Главная
страница 1страница 2страница 3
Перечень специальных дисциплин преподаваемых на 1 курсе:

Физическая культура: «Введение в специальность»

История физической культуры

Теория и методика подвижных игр

Физическая культура: «Туризм»

Физическая культура: «Фитнес»

Теория и методика обучение базовым видам спорта: «Легкая атлетика»

АННОТАЦИЯ

ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ФК «ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
Рекомендуется для направления подготовки: Физическая культура

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Данная дисциплина рекомендуется для направления подготовки «Физическая культура» для квалификационной степени выпускника «Бакалавр физической культуры» очной формы обучения.

Программа рекомендуется Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области физической культуры.

В рабочей программе представлены цели и задачи дисциплины «введение в специальность».



Цель дисциплины - освоение студентами системы научно-практических знаний, умений и компетенций в области теории физической культуры и подготовка их к разносторонней профессиональной деятельности по специальности.

Основные задачи курса:

  1. Сформировать у студентов понятийный аппарат дисциплины «Введение в специальность».

  2. Обучить средствам, методам и принципам физического воспитания.

  3. Обучить формам построения занятий физической культурой в образовательных учреждениях.

  4. Обучить технике выполнения физических упражнений

  5. Обучить методике развития физических качеств для различных категорий занимающихся;

  6. Познакомить с техникой безопасности и предупреждения травматизма при занятиях физическими упражнениями.

  7. Обучить планированию занятий физической культурой с учетом возрастных особенностей занимающихся.

Курс осуществляет следующие функции:

1. образовательную (обеспечить усвоение студентами фундаментальных знаний в области теории физической культуры, целостного осмысления сути профессиональной деятельности, общих закономерностей, педагогических принципов, средств, методов, форм организации физической культуры, а также сформировать у них профессионально-педагогические умения и навыки по специальности);

2. воспитательную (сформировать у студентов широкое профессиональное мировоззрение и интерес к проблемам физической культуры, стремление к всестороннему анализу и творческому усвоению изучаемого материала;

3. развивающую (воспитать у будущих специалистов педагогическое мышление, познавательную активность, самостоятельность и ответственность за качество учебного труда и подготовки к профессиональной деятельности, дисциплинированность, потребность в научно-исследовательской и практической деятельности в сфере физической культуры; сформировать убеждение в важности и необходимости в высококвалифицированных специалистах для решения государственных задач физического совершенствования населения).



Основные методы изучения курса: лекции, практические занятия, контрольные работы, составление план-конспектов физкультурных занятий, проведение и анализ физкультурно-спортивных занятий, выполнение тестовых заданий, консультации, выполнение реферативных работ

Место дисциплины в структуре ООП:

«Учебная дисциплина «Введение в специальность» относится к обязательным дисциплинам базовой части цикла «Повышение профессионального мастерства (Б3.В.ОД.2.1.) представляет собой курс, в котором излагаются основные вопросы физической культуры, раскрывается её сущность, основные термины и понятия, которыми должен владеть профессионально грамотный специалист, излагаются принципы, средства, методы физического воспитания, основы теории и методики обучения двигательным действиям, развития физических качеств. Показаны особенности физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, студенческой молодежи, взрослого контингента населения. Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами при изучении таких дисциплин как: анатомия человека, физиология человека. Дисциплины, способствующие формированию единого интегрального знания: Физическая культура, Теория и методика физической культуры и спорта, Теория и методика физического воспитания в ДОУ, Теория и методика физического воспитания в ОУ.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (согласно ФГОС):


  • стремится к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и повышению своей квалификации и мастерства (ОК-8);

  • осознает социальную значимость профессии в сфере физической культуры, национальные интересы, ценность труда и служения на благо Отечества, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности и повышению своего культурного и профессионального уровня (ОК-10);

  • способен развивать педагогическую мысль, методы педагогического контроля и контроля качества обучения, актуальные дидактические технологии (ПК-1);

  • применяет на практике основные учения в области физической культуры (ПК-2);

  • умеет разрабатывать перспективные и оперативные планы и программы конкретных занятий в сфере детско-юношеского спорта и со спортсменами массовых разрядов (ПК-11);

  • самостоятельно проводит тренировочные занятия по избранному виду спорта в детско-юношеском спорте и со спортсменами массовых разрядов, осуществляет профилактику травматизма (ПК-12);

  • способен обеспечивать технику безопасности при проведении занятий (ПК-24)/

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • основные понятия (терминологию) физической культуры;

  • технику физических упражнений и ее характеристики;

  • средства, методы, принципы и формы построения занятий физической культурой;

  • методику развития физических качеств для различных категорий занимающихся;

  • технику безопасности и предупреждения травматизма при занятиях физическими упражнениями.

