Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленная диссертация не является биографическим очерком и жизнеописанием одной незаурядной личности Баурджана Момыш-улы. Это исследование ряда важнейших событий периода Великой Отечественной войны, боевого пути казахстанских соединений, массового героизма советских людей и проблем становления отечественного офицерского корпуса, рассматриваемых через призму боевой и военно-теоретической деятельности батыра. Кроме того, анализ деятельности названной исторической личности высвечивает некоторые индивидуальные стороны и психологические качества батыра несколько по иному, чем они освещались в предшествующей историографии, позволяет уточнить роль и место казахского народа в отдельных исторических событиях, рекомендовать к изучению и применению накопленный в годы Великой Отечественной войны конкретно-исторический опыт.

Результаты обобщения диссертационных материалов показывают, что жизнь Баурджана Момыш-улы - довоенная, военная и в мирные послевоенные годы, - обычная, как у миллионов советских людей. Но среди миллиона советских людей, тысяч соотечественников именно ему предстояло стать легендарным, известным, пройти войну, и в послевоенное время проделать огромную работу по обобщению боевого опыта и использованию его в деле воинского и патриотического воспитания молодежи.

Анализ архивных документов и литературы позволяет не только увидеть портрет, написать биографию одного лица Момыш-улы. За действиями молодого офицера отчетливо чувствуется опытный генерал И.В. Панфилов со всей гениальностью и мощью его маневренной тактики. В представленном исследовании имя Момыш-улы тесно связано с именами героев-панфиловцев. Под влиянием командира 1073-го стрелкового полка майора Г.Е. Елина, командира 316-й стрелковой дивизии генерал-майора И.В.Панфилова, командующего 16-й армией генерал-лейтенанта К.К.Рокосовского и других боевых наставников, формировались высокие командирские качества и навыки молодого командира. Исследование опыта боевой деятельности показывает, что он вобрал в себя все лучшее, что было у его учителей.

В годы войны Баурджан Момыш-улы под давлением огромной ответственности, обрушившейся на него, быстро растет профессионально, развивает все стороны своей натуры, и хорошие, и плохие, потому что становление личности в ходе жестокой войны не проходит безболезненно.

Его высокие командирские качества проявились на войне во всем объеме: здесь и принятие смелых решений, и твердое их осуществление, и разумный риск, и взятие на себя всей полноты ответственности за исход боевых действий, и умелое руководство батальоном, полком, а затем дивизией.

Батыр в дни битвы под Москвой еще не заканчивал высших курсов и академии, но, как видим, он постоянно стремился пополнить свои профессиональные знания. Он учился не только у старших начальников, но и равных по служебному положению и подчиненных офицеров. Об этом убедительно свидетельствуют его фронтовые блокноты, которые он вел все дни войны. Он сам учился, анализировал боевые действия, делал тактические выводы. Он был одним из немногих офицеров, не только понимавших маневр своего подразделения в битве под Москвой, но и оставившим теоретические обобщения, основанные на личном, боевом опыте.

Баурджан Момыш-улы показал себя в наступательных боях под Москвой зрелым, талантливым командиром полка, накопившим богатый боевой опыт и знания в области тактики своих войск и противника, умевшим предугадывать действия врага, принимать правильные решения и добиваться их выполнения.

Боевой путь 9-й гвардейской стрелковой дивизии, отраженный в архивных документах и в воспоминаниях участников боевых действий показывает, что соединение полковника Момыш-улы успешно выполняло поставленные боевые задачи. Части дивизии взламывали долговременную, сильно укрепленную оборону врага, продвигались вперед и наносили большие потери войскам противника в живой силе и технике.

Много боев проведено легендарным батыром на фронтах Великой Отечественной войны с соблюдением основных правил военного искусства, но каждый бой, которым он руководил, уникален и не повторим. Он избирал такие способы и формы ведения боевых действий, которые более всего соответствовали условиям войны, наилучшим образом способствовали достижению победы в бою.

