Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7


Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Юридический факультет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Коммерческое право»

«Commercial Law»
основной образовательной программы высшего профессионального образования

«Юриспруденция»


Язык обучения русский


Трудоемкость учебной дисциплины 7 зачетных единиц

Регистрационный номер

рабочей программы учебной дисциплины


2012/

Санкт-Петербург

2012

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины

1.1. Цели и результаты изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины: получение студентами знаний об основах правового регулирования предпринимательской деятельности: о тенденциях развития законодательства о предпринимательстве, практике его применения; формирование у студентов навыков юридических действий по обслуживанию предпринимателей.
Результаты изучения дисциплины: студенты должны представлять место коммерческого права в системе права; знать особенности правового регулирования предпринимательской деятельности, практику его применения, научные взгляды по проблемам развития коммерческого права; уметь применять законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность.


1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Для освоения содержания настоящей учебной дисциплины студенты должны знать административное право, финансовое право, гражданское право и международное частное право.
1.3. Перечень формируемых компетенций
С6 (шестой семестр обучения очной формы обучения) и С7 (седьмой семестр обучения очной формы обучения), а также - соответствующие семестры очно-заочной (седьмой и восьмой семестры) и очно-заочной по сокращенной программе (четвертый и пятый семестры) форм
СЛК-1 – уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям, толерантное восприятие социальных и культурных различий.
СЛК-2 – способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества.
СЛК-5 - владение культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
СЛК-9 - понимание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
СЛК-10 - способность систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.
ОНК-1- знает основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способен использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы.

ПК-1 - готовность участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности.

ПК-2 – готовность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры.
ПК-3 - готовность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.

ПК-4 - способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.


ПК-5 - способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности.
ПК- 6 - способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства.
ПК-7 – способность разрабатывать юридические документы.
ПК- 8 - готовность обеспечивать законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок .
ПК-9 – готовность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
ПК- 13 - способность толковать различные правовые акты.
ПК-14 – способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности.
1.4. Знание, умения, навыки, осваиваемые обучающимися при изучении дисциплины
При изучении настоящей учебной дисциплины студент должен изучить основные нормативные правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, практику их применения, основные концептуальные подходы к пониманию коммерческого права; научиться толковать и применять акты коммерческого законодательства; правильно квалифицировать факты, имеющие юридическое значение; составлять документы юридического характера; ориентироваться в специальной литературе.
1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий
Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы. Во-первых, классические лекционные методы; объем учебной работы за курс дисциплины: 60 часов на очной форме обучения (освоение модулей С6 и С7), 48 часов – на очно-заочной форме обучения (освоение модулей С7 и С8), 16 часов – на очно-заочной форме обучения по сокращенной программе (освоение модулей С4 и С5). Во-вторых, активная форма аудиторной учебной работы в виде практических занятий; объем учебной работы за курс дисциплины: 40 часов на очной форме обучения (освоение модулей С6 и С7), 28 часов – на очно-заочной форме обучения (освоение модулей С7 и С8), 24 часа – на очно-заочной форме обучения по сокращенной программе (освоение модулей С4 и С5). В-третьих, – активная форма самостоятельной учебной работы студентов, под руководством преподавателя, включая использование методов учебно-методического комплекса по Коммерческому праву, а также написание курсовой работы по дисциплине; объем учебной работы за курс дисциплины на очной форме обучения: 180 часов.
Очная форма обучения

Всего аудиторных занятий

100 часов

из них лекций

60 часов

Семинарские занятия (в том числе письменные работы)

40 часов

Самостоятельная работа в 6 семестре

33 часа

Самостоятельная работа в 7 семестре

39 часов

Итого (трудоемкость дисциплины)

7 зачетных единиц

Очно-заочная форма обучения



Всего аудиторных занятий

76 часов

из них лекций

48 часов

Семинарские занятия (в том числе письменные работы)

28 часов

Самостоятельная работа 7 семестра

33 (24+9) часа

Самостоятельная работа 8 семестра

39 (28+11) часов

Итого (трудоемкость дисциплины)

