Главная
страница 1страница 2страница 3

4. Тотальность и принудительность. По замыслу, ЕГЭ должны проходить все выпускники школ, включая тех, кто знает о своей слабой подготовленности и не собирается поступать в высшее учебное заведение. Таким образом, ЕГЭ даёт в руки чиновников дубинку, призванную принудить учеников хорошо учиться, а мало оплачиваемых учителей – хорошо учить. Это поможет? Не пора ли остановиться? Ещё в древности было известно, что… «ни одну науку не следует изучать рабски» так как «...насильственно внедренное в душу знание непрочно».

В конструкции ЕГЭ заложена очень отсталая этатистская политическая позиция, согласно которой государство управляет образованием личности, как и многими другими проявлениями общественной жизни. Но чем культурнее и солидарнее общество, тем менее оно нуждается в государственном вмешательстве (П. Сорокин).

4. Нетехнологичность и субъективизм ЕГЭ. В ЕГЭ есть третья, нетехнологическая часть, требующая создания тысячи платных комиссий для выставления оценок. Отследить и проверить результаты работы этих комиссий практически невозможно. Не случайно, что наибольшая часть искажений приходится на эту часть. Автор этой работы выделил группу из 13 регионов, в которой корреляция между результатами первой части и третьей оказалась равной единице. Среди прочих в эту группу попали «передовики» российского ЕГЭ - Башкирия, Марий-Эл, Мордовия и Чувашия. В ЕГЭ баллы переводились в стобалльную шкалу, но методика перевода долгое время представлялась как «know-how». В результате различия между исходными баллами ЕГЭ и конечными для абитуриентов и организаторов оставались тайной.

5. Коммерциализм. До недавнего времени в одной связке с ЕГЭ следовали так называемые «ГИФО» – государственные именные финансовые обязательства, главный инструмент коммерциализации. Например, Республика Саха (Якутия) в числе первых вошла в «эксперимент». В итоге получилось, что по каждой специальности Национального университета только 25 % первокурсников 2003 года стали учиться за счет государства. Остальные должны платить! Разве не ясно, что эта республика с высоким, пока ещё уровнем образованности населения при сохранении механизма «ГИФО» рисковала превратиться в территорию с неграмотным населением?

Стратегия коммерциализации образования не способствует развитию личности и не содействует укреплению Российского государства. Она разрушительна для России, так как по индексу развития человеческого потенциала Россия опустилась до 57-го места, перейдя из группы развитых в группу развивающихся стран[48]. В результате таких «реформ» Россия уже лишилась народного образования, оно расслоилось на элитное, элитарное и массовое[49]. Массовое образование стало деградировать. Коммерциализация запустила механизм массового засорения кадрового потенциала России.

6. Усиление неравенства. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) считает, что неравенство граждан России в области образования приняло угрожающий характер. Ни в одной стране мира результаты экзамена не связывают с «ГИФО». Не случайно «ГИФО» известный российский социолог М. Руткевич называет «явно антисоциальной идеей». Более резкую оценку ГИФО даёт известный ученый и общественный деятель, ректор Московского Высшего Технического училища им Баумана Б. Фёдоров. «Что касается «ГИФО», то их идея, в чем же их преимущество, просто не понятна. Приходится слышать, что их введение позволит повысить доступность образования, привлечет новые средства в сферу образования. Что касается доступности, дело обстоит совсем иначе. «ГИФО» расширяют платную составляющую образования и тем самым, снижает его доступность. Ни в одной стране мира «ГИФО» нет, а где были, от них отказались[50].
Проблемный статус ЕГЭ

Есть основания полагать, что проблемный статус ЕГЭ много выше официально заявленного правительственного «эксперимента по введению государственного экзамена». Как можно судить по названию, это государственный, точнее, правительственный эксперимент по «введению экзамена» у примерно миллиона выпускников школ и абитуриентов вузов. В этом количественном факте можно видеть социальный аспект воздействия ЕГЭ на судьбы молодого поколения страны и на качество образования в стране. Это и есть один из признаков наличия общественной проблемы.

Общественная проблема определяется как форма существования и выражения противоречия между уже назревшей необходимостью определенных общественных действий и недостаточными ещё условиями её реализации[51]. Идея решения образовательных проблем посредством усиления государственного надзора может возникать только в условиях политически ошибочного, целенаправленного ослабления общественных органов управления образованием.

