Главная
страница 1
В мире сказок Ханса Кристиана Андерсена.

(Литературная игра по сказкам Х.К. Андерсена в 5 классе).



Цели урока:
- знакомство с жизнью и творчеством Х.К. Андерсена;
- формирование интереса к изучению литературных произведений;
- формирование интереса к чтению сказок;
- развитие творческих способностей, речи, воображения;
- воспитание доброты, сопереживания, сострадания, уважения к личности Х.К. Андерсена.
Оборудование урока: портрет сказочника, выставка книг, рисунков учащихся, грамзапись, видеозапись.
План урока.

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Конкурсная программа.

  3. Подведение итогов, награждение.


Подготовительная работа.

За 10 дней до мероприятия учащиеся получают задание сформировать 3 команды игроков, выбрать капитанов. Все принимают участие в конкурсе рисунков по сказкам Андерсена, перечитывают его сказки. Каждый член команды шьет себе костюм какого-то героя сказки.


Ход урока.


  1. Вступительное слово учителя.

Домик стоял у реки, на окраине, где издавна жили ремесленники. Бедный, неприметный домик, каких было много в датском городке Оденсе на острове Фю... Башмачник Ханс Андерсен с женой Анной-Марией занимал одну комнату. Грубую мебель он всю смастерил сам. А над верстаком повесил полку с книгами. Больше всего на свете он любил читать.

2 апреля 1805 года появился новорождённый - неугомонный и горластый, как птенец, Ханс Кристиан. Он подрос немного и перебрался с кровати на пол. Отец делал ему пёстрых кукол из лоскутков и обрезков кожи. Весь день гнул башмачник спину над прохудившейся подмёткой, а по вечерам зажигал лампу-коптилку и садился с книгой к столу. Он читал мальчику всё подряд: басни, пьесы, любимые сказки из «Тысячи и одной ночи». Со временем Ханс Кристиан и сам стал придумывать сказки. Рассказывал он их пока старому коту Карлу. Кот терпеливо слушал, но очень уж часто засыпал на самом интересном месте. Тогда мальчик залезал на крышу. В водосточном желобе стоял ящик с землёй. Мать выращивала лук и петрушку. Но сыну её виделся волшебный сад с кустами роз и яркими клумбами.

Ханс Кристиан очень любил театр. «Когда вырасту, буду играть на сцене»,- говорил он. Соседские мальчишки над ним смеялись. Однажды они подстерегли его и загнали на высокое дерево у церкви. «Бей сочинителя! Бей гадкого тощего урода!»- кричали они. С тех пор он стал убегать к реке и там, в одиночестве, сочинял пьесы, стихи, сказки. Вся жизнь для него была сказкой, иногда радостной, чаще печальной. Придёт время, он напишет о себе книгу «Сказка моей жизни». Мать пошла к гадалке. Вглядываясь в кофейную гущу, старуха сказала: «Я вижу яркие звёзды. Не иначе, твой сын прославится!»

Лишь в 30 лет Ханс Кристиан Андерсен напечатал первый тоненький сборник сказок. Для него сказки не были пустой выдумкой, они приходили к нему из жизни. Оказалось, он умеет видеть в жизни то, чего не видят другие. Наконец гадкий утёнок почувствовал, что он птица другой породы.

Андерсен не искал славы позолоченного соловья. Он писал для всех людей, и часто его сказки печальны, как сама правда.

Последние годы жизни Андерсен провёл в усадьбе друзей. Он подолгу смотрит в окно. Вдали виден пролив и мачты проплывающих кораблей.

4 августа 1875 года Андерсен умер...

176 сказок написал он, и сказки его не умирают. По всему миру странствует на листе кувшинки Дюймовочка, вслед за ней уверенно держит путь стойкий оловянный солдатик, высоко над землёй летит гордый лебедь, который был когда-то гадким утёнком... Сказки живут на страницах любимых книг. И в каждой из них живёт великий сказочник - Ханс Кристиан Андерсен.




  1. Конкурсная программа.



I конкурс. Конкурс капитанов. (Работа с иллюстрациями к сказкам Андерсена).

1) Какой эпизод запечатлен на иллюстрации?


2) Озаглавьте иллюстрацию.
3) Кто из героев сказки изображен на рисунке?
II конкурс. Тест.

Из трёх ответов выбрать правильный и поднять карточку с соответствующей цифрой.

1 команда

Какими по размеру были глаза у первой собаки из сказки «Огниво»?

1. как тарелки;

2. как чайные чашки;

3. как футбольные мячи.

2 команда

Что должна была отдать ведьме Русалочка в обмен на ножки?

1. длинные волосы;

2. золотые монеты;

3. голос.

3 команда

Сколько братьев было у оловянного солдатика?

1. 25;

2. 24;


3. 9.

1 команда

Из чего был сделан императорский дворец в Китае? (сказка «Соловей»).

1. из фарфора;

2. из золота;

3. из драгоценных камней.


2 команда

Назовите знак высшего отличия самой знатной утки на птичьем дворе («Гадкий утёнок»).

