I. Организационный момент
Приветствует: - Я рад вас приветствовать на уроке информатики
II. Актуализация темы урока:
- Обратите внимание на экран
- Что вы видите?
Слайд 1
Какой-то текст. Химические элементы.
- А теперь, что вы можете сказать?
Слайд 2
Химические элементы в виде воронки
- Вот еще один слайд на эту тему.
Слайд 3
- А сейчас что вы можете сказать, о чем идет речь?
Слайд 4
- Это таблица Периодическая система химических элементов.
- Ребята, где информация более понятна, информативна?
- На этом слайде понятней.
- Какую информацию мы можем выяснить по данной таблице. К примеру, дайте характеристику химического элемента – кислород.
- Порядковый номер – 8, равен заряду ядра. Атомная масса – 16. II период, VI группа.
- Теперь обратимся к русскому языку. Что вы видите на этом слайде?
Слайд 5
- Правила русского языка.
- Скажите, а как воспринимается та же информация сейчас?
Слайд 6
-Лучше. Понятней.
- Теперь обратимся к другому предмету.
- Что отображено здесь?
Слайд 7
- Это текст по биология. А о чем, непонятно.
- Как можно отобразить эту же информацию по - другому?
- В таблице, наверное.
Слайд 8
- Мы с вами затронули только три предмета, где используются таблицы.
- А где еще вы встречали табличное отображение информации, приведите примеры?
- Расписание уроков, расписание поездов и т.д.
- Какие преимущества обеспечивают табличные информационные модели по сравнению со словесными описаниями?
- Наглядность, лаконичность, емкость, возможность быстрой ориентации в предложенной информации. Это информация в другом виде, она понятна.
Теперь давайте подведем первые итоги
- Что такое таблицы? - Это форма представления информации, где информация
-
систематизирована
-
наглядна и емка
-
ее части взаимосвязаны
-
имеют логическую зависимость
- Молодцы!!!!
Слайд 9
III. Постановка учебной задачи:
Звучит фрагмент увертюры к фильму «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
- Какую музыку сейчас слышите?
- Музыка из фильма о Шерлоке Холмсе.
- Что можете сказать о Шерлоке Холмсе?
- Он сыщик, раскрывал самые запутанные преступления.
- Что помогало Шерлоку Холмсу раскрывать самые сложные преступления?
- Логические умозаключения.
- Итак, совершено преступление.
Учитель читает задачу:
- Читая утренний выпуск газеты «Таймс», Шерлок Холмс обратил внимание на статью Лестрейда: на Стенфордстрит, в Лондонском музее украдена картина. Задержано три подозреваемых: Смит, Мортон, Келвертон. Из показаний свидетелей Лестрейду стало известно, что преступник скрылся в одном из домов на Йоркширстрит. На допросе подозреваемых, выяснилось следующее: Смит живет выше Трафальгар-авеню, Мортон ниже, чем Оксфорд – стрит, по утверждению Келвертона, он живет на Оксфорд – стрит. Кто является преступником?
- Что это?
- Задача.
- Да, это логическая задача. Прочитав задачу, вы получили определенную информацию. В начале урока мы говорили о том, как удобнее представить информацию. Итак, каким способом будем решать задачу?
- Табличным способом.
- Какова цель нашего урока?
- Научиться решать задачи табличным способом.
IV. Открытие новых знаний
- Итак, как удобнее решить эту задачу?
- С помощью таблицы.
- Какие объекты внесем в таблицу?
- Имена предполагаемых преступников и названия улиц.
- Какие объекты вносим в строки и столбцы.
- В строки – имена возможных преступников, в столбцы – названия улиц.
- Сколько строк и столбцов?
- Строк -3, столбцов – 3.
- Для введения названий объектов вводим дополнительные строку и столбец.
Учитель строит таблицу на интерактивной доске, вводит названия объектов в таблицу. Учащийся строят таблицу на своих листах.
|
Йоркшир-стрит
|
Оксфорд-стрит
|
Трафальгар-авеню
|
Смит
|
|
|
|
Мортон
|
|
|
|
Келвертон
|
|
|
|
- Предлагаю группах в течение 2 минут внести условия задачи в таблицу и попытаться выяснить имя преступника.
Самостоятельная работа учащихся.
Учитель предлагает одному из учащихся по истечении времени выполнить решение на интерактивной доске и прокомментировать.
- Как обозначили условия задачи в таблице?
- Знаком (+ и -, 0 и 1 и т.д.).
- Общепринятое обозначение в таблице условий – 0 и 1.
|
Йоркшир-стрит
|
Оксфорд-стрит
|
Трафальгар-стрит
|
Смит
|
|
|
0
|
Мортон
|
|
0
|
|
Келвертон
|
|
1
|
|
- Как определили преступника?
При затруднении решения задачи учащимися, учитель задает наводящие вопросы:
- Может ли один человек жить на двух улицах?
- Нет, Келвертон не может жить на Йоркшир-стрит и Трафальгар-авеню.
|
Йоркшир-стрит
|
Оксфорд-стрит
|
Трафальгар-авеню
|
Смит
|
|
|
0
|
Мортон
|
|
0
|
|
Келвертон
|
0
|
1
|
0
|
- В соответствии с определившимися условиями, что мы можем выяснить далее?
