Главная
страница 1страница 2страница 3 ... страница 86страница 87

Использованные источники

1. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности.- М.: Смысл, 2003.- 487с.

2. Greenwald A.G., McGhee D.E., Schwartz J.L.K. Measuring individual differences in implicit cognition: The Implicit Association Test // Journal of Personality and Social Psychology.- 1998.- Vol.74.- P. 1464-1480.

3. Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А., Субботский Е.В., Хараш А.У., Цветкова Л.С. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопр. психологии.-1979.- № 4.- С. 35-46.


Психолого-педагогический анализ проблемы детской агрессивности
Алексеева М.Н., Ершова В.В.

Ставропольский государственный педагогический институт, Россия


Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Более того – агрессия обладает мощной притягательной силой – большинство людей отрицают наличие у них агрессии, а при этом широко демонстрируют её в своей повседневной жизни.

В то же время повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта характера находится в стадии своего становления и когда ещё можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Для большинства детей характерны те или иные формы агрессии. Однако известно, что у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности - агрессивность. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований, посвящённых этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. При всём многообразии трактовок этого явления, под агрессивностью понимается целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу [3].

Фурманов И.А., Бютнер К. и другие психологи отмечают, что об агрессивности нельзя судить лишь по её внешним проявлениям, необходимо знать её мотивы и сопутствующие ей переживания. Вместе с тем в большинстве исследований выявляется и описывается лишь уровень агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, модели агрессивного поведения на телеэкране или со стороны сверстников, уровень фрустрации, роль половых различий. Агрессивные качества могут появиться вследствие перенесения ребёнком некоторых соматических заболеваний или заболеваний головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причём с первых дней жизни ребёнка [1].

Обычно в старшем дошкольном возрасте ребёнок становится достаточно уравновешенным. Но даже в благополучной семье он может столкнуться с некоторыми трудностями. Одна из них возникает, когда ребёнок перестаёт быть единственным в семье. В этом случае он может испытывать отчуждение, чувствовать себя отвергнутым. Во избежание такой травмы, родители должны уделять внимание своему первенцу, чтобы он чувствовал себя уверенно.

Другая трудность связана с посещением учреждений типа детского сада. Стремление привлечь к себе внимание новых взрослых и сверстников может выражаться в разных формах, в том числе и агрессивных.

Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребёнка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребёнок чувствует себя спокойным, удовлетворённым, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.

В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники. Именно общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения – ребёнок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения.

Другая причина проявления агрессивности заключается в том, что в старшем дошкольном возрасте значительно расширяются социальные контакты ребёнка, он становится более любознательным, но одновременно сталкивается с множеством новых для его опыта запретов, ограничений и социальных обязанностей. Невольно попадая в конфликтную ситуацию между искренней любознательностью, спонтанным интересом ко всему новому и необычному, ребёнок испытывает сильнейшую депривацию. И воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нём просыпаются злость, отчаяние, агрессивные тенденции [5].

Однако если раньше родители на агрессивность ребёнка реагировали лаской, отвлечением внимания, попытками свести всё к шутке, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишениям удовольствий, изоляции. Возникшая ситуация заставляет ребёнка искать пути наиболее рационального поведения, чтобы сделать родительскую контрагрессию по возможности минимальной. И чаще всего ребёнок не находит выхода из создавшегося положения. Это может привести к всевозможным психическим расстройствам, которые проявляются в таких реакциях, как потеря аппетита, тревожный сон.

В дальнейшем проявления агрессивности во многом связаны с процессами поло-ролевой идентификации ребёнка. В период дошкольного возраста взрослые начинают обучать ребёнка половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что, значит, быть мальчиком или девочкой. Мальчикам обычно разрешают больше проявлять агрессивность, поощряют физическую активность, инициативность. От девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности. Кроме того, стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение поведения мужчин и женщин – каждый из родителей несёт ценностные ориентации своего пола.

