Главная
страница 1страница 2страница 3


МИHИCTEPCTBO OБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И CПОРТА УКРАИНЫ

Высшее учебное заведение

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРИМЕНЕНИЮ СТАНДАРТНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ

(для студентов всех специальностей)

ДОНЕЦК 2012

МИHИCTEPCTBO OБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И CПОРТА УКРАИНЫ

Высшее учебное заведение

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРИМЕНЕНИЮ СТАНДАРТНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ

(для студентов всех специальностей)

Рассмотрено

на заседании кафедры физического

восптания и спорта

« » 2012 р. протокол №

Заведующий кафедры:

С. М. Швыдкый

Утверждено на заседании

научного совета

ДонНТУ протокол №

Донецк-ДонНТУ 2012

УДК


ББ

Методические рекомендации к применению стандартних тренировочных заданий для студентов всех специальностей дневной формы обучения /Сост.Т.Б.Серорез,Н.В.Косорукова. – Донецк: ДонНТУ, 2012. – 35с.

В работе показаны теоретические и практические аспекты значимости стандартних тренировочных заданий различной направленности со студентами с учетом нових подходов

Составители: Т.Б.Серорез ассистент кафедры

Н.В.Косорукова ассистент кафедры



Рецензенты: доцент каф. физ воспитания ДонНТУ А.В.Столяренко

доцент каф. физ. воспитания ДонНТУ Н. И. Фалькова

Донецк-ДонНТУ 2012

Введение


Методический материал для учебно-тренировочных групп представлен в виде тренировочных заданий, сгруппированных в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности.

В целях более глубокого понимания исходного элемента структуры учебно-тренировочного процесса - тренировочного задания - в методических рекомендациях изложены основные положения, касающиеся обоснования и технологии использования стандартных тренировочных заданий в процессе физического воспитания студентов (на примере лёгкой атлетики) в условиях вуза.

Можно полагать, что отбор и классификация тренировочных заданий для решения конкретных задач, выполняемых в процессе физического воспитания студентов, позволит преподавателю:


  • Систематизировать здания различной направленности и создать свой каталог наиболее часто применяемых в занятии упражнений;

  • Упростить планирование, учёт и контроль тренировочной нагрузки;

  • Получать чёткую количественную и качественную характеристики проделанной учебно-тренировочной работы за определённый период;

  • Повысить надёжность управления учебно-тренировочным процессом.

Ориентация на создание тренировочных заданий, направленного воздействия в форме комплексов упражнений и игр привела к пересмотру традиционных представлений о планировании и организации учебно-тренировочного занятия.

В методических рекомендациях с учётом опыта и исследований украинских и зарубежных специалистов раскрывается суть использования стандартных тренировочных заданий в учебно-тренировочном процессе.




  1. Средства, методы, структура и построение учебно-тренировочных занятий

Данный раздел включает перечень основных средств, методов и режимов выполнения учебно-тренировочных занятий.

Прежде всего, следует рассмотреть основные положения, касающиеся структуры учебно-тренировочного процесса. Его целостность обеспечивается определенной структурой, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов (частей, сторон и звеньев), их закономерное соотношение друг с другом и общую последовательность. Структура учебно-тренировочного процесса имеет такие характеристики:

а) Определённое соотношение различных сторон подготовки (например, физической и технической);

б) Необходимое соотношение тренировочной нагрузки (например, объемы и интенсивности);

в) Целесообразность последовательности различных звеньев данного процесса (Л.П. Матвеев [8]).

Рассматривая учебный процесс студентов как целостную систему, следует выделить следующие структурные компоненты – относительно обособленные звенья учебно-тренировочного процесса:

  1. Тренировочные задания.

  2. Занятия и их части.



    1. Тренировочное задание – первый блок в структуре учебно-тренировочного процесса

В системе программно-методического обеспечения физического воспитания студентов тренировочные задания сравнительно недавно получили признание и терминологическое обоснование как структурная единица учебно-тренировочного процесса. Сейчас можно говорить, что тренировочные задания являются исходным элементом структуры учебно-тренировочного занятия. Однако некоторые специалисты в области спорта понимают нагрузку и тренировочные задания как одно и то же. Необходимо охарактеризовать и раскрыть эти два понятия.

