Главная
страница 1
Управление образования администрации Куединского района Пермского края

Номинация «Учитель

основной школы»

План-конспект урока

«Решение логических задач при помощи таблицы»

Шарибзянов Сергей Шаринович,

учитель информатики

МОУ «Большегондырская

средняя общеобразовательная школа»
Куеда, 2011

План-конспект урока по информатике
Класс: 8

Тема: Решение логических задач при помощи таблиц

Цель:

Формирование умения решать логические задачи табличным способом.



Задачи:

  1. Формирование умения анализировать условия задачи и преобразовывать их в табличную форму и выполнять решение.

  2. Освоение универсального способа преобразования информации в табличную форму.

  3. Развитие познавательного интереса к предмету.

Тип урока: урок изучения новой темы

Используемые технологии обучения: информационно - коммуникационная технология – применение интерактивной доски, ресурсов локальной вычислительной сети, организация работы в среде компьютерных программ Word, Excel.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический, индуктивный, метод создания игровой ситуации.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Оборудование:

  • комплекс мультимедиа (персональный компьютер, проектор, интерактивная доска);

  • локальная вычислительная сеть;

  • слайд - презентация «Табличное решение логических задач», электронная таблица «Самооценка».

Метапредметные категории:

  • «Схема»,

  • «Модель и способ».

Прогнозируемый результат:

предметный:

  • знание о различных способах представления информации;

метапредметный:

  • умение анализировать задачу,

  • умение преобразовывать текст в табличную форму,

  • умение решать задачу с помощью таблицы;

личностные:

  • умение взаимодействовать в группе,

  • положительная мотивация к изучению предмета «Информатика».


Ход урока:


Содержание

Примечание

I. Организационный момент

Приветствует: - Я рад вас приветствовать на уроке информатики
II. Актуализация темы урока:

- Обратите внимание на экран

- Что вы видите?

Слайд 1



Какой-то текст. Химические элементы.
- А теперь, что вы можете сказать?

Слайд 2


Химические элементы в виде воронки
- Вот еще один слайд на эту тему.

Слайд 3

- А сейчас что вы можете сказать, о чем идет речь?



Слайд 4

- Это таблица Периодическая система химических элементов.

- Ребята, где информация более понятна, информативна?

- На этом слайде понятней.

- Какую информацию мы можем выяснить по данной таблице. К примеру, дайте характеристику химического элемента – кислород.



- Порядковый номер – 8, равен заряду ядра. Атомная масса – 16. II период, VI группа.

- Теперь обратимся к русскому языку. Что вы видите на этом слайде?



Слайд 5



- Правила русского языка.

- Скажите, а как воспринимается та же информация сейчас?



Слайд 6



-Лучше. Понятней.

- Теперь обратимся к другому предмету.

- Что отображено здесь?

Слайд 7



- Это текст по биология. А о чем, непонятно.

- Как можно отобразить эту же информацию по - другому?



- В таблице, наверное.

Слайд 8

- Мы с вами затронули только три предмета, где используются таблицы.

- А где еще вы встречали табличное отображение информации, приведите примеры?

- Расписание уроков, расписание поездов и т.д.

- Какие преимущества обеспечивают табличные информационные модели по сравнению со словесными описаниями?



- Наглядность, лаконичность, емкость, возможность быстрой ориентации в предложенной информации. Это информация в другом виде, она понятна.

Теперь давайте подведем первые итоги

- Что такое таблицы? - Это форма представления информации, где информация


  • систематизирована

  • наглядна и емка

  • ее части взаимосвязаны

  • имеют логическую зависимость

- Молодцы!!!!

Слайд 9



III. Постановка учебной задачи:

Звучит фрагмент увертюры к фильму «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

- Какую музыку сейчас слышите?

- Музыка из фильма о Шерлоке Холмсе.

- Что можете сказать о Шерлоке Холмсе?



- Он сыщик, раскрывал самые запутанные преступления.

- Что помогало Шерлоку Холмсу раскрывать самые сложные преступления?



- Логические умозаключения.

- Итак, совершено преступление.

Учитель читает задачу:

- Читая утренний выпуск газеты «Таймс», Шерлок Холмс обратил внимание на статью Лестрейда: на Стенфордстрит, в Лондонском музее украдена картина. Задержано три подозреваемых: Смит, Мортон, Келвертон. Из показаний свидетелей Лестрейду стало известно, что преступник скрылся в одном из домов на Йоркширстрит. На допросе подозреваемых, выяснилось следующее: Смит живет выше Трафальгар-авеню, Мортон ниже, чем Оксфорд – стрит, по утверждению Келвертона, он живет на Оксфорд – стрит. Кто является преступником?

