Главная
страница 1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение


высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»
Химический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Декан




химического факультета




















/

А.А. Мороз

/


«




»




2012

г.

Рабочая программа дисциплины (модуля)


Социология




Специальность подготовки

020201.65 «Фундаментальная и прикладная химия»

Квалификация выпускника



Специалист

Форма обучения



очная



Кемерово


2012

1. Цели освоения дисциплины

  1. Цели освоения дисциплины

    Цель дисциплины: раскрытие основных социологических понятий, объясняющих происхождение и развитие общества, изучение социальных связей и организации, положение личности в обществе.

Задачи дисциплины:

  • формирование понимания законов развития и функционирования общества;

  • личностное развитие студента на основе рефлексии и самооценки;

  • повысить уровень знаний студентов в общественных дисциплинах;

  • способствовать социализации студентов;

  • придание выпускнику комплекса знаний и компетенций в соответствии с требованиями работодателей, согласно ООП вуза реализующего ГОС ВПО на основе компетентностного подхода.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата по социологии

Дисциплина «Социология» располагается в Б.1.В.4 – Вариативная часть в Гуманитарном, социальном и экономическом цикле. Ее освоение происходит в 5 семестре. К числу смежных дисциплин ООП подготовки бакалавра по химии можно отнести: политологию, правоведение, экономику, философию, психологию. Приступая к изучению дисциплины «Социология» студенты осваивают такие дисциплины базового гуманитарного социального и экономического цикла как: «История России», «Философия» и «Экономика».

Начиная освоение данной дисциплины, студенты должны знать основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества, основные философские категории и проблемы человеческого бытия, уметь анализировать мировоззренческие и философские проблемы.

Для устойчивого освоения данной дисциплины, студентам необходимо получить квалифицированные представления об основах социологии и рассмотреть базовые социологические понятия, владеть профессиональным социологическим тезаурусом на начальном уровне.

Дисциплина «Социология» изучается на 3 курсе в 5 семестре (ах).
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) социология.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен освоить следующие компетенции:
общекультурные:

- Выпускник приобретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3):



знает:

  • законы развития и функционирования общества;

умеет:

  • особенности анализа современной системы социального неравенства, социальной мобильности и стратификации;

владеет:

  • практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния общества.

- Использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-7)

знает:

  • основные социальные группы и общности;

  • понятийно-категориальный аппарат социологии;

умеет:

  • соотносить знания основ социологии с профессиональной деятельностью;

владеет:

  • практическими навыками применения полученных знания при разборе реальных социальных ситуаций.


4. Структура и содержание дисциплины «Социология»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетных единиц 36 часов.






4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)
4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом


Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость базового модуля дисциплины

36

Аудиторные занятия (всего)

18

В том числе:




Лекции

18

Самостоятельная работа

18

В том числе*:




Изучение научных и учебных источников

18

Вид итогового контроля

Зачет в 5 семестре


4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)




п/п




Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Общая трудоёмкость
(в часах)


Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Учебная работа

В.т.ч.

Активных форм

Самостоятельная работа

всего

лекции

практ.



Социология как наука

6

1-2

4

2

0

1

2






Социальные связи, системы и изменения

6

3-4

4

2

0




2






Социальные институты и организации (интерактив. лекц.)

6

5-6

4

2

0

1

2

Проверка конспектов



Социальная стратификация (интерактив. лекц.)

6

7-8

4

2

0

2

2






Социальный статус и мобильность (интерактив. лекц.)

6

9-10

4

2

0




2

Проверка конспектов



Социальная организация

6

11-12

4

2

0




2






Социальное поведение: нормы и отклонения (интерактив. лекц.)

6

13-14

4

2

0

1

2

Проверка конспектов



Культура общества

6

15-16

4

2

0

1

2






Социологическое исследование: программа, методы, организация

6

17-18

4

2

0

2

2

Проверка конспектов



Итого







36

18

0




18

зачет



4.2 Содержание дисциплины
Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины

4.2. Содержание лекционного курса




Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела дисциплины

Результат обучения, формируемые компетенции

1
Социология как наука

Понятие социологии. Объект и предмет социологического знания. Функции социологии как научной и учебной дисциплины. Общенаучные методы познания: абстрактно-теоретические и эмпирические. Контовский проект науки об обществе. Эволюционная концепция Г. Спенсера. Социология как объективный анализ «социальных фактов» (Э. Дюркгейм). «Понимающая социология» М. Вебера. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

.


