997; Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности М., 1995; Нелидов А.А. История государственных учреждений СССР. М., 1962; Пикулькин А.В. Система государственного управления. М., 1997; Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. М., 1987; История отечественного государства и права / Под ред. О.И. Чистякова Ч.1. М., 1996, Ч.2. М., 1997.

Однако, подготовка не может ограничиваться лишь прочтением учебника или учебного пособия. Необходимо знание и специальной литературы монографического и статейного характера (см. список обязательной литературы, а также планы семинарских занятий). Изучение исторических дисциплин предусматривает обязательную работу с источниками, в качестве которых могут служить нормативный материал, делопроизводственная документация и др. Их можно найти в следующих изданиях: Российское законодательство. Х-ХХ вв.; Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период / Под ред. Ю.П. Титова, О.И. Чистякова.М., 1990; Хрестоматия по истории отечественного государства и права 1917-1991 гг. / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1997; Отечественное законодательство XI-XX вв.: В 2-х ч. / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1999 и др.

9.2 Методические рекомендации к лекциям



Лекция (лат. lectio - чтение) - устное изложение предмета преподавателем в вузе (учителем в школе), а также публичное чтение на какую-нибудь тему; устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, а также запись этого изложения.

Лекция как вид учебных занятий ценилась всегда. «...Перу остаются недоступны многие средства действия, какими обладает живое слово», - отмечал В.О. Ключевский (Ключевский В.О. Соч. -Т. VII. - С. 347).

Лекции требуют большой предварительной работы. Еще труднее выступить с нею, изложить содержащийся в ней материал. Президент Чехии Вацлав Гавел, готовясь к преподавательской работе по окончании президентского срока, будучи опытным журналистом, писателем, политиком, после первой прочитанной лекции в Карловом университете заявил, что два академических часа студенческой аудитории потребовали от него больше сил, нежели самые тяжелые государственные переговоры (см.: Фигуры и лица. -22. - Окт. - 1999).

Конспект - краткое письменное изложение содержания лекции или какого-либо произведения, включающее в сжатой форме основные положения и их обоснования фактами, цифрами, примерами; краткое изложение или краткая запись содержания чего-нибудь.

Студенты должны уметь вести конспекты лекций различными способами и приемами.

Первый: Студенты вносят в тетради только важные положения лекции, определения и выводы.

Второй: Студенты максимально записывают всю речь лектора.

Третий: Студенты вносят в конспекты лишь мысли, возникающие у них на основе услышанной в речи лектора и в ходе диалога информации.

Четвертый: Студенты только слушают лекцию, активно диалогизируя, а конспект составляют после занятий.

За такой способ выступают преподаватели, знающие и использующие проблемный метод обучения и его составную - диалог на лекции. Они считают, что если учащийся участвует в диалоге, следовательно он внимательно слушает учителя и слышит лекцию, а это как раз то, что заложено функционально в данном виде занятий.

Противники такого способа, как правило, не используют диалог на лекции и считают, что главное на лекции - писать конспект.

Пятый. Учащиеся работают на лекции по опорным конспектам (презентации лекций по Отечественной истории, содержащие опорный конспект лекции находятся на Учебно-методическом сервере Института).

Опорный конспект размещается на 1-2 листах. Он содержит:

- название и план лекции;

- основные положения лекции, в том числе выраженные через знаки-символы;

- формулировки проблемных вопросов и задач;

- наименования научного и справочного материала по теме с целью их использования в последующей самостоятельной работе.

Между всеми зафиксированными в опорном конспекте положениями оставляются промежутки, куда учащиеся вносят дополнительный материал, свои мысли и т.д. Конспект обязательно дорабатывается после лекции.

Часто способы конспектирования носят смешанный характер. Это зависит от понимания учителем проблемы и наличия у студентов навыков одновременно выполнять два действия - слушать и конспектировать.

Как выбрать наиболее приемлемый способ конспектирования лекции?

Во-первых, надо постоянно учиться конспектированию до тех пор, пока конспект не станет их первым помощником в учебе. «Я скоро научился записывать лекции так, - отмечал Б.Н. Чичерин, - что не нужно было даже их перечитывать дома, а писец мог свободно списывать их для товарищей» (Русское общество 40-50-х гг. XIX в. - Часть II. - С. 42).

Во-вторых, надо выработать критерии приличного конспекта и приучиться их время от времени соотносить с ними свои записи. Это:

- материал конспекта ясен и понятен;

- конспект легко читается, расшифровывается;

- способ конспектирования способствует запоминанию и усвоению записей;

- конспект - это запись смысла, а не текста лекции;

- конспект ориентирует на дальнейшее изучение темы, курса.

