Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

Структура диссертации. Диссертационное исследование построено по принципу последовательного разрешения конкретных задач, поставленных в начале работы, чтобы достичь главную цель, на основе изучения и обобщения архивных и исторических материалов, глубже раскрыть боевой путь, военно-теоретическое наследие батыра. Исходя из этого, рукопись диссертации состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Во введении обоснован выбор темы и ее актуальность, определены цель и задачи исследования, обозначены вопросы методологии исследования, а также приведена информация об апробации основных положений диссертации на конференциях и в научных публикациях.

В первом разделе «Историография и нсточниковая база исследования» на основе архивных материалов раскрывается историография и источниковая база исследуемой темы.

Историография проблемы исследования внимательно изучены, оценены и подразделяются на три этапа.

На первом этапе историографии, работы посвящены в основном становлению национального героя Баурджана Момыш-улы и раскрытию его командирского таланта на фоне военно-исторических событий Великой Отечественной войны.

Родился он в семье бедного крестьянина, его детство протекало в суровых условиях, он рано привык к самостоятельности. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Каждый родитель пытается воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я» ребенка и уважительное отношение к старшим.

Первыми наставниками его были бабушка, отец и старейшие из сородичей. Он отмечает: «Впервые он услышал от бабушки легенды о сотворении мира, о человеке, о жизни, суждения о долге и благородстве, о том, что хорошо и что плохо, что следует любить и кто достоин презрения. Первый свод законов Суда Совести, Морали и Права преподали мне они. Сейчас мне ясно, что я от них познавал законы человеческого поведения» [12, с.25]. Отец его был грамотным по тем временам. В обязанности отца лежала забота о благополучии семьи. Жили они не богато, но честно. Все работали, начиная с дедушки, никого не нанимали, ни к кому не нанимались.

Его юношеские годы проходили в историческое время - период великого перелома - в период коллективизации сельского хозяйства. Конфискация крупных земельных владений у баев, неизбежно была связана с ликвидацией очагов бандитизма, насажденных ими в глубинных районах Казахстана. По району рыскали бандиты, поддерживаемые баями. И учителям, также как и другим советским работникам, пришлось взяться за оружие, защищать спокойную жизнь населения. Он становился решительным и смелым. Его, как активного, культурного комсомольца часто направляли на хлебозаготовки, для проведения других различных компаний, в помощь молодым колхозам.

В 1932 году Баурджан был призван в Красную Армию, где с интересом изучал трудную воинскую науку, старался получше овладеть оружием и за успешное участие в стрелковых состязаниях получил звание снайпера. После демобилизации он стал работать в Алма-Ате. Но он не оставлял военного дела, изучал его. Много военных книг было в его библиотеке. Он советовал друзьям, что все это необходимо изучать [13, с.2].

В 1936 году он снова призывается в ряды Красной Армии и на Дальнем Востоке служит кадровым командиром. Когда гремели бои у озера Хасан, он командовал батареей расположенной вблизи озера. С Дальнего Востока в звании старшего лейтенанта в 1940 году он был направлен для прохождения дальнейшей службы на Украину в город Житомир, где получил назначение на должность помощника начальника штаба полка. В дальнейшем по указанию Наркома обороны переводится в г. Алма-Ата, в распоряжение республиканского военного комиссариата.

В начале июля 1941 года в Алма-Ате началось формирование генералом И.В. Панфиловым 316-й стрелковой дивизии, впоследствии завоевавшей славное имя 8-й гвардейской. 13 июля старший лейтенант Момыш-улы был назначен командиром первого батальона Талгарского полка новой дивизии. С этого момента начинается его боевая деятельность.

Первые работы о Баурджане Момыш-улы начали появляться с началом одного из крупнейших исторических сражений Великой Отечественной войны битвы под Москвой. На подступах к столице 1941-42 годах выходят серии статей в центральных газетах о героизме и стойкости воинов-панфиловцев, о легендарном командире батальона [14].

Достаточно крупной и претендующей на обобщающий анализ боевой деятельности Б. Момыш-улы работой, стала книга А. Бек «Волоколамское шоссе» [15, с. 95]. Главным героем романа автор вывел молодого командира батальона и его товарищей по 316-й стрелковой дивизии. На фоне боевых действий, мы видим его, страстно и умно постигающего искусство воевать и яростно дерущегося с врагом на подступах к столице.

В последующем при совершении беспримерного 200-километрового рейда мы видим уже опытного командира полка, а при боевых действиях в Прибалтике уже зрелого, умеющего тактически грамотно мыслить командира дивизии.

Но в работах, выполненных в этот период, дается только облик командира, умело руководившего боевыми действиями батальона, полка и дивизии, применявшего неординарные и разнообразные тактические приемы и действия, которые были полной неожиданностью для врага. Ни о каком анализе или хотя бы показе тактического мастерства батыра, ее источников не было сказано, все охарактеризовывалось весьма схематично.

В послевоенные годы в стенах Военной академии тыла и снабжения он смог осмыслить итоги Великой Отечественной войны, заняться преподавательской и исследовательской работой по изучению исторического опыта, теории оперативного искусства и тактики, применения видов Вооруженных Сил и родов войск.



Второй этап историографических исследований, отражающих деятельность Момыш-улы, приходится на 1956 - 1991 годы. После увольнения в запас, легендарный батыр посвящает себя в этот период творческой работе, литературной и военно-патриотической деятельности. Началу серьезной литературной и военно-патриотической деятельности положили его произведения «Наша семья», «История одной ночи», «Фронтовые встречи», «Я помню их», «За нами Москва».