Одним из примеров такого ослабления – проведение ЕГЭ под руководством министерства; последнее проверяет результаты своей же работы, что нельзя признать правильным. Образовательные проблемы позитивно не решаемы при управлении только сверху; они успешно решаются только во взаимодействии учащихся, родителей, местных органов, общества, профессионалов-педагогов и ученых, вместе с правительством. Опыт и история всех стран с образованным населением убеждают, что образовательные проблемы адекватно могут решаться на основе соблюдения законов и некоторой автономности образовательных учреждений. Министерский ЕГЭ входит в противоречие с общественной составляющей образовательной деятельности в стране.

ПОСЛЕДСТВИЯ ЕГЭ

Менее зависимые от правительства авторы, среди которых преимущественно ученые, педагогическая и научная общественность, считают ЕГЭ мощным средством разрушения того образования, которое ещё ценится в мире.

ЕГЭ спровоцировал новый виток коррупции, которая теперь раскручивается вокруг самого ЕГЭ. Из-за отсутствия подлинного демократического общественного контроля, российское образование уже вышло по коррупции на второе место после таможни. Не случайно за последний год по уровню коррумпированности Россия опустилась с 90 места в 2004 году, до 126 места в 2005 году, попав в одну группу с Албанией, Нигером и Сьерра-Леоне[52]. Это один из результатов «эксперимента по введению ЕГЭ». Результаты независимого исследования показали, что эксперимент «ГИФО&ЕГЭ» привёл к усилению неравенства в вопросах доступа к качественному образованию[53]. А это и есть главный отрицательный итог правительственного эксперимента.

Не случайно по мере расширения практики применения ЕГЭ в стране появилось и начинает крепнуть протестное движение[54]. Таким образом, ЕГЭ начал постепенно превращаться в одну из линий отчуждения власти от общества, в линию раскола граждан на сторонников и противников ЕГЭ. На это обстоятельство указывают данные социологических опросов, многочисленные публикации в прессе, сайты сторонников и противников ЕГЭ, а также статьи с названиями типа «Единый Государственный Обман», Единый Государственный путь к катастрофе», и наконец, статьи с откровенно насмешливыми названиями вроде «Show must go on»[55]. И это ещё один отрицательный результат ЕГЭ. О других отрицательных результатах – чуть ниже.

К этому можно добавить безответные обращения граждан, общественных деятелей и выдающихся ученых к Президенту страны с просьбой прекратить правительственный эксперимент по введению ЕГЭ[56]. Из чего легко вывести, что за решением правительства об «эксперименте по введению ЕГЭ» граждане увидели актуальную общественную проблему. В этой связи вспоминаются замечательные слова Ф.Энгельса: «Маркс видел проблему там, где другие видели её решение».

В целом можно предположить, что в XXI веке актуальность применения «high-stakes tests» и экзаменов под общественным контролем будет возрастать, что вызвано несоответствием образовательных интересов личности с формами и методами административного управления и оценивания. В России отмеченное несоответствие имеет тенденцию к возрастанию. Естественно предположить, что если в каком-либо государстве создаются условия, в которых развитие личности из-за некачественных методов подвергается потенциальной или реальной опасности, то это означает, что со временем в опасности может оказаться всё подрастающее поколение.

Обеспокоенная отрицательными последствиями ЕГЭ научная общественность обратилась с открытым письмом к Президенту Путину. Вот полный текст обращения:
«НЕТ» разрушительным экспериментам в образовании

Открытое письмо Президенту России В.В. Путину

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Обращаемся к Вам с чувством глубокой тревоги за будущее российского образования. Образования, которое мы можем потерять, если будет продолжен проводимый в последние годы Министерством образования губительный курс. Курс на реформы неподготовленные, осуществляемые в крайней спешке, не решающие подлинных проблем, вызывающие справедливые протесты в обществе и разрушающие лучшие отечественные традиции образования.

Преобразования необходимы. Мы обязаны найти адекватные ответы на радикальные изменения, происходящие в стране и мире. Национальная система образования может и должна исполнить свою историческую миссию – внести весомый вклад в процветание Отечества и в укрепление национальной безопасности страны. Образование – стратегический ресурс России. Наше главное достояние – граждане России.

Предлагаемые реформы игнорируют подлинные проблемы школы, не ориентированы на обеспечение равных условий для получения образования. Как правило, вопрос о содержании образования заменяется обсуждением вопроса лишь о контроле качества.