ОК-3, ОК-7

Знать:

  • законы развития и функционирования общества;

  • понятийно-категориальный аппарат социологии;

Уметь:

  • соотносить знания основ социологии с профессиональной деятельностью;

Владеть:

  • практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния общества;

  • практическими навыками применения полученных знания при разборе реальных ситуаций.

2

Социальные связи, системы и изменения

Понятие социальных связей. Функции социальных связей. Типология социальных связей по различным критериям.

Взаимодействие индивидов и объединений.

Типология общественных союзов, локальных объединений. Социальные общности и группы. Типология групп. Семья, нации, классы, трудовые объединения, народности как социальные общности. Объединения людей по социальному назначению.

Понятие социальной системы. Функции социальных систем. Открытые и закрытые системы. Подсистемы: экономика, культура, политика, быт и др.

Проблемы стабильности и динамичности развития социальных систем. Эволюция и революции. Теории социальных изменений: циклические, эволюционные, функциональные, конфликтные. Понятие социального прогресса.


ОК-3, ОК-7

Знать:

  • законы развития и функционирования общества;

  • основные социальные группы и общности;

  • понятийно-категориальный аппарат социологии;

Уметь:

  • анализировать современные процессы социальных изменений;

  • соотносить знания основ социологии с профессиональной деятельностью;

Владеть:

  • практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния общества;

  • практическими навыками применения полученных знания при разборе реальных ситуаций.

3

Социальные институты и организации

Понятие социального института. Назначение институтов в обществе. Распределение функций между институтами. Роль институтов в воспроизводстве общественной жизни и поддержании социального порядка. Межинституциональные связи.


ОК-3, ОК-7

Знать:

  • законы развития и функционирования общества;

  • основные социальные институты;

  • понятийно-категориальный аппарат социологии;

Уметь:

  • анализировать современную систему и состояние социальных институтов общества;

  • соотносить знания основ социологии с профессиональной деятельностью;

Владеть:

  • практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния общества;

  • практическими навыками применения полученных знания при разборе реальных ситуаций.

4

Социальная стратификация

Понятие социальной структуры. Социальная неоднородность общества: природные, экономические и социокультурные детерминанты.

Понятие классов и страт в классической социологии. Основные научные концепции стратификации (функционализм, марксизм, концепции П. Сорокина и М. Вебера). Престиж, образование, богатство, власть как основания для выделения страт. Теории неравенства. Национальное, возрастное, половое, религиозное неравенство в современном обществе.

Понятие среднего класса. Влияние среднего класса на социальную систему.

Социальная стратификация современного российского общества.




ОК-3, ОК-7

Знать:

  • законы развития и функционирования общества;

  • основные социальные группы и общности;

  • понятийно-категориальный аппарат социологии;

Уметь:

  • анализировать современную систему социального неравенства, социальную мобильность и стратификацию;

  • соотносить знания основ социологии с профессиональной деятельностью;

Владеть:

  • практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния общества;

  • практическими навыками применения полученных знания при разборе реальных ситуаций.

5

Социальный статус и мобильность

Понятие социального статуса. Престиж и символика статуса. Типология статусов. Приписанный и достигаемый статус. Проблемы преодоления дискриминации социальных меньшинств.

Социальные различия. Функции и критерии социальных различий.

Социальная роль: ролевые ожидания и ролевое поведение. Понятие социальной дистанции. Понятие социальной мобильности. Виды социальной мобильности. Каналы социальной циркуляции. Социальная мобильность в современной России.


ОК-3, ОК-7

Знать:

  • законы развития и функционирования общества;

  • основные социальные группы и общности;

  • понятийно-категориальный аппарат социологии;

Уметь:

  • анализировать современную систему социального неравенства, социальную мобильность и стратификацию;

  • соотносить знания основ социологии с профессиональной деятельностью;

Владеть:

  • практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния общества;

  • практическими навыками применения полученных знания при разборе реальных ситуаций.

