Главная
страница 1

Календарно-тематическое планирование


уроков по биологии

10 класс (программа В.В. Пасечника и др.)

1 час в неделю

Разработано учителем биологии лицея-интерната №25 г. Белгород

Кристаловой Н.А.
Пояснительная записка
В лицее-интернате №25 преподавание биологии осуществляется по Программе среднего (полного) общего образования по биологии авторов В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулов и соответствующего комплекта учебников.

Для изучения курса «Общая биология» в 10-11 классах на базовом уровне согласно региональным методическим рекомендациям предложено несколько программ. Одной из них является программа В.В.Пасечника, изданная в сборнике «Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, Дрофа, Москва, 2002».

Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5–9 классы), разработанной В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным, Р. Д. Машем. Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Данный курс призван обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубить их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.

Изучение курса «Общая биология» в 10–11 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в основной школе. Это позволяет раскрыть систему общебиологических знаний на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся. Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако в их структуру и содержание внесены изменения. Это связано с тем, что в основной школе учащиеся уже познакомились с базовыми общебиологическими понятиями, что даёт возможность раскрыть содержание на более высоком научном уровне и в то же время доступно для учащихся.

Программа В.В. Пасечника для 10 класса предусматривает изучение общей биологии в количестве двух часа в неделю (68 часов в год). В федеральном базисном учебном плане сокращено количество часов до 1 часа в неделю в классах, где биология изучается на базовом уровне. Поэтому, опираясь программу и федеральный компонент государственного стандарта общего образования по биологии для 10 класса (базовый уровень), было составлено тематическое планирование, рассчитанное на 34 часа (1 час в неделю) для преподавания биологии в профильных классах. Где биология не является профилирующим предметом.
Основные источники:
Планирование составлено на основе Программы среднего (полного) общего образования по биологии. Х-ХI классы, автор В.В.Пасечник, Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев; Москва, Дрофа, 2002 год.
Учебник: «Общая биология», А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, Москва, «Дрофа»,2005 год.
Дополнительные источники:


  1. Ардатовский Т.Д. Учебно-тренировочные тематические тестовые задания с ответами для подготовки к единому государственному экзамену по биологии. 1 и 2 части. Изд-во «Учитель», Волгоград,2003..

  2. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н., «Эволюция органического мира» (Факультативный курс) , 1991 г.

  3. Кучменко В.С., Г.С.Калинова и др. «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии», Москва, «Дрофа» 2001.

  4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., «Основы биологии», курс для самообразования, 1992г.

  5. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., «Общая биология», учебное пособие, Москва, «Высшая школа»,1986.

  6. Мишина Н.В. «Задания по общей биологии для самостоятельной работы по общей биологии», пособие для учащихся, Москва, «Просвещение»,1980.

  7. Реймерс Н.Ф., «Популярный биологический словарь», 1991 г

  8. Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 классы». Методическое пособие. Москва, «Дрофа», 2001.

  9. Сухова Т.С. «Тесты. Биология 6-11 классы» учебно-методическое пособие. Москва. Дрофа,2001.




п/п

Тема урока

Учебные единицы

ОМС ООП


Методы и методические приемы

Домашнее

задание

Введение – 2 часа



Инструктаж ТБ. Краткая история развития биологии, методы исследования в биологии.

Объект изучения биологии – живая природа. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.




§1,2



Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы.

Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы.




§3,4.

Раздел 1. Основы цитологии часа – 15 часов



Клеточная теория, особенности химического состава клетки

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении естественнонаучной картины мира.

Исследования: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание, сравнение клеток растений и животных.





§5,6



Неорганические вещества клетки.

Химический состав клетки. Роль неорганических веществ в клетке и организме человека.




§7,8



Органические молекулы: углеводы, жиры, лип иды.

Роль органических веществ в клетке и организме человека.




§9,10



Органические вещества. Белки – биологические полимеры.

Функции белков



ЛР №1 «Доказательство белковой природы фермента, расщепляющего перекись водорода в клетках клубня картофеля.