Конспект полезен лишь при условии систематической работы с ним - на занятиях и дома. «Надо учиться думать над конспектом уже на лекции и работать над записями ежедневно хотя бы в течение двух часов», - советовал сыну-студенту известный педагог В.А. Сухомлинский (Сухомлинский В.А. Письма к сыну. - М., 1979. -С. 84).

Наряду с лекциями, конспективные записи ведутся при изучении хрестоматийных и других источников. Их структура и содержание зависят, наряду с умением учащегося вести конспекты, от избранного метода изучения источника


9.3 Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Семинар – одна из форм контроля самостоятельной работы студентов, в ходе которого углубляются, уточняются и обобщаются знания, которые получены в процессе самостоятельной работы студентов.

Семинар или практические занятия по предмету в учебном процессе идут, как правило, за лекциями. На семинары выносятся не все, а только наиболее сложные темы курса.

Студенты должны быть готовы ответить по каждому вопросу темы семинарских занятий, активно участвовать в работе семинара. При неподготовленности или пропуске занятий студенты в индивидуальном порядке отрабатывают пропущенную тему. Все выступления на семинарах оцениваются.

В процессе подготовки ответов на вопросы, которые вынесены на обсуждение семинарских занятий, необходимо сначала подобрать литературу. Затем путем ее просмотра и выборочного чтения, необходимо найти те разделы книги, которые отвечают теме семинара. При этом имеется в виду, что приведенный после каждой темы список литературы носит рекомендационный характер, и при подготовке к семинару вы можете использовать только часть ее или использовать по своему желанию другие материалы. Используя конспект лекций, учебник, вспомогательные литературные источники составьте план ответа по каждому вопросу семинара.

Есть два основных способа составления плана ответа. Первый – на основе работы с литературой во время чтения. Второй – его составление после глубокого ознакомления с разнообразными источниками, что даст возможность обобщить проделанную Вами работу. При таком подходе план получается более последовательным и логичным, т.к. исчезает соблазн переделать почти каждую мысль источника в один из пунктов Вашего плана.

Составление плана-ответа может показаться простым делом. Но это далеко не так. Сложность заключается в том, что необходимо выяснить для себя строение и ход мыслей в изучаемых источниках, а затем сжато, ясно и лаконично выделить главное содержание проблемы.

План может быть простым и развернутым. В первом случае записывается только порядок основных вопросов, которые необходимо раскрыть во время выступления на семинаре по той или иной проблеме.

В отличии от простого в развернутом плане выделяется порядок освещения вопросов темы, складывается и записывается содержание ответа по каждой проблеме семинара. Могут быть цитаты, наиболее важные цифровые сведения, обобщения и выводы. На полях полезно отмечать страницы используемых в плане-ответе сведений, что поможет в нужный момент, быстро найти в книге необходимое место и обратить внимание слушателей на те или иные подходы автора.

Развернутый план поможет не только научиться логически формулировать Ваши мысли, но и сжато, аргументировано и убедительно выступить перед аудиторией. Рекомендуется взять на вооружение именно такой метод подготовки к семинарам. Понятно, он требует много времени и усилий, но сторицей. Ваши знания по курсу станут крепкими, глубокими, осмысленными. Постепенно сформируются навыки публичного выступления и научного отстаивания авторской мысли.

Порядок проведения семинара примерно такой: преподаватель коротко формулирует тему, цель и задачи, вызывает по собственному желанию любого студента осветить одну из проблем темы. Все студенты должны быть готовыми выступить по любому вопросу семинарского плана. Сообщение должно быть кратким, аргументированным, рассчитанным на 3-5 минут. Сначала называется вопрос, который будет обсуждаться, потом, если Вы выступаете не первым, дайте оценку предыдущему выступающему, исправьте ошибки, если они допущены. После чего приступайте к освещению содержания своего вопроса, углубляя обсуждаемую тему, стремитесь не повторять уже сказанное товарищами и, наконец, делайте необходимые выводы.

Главное на семинарских занятиях – глубокое, заинтересованное и активное обсуждение проблем. Творческие дискуссии оживляют занятия, способствуют глубокому, крепкому закреплению изучаемого материала.

Для более глубокого изучения той или иной темы преподаватель может предложить подготовить сообщения, которые зачитываются и обсуждаются на семинаре.


9.4 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов



Самостоятельная работа студентов – это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время.

Это особая форма обучения по заданиям преподавателя, выполнение которых требует активной мыслительной деятельности.

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.
Моделирование самостоятельной работы студентов:


  • Повторение пройденного теоретического материала.

  • Установление главных вопросов темы.

