Главная
страница 1
Развитие самостоятельности у детей с умеренной умственной отсталостью в социально-бытовой деятельности посредством сюжетно-ролевой игры

SC-5621 Автор: Техненко Наталия Вячеславовна

На современном этапе развития значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Проблемы потенциальных возможностей этих детей, приспособления их к жизни приобретают большую социальную значимость. В качестве одного из стратегических направлений развития системы специального образования в России рассматривается оказание помощи лицам с умеренной умственной и тяжёлой умственной отсталостью. Разрабатываются новые организационные формы работы с ними, выявляются их потенциальные возможности к интеграции в общество. Об этом свидетельствует Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и Инструктивное письмо Министерства образования РФ (от 26.11.2000г. №3), согласно которым в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида должны создаваться и функционировать классы для этой категории детей. Кроме того, в последние годы в большинстве регионов РФ открыты реабилитационные центры для умеренно и тяжело умственно отсталых детей, работа с которыми требует наличия специальных пособий и методических разработок.

Современное состояние учения об умственной отсталости и повседневный опыт дают основания утверждать, что необучаемых детей нет, но возможности к обучению у них разные. Учитывая, что биологический возраст детей с интеллектуальным недоразвитием не совпадает с их психическим возрастом, ведущая роль в обучении учащихся с разной степенью умственной отсталости принадлежит игровой деятельности. Игра является одним из приёмов, который помогает детям преодолеть трудности в обучении и воспитании. Понятие «игра» объединяет разные по характеру направленности и содержанию действия и основные виды игровой деятельности – предметные, дидактические, подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные и сюжетно-ролевые. В настоящее время назрела теоретическая и практическая необходимость комплексного изучения возможностей формирования игровой деятельности этих учащихся, что послужит залогом успешного развития их психической сферы в целом и социальной адаптации в частности.

Для рассмотрения данной проблемы необходимо знание следующих понятий:

Понятие о самостоятельности

Проблема изучения самостоятельности как стержневого качества личности на разных этапах онтогенеза, поиск резервов и эффективных путей развития этого качества у человека – одна из центральных в психолого-педагогической науке. «Вряд ли существует более ценное качество личности, чем самостоятельность, и, казалось бы, более ясное и определённое. Мы, не задумываясь, можем перечислить те черты характера и поведения, которыми наполняем это понятие, - внутренняя свобода, внутреннее своеобразие, самобытность, нестандартность, оригинальность» [5].



«Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определённую цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относится к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений. Самостоятельность не даётся человеку от рождения. Она формируется по мере взросления детей и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности» [9].

В теории и практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника в бытовом труде уделено особое место. Совокупный анализ исследований по данной проблеме показывает, что «самостоятельность воспитывается при выполнении детьми несложных обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребёнком в труде субъективной позиции; самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности; развитие самостоятельности ребёнка зависит от позиции взрослых (воспитатели, родители), занимаемой ими в совместной с воспитанниками трудовой деятельности» [7].

Проблемно-игровая ситуация, в силу своего игрового начала, ставит ребёнка в активную позицию; у ребёнка при выполнении им игрового задания возникает потребность найти (открыть или усвоить) новое, ранее неизвестное знание или способ действия. Для проблемно-игровой ситуации характерно, с одной стороны, следующее: наличие задачи, требующей решения; необходимость мобилизации активности, настойчивости, целеустремлённости для её решения; необходимость использования имеющихся у ребёнка знаний, умений и навыков. С другой стороны – это возможность творческого использования имеющегося у ребёнка фонда знаний, умений и навыков, это побуждение его к самостоятельному поиску решения, комбинированию ранее известных способов решения проблемы для нахождения нового способа, попыткам увидеть новые функции знакомого объекта. Проблемно-игровая ситуация – это повод для осознания ребёнком необходимости пополнения своих сведений, умений. «Игровое начало создаёт дополнительную мотивацию, снижает тревожность, боязнь ошибок. Это очень важно, так как тревожность и боязнь допустить ошибку, сделать не так, как сказал взрослый, проявить инициативу, самостоятельность. Именно в проблемно-игровой ситуации ребёнок овладевает системой диалогических взаимоотношений со взрослым и сверстниками, развивается его самостоятельность, способность к сотрудничеству» [8].