7 зачетных единиц

Очно-заочная форма обучения по сокращенной программе



Всего аудиторных занятий

40 часов

из них лекций

16 часов

Семинарские занятия (в том числе письменные работы)

24 часа

Самостоятельная работа в 4 семестре

33 (24+9)часа

Самостоятельная работа в 5 семестре

39 (28+11) часов

Итого (трудоемкость дисциплины)

7 зачетных единиц


1.6. Организация учебных занятий
Трудоемкость, объемы учебной работы и наполняемость групп обучающих на очной форме обучения


Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические
занятия

лабораторные
работы

контрольные
работы

коллоквиумы

текущий контроль

промежуточная
аттестация

под руководством
преподавателя

Без участия
преподавателя

в т.ч. с использованием методических материалов

текущий контроль

промежуточная
аттестация

очная форма обучения

С6

30ч

20ч




0











30

3








30

2

зачет.

ед.

100

ст

30 ст






















30 ст

30 ст










С7

30ч

20ч




0











30

ч

9








30

5

зачет.

ед.

100

ст

30 ст






















30 ст

30 ст










Итого (трудоемкость дисциплины) – 7 зачетных единиц
очно-заочная форма обучения

 С7

20

14
















30

ч



15ч.







30

2

зачет.

ед.

50

ст

25 ст






















25 ст




25 ст







 С8

20

14
















30

ч



15 ч.







30

5

зачет.

ед.

50

ст

25 ст






















25 ст




25 ст







Итого (трудоемкость дисциплины) – 7 зачетных единиц
очно-заочная форма обучения (сокращенная программа)

С5



14ч

10 ч.

0











30

ч



29 ч.







5

зачет.

ед.

100

ст

30 ст

100 ст



















30 ст




30 ст









Итого (трудоемкость дисциплины) – 7 зачетных единиц
Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации


Код модуля

в составе дисциплины, практики и т.п.



Период по учебному графику

Промежуточная аттестация

Всего зачетов и экзаменов

Текущий контроль

Формы

Сроки

Формы

Сроки

По формам обучения

По очной форме обучения

С6

09 февраля-

25 мая


зачет

25 мая -31 мая

зачет: 1






С7

1 сентября-

25 декабря



экзамен

5 января -

21 января



Экзамен: 1

аттестация

по 25 декабря

По очно-заочной форме обучения

С7

01 сентября-

25 декабря



зачет

25 - 31 декабря

зачет: 1






С8

09 февраля-

25 мая


экзамен

25 мая -

25 июня


Экзамен: 1

аттестация

по 25 мая

По очной форме обучения по сокращенной программе

С5

1 сентября-

25 января



экзамен

До 26 января

Экзамен: 1

аттестация

по 25 декабря


1.7. Структура и содержание учебной дисциплины

По учебной дисциплине «Коммерческое право» дается описание ее системное изложение, а также формулируются основные вопросы, рассматриваемые при изучении этой дисциплины, в соответствии с современным состоянием научного знания, современными образовательными технологиями, научным и учебно-методическим опытом разработчиков и методическими рекомендациями, утвержденными Ученым Советом факультета:


Часть 1. Общая часть (первый семестр обучения)
Тема 1. Понятие и система коммерческого права

1. Предпринимательская деятельность и отношения, опосредующие ее. Понятие, предмет, методы и система коммерческого (предпринимательского) права. Принципы коммерческого права. Место коммерческого права в системе права.

2. Коммерческое право как учебная дисциплина. Система курса коммерческого права.

3. Коммерческое право как наука: основные концепции, история становления и развития


Лекции - 2 часа

Семинары – 0 часов (примечание: часы занятий указываются для очной формы обучения)
Самостоятельная работа студентов: анализ легального определения предпринимательской деятельности, выявление соотношения понятий предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; без преподавателя – 1 час.
Обязательная литература:

Коммерческое (предпринимательское) право: учеб.: в 2 т. Т. 1. – 4-е изд., перераб. и доп./под ред. В. Ф. Попондопуло. – М.: Проспект, 2009 (2010). С. 8-37.


Дополнительная литература:

Предпринимательское право Российской Федерации: учебник/отв.ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. С. 15-75.


Тема 2. Источники коммерческого права

1. Понятие и виды источников коммерческого права.