На этом этапе специальных исторических исследований его деятельности не проводилось. В последующие годы своеобразными рубежами развития историографии стали проведения юбилейных празднований в честь дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

В целом же в историографии второго этапа военная и творческая деятельность Б. Момыш-улы, несмотря на значительное количество работ по Великой Отечественной войне, освещена и раскрыта фрагментарно, эпизодически, без достаточного научного анализа и практических выводов, в основном - в традиционном для казахской советской историографии стиле. Многие биографические работы написаны без глубокого изучения авторами архивных документов, а юбилейные - без соблюдения объективности в оценках его деятельности.

Третий этап историографии отражает изменение политического статуса Казахстана. После распада Советского Союза Казахстан объявил о своем суверенитете и независимости. Поскольку создание и строительство суверенного и независимого государства невозможно без надежной защиты, обеспечения национальной безопасности, территориальной целостности ее границ, в Казахстане были созданы своп собственные Вооруженные Силы.

Создание казахстанской армии, определение основных направлений политики молодого государства потребовали пересмотра некоторых канонов и идеологических изменений. Важное значение стало приобретать формирование казахстанскою патриотизма на базе военного и духовного наследия наших предков, осуществление квалифицированной популяризации их героических подвигов и боевых традиций, а также деятельности казахских полководцев, военачальников и командиров.

Данные обстоятельства позволили многим авторам отбросить те запреты, ограничивающие исследования жизни и творчества многих государственных, политических, военных деятелей и по—новому рассматривать и оценивать их деятельность.

Начало серьезной разработки темы боевого пути и военно-теоретического наследия Баурджана Момыш-улы положили доктор политических наук профессор Л.К. Бакаев, доктор исторических наук профессор А.Б. Тасбулатов, кандидат военных наук профессор К.С. Серикбаев, кандидат исторических наук М.М.Айтказина [16]. Авторы на основе малоизвестных документов и архивных материалов исследовали боевую, научную и педагогическую деятельность, ее роль в подготовке командных кадров, строительстве Вооруженных Сил, в обучении и воспитании казахстанских воинов. Во всех работах раскрывается деятельность Б. Момыш-улы как исторической для Казахстана личности.

Кроме того, исследованиям боевой деятельности батыра посвящены работы ветеранов Панфиловской дивизии К. Абснова, X. Мамбетказиева, Ш.Хайруллина, Д. Шугабаевой, Д.Ф. Снегина, А.У. Усенова, С.Турсункулова [17]. Вопросам военно-теоретического наследия казахского батыра посвящены работы К.Р. Аманжолова, Х.К.Абраимова [18].

Таким образом, в целях объективного и всестороннего освещения боевого пути и военно-теоретического наследия Б. Момыш-улы в тесной связи с исторической эпохой и важнейшими событиями истории Республики Казахстан последнего десятилетия XX и начала XXI века потребовалось самостоятельное комплексное исследование проблемы.

Источниковую базу исследования составил широкий круг исторических документов и архивных материалов.

Первая и основная по значимости часть источников - это руководящие документы высших государственных органов СССР и Казахстана и, ранее не публиковавшиеся архивные материалы. В ходе работы над диссертацией выявлен, проанализирован, подвергнут научной критике и использован для раскрытия темы значительный объем документов, ранее не вводимых в научный оборот и хранящихся в фондах центральных и региональных архивов.

Второй группой источников стали опубликованные материалы государственных и военных органов Казахской ССР, при этом наиболее важную роль для объективного освещения деятельности батыра сыграли документы и материалы, вышедшие в 1941-1945 годы.

В качестве третьей самостоятельной группы источников, способствующих углубленному научному анализу проблемы, использовались многочисленные приказы и директивы Ставки Верховного Главнокомандования, приказы командующего армией (корпуса), командира дивизии и полка, воспоминания однополчан.

Ценными документами общегосударственного характера стала четвертая группа эпистолярных источников. В годы Великой Отечественной войны эпистолярный жанр приобрел особое значение. Не было человека, мимо которого прошла бы война, не поранив его тело и душу, не было ни одного уцелевшего дома. Эпистолярный жанр Б. Момыш-улы - литературное произведение, рожденное правдой жизни. Это письма воинов с фронтов, а также материалы переписки трудящихся с военным командованием, в объеме более 8000 листов и требуют детального изучения. Среди писем батыра, написанных им и ему, можно встретить письма, отражающие большие общественные, политико-социальные глобальные проблемы, отличающиеся значением от повседневности.

В пятой группе источников рассматриваются рецензии и отзывы на труды Баурджана Момыш-улы, отдельные произведения художественной литературы и фундаментальные труды казахстанских ученых.

В качестве шестой группы источников использовались документы и материалы периодической печати, рассматриваемого времени: газет «Правда», «Красная звезда», «За Родину», журналов «Большевик», «Коммунист», «Военный вестник», «Военная мысль», мемуарная литература и современные издания журналов «Бағдар-Ориентир» Министерства обороны Республики Казахстан, материалы научно-теоретических и научно - практических конференций, где публиковались большое количество документальных материалов этого периода.

Совокупность выявленных источников позволили раскрыть и проанализировать различные стороны боевого пути и военно-теоретического наследия Момыш-улы.

Раздел 2 «Опыт боевой деятельности Баурджана Момыш-улы в годы Великой Отечественной войны» рассматривает становление легендарного командира батальона в битве под Москвой, боевой опыт в должности командира полка на Калининском фронте и боевой путь 9-й гвардейской стрелковой дивизии под его командованием.

