Главная
страница 1
Рекомендации по организации и проведению регионального обязательного экзамена по предмету «Физическая культура» для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений района

в 2010-2011 учебном году.
Для организации и проведения экзамена по физической культуре приказом по школе назначается комиссия в составе: председатель комиссии – директор школы (или один из его заместителей); члены комиссии – учитель физической культуры, преподаватель ОБЖ, учитель биологии, врач или медсестра школы. В состав комиссии приглашается учитель физической культуры другой школы как независимый эксперт.

Сдача экзамена по физической культуре включается в общее расписание школьных экзаменов.

Перед проведением экзамена проводится инструктаж по технике безопасности при выполнении практической части, что фиксируется в книге регистрации по технике безопасности.

Экзамен по физической культуре состоит из двух частей: практической и теоретической.

Экзамен по практической части выявляет уровень физической культуры личности учащегося на основе овладения им двигательными умениями и навыками по гимнастике, спортивным играм (волейболу, баскетболу), легкой атлетике, оздоровительной деятельностью (приложение 1.2). Сдача практической части осуществляется по билетам (приложение 1.1).

В целях сохранения здоровья детей перед началом практической части обязательно проводится осмотр учащихся медицинским работником, результаты которого фиксируются в справке о допуске учащихся к экзамену (форма – приложение 1.7). Присутствие медицинского работника во время экзамена является обязательным.

При проведении практической части экзамена возможно объединение нескольких ОУ на базе опорных (базовых) школ, формирование независимой аттестационной комиссии.

Теоретическая часть экзамена соответствует образовательному стандарту в предметной области «Физическая культура». Сдача этой части экзамена проводится в тестовой форме (приложение 1.3). Тестовые задания готовятся областной детско-юношеской спортивной школой и вскрываются при получении кода в день проведения экзамена.

Учащиеся, занимающиеся в детско-юношеских спортивных школах и имеющие спортивные разряды по видам спорта, от экзамена не освобождаются. Теоретическая и практическая части экзамена сдаются ими на общих основаниях.

Учащиеся школ, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (подгруппа «А»), сдают экзамены на общих основаниях.

Учащимся, отнесенным по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (подгруппа «Б»), необходимо до проведения педсовета ОУ о допуске к экзаменам (до 1 апреля 2011 года) представить справку, где в обязательном порядке должна быть указана подгруппа для занятий физической культурой (совместное письмо департамента образования и ГУЗО от 21. 01.2005 г. № 01/18-50).

Учащиеся СМГ подгруппы «Б» (ЛФК) сдают теоретическую часть экзамена и комплекс упражнений по заболеванию.

Результаты сдачи экзаменов заносят в соответствующие протоколы (приложение № 1.4,1.5). В протоколах фиксируются результаты сдачи экзамена по практической части и его оценка, а в сводный протокол заносятся результаты сдачи теоретической части экзамена, итоговая оценка по выполнению практических заданий и оценка за год. Общая экзаменационная оценка выставляется по средней оценке.

Учителю физической культуры предоставляется право основного голоса при выставлении итоговой оценки с учетом положительной динамики уровня физической подготовленности, сформированности у учащегося потребности и мотивации к занятиям физической культурой.

Приложение 1.1

Билет № 1


  1. Баскетбол.

2. Комплекс упражнений ежедневной утренней гимнастики.
Билет № 2

  1. Волейбол.

  2. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки.


Билет № 3

  1. Легкая атлетика: метание мяча, 6 - минутный бег.

  2. Комплекс упражнений для развития гибкости.


Билет № 4

  1. Легкая атлетика: прыжки в длину, высоту.

  2. Комплекс упражнений для развития координации движений.


Билет № 5

  1. Гимнастика.

  2. Комплекс упражнений на расслабление.


Билет № 6

  1. Волейбол.

  2. Комплекс общеразвивающих упражнений без предмета.


Билет № 7

  1. Баскетбол.

  2. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.


Билет № 8

  1. Легкая атлетика: метания, прыжки в длину.

  2. Комплекс упражнений физкультпаузы.


Билет № 9

  1. Гимнастика.

  2. Комплекс упражнений для развития гибкости.


Билет № 10

  1. Легкая атлетика: 6 – минутный бег, прыжки в высоту.

  2. Комплекс упражнений для развития координации движений.



Билет № 11

  1. Баскетбол.

  2. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки.


Билет № 12

  1. Гимнастика.

  2. Дыхательная гимнастика по системе Стрельниковой.


Билет № 13

  1. Волейбол.

  2. Комплекс упражнений оздоровительной аэробики на основе базовых шагов.

Билет № 14

  1. Легкая атлетика: метания, прыжки в длину.

  2. Партерная гимнастика (блок из 6- 8 упражнений).



Примечание: При выполнении комплексов упражнений оценивается техника выполнения, методика построения комплекса, сочетание дыхания с выполнением упражнений.

При большой наполняемости класса билеты дублируются.


Приложение 1.2



Содержание заданий по разделам программы.
Задания по разделу «Баскетбол».

Испытуемый находится за лицевой линией слева от щита лицом к средней линии, мяч в руках.

По команде, с ведением мяча правой рукой (в среднем темпе) «пересекает» среднюю линию и в передовой зоне выполняет передачу двумя от груди игроку, стоящему на линии штрафного броска. С ускорением справа, в направлении к щиту, получает обратную передачу (находясь в ограниченной зоне) с остановкой прыжком и выполняет бросок одной рукой от головы.

После броска испытуемый осуществляет подбор мяча, ведет мяч правой рукой, в направлении к стойкам. Осуществляет обводку 5 стоек (в направлении к противоположному щиту). Затем производит бросок в движении с двух шагов из-под кольца одной рукой от головы. Упражнение считается законченным при касании мячом земли.



Оценка выполнения технических элементов:

Передача двумя от груди.

«Отлично»- нет замечаний по технике выполнения передачи (допускается небольшая неточность исполнения).

«Хорошо» - отсутствует конечное положение рук после выполнения передачи (руки выпрямлены в локтевом суставе, направлены вперед, кисть согнута в лучезапястном суставе тыльной стороной ладони вовнутрь).

«Удовлетворительно» - локти разведены в стороны, мяч после выполнения замаха прижат к груди, отсутствует конечное положение рук после выполнения передачи, руки опущены вниз.