Непосредственным поводом к данному обращению стали действия бывшего Министерства образования, направленные на повсеместное введение единого государственного экзамена (ЕГЭ). Мы убеждены, что массовое внедрение ЕГЭ в существующем виде недопустимо. Вот наши аргументы:

1. Совмещение итоговых школьных и вступительных вузовских испытаний в принципе невозможно. Цели общего среднего образования и профессионального высшего принципиально различны.

2. ЕГЭ резко ускорит процесс примитивизации содержания школьного образования. Это разрушит общепризнанные традиции российской школы, превратит ее в инструмент натаскивания на ЕГЭ.

3. Достоверная оценка результатов школьного обучения не может быть установлена разовым тестированием.

4. Технологии, применяемые при массовом проведении ЕГЭ, не могут обеспечить объективность оценок. Неизбежны массовые списывания, подтасовки, фальсификации.

5. ЕГЭ не уменьшит “коррупционный налог”, а перераспределит его. Коррупция в результате введения ЕГЭ умножится и окажет негативное воздействие на воспитание молодежи.

6. Аргументированная концепция ЕГЭ отсутствует. Многие результаты эксперимента не известны общественности, отсутствуют научные гипотезы и критерии подведения итогов.

7. При проведении ЕГЭ нарушены необходимые требования к педагогическому эксперименту. Не опубликованы полные содержательные и финансовые отчеты.

Будущее образования – проблема государственная, а не узковедомственная. Поэтому мы предлагаем:

- имеющиеся планы по расширению эксперимента и внедрению ЕГЭ не могут даже обсуждаться в Правительстве до публикации полного отчета о результатах эксперимента и проведения широкой профессиональной и общественной дискуссии;

- необходимо оперативное создание независимой от Министерства комиссии, которая проведет анализ итогов мероприятий по модернизации образования (проекты “школьных образовательных стандартов” и план перехода к профильной школе вызывают не меньшие опасения, чем ЕГЭ);

- должны быть приняты меры, исключающие в будущем возможность келейного принятия важных решений в сфере образования;

- требуется принципиально новая концепция системы государственной оценки качества образования, не навязанная административно, а созданная как результат общественного и профессионального согласия.

Мы считаем, что реализация этих мер позволит наметить эффективный новый курс, определяющий развитие российской системы образования в XXI веке».

 

Власть проигнорировала это обращение.


«Что делать?»

Ни в одном подлинно демократическом государстве контроль знаний не принято рассматривать как проблему государственную. Она всюду общественно-профессиональная, но государство стоит на страже прав граждан. У нас случилось наоборот, и в этом заключается одна из уникальных особенностей ЕГЭ. Спустя пять лет после т.н. «эксперимента по введению ЕГЭ» многие стали понимать, что по существу, ЕГЭ не оправдал ни одной надежды. Хотя заинтересованные в нём лица полагают «эксперимент по ЕГЭ» далёким от завершения, кое-что мы видим уже сейчас. Этот экзамен не стал:

- средством борьбы с коррупцией и гарантом равенства возможностей в доступе к качественному высшему образованию, как мыслилось в Кремле;

- средством улучшения образования, как полагали в бывшем министерстве образования;

- качественным методом контроля знаний выпускников школ и объективного приёма в вузы, как надеялись в Гособрнадзоре.

С мнением о том, что ЕГЭ себя не оправдал, согласились и участники недавних общественных слушаний.

Напротив, ЕГЭ стал:

- средством дальнейшей деградации образования;

- источником значительных растрат бюджетных и заимствованных за рубежом средств;

- полем для коррупции, которая лишь переместилась с традиционного вузовского уровня на школьный. Не обеднели и организаторы ЕГЭ, покупатели и продавцы дорогостоящей зарубежной техники и секьюрпаков, организаторы тысяч различных комиссий, издатели книг и пособий по подготовке к ЕГЭ, частные компании, обслуживающие ЕГЭ. Все они выступают за продолжение госэкзамена;

- министерской попыткой опровержения аксиом теории педагогических измерений, хотя давно известно, что закон Ньютона и в Африке закон.

- превращаться в линию размежевания между обществом и государством.