Понятие о сюжетно-ролевой игре

О первостепенном значении игры для естественного развития ребёнка свидетельствует тот факт, что «Организация Объединённых Наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребёнка. Игра – это единственная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не надо учить играть; не надо заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определённых целей» [3].



Сюжетно-ролевая игра. « Ведущая деятельность дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра в развёрнутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними; она выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребёнка в самых общих смыслах человеческой деятельности. Игровая роль позволяет соединить аффективно-мотивационную и операционально-техническую стороны деятельности. Содержанием сюжетно-ролевой игры являются отношения между людьми, осуществляемые через взаимное манипулирование с предметами. В сюжете такой игры воспроизводится какая-либо форма деятельности взрослых. Сюжеты очень разнообразны и изменяются в зависимости от конкретных условий жизни ребёнка и расширения его кругозора. Всеми психологами подчёркивается огромное значение этого типа игры для психического развития ребёнка. (Е. Поливанова)»[10].

В сюжетно-ролевой игре дети отражают социальные отношения взрослых. «Участвуя в совместных сюжетно-ролевых играх, ребёнок постепенно учится ориентироваться во взаимоотношениях людей, таким образом, игра имеет решающее значение в его социальном развитии» [2].



Понятие об умеренной умственной отсталости

Изучение умственно отсталых детей с различной степенью выраженности недостаточности интеллектуального развития, разной структурой общего психического дефекта, многообразием этиологии и патогенеза важно для определения адекватных путей их медицинской, психологической и педагогической коррекции.

Согласно характеристике Международной классификации болезней 10-го пересмотра «средняя степень психического недоразвития – составляет несколько более 10% от всего числа выявленных в населении умственно отсталых детей. Её этиологией могут как наследственные дефекты, так последствия перенесённых повреждений головного мозга. Она характеризуется главным образом несформированными познавательными процессами (конкретным, непоследовательным, тугоподвижным мышлением) и, как правило, неспособностью образовать отвлеченные понятия. Статистические и локомоторные функции развиваются с задержкой, нарушена сенсорная сфера (ощущение, восприятие), отстаёт развитие зрительного, тактильного и других анализаторов, недостаточно развита память. Медленно развиваются навыки самообслуживания. Наиболее типичные особенности личности умеренно умственно отсталых детей - отсутствие инициативы, самостоятельности, косность психики, склонность к подражанию другим. Интеллектуальный коэффициент умеренно умственно отсталых лиц находится в пределах 35-49» [11].

В жизни умственно отсталых детей игра занимает важное место. Потребность в игре возникает у детей позже, чем у нормальных детей, и задерживается на более длительное время. Это придаёт игровой деятельности важное значение для коррекционной работы.

«Игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. В процессе игровой деятельности происходит особая форма взаимодействия взрослого и ребёнка, формируются определённые игровые умения и навыки, активизируются их психические и двигательные сферы, происходит развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения с взрослыми и сверстниками и т. д.»[1].

Большинство умственно отсталых детей сталкиваются в жизни с проблемами, которые кажутся неразрешимыми. Но проигрывая их так, как им хочется, дети могут научиться постепенно справляться с ними. Игра является основной формой деятельности, через которую осуществляется процесс обучения умственно отсталого ребенка в школе. Усвоение детьми знаний, приобретаемых умений в игровой форме происходит гораздо лучше. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Играя, дети учатся следовать правилам, постигать социальные отношения, учатся переносить поражения, переживать успех. Игра предоставляет свободу в принятии самостоятельных решений, она способствует концентрации ребёнка в течение продолжительного времени, это развлечение и расслабление, она вносит разнообразие в школьные будни, наконец, игра – это удовольствие для детей.