В послевоенный период учеба в Высшей Военной академии им. К. Ворошилова и работа в Военной академии тыла и снабжения позволили ему расширить арсенал военно-теоретических знаний, представить и осмыслить весь ход войны, ход оперативных и тактических действий, наметить основные направления и перспективы военного строительства. В это же время происходит его становление как военного ученого и педагога. Он становится преподавателем, ординарным профессором.

Да, Баурджан Момыш-улы легендарная личность для казахского народа. По нему равняются, ищут дорогу жизни, изучают его тактику действия и побеждают. Такие люди, как он, сыграли положительную роль в последующие годы в борьбе с общим врагом, в деле укрепления Вооруженных Сил.

У него был свой путь, полный противоречий, но проложенный совестью, гордостью, честностью, которому он не мог изменить. Человек независимых суждений. Это был путь цельного существования, а вернее, целенаправленной жизни во имя народа. У него был взрывиой характер. Но резкость в его поведении были не проявлением бестактности, грубости, а искренней, нормальной реакцией человека Чести и высокой Добропорядочности на фальш, бюрократизм, беспардонность того или иного чинуши, независимо от национальности и ведомства, в котором тот служил. Как истинно творческая личность Баурджан ценил Человека, а не кресло, занимаемое им.

Много внимания батыр уделял подготовке и воспитанию офицерских кадров. Как он завешал, к казахстанским офицерам предъявляются особые требования, такие, как высокая требовательность к себе и к подчиненным; высокая культура, компетентность, умение вдохновлять людей личным примером, постоянная потребность общаться с массами, жить интересами и нуждами людей, воспитание, привитие и укрепление чувства единства, ведущего к общей цели, укрепление и развитие воинских традиций.

Казахский народ не беден героями, в том числе официально отмеченными. Но видимо, народ выбирает человека, наиболее полно воплощающего не только его черты, характер, его мечту о герое, но также и человека гармоничного, высокоодаренную, богатую натуру, незаурядную личность. Таким предстает в исследовании Баурджан Момыш-улы, который аккумулировал в себе лучшие качества своего народа - его ясный, острый ум и афористический язык, его мужество и человеколюбие, его честность и прямоту, широту натуры и яркость характера. Он был истинным эталоном нравственности, порядочности. Одно можно сказать с абсолютной точностью - многие казахи считают его своей совестью. Его легендарная бескомпромиссность была для одних щитом, для других - пьедесталом.

Баурджан писал: «Не хвалите меня без меры. Не терзайте меня без вины. Я и без того приговорен к Славе», что отданное тепло вернется к тебе жаром искренней любви и уважения, что «справедливость поспешает медленно, но приходит неизбежно», В этом он был полностью уверен и оно, через многие годы, возвернулось к нему, он стал Героем, признанным казахским батыром, человеком тысячелетия.

Данные обобщения результатов диссертационного исследования дают возможность сделать следующие выводы:

1) Теоретическая значимость исследования обусловлена, прежде всего, полученным в ходе его проведения, значительным объемом новых научных и исторических знаний о таком насыщенном противоречивыми и судьбоносными событиями периоде отечественной истории, каким является Великая Отечественная война, особенно в персонифицированном варианте; через легендарную личность казахского народа Баурджана Момыш-улы.

Приращение исторических знаний, а равно персонификация событий и явлений, достигнуты не только путем определения в них роли батыра, но и методом объективного освещения деятельности множества других участников исторического процесса, как широко освещавшихся уже в научной литературе, так и малоизвестных личностей. В ходе исследования введено в научный оборот более 200 имен, многие из которых упоминаются либо вообще впервые, либо — впервые в контексте рассматриваемых событий. Теоретическая и практическая значимость, новизна постановки и решения проблемы позволяют рассматривать исследование, как определенную ступень в объективном репродуцировании прошлого.