Как сказал А. Фурсенко, роль ЕГЭ изменится. Он отметил возможность применять ЕГЭ только для проверки знаний по русскому языку и математике, а остальное сделать экзаменом по выбору. Однако надежная проверка качества устной и письменной речи миллиона экзаменуемых – задача не из простых. Качество нынешнего ЕГЭ принципиально не улучшаемо в силу ошибочности целей, форм, методов и других причин. Как выразился мэр Москвы Ю. Лужков, «ЕГЭ напоминает мне игру в наперстки на вокзале. Но если на вокзале мы теряем лишь деньги, то здесь - молодое поколение»[57].
Что ещё можно сделать?

Первое – это надо силами общественности определить объяснить Правительству РФ, что оценка выпускников школ и абитуриентов вузов – это две различные задачи. Каждая из них требует своих тестов, не похожих ни по содержанию, ни даже по форме. А вместо ЕГЭ надо проводить качественное тестирование.

Идею государственного тестирования или экзамена надо отставить, потому что оценка личности – не дело государства. Дело государства – защита личности, в том числе и от некачественных оценок.

Для эффективной борьбы с коррупцией нужен Национальный проект, объединяющий политическую волю и Национальное тестирование, где ведущую роль играют не государственные чиновники, а общественность и профессиональные сообщества. Они же устанавливают такой контроль, который исключает нарушения.

Надо скорее создавать гражданские структуры управления образованием. Потому что подлинные образовательные реформы без согласованного взаимодействия учащихся, родителей, граждан, общества и государства невозможны.

Хорошее образование начинается не с принудительно навязанного государственного стандарта и с ошибочного ЕГЭ, а с хорошего и уверенного в своей жизни учителя, с хорошей и безопасной школы, с накормленных детей, хороших и добрых книг, с веры детей и родителей в улучшение жизни. Вот этим и надо заниматься.



[1] Aванесов В.С. Проблема психологических тестов // Вопросы психологии, №5, 1978. Avanesov V.S. Psychological Tests // Soviet Psychology. A journal of translations. N-Y, M.E. Sharpe, Inc., 1979, v.17, N 4, Summer, p.86-101; Avanesov V.S. The Problem of Psychological Tests // Soviet Education. A journal of translations. 1980, April, p.623.

[2] Аванесов В.С. Единый государственный экзамен, или «Эта вещь будет посильнее Фауста Гёте». Учительская Газета, №49, 2000 года, и др. http://www.ug.ru/00.49/t25.htm

Avanesov V.S. Consequences of the EGE in RUSSIA. Keddy Journal of Educational Policy. Special Issue: Consequences of high-stakes assessment from an international perspective. Guest Editor Hoi Suen. 2006, v.3, № 1б pp.88-99. http://testolog.narod.ru

[3] Cao, Z. (2005). Analysis of Gaokao pressure for high school graduating students. Retrieved October 15, 2005 from http://www.xhedu.sh.cn/cms/data/html/doc/2005-05/30/57425/index.html.

Card, J. (2005, November 30). Life and death exams in Korea. Asian Times. Retrieved December 12, 2005 from http://www.atimes.com/atimes/Korea/GK30Dg01.html.

Cizek, G.J. (1999). Cheating on tests: how to do it, detect it, and prevent it. Mahwah, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates.

Hoff, D.J.(2000, June 21).As stakes rise, definition of cheating blurs. Education Week. 19,1.

Hoff, D.J. (2003, November 5). New York teachers caught cheating on State tests. Education Week, 23, 27.

Jacob, B.A., Levitt, S.D.(2004). To catch a cheat. Education Next. 4(1), 68-75.

Jones, M. G., Jones, B.D., & Hargrove, T. Y. (2003). The unintended consequences of high-stakes testing. Lanham, Maryland: Rowman & Littlefield.

Li, L. (2001, July 8).Where there is test, there is cheating.. China's Youth Daily. Retrieved October 3, 2005 from http://www.cyol.net/gb/edu/2002-09/12/content_261135.htm. 23.03.06.

Liu, H., Tian, J., Zhang, Y. & Zheng, R. (2002). A history of test development in China. Wuhan: HuaZhong Normal University Publishing House.

Mehrens, W.A. (1998). Consequences of assessment: what is the evidence? Education Policy Analysis Archives, 6(13). Retrieved December 12, 2005 from http://epaa.asu.edu/epaa/v6n13.html.. 23.03.06.

Smith, M.L., & Rottenberg, C. (1991).Unintended consequences of external testing in elementary schools. Educational measurement: issues and practice, 10 (4), 7-11.

Suen. H.K., Yu, L. (2006). Chronic consequences of high-stakes testing: Some observations from the historical Chinese civil service exams. Comparative Education Review.