Обучение детей строится на основе знания и учёта индивидуальных особенностей и возможностей развития каждого ребёнка, оно ведется в игровой форме, наиболее доступной для детей с умеренной умственной отсталостью. Вся работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все анализаторы, вызывающей у детей необходимость оперировать различными предметами и игрушками, обыгрывать действия с ними.

Для успешной организации игровой деятельности используется комплексный подход, который включает следующие компоненты:

Организация игровой среды, обеспечивает возможность решения широкого круга коррекционно-развивающих, воспитательных и образовательных задач. Предметно-игровая среда организована в одной из частей учебной комнаты. Игровые уголки оформлены играми на различные тематики, подобранные с учётом индивидуальных особенностей детей класса и игрушками, которые дети могут использовать в игровом процессе. Игрушки, используемые в обучении детей с умеренной умственной отсталостью, должны более реалистично отображать объекты действительности по форме, цвету, строению и т.д. быть художественно и эстетически выполненными, привлекательными для детей, безопасными в употреблении, соответствовать уровню возрастного и психического развития ребёнка.

Обогащение жизненного опыта детей. Содержанием детских игр являются реальные явления и события, происходящие в жизни, деятельности и в отношениях людей. Чтобы отражать их в игре, ребёнку необходимо иметь определённые знания об этом. Дети с умеренной умственной отсталостью не в состоянии овладеть этими знаниями без активной помощи взрослых, поэтому в процессе обучения проводится целенаправленная работа по обогащению жизненного опыта детей, формируются практические умения, необходимые для использования в разных жизненных ситуациях. Занятия по ознакомлению с окружающим миром и специальные игровые занятия, а также возникающие в быту реальные ситуации, участниками которых становятся дети, оставляют у них разнообразные впечатления, которые обогащают их жизненный опыт и игру, позволяют понять смысл действий, совершаемых людьми в разных сферах жизни и деятельности.

Важное место в системе работы по обогащению опыта детьми занимает экскурсия. В зависимости от задач экскурсии могут быть ознакомительными, уточняющими ранее полученные представления, закрепляющими, т. е. итоговыми. Следовательно, по одной теме, подготавливающей детей к сюжетно-ролевой игре, проводится две-три экскурсии. Во время экскурсий создаются наиболее комфортные условия для восприятия изучаемых объектов и явлений, учитываются познавательные возможности каждого ребёнка. В процессе экскурсии дети знакомятся с деятельностью людей и отношениями между ними в естественных условиях (в магазине, на почте и т. п.). Во время « путешествия» к месту экскурсии происходит естественное общение детей с взрослым, которое носит индивидуальный характер и способствует умению использовать речевые и неречевые средства (жест, мимика, пантомимика) общения. На экскурсиях дети учатся взаимопомощи, организованности, вниманию друг к другу, развивается наблюдательность, внимание и память. Сформированные у детей представления об окружающем мире в ходе экскурсий и наблюдений уточняются, расширяются и конкретизируются.



Обучающие игры. Важным элементом, без которого не может существовать игра, является игровое действие. Самостоятельно овладеть этим элементом, дети с умеренной отсталостью, не в состоянии. Поэтому в процесс обучения входит система обучающих игр, которые направлены на формирование у детей предметных действий, предметно-игровых действий, цепочки действий, действий с предметами-заменителями. В процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью игровым действиям на первых этапах работы широко используются такие приемы, как совместные действия ребенка и взрослого, выполнение ребенком действий по подражанию. На последующих этапах большое значение приобретает демонстрация образца выполнения действия. Словесная инструкция используется иногда на этапе закрепления игровых действий.

Важным моментом коррекционно-воспитательной работы остаётся формирование умений детей сопровождать игровые действия речью, мимикой, жестами, которые придают им выразительный характер. Это процесс длительный, и не всегда можно достичь желаемого результата, так как он зависит от интеллектуального и речевого развития детей.