Начало боевого пути тесно связано с боевыми действиями 316-й стрелковой дивизии (впоследствии 8-й гвардейской имени И. Панфилова) в битве под Москвой.

В исторической битве под Москвой он получил первые практические уроки в работе с подчиненными, в инженерном оборудовании района обороны и организации системы огня в Волоколамском укрепленном районе. В батальонном районе обороны под его руководством готовились площадки для станковых и ручных пулеметов, орудийные окопы, сооружались наблюдательные пункты, устраивались проволочные заграждения, эскарпировались берега реки Руза. Вдумчивое отношение молодого комбата к инженерным работам позволило значительно повысить устойчивость обороны и отразить удары немецко-фашистских войск на участке обороны батальона.

Огромное влияние на формирование командирских качеств Баурджана Момыш-улы оказали командир 316-и стрелковой дивизии генерал-майор И.В.Панфилов и командующий 16-й армией генерал-лейтенант К.К.Рокоссовский.

При их поддержке и помощи в ходе битвы под Москвой молодой командир батальона постигал правила и закономерности не только организации, но и ведения гибкой, мобильной обороны, предполагавшей вступление в бой и выход из него в выгодных для себя условиях. Возглавляемые им подразделения не теряли боеспособности и могли вести бой в полном окружении, по приказу выходили в назначенные районы полноценными боевыми единицами.

Он не боялся брать на себя груз ответственных решений. Именно по этой причине, неоднократно приказом командира дивизии генерал-майора И.В.Панфилова батальон Момыш-улы назначался в арьергард для прикрытия перегруппировки частей и подготовки дивизии к новым боям.

Тяжелые бои под Москвой показали массовый героизм воинов его батальона; его умение организовать бой, творчески применяя принципы военного искусства, военную хитрость, способность организовать взаимодействие с приданными подразделениями. Успехи батальона были результатом его целенаправленной и кропотливой работы среди офицеров и личного состава по подготовке к предстоящим боям. В борьбе с сильным и коварным противником, имевшим значительное превосходство в танках и авиации, воины под его командованием сражались стойко, не теряя самообладания, наносили противнику большие потери в живой силе и боевой технике. Личный состав батальона воспитывался в духе стремления, во что бы то ни стало выполнить стоявшую задачу и не допустить врага к столице нашей Родины. Бойцы, сержанты и офицеры батальона противопоставили врагу упорство, мужество и умение применять в бою вверенное им оружие.

О факте состоявшегося профессионального становления Баурджана Момыш-улы, свидетельствует то, что после нескольких месяцев командования, он в звании старшего лейтенанта становится командиром полка. Он быстро завоевал авторитет у командования и подчиненных в качестве командира полка, несмотря на то, что в это время происходит переход от полупартизанских действий, связанных с пресечением вражеских коммуникаций, к жесткой обороне занимаемых рубежей.

В начале декабря 1941 года, когда битва под Москвой вступила в свою фазу, Баурджан Момыш-улы проходит школу организации и ведения наступательного боя, который, как оказалось, имел свои особенности. Он подметил закономерность - отступивших в первом бою, труднее второй раз посылать в атаку. Первый бой, тем более для наступавших, был самым опасным.

В работе с личным составом полка он придавал большое значение выработке дисциплинированности, смелости, самоотверженности, физической выносливости, умения стойко переносить лишения боевой обстановки, готовности в любых обстоятельствах выполнить поставленную боевую задачу. Дни коротких пауз между боями он использовал для занятий боевой подготовкой с бойцами и командирами и для разбора результатов прошедших боев.

Богатый практический боевой опыт, талант молодого командира полка получил теоретическое подкрепление на курсах усовершенствования «Выстрел» при Высшей военной академии им. К. Ворошилова. После окончания курсов, приказом командующего 1-м Прибалтийским фронтом генерала армии И.Х. Баграмян, полковник Баурджан Момыш-улы назначается заместителем командира 9-й гвардейской стрелковой дивизии с исполнением должности командира дивизии.

Вступив в командование стрелковой дивизией, он зарекомендовал себя грамотным командиром дивизионного звена, владеющим оперативным мышлением, детально знающим тактику боя, способным мыслить, умело организовать бой и руководить дивизией во время кровопролитных сражений.

С первого дня командиру дивизии пришлось участвовать в ожесточенных боях при проведении войсками 2-го гвардейского стрелкового корпуса операции по захвату укрепленного пункта г. Приекуле и прорыву обороны на подступах к городу Либава.

С 20 февраля по 8 марта 1945 года дивизия полковника Момыш-улы вела тяжелые наступательные бои. Проведенный анализ записей в журнале боевых действий 9-й гвардейской стрелковой дивизии показывает, что, прорвав глубоко эшелонированную оборону противника, ее части в течение четырнадцатидневных боев продвинулись на глубину 8.5 км, заняв при этом 16 населенных пунктов [19, с.252].

В последующем за двадцать дней боев со 2 марта 1945 года дивизия прошла еще 25 км, в этих тяжелых условиях и это была большая победа. Дивизия уничтожила 25 пушек, 5 минометов, 45 пулеметов, 30 танков, около 1000 немецких солдат и офицеров [20, с.328].