В теории и методике физического воспитания под нагрузкой понимается, прежде всего, количественная мера воздействия физических упражнений. Общий объем нагрузки в упражнениях циклического характера чаще всего оценивают по суммарному километражу (за отдельное занятие, неделю и т.д.), в упражнениях с отягощениями – по суммарному весу отягощений или числу подъёмов (штанги и т.д.). В последние годы ля суммарной оценки нагрузки по величине функциональных сдвигов (то есть внутренней физиологической стороны нагрузки) используют непрерывную и достаточно частую регистрацию сердечных сокращений с помощью телеметрической системы и расчёт суммарных энергозатрат. Абсолютная интенсивность внутренней нагрузки определяется величиной затрат в единицу времени.

М.А. Годик [6] классифицирует тренировочные нагрузки, учитывая следующие характеристики:

  • Специализированность, то есть меру сходства данного тренировочного задания с соревновательным упражнением;

  • Направленность, которая проявляется в воздействии тренировочного упражнения на развитии того или иного двигательного качества;

  • Координационную сложность, влияющую на величину тренировочного эффекта;

  • Величину, определяющую степень воздействия упражнения на организм студента;

  • Необходимость учёта условий, в которых проходят тренировочные занятия (температура, наличие инвентаря и т.д.).

Необходимо попытаться ответить, почему исходной структурной единицей учебно-тренировочного занятия является не нагрузка, а тренировочное задание. На этот вопрос даёт ответ в своей работе В.П. Попов [12]. Он объясняет, что сами по себе абстрактные понятия работы и отдыха не несут педагогической информации. По его мнению, работа и отдых приобретают педагогический смысл только тогда, когда они определённым образом организованны. А организованные определённым образом работа и отдых – это уже тренировочное задание, дающее известную тренировочную нагрузку организму студента, а также имеющее конкретное педагогическое содержание и смысл. Основное же заключается в том, что тренировочные задания всегда позволяют решать в занятии конкретную педагогическую задачу, а тренировочное занятие – это как бы определённая последовательность тренировочных заданий.

Учитывая всё вышесказанное, можно дать следующее определение тренировочному заданию – это часть плана учебно-тренировочного занятия, состоящая из одного упражнения или комплекса физических упражнений, выполняемых с определёнными педагогическими задачами тренировочного процесса [1].

Тренировочные задания рассматриваются как первичное звено в реализации целенаправленного и более чёткого управления учебно-тренировочным занятием, в котором есть важное условие – педагогическое и функциональное воздействие на студента в процессе выполнения этого задания.

Опыт многих ведущих украинских и зарубежных тренеров-преподавателей, работающих в различных видах спорта, показал, что основной организационной формой и элементом структуры учебно-тренировочного процесса является тренировочное задание. Как выяснилось, ряд тренеров-преподавателей имеет набор направленных заданий с тактикой использования их в учебно-тренировочном занятии. Однако в основном многие специалисты рассчитывают на свой личный опыт. Причём большинство тренеров в поисках более эффективных тренировочных заданий значительно уменьшают свой каталог этих заданий.

При выборе тренировочных заданий и включении их в учебно-тренировочное занятие тренеры-преподаватели учитывают:

  • Средний уровень подготовленности групп;

  • Направленность воздействия (единство воспитания и обучения);

  • Оснащённость материальной базы.

При разработке классификации тренировочных заданий, исходя из физиологической направленности упражнения, они разделяются на следующие пять групп:

  1. Компенсирующие - очень умеренной интенсивности, используемые в основном в восстановительных целях;

  2. Основные – выполняемые в условиях устойчивого состояния;

  3. Повышенные (развивающие) – при значительном возрастании деятельности анаэробных источников энергообеспечения;

  4. Граничные – выполняемые в зоне уровня максимального потребления кислорода;

  5. Предельные – обусловливающие максимальные изменения в анаэробных процессах и предъявляющие предельно высокие требования к мобилизации всех резервов организма студента.