Младший школьный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка – поступлением в школу. Ребёнок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Новая социальная ситуация вводит ребёнка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребёнка, поступившего в школу, повышается психическая напряжённость. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребёнка [4].

В школе происходит стандартизация условий жизни, в результате чего выявляется множество отклонений от предначертанного пути развития: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность, способствуют агрессивному поведению детей.

К концу младшего школьного возраста у детей происходит смена форм агрессии: частота простого физического нападения уменьшается за счёт роста «социализированных» форм, таких как оскорбление и соперничество. Кроме того, девочки, в отличие от мальчиков, используют в основном непрямые способы агрессии. Такая особенность формируется у девочек к 11-летнему возрасту.

В отрочестве подросток через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и подъемы старается обрести чувство личности. В этом возрасте он обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Подросток психологически попадает в зависимость от предметного мира как ценности человеческого бытия. Для него становится значимым обладание определённым набором вещей, чтобы поддержать своё чувство личности. Невозможность такого обладания порождает неуверенность в себе, внутренние конфликты, приводящие к агрессивному поведению подростка.

Отрочество – период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьёй. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от семьи, что внешне выражается в негативизме – в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм – первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я». Однако рефлексии на себя и других открывают в отрочестве глубины своего несовершенства – и подросток уходит в состояние психологического кризиса. Субъективно это тяжёлые переживания. Но кризис отрочества обогащает сферу чувств и мыслей подростка, который проходит трудную школу идентификации с собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления. Всё это помогает ему отстаивать своё право быть личностью.

При переходе к юношескому возрасту соотношение таких поведенческих реакций, как физическая, вербальная, косвенная агрессия и негативизм, существенно меняется. У мальчиков на протяжении всех возрастных этапов устойчиво доминируют физическая агрессия и негативизм, а у девочек – негативизм и вербальная агрессия. В возрастном аспекте следует отметить общее нарастание агрессивных и негативистских тенденций как у мальчиков, так и у девочек.

Традиционные представления о мужской и женской агрессивности сказываются и на дальнейшем поведении: и мальчики, и девочки в той или иной степени научаются подавлять собственные агрессивные побуждения, однако мальчики всё же имеют больше возможностей для свободного проявления агрессивности [2].

Кроме того, если в процессе развития ребёнок не научается контролировать свои агрессивные импульсы, то в дальнейшем это грозит преимущественной ориентацией на сверстников – в подростковом возрасте и склонностью к разгульному поведению – в юношеском.

Таким образом, уже в дошкольном возрасте складываются определённые внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности. В этой связи остается актуальным комплексное исследование психологических особенностей, лежащих в основе детской агрессивности, выявление мотивов агрессивного поведения детей, изучение его психологических условий и вариантов профилактики, диагностики и коррекции.
Использованные источники


  1. Ватова Л. Как снизить агрессивность детей. //Дошкольное воспитание. - №8. – 2003.

  2. Змановская Е.В. Девиантология. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  3. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. – М., 1998.

  4. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Издательский дом «Форум», 1997.

  5. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – М.: Ильин В. П., 1996.


Коррекция компьютерной зависимости личности как фактор благополучного психического развития в младшем школьном возрасте
Алексеенкова Л. Н.

Оренбургский государственный институт менеджмента, Россия

Информатизация и компьютеризация в современном обществе приобретает все большее распространение. Широкое внедрение информационных технологий в нашу жизнь имеет определенные психологические последствия, как позитивные, так и негативные. Компьютерные игры выполняют функцию психологической разгрузки. Кроме того, компьютеры позволяют увеличить доступ к информации, экономят время. Существует много развивающих компьютерных игр, которые способствуют развитию познавательных психических процессов у детей.



Отрицательными последствиями длительного использования информационных технологий являются сужение круга интересов, уход от реальности в виртуальный мир, формирование синдрома зависимости от компьютера. Наиболее увлеченные компьютерами – дети и подростки.