Уметь:

  • планировать занятия физической культурой с учетом возрастных особенностей занимающихся;

  • ориентироваться в специальной литературе по физической культуре при самостоятельной подготовке рефератов, докладов, курсовых работ.

Владеть:

  • практическими навыками применения основных методик обучения двигательным действиям и воспитания физических способностей;

  • проведением педагогического контроля и анализа эффективности занятий физической культурой.


Краткое содержание дисциплины по разделам:

    1. Понятие о физической культуре и ее формах.

    2. Средства, методы принципы и формы построения занятий физической культурой.

    3. Особенности методики обучения двигательным действиям.

    4. Физические качества и методики их воспитания.


Интерактивные формы проведения занятий.

Практические и семинарские занятия в форме интерактивного обучения:



Мозговой штурм:

  1. Понятие о процессе формирования физической культуры личности.

  2. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы, как средства физической культуры, их взаимосвязь с физическими упражнениями.

  3. Роль неурочных форм занятий в массовом физкультурном движении.

  4. Значение и содержание подвижных игр для детей дошкольного возраста.

  5. Методика использования предельных, околопредельных и непредельных отягощений.

  6. Методика кондиционной тренировки для различных категорий занимающихся.


Моделирование жизненных ситуаций:

  1. Техника двигательных действий как система движений, обеспечивающая решение конкретной двигательной задачи

  2. Составление комплексов физических упражнений для развития скоростных способностей занимающихся различных возрастных групп.

  3. Составление комплексов специальных физических упражнений для развития отдельных форм координационных способностей у занимающихся различных возрастных групп.

  4. Составление план-конспекта урока по физической культуре для учащихся младшего школьного возраста.

  5. Организация и проведение урока физической культуры для детей младшего школьного возраста.

  6. Составление план-конспекта урока по физической культуре для учащихся среднего школьного возраста.

  7. Организация и проведение урока физической культуры для детей среднего школьного возраста.

  8. Составление план-конспекта урока по физической культуре для учащихся старшего школьного возраста.

  9. Организация и проведение урока физической культуры для детей старшего школьного возраста.


Сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций):

  1. Определение плотности урока (хронометрирование). Определение физической нагрузки на уроке (пульсометрия). Педагогический анализ проведенного занятия по результатам хронометрирования и пульсометрии.

  2. Организация и проведение контрольных испытаний с различным контингентом занимающихся.

  3. Методический анализ деятельности преподавателя.


Общая трудоемкость дисциплины 108 часов (3 ЗЕТ.)
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«История физической культуры»

1. Рекомендуется для направления подготовки «034300- Физическая культура»

2. Цель дисциплины Приобщать будущих специалистов к ценностям физической, духовной и нравственной культуры, обогащать знаниями фактов прошлого, помогать адекватно оценивать сегодняшнее состояние общества и место физической культуры в нем, воспитывать чувства патриотизма, национальной гордости, стремление к честной бескомпромиссной борьбе.

Показать этапы становления и развития физической культуры и спорта в различные исторические периоды; раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни общества; способствовать формированию научного мировоззрения, исследовательских навыков; прививать любовь к благородной профессии педагога, тренера, организатора и пропагандиста физкультурного движения; способствовать повышению общей культуры, расширению кругозора, обогащению знаний в области физической культуры и спорта.



3. Место дисциплины в структуре ООП. «История физической культуры» относится к обязательным дисциплинам базовой части профессионального цикла (Б.3. Б.10.), что означает формирование в процессе обучения у студента общекультурных и профессиональных компетенций в рамках выбранного образовательного направления, а также навыков самостоятельной работы в области физической культуры и спорта.

Полученные в процессе обучения студентом знания необходимы для освоения таких дисциплин как «Теория и методика физической культуры», «Теория и методика избранного вида спорта», «Повышение профессионального мастерства», «Теория спорта», «Физическая культура», «Олимпийское образование».



4. Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные – уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимает социальные и культурные различия, способен к диалогу с представителями других культур и государств (ОК 2);

осознает социальную значимость профессии в сфере физической культуры, национальные интересы, ценность труда и служения на благо Отечества, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности и повышению своего культурного и профессионального уровня (ОК 10).



Профессиональные – использует накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности занимающихся для воспитания патриотизма, профилактики девиантного поведения, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях (ПК 30).

5. Краткое содержание дисциплины по разделам.

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать:

- знать основные закономерности возникновения, развития и социальной значимости физической культуры и спорта;

- историю физической культуры и спорта, принципы, функции, средства и методы отечественной и зарубежной систем физического воспитания, их роль и место в общей системе физической культуры;

- термины и понятия по физической культуре и спорту в рамках изучаемой дисциплины;

- сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы, определяющие конкретную область своей будущей профессии, их взаимосвязь в системе знаний;

- историю, социальную сущность, структуру и функции физической культуры, цели, задачи, основные компоненты педагогического процесса в сфере физической культуры;

- историю, теорию и методику избранного вида спорта;

- основные закономерности взаимодействия человека и общества.



Уметь:

- уметь определять основные тенденции развития физической культуры и спорта в зависимости от исторических, политических, социально-экономических и демографических условий общества;

- находить наиболее ценные формы, методы и средства физического воспитания, спорта и рекреации, накопленные человечеством, и применять их в соответствии с реальной действительностью на практике;

- использовать накопленные в области физической культуры и спорта ценности для воспитания патриотизма и любви к Отечеству, стремления к здоровому образу жизни;

- использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

- использовать передовой опыт образовательной деятельности.



Владеть:

- технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных знаний;

- навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;

- методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях в сфере физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работы по привлечению населения к занятиям физической культурой и спортом.



6. Тематика лабораторных работ, трудоемкость в часах.

Не предусмотрены



7. Интерактивные формы проведения занятий.

7.1. Лекции в интерактивных формах не предусмотрены.

7.2. Темы практических занятий, проводимых в интерактивных формах;

Тема практических занятий

Интерактивные формы проведения занятий.

Трудоемкость (час)

Введение. Возникновение и первоначальное развитие физической культура и спорта в первобытном обществе

Дискуссия.

1

Физическая культура в странах Европы

Круглый стол.

1

Международное спортивное движение между двумя мировыми войнами

Дебаты.

2

Физическая культура в Российском государстве IX-XVII в.в.

Круглый стол.

1

Физическая культура и спорт в Российской империи с XVIIIв. до второй половины XIXв.

Дискуссия.

1

Международные связи советских спортсменов

Круглый стол.

1

Физическая культура и спорт Российской Федерации

Дебаты.

2


8. Общая трудоемкость дисциплины – 3 зачетных единицы

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ТиМ подвижных игр»

1. Рекомендуется для направления подготовки «034300 – Физическая культура», «034400 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья»

2. Целью дисциплины является: содействовать всестороннему овладению студентами методики проведения подвижных игр.

- к педагогической и тренерской деятельности во всех типах образовательных учреждений, в организациях, на предприятиях различной формы собственности, в спортивных командах, включая сборные команды Российской Федерации;

- к управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта на местном, региональном и федеральном уровнях;

- к выполнению рекреационных и реабилитационных задач средствами физической культуры и спорта в физкультурно-спортивных, спортивно-зрелищных, туристских, лечебных, реабилитационных и профилактических учреждениях любой формы собственности.



3. Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин.


№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

Название компетенций, формирующихся на дисциплинах

1.

Психология и педагогика

ПК – 1 - способен развивать педагогическую мысль, методы педагогического контроля и контроля качества обучения, актуальные дидактические технологии.

2.

ТиМ ФК

3.

Педагогика ФК

4.

Научно-методическая деятельность в спорте

5.

ТиМ спортивных игр

6.

ТиМ ИВС

7.

Педагогическая практика

8.

Профессионально-ориентированная практика




№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

Название компетенций, формирующихся на дисциплинах

1.

Теория и методика обучения базовым видам спорта

ПК – 2 - Применять на практике основные учения в области физической культуры;

2.

Конструирование тренировок и тренерское мастерство

3.

Биохимия человека

4.

Биомеханика двигательной деятельности

5.