Построение учебно-тренировочного процесса на основе использования стандартных тренировочных занятий позволяет обеспечить:

- единообразие методики многоборной тренировки;

- дифференциацию и целенаправленное воздействие на организм студента для воспитания основных физических качеств;

- снижение монотонности с помощью метода вариантности упражнения;

- увеличения диапазона целесообразных вариаций основного двигательного действия;

- создания условий оптимального соотношения повторяемости и вариантности.

При создании каталога тренировочных заданий возникают определенные трудности. Первая из них связана с набором информации о тренировочной нагрузке, вторая – с её систематизацией.

В основе решения этих задач лежит классификациях их на группы по определённым признакам. Так, ряд специалистов в различных источниках указывают, что нагрузки по характеру их энергообеспечения в учебно-тренировочных занятиях целесообразно разделять на три вида: выполняемые в аэробном, смешанном аэробно-анаэробном и анаэробном режимах. Более детальное деление нагрузок по зонам интенсивности, по их мнению, нерационально.

Тренировочные задания условно классифицируются на четыре группы:

1 – обучающие;

2 – комплексы, развивающие физические качества;

3 – игры, развивающие физические качества;

4 – специальные, состоящие из средств беговой подготовки.

1.2. Урок по лёгкой атлетике – основная форма учебно-тренировочных занятий

Структура урока является важнейшим условием качественно реализации программы двигательной и спортивной подготовки студентов. Все элементы содержания урока – средства, методы, тренировочные задания и другие компоненты – составляют единое целое. Однако теория тренировочного урока является «целиной» в педагогической науке. Ещё недостаточно раскрыта в исследованиях структура тренировочного урока, динамика отдельных частей занятий. Поэтому сейчас открывается возможность подойти к проблеме урока с совершенно новых позиций, то есть на основе использования стандартных тренировочных заданий.

Если учитывать, что тренировочное задание является исходным элементом структуры занятия, то можно полагать, что эффективность учебно-тренировочного процесса в значительной степени зависит от выбора и построения наиболее оптимальных упражнений и тренировочных заданий, которые решали бы конкретные педагогические задачи.

Своеобразным «строительным» материалом для двух уровней структуры тренировочных заданий и урока являются упражнения. Для решения трёх основных задач учебно-тренировочного процесса (обучение, воспитание физических качеств и совершенствования в избранном виде спорта) применяют различные упражнения, которые разделяют на четыре основные группы.

Первая группа – соревновательные упражнения, присущие данному виду лёгкой атлетики, и их варианты. Они являются предметом специализации и выполняются в соответствии с условиями соревнований, в данном случае легкоатлетического спорта. Например, бег на короткие дистанции, прыжки в высоту с разбега, метание копья и т.д.

Вторая группа – общеразвивающие физические упражнения для всестороннего физического развития. По форме выполнения это наклоны, приседания и т.д. Эти упражнения могут выполняться с предметами (набивными мячами, палками, скакалками и т.д.)

Третья группа – подготовительные специальные (специфические) упражнения, предназначенные для обучения и развития физических волевых качеств. Они отобраны применительно к требованиям избранного вида лёгкой атлетики и должны быть сходными по форме и структуре с элементами этого вида. Данные упражнения подразделяют на подводящие и развивающие. Первые направлены главным образом на освоение формы, техники движений, вторые – на развитие функциональных возможностей (быстроты, силы, ловкости и т.д.) Подводящие упражнения необходимы для овладения техникой и совершенствования вида лёгкой атлетики. Развивающие упражнения предназначены для развития физических (двигательных) качеств.

К четвёртой группе относятся упражнения других видов спорта, а также тех видов лёгкой атлетики, в которых студент не специализируется. Например, ходьба на лыжах, плавание, баскетбол. Упражнения этой группы используются для разносторонней физической подготовленности.

Дополнительными тренировочными средствами являются технические средства и тренажеры, необходимые для общей и специальной подготовки студентов. Тренажеры, оборудованные устройствами контроля и управления – это новое средство, еще более специализированное, направленное на совершенствование спортивной подготовки.

Применение технических средств и тренажеров способствует быстрому формированию двигательных навыков, развитию необходимых физических качеств, позволяет разнообразить учебно-тренировочный процесс.

Можно сказать, что упражнения «управляемы». Однако управлять средствами можно с применением методов выполнения упражнения.