В боевой характеристике на исполняющего обязанности командира 9-й гвардейской стрелковой дивизии командиром 2-го гвардейского стрелкового корпуса Героем Советского Союза генерал-майором Баксовым в марте 1945 года указывалось: «товарищ Баурджан Момыш-улы в занимаемой должности с 25 января 1945 года, за это время проявил себя как хороший организатор, способный боевой командир, имеющий волевые качества, тактически подготовлен. В бою правильно оценивает обстановку, умело руководит боем и организует взаимодействие. В бою спокоен, решения на всякий вид боя принимает правильно и доводит их до конца» [19, с.27]. Изучение данной характеристики подтверждает, что батыр обладал всеми качествами талантливого командира, умело руководил боем, мог организовать взаимодействие в бою, сделать правильные выводы в резко меняющейся обстановке.

В наградном листе, при представлении к ордену Красного Знамени командир корпуса отмечал: «В боях по уничтожению немецких войск в Курляндии дивизия под командованием полковника Момыш-улы успешно выполняла поставленные перед ней боевые задачи. В результате умелого и правильного руководства частями, дивизия успешно прорвала три полосы сильно укрепленных долговременных оборонительных сооружений противника, продвинулась вперед до 8 км, освобождено 15 населенных пунктов и нанесла противнику большие потери в живой силе и технике» [20, с.27].

Таков был боевой путь легендарного батыра от стен Москвы до Прибалтики.

В разделе 3 «Взгляды Б. Момыш-улы о роли военно-исторической науки как важного фактора достижения победы» раскрываются научно-теоретические взгляды батыра о войнах, военной стратегии и военно-историческом опыте применения принципов военного искусства в истории войн, об источниках победы и итогах Великой Отечественной войны.

Баурджан Момыш-улы, как военный мыслитель, ни на секунду не сомневался в конечной победе советского народа в самые трудные минуты Великой Отечественной войны. Эта глубокая вера базировалась на знании всеобщих законов вооруженной борьбы, а также закономерностей, выведенных им самим, путем тщательного анализа опыта боев, непосредственным участником которых он был. Этот научный анализ осуществлялся с единственной целью: поделиться своими знаниями, учесть уроки войны для обеспечения военной безопасности Отечества на долгие годы.

В войне побеждает тот, у кого больше резервов, больше источников силы, больше выдержки. Это положение он считает обязательным для каждой из воюющих стран и нельзя выиграть войну вопреки этому закону. Этот завет батыра актуален для современного военного строительства в Казахстане.

Идеи и теоретические труды Баурджана Момыш-улы чрезвычайно актуальны для суверенного государства. На современном этапе проводятся крупные мероприятия Президента страны и Правительства по укреплению обороноспособности страны. Многие из них уже сыграли свою положительную роль, но в военном деле, как нигде, невозможен повтор ошибок прошлого. В своих трудах он указывает и анализирует эти ошибки. Надо и в мирное время, когда Республика Казахстан наращивает свою экономику, проводит реформу во всех сферах производства и в военном деле анализировать, делать выводы и принимать меры по подготовке мобилизационных военнообученных, стратегических резервов.

Творчество Момыш-улы проверено кровью многих сотен тысяч погибших. Он увидел то, что не смогли предусмотреть составители устава, главное в оборонительном бою «подавление его (противника) моральных сил и способностей к сопротивлению, и в наступательном - «организованное воздействие на противника - умом, огнем, психикой». Психологический фактор, как один из причин победы в воине, не принято было тогда отмечать, считалось, что победу одержали благодаря превосходству в технике и вооружении, массовому героизму советских людей, но психология, ум человека не принималось за первооснову, Только в настоящее время, изучение опыта Великой Отечественной войны, локальных войн и вооруженных конфликтов подтверждают, что тактика, огневое воздействие выступают, как продукт воздействия умом и как средство психологического воздействия. Только в последнем десятилетии ХХ-го века стали говорить о морально-психологическом обеспечении войск. Это свидетельствует об умении Момыш-улы мыслить и выражать свои мысли вне зависимости от устоявшихся стандартных определений.

Батыр не выработал новые методы войны, не создал новую стратегию и тактику, но его ум, творчество, личный героизм, умение командовать и работать с личным составом возвысили его над другими командирами. Несомненно, многое из положений оперативного искусства и тактики, которыми руководствовались во время минувшей войны, сейчас устарело. Но не устарели опыт, методы и мастерство подготовки боя и участия в операциях прошедших войн генералиссимуса Суворова, генерала Панфилова и полковника Баурджана Момыш-улы, никогда не устареет творчество, с которым решались ими самые сложные проблемы ведения боевых действий.

В любых видах боевых действий он не забывал такие принципы, как учет и полное использование морально-политического и психологического факторов; всестороннее обеспечение боя; поддержание и своевременное восстановление боеспособности войск; непреклонность в достижении намеченных целей, в выполнении принятых решений и поставленных задач.

В работе внимательно исследуются взгляды батыра об источниках и уроках войны, о значении исторических традиций казахского народа, об офицерских кадрах и их роли в деле обучения и воспитания личного состава.

Главным источником победы Красной Армии является советский народ. В этой исторической борьбе за будущее человечества на алтарь нашего Отечества советский народ вложил свою благородную лепту, жертвуя своими многими сыновьями и дочерьми. На полях Великой Отечественной войны в рядах регулярной армии, в рядах советских партизан и в тылу на трудовом фронте советский народ сражался, мужал и учился. Батыр писал, что "стержнем народа, его опорой являются ...тысячи мужественных воинов, его верных сыновей, молодых, даже совсем юных. Без них и народ без хозяина, без них и вам народом не стать" [21, с. 13]. Его слова подтвердили тяжелые годы войны.

Победа в Великой Отечественной войне была одержана благодаря массовому героизму. Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры вражеских дотов, летчики и танкисты, не задумываясь, шли на таран. Но в бою не только становились героями, но и гибли тысячами.