1. медаль;

2. корона;

3. красный лоскуток.

3 команда

Какое слово складывал Кай из льдин? («Снежная королева»).

1. «разум»;

2. «вечность»;

3. «холод».
III конкурс.

О ком говорится в следующих строчках?


1 команда

Другие сёстры украшали свой садик разными разностями, которые доставались им с затонувших кораблей, а она любила только свои яркие, как солнце, цветы да прекрасного мраморного мальчика, упавшего на дно моря с какого-то погибшего корабля.

(Русалочка. Сказка «Русалочка»).

2 команда

В одних чулках он тихо-тихо поднимется по лестнице, потом осторожно приоткроет дверь, неслышно шагнёт в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком.

(Оле - Лукойе. Сказка «Оле – Лукойе»).

3 команда

Бедняжка стояла в крестьянской избе и играла зелёным листочком - других игрушек у неё не было; она проткнула в листке дырочку, смотрела сквозь неё на солнышко, и ей казалось, что она видит ясные глаза своих братьев.

(Элиза. Сказка «Дикие лебеди»).


IV конкурс. «Потерянные слова».
Каждая команда получает карточки со словами из сказок (по 15 штук). Каждое слово рождает ту или иную ассоциацию. 15 слов нужно распределить на 3 группы, каждая группа слов должна относиться к какой-нибудь одной сказке Андерсена. Вспомнить название сказки.
1 команда

снег, зеркало, олень, ворон, роза («Снежная королева»);

терпение, крапива, лебеди, колдунья, рубашка («Дикие лебеди»);

тюфяк, принцесса, ливень, калоши, горошина («Принцесса на горошине»).


2 команда

лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз («Гадкий утёнок»);

нора, мышь, эльф, ласточка, крот («Дюймовочка»);

роза, соловей, горшочек, принцесса, поцелуй («Свинопас»).

3 команда

море, ветер, боль, принц, голос («Русалочка»);

дупло, ведьма, собака, трубка, принцесса («Огниво»);

соловей, ленточка, бриллианты, император, слёзы («Соловей»).
V конкурс. «Портрет героя».
Узнай героя сказки по портретной характеристике.

1 команда

Старая, безобразная, противная, нижняя губа висела у неё до самой груди. Не расстаётся с синим клетчатым фартуком. (Ведьма из сказки «Огниво»).

2 команда

Степенный и солидный господин. Богат, учен. Носит черную бархатную шубку. Усамой королевы такой шубки нет! (Крот из сказки «Дюймовочка»).

3 команда

Лучше всех сестер самая младшая, нежная и прозрачная, как лепесток розы, с синими, как море, глазами. (Русалочка из сказки «Русалочка»).

1 команда

Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая... (Принцесса из сказки «Принцесса на горошине»).

2 команда

Она одета в юбочку из тончайшего батиста, через плечо - узенькая голубая ленточка в виде шарфа, а на груди сверкает розетка величиною с лицо барышни. (Барышня из сказки «Стойкий оловянный солдатик»).

3 команда

(Эльф из сказки «Дюймовочка»).В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки.

1 команда

Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза ее сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни красоты! (Снежная королева из сказки «Снежная королева»).

2 команда

Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета - он отливает то голубым, то зеленым, то красным... Под мышками у него по зонтику.

(Оле-Лукойе из сказки «Оле-Лукойе»).


3 команда

У нее только две ножки! Жалко смотреть! У нее нет усиков! Фи! А какая тонкая талия! По мнению майских жучков-барышень, она безобразна, некрасива.

(Дюймовочка из сказки «Дюймовочка»).




VI конкурс. «Речевая характеристика».
Узнай героя по его речи:

1 команда

- Не капризничай, а то я укушу тебя! Видишь, какой у меня белый зуб! Садись и готовь себе приданое! (Мышь из сказки «Дюймовочка).

2 команда

- Знаю, знаю, зачем ты пришла! Глупости ты затеваешь, ну да я все-таки помогу тебе, тебе же на беду, моя красавица! Я изготовлю тебе питье и недешево возьму. (Ведьма из сказки «Русалочка»).

3 команда

- Что за ерунда! Я ничего не вижу! Ведь это ужасно! Глуп я что ли? Или не гожусь в короли? Это было бы хуже вceгo! (Король из сказки «Новое платье короля»).

1 команда

- Куда меня несёт? Да, это всё штуки гадкого тролля! Ах, если бы со мною в лодке сидела та красавица, по мне, будь хоть вдвое темнее! (Солдатик из сказки «Стойкий оловянный солдатик»).

2 команда

- Летите-ка подобру-поздорову на все четыре стороны! Летите большими птицами без голоса и промышляйте о себе сами! ( Злая королева-мачеха из сказки «Дикие лебеди»).

3 команда

- Надо поощрять искусство! Я ведь императорская дочь! Скажите ему, что я дам ему по- вчерашнему десять поцелуев, а остальные пусть дополучит с моих фрейлин! (Принцесса из сказки «Свинопас»).