Остановка прыжком.

«Отлично» - нет замечаний по технике выполнения остановки.

«Хорошо» - неодновременное приземление на обе ноги в момент выполнения остановки.

«Удовлетворительно» - отрыв или сдвиг одной ноги от опоры после остановки (движение вперед по инерции).

«Неудовлетворительно» - прыжок выполнен после ловли мяча (прыжок с мячом), неодновременное приземление на обе ноги в момент выполнения остановки, отрыв или сдвиг одной ноги от опоры после выполнения остановки (движение вперед по инерции).

Ведение мяча.

«Отлично» - нет замечаний по технике выполнения (допускается небольшая неуверенность в момент выполнения техники ведения).

«Хорошо» - рука, осуществляющая ведение, согнута (отсутствует сопровождение мяча вверх-вниз).

«Удовлетворительно» - во время выполнения движения игроком мяч «отстает» от него (удар мяча в пол осуществляется сбоку от игрока), хлопки по мячу кистью.

«Неудовлетворительно» - во время выполнения движения игрока мяч «отстает» от него, хлопки по мячу кистью, рука, осуществляющая ведение мяча, находится в согнутом положении (не сопровождает мяч вниз), движение игрока осуществляется на выпрямленных в коленях ногах.

Бросок одной рукой от головы с места.

«Отлично» - нет замечаний по технике выполнения броска (допускается небольшая неточность выполнения).

«Хорошо» - локоть бросковой руки отведен в сторону, мяч в момент прицеливания закрывает обзор.

«Удовлетворительно» - отсутствует конечное положение руки после выполнения броска (рука выпрямлена в локте, направлена вверх-вперед, кисть согнута в лучезапястном суставе вниз), рука опущена вниз.

«Неудовлетворительно» - локоть бросковой руки отведен в сторону, мяч в момент прицеливания закрывает обзор, отсутствует конечное положение руки после выполнения броска (рука выпрямлена в локтевом суставе, направлена вверх-вперед, кисть согнута в лучезапястном суставе вниз), рука опущена вниз, бросок выполняется на выпрямленных ногах.

Бросок в движении с двух шагов.

«Отлично» - нет замечаний по технике выполнения остановки.

«Хорошо» - бросок выполняется после одного шага.

«Удовлетворительно» - последовательность выполнения шагов не соответствует технике (если бросковая правая рука, то выполняем шаг правой, затем шаг левой, если выполнено наоборот – ошибка).

«Неудовлетворительно» - перед выполнением броска игрок выполняет пробежку.

Задания по разделу «Легкая атлетика».
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги».

Учащийся самостоятельно отмеряет разбег. С 12-14 беговых шагов (средний разбег) учащийся выполняет прыжок в длину способом «согнув ноги». Дается три попытки.

Оценивается каждая попытка. Из трех оценок в зачет идет среднеарифметическая оценка. При одинаковых оценках в зачет идет эта оценка.

«Отлично» - учащийся уверенно выполняет разбег с 12 или 14 шагов. В разбеге удерживается на передней части стопы, скорость набирается плавно к месту отталкивания. Движение рук согласовано с движением ног, отталкивание выполняется вперед-вверх. В фазе полета двигательные действия учащегося обеспечивают равновесие тела и далекое «выбрасывание» ног при приземлении. Приземление на согнутые ноги на гимнастические маты.

«Хорошо» - учащийся выполняет задание с незначительными ошибками. Несогласованная работа рук и ног, чрезмерно высокое поднимание рук при отталкивании. Маховое движение выполняется скованно, закрепощено.

«Удовлетворительно» - учащийся выполняет задание с большим количеством ошибок. Не может правильно выполнить разбег: шаги либо растягивает, либо укорачивает; несогласованно работают руки и ноги, выполняет бег с пяток. Отталкивание производит под очень низким углом. Приземляется на выпрямленные ноги.

«Неудовлетворительно» - учащийся не может выполнить прыжок в длину способом «согнув ноги» с 12-14 беговых шагов.

Прыжок в высоту «способом перешагивания».

Учащийся самостоятельно измеряет разбег. С 7-9 шагов разбега выполняет прыжок в высоту способом «перешагивание» преодолевая планку (резиновый жгут), установленную на высоте 100 см.- девушки, 110 см- юноши. Дается 3 попытки.

Оценивается каждая попытка. Из трех оценок в зачет идет среднеарифметичекая оценка.

«Отлично» - учащийся уверенно выполняет разбег с 7-9 беговых шагов под углом 30-45 градусов к планке, с постоянным ускорением к месту отталкивания. Отталкивание выполняется на расстоянии 70 см от места проекции планки. Ближе к стойке со стороны разбега, в сочетании с маховым движением рук и маховой ноги. Учащийся при переходе через планку правильно выполняет уход от планки за счет поворота стопы маховой ноги и плеч в сторону планки. Приземление на маховую ногу, лицом к планке.

«Хорошо» - учащийся выполняет задание с незначительными ошибками. Несогласованные действия в отталкивании. Нет высокого взлета вверх в прыжке.

«Удовлетворительно» - учащийся выполняет задание с большим количеством ошибок. Скорость разбега замедляется, производится прыжок с места. В разбеге выполняет большой наклон туловища вперед или «отвал» плеч назад. Несогласованное действие толчковой и маховой ног, движений рук. Учащийся не выполняет «уход» от планки, приземляется спиной к планке.

«Неудовлетворительно» - учащийся допускает грубые ошибки. Не может выполнить разбег в сочетании с отталкиванием. Отталкивается двумя ногами. Сбивает планку руками, маховой или толчковой ногами.

Метание теннисного мяча с укороченного разбега в стену с расстояния 6 м.

Отмерить 10 м. от стены. Мелом прочертить линию, поставить ограничения (фишки) по ширине коридора для метания – 10 м. Учащийся самостоятельно отмеряет разбег. Предварительная часть разбега укороченная (можно выполнить подбежку). Заключительная часть разбега состоит из 4-х бросковых шагов. Бросок выполнять в полную силу так, чтобы мяч после отскока летел как можно дальше. Дается три попытки.

Каждая попытка оценивается. Из трех оценок в зачет идет среднеарифметическая оценка. При одинаковых оценках в зачет идет эта оценка.