6

Социальная организация

Социальная организация как объединение людей. Признаки и функции организаций. Типология организаций. Сложные социальные организации. Бюрократические организации.


ОК-3, ОК-7

Знать:

  • законы развития и функционирования общества;

  • основные социальные группы и общности;

  • понятийно-категориальный аппарат социологии;

Уметь:

  • анализировать современную систему строения организаций;

  • соотносить знания основ социологии с профессиональной деятельностью;

Владеть:

  • практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния организационной структуры;

  • практическими навыками применения полученных знания при разборе реальных ситуаций

7

Социальное поведение: нормы и отклонения

Понятие поведения. Массовое поведение: признаки, механизм, формы. Охлократическое поведение масс и его последствия.

Паника, слухи, бунты, массовая истерия, погромы как формы массового поведения. Публика и толпа. Типология толпы. Массовые беспорядки.

Понятие девиантного (отклоняющегося) поведения. Типология форм девиантного поведения. Девиантное поведение в современной России.

Социальный контроль. Виды социальных норм. Виды социальных санкций. Проблема наказаний и поощрений. Свобода, ответственность и самоконтроль в социальном взаимодействии.





ОК-3, ОК-7

Знать:

  • законы развития и функционирования общества;

  • основные виды массового поведения;

  • понятийно-категориальный аппарат социологии;

Уметь:

  • анализировать современную систему социального неравенства, социальную мобильность и стратификацию;

  • соотносить знания основ социологии с профессиональной деятельностью;

Владеть:

  • практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния общества;

  • практическими навыками применения полученных знания при разборе реальных ситуаций.

8

Культура общества

Понятие культуры. Культура как синтетическая качественная характеристика конкретно-исторического типа общества и его составляющих.

Структура культуры: формы, технология деятельности, знаковая система, нормативно-ценностная система, адаптирующая система, информационный потенциал, социальные коммуникации.

Наука и культура. Идеология и культура. Типология культур. Виды культуры (элитарная, народная, массовая).

Функции культуры в обществе. Регулятивная роль культуры. Отбор и демонстрация образцов (поведение, взаимодействие, познание и т.д.) как функция культуры.

Нормативно-ценностная система общества. Понятие базовых норм и ценностей. Типология и взаимодействие норм и ценностей. Жизненные ценности.

Проблемы культуры в переходном обществе.

Социокультурные различия в обществе. Молодёжная субкультура. Проблемы культурного неравенства.


ОК-3, ОК-7

Знать:

  • законы развития и функционирования общества;

  • основные социальные группы и общности;

  • понятийно-категориальный аппарат социологии;

Уметь:

  • анализировать современные социокультурные процессы;

  • соотносить знания основ социологии с профессиональной деятельностью;

Владеть:

  • практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния общества;

  • практическими навыками применения полученных знания при разборе реальных ситуаций.

9

Социологическое исследование: программа, методы, организация.

Программа как документ, регламентирующий процесс исследования и упорядочивающий отношения участников исследования. Виды программ. Связь с видами исследований. Структура программы. Связь процедур и методов исследования. Организация исследований. Этапы.

Основные методы получения социологических данных в прикладном исследовании: анкетный опрос, интервью, экспертный опрос, изучение документов, наблюдение, социометрия, социальный эксперимент.

Назначение и специфика инструментария исследования. Выборочный метод, проблемы выборки. Анализ первичной социологической информации. Группировка материала, интерпретация данных. Составление отчета.


ОК-3, ОК-7

Знать:

  • законы развития и функционирования общества;

  • основные виды и методы социологических исследований;

  • понятийно-категориальный аппарат социологии;

Уметь:

  • анализировать современную систему социального неравенства, социальную мобильность и стратификацию;

  • соотносить знания основ социологии с профессиональной деятельностью;

Владеть:

  • практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния общества;

  • практическими навыками применения полученных знания при разборе реальных ситуаций.


5. Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода должна предусматривать следующие формы проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся:

Информационная лекция – сущность ее заключается в том, что преподаватель в виде монолога последовательно излагает теоретические вопросы, разъясняет основные положения темы, иллюстрирует их необходимыми наглядными пособиями (схемами, диаграммами, таблицей и т.п.), делает выводы и сообщения, т. е. применяет при этом объяснительно - иллюстративный метод.

Лекция-беседа – она характерна тем, что преподаватель по ходу занятия ставит перед обучаемыми вопросы и предлагает им дать на них ответы с места. Вопросы эти задаются обучаемым не для контроля их знаний, а с целью выяснения уровня их подготовки и готовности к восприятию предлагаемой учебной информации. Вопросы рекомендуется задавать такой сложности, чтобы ответы на них могли формулироваться однозначно и четко, и не требовали бы значительных затрат времени. Направленность вопросов выбирается с таким расчетом, чтобы они позволили акцентировать внимание слушателей на наиболее важных положениях лекции и способствовали бы их прочному усвоению.

В зависимости от характера ответов преподаватель строит последующие рассуждения и концентрирует внимание на очередном фрагменте лекции.

Такой метод содействует активизации работы обучаемых в ходе занятия и обеспечивает полноценную обратную связь с аудиторией.

Лекция-дискуссия - особенность этой лекции состоит в том, что в процессе ее чтения преподаватель ставит перед обучаемыми вопросы и организует их обсуждению (дискуссию) в течение 10-20 минут. Наибольших результатов достигает обсуждение в том случае, когда вопрос перед обучаемыми поставлен заблаговременно (в конце предыдущей лекции) и они имели возможность к нему специально подготовиться. Чтобы не нарушать логику изложения материала, обмен мнениями целесообразно проводить в интервалах между изложением вопросов (разделов) лекции. Методическим средством организации дискуссии, т.е. активизации слушателей на лекции, является вопрос. При этом следует подчеркнуть, что если риторический вопрос может активизировать главным образом внимание обучаемых, то вопрос проблемного характера способен активизировать не только внимание, но и мыслительную и речевую деятельность слушателей. Именно постановка проблемных вопросов вызывает оживление, столкновение точек зрения, создает дискуссию, концентрирует творческую деятельность всей аудитории при умелом управлении ею преподавателем. Заинтересованность обучаемых и результативность дискуссии тем больше, чем грамотнее и целенаправленнее подобраны, сформулированы и поставлены вопросы, чем в большей степени они приближены к квалификации слушателей и стоящими перед ними проблемами.

Проблемная лекция – в настоящее время общепризнано, что активизация познавательной деятельности обучаемых на лекции успешно достигается преподавателем умелым использованием принципа проблемности, т. е. если он руководствуется положениями проблемного обучения.

Проблемная лекция отличается от традиционной отсутствием монологического характера изложения учебного материала и исключением информационного сообщения готовых научных или практических выводов.

Характерная особенность проблемной лекции состоит в том, что она обычно начинается с вопроса, с постановки общей проблемы, которую преподаватель в ходе изложения материала последовательно решает или раскрывает пути ее решения.

Характер проблем определяется конкретным содержанием учебного материала. Это могут быть учебные, научные, социальные, политические, профессиональные и другие проблемы.

Лекции, независимо от вида и содержания, оснащены мультимедийным сопровождением: набором слайдов (в программе «PowerPoint»). На слайдах отображаются тема лекции, план, основные понятия, классификации, схемы, таблицы, рисунки, иллюстрации и др.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий (определяется содержанием федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020201.65 «Фундаментальная и прикладная химия. Основной объем интерактивных образовательных форм реализуется в лекционных занятиях.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

При подготовке к занятиям студенты должны самостоятельно работать с текстами: учебниками, первоисточниками, периодическими изданиями, дополнительной литературой, в том числе материалами Интернет, а также прорабатывать конспекты лекций.



При подготовке заданий необходимо ознакомиться с методической литературой, необходимыми публикациями в специализированных журналах, например, таких как «Социс», «Социологический журнал», «Вестник МГУ», серия 12, 14 и 16, «Общественные науки и современность», «Полис», «Социально-гуманитарные знания», «Социология 4М», «Общественные науки и современность», «Советник», информационно-аналитический бюллетень ВЦИОМ «Социальные и экономические перемены: мониторинг общественного мнения», электронный журнал «Социальная реальность» и др.