2) В исследовании произведена научная оценка имеющихся архивных материалов, научно-исторической, специальной и мемуарной литературы по проблеме исследования. Представлен более объективный, адекватный требованиям современной исторической науки метод изучения роли исторической личности в истории, источников и уроков войны, развития военного искусства сквозь призму деятельности конкретных участников событий. В результате автор вносит существенные уточнения, практически во все рассматриваемые в диссертации события отечественной истории второй половины XX и начала XXI веков.

Представляется целесообразным продолжать проведение комплексного исследования боевой деятельности казахских военных деятелей в годы Великой Отечественной войны, локальных войн и вооруженных конфликтов и подготовки отдельного издания с включением биографии батыра.

3) Тактические приемы оборонительного и наступательного боев, примененные Баурджаном Момыш-улы в ходе боевых действий в годы Великой Отечественной войны изучаются в высших военных учебных заведениях Республики Казахстан и ряда зарубежных стран. Так, в государствах Куба, Никарагуа, Израиль, Польша, Венгрия, Чехия и Словакия его книги использовались как учебные пособия по ведению ближнего боя, как учебники военной тактики, в других применялись в качестве воспитательного оружия в работе с молодыми солдатами, а в военных училищах Израиля есть специальный предмет по его военно-теоретическому наследию и курсанты сдают по нему зачеты и экзамены, прежде чем, получить офицерское звание:

Эти факты позволяют утверждать, что боевой опыт батыра, имея большое теоретическое и практическое значение, востребован в современных условиях для казахстанских воинов. При создании и реформировании Вооруженных Сил она необходима для подготовки допризывной и призывной молодежи в школах, колледжах, высших учебных заведениях. Поэтому изучение и творческое применение в современных условиях принципов, форм и методов, использованных Момыш-улы и его сподвижниками - одно из важных средств обучения, способных поднять на новый уровень профессиональное образование в Казахстане.

4) Выдвижение Момыш-улы, как легендарной личности обусловливается его способностями, талантом, одаренностью. Индивидуальные способности, умение принимать правильные решения в критической обстановке и высокие тактические качества обуславливают авторитет командира. О нем мы можем с гордостью сказать, что он не проиграл ни один бой, когда силы противника и его соединения, части и подразделения были равны, даже, когда противник был в несколько раз больше по количеству, более оснащенным по технике, он выходил победителем, а не поверженным, побежденным. Причина этому его индивидуальные качества, воля, твердый характер, одаренность, авторитет и высокие организаторские способности.

5) Результаты исследования позволяют сделать вывод о прикладном значении военно-теоретической деятельности Б. Момыш-улы и перспективности издания биографического указателя, буклетов и других информационных материалов о нем; возможности использовать материалы исследования в качестве исходного материала при выполнении таких научных задач, как подготовка монографий, дипломных работ, учебных и методических пособий для военных и педагогических вузов; экранизации произведений и выпуск фильмов о нем; привлечении творческих союзов к наследию батыра (союза художников, союза композиторов и других творческих организаций); проведении традиционных мероприятий, посвященных его памяти; учреждении государственной премии и награды имени Баурджана Момыш-улы; налаживании творческой связи с организациями и отдельными лицами стран ближнего и дальнего зарубежья, связанными с именем и духовным наследием батыра.

6) Выполняя заветы батыра, целесообразно в современных условиях, ведущей тенденцией развития казахстанской армии сделать ее максимальную профессионализацию, в корне изменить систему комплектования наших Вооруженных Сил. Проблема эта актуальна и важна не только в интересах повышения боеспособности армии, оздоровления обстановки и укрепления дисциплины в войсках, но и с точки зрения преодоления негативных настроений в отношении военной службы, поднятия ее престижа в глазах общества.

Помимо выводов и обобщений, изложенных автором, представляется необходимым высказать ряд рекомендаций и предложений практического характера;



  1. Полученные соискателем результаты объективно предстают в качестве методологических ориентиров и фактологической основы решения недостаточно освещенных и дискуссионных проблем отечественной истории, выливающихся в самостоятельные направления исторических исследований: роль личности в истории; исследование важнейших событий минувших войн, как мировым, так и локальных послевоенного периода; основные этапы развития военного искусства; источники побед и уроки Великой Отечественной войны; значение боевых и народных традиций своего народа в сохранении независимости и суверенитета государства; применение боевого опыта Вооруженных Сил и их традиций в практической работе по обучению и воспитанию войск.

