Главная
страница 1страница 2страница 3 ... страница 18страница 19

Виды и операции технического обслуживания


Организационно техническое обслуживание можно разделить на три вида:

  1. индивидуальное;

  2. групповое;

  3. централизованное.

При индивидуальном обслуживании обеспечивается обслуживание одной ЭВМ силами и средствами персонала ЭВМ. При этом виде обслуживания предполагается проведение регламентных работ, контроль технического состояния, проведение ремонтно-восстановительных работ с помощью аппаратуры и оборудования, принадлежащего вычислительному центру (ВЦ).

Групповой сервис служит для проведения технического обслуживания нескольких ЭВМ (компьютерной сети), сосредоточенной в едином ВЦ силами и средствами персонала ВЦ.

Как при индивидуальном, так и при групповом обслуживании используется следующий набор оборудования:


  1. аппаратура контроля элементной базы и электропитания;

  2. контрольно-наладочная аппаратура для автономной проверки ЭВМ;

  3. комплект радиоизмерительной аппаратуры;

  4. комплект программ с тестами;

  5. вспомогательное оборудование, инструмент.

При групповом обслуживании в комплект оборудования вкладывается также аппаратура и приспособления других ЭВМ, включенных в группу.

Централизованное обслуживание представляется сетью региональных центров обслуживания и их филиалов - пунктов технического обслуживания. Эти организации осуществляют:



  1. Наладочные работы и ввод в эксплуатацию ЭВМ;

  2. Устранение сложных отказов в процессе эксплуатации (в частности, централизованное восстановление элементов и узлов ЭВМ);

  3. Снабжение ВЦ ЗИПом (запасные части, инструменты и принадлежности);

  4. Оказание технической помощи и обучение персонала ЭВМ;

  5. Выполнение профилактических работ.

При таком обслуживании сокращаются расходы на технический персонал, но увеличивается время на восстановление работоспособности.

В настоящее время чаще всего применяют сочетание трех типов обслуживания.

В процессе эксплуатации ЭВМ подвергается следующим операциям обслуживания:


  1. хранение;

  2. установка, наладка, ввод в эксплуатацию;

  3. обслуживание при нормальной работе, планово-профилактические работы;

  4. устранение неисправностей

  5. обслуживание программного обеспечения (ПО);

  6. обслуживание информационных баз.

Все мероприятия по техническому обслуживанию, включая перечисленные операции, можно разделить на три группы:

  1. контроль технического состояния;

  2. профилактическое обслуживание;

  3. текущее техническое обслуживание.

Контроль технического состояния служит для оперативной диагностики процессора, памяти, каналов связи и т.д. и осуществляется самой ЭВМ (сервером сети) при пуске и в процессе функционирования при возникновении сбоя.

Профилактическое обслуживание представляет собой ряд мероприятий, направленных на поддержание исправного технического состояния машины в течение определенного промежутка времени и продление ее технического ресурса. С точки зрения организации технического обслуживания наибольшее распространение получило так называемое планово-предупредительное обслуживание, основанное на календарном принципе. При этом составляется график проведения регламентных работ, в котором указываются сроки и объемы профилактических мероприятий. Во многих современных системах этот принцип заложен во вспомогательном программном обеспечении системы.

Текущее техническое обслуживание - это комплекс настроечных и ремонтных работ, направленных на устранение возникающих неполадок и восстановление работы ЭВМ.

Рациональная организация системы эксплуатации является одним из главных средств обеспечения эффективного использования вычислительной техники.



Организация эксплуатации ЭВМ


Организация эксплуатации ЭВМ включает в себя:

  • выбор системы обслуживания;

  • материальное обеспечение обслуживания;

  • определение необходимого количества персонала и его квалификации;

  • организацию обучения обслуживающего персонала.

  • планирование профилактической работы;

  • обеспечение эксплуатационной документацией;

  • организацию многосменной работы (при необходимости);

Выбор системы обслуживания зависит от типа ЭВМ, квалификации пользователей и обслуживающего персонала, размеров предприятия. На крупных предприятиях наиболее типичной формой организации являются вычислительные центры или центры автоматического управления объектами и технологическими процессами. Независимо от вида системы обслуживания необходимо обеспечить три аспекта обслуживания:



  1. оперативный;

  2. материально-технический;

  3. математический (алгоритмический).