[4] Аванесов В.С. Приём в вузы: болевая общественная проблема. Независимая газета. 18.08.98 г. С.3

[5] ОвД, №18, 2000г., с.29

[6] Вопросы и ответы по ЕГЭ. http://edu-43.kirov.ru/questions/10#2 .23.03.06.

[7] Там же

[8] Аванесов В.С. Основные инструменты коррупции в образовании // Сборник докладов межд. науч.-практ. Российско-германской конф. «Социология коррупции». Москва, ИНИОН, РАН. 20 марта, 2003г., вып.V, стр. 201-205.

[9] Там же

[10] Нагорных, И. Владимир Путин распробовал плоды просвещения на встрече с рабочей группой по реформе образования. "Коммерсант" № 154, 28 авг. 2001.

[11] Компания развития общественных связей. Зачем нужен единый экзамен? http://www.khb.ru/articles/detail/ege.html 23.03.06.

[12] Компания развития общественных связей. Зачем нужен единый экзамен? http://www.khb.ru/articles/detail/ege.html 23.03.06.

[13] Высшее образование должно быть доступным… http://www.radiomayak.ru/archive/text?stream=society&item=2720 23.03.06.

[14] Баккер С. Экспертное заключение. В сб.: «Оценка образовательных достижений в рамках национальных экзаменов». Материалы и тезисы докладов Межд. конф. 13-15 декабря 2004г. Стр. 258. – М.: Изд-во «Уникум-центр», 2005. – 279с.

[15] в ЕГЭ тестов, в строго научном смысле слова, нет. Там есть т.н. «КИМы». И об этом чуть позже. – В.А.

[16] Т Баккер С. Экспертное заключение. Там же.

[17] Решение коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации «Об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена  в 2004 году и задачах эксперимента на 2005 год»



http://ege.spb.ru/index.php?page=news003  23.03.06.

[18] Болотов В.А. Единый государственный экзамен в общероссийской системе оценки качества образования. с.11-12. В сб.: «Оценка образовательных достижений в рамках национальных экзаменов». Материалы и тезисы докладов Международной конференции. 13-15 декабря 2004г. – М.: Изд-во «Уникум-центр», 2005. – 279с.

[19] Аванесов В.С. Образовательные стандарты нужны, но другие//Государственные образовательные стандарты как средство образования в условиях реформирования социальной сферы. Сб материалов. М.: Изд. Совета Федерации, 2006г. Полную электронную версию доклада см. http://testolog.narod.ru

[20] Абрамова М.Е., Белобородов В.Н., Татур А.О. Оценка точности измерения способностей экзаменуемых. С.142- 151. Сб. «Оценка образовательных достижений в рамках национальных экзаменов». Материалы и тезисы докладов Международной конференции. 13-15 декабря 2004г. – М.: Изд-во «Уникум-центр», 2005. – 279с.

[21] Там же

[22] Лемуткина М. Единый государственный обман. http://www.gazeta.ru/education/2006/01/30_a_528596.shtml 23.03.06.

[23] Федеральная служба по надзору в образовании и науке. Стратегические цели и тактические задачи Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. http://www.obrnadzor.gov.ru/strategy 23.03.06.

[24] Там же

[25] Шарыгин И.Ф. Решения на оценку никак не влияют. Советы школьникам, собирающимся сдавать ЕГЭ // Вопросы тестирования в образовании». 2003. №5. С. 144-151.

[26] Фурсенко, А. Образовательные стандарты нуждаются в изменении. 2005. http://www.nonews.ru/popups/rianpopup.php?varhref=/society/20050215/28926195.html 23.03.06

[27] Садовничий. В.А. Университеты. Настоящее. Будущее. // Университеты и общество: Сотрудничество университетов на рубеже веков. Материалы 1 межд. конф. ун-тов стран СНГ и Балтии. МГУ им. М.В. Ломоносова, 23-24 марта 2000г. Изд. МГУ, 2001 с.2--31. с.27

[28] СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989, с. 241.

[29] Нагорных, И. Ук. соч. "Коммерсант" № 154, 28 августа 2001 г.

[30] Лемуткина М. Россия теряет образование. http://www.gazeta.ru/education/2006/02/27_a_551095.shtml 23.03.06.

[31]Костинский, А. О едином государственном экзамене. Радио «Свобода» от 29-06-05. http://www.svoboda.org/programs/edu/2005/edu.071305.asp; 23.03.06.