В годы грозной опасности, нависшей над нашей Родиной, жажда жизни, страстное желание выжить, победив смерть, стало главной движущей силой в бою, делающей человека способным презреть смерть, заставляющей идти навстречу ей, с глазу на глаз, с неудержимым гневом умерщвлять смерть именем жизни. Это подтвердили воины легендарной 316-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора И.В.Панфилова. В подмосковных боях они показали образцы стойкости, мужества и героизма.

О роли казахского народа в суровые годы Великой Отечественной войны говорят слова легендарного батыра: «Всем сердцем хочу гордиться своим народом и с полным правом заявить, что казахский народ не является пасынком среди советских народов, что он достиг равенства истинного с другими народами родины, сохранив обычаи и традиции, свой язык, свои песни, свои корни, свое лицо, свою психологию. Разве не возникла необходимость воспитывать молодежь на лучших гуманистических традициях нашего народа, сегодняшнюю культуру развивать неотрывно от древней нашей культуры, и всем нам являться правдивыми произведениями и показателями новой культуры» [22, с.14]. Такие слова воодушевляли его земляков, прививали им чувство гордости за свой народ.

Дружба и единство всех народов, населявших наше Отечество, считал Баурджан Момыш-улы, является одним из источников победы. Содружество и братство советских народов в суровые дни войны выдержали боевое испытание. Главным в боевой дружбе батыр считал взаимопонимание, уважение человеческого достоинства, стремление справедливо возвысить подвиги товарища, тем самым самому подняться до больших героических дел. Ему не к лицу было самоунижение.

Он отмечает, что важную роль в победе в Великой Отечественной войне сыграла твердая воинская дисциплина. Концентрируя свою мысль об источниках победы, он особую роль отводит воинской дисциплине в армии: «В армии должна быть строгая дисциплина, основанная на чувстве глубокого человеческого достоинства». Он глубоко понимает, что необходимость прочной воинской дисциплины во всех армейских звеньях вызывается характером боевых действий, конечный результат которых во многом зависит от четкости и быстроты выполнения приказов. Ведь не секрет, что чем дисциплинированнее войска, тем эффективнее осуществляется управление ими в бою.

Не было случая, когда Момыш-улы, готовя свои подразделения к боевым действиям, не заботился бы об укреплении дисциплины личного состава, о повышении организованности, исполнительности.

В разделе 4 «Духовное наследие Момыш-улы и опыт практической деятельности в системе патриотического воспитания молодежи Республики Казахстан» исследуется патриотизм как основа морального духа Советской армии, значения народных традиций и обычаев казахского народа - как мощной воспитательной силы в современных условиях.

В настоящее время практически во всех современных армиях признается особая роль зашиты национальных интересов, чтобы он соответствовал менталитету народа, основывался на его традициях, духовной ценности, принципах уклада жизни и безопасности.

Важной духовной ценностью казахского народа является патриотизм. Патриотизм исследовали многие ученые разных веков. Смысл и функцию патриотизма понимали в объединении государства и сохранении нации как целостного единства, как духовную силу, которая приводит в действие потенциалы и средства, поддерживающие единство народа: язык, национальную культуру, чувство исторической традиции и преемственности, национальные черты его религии, целостность и неприкосновенность территории. Поэтому батыр не стремится внести новое, но это не помешает ему делать замечательные выводы, которые почитаются, как его духовное наследие для потомков.

Патриотизм и любовь к Родине, закладывается в душу человека еще ребенком с молоком матери, с ее колыбельной песней. Осознает он это, как чувство любви к матери, отцу, родному языку, постепенно на основе национального самосознания, когда молодой человек задумывается над тем, кто он, откуда берут начало его корни, в чем особенности культуры его народа, каково место, занимаемое им в истории человечества.

С раннего детства, слушая рассказы старших, изучая историю своего народа, Баурджан Момыш-улы убеждался, что казахи всегда были умелыми и мужественными воинами, способными переносить тяготы и лишения походного быта, неделями находясь в седлах боевых коней, а в годы Великой Отечественной войны в холодных окопах.

Батыр на основе наследия своих предков, тех понятий, которым учили его с детства, учит нас, что основным содержанием патриотизма является любовь к Родине, гордость за его прошлое и настоящее. Патриотизм, отмечает он, это любовь и преданность Отечеству в самом широком смысле слова, оно выражается в чувствах любви, гордости и преданности, его истории, культуре, традициям и быту, в чувстве нравственного долга его защиты, а также в признании самобытности и самоценности других сообществ, в осознании их права на самобытность.

В тяжелый исторический период битвы под Москвой легендарный батыр отмечал: «Только любовь к Отечеству может служить моральным оправданием убийства на войне, нравственным основанием военного дела. Всегда следует избегать толкования патриотизма отвлеченными словами, общими местами без связи с интересами личности подданного государства» [21, с.47]. Основываясь на этом убеждении, он строил воспитательную работу с молодым пополнением, прибывшим на защиту Москвы осенью 1941 года. Война показала, что на первом месте стоит человек с его моральным, нравственным, благородным обликом и энергией гражданина Отечества.

Он старается к каждому бойцу подойти индивидуально, учитывая его способности и особенности. В большинстве случаев, он командир полка знает не только фамилию, имя бойца, но и важнейшие биографические данные. Воспитывая отвагу и героизм в солдате, Момыш-улы убеждает каждого, когда можно разъясняя, когда нужно приказом.