    Критерии оценки знаний: для успешного прохождения дисциплины необходимо: более 70 % посещений


Примерные вопросы к зачету по дисциплине «Социология»

  1. Предмет и функции социологии


  2. Научные школы и персоналии (2на выбор)

  3. Методы социологических исследований (2 на выбор)

  4. Программа социологического исследования: назначение, виды, структура

  5. Социальные связи

  6. Объединения людей в обществе (типология, краткая характеристика)

  7. Социальные институты

  8. Семья как социальный институт

  9. Типология семей как малых групп общества

  10. Быт как социальный институт: виды, назначение, структура

  11. Различия между городом и деревней

  12. Социальные системы

  13. Общество как социальная система

  14. Типология и функции социальных организаций

  15. Сложные социальные организации. Проблема бюрократизма

  16. Социальные изменения: типология, специфика

  17. Самоорганизация общества

  18. Социальное взаимодействие: понятие, формы

  19. Социальные конфликты: типология, способы разрешения

  20. Социальное неравенство

  21. Социальная дезорганизация

  22. Социальное партнерство

  23. Социальная структура

  24. Концепция социальной стратификации

  25. Маргинальность и ее проблемы в обществе. Традиционные и новые маргиналы

  26. Социальная мобильность: типология, роль в обществе

  27. Средний класс

  28. Социальный статус

  29. Социальная рольМиграция как вид мобильности

  30. Понятие личности, человека, индивида в социологии

  31. Личность и общество

  32. Социализация

  33. Массовое поведение

  34. Социальное действие и поведение

  35. Культура общества: понятие, функции, структура

  36. Культура общества: типология культур, культурные универсалии и культурная относительность

  37. Социокультурные различия в обществе. Проблема культурного отставания

  38. Социальные нормы: понятие, типология

  39. Ценности и ценностные ориентации

  40. Понятие социальной реальности

  41. Бедность как социальная проблема

  42. Социальная аномия

  43. Понятие классов и страт в социологии (по произведениям социологов)


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) основная литература:

  1. Бельский, В. Ю. Социология: учебник для вузов / В. Ю. Бельский, А. А. Беляев, Д. Г. Лощаков. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 303 с.

  2. Борцов, Ю. С. Социология: учеб. пособие для вузов / Ю. С. Борцов. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 350 c.

  3. Волков, Ю. Г. Социология: учебник для вузов / Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. – М.: Гардарика, 1999. – 428 c.

  4. Волкова, Ю. Г. Социология / Ю. Г. Волкова, И. В. Мостовая. – М., 1998. – С. 183-227.

  5. Гидденс, Э. Социология: перевод / Э. Гидденс. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 703 c

  6. Голубева, Г. А. Социология: учеб. пособие для вузов / Г. А. Голубева, А. В. Дмитриев. – М.: Экзамен, 2004. – 222 с.

  7. Добреньков, В. И. Социология: краткий курс / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 232 с.

  8. Зборовский, Г. Е. Социология: учебник для гуманит. вузов / Г. Е. Зборовский, Г. П. Орлов. – М.: Интерпракс, 1995. – 318 c.

  9. Козлова, О. Н. Социология: учеб. пособие для вузов / О. Н. Козлова. – М.: Омега-Л, 2004. – 318 с.

  10. Кончанин, Т. Л. Социология: учеб. пособие для вузов / Т. Л. Кончанин, С. Я. Подопригора, С. Н. Яременко. – Ростов н/Д : Феникс, 2001. – 479 с.

  11. Кравченко, А. И. Социология: учебник / А. И. Кравченко. – М.: Проспект, 2007. – 534 с.

  12. Кравченко, А. И. Социология: хрестоматия / А. И. Кравченко. – 2-е изд. – М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2004. – 735 с.

  13. Мендра, А. Основы социологии / А. Мендра. – М.: NOTA BENE, 2000. – 342 с.