- Что это?

- Задача.

- Да, это логическая задача. Прочитав задачу, вы получили определенную информацию. В начале урока мы говорили о том, как удобнее представить информацию. Итак, каким способом будем решать задачу?



- Табличным способом.

- Какова цель нашего урока?



- Научиться решать задачи табличным способом.


IV. Открытие новых знаний

- Итак, как удобнее решить эту задачу?



- С помощью таблицы.

- Какие объекты внесем в таблицу?



- Имена предполагаемых преступников и названия улиц.

- Какие объекты вносим в строки и столбцы.



- В строки – имена возможных преступников, в столбцы – названия улиц.

- Сколько строк и столбцов?



- Строк -3, столбцов – 3.

- Для введения названий объектов вводим дополнительные строку и столбец.

Учитель строит таблицу на интерактивной доске, вводит названия объектов в таблицу. Учащийся строят таблицу на своих листах.




Йоркшир-стрит

Оксфорд-стрит

Трафальгар-авеню

Смит










Мортон










Келвертон









- Предлагаю группах в течение 2 минут внести условия задачи в таблицу и попытаться выяснить имя преступника.



Самостоятельная работа учащихся.

Учитель предлагает одному из учащихся по истечении времени выполнить решение на интерактивной доске и прокомментировать.

- Как обозначили условия задачи в таблице?

- Знаком (+ и -, 0 и 1 и т.д.).

- Общепринятое обозначение в таблице условий – 0 и 1.






Йоркшир-стрит

Оксфорд-стрит

Трафальгар-стрит

Смит







0

Мортон




0




Келвертон




1



- Как определили преступника?

При затруднении решения задачи учащимися, учитель задает наводящие вопросы:

- Может ли один человек жить на двух улицах?



- Нет, Келвертон не может жить на Йоркшир-стрит и Трафальгар-авеню.




Йоркшир-стрит

Оксфорд-стрит

Трафальгар-авеню

Смит







0

Мортон




0




Келвертон

0

1

0

- В соответствии с определившимися условиями, что мы можем выяснить далее?



- На Трафальгар – авеню не живет Смит и Келвертон, значит Мортон живет на этой улице.




Йоркшир-стрит

Оксфорд-стрит

Трафальгар-авеню

Смит







0

Мортон




0

1

Келвертон

0

1

0

Далее таблица заполняется учащимися самостоятельно.




Йоркшир-стрит

Оксфорд-стрит

Трафальгар-стрит

Смит

1

0

0

Мортон

0

0

1

Келвертон

0

1

0

- Кто преступник?

- Смит.

- Правильно, молодцы.


Звучит фрагмент увертюры к фильму «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

V. Первичное закрепление Применение знаний в новых условиях.

- Давайте определим Шерлока Холмса среди нас.

Учитель предлагает разделиться на две группы. Каждой группе предлагается к решению задача. Текст задачи предлагается учащимся на листах.

I группа.

Задача: Однажды в лагере за круглым столом оказалось пятеро ребят из Перми, Соликамска, Кунгура, Чернушки и Осы: Юра, Толя, Леша, Коля и Витя. Пермяк сидел между осинцем и Витей, соликамец – между Юрой и Толей, а напротив него сидели чернушанин и Алеша. Коля никогда не был в Соликамске, а Юра не был в Перми и Осе, Осинец с Толей регулярно переписываются в «аське».

Определить, в каком городе живет каждый из ребят?

Для работы группе предлагаются карточки с названиями городов и именами детей.

- Ребята, определите ваши действия. Как вы будете вести расследование?

-Необходимо составить таблицу.

- Вы правы, нужно составить таблицу, распределить роли и занять свои места за столом в соответствии с условием задачи.



II группа:

Задача: Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, Агата Кристи, Коломбо – замечательные сыщики. Каждый из них играет на каком – либо музыкальном инструменте и любит играть в настольные игры. Инструменты и игры у всех разные. Каждый играет на одном музыкальном инструменте и увлекается одной настольной игрой. Агата Кристи играет на рояли. Сыщик, который играет в шахматы, играет на скрипке. Пуаро играет на виолончели. Агата Кристи не играет в домино. Пуаро не играет в нарды. Холмс не играет на флейте. Виолончелист не играет в домино. Кто на каком инструменте играет и кто какими играми увлекается?

-А как вы будете решать задачу?