  • Определение глубины и содержания знаний по теме, составление тезисов по теме.

  • Упражнения, решение задач.

  • Анализ выполняемой деятельности и ее самооценка.

  • Приобретенные умения и навыки.

  • Составление вопросов по содержанию лекции.

Руководство выполнением самостоятельной работы студентов:

  • Текущее собеседование и контроль

  • Консультации

  • Анализ, рецензирование, оценка, коррективы СРС

  • Перекрестное рецензирование

  • Дискуссия

  • Подведение итогов и т. д.

Дифференциация заданий:

  • Обзор литературы;

  • подбор литературы для практических работников

  • решение задач, ситуаций

В заключении проводится тестовый контроль знаний.

Этапы и приемы СРС:



  • подбор рекомендуемой литературы

  • знакомство с вопросами плана семинарского занятия и методической разработки по данной теме

  • определение вопросов, по которым нужно прочитать или законспектировать литературу

  • составление схем, таблиц на основе текста лекций, учебника, монографии

Виды самостоятельной работы студентов:

  • Конспектирование.

  • Реферирование литературы.

  • Аннотирование книг, статей.

  • Выполнение заданий поисково-исследовательского характера.

  • Углубленный анализ научно-методической литературы.

Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой.

Участие в работе семинара: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий.

Контрольная работа – письменное выполнение.
Виды и формы организации самостоятельной работы студентов

Виды С.Р.С.


Руководство преподавателя


Конспектирование

Реферирование литературы

Аннотирование книг, статей

Выполнение заданий поискового исследовательского характера


Углубленный анализ научно – методической литературе

Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции. Дополнение конспекта рекомендованной литературой


Участие в работе семинара: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий

Выборочная проверка

Разработка тем и проверка

Образцы аннотаций и проверка

Разработка заданий, создание поисковых ситуаций; составление картотеки по теме

Собеседование по проработанной литературе, составление плана дальнейшей работы, разработка методики получения информации

Предложение готового плана или предложение составить свой план по ходу или в заключение лекции

Разработка плана семинара, рекомендация литературы, проверка заданий



Руководство самостоятельной работой студентов:


  • проведение консультаций проходит за счет общего бюджета времени, отведенного на аудиторную работу преподавателя.

Во время руководства преподаватель консультирует студентов:

  • по методике самостоятельной работы, по выполнению конкретных заданий по дисциплине, научной организацией труда, по критериям оценки качества выполняемой самостоятельной работы;

  • по целям, средствам, трудоемкости, срокам выполнения, формам контроля самостоятельной работы студентов.

Контроль выполнения самостоятельной работы:

Для контроля самостоятельной работы студентов используются разнообразные формы, методы и технологии контроля.



  • Формы: тестирование, презентации, доклады, контрольные работы, реферирование;

  • Методы контроля: семинарские занятия, коллоквиум, собеседования, экзамены;

  • Технологии контроля: ситуативная, рейтинговая оценка.

Контроль результатов самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, указанного в учебных планах на аудиторные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов и проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Контроль результатов самостоятельной работы студентов может проводиться одновременно с текущим и промежуточным контролем знаний студентов по соответствующей дидактической единице учебного курса.

Результаты контроля самостоятельной работы студентов учитываются при осуществлении итогового контроля по дисциплине.

Общепедагогическими критериями оценки результатов организованной самостоятельной работы студента являются:



  • уровень освоения студентом учебного материала;

  • умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

  • сформированность общеучебных умений;

  • обоснованность и четкость изложения ответа;

  • оформление отчетного материала в соответствии с требованиями;

  • творческий подход к выполнению самостоятельной работы;

  • уровень сформированности аналитических, прогностических, рефлексивных умений;

  • уровень владения устным и письменным общением;

  • уровень владения новыми технологиями, понимание их применения, их сила и слабости, способность критического отношения к информации;

  • уровень ответственности за свое обучение и сомоорганизацию самостоятельной познавательной деятельности.


9.5 Методические указания по написанию контрольных работ (рефератов)

Контрольная работа (реферат) – это научная студенческая работа, подготовленная на основе исторических источников и научной литературы по определенной проблеме. Основная цель контрольной работы – приобщить студентов к самостоятельному изучению источников и исторической литературы, содействовать расширению знаний и лучшему освоению учебного курса. В процессе подготовки контрольной работы формируется навык самостоятельного анализа источников и научной литературы, практический опыт, усваивается значение методологии, студент учится обосновывать свои выводы и обобщения, технически правильно оформлять текст, излагать его литературным научным языком.