[32] Итоги единого государственного экзамена 2005 года. Радио «Свобода», 28-06-05. http://www.svoboda.org/ll/soc/0605/ll.062805-1.asp 23.03.06.

[33]Министерство образования Российской Федерации Приказ №1306, 09.04.02. «Об утверждении Положения о проведении единого государственного экзамена. Зарегистрировано Минюстом России 08.05.2002 № 3420.

[34] Давайте не будем врать. http://ege.bestof.ru/kriatonpage.php?s=&pageid=382 и др.23.03.06  

[35]. 23.03.06.

[36] «…на ЕГЭ никому не будет выставлена неудовлетворительная отметка, те, кто не справился с заданием, будут оценены удовлетворительно». http://www.regnum.ru/news/611062.html 23.03.06.

[37] ЕГЭ вновь подвергся критике свердловского Минобразования. www.regnum.ru/news/501024.html 23.03.06.

[38] Цит. по статье: Лемуткина М. ЕГЭ отложен на три года. Газета.ру. http://www.gazeta.ru/education/2005/11/11_a_472998.shtml 23.03.06.

[39] Там же

[40] Документ Всемирного банка. Доклад N18666-ru «Обновление образования в России (Региональный уровень)».

[41]Учительская газета № 20, от 22 мая 2001г. с. 12-13

[42] Вятчанин. Н. Контрольно-измерительный выстрел в ЕГЭ. http://press.alledu.ru/publication/432/2436 23.03.06.

[43] Там же

[44] Аванесов В.С. Основы педагогической теории измерений // Педагогические Измерения, №1, 2004г. с15-21.

[45] Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. 2-е изд. М.: Центр тестирования, 2005г. –155с.

[46] Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М.: Центр тестирования, 4-е изд. М.: Центр тестирования, 2002. – 239с.

[47] Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука 1975, с.680.

[48]Доклад о развитии человека. 2004. Пер. с англ. Издано для программы развития Организации Объединенных Наций, ПРООН. М.: Изд-во «Весь Мир», 2004. –328 стр.

[49] Аванесов В.С. Два лика образовательной политики. «Независимая газета», 5 октября, 2000г. Подробнее: Аванесов В.С. «Куда ведут реформы образования?» Народное образование, № 5, 2001 г. стр. 26-32.

[50] Фёдоров И.Б. Проблема развития высшего образования // Москва на пути модернизации и кадровый потенциал как решающий фактор её эффективного развития. Материалы научно-практической конференции М.: 31 октября 2002г. С.26-27.

[51] Куценко В.И. Общественная проблема: генезис и решение. Киев, Наукова Думка, 1984. С.61.

[52] Уколов Р. Судьба ЮКОСа напугала бизнес: Рост коррупции в нашей стране международные эксперты связывают, в первую очередь, с политическими процессами // Независимая газета, 19 октября 2005г. с.7.

[53] Kleshchukova, Marina. Merit, based voucher for higher education in Russia. An analysis of the voucher experiment in the Mari Republic in its early phase 2002-2004. Hedda Programm. Institute for Educational Research , Faculty of Education, University of OSLO, May, 2005.

[54] http://spasem-shkolu.p-rossii.ru/; http://testolog.narod.ru/ и др. 23.03.06.

[55] 23.03.06.

[56] www.regnum.ru/news/268128.html 23.03.06.



[57] Из выступления на Московском августовском городском педсовете 25.08.2003.

<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Единый государственный экзамен в фокусе научного исследования
468.86kb.
3 стр.
Единый государственный экзамен
69.12kb.
1 стр.
Единый государственный экзамен
72.21kb.
1 стр.
Единый государственный экзамен (егэ)
69.3kb.
1 стр.
V. в фокусе исследования — человек: этические регулятивы научного познания
271.77kb.
1 стр.
Единый государственный экзамен (егэ)
105.84kb.
1 стр.
Единый государственный экзамен (егэ)
31.3kb.
1 стр.
Все о едином государственном экзамене
158.45kb.
1 стр.
И вновь о проблеме текста
93.37kb.
1 стр.
Республики татарстан пресс-служба
44.1kb.
1 стр.
Книга «Единый государственный экзамен. Белая книга»
3893.09kb.
19 стр.
Программа элективного курса «Подготовка к егэ по химии»
58.39kb.
1 стр.