- Нужно составить таблицу.

Учащиеся составляют таблицу, выполняют решение.

Самостоятельная работа учащихся. Таблицы по решению задач выполняются группами за компьютером, в текстовом редакторе Word. Файлы с выполненными работами сохраняют на сетевом диске.

По истечении времени группы представляют итоги работы.



I группа:

Один ученик представляет решение задачи на экране. Остальные занимают свои места в соответствии с решением задачи.



Мальчики

Город

Пермь

Соликамск

Кунгур

Чернушка

Оса

Юра

0

0

1

0

0

Толя

1

0

0

0

0

Алеша

0

0

0

0

1

Коля

0

0

0

1

0

Витя

0

1

0

0

0

Ответ: Юра живет в Кунгуре, Толя – в Перми, Алеша – в осе, Коля – в Чернушке, Витя – в Соликамске.

II группа

Один учащийся от группы представляет решение задачи на экране.




Увлечение

Сыщики

Кристи

Пуаро

Холмс

Коломбо


Музыкальный

инструмент

Рояль

1

0

0

0

Скрипка

0

0

1

0

Виолончель

0

1

0

0

Флейта

0

0

0

1

Настольная игра

Шахматы

0

0

1

0

Шашки

0

1

0

0

Нарды

1

0

0

0

Домино

0

0

0

1

Ответ: Агата Кристи – играет на рояли и в нарды, Эркюль Пуаро – играет на виолончели и шашки, Шерлок Холмс играет на скрипке и шахматы, Коломбо играет на флейте и домино.

- При составлении таблиц какие закономерности вы обнаружили?



- Каждому объекту соответствует одна связь. Количество строк и столбцов одинаково.

- Давайте обобщим эти закономерности:



- Как вы считаете, может ли решение задач с помощью таблицы вам пригодиться в жизни? Где?



- При расследовании, при решении каких-либо жизненных ситуаций.
VI. Оценочно-рефлексивный этап

-В начале работы групп была поставлена задача, выявить Шерлока Холмса среди вас. Определите в каждой группе своего Шерлока Холмса.

Лучшие получают символическую лицензию на право ведения частного сыска.
- Оцените себя, как вы научились решать логические задачи:

На компьютерах каждый учащийся вносит в заготовленную электронную таблицу цифру 1 в ячейке напротив своего имени, в столбце, в соответствии с тем уровнем, с которым он себя оценивает.



Таблица составлена в табличном процессоре Excel. Файл находится в общей сетевой папке.




Не умею составлять таблицу

Смогу составить таблицу, но не умею решать

Умею решать логическую задачу простого типа

Умею решать задачу сложного типа

Павел













Антон













Яна













Артур













Александр













Дмитрий













Алексей













Данил













Марина













Настя













Антон













Валя












После заполнения таблицы, автоматически выстраивается диаграмма, которую учитель демонстрирует учащимся.

Подведение итогов урока.

Лучшим ученикам вручается символическая лицензия на право ведения частного сыскного дела.



Актуализация метапредметной категории «Схема»

Выполнение работы по переводу схемы в информацию

Составление собственного продукта в виде таблицы как схемы, отражающей условия задачи.

Работа на интерактивной доске

Решение задачи через обыгрывание условия задачи

Использование локальной вычислительной сети

Использование локальной вычислительной сети.




Смотрите также:
Решение логических задач при помощи таблиц
183.04kb.
1 стр.
Решение логических задач
120.26kb.
1 стр.
Время занятия: 2 урока Вид кейса: обучающий Тип кейса: аналитический Тема урока: Решение логических задач
289.44kb.
1 стр.
Решение логических задач с помощью таблиц
25.1kb.
1 стр.
Решение логических задач средствами алгебры логики Обычно используется следующая схема решения: изучается условие задачи; вводится система обозначений для логических высказываний
137.11kb.
1 стр.
Урок математики «Проценты. Решение задач» Проблемный вопрос «Жить или курить!»
81.77kb.
1 стр.
Методическая разработка занятия математического кружка в 5 классе по теме «Решение логических задач»
50.08kb.
1 стр.
Лабораторная работа №4 Исследование логических микросхем серии 74хх
57.46kb.
1 стр.
Разработка урока «Решение логических задач из курса кибернетики»
60.27kb.
1 стр.
Проценты. (6 класс)
51.92kb.
1 стр.
Решение задач. Игра «Слабое звено»
65.29kb.
1 стр.
Решение задач по теме «Подгруппа кислорода»
136.14kb.
1 стр.