Прежде всего, необходимо внимательно подойти к выбору темы. Произвольный выбор темы, выходящей за пределы предложенного списка, или изменение ее без согласования с преподавателем не допускается. Нарушение данного правила влечет за собой отклонение контрольной работы и ее незачет. При выборе темы следует исходить не только из интереса к теме, но оценить также степень обеспечения нужными источниками и литературой. Важна и своевременность избрания темы, так как для написания, корректирования и оформления работы потребуется продолжительное время.

Объем работы зависит от темы, но недопустимы работы в 5-6 страниц, ни обширные сочинения в 50 и более страниц. Оптимальный объем реферата 18-20 машинописных страниц.

Работа над контрольной работой должна состоять из нескольких этапов. Первый из них заключается в составлении библиографии и сборе материалов по теме. В зависимости от конкретных обстоятельств необходимо использовать библиотечные каталоги, библиографические справочники, пристатейные ссылки. В то же время работа над темой не исключает привлечения литературы, выявленной студентом самостоятельно. Это касается, прежде всего, научных статей, публикуемых в журналах «Вопросы истории», «Отечественная история», «Новая и новейшая история» и др. Объем привлеченной литературы и источников должен быть достаточным для раскрытия темы и отражения современного уровня исследования избранной темы.

Начитанность и осведомленность в материале позволяют перейти к новому этапу работы – составлению плана. Студент разрабатывает его самостоятельно. Структура контрольной работы обязательно содержит введение, основную часть изложения, заключение и список использованных источников и литературы.

Введение предусматривает определение значения избранной темы, анализ использованных автором научной литературы, краткую характеристику привлеченных источников и четкую постановку цели контрольной работы. Студент имеет право отказаться от использования исторических источников только в двух случаях: если тема носит историографический характер, т.е. когда в ее формулировке содержится указание о рассмотрении проблемы на основе литературы, или в силу отсутствия письменных документов по избранному периоду. Письменные источники широко представлены в хрестоматиях, материалах для семинарских занятий, практикумах, сборниках документов. Частичная ориентация на них содержится в методических указаниях к темам рабочей программы. Автор может сосредоточить внимание не на всей теме, а на отдельных ее аспектах, обосновав во введении необходимость такого подхода и сформулировав в соответствии с ним цель контрольной работы.

Основная часть, которая в плане корректируется, раскрывает содержание темы. Изложение должно быть доказательным, подтверждаться фактами и раскрывать основные вопросы и узловые проблемы. Но работу не следует перегружать фактами. Нужно не только и не столько фиксировать факты, события, сколько давать им объяснения, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

В заключении формулируются основные выводы, к которым пришел автор в результате изучения исторической проблемы. Они являются показателем степени достижения сформулированной во введении цели и должны вытекать из содержания основной части. Введение и заключение – важнейшие составляющие контрольной работы, где студент может проявить наибольшую самостоятельность. Поэтому при проверке на них обращается особое внимание.

При написании контрольной работы студент должен большое внимание уделять стилистической, орфографической и синтаксической грамотности, а также логике изложения. Излишне перегружать работу прямыми цитатами из используемой литературы. Цитирование требует разумного подхода. Уместно привести выдержку, если возникает необходимость критики какого-либо утверждения или подтверждения какого-либо положения. Приводимые цитаты должны быть абсолютно точными. Недопустимо использование чужого текста без ссылки на источник. Работа, написанная с помощью такого приема, оценивается отрицательно.



Необходимое условие – правильное оформление подстрочных примечаний или отсылочных нумерованных сносок. Ссылки должны содержать фамилию, инициалы автора статьи, монографии, публикации, их полное название и выходные данные. Сноски на использованную литературу и источники даются по действующим библиографическим правилам.


1 В списке приведена только учебная и учебно-методическая литература имеющаяся в фондах библиотеки Рубцовского института (Филиала) АлтГУ. Список источников и литературы к каждой теме учебной дисциплины приведен в УМК дисциплины.

<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история государственных учреждений россии специальность 030401. 65История
698.71kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история (история новейшего времени) Специальность 030401. 65История
320.64kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история (история древнего мира) Специальность 030401. 65 История
1274.69kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины спецсеминар специальность 030401. 65 История
624.62kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины этнология специальность- 030401. 65 История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)
383.56kb.
2 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины археология специальность 030401. 65 История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)
881.89kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранный язык Специальность: 030401. 65 «История», специализации «Отечественная История»
531.76kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история
442.76kb.
2 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история регионов мира: история азии и африки
1062.39kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины вспомогательные исторические дисциплины
221.49kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история исторической науки. Историография
1037.04kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история мировых религий
565.99kb.
3 стр.