Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Концепция краевой целевой программы «Поддержки экспорта в Краснодарском крае на 2010–2012 гг.» Краснодар 2009 Содержание 1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и краевой целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития Краснодарского края 2 2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом 4 3. Характеристика и прогноз развития ситуации в области международного и межрегионального сотрудничества без использования программно-целевого метода 5 Однако в настоящее время в Краснодарском крае отсутствует организационный механизм, единый центр консолидации и распределения финансовой и технической помощи организациям-экспортерам. В частности, законодательный порядок централизованного сбора заявок и принятия решений в уполномоченных министерствах Российской Федерации (Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации) создает сложную в управлении систему, неудобную для большинства региональных экспортеров. В результате краем не используются существующие на федеральном уровне механизмы финансовой поддержки экспорта: субсидирование части процентной ставки, экспортное кредитование, гарантийная поддержка экспорта промышленной продукции, государственная поддержка выставочно-ярмарочной деятельности, страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков. 6 4. Возможные варианты развития экспортного потенциала Краснодарского края, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах развития 8 5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом 10 6. Цели, задачи Программы, целевые индикаторы Программы 11 7. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы 12 8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы 13 9. Предложения по участию органов исполнительной власти Краснодарского края, ответственных за формирование и реализацию Программы. Предложения по разработчикам, координаторам, государственным заказчикам и исполнителям мероприятий Программы 19 10. Основные направления, сроки и этапы финансирования Программы 20 11. Механизмы формирования мероприятий Программы 20 12. Формы и методы управления реализацией Программы 21
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и краевой целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития Краснодарского краяРазвитие международной экономической системы приводит к изменению объёмов и качества внешнеэкономических контактов каждого из её акторов, большую часть которых составляют отдельные государства или межгосударственные экономические организации. В этой связи каждому из участников международных экономических отношений приходится постоянно корректировать стратегические установки и укреплять свои позиции на мировых рынках. В частности для России, в целом, и Краснодарского каря, в частности, по словам Д.А.Медведева, важнейшей задачей на сегодняшний день в области развития внешнеэкономической деятельности является поддержка национального экспорта не только посредствам финансовых, но и административных механизмов. К их числу относятся: активная поддержка экспорта продукции отечественного производства, повышение качества экономического роста и эффективности бюджетных расходов и подготовка квалифицированных кадров. Приоритетными мероприятиями в области административной поддержки экспортного потенциала отечественных производителей являются: создание упрощенной системы процедур по предоставлению кредитов, оказание информационной поддержки, продвижение на внешних рынках отечественных брендов и подготовка квалифицированных кадров.1 В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года стратегической целью развития края на период до 2020 года является реализация политических, геостратегических и социально-экономических приоритетов РФ на Юге страны и обеспечение кардинального повышения качества жизни населения края на основе создания потенциала опережающего развития. В рамках реализации базовой стратегической цели социально-экономического развития Краснодарского края в качестве основных стратегических направлений достижения положительной динамики экономики края выступают Стратегическое направление 2 и Стратегическое направление 3. Стратегическое направление 2 предполагает «обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста путем реализации государственной структурно-институциональной политики, направленной на формирование глобальных конкурентных преимуществ экономики края». Стратегическое направление 3 определяет необходимость «создания потенциала опережающего (будущего) развития края для выполнения функции «опорного региона» в реализации целей федерального Правительства на основе взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества». Экспортные производства являются конкурентоспособными в мировом масштабе. Их развитие и поддержка представляет собой важнейший механизм сохранения и повышения конкурентоспособности экономики края. Ощутимый эффект от реализации аналогичных программ имел место, например, в Ростовской и Ленинградской областях. В частности по итогам реализации областной целевой программы поддержки экспорта в Ростовской области в 2007 – 2008 гг. за первый год (2007 г.) внешнеторговый оборот области составил 7 655 179 тыс. долл.США. Данный показатель увеличился по сравнению с 2006 г. на 57 % (или на 2 774 723 тыс.долл.США). Экспорт Ростовской области в 2007 г. составил 3 032 068 тыс.долл.США, т.е. рост в сравнении с 2006 г. составил 45,3 % (или 945 565 тыс.долл.США). При высокой значимости для развития экономики Краснодарского края экспортной деятельности, в этой области существует ряд проблем, решение которых невозможно в рамках существующих организационно-управленческих ресурсов и механизмов. Анализ практики управления международным и межрегиональным сотрудничеством Краснодарского края позволяет выделить здесь три группы проблем.