ТиМ спортивных игр

6.

ТиМ ФВ в ДОУ, ЛОЛ

7.

Педагогические основы ФВ дошкольников

8.

ТиМ ИВС

9.

ТиМ детского спорта

10.

Педагогическая практика

11.

Профессионально-ориентированная практика

12.

Физическая культура







№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

Название компетенций, формирующихся на дисциплинах

1.

Теория и методика обучения базовым видам спорта

ПК – 12 - самостоятельно проводит тренировочные занятия по избранному виду спорта в детско-юношеском спорте и со спортсменами массовых разрядов, осуществляет профилактику травматизма.

2.

Спортивная медицина

3.

Первая медицинская помощь

4.

ТиМ спортивных игр

5.

ТиМ ИВС

6.

Педагогическая практика

7.

Профессионально-ориентированная практика

8.

Физическая культура

4. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:


  • способен развивать педагогическую мысль, методы педагогического контроля и контроля качества обучения, актуальные дидактические технологии (ПК-1);

  • применяет на практике основные учения в области физической культуры (ПК-2);

  • самостоятельно проводит тренировочные занятия по избранному виду спорта в детско-юношеском спорте и со спортсменами массовых разрядов, осуществляет профилактику травматизма (ПК-12);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- сущность и значимость своей профессии, основные проблемы, определяющие конкретную область своей будущей профессии, их взаимосвязь в системе знаний;

- анатомическое строение и функции органов и систем организма человека, закономерности психического, физического развития и особенности их проявления в разные возрастные периоды;

- санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта;

- психофизиологические, социально-психологические и медико-биологические закономерности развития физических способностей и двигательных умений занимающихся;

- методы медико-биологического, педагогического и психологического контроля состояния занимающихся;

- факторы и причины травматизма, заболеваний функциональных нарушений;
Уметь:

- использовать накопленные в области физической культуры и спорта ценности для воспитания патриотизма и любви к Отечеству, стремления к здоровому образу жизни, навыков соблюдения личной гигиены, профилактики и контроля состояния своего организма, потребности в регулярных физкультурно-оздоровительных занятиях;

- определять способности и уровень готовности личности включиться в соответствующую физкультурно-спортивную деятельность;

- определять общие и конкретные задачи и цели в сфере физического воспитания, спортивной подготовки и двигательной рекреации как составной части гармоничного развития личности, укрепления ее здоровья, физического совершенствования;

- планировать различные формы занятий с учетом медико-биологических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических основ физкультурной деятельности, климатических, региональных, национальных особенностей в целях совершенствования природных данных, поддержания здоровья, оздоровления и рекреации занимающихся;

- использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

- использовать в профессиональной деятельности актуальные приемы обучения и воспитания, разнообразные формы занятий с учетом возрастных, морфофункциональных и психологических особенностей занимающихся, уровня их физической и спортивной подготовленности;

- подбирать средства и методы, адекватные поставленным задачам;

- использовать технические средства и инвентарь для повышения эффективности физкультурно-спортивных занятий;

- определять функциональное состояние, физическое развитие и уровень подготовленности занимающихся в различные периоды возрастного развития;

- использовать методы педагогической и психологической диагностики;

- использовать педагогические, медико-биологические методы контроля для оценки влияния физических нагрузок на индивида и вносить соответствующие коррективы в процесс занятий;

- оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе физкультурно-спортивных занятий;

- аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида физкультурно-спортивной деятельности, прогнозировать условия и направления ее развития в социально-культурном аспекте, формировать мотивации у населения для занятий избранным видом спорта;

- организовывать и проводить физкультурно-массовые мероприятия и спортивные соревнования;
Владеть:

- умениями и навыками психофизического самосовершенствования на основе научного представления о здоровом образе жизни;

- различными средствами коммуникации в профессиональной деятельности;

- техническими элементами базовых видов спорта и избранного вида спорта, а также приемами объяснения и демонстрации основных и вспомогательных элементов;

- способами нормирования и контроля тренировочных и соревновательных нагрузок в избранном виде спорта;

- методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях в сфере физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работы по привлечению населения к занятиям физической культурой и спортом.


5. Краткое содержание дисциплины по разделам.

Происхождение подвижных игр и их роль в современном обществе.