Компьютер предоставляет возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть. Ребенок начинает все больше отвергать мир реальный, где ему грозят ошибки, неуспех, негативные оценки сверстников и взрослых и необходимость что–то менять в себе. Чрезмерное увлечение компьютером приводит к тому, что многие дети уходят в себя, замыкаются, начинают испытывать трудности в общении со сверстниками.

Дмитриева У. отмечает, что «общение с компьютером (вместо живого общения, в процессе которого примеряются различные роли, вырабатывается модель поведения) учит отдавать команды, приказания и проверять их исполнение, так как машина безропотно выполняет команды человека. Личность при этом не развивается. Создается иллюзия общения» [4]. Автор указывает на то, что любой эмоциональный дискомфорт начинает устраняться путем погружения в компьютерные игры, сайты, Интернет, ребенок не учится другим способам решения проблем.

Существует еще одна опасность, на которую указывают Кравцова М. М., Шевнина М. М. Она заключается в уходе от реальных законов в условности «жизни и смерти» компьютерного героя – того, с кем ребенок по ходу игры начинает себя отождествлять. Отсутствие логической связи, причинно – следственных отношений, ощущение обратимости смерти также влияет на сознание и подсознание ребенка.

Исследователи проблемы влияния компьютера на психику детей отмечают, что увеличивается количество популярных в нашей стране компьютерных игр, которые учат детей убивать, провоцируя их на агрессивное поведение, создают культ насилия. Согласно данным исследования В. В. Федорова, дети отдают предпочтение играм с элементами насилия (так называемые «стрелялки»). Зарубежные и отечественные исследователи проблемы влияния компьютерных игр на формирование агрессивного поведения у детей указывают на то, что компьютерные игры способствуют развитию агрессивности (Лэмсон С. Р., Гедэйтус Дж. М., Сидорова А., Федоров А.В.) [16].

Таким образом, можно сделать вывод, что уход ребенка в виртуальный мир деформирует его психику. Следовательно, феномен массового увлечения детьми компьютерами требует глубокого психологического осмысления и анализа. Необходимо исследовать эту проблему для выработки методов профилактики и коррекции компьютерной зависимости личности.

Следует на ранних стадиях развития компьютерной зависимости выявлять детей, имеющих эту зависимость, с целью оказания своевременной психологической помощи.

По данным А. В. Федорова, 1,31 % детей 7 лет имеют компьютерную зависимость, а в конце младшего школьного возраста численность детей с компьютерной зависимостью увеличивается до 12 %.

Что же такое компьютерная зависимость личности? Под компьютерной зависимостью младшего школьника мы будем понимать состояние непреодолимого влечения к компьютеру, которое является последствием стремления ребенка искусственным путем изменить свое психическое состояние с целью получения удовольствия или устранения дискомфорта и достижения эмоционального благополучия и психологического комфорта.

В младшем школьном возрасте возникает повышенный риск формирования компьютерной зависимости. К семи годам меняется социальная ситуация развития, характеризующая переход к младшему школьному возрасту. Школа определяет переход к новому образу жизни, положению в обществе, условиям деятельности и общению. С первых дней пребывания в роли ученика младший школьник встречается с многочисленными трудностями, которые он должен преодолевать: освоение нового школьного пространства, изменяется режим дня, вхождение в новый коллектив сверстников, принятие и соблюдение множества ограничений, правил, указаний учителя, регламентирующих поведение, установление взаимоотношений с учителем.

Школа предъявляет новые требования к ребенку. В отличие от дошкольника, который имеет возможность действовать под влиянием собственных интересов и склонностей, желаний, выбирая привлекательный для себя вид деятельности, младший школьник должен внимательно слушать учителя, выполнять все его указания, что создает у многих детей трудности из–за несформированности произвольности.