Методы учебно-тренировочного занятия направлены на формирование и совершенствование умений и навыков, а также на воспитание физических качеств студента. Они выбираются и определяются в соответствии с задачами и условиями: временем, местом, составом группы и другими обстоятельствами.

Можно выделить три группы методов:

  • методы обучения техники;

  • методы обучения тактике;

  • методы выполнения упражнения для развития физических качеств.

В учебно-тренировочном процессе со студентами используются следующие методы выполнения упражнений: равномерный, переменный, интервальный, повторный, круговой, контрольный и соревновательный.

Важнейшим компонентом учебно-тренировочного процесса является урок спортивной подготовки студентов.

Общие задачи учебно-тренировочных уроков можно разделить на три группы: общеобразовательные, воспитательные, оздоровительные.

Общеобразовательные задачи заключаются в обучении студентов общеразвивающим, специальным упражнением и технике различных видов легкой атлетики, в совершенствовании выполнения упражнений, в развитии умений и навыков применения изученных упражнений в соревновательной обстановке. К общеобразовательным задачам относится также получение студентом знаний о физической культуре и спорте, закономерностях спортивной тренировки, режиме дня, правильном выполнении физических упражнений.

Воспитательные задачи должны способствовать привитию дисциплинированности, аккуратности, целеустремленности, чувства дружбы, самостоятельности и настойчивости.

Оздоровительные задачи решаются на каждом учебно-тренировочном занятии. Они заключаются в необходимости соблюдения санитарно-гигиенических норм и целесообразности проведения занятий, как в залах, так и на открытом воздухе.

Частные задачи. В учебно-тренировочных занятиях эти задачи еще более детализируются. Их число в одном занятии обусловлено конечной целью учебно-воспитательного процесса, возможностями занимающихся освоить учебный материал и другие задания, временем, отведенным на занятие. В отдельном занятии целесообразно решать не более 2 -3 задач, на решение которых отводится основное время урока.

Занятия могут быть теоретическими и практическими. На теоретических занятиях студенты приобретают основные знания по теории и методике спортивной тренировке. Они проводятся в форме лекций, бесед и методических занятий по разбору техники выполнения отдельных видов легкой атлетики или методики тренировки и т.п.

На практических занятиях студенты развивают определенные физические качества, усваивают новый материал, повторяют ранее изученное. Для выполнения этих задач подбирается соответствующий учебный материал и методические приемы обучения и тренировки.

1.2.2. Формы и методы занятий

Основными формами занятий являются урочные и внеурочные. Различие этих форм состоит в характере учебно-воспитательной деятельности.

Урочные формы характеризуются:

  1. наличием педагога (тренера), вооруженного системой знаний, педагогических умений, отвечающего за результаты учебного процесса перед государством;

  2. постоянным и однородным составом занимающихся;

  3. наличием расписанием занятий;

  4. использованием разнообразных методов обучения и воспитании в соответствии с общепедагогическими принципами, общими и методическими принципами системы физического воспитания;

  5. использование коллективных форм учебной работы.

К внеурочным формам занятий относятся:

  1. индивидуальные занятия;

  2. самостоятельные групповые занятия (игры, туризм);

  3. групповые занятия с началом официальной организации (оздоровительные мероприятия, соревнования, пробеги, эстафеты).

Внеурочные занятия отличаются от урочных более узким содержанием, их структура менее сложна. Конкретные задачи и содержание внеурочных занятий зависят от склонностей и увлечений занимающихся.

Из перечисленных форм внеурочных занятий наиболее эффективными для постоянно и круглогодично занимающихся студентов являются индивидуальные занятия (утренняя гимнастика, задания по совершенствованию физических качеств). Самостоятельные индивидуальные занятия необходимы для спортивно-технического роста студентов. Задача преподавателя – рекомендовать упражнения, указывать последовательность их выполнения. Одной из важных форм учебно-тренировочного процесса являются соревнования.

1.2.3. Общие черты структуры учебно-тренировочного урока

Педагогической наукой разработана целесообразная типовая схема урока по физической культуре. Эта схема приемлема и для учебно-тренировочного урока по легкой атлетике. Однако преподаватель должен приходить к проведению каждого занятия, пользуясь принятой схемой как ориентиром, то есть он должен учитывать конкретные условия организации занятий и на их основе варьировать содержание конкретного материала в рамках общепринятой схемы.