- На Трафальгар – авеню не живет Смит и Келвертон, значит Мортон живет на этой улице.
|
Йоркшир-стрит
|
Оксфорд-стрит
|
Трафальгар-авеню
|
Смит
|
|
|
0
|
Мортон
|
|
0
|
1
|
Келвертон
|
0
|
1
|
0
|
Далее таблица заполняется учащимися самостоятельно.
|
Йоркшир-стрит
|
Оксфорд-стрит
|
Трафальгар-стрит
|
Смит
|
1
|
0
|
0
|
Мортон
|
0
|
0
|
1
|
Келвертон
|
0
|
1
|
0
|
- Кто преступник?
- Смит.
- Правильно, молодцы.
Звучит фрагмент увертюры к фильму «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
V. Первичное закрепление Применение знаний в новых условиях.
- Давайте определим Шерлока Холмса среди нас.
Учитель предлагает разделиться на две группы. Каждой группе предлагается к решению задача. Текст задачи предлагается учащимся на листах.
I группа.
Задача: Однажды в лагере за круглым столом оказалось пятеро ребят из Перми, Соликамска, Кунгура, Чернушки и Осы: Юра, Толя, Леша, Коля и Витя. Пермяк сидел между осинцем и Витей, соликамец – между Юрой и Толей, а напротив него сидели чернушанин и Алеша. Коля никогда не был в Соликамске, а Юра не был в Перми и Осе, Осинец с Толей регулярно переписываются в «аське».
Определить, в каком городе живет каждый из ребят?
Для работы группе предлагаются карточки с названиями городов и именами детей.
- Ребята, определите ваши действия. Как вы будете вести расследование?
-Необходимо составить таблицу.
- Вы правы, нужно составить таблицу, распределить роли и занять свои места за столом в соответствии с условием задачи.
II группа:
Задача: Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, Агата Кристи, Коломбо – замечательные сыщики. Каждый из них играет на каком – либо музыкальном инструменте и любит играть в настольные игры. Инструменты и игры у всех разные. Каждый играет на одном музыкальном инструменте и увлекается одной настольной игрой. Агата Кристи играет на рояли. Сыщик, который играет в шахматы, играет на скрипке. Пуаро играет на виолончели. Агата Кристи не играет в домино. Пуаро не играет в нарды. Холмс не играет на флейте. Виолончелист не играет в домино. Кто на каком инструменте играет и кто какими играми увлекается?
-А как вы будете решать задачу?
- Нужно составить таблицу.
Учащиеся составляют таблицу, выполняют решение.
Самостоятельная работа учащихся. Таблицы по решению задач выполняются группами за компьютером, в текстовом редакторе Word. Файлы с выполненными работами сохраняют на сетевом диске.
По истечении времени группы представляют итоги работы.
I группа:
Один ученик представляет решение задачи на экране. Остальные занимают свои места в соответствии с решением задачи.
-
Мальчики
|
Город
|
Пермь
|
Соликамск
|
Кунгур
|
Чернушка
|
Оса
|
Юра
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
Толя
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Алеша
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
Коля
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
Витя
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
Ответ: Юра живет в Кунгуре, Толя – в Перми, Алеша – в осе, Коля – в Чернушке, Витя – в Соликамске.
II группа
Один учащийся от группы представляет решение задачи на экране.
Увлечение
|
Сыщики
|
Кристи
|
Пуаро
|
Холмс
|
Коломбо
|
Музыкальный
инструмент
|
Рояль
|
1
|
0
|
0
|
0
|
Скрипка
|
0
|
0
|
1
|
0
|
Виолончель
|
0
|
1
|
0
|
0
|
Флейта
|
0
|
0
|
0
|
1
|
Настольная игра
|
Шахматы
|
0
|
0
|
1
|
0
|
Шашки
|
0
|
1
|
0
|
0
|
Нарды
|
1
|
0
|
0
|
0
|
Домино
|
0
|
0
|
0
|
1
|
Ответ: Агата Кристи – играет на рояли и в нарды, Эркюль Пуаро – играет на виолончели и шашки, Шерлок Холмс играет на скрипке и шахматы, Коломбо играет на флейте и домино.
- При составлении таблиц какие закономерности вы обнаружили?
- Каждому объекту соответствует одна связь. Количество строк и столбцов одинаково.
- Давайте обобщим эти закономерности:
- Как вы считаете, может ли решение задач с помощью таблицы вам пригодиться в жизни? Где?
- При расследовании, при решении каких-либо жизненных ситуаций.
VI. Оценочно-рефлексивный этап
-В начале работы групп была поставлена задача, выявить Шерлока Холмса среди вас. Определите в каждой группе своего Шерлока Холмса.
Лучшие получают символическую лицензию на право ведения частного сыска.
- Оцените себя, как вы научились решать логические задачи:
На компьютерах каждый учащийся вносит в заготовленную электронную таблицу цифру 1 в ячейке напротив своего имени, в столбце, в соответствии с тем уровнем, с которым он себя оценивает.
Таблица составлена в табличном процессоре Excel. Файл находится в общей сетевой папке.
|
Не умею составлять таблицу
|
Смогу составить таблицу, но не умею решать
|
Умею решать логическую задачу простого типа
|
Умею решать задачу сложного типа
|
Павел
|
|
|
|
|
Антон
|
|
|
|
|
Яна
|
|
|
|
|
Артур
|
|
|
|
|
Александр
|
|
|
|
|
Дмитрий
|
|
|
|
|
Алексей
|
|
|
|
|
Данил
|
|
|
|
|
Марина
|
|
|
|
|
Настя
|
|
|
|
|
Антон
|
|
|
|
|
Валя
|
|
|
|
|
После заполнения таблицы, автоматически выстраивается диаграмма, которую учитель демонстрирует учащимся.
Подведение итогов урока.
Лучшим ученикам вручается символическая лицензия на право ведения частного сыскного дела.
|