2) Используя полученные в ходе диссертационного исследования новые и уточненные данные о жизни и деятельности Б. Момыш-улы, предлагается провести работу по исправлению допущенных, в соответствии со статьями справочных и энциклопедических изданий, многочисленных неточностей; по устранению излишней идеологизированности, по обобщению их новым фактическим материалом.

3) Основные положения и выводы диссертации, касающиеся боевого опыта и военно-теоретического наследия Баурджана Момыш-улы, рекомендуются для творческого применения: а) в казахстанских школах, колледжах, высших и средних учебных заведениях, связанных с воспитанием, обучением допризывной молодежи; б) органами воспитательной и психологической работы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан при решении вопросов связанных с воинским воспитанием и обучением воинов; в) командованиями соединений, частей и подразделений при подготовке высококвалифицированных офицерских кадров; г) руководителям и профессорско-преподавательскому составу высших гражданских и военных учебных заведений в целях использования опыта боевой работы и военно-теоретической деятельности легендарного батыра.

4) Результаты исследований позволяют сделать вывод о перспективности переиздания, не потерявших практического значения, сборников его военных трудов, издания полного собрания сочинений его трудов, а также произведений о нем, которые могут быть востребованы при углубленном изучении истории военного искусства, истории строительства Вооруженных Сил, опыта реформирования системы среднего и высшего образования на современном этапе, обучения и воспитания подрастающей молодежи.

5) Выполняя заветы Баурджана Момыш-улы, только ведя целенаправленную боевую, воспитательную и патриотическую работу, с полной самоотдачей и с высоким качеством, можно подготовиться к серьезным испытаниям, достичь определенных результатов.

На современном этапе становления Вооруженных Сил Казахстана необходимо воинское и патриотическое воспитание народа вести на базе истории Казахстана, на примере его предков. Наша страна делает все, чтобы подрастающее поколение знало историю своего Отечества. Незнание истории лишает народ исторической памяти, и в свою очередь ведет к постепенной деградации культуры и упадку государства. Двигателем любой нации и национального государства, было, есть и будет патриотическое самосознание народа. Эту истину должны знать все, кто причисляет себя к строителям суверенного государства Казахстан.

6) Обратить внимание на значение морально-психологических, социально-политических аспектов в современных локальных войнах, вооруженных конфликтах и контртеррористических операциях. Потому необходимо защиту Отечества и подготовку призывной молодежи, поставить на государственный уровень, считать приоритетной задачей всех учебных заведений, каждой казахстанской семьи.

Данное предполагает изменения взглядов на подготовку молодежи в школах, в гражданских и военных высших и средних учебных заведениях, совершенствование системы военного образования, переход на новое качество подготовки офицерского состава.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Назарбаев Н. А. В потоке истории. - Алматы: Атамура, 1999. – 418с.

2. Архив Президента Республики Казахстан (далее – АП РК), ф.708, оп.5/1, д.622.

3. Ставский В. Боевая орденоносная // Правда. - 1941.- 10 ноября

4. Центральный Государственный архив Республики Казахстан (далее – ЦГА РК), ф.4132, оп.2, д.20.

5. ЦГА РК, ф. 1432, оп.2, д.54.

6. ЦГА РК, ф. 1432, оп.2, д.82.

7. АП РК, ф.7, ф.8 –Президента Казахской ССР; ф.30 – Центрального Государственного архива новейшей истории Республики Казахстан; ф.708 – Центрального комитета Коммунистической партии (большевиков) Казахстана.

8. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦА МО РФ), ф. 1063 – Управления 8-й гвардейской стрелковой Режицкой ордена Ленина Краснознаменной ордена Суворова дивизии имени Героя Советского Союза И.В. Панфилова.