«Отлично» - учащийся уверенно выполняет все части разбега с постепенным ускорением к месту выброса снаряда. В предварительной части разбега мяч несет над головой. В заключительной части выполняет отведение мяча на два шага, один скрестный шаг, приходит в положение финального усилия в упор на левую ногу. При броске мяч несет над плечом. Левая рука помогает сохранить закрытое положение метателя. После выброса снаряда учащийся выполняет остановку – торможение до линии выброса мяча перескоком с левой на правую ногу. Отскок от стены ближе к линии выброса снаряда. «Хорошо» - учащийся выполняет задание с незначительными ошибками: напряженное держание мяча, закрепощенность всей метающей руки. Ранний поворот оси плеч при захвате снаряда. Раннее движение туловищем вперед.

«Удовлетворительно» - учащийся не набирает скорость в разбеге, в связи с чем, подбегая, останавливается и метает мяч с места. Снаряд несет сбоку. Нет активного продвижения метателя на скрестном шаге. Метание мяча начинается раньше, чем ставится левая нога в финале (в одноопорном положении).

«Неудовлетворительно» - учащийся выполняет метание с грубыми ошибками. Не может выполнить все части разбега. Несогласованная работа рук и ног. Метание мяча в безопорном положении.

6- минутный бег (оценка общей выносливости).

Выполняется в закрытых помещениях, на спортивных площадках, стадионах. Бегут группой 5-10 человек. По прошествии каждой минуты участникам сообщается информация о количестве прошедших и оставшихся минут.



«Отлично» - учащийся бежит в среднем темпе, добегает до финиша без перехода на ходьбу.

«Хорошо» - учащийся переходит на кратковременную ходьбу (до 10 сек.) после истечения 3 минут.

«Удовлетворительно» - учащийся переходит на кратковременную ходьбу после каждой минуты бега.

«Неудовлетворительно» - учащийся останавливается через каждые 30 сек. или не добегает до конца положенного времени.
Задания по разделу «Волейбол».
Передача двумя руками сверху над собой.

Тест выполняется в центральном круге баскетбольной площадки. Учащийся выполняет 10 передач двумя руками сверху над собой не ниже 1,5 -2 м, не выходя из круга. Дается одна попытка.

Оценка выставляется сразу по окончании теста.

«Отлично» - учащийся выполняет 10 передач двумя руками над собой с высокой амплитудой, не выходя из круга, без остановок и без потери мяча, передвигается в стойке волейболиста.

«Хорошо» - учащийся выполняет 8 передач двумя руками над собой, не выходя из круга, без остановок, без потери мяча, с незначительными ошибками: не до конца выпрямлены руки в локтевых суставах, передача не заканчивается кистью, лишние движения руками.

«Удовлетворительно» - учащийся выполняет 5 передач двумя руками над собой, не выходя из круга, с большим количеством ошибок: не работают ноги (передача осуществляется на выпрямленных в коленях ногах), локти опущены, передачи низкие, руки полностью не выпрямляются в локтях.

«Неудовлетворительно» - учащийся не может выполнить 5 передач двумя руками над собой в кругу; постоянно роняет мяч.

Прием мяча снизу двумя руками.

Учащийся набрасывает себе мяч, осуществляет прием мяча снизу двумя руками и передачу в стену 10 раз без остановки и без потери мяча. Дается одна попытка.

Оценка выставляется сразу по окончании теста.

«Отлично» - учащийся выполняет 10 приемов и передач мяча снизу двумя руками в стену без остановки и без потери мяча, передвигается в стойке волейболиста.

«Хорошо» - учащийся выполняет 8 передач без остановок, без потери мяча с незначительными ошибками: прием мяча на кулачки.

«Удовлетворительно» - учащийся выполняет 5 приемов и передач с большим количеством ошибок: не работают ноги (передвижения на выпрямленных ногах), руки согнуты в локтевых суставах, высоко поднимаются.

«Неудовлетворительно» - учащийся не может выполнить 5 приемов и передач снизу двумя руками. Постоянно теряет мяч.

Нижняя прямая подача мяча в заднюю часть площадки.

Учащийся выполняет три подачи мяча в заданные части площадки по зонам: 1, 6, 5, предварительно размеченных мелом. Подача производится в зону, указываемую подающим. На каждую подачу дается одна попытка.

Оценка выставляется после выполнения трех подач.

«Отлично» - учащийся точно выполняет три нижние подачи в заявленные зоны.

«Хорошо» - учащийся точно выполняет две нижние прямые подачи в заявленные зоны с незначительными ошибками: высоко подбрасывает мяч, высоко поднимает руку, замах рукой выполняет в сторону.

«Удовлетворительно» - учащийся точно выполняет одну нижнюю прямую подачу в заявленную зону с большим количеством ошибок; рука сгибается в локтевом суставе, ноги выпрямлены.

«Неудовлетворительно» - учащийся не может выполнить нижнюю прямую подачу в заявленную зону, мяч не перелетает через сетку, не попадает в площадку.


Задания по разделу «Гимнастика с основами акробатики»
Опорный прыжок.

Учащийся после того, как его вызвали, поднимает выпрямленную руку вверх, что сообщает о его готовности выполнить прыжок. Ожидает команду «Можно!», после чего выполняет прыжок.



Мальчики. Опорный прыжок, согнув ноги через козла в длину, h = 115 см.

Девочки. Опорный прыжок боком через коня в ширину, h = 110 см., возможен козел (смотреть – ноги выше воображаемой горизонтальной линии)

Конечный результат выставляется в баллах, исходя из требований классификационной программы по гимнастике и правил судейства соревнований. Оценивание происходит по 10-ти бальной системе. Максимально возможная оценка - 10 баллов. За невыполнение (или выполнение с ошибками) определенных фаз прыжка, положений туловища, рук, ног и головы, предусмотренных техникой элемента, вычитывается сбавка согласно следующей классификации:



1. Грубые ошибки (влияющие на искажение техники) – от 0,5 баллов до полной «стоимости» элемента:

- наскок на мост вне зоны отталкивания – 0,5 баллов;

- толчок поочередной постановкой ног (если не предусмотрено техникой) – 0,5-0,7 баллов;

- отсутствие замаха (если предусмотрено техникой) – 0,5 -1,5 баллов;

- положение туловища над снарядом – 0,7 – 1,0 баллов;

- постановка и толчок руками – 0,5 баллов – «невыполнение»;

- падение в приземлении – 0,7 баллов – «невыполнение»;

2. Мелкие ошибки (не влияющие на искажение техники) – от 0,1 баллов до 0,4 баллов:

- не оттянуты носки – 0,1 - 0,2 баллов;

- разведены ноги (если не предусмотрено техникой) – 0,2 – 0,3 баллов;

- согнуты ноги – 0,3 – 0,4 баллов;

- ошибка приземления - 0,1 – 0,4 баллов;

Исходя из конечной оценки, выставляется отметка:

10,0 – 9,0 баллов – «Отлично»;

8,9 – 8,0 баллов - «Хорошо» ;

7,9 – 6,0 баллов – «Удовлетворительно»;

5,9 – и ниже - «Неудовлетворительно».