2. Конституционные основы коммерческого права.

3. Гражданский кодекс РФ – законодательная основа коммерческого права.

4. Соотношение понятий коммерческого права и коммерческого законодательства.

Проблема разработки и принятия Торгового кодекса РФ. Обычаи делового оборота.

6. Основные черты нормативно-правового режима предпринимательства.
Лекции – 2 часа

Семинары – 2 часа
Задача № 1. Изучая тему «ценные бумаги», студент второго курса юридического факультета Андрей Павловский обратил внимание на то, что в различных нормативных правовых актах даются не только несовпадающие перечни видов ценных бумаг, но и по-разному формулируется само определение понятия ценной бумаги. Особенно наглядно это видно при сопоставлении ГК РФ и ФЗ «О рынке ценных бумаг». В ст. 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» вводится понятие эмиссионных ценных бумаг, не указанных в ст. 143 ГК, в которой перечисляются виды ценных бумаг. Кроме того, употребленный в п.п. 1 и 2 ст. 149 ГК термин «бездокументарные ценные бумаги» не соответствует закрепленному в п. 1 ст. 142 ГК легальному определению ценной бумаги как документа.

Аналогичное несовпадение понятий имело место и в действовавших ранее правовых актах, например, в ст. 31 Основ гражданского законодательства и п.п. 1-3 Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР. Имеющиеся в законодательстве несоответствия затрудняют решение практических вопросов, связанных с понятием и видами ценных бумаг, подумал Павловский, например, об уголовной ответственности за изготовление или сбыт ценных бумаг (ст.185 УК РФ), о взыскании налогов на операции с ценными бумагами (Закон РФ от 12.12.91, с последующими изменениями и дополнениями) и др.

Один из друзей Андрея, старшекурсник, к которому Павловский обратился за разъяснениями, объяснил, что с его точки зрения никакого несоответствия здесь нет. Надо лишь дать правильное толкование правовым нормам.

Какие способы толкования могут быть применены в данном случае?

Какие приемы толкования существуют?

Какое значение имеет толкование в правовой работе юристов, обслуживающих предпринимателей?



Задача № 2. Решением Территориального управления Федеральной антимонопольной службы акционерное общество «Институт Ленпроектгалургия» было внесено в реестр хозяйствующих субъектов, доля которых на товарном рынке составляет 50% и более, и было признано занимающим доминирующее положение.



АО «Институт Ленпроектгалургия» обратился в ТУ ФАС с заявлением об оспаривании решения о признании его положения доминирующим.

Может ли положение хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке составляет более 50%, не признаваться доминирующим? Какие обстоятельства должны быть приняты во внимание при рассмотрении заявления АО «Институт Ленпроектгалургия»?

Какие правовые последствия связаны:

1)с внесением организации в реестр хозяйствующих субъектов, доля которых на товарном рынке составляет 35% и более;

2)с внесением организации в реестр хозяйствующих субъектов, доля которых на товарном рынке составляет 50% и более;

3)с признанием положения организации доминирующим?

В каком нормативном правовом акте содержатся ответы на поставленные вопросы?



Задача № 3. Согласно договору подряда на капитальное строительство, заключенному между ГУП «Завод «Полимер», заказчиком, и строительной компанией «Стройинвест», генподрядчиком, в 1992 г., строительство жилого дома для завода должно было завершиться к 1 июля 1994 г. Однако работы были окончены гораздо позже, и дом был сдан в эксплуатацию только в апреле 1995 г.



Возражая против предъявленных к нему требований о взыскании предусмотренной договором пени за просрочку сдачи объекта в эксплуатацию, генподрядчик ссылался на то, что срыв графика работ произошел не по его вине, а по вине поставщиков стройматериалов, поэтому он должен быть освобожден от имущественной ответственности.

При рассмотрении дела в арбитражном суде компания «Стройинвест» представила документы о своих взаимоотношениях с контрагентами – поставщиками стройматериалов, в том числе договоры, акты, переписку и другие документы, с достоверностью подтверждающие отсутствие вины генподрядчика в просрочке сдачи жилого дома заказчику.