  14. Основы прикладной социологии: учеб. для вузов / ред. М. К. Горшков, Ф. Э. Шерега. – М.: Интерпракс, 1996. – 179 с.

  15. Радугин, А. А. Социология: курс лекций / А. А. Радугин, А. А. Радугин, К. А. Радугин. – 3-е изд., перераб.и доп. – М. : Центр, 2003. – 223 c.

  16. Смелзер, Н. Социология: пер. с англ / Н. Смелзер. – М.: Феникс, 1994. – 687 с.

  17. Социология: учебник для вузов / ред. Д. В. Иванов. – М.: Высшее образование, 2005. – 326 с.

  18. Социология. Основы общей теории: учебное пособие. – М., 1996. – 260 с.

  19. Социология: наука об обществе: учеб. пособие для вузов / В. П. Андрущенко, В. И. Волович, Г. Т. Головченко; ред. В. П. Андрущенко, ред. Н. И. Горлач. – Харьков, 1996. – 686 c.

  20. Тощенко, Ж. Т. О понятийном аппарате социологии / Ж. Т. Тощенко // Социс. – 2002. – № 9. – С. 3-16.

  21. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс: учеб. поcобие для вузов / Ж. Т. Тощенко. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт, 1999. – 510 с.

  22. Фролов, С. С. Социология: учебник для вузов / С. С. Фролов. – М.: Гардарики, 2004. – 343 с.

  23. Шпак, Л. Л. Социология: учеб. пособие / Л. Л. Шпак. – 2-е изд., перераб. и доп. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 213 с.

  24. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы: монография / В. А. Ядов. – доп. и испр. изд. – Самара: Самар. ун-т, 1995. – 331 c.


б) дополнительная литература

  1. Андреев, Ю. П. Социальные институты: содержание, функции, структура / Ю. П. Андреев. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. – 84 с.

  2. Ахиезер, А. С. Как «открыть» закрытое общество / А. С. Ахиезер. – М.: Магистр, 1992. – 40 с.

  3. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. – М.: Медиум, 1995. – 322 с.

  4. Бутенко, И. А. Организация прикладного социологического исследования: учеб. пособие / И. А. Бутенко. – М.: Тривола, 1998. – 226 c.

  5. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. – М.: Наука, 1990. – 860 с.

  6. Вебер, М. Основные понятия стратификации / М. Вебер // Социс – 1994. – № 5. – С. 41-60.

  7. Вебер, М. Основные социологические понятия / М. Вебер // Избранные произведения. – М., 1990. – С. 601-628.

  8. Гидденс, Э. Стратификация и классовая структура / Э. Гидденс // Социс. – 1992. – № 9, 11.

  9. Глиденко, П. П. Проблемы бюрократии у Макса Вебера / П. П. Глиденко, Ю. Н. Давыдов // Вопросы философии. – 1991. – № 3. – С. 24-34.

  10. Голенкова, З. Т. Становление гражданского общества и социальная стратификация / З. Т. Голенкова // Социс. – 1995. – № 6. – С. 14-23.

  11. Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии: учеб. пособие / А. Б. Гофман. – М., 1999. – 208 с.

  12. Григорьев, С. И. Основы современной социологии: учеб. пособие / С. И. Григорьев, Ю. Е. Растов. – М., 2002. – 256 с.

  13. Дахин, А. Проблема региональной стратификации в современной России / А. Дахин, Н. Распонов // Полис. – 1998. – № 4. – С. 132-144.

  14. Дмитриев, А. В. Конфликтология: учебное пособие / А. В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2000. – 318 с.

  15. Дмитриев, А. В. Насилие: социально-политический анализ / А. В. Дмитриев, И. Ю. Залысин. – М.: РОССПЭН, 2000. – 325 с.

  16. Дьячук, И. А. Социальная коммуникация // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 1. – С. 288-300.

  17. Дюркгейм, Э. Метод социологии / Э. Дюркгейм. – М., 1991. – С. 391-566.

  18. Ерасов, Б. В. Социальная культурология / Б. В. Ерасов. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 591 с.

  19. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта / А. Г. Здравомыслов. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 317 с.

  20. Ионин, Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учеб. пособие для вузов / Л. Г. Ионин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2000. – С. 422-428.