Акробатика.

Испытуемый после того, как его вызвали, поднимает выпрямленную руку вверх, что сообщает о его готовности выполнить упражнение. Ожидает команду «Можно!», после чего выполняет комбинацию по акробатике.


Мальчики.

И.п. – о.с.




- стойка на носках руки вверх – в стороны,

0,5

-полуприсед с наклоном вперед, руки в стороны - назад («старт пловца»),

0,5

- кувырок вперед в упор присев,

2,0

- силой стойка на голове и руках (держать),

2,0

- опуститься в упор стоя согнувшись,

1,5

- присед, руки назад,

0,5

- длинный кувырок вперед в упор присев,

2,0

- прыжок вверх с поворотом кругом.

1,0



Девочки.

И.п. – о.с.




- стойка на носках, руки в стороны,

0,5

шаг правой (левой), равновесие на одной, руки в стороны (держать),

1,0

встать, руки вверх, выпад левой (правой), руки в стороны,

1,0

кувырок вперед в упор присев,

2,0

- перекат назад в стойку на лопатках без помощи рук (держать),

2,0

- перекат в сед с наклоном вперед,

1,0

- кувырок назад,

2,0

- прыжок, прогнувшись, руки вверх - в стороны, основная стойка

0,5

Конечный результат выставляется в баллах, исходя из требований классификационной программы по гимнастике и правил судейства соревнований. Оценивание происходит по 10-ти бальной системе. Максимально возможная оценка – 10 баллов. За невыполнение (или выполнение с ошибками) определенных фаз двигательного действия, положений туловища, рук, ног и головы, предусмотренных техникой элемента, вычитывается сбавка согласно следующей классификации:



  1. Грубые ошибки (влияющие на искажение техники) – от 0,5 баллов до полной «стоимости» элемента:

- выполнение в другом положении или другим способом – 0,5 баллов – «невыполнение».

- выполнение в неопределенном положении – «невыполнение».



  1. Мелкие ошибки (не влияющие на искажение техники) – от 0,1 балла до 0,4 баллов:

- не оттянуты носки – 0,1 – 0,2 балла;

- разведены ноги (если не предусмотрено техникой) – 0,2 – 0,3 баллов;

- согнуты ноги – 0,3-0,4 баллов.

Исходя из конечной оценки, выставляется отметка:

10,0 – 9,0 баллов – «Отлично»;

8,9 – 8,0 баллов - «Хорошо» ;

7,9 – 6,0 баллов – «Удовлетворительно»;

5,9 – и ниже - «Неудовлетворительно».

Приложение 1.3
Теоретический блок

«Основы знаний о физической культуре»
Оценка «5» выставляется за 80-100 % правильных ответов.

Оценка «4» - 60-79 % правильных ответов

Оценка «3»- 40-59 % правильных ответов.

Оценка «2» - 39% и ниже.

Теоретико-методическое задание заключается в ответах на тестовые вопросы. Тематика вопросов соответствует требованиям к уровню знаний выпускников основной школы по образовательной области «Физическая культура».



2. Порядок выполнения задания

2.1. Юноши и девушки выполняют задание в разных сменах или вместе.

2.2. Участники обеспечиваются всем необходимым для выполнения задания: авторучкой, вопросником, бланком ответов.

2.3. Использование мобильных телефонов и других средств связи, а также общение между участниками во время выполнения задания не разрешается.

2.4. Нарушение п. 2.3. штрафуется снижением оценки на 1 балл за каждое замечание.

3. Программа испытаний

Участники отвечают на вопросы тестового задания. Тематика вопросов соответствует требованиям к уровню знаний выпускников основной школы по образовательной области “Физическая культура”.



Предлагаемые вопросы разработаны на основе:

1. Бутин И.М. Физическая культура: 9-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений / И.М. Бутин, И.А. Бутина, Т.Н. Леонтьева, С.М. Масленников. – М. : ВЛАДОС, 2003.

2. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основа знаний: учебное пособие / В.П. Лукьяненко. – М. : Советский спорт, 2003.

3. Твой олимпийский учебник: учеб. пособие для учреждений образования России. – 13-е изд., перераб. и доп. / В.С. Родиченко и др. – М. : Физкультура и спорт, 2004.

4. Физическая культура: учебник для учащихся 10-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» / Под общ. ред. А.Т. Паршикова, В.В. Кузина, М.Я. Виленского. – М. : СпортАкадемПресс, 2003.

5. Физическая культура: учебник для учащихся 11-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» / Под общ. ред. А.Т. Паршикова, В.В. Кузина, М.Я. Виленского. – М. : СпортАкадемПресс, 2003.

6. Чесноков Н.Н. Тестирование уровня знаний по физической культуре: учебно-методическое пособие / Н.Н. Чесноков, А.А. Красников. – М. : Спорт-АкадемПресс, 2002.

7. Чесноков Н.Н. Олимпиада по предмету «Физическая культура» / Н.Н. Чесноков, В.В. Кузин, А.А. Красников. – М. : Физическая культура, 2005.

8. Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре в 2006 году / Под общ ред. Н.Н. Чеснокова. – М. : АПКиППРО, 2006. – 104 с.

9. Балашова В.Ф. Физическая культура: тестовый контроль знаний: методическое пособие / В.Ф. Балашова, Н.Н. Чесноков. – М. : Физическая культура,2007. – 132 с.