Проанализируйте ту же ситуацию, перенеся ее на год позднее: 1995 – 1996 гг. Повлияет ли на правовую оценку этой ситуации введение в действие части второй ГК?

Будет ли взыскана предусмотренная договором пеня за все время просрочки, допущенной генподрядчиком?

Может ли быть уменьшена пеня? На каком основании?

Какое решение по данному спору может быть принято судом?
Задача № 4. В соответствии с условиями договора организация-покупатель дала указание своему банку перечислить контрагенту-продавцу по договору 10 млн. руб. в порядке предварительной оплаты товаров. Платежное поручение было передано в банк, обслуживающий покупателя, 14 октября 1994 г., а деньги поступили на расчетный счет продавца только 20 января 1995 г. Продавец предъявил покупателю требование уплатить проценты за пользование чужими денежными средствами согласно ст. 395 ГК. Покупатель возражал против предъявленных требований, заявив, что ответственность за просрочку платежа должен нести не он, а банк, по неизвестным причинам задержавший перечисление денежных средств.

Привлеченный по ходатайству организации-покупателя к участию в деле банк опровергал возможность возложения на него в данном случае имущественной ответственности, ссылаясь на то, что он не обслуживает организацию-продавца и, следовательно, не состоит в правовых отношениях с ним.

Кроме того, по мнению юриста – представителя банка, нормы ГК РФ 1994 г. не могут применяться к правоотношениям, возникшим до введения ГК в действие; поэтому надо руководствоваться п. 3 ст. 66 Основ гражданского законодательства 1991 г. или ч. 1 ст. 226 ГК РСФСР 1964 г.

Чья позиция является правильной?

Какое конкретное практическое значение имеет в данном случае применение одного из трех названных выше нормативных правовых актов?



Задача № 5.

Против генерального директора АО «Комета» Бичулина было возбуждено уголовное дело по одной из статей УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за экономическое преступление. Следователь обратился в суд с заявлением о взятии Бичулина под стражу, мотивируя это тем, что, оставаясь на свободе, Бичулин может оказывать воздействие на своих подчиненных, которые выступают в качестве свидетелей. Адвокат гр-на Бичулина возражал против применения ареста, ссылаясь на то, что такая мера пресечения как заключение под стражу не может быть применена к Бичулину, поскольку он привлекается к ответственности за экономическое преступление в связи с предпринимательской деятельностью, то есть как предприниматель.

Позиция какой из сторон представляется Вам более предпочтительной? Дайте обоснование. Имеет ли значение для решения возникшего вопроса, является ли Бичулин акционером АО «Комета» и какое количество акций ему принадлежит?



Самостоятельная работа студентов: анализ содержания части первой ГК РФ в целях выявления правовых норм, регулирующих отношения между предпринимателями или с их участием; без преподавателя – 1 час; выявление обычаев делового оборота (достаточно двух-трех) и формулирование некоторых из них по выбору преподавателя в письменном виде; под руководством преподавателя – 2 часа.


Дополнительная литература:

Предпринимательское право Российской Федерации: учебник/отв.ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. С. 75-100;

Андреев В. К. Предпринимательское законодательство России: Научные очерки. – М.: Статут; РАП, 2008. – 368 с.
Материалы судебно-арбитражной практики:

О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. – Постановление № 6/8 Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г.//Вестник ВАС РФ. 1996. № 9. С. 5-20.



следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» «Commercial Law»
1600.09kb.
7 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное коммерческое право» «International Сommercial law»
179.26kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное частное право» «International Private Law»
761.58kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины земельное право
216.79kb.
1 стр.
Методические указания по выполнению рефератов Вопросы к зачету Программа учебной дисциплины «Коммерческое право»
970.28kb.
5 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Договорное право»
201.58kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право на недвижимость
383.1kb.
2 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право собственности и способы его защиты»
604.59kb.
3 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право»
143.64kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Международное гуманитарное право и сми» Курс 5 дневное отделение Семестр 1 Лекции: 24 ч
229.92kb.
1 стр.
Кафедра государственно-правовых дисциплин рабочая программа учебной дисциплины финансовое право
892.98kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Современные проблемы права международной торговли» «Current issues of the law of international trade»
433.85kb.
2 стр.