В современной казахстанской армии патриотизм стал одной из составных долгосрочного приоритета, выдвинутого Президентом Н.Назарбаевым в Послании народу «Казахстан - 2030». В свою очередь, патриотизм невозможен без формирования исторического сознания, связывающего настоящее общество с его прошлым.

Тема воинского и патриотического воспитания у сегодняшних воинов - казахстанцев на основе традиции и подвигов соотечественников в ходе Великой Отечественной войны стала одной из основных в воспитательной работе и включена в государственный заказ на проведение государственной информационной политики на республиканском уровне. Этому вопросу Министерство обороны придает большое значение. И это не случайно. Взяты на вооружение слова батыра, «все хорошее в прошлом казахского народа должно восторжествовать в настоящее время. И золотая казна народной мудрости должна стать нашим достоянием, обогатить наши знания и опыт, оказать услугу делам нашим...» [21, с.34].

Вот этим свойством, этим ключом к сердцу своих подчиненных в величайшей степени владел талантливый боевой командир Баурджан Момыш-улы. Его богатый опыт в этом деле не потерял актуальности в наши дни и широко используется в военном строительстве.

10 октября 2006 года был принят Указ Президента Республики Казахстан «О государственной Программе патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006 - 2008 годы» [22]. В рамках реализации данной программы есть место и военно-теоретическому наследию Баурджана Момыш-улы. Его использование позволяет выше поднять духовный потенциал защитников Отечества, а значит, и имидж военной службы, как особой формы государственной службы.

Современная ситуация в Казахстане такова, что, в связи с суверенитетом республики, возросло национальное самосознание народа, отличительной особенностью которого является обращение к национальной психологии, что формирует высокие нравственные качества.

Надо отметить тот фактор, что многие военные долгое время находились по долгу службы в постсоветском пространстве, и будет правильным вернуться к своим истокам. Потому что традиции и обычаи — это мощная воспитательная сила, которая придает национальный дух, патриотизм [23].

По мнению Момыш-улы, национальный дух имеет прекрасные свойства познания своей нации, и нам надо развивать эти благородные черты. Такой человек глубоко и возвышенно понимает свой долг перед Отечеством, перед своим народом и братством народов и он гордится им. Еще в декабре 1942 года в ходе боев под Москвой он записал: «Национальная гордость входит составной частью в чувство патриотизма советского человека. Тот, кто не уважает свою нацию и не гордится ею (а гордиться есть, чем у каждой нации), тот безусловный подлец и бродяга» [24, с.7].

Во всей литературной деятельности Момыш-улы проходит его мысль, что истинный патриотизм неразрывно связан с духовностью личности. Патриотизм, выступая как мотив социально - значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигших высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.

Духовность - это внутренний мир человека, созданный на основе устного народного творчества, причастности к своему народу, его истории и литературе, искусству и традициям, обычаям и обрядам. Духовность - это единство этнических чувств, национальных идей и прогрессивной идеологии. Отсюда берут начало смелость и стойкость, благородство и мужество, ненависть к врагам и презрение к изменникам [24, с.87].

Баурджан Момыш-улы прекрасно разбирался в родовой структуре казахского общества (щежіре), он хорошо знал свою родословную, потому что важнейшим звеном сохранения и передачи обычаев и традиций был род. Он писал: «Я происхожу из Великого (старшего) жуза из рода Дулат». В исследовании имеется родословная составленная им самим.

Действительно, генеалогию или родословие свое нужно знать: кто от кого родился, каких детей имел, с кем сватался. Интересна в генеалогическом измерении и судьба потомков. Исследования показывают родственные касательства между биями, батырами и простолюдинами. Он пишет: «В нашем роду богатых не было. Наш род одним из первых занялся земледелием и получил кличку "егінші - сеятель». Но, внимательно изучив генеалогические корни, необходимо отметить, род Дулат и его подроды были различного сословия. Поколенная летопись семей Шымыра, Бекболата и Кулый доказывает известную аксиому, что статусное и материальное положение фамилий в эпоху перемен сохраняется не более двух-трех поколений.

Другую аксиому вывел сам Баурджан, написав в родословной, что «поэтому не безоснования люди говорят, что я из 16 века, когда изредка во мне находят проявления некоторой черты характера моего родо.... предка. Видимо недаром: «Аксайдың азынаған каркынды Кұлыйы – Омырауымен кағып кетпесін» - предостерегали своих другие сородичи, шутя по адресу наших характеров». Из данного следует, что не зря все победы, одержанные им, мы относим к одной из черт характера: твердости, властности, прямоты.

До сих пор остается устойчивым при обращении казаха, обязательная формула: какому роду принадлежишь? Знание своего рода, племени, своих предков в семи поколениях «жеті ата», являлось для каждого казаха обязательным условием осознания своей родовой идентичности. Традиции рода способствовали сохранению обычаев и обрядов народа, определяли преемственность народного опыта.

Говоря о традициях казахского народа, он имел ввиду и боевые традиции, рожденные в глубокой древности нашими предками саками, гуннами, тюрками и кипчаками в борьбе за свою государственность. Это те традиции, которые родились в результате битв казахского народа за свою независимость, которые развивались в огне гражданской войны и приумножились в войне с фашистской Германией и империалистической Японией.

Таким образом, в битвах за свободу и независимость у казахов вырабатывались превосходные, боевые качества, которые бережно хранились, совершенствовались и передавались из поколения в поколение. Момыш-улы в работе с подчиненными обращал особое внимание этим боевым качествам, на необходимость сохранения и преемственности славных боевых традиций. Сам широко использовал в своей воспитательной и педагогической работе мудрость предков, изложенную в пословицах и поговорках казахского народа.