Приложение 2.
Рекомендации по организации и проведению обязательного зачета по предмету «Физическая культура» для учащихся 4 и 10 классов общеобразовательных учреждений области

в 2010-2011 учебном году.
Обязательный зачет по предмету «Физическая культура» проводится в общеобразовательных учреждениях в 4-х и 10-х классах.

В программе зачета:

- для учащихся 4-х классов: определение технической подготовленности: по легкой атлетике, баскетболу, гимнастике с основами акробатики.

- для учащихся 10-х классов (юноши и девушки):

Выполнение групповых вольных упражнений, акробатических прыжков, комплекса упражнений из предложенных упражнений, составленного учащимися.

По итогам выполнения заданий выставляется «Зачет» или «Незачет».

Для учащихся 4-х классов выставляется оценка «4» и «5» за год, если учащийся получает «Зачет» и имеет уровень физической подготовленности не ниже «ниже среднего».

В 4-х классах учащийся получает «Зачет» если средняя оценка за все виды технической подготовки (по легкой атлетике, баскетболу, гимнастике с основами акробатики) не ниже оценки «4».

Для учащихся 10 классов выставляется оценка «4» и «5» за год, если учащийся получает «Зачет» и имеет уровень физической подготовленности не ниже «ниже среднего».

Девушки и юноши 10-х классов выполняют одну программу. «Зачет» выставляется, если участник набирает в сумме не менее 21 балла (при общей сумме – 26 баллов: 10 баллов в вольных упражнениях и 6 баллов в акробатических прыжках, 10 баллов в комплексах).


Программа обязательного зачёта для учащихся 4-х классов.
Определение технической подготовленности по легкой атлетике учащихся 4-х классов общеобразовательных учреждений.

Тест 1. «Комбинированное выполнение специально-беговых упражнений».

Назначение: оценка освоения навыков бега.

Оборудование: 4 фишки; свисток.

Процедура: тест выполняется на волейбольной площадке, по углам которой расположены 4 фишки. По сигналу учащийся выполняет бег с высоким подниманием бедра от первой фишки до второй (15-16 метров); от второй фишки до третьей бег с захлестыванием голени назад (9-10 метров); от третьей до четвертой фишки прыжки в шаге (16-18 метров); от четвертой до пятой фишки бег приставными прыжками: 3 - правым боком, поворот 3- левым боком (9-10 метров).

Дается одна попытка.

Оценка выставляется по окончании задания.



«Отлично» - учащийся выполняет задание на передней части стопы. При беге с высоким подниманием бедра, прыжках в шаге опорная нога выпрямлена в коленном суставе; маховая нога согнута, бедро параллельно опоре. При беге с захлестыванием голени опорная нога выпрямлена, маховая – активно сгибается, пятка двигается под ягодицу, подошва ноги – вверх. При передвижении правым и левым боком прыжки примерно одной длины с активным отталкиванием вверх-вперед. Во всех упражнениях руки согнуты в локтевых суставах. В беге с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени, прыжках в шаге руки двигаются как при беге – в передне-заднем направлении в перекрестной координации. В беге приставными прыжками руки двигаются «на взлет», вперед-вверх одновременно с отталкиванием. Положение туловища составляет беговой наклон 85 градусов.

«Хорошо» - учащийся выполняет задание с незначительными ошибками. Нарушается ритм движения. При прыжках в шаге носок оттянут, не «взят на себя». Руки немного согнуты. Незначительное отклонение туловища, недостаточная работа рук в передне-заднем направлении (работа поперек туловища).

«Удовлетворительно» - учащийся выполняет задание с большим количеством ошибок. Не во всех упражнениях удерживается на передней части стопы. В беге с высоким подниманием бедра, в прыжках в шаге опорная нога полностью не выпрямляется. В беге с захлестыванием голени не до конца сгибает маховую в коленном суставе. Руки в упражнениях почти выпрямлены или согнуты, но прижаты к туловищу. Положение туловища с большим отклонением от вертикали.

«Неудовлетворительно» - учащийся выполняет задание с грубыми ошибками: передвигается с пяток, опорную ногу не выпрямляет в коленном суставе. Упражнение выполняется на согнутых ногах. Движение рук и ног не согласовано. Положение туловища отклонено сильно назад или наклонено сильно вперед. В беге с высоким подниманием бедра, прыжках в шаге бедро маховой ноги не удерживается в параллельном опоре положении. В беге с захлестыванием голени маховая нога мало сгибается в коленном суставе. Руки выпрямлены. Положение головы неестественное: либо очень низко опущен подбородок – ученик смотрит вниз, либо очень высоко поднят – голова наклонена назад.

Тест 2. (выполняется один из предложенных вариантов)

Вариант 1. «Прыжок в высоту с прямого разбега».

Назначение: оценка освоения навыков прыжков в высоту.

Оборудование: 3 гимнастических мата; 2 стойки; резиновый жгут.

Процедура: учащийся самостоятельно измеряет разбег. С 3-5 шагов прямолинейного разбега учащийся выполняет прыжок в высоту толчком одной ноги с преодолением планки (резинового жгута), установленной на высоте 60 см. Дается 3 попытки.

Оценка. Каждая попытка оценивается. Из трех оценок в зачет идет средняя.

«Отлично» - учащийся уверенно выполняет разбег с 3 или 5 шагов. В разбеге удерживается на передней части стопы. Движение рук согласованно с движением ног, отталкивание выполняется вверх. Переход через планку - движением ног, отталкивание выполняется вверх. Переход через планку – согнув ноги, приземление на слегка согнутые ноги на гимнастические маты.

«Хорошо» - учащийся выполняет задание с незначительными ошибками. Несогласованная работа рук и ног, чрезмерно высокое поднимание рук. Маховое движение выполняется скованно, закрепощено.

«Удовлетворительно» - учащийся выполняет задание с большим количеством ошибок. Не может правильно выполнить разбег в 3-5 беговых шага: шаги либо растягивает, либо укорачивает. Несогласованно работают руки и ноги, бег с пяток. Отталкивание производит вперед, а не вверх. Приземляется на выпрямленные ноги.

«Неудовлетворительно» - учащийся не может выполнить прыжок в высоту с 3-5 шагов прямолинейного разбега.

Вариант 2. «Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги».

Назначение: оценка освоения навыков прыжков в длину с разбега.

Оборудование: 3 гимнастических мата;

Процедура: учащийся самостоятельно отмеряет разбег. С 6-8 беговых шагов (средний разбег) учащийся выполняет прыжок в длину способом «согнув ноги». Дается три попытки.