1 команда

- Я должен ехать! Мне надо посмотреть прекрасную принцессу! Этого требуют мои родители, но они не станут принуждать меня жениться на ней, а я никогда не полюблю её. Она ведь непохожа на ту красавицу, на которую похожа ты! (Принц из сказки «Русалочка»).

2 команда

- Я видел на глазах императора слёзы - какой ещё награды желать мне! В слезах императора дивная сила. Видит бог - я награждён с избытком! (Соловей из сказки «Соловей»).

3 команда

- О чём ты плачешь? У, какая ты сейчас безобразная! Мне совсем не больно! Фу! Эту розу точит червь! А та совсем кривая! Какие гадкие розы! Не лучше ящиков, в которых торчат! (Кай из сказки «Снежная королева»).

VII конкурс. «Кто где живёт?»
По описанию жилища догадаться, кому оно принадлежит.
1 команда

Дверью была маленькая дырочка, прикрытая сухими стебельками и былинками. Все амбары битком набиты хлебными зёрнами. Кухня и кладовая ломились от припасов. Квартирка небольшая, но удобная. (Домик мыши. Сказка «Дюймовочка»).


2 команда

Коралловый дворец с высокими стрельчатыми окнами из чистейшего янтаря и крышей из раковин. По стенам растут живые цветы. Возле дворца большой сад, там растут огненно-красные и тёмно-голубые деревья. (Дворец морского царя. Сказка «Русалочка»).

3 команда

Замок весь в огромных трещинах, из них вылетали вороны и вороны. Посреди огромной залы с полуразвалившимися стенами и каменным полом пылает огонь. Дым подымается к потолку. (Разбойничий замок. Сказка «Снежная королева»).
VIII конкурс. «Бюро находок».
Верните героям сказок потерянные вещи! Каждая команда получает сундучок с тремя потерянными вещами.

1 команда

скорлупа грецкого ореха (постель Дюймовочки);

горошина (принадлежит принцессе из сказки «Принцесса на горошине»);

зонтик (принадлежит Оле - Лукойе).

2 команда

крылышки (принадлежат эльфу или Дюймовочке);

кораблик из газеты (принадлежит стойкому оловянному солдатику);

красные башмачки (принадлежат Герде).

3 команда

крапива (принадлежит Элизе из сказки «Дикие лебеди»);

белое пёрышко (принадлежит гадкому утенку);

розы (принадлежат Каю и Герде).
IX конкурс. «Без слов».
Представители команд должны с помощью пантомимы изобразить героев сказок. Если зрители узнают героя, команда получает очко.
1 команда

Изобразить Русалочку, которой больно ходить.


2 команда

Изобразить принцессу, которой трудно спать на горошине.

3 команда



Изобразить гадкого утенка, который пугается своего отражения в пруду.

X конкурс. «Инсценирование сказки».
Игроки каждой команды инсценируют фрагмент понравившейся им сказки.


  1. Подведение итогов. Награждение победителей.


Жюри из учащихся старших классов (5 человек) подводит итоги.
Награждение победителей конкурса рисунков.
Награждаются все участники литературной игры. Команды получают грамоты.
I место – наборы цветных карандашей.
II место – маленькие шоколадки.
III место – конфеты.
Список литературы.

  1. Андерсен Г. К. «Сказки». - М., 1995.

  2. Андерсен Х.К. «Сказки и истории». – М.: Vita, 1992

  3. Журнал "Читаем, учимся, играем".№ 3, 2003г.





Смотрите также:
Сказкам Х. К. Андерсена в 5 классе. Цели урока: знакомство с жизнью и творчеством Х. К. Андерсена
83.14kb.
1 стр.
Викторина (презентация) по сказкам Г. Х. Андерсена
39.3kb.
1 стр.
Предмет Литература Класс 6 класс Тема урока Любовь и страдание в сказке Ганса Христиана Андерсена «Русалочка» № урока по теме 64
106.89kb.
1 стр.
Викторина по сказкам Г. Х. Андерсена между 5-6 кл
56.12kb.
1 стр.
Чтение урок-размышление в 3»А» классе учитель Полякова В. Ф. 2007 г. Тема урока: В. Л. Дуров «Наша жучка». Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством В. Л. Дурова: Задачи урока
65.23kb.
1 стр.
Сказкам. Во второй выпуск альманаха
173.53kb.
1 стр.
Урока по литературе в 7 классе. Тема урока: Жизнь и творчество М. Зощенко. Рассказ
24.54kb.
1 стр.
Викторина "Знаете ли вы сказки Андерсена?"
43.35kb.
1 стр.
2012 г. Урок литературного чтения во 2 классе. Тема урока: Н. Сладков
66.87kb.
1 стр.
Исследовательская работа учащихся по творчеству Х. К. Андерсена. Можно ли сказать, что в сказках Андерсена, как в зеркале отражается его трудная,печальная,но всё же счастливая судьба
79.68kb.
1 стр.
Цели урока: Познакомить с произведением Г. Х. Андерсена
40.36kb.
1 стр.
Литературная игра «Путешествие в Андерсенландию»
120.68kb.
1 стр.