Под воздействием воспитания в семье народных традиций и обычаев происходит формирование казахского этноса. Издавна для казахов были характерны такие черты характера, как доброта, гостеприимство, любовь к детям, уважение к старшим, миролюбие и храбрость, которые составляют народную гордость.

Одной из важнейших традиций казахского народа является уважительное отношение к старшему. Именно, опираясь на нее, он добивался больших положительных результатов в воспитательной работе. Уважительное отношение к старшему было заложено взаимоотношениями в казахской семье. И он пронес это через многие годы. Момыш-улы относится к своему начальнику с почтительным обожанием, влияние личности Панфилова сказывается в его поступках и в подходе к людям. «Аксакал» - так называют казахи отца, старшего в роде. В его историческом самосознании генерал Панфилов, отец для всего личного состава дивизии и есть «аксакал».

Каждый человек гордится своей историей, видными деятелями страны, желает, чтобы его народ занял достойное место в мировой истории. Так, доктор филологических наук профессор М.Мырзахметов, исследуя наследие батыра, отмечает, что «Баурджан Момыш-улы любил родной язык, восторгался им, воспевал его. Одним из качеств, отличающих его от современников, было то, что он не оскорблял свое сердце низостью, не унижал мозг дурманом интриг и коварства, не убил душу подлостью. Он не чернил язык ложью, не пачкал уста клеветой, не говорил дважды, а как мужчина держался одного слова. Никогда он не гонялся за славой: она сама отыскала его. Он не рвался, отталкивая других, переступая через судьбы, топча людей, в высокое кресло, и народ сам поднял его так высоко, что он стал, виден миру. Возможно, это произошло еще потому, что только перед народом батыр держал голову низко склоненной. Всю жизнь свою и чистую душу, батыр посвятил своему народу, шел в огонь ради него, яростно и непримиримо боролся против его забвения и унижения, бился отважно и самозабвенно в самые опасные времена за то, чтобы стало светлым и надежным будущее материнского языка» [25, с. 42].

Батыр страстно, глубоко и прекрасно говорил и писал на двух языках - на русском и казахском. Он понимал это так: родной язык соединяет, русский язык с другим - сближает. Он следовал принципу: «Знающий один язык - это один человек. Знающий - два языка - стоит двух достойных людей». Данное изречение особенно актуально звучит на современном этапе. Президент страны Н.А. Назарбаев одним из требований, предъявляемых к современной молодежи Казахстана, выдвинул знание кроме своего родного языка, нескольких иностранных языков.

В современном Казахстане проживают более 100 наций и народностей. В казахстанскую армию призываются молодежь всех национальностей, и воины различных народностей обогащают друг друга своими традициями.

Традиции казахского народа о сохранении независимости и безопасности своего Отечества используются при строительстве Вооруженных Сил суверенного Казахстана. С первого дня независимости Президент страны и Правительство республики и Министерство обороны, развивая взгляды военных теоретиков, к числу которых относится и Баурджан Момыш-улы, с учетом новых исторических условий, сделали все возможное, чтобы поддержать обороноспособность государства на уровне необходимой достаточности для защиты суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ. В Конституции нашей страны определено, что «Защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина. Граждане Республики несут воинскую службу в порядке и видах, установленных законом» [26, с.1].

Традиции Вооруженных Сил Республики Казахстан — традиции нового типа, они принадлежат только ей, дают ей огромную духовную силу. Но они основаны на традициях предков, в том числе на заветах Баурджана Момыш-улы. Поэтому изучение опыта минувшей войны способствует преемственности и развитию славных боевых традиций.

Боевые традиции, заложенные предками, служат предметом законной гордости и чести допризывной и армейской молодежи Казахстана. Момыш-улы наказывал хранить и соблюдать боевые традиции, воспитывать воинов так, чтобы они гордились принадлежностью к полку и дивизии, чтобы с гордостью произносили наименование своей части и на склоне лет рассказывали о боевой славе части детям и внукам, укрепляя тем самым лучшие наши традиции в толще всего народа.

Продолжателями боевых традиций казахских полководцев и батыров являются офицерские кадры казахстанской армии.

Перед нашими глазами стоит великий исторический пример служения национальным интересам целой плеяды выдающихся исторических деятелей, руководителей национально-освободительных движений - тех, кто в XVIII - начале XX столетия сформулировал цели развития казахской государственности и боролся за независимость казахского народа.

Офицерские кадры во все времена являлись золотым фондом армии, ее стержнем. «Офицер — это честь армии. Офицер — не просто государственный служащий, он государственный человек, которому доверяются судьбы многих людей. Офицер - это постоянная величина в армии, центральная фигура, мозг войска, организатор боя и творец победы. Офицеру доверена судьба государства во время войны», - писал Баурджан Момыш-улы [22, с.14].

Воспитание командных кадров будет иметь наибольшую эффективность на примере жизни и деятельности прославленных офицеров и генералов, как прошлого, так и настоящего.

В своем выступлении перед руководящим составом Министерства обороны Президент страны Н.А. Назарбаев отмечал, что мы создаем новую армию. «Какой мы ее хотим видеть? Прежде всего, - подчеркнул глава государства, - необходимо формирование костяка преданных государству, воинскому долгу, глубоко компетентных руководителей, генералов и офицеров» [27, с. 1].