Выготский Л. С., Божович Л. И., Осипова А. А. отмечают, что возраст семи лет является кризисным. Источником кризиса является несоответствие позиции школьника старой системе отношений, характерной для более раннего периода детства. Ребенок еще не владеет своими эмоциями, не умеет их сдерживать и ими управлять. Многие дети приходят в школу социально, эмоционально и личностно незрелыми, неготовыми к обучению. Поскольку во время кризиса возникает сильное эмоциональное напряжение, которое является дискомфортным для ребенка, возникает острая потребность снижения дискомфортного состояния, снижения стресса. Временно уменьшить эмоциональное напряжение позволяют компьютерные игры. Осипова А. А. указывает на то, что со временем такой способ может стать привычным средством снятия стресса.

Дети, которые не смогли адаптироваться к школе, ориентированы на игровую деятельность.

Характерной особенностью младшего школьного возраста является отзывчивость ребенка на все яркое, необычное, красочное. Все компьютерные игры яркие, красочные, со звуковым эффектом.

Кроме того, исследователи (Короленко Ц. П., Донских Т. А., Гусева Н. А., Семикин Г. И., Киселев А. И., Мысина Г. А., Овчарова Р.В., Шапкин С. А., Решетникова О., Ахрямкина Т.) выделяют ряд факторов, способствующих становлению компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте:

- семейные факторы: неправильный стиль семейного воспитания (гипероопека, гипоопека, противоречивое воспитание, попустительский стиль семейного воспитания или, наоборот, завышенные требования родителей к ребенку, авторитарный стиль семейного воспитания), воспитание одним родителем в неполной семье, конфликты в семье, развод родителей, постоянная занятость родителей, отсутствие родительского внимания, тепла и общения с ребенком, эмоциональной поддержки со стороны родителей;

- психологический климат в школе: авторитарный стиль общения учителя, конфликтные отношения с педагогами, отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками;

- особенности личности младшего школьника: низкая стрессоустойчивость, высокий уровень тревожности, неадекватная самооценка (завышенная или заниженная), неуверенность в себе, низкий уровень развития самоконтроля, отсутствие самодисциплины, незрелость эмоционально - волевой сферы, агрессивность;



- отсутствие коммуникативных навыков;

- неумение справляться со стрессами и психотравмирующими ситуациями.

Изучением психологических условий коррекции компьютерной зависимости личности занимались зарубежные и отечественные исследователи: К. Хорни, К. Роджерс, В. Дереча, Р. В. Овчарова, Б. Д. Карвасарский, Н. А. Гусева, О. Решетникова. По мнению Карен Хорни, важным условием для коррекции компьютерной зависимости является эмоциональная поддержка ребенка со стороны родителей, создание в семье атмосферы теплоты, любви и безопасности. Метод К. Роджерса направлен на формирование у человека чувства психологической защищенности и безопасности. В соответствии с подходом гуманистической психологии обязательным условием обучения является изначальное одобрение личности ученика в обстановке эмпатии – стремление педагога понять волнующие детей трудности и проблемы. По мнению К. Роджерса, создание такой межличностной атмосферы устраняет преграды на пути подлинно продуктивного учения. К. Роджерс пишет: «Эмпатия дает ученику ощущение, что он не один, что его понимают и принимают таким, какой он есть. В результате безусловно позитивного отношения со стороны педагога и активного эмоционального проявления этого отношения происходит повышение самооценки ребенка, а это способствует раскрытию его творческого потенциала». Таким образом, по мнению К. Роджерса, психологическими условиями коррекции психологической зависимости является:

- формирование у учащихся чувства психологической защищенности и безопасности;

- безусловно позитивное отношение педагога к ученику;

- стремление педагога понять волнующие детей трудности и проблемы [13].

Дереча В. полагает, что преодолению психологической зависимости будет способствовать создание близких и теплых отношений между родителями и детьми в духе искренности, дружбы, любви, заботы, взаимной поддержки и ответственности, а также неформальные, участливые и дружеские отношения между учителями и детьми.