Общение взрослого с детьми в процессе игры. В возрасте десяти-одиннадцати лет дети с умеренной отсталостью приобретают достаточный опыт общения с взрослыми, однако как в быту, так и во всех видах деятельности остаются крайне не самостоятельными. В связи с этим используются прямые формы руководства их деятельностью. Косвенное руководство используется реже, но имеет своё коррекционное значение. Свои суждения в процессе игры с детьми выражаются исключительно в форме советов, не требуя жёсткого следования им. Пытаешься убедить детей в целесообразности тех или иных действий по ходу игры. Залогом успешного обучения детей с умеренной умственной отсталостью является наличие тесной взаимосвязи в деятельности всех педагогов, работающих с ними.

«Нарушения в психофизическом развитии детей с выраженной умственной отсталостью проявляются весьма разнообразно, поэтому в процессе обучения необходимо не только осуществлять индивидуальный подход, но и учитывать проявления имеющихся у ребёнка отклонений, характер медикаментозного лечения, получаемого им в данный момент, поскольку зачастую оно оказывает сильное влияние на состояние психических процессов, эмоционально-волевой сферы. Правильная организация игровой и других видов деятельности в этот период способствует усилению эффективности проводимого лечения, укреплению нервной системы ребёнка и его психического здоровья» [1].

Именно в игре умственно отсталый ребёнок знакомится с окружающей действительностью, приобретает знания и умения, обучается, у него развиваются восприятие, мышление, ловкость, активность, координация движений, формируются навыки коллективного поведения, усваиваются эстетические нормы, расширяется и обогащается словарь, развиваются навыки общения и функции речи.

«Более доступными для умственно отсталых детей являются сюжетно-ролевые игры бытовой тематики. Эти игры уточняют представления детей о предметах быта и их предназначения, способствуют формированию навыков самообслуживания, пробуждают интерес к бытовому труду людей. Содержание бытовых игр даёт возможность детям овладеть элементарными моральными отношениями заботы, внимания и взаимопомощи. В этих играх формируется двигательных опыт детей, их речь»[6].



Методические рекомендации по использованию сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие самостоятельности детей с умеренной умственной отсталостью в социально-бытовой деятельности

Люди с умеренной умственной отсталостью являются такими же членами общества, как и все остальные. Необходимо подготовить детей жить среди других людей, вместе с другими людьми. Но этот процесс не может быть односторонним. Необходимо, чтобы и общество было готово принять и уважать умственно отсталых детей. Способность жить в обществе – это способность к взаимным отношениям, к взаимодействию. Детям с нарушением интеллекта нужно учиться воспринимать окружающих как равных себе, без чувства собственной неполноценности. Знание правил и норм поведения, прав и обязанностей облегчает жизнь в обществе. Умение жить в обществе и найти там своё место – это одна из важнейших предпосылок самостоятельной жизни.

Основная цель коррекционно-воспитательной работы с умеренно умственно отсталыми детьми заключается в определении и реализации потенциальных возможностей детей для наиболее полной их социальной адаптации, а также в развитии у них жизненно необходимых умений для дальнейшего приспособления к жизни.

Развитие самостоятельности детей с умеренной умственной отсталостью надо начинать с организации их поведения и общения, побуждение их к активности, направленной на приобретение знаний и умений, положительных привычек. На данном этапе задача коррекционной работы с этими детьми – их личностное, эмоциональное воспитание, формирование у них правильного поведения, соответствующего общепринятым нормам. Для детей с умеренной умственной отсталостью большую роль в формировании общепринятых норм поведения играет приучение. Когда ребёнку систематически показываешь, как поступать в определённых ситуациях, ежедневно тренируешь их в этом через игровую деятельность, со временем всё это постепенно даёт положительные результаты. Для наиболее успешного развития ребёнка подбираются игры, с учётом индивидуальных особенностей детей, которые систематизированы и применяются на занятиях.