§11



Биологические полимеры: нуклеиновые кислоты

ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетке.




§12



АТФ и другие органические соединения клетки.







§13



Строение клетки: цитоплазма, ядро, клеточный центр, рибосомы.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции.

Строение и функции хромосом. ДНК-носитель наследственной информации.






§14,15



Строение клетки: ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения, митохондрии, пластиды, органоиды движения.




§16,17



Особенности строения прокариотических и эукариотических клеток.



ЛР №2 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».

§8,19



Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

Вирусы – неклеточные формы




§20



Энергетический обмен в клетке.

Организм-единое целое. Обмен веществ и превращение энергии – свойства живых организмов.




§22



Способы питания клетки. Фотосинтез, хемосинтез




§24,25



Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке.

Ген. Генетический код.




§26



Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.







§27



Контрольно-обобщающий урок «Основы цитологии»




Контрольное тестирование




Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов



Жизненный цикл клетки.






§28



Митоз. Амитоз.

Деление клетки – основа роста. Развития и размножения организмов.

ЛР №3 «Изучение митоза в клетках корешка лука».

§29



Мейоз.







§30



Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение.




§31



Формы размножения организмов. Половое размножение. Гаметогенез.




§32,33



Онтогенез. Эмбриональный период

Индивидуальное развитие организма. Причины нарушения развития организмов.




§35,36



Онтогенез. Постэмбриональный период.




§37

Раздел 3. Основы генетики



Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание.

Наследственность и изменчивость – свойства организма. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

Составление простейших схем скрещивания, решение элементарных генетических задач.

§38,39



Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание.

Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Составление простейших схем скрещивания, решение элементарных генетических задач.



§40,41



Взаимодействие неаллельных генов.

§43



Хромосомная теория наследственности. Цитоплазматическая наследственность.

Строение и функции хромосом. ДНК-носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Хромосомная теория наследования




§42



Генетика определения пола

Репродуктивное здоровье




§45



Виды мутаций. Причины мутаций.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции.




§47,48



Контрольно-обобщающий урок «Основы генетики»




Контрольное тестирование




Раздел 4 . Генетика человека



Методы исследования генетики человека.

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.




§49



Генетика и здоровье.




§50,51



Обобщение материала.

Подведение итогов













Смотрите также:
Уроков по биологии 10 класс (программа В. В. Пасечника и др.) 1 час в неделю
92.11kb.
1 стр.
Рабочая программа По курсу: изо класс: 5-9 Количество часов в год 157 часов, в неделю 1 час (5-7), 0,5 час (8, 9) класс
220.85kb.
1 стр.
Конспект урока по биологии в 6 классе по программе Пасечника В. В. «Прощание с ботаникой» Жукова Надежда Николаевна учитель биологии
89.37kb.
1 стр.
Лекции, час. Лабораторные занятия, час. Общий объем срс, час. Часов в неделю Ауд./Срс
77.62kb.
1 стр.
Иванюкович Елена Викторовна Количество часов на год: 170 в неделю: 5 уроков Сочинения: 3 рабочая программа
220.22kb.
1 стр.
Программа по музыке 6 класс 1 час в неделю
41.41kb.
1 стр.
Тематическое планирование по биологии Класс: 7 Учитель: Зарипова Гулюся Гирфанутдиновна
1513.12kb.
7 стр.
Тематическое планирование по английскому языку Класс 3 Учитель Аширова Лилия Хамитовна Количество часов Всего 68 ч., в неделю 2 ч. Плановых контрольных уроков 4, зачетов, тестов
863.93kb.
3 стр.
Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе 2004 г
396.93kb.
2 стр.
Рабочая программа по биологии 6 класс на 2012-2013 учебный год год разработки 2011 Учитель биологии-химии первой категории
561.29kb.
4 стр.
Тематическое планирование уроков химии 8 класс
315.22kb.
4 стр.
Уроков по Биологии Классы Учитель Гараева Гульнара Ириковна
463.37kb.
3 стр.