Введение. Что такое подвижная игра. Отличие от спортивных игр. Содержание и задачи предмета «Подвижных игр» Понятие об игре. Основные признаки игровой деятельности. Подвижные и спортивные игры. Происхождение и развитие подвижных игр. Взгляды на игру педагогов и ученых. Основа происхождения подвижных игр. Содержание и формы подвижных игр в далеком прошлом. Преобразования подвижных игр, в зависимости от изменений условий жизни общества. Подвижные игры, как элемент культуры общества. Формы организации и задачи подвижных игр. Характеристика урочной и внеурочной формы организации подвижных игр. Группировки подвижных игр. Воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи подвижных игр. Педагогические требования к организации и проведению подвижных игр. Подготовка к проведению игры и организация играющих. Подготовка места для проведения игры. Подготовка инвентаря к проведению игры. Разметка площадки. Предварительный анализ игры. Размещение играющих и место руководителя при объяснении игры. Объяснение игры. Выделение водящих и помощников. Распределение на команды. Руководство процессом игры. Судейство подвижных игр, дозировка в процессе игры. Окончание подвижной игры. Подведение итогов игры. Разбор игры. Определение победителей. Методика проведения подвижных игр в младших классах. Методика проведения подвижных игр у детей школьного возраста. Подвижные игры сюжетного характера с пением, речитативом, хороводом; игры с короткими перебежками врассыпную, по прямой, по кругу, с изменением направлений; игры с подпрыгиванием, с прыжками через условные препятствия и через предметы; игры с передачей, бросанием, ловлей и метанием на дальность и в цель; игры с разнообразными движениями подражательного характера.



Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах.

Методика проведения подвижных игр в 4-6 классах. Особенности занятий с младшими школьниками: игры различной подвижности, игры, решающие образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Проведение и анализ подвижных игр. Особенности организации игр: объяснение игры, выделение помощников, водящих, распределение на команды, судейство подвижных игр. Особенности судейства подвижных игр в младших классах. Проведение и судейство подвижных игр. Методика проведения подвижных игр в 5-8 классах. Подвижные игры соревновательного характера; игры с мячом переходные к спортивным, включающие ряд элементов спортивной техники и тактики; эстафеты с преодолением полосы препятствий, с борьбой, метанием, прыжками, лазаньем. Особенности занятий со школьниками среднего возраста: игры различной подвижности, игры, решающие образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Методика проведения подвижных игр в 9-11 классах. Подвижные игры для повышения общей физической подготовки, а также для специальной спортивной подготовки. Проведение и судейство подвижных игр.

6. Тематика лабораторных работ, трудоемкость в часах. Не предусмотрено.

7. Интерактивные формы проведения практических занятий.

- моделирование жизненных ситуаций;

- проверочные работы:

- обсуждение и анализ подвижных игр;

7.1. Формы, тематика и трудоемкость лекций, проводимых в интерактивных формах. Не предусмотрено.

7.2. Формы, тематика и трудоемкость практических занятий, проводимых в интерактивных формах.

Трудоемкость 18 ч.


следующая страница >>
Смотрите также:
Перечень специальных дисциплин преподаваемых на 1 курсе: Физическая культура: «Введение в специальность»
536.3kb.
3 стр.
Перечень специальных дисциплин преподаваемых на 3 курсе: Теория и методика избранного вида спорта
758.24kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование»
348.76kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Введение в специальность (политология) (название) Направление : 030200. 62 Политология
468.88kb.
5 стр.
Методическое пособие Специальность 050141 «Физическая культура»
859.84kb.
6 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Специальность 033100 (050720) «Физическая культура»
370.16kb.
1 стр.
Программа вступительных экзаменов для института физической культуры и спорта ВлГУ: "Физическая культура (практика)", "Физическая культура (теория)". Информационно-методические материалы для специальности
280.99kb.
1 стр.
Физическая культура
1089.66kb.
6 стр.
Самостоятельная работа по дисциплине «Физическая культура (футбол)» не предусмотрена учебным планом специальности 050720 «Физическая культура»
222.71kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Физическая культура б физическая культура Направление подготовки
348.17kb.
1 стр.
Физическая культура народов бывшего СССР с древнейших времен до начала XVIII века
159.81kb.
1 стр.
Программа итоговой государственной аттестации бакалавр по направлению 521600
521.69kb.
3 стр.