9. ЦА МО РФ, ф.1066 – управления 9-й гвардейской стрелковой Краснознаменной дивизии.

10. Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Отдел битвы под Москвой. Документы, карты, донесения и доклады.

11. Российский архив литературы и искусства (далее – РАЛИ), ф.2863, оп.1, д.689.

12. Момыш-улы Б. Наша семья. Т.2. – Алма-Ата: Жазушы, 1980. - С.192 - 200.

13. Российский архив литературы и искусства (далее РАЛИ), ф.588, оп.1, д.22.

14.; Кривицкнй А. О двадцати восьми павших //' Казахстанская правда. - 1942. - 8 февраля; Кузнецов А. Прорыв. - Алма-Ата, 1976; Кабылбаев Ш., Лещев И. В восьмой гвардейской // Казахстанская правда. - 1942. - 1 февраля; Герои советского народа. // Правда. - 1942. - 22 нюня: Московская гвардейская - М., 1942.

15. Бек Л. Волоколамское шоссе. - М.: Воениздат, 1985. – 468с.

16. Бакаев Л.К. Защита Отечества (военно-исторический опыт: проблемы, противоречия и достижения). Монография. -Алматы: Тип. ОП, 1996. - 238с; Хасбулатов А.Б., Айтказина М.М. Военно-теоретическое и педагогико-психологическое наследие Бауыржана Момыш-улы. – Алматы; РИО ВА, 1997: Сернкбаев К.С. Бауыржан Момыш-улы в моей жизни. - Алматы: Казахстан, 1995. - 42с.

17. Абенов К. Б. Момыш-улы - достойный преемник великих предков // Қазақстан сарбазы. - 1998. - 1 декабря; Мамбетказиев X. В памяти поколении // Қазақстан сарбазы. - 1998. - 21 апреля; Хайруллин Ш. Бауыржан и бауыржановцы // Қазақстан сарбазы. - 1993. - 23 февраля; Шугабаева Д. Обращаясь к наследию // Қазақстан сарбазы. – 1995. – 12 января: Снегин Д.Ф. Панфиловцы. Воспоминания. - Алма-Ата: Жалын, 1985. - 245с.

18. Аманжолов К.Р. Дружба, овеянная славой (на каз. языке). - Алма-Ата: Мектеп, 1985. - 94с; Он же: Братство, скрепленное кровью, (на каз. языке). - Алма-Ата: Казахстан, 1987. - 99с; Абраимов Х.К. Наследие Б.Момыш-улы // Казакстан сарбазы. -1998. - 3 февраля.

19. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЦАМО РФ), ф. ЗЗ, оп 1, д. 808.

20. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Энциклопедия. - М.: Воениздат, 1968. – 680с.

21. Момыш-улы Б. Психология войны. - Алматы: Казахстан, 1996. – 245с.

22. О государственной Программе патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006 - 2008 годы. Указ Президента Республики Казахстан. — Астана, 2006. - 35с.

23. Центральный Государственный архив Республики Казахстан (далее -ЦГА РК), ф. 1432, оп.2, д.65.

24. Кшибеков Д. Национальная идея. - Алматы: Дайк-Пресс, 2006. – 200с.

25. Мырзахметов М. Бауыржан батыр. - Алматы: Жалын, 1991. – 380с.

26. Конституция (Основной Закон) Республики Казахстан. - Астана: Елорда, 2003. – 568с.

27. Назарбаев Н.А. Выступление на Всеармейском совещании Вооруженных Сил Республики Казахстан // Қазақстан сарбазы. - 2001. -10 февраля.

28. Момыш-улы Б. За нами Москва. Т.1. – Алма-Ата: Жазушы, 1980. - 446с.

29. Нуршаихов А. Истина и легенда. - М.: Советский писатель, 1980. – 345с.
СПИСОК

ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
Монографии, книги, брошюры и рекомендации:

1. Вопросы военного искусства в трудах Баурджана Момыш-улы. Монография. - Алматы: РИО ВА, 2000. – 64с.