Оценка. Каждая попытка оценивается. Из трех оценок в зачет идет средняя.

«Отлично» - учащийся уверенно выполняет разбег с 6 или 8 шагов. В разбеге удерживается на передней части стопы, скорость набирается плавно к месту отталкивания. Движение рук согласованно с движением ног, Отталкивание выполняется вперед-вверх. В фазе полета двигательные действия учащегося обеспечивают равновесие тела и далекое «выбрасывание» ног при приземлении.

«Хорошо» - учащийся выполняет задание с незначительными ошибками. Не согласованная работа рук и ног, чрезмерно высокое поднимание рук при отталкивании. Маховое движение выполняется скованно, закрепощено.

«Удовлетворительно» - учащийся выполняет задание с большим количеством ошибок. Не может правильно выполнить разбег с 6-8 беговых шагов: шаги либо растягивает, либо укорачивает; не согласованно работают руки и ноги, выполняет бег с пяток. Отталкивание производит под очень низким углом. Приземляется на выпрямленные ноги.

«Неудовлетворительно» - учащийся не может выполнить прыжок в длину способом «согнув ноги» с 6-8 беговых шагов.
Тест 3. «Метание теннисного мяча с места в стену, из положения стоя боком в направлении метания с расстояния 6 м».

Назначение: оценка овладения навыками метания малого мяча.

Оборудование: теннисные мячи – 3 штуки, фишки – 2 штуки, мел.

Процедура: отмерить 6 м от стены. Мелом прочертить линию, поставить ограничения (фишки) по ширине для метания – 10 м. Из и.п. – стоя боком в направлении метания, выполнить бросок теннисного мяча в стену. Бросок выполнять в полную силу так, чтобы мяч после отскока летел как можно дальше. Дается три попытки.

Оценка. Каждая попытка оценивается. Из трех оценок в зачет идет средняя. При одинаковых оценках в зачет идет эта оценка.

«Отлично» - учащийся правильно выполняет исходное положение, оставляя себе место до линии для остановки после броска. Движение начинается с ног, последовательно включаются все звенья тела, заканчивается броском метающей руки. Учащийся активно выполняет положение «захвата снаряда», метающая рука двигается над плечом. Левая рука находится перед грудью, в согнутом положении, бросок заканчивается мощным движением – «рывком» - о чем свидетельствует хороший отскок от стены (примерно в линию, где стоит учащийся, и дальше). Учащийся после броска не наступает на линию выброса снаряда.

«Хорошо» - учащийся выполняет задание с незначительными ошибками: напряженное держание мяча, закрепощенность метающей руки; ранний поворот оси плеч при захвате снаряда, раннее движение туловищем вперед.

«Удовлетворительно» - учащийся выполняет бросок сбоку из-за раннего движения метающей руки. Бросок выполняется только одной рукой. Учащийся не умеет разгонять снаряд, прикладывая к нему силу, что отражается в слабом отскоке. Левая рука не участвует в процессе метания.

«Неудовлетворительно» - учащийся наступает или заступает за линию выброса снаряда во время или после броска. Принимает и.п. – стоя на выпрямленных ногах, метающую руку не выпрямляет или очень низко опускает. Не может выполнить положение «захвата» снаряда. Мяч не долетает до стены.
Тест 4. Диагностика технической подготовленности учащихся 4-х классов по спортивным играм (баскетбол).

Общие требования к оценке технической подготовленности школьников.

Оборудование: упражнение выполняется на площадке со специальной разметкой для игры в баскетбол, мяч баскетбольный, фишки - ориентиры.

Выполнение и содержание тестового упражнения («владение мячом»).

Испытуемый находится за лицевой линией с мячом в руках (с левой стороны от щита) лицом к средней линии.

В беге выполняет ведение мяча правой рукой по прямой до средней линии. Выполнив остановку, продолжает ведение шагом правой рукой до игрока № 1 (на штрафной линии). Находясь на расстоянии 2-х метров от него, передает мяч, ускоряется, получает обратную передачу, останавливается в ограниченной зоне с правой стороны от щита, выполнят удар в щит, ловит мяч и с ведением правой рукой движется к фишкам (5 штук, расположенных на одной линии вдоль боковой на расстоянии 2 м друг от друга) и, выполняя «змейку», обводит фишки то левой, то правой рукой. Двигаясь по прямой с ведением правой рукой, пересекает лицевую линию. Упражнение считается законченным.

Оценка выполнения технических элементов владения мячом.

Ведение мяча:

«Отлично» - нет потери мяча

«Хорошо» - мяч поднимается до уровня груди и выше.

«Удовлетворительно» - «хлопанье» по мячу кистью, мяч постоянно отстает от игрока (в движении).

«Неудовлетворительно» - мяч поднимается до уровня груди и выше, хлопанье кистью по мячу, мяч постоянно отстает от игрока (в движении), постоянно взгляд на мяч.

Передача двумя руками:

«Отлично» - нет потери мяча и замечаний, указанных ниже,

«Хорошо» - отдергивание рук (положение рук прямо в сторону направления полета мяча),

«Удовлетворительно» - передача с большим усилием и искривлением туловища в момент передачи, потеря равновесия в момент замаха мяча.

«Неудовлетворительно» - передача с большим усилием и искривлением туловища в момент передачи, потеря равновесия в момент замаха мяча – отдергивание рук (положение рук прямо в сторону направления полета мяча) мяч летит неточно (с большим отклонением от игрока, получающего мяч).

Ловля мяча:

«Отлично» - нет потери мяча.

«Хорошо» - руки не вытянуты навстречу мячу.

«Удовлетворительно» - руки вытянуты навстречу мячу, кисти параллельно, при ловле мяч ударяется об грудь (кисти мяча не касаются, ловит мяч предплечьем – как вратарь).

«Неудовлетворительно» - руки не вытянуты навстречу мячу, кисти параллельно, при ловле мяч ударяется о грудь, потеря мяча.
Тест 5. Организация и методика диагностики технической подготовленности по гимнастике с основами акробатики.

Опорный прыжок.

Содержание теста: опорный прыжок через козла в ширину, h = 100 см (мальчики и девочки).

Вскок в упор стоя на коленях, взмахом руками соскок прогнувшись.