Учитывая резкое недоразвитие у детей с умеренной умственной отсталостью регулирующей функции речи, во время занятий не следует вести длительные беседы и поучения (дети не воспринимают их). Только путём многократных игровых упражнений в правильных поступках и действиях умеренно отсталые дети приучаются, например, благодарить за помощь, адекватно вести себя в общественных местах. Выполнение систематически повторяющихся сюжетно-ролевых игр приводит к образованию положительных привычек, которые позволяют учащимся в определённой степени приспособиться к окружающей жизни.

Для воспитания таких детей важную роль играют: спокойная обстановка, доброжелательное отношение, единство, чёткость и системность требований, т. е. всё, что создаёт и закрепляет у детей необходимые знания.

В ходе коррекционной работы дети учатся поведению и общению в условиях улицы, развивают умения пользоваться дорогами у дома и школы; во время закрепительных экскурсий и практических заданий для лучшей ориентировки обращаем внимание на особые приметы (реклама, магазин, почтовый ящик); акцентируем внимание об опасности на дороге; учимся различать тротуар и проезжую часть; перед переходом дороги останавливаться, смотреть налево, затем направо; знать назначение «зебры», светофора; узнавать основные дорожные знаки; узнавать виды городского транспорта; уметь ими пользоваться и правильно вести себя в автобусе и другом транспорте. Поведение на улице дети закрепляют в сюжетно-ролевых играх, а также в реальных жизненных ситуациях.

В ходе занятий создаются нужные для обучения детей ситуации, организуются сюжетно-ролевые игры, в процессе которых учащиеся воспроизводят деятельность взрослых, их взаимоотношения. Например, работая над темой « Разговор по телефону», участвуя в несложной сюжетно-ролевой игре, путём многократных упражнений дети запоминают номер домашнего телефона. Чтобы игры носили организованный характер, ими необходимо руководить на всех стадиях обучения. Степень руководства меняется в зависимости от возраста детей. На данном этапе обучения руководство игрой осуществляется во многих случаях в форме совместных с детьми действий, в дальнейшем, по мере взросления детей работу следует планировать в форме советов, предложений и помощи.

В процессе организации сюжетно-ролевых игр очень важно следить за тем, какие отношения складываются между воспитанниками, предупреждать возникновение конфликтов (из-за игрушек, желаемой роли и т.п.). Очень важно в процессе игровой деятельности формировать у детей дружеские взаимоотношения, желание и умение помочь, уступить друг другу. При этом следует, как можно более использовать характерную для этих детей способность к подражанию. Нужно многократно показывать им, как поступать в определённых ситуациях, каким образом выполнять необходимые действия. В результате систематически предъявляемых требований и повторного выполнения заданий вырабатываются положительные умения, позволяющие адаптироваться в обществе.

Занятия проводятся в форме сюжетно-ролевых игр, в системе два раза в неделю, во второй половине дня. Тематика сюжетно-ролевых игр зависит от возраста детей и направления социально-бытовой деятельности. В младшем возрасте лучше обыгрывать с детьми сюжеты игр, а в старшем – тематика игр должна способствовать социализации в обществе. Перед проведением игры (например «Магазин») проводится ознакомительная экскурсия, где педагог совместно с детьми наблюдает за действиями продавца, кассира, покупателя и т.д. Ознакомительные экскурсии позволяют детям получить представление о назначения учреждения, о действиях работающих там людей. В дальнейшем эти действия дети применяют в самой сюжетно-ролевой игре, педагог лишь целенаправленно старается подвести их к этим действиям. После игры проводится практическое занятие, на котором ребёнок самостоятельно (под присмотром педагога) пытается воспроизвести эти действия на практике. Прогулки по городу, покупки в магазине под присмотром педагога, экскурсии в общественные места закрепляют полученные знания в сюжетно-ролевых играх и способствуют развитию самостоятельности, адекватного поведения в общественных местах.

Необходимо заметить, что уровень и возможности развития учащихся одного класса различны. Поэтому даже при небольшом количестве детей необходимо осуществлять индивидуальных подход в определении задач обучения для каждого ребёнка. При постановке задач, определении содержания и организации коррекционного процесса следует ориентироваться на возможности учащихся.