  21. Коваленко, С. В. Человек в толпе / С. В. Коваленко // Вестник МГУ. Серия 12. – 1992. – № 3.

  22. Конарова, Э. И. Личность как субъект и объект социального развития / Э. И. Конарова // Социально-политические науки. – 1992. – № 4, 5.

  23. Кравченко, К. А. Исследование организаций за рубежом / К. А. Кравченко // Социс. – 1994. – № 8-9. – С. 198-205.

  24. Культура: теории и проблемы. – М.: Наука, 1995. – 275 с.

  25. Кушкова, А. Н. Деревенская сплетня: некоторые особенности бытования и функционирования / А. Н. Кушкова // [Электрон.ресурс] – 2003. – Режим доступа: www.ruthenia.ru/folklore/kushkova1.htm

  26. Лебедева, М. М. Политическое урегулирование конфликтов / М. М. Лебедева. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 272 с.

  27. Левонтин, Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда / Р. Левонтин. – М.: Прогресс, 1993. – 208 с.

  28. Матовская, А. В. Использование невербальной информации в личном интервью // Социс. – 2006. – № 3. – С. 104-112.

  29. Методы сбора информации в социологических исследованиях. В 2 кн. – М.: Наука, 1990.

  30. Миллс, Ч. Социологическое воображение: пер. с англ. / Ч. Миллс. – М., 1998. – 264 с.

  31. Основы прикладной социологии: учеб. для вузов / ред. М. К. Горшков, Ф. Э. Шерега. – М.: Интерпракс, 1996. – 179 с.

  32. Потемкин, В. К. Социальные резервы человека: процессы формирования и реализации / В. К. Потемкин // Гуманитарные науки. – 1997. – № 4. – С. 44-48.

  33. Практикум по социологии : учеб. пособие / ред. И. М. Слепенков. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 192 с.

  34. Пригожин, А. И. Организации: системы и люди / А. И. Пригожин. – М.: Политиздат, 1983. – 176 с.

  35. Пригожин, А. И. Современная социология организаций / А. И. Пригожин. – М., 1995. – 295 с.

  36. Реутов, Е. В. Территориально-поселенческая структура региона и итоги выборов в Государственную Думу // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18: Социология и политология. – 2006. − № 1. – С. 150-160.

  37. Риггз, Ф. В. Бюрократия и конституция / Ф. В. Риггз // Социс. – 1994. – № 4. – С. 88-97.

  38. Русский гуманитарный Интернет-университет // [Электрон. ресурс]. – 2007. – Режим доступа: www.i-u.ru

  39. Руткевич, Е. Д. Феноменологическая социология знания / Е. Д. Руткевич. – М.: Наука, 1993. – 270 с.

  40. Сатаров, Г. А. Как возможны социальные изменения. Обсуждение одной гипотезы // Общест. науки и современность. – 2006. – № 3. – С. 23-29.

  41. Смешанное общество: российский вариант. – М.: Наука, 1999. – 326 с.

  42. Сорокин, П. А. Система социологии / П. А. Сорокин. – В 2 т. – М.: Наука, 1993. – Т. 1. – 447 с.; Т. 2. – 688 с.

  43. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. – М., 1992.

  44. Социология: учебник для вузов / ред. Д. В. Иванов. – М.: Высшее образование, 2005. – 326 с.

  45. Тернер, Дж. Структура социологической теории / Дж Тернер. – М.: Прогресс, 1996. – 472 с.

  46. Тощенко, Ж. Т. О понятийном аппарате социологии / Ж. Т. Тощенко // Социс. – 2002. – № 9. – С. 3-16.

  47. Трансформация социальной структуры и стратификация Российского общества. – 3-е изд. – М., 2000. – 480 с.

  48. Тулеев, А. М. На изломах жизни (Публичные лекции по социологии) / А. М. Тулеев, Л. Л. Шпак. – Новосибирск: АО ОФСЕТ, 1994. – 186 с.

  49. Туров, И. С. Общество как социальная система / И. С. Туров // Социально-политический журнал. – 1994. – № 7-8. – С. 25-36.