Основы судейства тестового упражнения:

Конечный результат выставляется в баллах, исходя из требований классификационной программы по гимнастике и правил судейства соревнований. Оценивание происходит по 10-ти бальной системе. Максимально возможная оценка - 10 баллов. За невыполнение (или выполнение с ошибками) определенных фаз прыжка, положений туловища, рук, ног и головы, предусмотренных техникой элемента, вычитывается сбавка согласно следующей классификации:

1. Грубые ошибки (влияющие на искажение техники) – от 0,5 баллов до полной «стоимости» элемента:

- наскок на мост вне зоны отталкивания – 0,5 баллов;

- толчок поочередной постановкой ног (если не предусмотрено техникой) – 0,5-0,7 баллов;

- отсутствие замаха (если предусмотрено техникой) – 0,5 -1,5 баллов;

- положение туловища над снарядом – 0,7 – 1,0 баллов;

- постановка и толчок руками – 0,5 баллов – «невыполнение»;

- падение в приземлении – 0,7 баллов – «невыполнение»;

2. Мелкие ошибки (не влияющие на искажение техники) – от 0,1 баллов до 0,4 баллов:

- не оттянуты носки – 0,1 - 0,2 баллов;

- разведены ноги (если не предусмотрено техникой) – 0,2 – 0,3 баллов;

- согнуты ноги – 0,3 – 0,4 баллов;

- ошибка приземления - 0,1 – 0,4 баллов;

Исходя из конечной оценки, выставляется отметка:

10,0 – 9,0 баллов – «Отлично»;

8,9 – 8,0 баллов - «Хорошо»;

7,9 – 6,0 баллов – «Удовлетворительно»;

5,9 – и ниже - «Неудовлетворительно».


Акробатика.

4 класс (мальчики и девочки).



И.п. – о.с.




- стойка на носках, руки вверх – в стороны,

0,5

- упор присев – кувырок назад в упор присев

0,2

- перекатом назад стойка на лопатках (держать)

3,0

- перекат вперед в упор присев

2,0

- кувырок вперед в упор присев

2,0

-прыжок прогнувшись, руки вверх – в стороны

0,5

Основы судейства тестового упражнения. Конечный результат выставляется в баллах, исходя из требований классификационной программы по гимнастике и правил судейства соревнований. Оценивание происходит по 10-ти бальной системе. Максимально возможная оценка – 10 баллов. За невыполнение (или выполнение с ошибками) определенных фаз двигательного действия, положений туловища, рук, ног и головы, предусмотренных техникой элемента, вычитается сбавка согласно следующей классификации:



1. Грубые ошибки (влияющие на искажение техники) – от 0,5 б. до полной «стоимости» элемента.

- выполнение в другом положении или другим способом – 0,5 б. – «невыполнение».

- выполнение в неопределенном положении – «невыполнение».

2. Мелкие ошибки (не влияющие на искажение техники) – 0,1 – 0,2 б.

- не оттянуты носки – 0,1 – 0,2 б.

- разведены ноги (если не предусмотрено техникой) – 0,2 – 0,3 б.

- согнуты ноги – 0,3 – 0,4 б.

Исходя из конечной оценки, выставляется отметка:

10,0 – 9,0 баллов – «Отлично»;

8,9 – 8,0 баллов - «Хорошо»;

7,9 – 6,0 баллов – «Удовлетворительно»;

5,9 – и ниже - «Неудовлетворительно».
Программа обязательного зачёта для учащихся 10-х классов.

(девушки и юноши)
Групповые вольные упражнения (выполняется с музыкальным сопровождением).

И.п. – основная стойка.

I.

1 – встать на носки, руки вверх, ладони вперёд;



2 – полуприсед, правая рука в сторону, левая рука вперед;

3 – встать на носки, руки вверх, ладони вперед;

4 - полуприсед, левую руку в сторону, правую руку вперед;

5 – встать, отставляя левую, поворот туловища направо, правую руку в сторону, левую руку на пояс;

6 – стойка ноги врозь, руки на пояс;

7 – наклон вправо, левую руку вверх;

8 – выпрямиться, приставляя левую, руки вверх.

II.


1 – правую (левую) назад на носок, руки в стороны;

2 – равновесие на левой (правой);

3-4 – держать;

5 – выпрямляясь, правую (левую) назад на носок, руки в стороны;

6 – шаг правой (левой) вперед, правую (левую) руку перед грудью;

7 – одновременный поворот на 360˚, сгибая свободную ногу вперед, руки к плечам;

8 – стойка ноги врозь, руки в стороны.

III.


1 – наклон вперед с поворотом туловища направо, руки в стороны (правой рукой коснуться стопы левой ноги);

2 – поворот туловища налево;

3 – наклон вперед, руки скрестно, (кистями коснуться разноименных стоп);

4 – выпрямиться, руки перед грудью;

5 – встать на левую, правую в сторону, руки в стороны;

6 – выпад вправо, руки вверх;

7 – дугою внутрь, правую руку в сторону;

8 – дугою внутрь, левую руку в сторону.

IV.

1 – выпад влево, дугою к низу правую руку влево;



2 – наклон вправо, руки вверх;

3 – встать на левую, правую в сторону, дугою внутрь, левую руку в сторону;

4 – приставить правую;

5 – правую назад, руки вверх;

6 – приставляя правую, полуприсед с полунаклоном, руки назад («старт пловца»)

7 – прыжок вверх прогибаясь;

«и» - доскок;

8 – встать, руки вверх.

V.

1 – упор присев на правой, левую в сторону на носок;



2 – прыжком сменить положение ног;

3 – поворот направо в сед согнув левую;

4 – сед согнув ноги;

5 – сед углом;

6 – руки в стороны;

7-8 – держать;

VI.

1 – сед, руки вверх;



2 – наклон вперед;

3-4 – держать;

5 – лечь на спину, руки вверх;

6 – поворот направо кругом в положение лежа прогнувшись, руки в стороны;

7 – упор лежа на согнутых руках;

8 – выпрямить руки, прогнуться.

VII.

1 – сед на пятках с наклоном вперед, руки вверх;



2 – упор стоя на прямом колене, мах левой назад;

3 – сед на пятках с наклоном вперед, руки вверх;

4 – упор стоя на левом колене, мах правой назад;

5 – сед на пятках с наклоном вперед, руки вверх;

6 - толчком, упор присев;

7- выпрямляя ноги, упор стоя согнувшись;

8 – выпрямиться, руки вверх.