Учебно-тренировочный урок имеет подготовительную, основную и заключительную части. Каждая из них дополняет другую и в то же время решает самостоятельную задачу.

Основные задачи подготовительной части урока (разминки):

  1. Организация группы (привлечение внимания занимающихся к предстоящей работе).

  2. Повышение работоспособности организма студентов, эмоциональный «настрой» на предстоящую работу.

  3. Предварительное разогревание, растягивание и увеличение эластичности мышц.

  4. Подготовка в соответствии с предстоящими занятиями в режиме специализированных двигательных актов.

Задачи подготовительной части урока могут быть решены с помощью различных подготовительных упражнений общего и специального характера и игровых упражнений (подвижных игр).

Методы выполнения упражнений: равномерный, повторный, игровой, круговой.

Подготовительная часть урока состоит из двух частей. Задача первой части – поднять общую работоспособность организма за счет воздействия главным образом на вегетативные функции; задача второй части – настроить на предстоящую работу с помощью специально подготовленных упражнений. Обычно рекомендуется сначала выполнять упражнения для рук, плечевого пояса, затем туловища, тазовой области и ног.

Основная часть изменяется в зависимости от подготовленности занимающихся, возраста и пола, избранной специализации и других факторов.

Задачи основной части:

  1. Ознакомление, разучивание или совершенствование техники специальных упражнений и видов легкой атлетики.

  2. Направленное воздействие на развитие физических качеств.

  3. Общее и специальное воспитание моральных, волевых и интеллектуальных качеств в плане комплексного подхода к воспитанию.

В качестве средств основной части урока используются основные и вспомогательные упражнения. Наиболее целесообразна такая последовательность:

- овладение техникой и ее совершенствование;

- развитие быстроты и ловкости;

- развитие силы;

- развитие выносливости.

Тактические задачи решаются параллельно в процессе занятий.

В отличие от подготовительной части, количество и характер упражнений в основной части сравнительно однообразны. Поэтому последовательность различных упражнений необходимо варьировать так, чтобы занимающиеся смогли проявить большую работоспособность независимо от состояния организма.

На основную часть отводится 70-85% общего времени.

Заключительная часть. Чтобы создать условия для перехода занимающихся к другому виду деятельности, организм необходимо привести в более спокойное состояние. Как правило, если нагрузка снижается постепенно, то отрицательной реакции не возникает.

Основные задачи заключительной части:

  1. Целенаправленное постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся.

  2. Подведение итогов по проведению занятий задание на дом.

Средства: легко дозируемые упражнения, умеренный бег, ходьба.

Методы выполнения упражнений: равномерный, повторный, игровой.

На заключительную часть отводится 10-15% времени урока.


следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации к применению стандартных тренировочных заданий (для студентов всех специальностей) донецк 2012
416.77kb.
3 стр.
Методические рекомендации для студентов всех специальностей и форм обучения Санкт-Петербург 2006 (076. 6)
459.61kb.
5 стр.
Методические рекомендации для студентов-заочников технических специальностей зтб, зртб, зсб, затб
1380.15kb.
8 стр.
Методические рекомендации по подготовке рефератов, курсовых работ и дипломных работ для всех специальностей
542.29kb.
5 стр.
Методические указания для студентов всех форм обучения Волгоград, 2000г. Ббк ш 143. 21 92. Великобритания
184.43kb.
4 стр.
Методические указания к выполнению реферата и контрольной работы для студентов всех форм обучения и специальностей Красноярск 2012
200.51kb.
1 стр.
Организация практики студентов специальностей "социология" и "социальная работа" Учебно
488.98kb.
5 стр.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Оренбург 2012 ббк
1640.49kb.
7 стр.
Методические указания для студентов всех направлений (бакалавриат) и специальностей очной и заочной форм обучения
193.49kb.
1 стр.
Методические рекомендации по применению кремнийорганических добавок (хелатов кремния) в кормлении сельскохозяйственной птицы ббк 45. 45
996.75kb.
5 стр.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения специальностей: 1- 25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»
353.52kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов
570.51kb.
5 стр.