  50. Университетский гуманитарный интернет портал // [Электрон. ресурс]. – 2007. – Режим доступа: www.auditorium.ru

  51. Усманов, Б. Ф. Социальная инноватика: учеб. пособие / Б. Ф. Усманов. – М., 2000. – 334 с.

  52. Федеральный образовательный портал: экономика, социология, менеджмент // [Электрон. ресурс]. – 2007. – Режим доступа: www.escoman.edu.ru

  53. Хлопьев, А. Т. Трансформация социальной структуры российского общества / А. Т. Хлопьев // Социально-политический журнал. – 1995. – № 3. – С. 24-36.

  54. Чикин, Б. Н. Толпа / Б. Н. Чикин // Вестник МГУ. Серия 12. – 1990. – № 6. – С. 29-43.

  55. Штомпка, П. Социология социальных изменений / П. Штомпка. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 416 с.

  56. Ядов, В. А. Личность в условиях модернизации / В. А. Ядов // Человек. – 1991. – № 3. – С. 510.

  57. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы: монография / В. А. Ядов. – доп. и испр. изд. – Самара: Самар. ун-т, 1995. – 331 c.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Рабочая программа и учебные материалы выполнены с использованием лицензионного ПО Windows XP, Microsoft Office Word – 2007; мультимедийные презентации выполнены в программе Microsoft Office PowerPoint.

Студентам рекомендовано обращение к учебным материалам, размещенным на личном сайте преподавателя: terra.ucoz.ae
Электронные источники по социологии

Голоса российской социологии Том 1 // [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://fanfiction.pp.ru/includes/rab/soc.html#

Гуманитарный Интернет-университет // [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: www.i-u.ru

Гуманитарный Интернет портал // [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: www.auditorium.ru

Журнал «Социологические исследования» // [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://socis.isras.ru

«Журнал социологии и социальной антропологии» // [Электрон. ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.soc.pu.ru/publications/jssa

Журнал «Социальная реальность» (электронная версия 2006 г., изд-во «ФОМ») // [Электрон. ресурс]. – 2006. – Режим доступа: http://socreal.fom.ru/?link=PAST_RELEASES

"Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены". Информационный бюллетень Всероссийского центра изучения общественного мнения // [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://wciom.ru/vciom/magazine/descript/bottom.asp

Санкт-Петербургский государственный университет. Факультет социологии [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.soc.pu.ru/archive/

«Фонд общественное мнение» (ФОМ) // [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.fom.ru/


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Социология»:

    набор слайдов, экран, компьютер. Мультимедийные аудитории №

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по специальности 020201.65 «Фундаментальная и прикладная химия».

Автор (ы) ____________________________

Рецензент*** (ы) _________________________



*** - к рабочей программе должна прикладываться рецензия

Рабочая программа дисциплины «Социология»


обсуждена на заседании кафедры _______


Протокол №




от «




»




2012

г.

Зав. кафедрой




Е. В. Головацкий

Одобрено методической комиссией химического факультета



Протокол №




от «




»




2012

г.

Председатель




О.Н. Булгакова




Смотрите также:
Рабочая программа дисциплины (модуля) Социология Специальность подготовки
298.98kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) социология девиантности направление подготовки
610.35kb.
4 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) наименование: Экология металлургического производства
221.17kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины программирование на языке C# Направление (специальность) подготовки
97.36kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) правоведение направление подготовки: Информационная безопасность Профиль подготовки
1525.79kb.
12 стр.
Рабочая программа дисциплины Теория элит и бюрократии Направление подготовки 040100 Социология Профиль подготовки Общий
118.69kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) Криминология и предупреждение преступлений Направление подготовки
464.14kb.
4 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) «информационные технологии в юридической деятельности» Направление подготовки
573.84kb.
4 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) «Математические методы в исторических исследованиях» Направление подготовки
782.1kb.
4 стр.
Программа дисциплины «Социология рекламы»
341.69kb.
4 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) физическая культура направление подготовки 111100 Зоотехния Профиль подготовки Зоотехния
774.64kb.
5 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) экологическая токсикология направление подготовки 022000 Экология и природопользование
240.87kb.
1 стр.