Весьма ценны высказывания прославленного батыра о культурном и образовательном уровне офицера. По его мнению, «наш советский офицер - офицер самой передовой армии мира - нашей Советской армии. Советский офицер должен быть человеком образованным, твердой воли и высокой культуры. Общий кругозор офицера не может ограничиваться только рамками чисто военных знаний, он должен разбираться в вопросах истории, литературы, искусства и во многих других вопросах. Только тогда он сможет постичь вершину военной науки и искусства. Они доступны только всесторонне развитому и образованному офицеру» [28, с.200].

Самая сложная и трудно исследуемая проблема человека - это его внутренний мир. Человек, совершивший героический поступок, сильная, цельная личность. Об этом он выразился довольно точно сам: «Меня, солдата, называют противоречивым, не видя очевидного; моя противоречивость обусловлена противоречиями моей эпохи. Возможно, кому-то я кажусь амбивалентным, но я знаю про свою внутреннюю цельность. Меня радует, что душу мою правильно понимают многие, которых высокомерно называют «простыми людьми», и мне в общем-то, безразлично, что меня не понимают и облаивают чиновные смерды и полуученая чернь. Я далек от мысли причислять себя к гениям и великим, но я давно понял, что самые безгласные это гении, что самые бесправные - это великие. Но про себя я знаю, что народ меня будет помнить долго, а начальство будет вспоминать с трибун по памятным датам и юбилеям, когда им это выгодно» [29, с.113].

С созданием собственных Вооруженных Сил военное руководство сочло необходимым выработать основные критерии к командным кадрам армии суверенного Казахстана. Военно-теоретическое наследие и практический опыт Баурджана Момыш-улы в полной мере использованы при создании военно-теоретической базы подготовки военных кадров Казахстана.

Одним из примеров использования изложенного в трудах Баурджана Момыш-улы опыта Великой Отечественной войны явилось создание краткосрочных курсов подготовки младшего офицерского состава. Из прапорщиков и сержантов срочной службы, пожелавших стать офицерами, готовили командиров среднего звена.

Как военный ученый, он уделял большое внимание подготовке командиров запаса, правильному их распределению и расквартированию, расстановке командных кадров по должностям, определяющим боеспособность. Он отмечал, что командиры запаса должны постоянно повышать свои знания, чтобы командовать подразделениями, частями в бою не хуже, чем кадровики. С этой целью предлагал постоянно заботиться о повышении уровня допризывной, вневойсковой подготовки и сборов командиров запаса. Как военный педагог, он на личном опыте хорошо знал и разъяснял в своих трудах, что особую роль в строительстве Вооруженных Сил играют офицеры с высшим военным образованием.

Его взгляды на данную проблему в полной мере совпадают с ее практической реализацией в суверенном Казахстане. 11 февраля 1997 года на базе Алматинского высшего военного училища, Указом Президента Республики Казахстан образована Военная академия Вооруженных Сил Республики Казахстан.

В дальнейшем Указом Президента Республики Казахстан от 25 августа 2003 года Военная академия преобразована в Национальный университет обороны, Алматинское высшее военное училище - в Военный институт Сухопутных войск, Актюбинское высшее военное авиационное училище имени дважды Героя Советского Союза Т. Бегельдинова в Военный институт Сил воздушной обороны. Военно-морское училище в г. Актау в Военно-морской институт. В 2004 году создан Военный институт иностранных языков.

Используя заветы батыра, Вооруженные силы Казахстана за прошедшие годы приобрели определенный опыт, который непременно найдет применение и положительно скажется на дальнейшем развитии армии и обеспечении военной безопасности страны.

Показателем нового качества казахстанской армии являются результаты, масштабных, стратегических командно-штабных учений «Щит Родины - 2002». «Батыс - 2003», «Сары-Арка - 2004», «Жетысу - 2005» «Рубеж-2006», «Степной орел-2006», «Или-2006» и другие. Высокая оценка, которую дал Президент страны Н.А. Назарбаев действиям авиаторов и воинов ПВО, артиллеристов и ракетчиков, специалистов других родов войск в ходе этих учений, свидетельствует не только о возросшей боевой выучке Вооруженных Сил, но и о том, что осуществляемые преобразования дают реальные результаты. Это - главный итог периода становления нашей армии.



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Боевой путь и военно-теоретическое наследие баурджана момыш-улы: исторический анализ
714.94kb.
4 стр.
Военно-исторический музей «Ильинские рубежи» 8 мая 1975 г в селе Ильинское был открыт мемориальный комплекс, включающий в себя Военно-исторический музей «Ильинские рубежи»
21.19kb.
1 стр.
Викр (Военно-Исторический Клуб Реконструкции) «49 егерский полк».
33.04kb.
1 стр.
-
97.51kb.
1 стр.
Программа заседания «круглого стола» «А. П. Бутенко и его теоретическое и идейное наследие»
27.63kb.
1 стр.
Военно-морской флот
104.81kb.
1 стр.
Из альбома «Боевой путь подразделения» Александра Ивенкова крайнего командира птв керкинской дшмг
94.87kb.
1 стр.
Исторический путь императоров
265.33kb.
1 стр.
Нормативы по военно-медицинской подготовке
70.19kb.
1 стр.
Дипломные работы Откуда произошли казахи Цитируется по книге "Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. Алма-Ата: сп дастан, 1990"
296.85kb.
1 стр.
Руководство военно-патриотическим воспитанием в школе. 2 Военно-патриотическое воспитание в учебном процессе
67.62kb.
1 стр.
План проведения месячника военно патриотической и оборонно-массовой работы 2012-2013 учебный год
126.9kb.
1 стр.