Психолог Р. В. Овчарова выделяет следующие психолого-педагогические условия:

1) обучать учащихся умению справляться со стрессами, тревожностью, разрешать конфликты;

2) развивать позитивную адекватную «Я – концепцию», чувство самоуважения;

3) развитие эффективного взаимодействия с семьей ученика;

4) организация дополнительного образования [8].

Однако Р. В. Овчарова отмечает, что работа будет эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

- успешности учебной деятельности;

- эмоционально положительной системы взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями);

- психологической защищенности [8].

Б. Д. Карвасарский называет следующие условия коррекции психологической зависимости личности:

- повышение самооценки;

- увеличение чувства ответственности за свое поведение [5].

По мнению Гусевой Н. А., значимыми защитными факторами выступают гармоничное всестороннее развитие личности, хорошее ролевое развитие и социальная компетентность. Защитные факторы – это условия, препятствующие формированию психологической зависимости личности [1].

Первую группу защитных факторов составляют условия гармонического развития личности ребенка и его успешной социализации. Уходу в этом случае противопоставляется самореализация личности в обществе, раскрытие ее потенциальных возможностей в социально – приемлемом русле.

Гармоничное развитие личности детей младшего школьника предполагает в первую очередь баланс развития ее эмоциональной, когнитивной и волевой сфер.

Социализация предполагает взаимодополняющие процессы адаптации к социокультурному окружению и проявления уникальности личности в обществе. Успешная социализация предполагает хорошее ролевое развитие и формирование социальной компетентности.

Ролевое развитие – умение принимать роли, различные по статусу и содержанию, избегая при этом патологических ролей. Принятие новой социальной роли – роли ученика, хорошее ролевое развитие предполагает гибкость ребенка в принятии разнообразных ролей в соответствии с требованиями ситуации.

Следующим важным фактором является социальная компетентность ребенка. Под социальной компетентностью Гусева Н. А. понимает состояние равновесия личности и социального окружения; развитие у человека навыков, достаточных для выполнения задач, присущих тому жизненному периоду, в котором этот человек находится. В отношении детей младшего школьного возраста, социальной компетентностью может считаться способность эффективно решать определенные возрастные задачи:

- умение считаться с другими – формировать суждения и планировать действия с учетом интересов других, а именно: умение задать вопрос, договориться о встрече, обратиться за помощью, не мешать другому; планировать свои действия с учетом интересов других людей, умение советоваться; иметь свое мнение, формировать суждение с учетом мнений других, поддерживать отношения;

<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Многофакторный личностный опросник (mpq) в исследовании вариативности личностных черт
16405.14kb.
87 стр.
Опросник субъективного отношения
44.38kb.
1 стр.
Опросник для Консульства Соединенного КороЛевства Заполнение всех пунктов опросника обязательно
226.59kb.
1 стр.
Черт, черт, черт! Блин, блин, блин! Что же делать?! Что же дела-ать?!!
3226.99kb.
23 стр.
Тесты позволяет Вам "покопаться" в себе, лучше узнать себя, сопоставить с другими. Кроме того, кто как не Вы знаете свои так сказать "
81.23kb.
1 стр.
Сценарий к Хэллоуин "Бал не совсем чистой силы"
41.23kb.
1 стр.
Бал не совсем чистой силы или Хэллоуин
41.2kb.
1 стр.
Программа по развитию личностных качеств!!!! Даты выезда
64.3kb.
1 стр.
Опросник для заполнения анкеты по категории студент (до 6 месяцев) Опросник для заполнения анкеты по категории турист часть 1 личные данные
274.88kb.
1 стр.
Илья Чёрт – вокал, гитара Макс Йорик – скрипка, клавиши
125.32kb.
1 стр.
"Методика преподавания этнокультурных особенностей региона в школьном курсе географии для достижения личностных и метапредметных результатов учащихся" Цель
245.74kb.
1 стр.
Опросник на визу в США
45.13kb.
1 стр.