В течение работы неоднократно отмечалось, что все предложенные сюжетно-ролевые игры на развитие самостоятельности у детей принимаются с желанием. И, как результат, постепенно изменяется их содержание, знания, и самостоятельность детей развивается и увеличивается.

Воспитание и обучение детей с умеренной умственной отсталостью в коллективе, в игре, в посильной постоянной деятельности даёт положительные результаты. У детей вырабатываются навыки правильного элементарного социального поведения и такие качества, как трудолюбие, доброжелательность, самостоятельность, ответственность за выполнение – пусть маленького – порученного ему дела, аккуратность, бережное отношение к вещам. Всё это достигается огромным трудом, терпением и требует продолжения этой коррекционной работы на протяжении всего обучения детей в школе.

Список литературы

1. Баряева, Л. Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: учебно-методическое пособие / Л. Б. Баряева, А. Зарин. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена : Изд-во «Союз». - 2001. – 416 с.

2. Давидчук, А. Н. Обучение и игра: методическое пособие / А. Н. Давидчук. – М. : Мозайка-Синтез.- 2004. – 169 с.

3. Завражин, С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / С. А. Завражин, Л. К, Фортова. - М. : Академический проект: Трикста.- 2005г. – 400 с.

4. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребёнка: учебное пособие / О. А. Карабанова. – М. : Российское педагогическое агентство.- 1997. – 191 с.

5. Кон, И. С. Психология самостоятельности / И. С. Кон // Педагогика здоровья. – М. : Педагогика.- 1990.- С. 268-274.

6. Коррекционная работа во вспомогательной школе: методические рекомендации / под ред. Л. П. Митюрина / Челябинский областной институт усовершенствования учителей. – Челябинск.- 1992. – 120 с.

7. Крулехт, М. В. Самостоятельность как интегральное качество личности в целостном развитии дошкольника / М. В. Крулехт // Воспитываем дошкольников самостоятельными / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС.- 2000. – С. 23-34.

8. Михайленко, О. А. Развивающее взаимодействие воспитателей с детьми старшего дошкольного возраста как фактор формирования самостоятельности и подготовки к школьному обучению / О. А. Михайленко // Воспитываем дошкольников самостоятельными / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС.- 2000. – С. 14-23.

9. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. – Мн. : Современное слово.- 2001. – 928 с.



10. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под общей ред. С. Ю. Циркина. – СПб. : Питер.- 2001. – 752 с.

11. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицина. – 2-е изд., перераб. и дополн. – СПб. : Речь.- 2005 – 477 с.


Смотрите также:
Развитие самостоятельности у детей с умеренной умственной отсталостью в социально-бытовой деятельности посредством сюжетно-ролевой игры
168.24kb.
1 стр.
Сюжетно-ролевая игра как средство развития самостоятельности у детей с умеренной умственной отсталостью
169.7kb.
1 стр.
Конспект проведения сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе
65.16kb.
1 стр.
Стандарт социально-трудовой реабилитации взрослых инвалидов с глубокой умственной отсталостью
73.24kb.
1 стр.
Методическая разработка Сафоновой Ирины Валерьевны, учителя начальных классов гоу яо переславль-Залесской скши№3
878.51kb.
4 стр.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Экспедиция в Арктику»
49.83kb.
1 стр.
Конспект проведения сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе «Подсолнушек»
70.92kb.
1 стр.
«Ролевые игры». 1 «Что такое ролевая игра, функции ролевой игры, актуальность и важность ролевых игр»
67.46kb.
1 стр.
Оценка деятельности студентов в ходе подготовки и проведения ролевой игры как прием социально развивающего обучения
86.22kb.
1 стр.
Рекомендации родителям детей с умственной отсталостью
225.23kb.
1 стр.
Слепые и слабовидящие дети со сниженной умственной работоспособностью
422.1kb.
2 стр.
Ранние признаки аутизма у детей
187.71kb.
1 стр.