2. На страже независимости Казахстана. Монография. - Алматы: Білім, 2003. - 200с.

3. Армия суверенного Казахстана: создание и развитие 1992-2004 гг. / Под общ. ред. Алтынбаева М.К. -Алматы: Дәуір, 2004. – 249с.

4. Развитие принципов военного искусства и Баурджан Момыш-улы. Монография. - Кокшетау: Риск-Бизнес, 2005. – 212с.

5. Баурджан Момыш-улы в истории казахского народа. Монография. - Кокшетау: Риск-Бизнес, 2006. – 320с.

6. Заветам батыра верны. Учебное пособие. - Кокшетау: Риск-Бизнес, 2005. – 74с.

7. Офицеры золотой фонд Казахстана. ДСП. (Становление офицерского корпуса Вооруженных Сил Республики Казахстан) Учебное пособие. - Щучинск: РИО ВА, 2003. – 89с.

8. Источниковая база исследования наследия Баурджана Момыш-улы. - Кокшетау: Риск-Бизнес, 2005. – 38с.

9. О Баурджане Момыш-улы. Энциклопедия. Рукописный // Под ред. М. Мырзахметова. - Тараз: НЦ НУО, 2008. - 154с.

10. Военно-теоретическое наследие Баурджана Момыш-улы. (В помощь военнослужащим, изучающим военную историю Казахстана). Учебное пособие. —Щучинск: РИО ВА, 2002. – 99с.

Научные статьи в изданиях, рекомендованных Комитетом но контролю в сфере образования и науки МОН РК.

1. Наследие Баурджана Момыш-улы в свете актуальных проблем оборонной безопасности Отечества // Вестник ЕНУ им. Гумилева (серия историч.). - 2003. - №1-2. – С.105-112.

2. На страже независимости Казахстана: военно-исторический опыт и проблемы // Вестник ЕНУ им. Гумилева (серия историч.). -2003. - №3. – С.144-153.

3. Военная история - как результат анализа и обобщения военной практики и боевого опыта // Вестник КарГУ им. Е. Букетова. - 2006. - №2. - 0,8 п.л.

4. Военно-политические и стратегические взгляды Бауыржана Момыш-улы // Вестник Евразийского гуманитарного института. - 2004. - №1. – С.20-27.

5. Доблесть, мужество и талант военачальника // Вестник Евразийского гуманитарного института. - 2005. - №1. – С.11-18.

6. Становление национального героя Баурджана Момыш-улы в оборонительных боях под Москвой (К 95-летию со дня рождения Героя Советского Союза Б. Момыш-улы) // Вестник КазНУ им. Аль-Фараби. - 2005. - №2. – С.125-129.

7. Подготовка наступательного боя и первые успехи полка Баурджана Момыш-улы в «снежном походе» (К 95-летию со дня рождения Героя Советского Союза полковника Б. Момыш-улы) // Вестник КазНУ им. Аль-Фараби. - 2005. - №3. - С.112-115.

8. Воспитание казахстанского патриотизма основа духовного потенциала (К 95-летию со дня рождения Героя Советского Союза полковника Б. Момыш-улы) // Вестник КазНУ им. Аль-Фараби. -2005. - №3. - С. 116-119.

9. Школа нравственности Бауыржана Момыш-улы // Вестник ЕНУ им. Гумилева (серия историч.). - 2006. - №3. – С. 13-15.

10. Развитие источниковой базы наследия Баурджана Момыш-улы // Вестник ЗКГУ. - 2008. - №3. – С. 88-96.

11. Военная история – составная часть отечественной истории // Вестник ЗКГУ. - 2008. - №4. - С. 100-103.



В зарубежных журналах:

12. Вооруженные Силы Республики Казахстан: этапы становления // Военно-исторический журнал. - 2005. - №1. – С. 7-13.