Оперативное обслуживание заключается в слежении за ходом технологического процесса обработки информации и вмешательстве в него при необходимости.

Техническое обслуживание - поддержание технических средств в работоспособном состоянии. Материальное обеспечение включает обеспечение энергией, расходными материалами, ЗИП и является важной частью технического аспекта эксплуатации.

Математическое обслуживание - поддержание программного обеспечения и баз данных в актуальном состоянии.
Обслуживание ЭВМ ведется специальными дежурными группами- сменами. В обязанности смены входят контроль за общим техническим состоянием и выполнении при необходимости текущего ремонта.

При круглосуточной работе ЭВМ обычно организуется 3-4 смены. Состав технического персонала определяется типом, количеством и режимом эксплуатации машины. При обслуживании компьютерной сети для группы машин необходимо иметь смену персонала, состоящую из:



  1. начальник смены - системный программист;

  2. специалист по аппаратным средствам;

  3. специалист по обслуживанию каналов связи.

При круглосуточной работе рекомендуется иметь одну усиленную смену и остальные смены меньшего состава.

Обучение персонала – важный аспект организации эксплуатации в условиях постоянного совершенствования вычислительной техники.

Плановая профилактическая работа проводится с целью поддержания устройств ЭВМ в исправном состоянии, выявления отказов оборудования, предупреждение сбоев в работе. Характер периодичности и объема профилактической работы зависит от состава аппаратных средств, их загруженности, технического состояния.

Эксплуатационная документация обычно включает: формуляр машины, техническое описание (ТО), инструкция по эксплуатации, комплект принципиальных схем.

В формуляре дается комплектность аппаратуры и эксплуатационной документации, технические характеристики, данные с контрольно-приемочных испытаний, гарантийные обязательства. ТО содержит общие сведения по работе узлов, блоков, ПО машины. Инструкция по эксплуатации – основной документ, регламентирующий следующие виды работы:

А) порядок установки и настройки;

Б) режимы работы и управления;

В) инструкции по программированию;

Г) порядок профилактических работ.

Кроме указанных выше документов, предоставляемых производителем ЭВМ, в процессе эксплуатации рекомендуется вести журнал технической эксплуатации, журнал учета машинного времени. Накопленная в этих журналах информация позволяет дать оценку эксплуатационных свойств ЭВМ, проанализировать качество работы, выявить рекомендации по улучшению обслуживания. Ниже приведен пример граф такого журнала.



№п/п

Вид работ

Сроки

Выявленные неисправности

Ответственный

Примечания



















Планирование эксплуатации состоит в выработке программы действий обслуживающего персонала на заданный период работы. Планирование осуществляется по трем направлениям:

  1. оперативно-календарное (включает распределение вычисленных ресурсов);

  2. планирование организационно-технических мероприятий;

  3. планирование материального обеспечения эксплуатации.

В планах указывается сроки и лица, ответственные за выполнение работ. На основании планов составляются заявки на расходные материалы, ЗИП, дополнительное оборудование.

Обучение персонала – важный аспект организации эксплуатации в условиях постоянного совершенствования вычислительной техники.




<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Конспект лекций по дисциплине Эксплуатация ЭВМ и систем
1997.39kb.
19 стр.
Курс лекций по дисциплине Эксплуатация электрооборудования электрических станций, сетей и систем наименование дисциплины для специальности
724.35kb.
5 стр.
Конспект лекций по курсу «Организация ЭВМ и систем» для студентов специальности 220100 Вычислительная техника, системы, комплексы и сети
3242.49kb.
63 стр.
Конспект лекций по дисциплине «Проектирование и программирование микропроцессорных систем» Содержание Модуль 1
14.58kb.
1 стр.
Конспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Автоматизированные системы управления на автомобильном транспорте»
795.11kb.
3 стр.
Лекция №16 Статистическое моделирование систем автоматизации на ЭВМ
127.41kb.
1 стр.
Конспект лекций по дисциплине «Конфекционирование материалов» предназначен для студентов среднего специального образования по специальностям 2808 (260903) «Моделирование и конструирование швейных изделий»
718.37kb.
4 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
993.8kb.
6 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине Конспект лекций по дисциплине
1569.87kb.
9 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
947.71kb.
5 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
2250.12kb.
12 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
1300.9kb.
5 стр.