VIII.


1 – сгибая правую вперед и опуская руки к плечам, коснуться локтем левой руки колена правой ноги;

2 – приставляя правую, руки вверх;

3 – тоже к левой ноге;

4 – приставляя левую, руки в сторону;

5 – мах правой в сторону, руки в сторону;

6 – приставить правую, руки вверх;

7 – мах левой в сторону, руки в стороны;

8 – приставляя левую, руки вверх – наружу.

Комбинация оценивается из 10 баллов.

Ошибки исполнения и композиции могут быть следующими:



мелкие

0,1 балла

средние

0,2 балла

грубые

0,4 балла

Оценка исполнения.

А. Сбавки нарушение композиционной целостности упражнения.




1. Несогласованность движений с темпоритмом музыкального сопровождения

до 0,2 балла за каждый эпизод

2. Несогласованное выполнение движений гимнастики

до 0,2 балла за каждый эпизод

В. Сбавки за нарушение техники исполнения, гимнастического стиля и осанки, допускаемые отдельными участками.



1. Недостаточная амплитуда выполнения отдельных движений

до 0,2 балла каждый раз

2. Нарушение осанки, неточное положение отдельных частей тела

до 0,2 балла каждый раз

3. Явное невыполнение элемента (движения)

0,4 балла за каждое

4. Явно выраженная потеря равновесия (падение)

0,4 балла с каждого участника


Акробатические прыжки.

Выполняются 2 акробатических упражнения.



Первое упражнение: кувырок-прыжок вверх с поворотом на 180 градусов – два кувырка вперёд – прыжок вверх с поворотом на 180 градусов.

Второе упражнение: два переворота в сторону – приставляя ногу, поворот направо (налево) – два кувырка назад – прыжок вверх с поворотом на 180 градусов.

Прыжки оцениваются из 6 баллов

Ошибки исполнения могут быть следующими:

мелкие

0,1 балла

средние

0,2 балла

грубые

0,4 балла


Составление комплекса упражнений.

Используя предлагаемые упражнения на различные группы мышц, учащийся самостоятельно составляет комплекс упражнений (не менее 10 упражнений) и показывает его. Масса гантелей не должна превышать 5-ти кг.

Комплекс упражнений оценивается из 10 баллов.

Сбавки за нарушение техники исполнения, гимнастического стиля и осанки, допускаемые участками.





1. Недостаточная амплитуда выполнения отдельных движений

до 0,2 балла каждый раз

2. Нарушение осанки, неточное положение отдельных частей тела

до 0,2 балла каждый раз

3. Явное невыполнение элемента (движения)

0,4 балла за каждое

4. Явно выраженная потеря равновесия (падение)

0,4 балла с каждого участника


Упражнения с гантелями.

I. Мышцы груди.

1. Подъём гантелей вперёд (фронтальная часть дельты).

2. Разведение рук с гантелями в стороны (боковая часть).

3. Разведение гантелей в наклоне (задняя часть дельты).

II. Бицепсы.

1. Сгибание рук с гантелями (стоя, сидя) хват снизу, сверху, одной рукой с опорой локтя о колено, попеременно.

2. Сидя на наклонной скамье, сгибание рук с гантелями, хват внутрь, вперед.

III. Трицепсы.

1. Выпрямление рук вверх с гантелью (сидя, стоя) двигается только предплечье.

2. Лежа на скамье выпрямление рук, хват гантелей ладонями внутрь.

3. Выпрямление одной руки назад в наклоне, плечо фиксировано горизонтально.

IV. Мышцы спины.

1.Тяга к поясу, в наклоне, другая рука в упоре.

2.Отведение гантелей назад вверх в наклоне.

V. Грудные мышцы.

1. Разведение рук с гантелями, лежа на горизонтальной скамье.

2. Отведение выпрямленных рук назад, лёжа на горизонтальной доске.

3. Жим тяжёлых гантелей.

VI. Мышцы живота.

1. Подъём туловища из положения лежа, руки с гантелями за головой.

2. Подъём ног из положения лежа.

VII. Разгибание спины.

1. Наклон вперёд, гантели в руках за головой.

VIII. Мышцы бедра.

1. Присед, руки с гантелями у плеч.

2.Сидя на высокой скамье выпрямить ногу с гантелью, закрепленной к ступне.

IX. Мышцы голени.

1. Подъём на носки, стоя на бруске.

2. Подъём на носок одной ноги, гантель внизу.



X. Упражнения на растяжку всех групп мышц (комплекс разрабатывается каждым учащимся самостоятельно).


Смотрите также:
Рекомендации по организации и проведению регионального обязательного экзамена по предмету «Физическая культура» для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений района в 2010-2011 учебном году
316.08kb.
1 стр.
Заданий по разделам программы. Задания по разделу
107.75kb.
1 стр.
Выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений Костромской области по предмету «Искусство» в устной форме в 2010 – 2011 учебном году
87.11kb.
1 стр.
Программа по предмету «Физическая культура» для учащихся 3 классов общеобразовательных учреждений
277.87kb.
4 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Физическая культура»
858.43kb.
3 стр.
Программа по предмету «физическая культура» для общеобразовательных учреждений на основе вида спорта гольф
2087.06kb.
7 стр.
Анализ результатов единого государственного экзамена выпускников 11 (12) классов общеобразовательных учреждений в 2012 год
135.25kb.
1 стр.
Билеты для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений Костромской области в 2010 – 2011 учебном году содержание билеты для проведения государственной (итоговой)
2658.62kb.
15 стр.
Анализ организации учебного процесса. В 2010-2011 учебном год
184.49kb.
1 стр.
Методические рекомендации «Об организации образовательного процесса в 1-х классах общеобразовательных учреждений Рязанской области
143.48kb.
1 стр.
Творческая исследовательская деятельность (тид) учащихся Средней общеобразовательной школы №1 о мероприятиях, реализуемых в рамках программы РФ «Одаренные дети» в 2010-2011 учебном году
88.71kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению родительских собраний в 4-х классах образовательных учреждений по вопросам информирования родителей об особенностях курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2011 – 2012 учебном году
78.64kb.
1 стр.