13. Эволюция взглядов на военную безопасность и пути ее обеспечения // Власть. - 2005. - №12. - С. 36-39.

14. Московская битва: служба спасения была необходима // Вестник МЧС РФ. №1. 2008. – С. 23-26.



Публикации в других изданиях:

1. Военная доктрина - основной государственный документ обеспечения военной безопасности страны // Бағдар - Ориентир. - 2003. - №3. – С. 17-20.

2. Баурджан Момыш-улы. О развитии оперативного искусства // Бағдар -Ориентир. — 2004. - №3. – С. 41-45.

3. Развитие источниковой базы наследия Баурджана Момыш-улы // Бағдар - Ориентир. - 2005. - №2. – С.12-15.

4. Вклад казахстанцев в Великую Победу // Бағдар - Ориентир. - 2004. -№2. – С. 20-25.

5. Историография Великой Победы и Баурджан Момыш-улы // Бағдар - Ориентир. - 2007. - №3. – С. 48-53.

6. Военная наука на современном этапе // Бағдар - Ориентир. - 2007. -№4. – С. 39-45.

7. Научные исследования - основа научной работы исследователя // Бағдар - Ориентнр. - 2008. - №1. - С. 66-69.

8. Страницы боевого пути легендарного батыра // Бағдар - Ориентир. - 2004. - №4. – С.23-29.

9. Баурджан Момыш-улы, талантливый военачальник, военный теоретик. - Кокшетау: Риск-Бизнес, 2005. – 38с.

10. Первые источники исследования наследия Баурджана Момыш-улы // Вестник НУО. - 2005. - №2. – С. 52-61.

11. Баурджан Момыш-улы о войне и армии // Вестник НУО. - 2005. - №3. – С. 68-75.

12. Вооруженные Силы Республики Казахстан: страницы истории // Под общ. ред. Шойнбаева А.У. - Кокшетау: Борославский, 2006. – 200с. (С.15-18)

13. Баурджан Момыш-улы талантливый командир, военный мыслитель // Бағдар. - №2. - 2008. – С. 5-8.

14. Боевым традициям верны // Вестник НУО. - 2004. - № 1. - С.12-18

15. Золотая казна народной мудрости // В кн. Абраимов Х.К., Биримжанова Б.Б. и др. Звездой нам освещает путь (К 95-летию со дня рождения Б. Момыш-улы). - Кокшетау: Риск-Бизнес, 2005. – 156с. (С. 4-40).

16. Взгляды Баурджана Момыш-улы на стратегию и военное строительство Казахстана // Бағдар - Ориентир. - 2004. - №1. – С. 22-27.


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Боевой путь и военно-теоретическое наследие баурджана момыш-улы: исторический анализ
714.94kb.
4 стр.
Военно-исторический музей «Ильинские рубежи» 8 мая 1975 г в селе Ильинское был открыт мемориальный комплекс, включающий в себя Военно-исторический музей «Ильинские рубежи»
21.19kb.
1 стр.
Викр (Военно-Исторический Клуб Реконструкции) «49 егерский полк».
33.04kb.
1 стр.
-
97.51kb.
1 стр.
Программа заседания «круглого стола» «А. П. Бутенко и его теоретическое и идейное наследие»
27.63kb.
1 стр.
Военно-морской флот
104.81kb.
1 стр.
Из альбома «Боевой путь подразделения» Александра Ивенкова крайнего командира птв керкинской дшмг
94.87kb.
1 стр.
Исторический путь императоров
265.33kb.
1 стр.
Нормативы по военно-медицинской подготовке
70.19kb.
1 стр.
Дипломные работы Откуда произошли казахи Цитируется по книге "Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. Алма-Ата: сп дастан, 1990"
296.85kb.
1 стр.
Руководство военно-патриотическим воспитанием в школе. 2 Военно-патриотическое воспитание в учебном процессе
67.62kb.
1 стр.
План проведения месячника военно патриотической и оборонно-массовой работы 2012-2013 учебный год
126.9kb.
1 стр.