В связи с невозможностью решения указанных выше проблем в рамках существующих организационно-управленческих ресурсов и механизмов, необходима реализация специальной краевой целевой программы «Поддержки экспорта в Краснодарском крае на 2010–2012 гг.» (далее – Программа), основной целью которой станет Обеспечение благоприятных внешних условий для роста конкурентоспособности и развития экономики края. В качестве основных эффектов от реализации Программы будет наблюдаться пополнение доходной части краевого бюджета, рост благосостояния населения края, успешное выполнение федеральных программ и проектов, связанных с реализацией российских геостратегических, экономических и гуманитарных интересов в Черноморском регионе, а также с проведением Зимней Олимпиады 2014 года в г. Сочи. Таким образом, решаемые проблемы и цели Программы соответствуют Внешнеэкономической стратегии Российской Федерации до 2020 г., Стратегии внешнеэкономической деятельности Краснодарского края до 2020 г., стратегическим целям социально-экономического развития Краснодарского края, определенным в Стратегии его развития до 2020 года, Системе стратегических целей органов исполнительной власти Краснодарского края. 2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методомЦелесообразность решения указанных выше проблем программно-целевым методом обусловлена следующими факторами:
3. Характеристика и прогноз развития ситуации в области международного и межрегионального сотрудничества без использования программно-целевого методаВ настоящее время деятельность по развитию международного и межрегионального сотрудничества Краснодарского края осуществляется и координируется в Администрации края Департаментом внешнеэкономической деятельности (далее – Департамент). Департамент совместно с другими органами исполнительной власти Администрации Краснодарского края оказывает содействие повышению экспортных возможностей предприятий реального сектора экономики, увеличению внешнеторгового оборота края, которое опирается на следующие благоприятные тенденции (данные приведены за период 2004-2007 гг.):
В последние годы складывалась благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура для ряда товарных групп экспорта края. Сальдо торгового баланса края в 2004-2006 годах выросло в денежном выражении более чем в 92 раза, причем основной прирост осуществлен за счет роста ценовой конъюнктуры сырьевой составляющей экспорта. Важность экспортной составляющей внешнеэкономической деятельности организаций для Краснодарского края обусловлена ее экономической и социальной ролью в развитии региона. Экспорт товаров и услуг обеспечивает поступление в край значительных финансовых ресурсов в виде доходов бюджетов всех уровней. При объеме экспорта в 2007 году свыше 5 млрд. долларов США только возврат налога на добавленную стоимость эквивалентен более чем 10 процентам совокупных инвестиций Краснодарского края в основной капитал. В 2008 г. ценовой объем экспортных операций достиг уровня 5030 млн.долл.США, при общем товарообороте 8531,6 млн.долл.США. Совершенствование товарной структуры экспорта, создание условий для выхода на зарубежные рынки необходимы для расширения участия организаций Краснодарского края в системе мировой торговли. Решение этих и других задач по развитию регионального экспорта является важным условием повышения конкурентоспособности экономики края, что особенно актуально в ходе присоединения России к ВТО.
Однако в настоящее время в Краснодарском крае отсутствует организационный механизм, единый центр консолидации и распределения финансовой и технической помощи организациям-экспортерам. В частности, законодательный порядок централизованного сбора заявок и принятия решений в уполномоченных министерствах Российской Федерации (Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации) создает сложную в управлении систему, неудобную для большинства региональных экспортеров. В результате краем не используются существующие на федеральном уровне механизмы финансовой поддержки экспорта: субсидирование части процентной ставки, экспортное кредитование, гарантийная поддержка экспорта промышленной продукции, государственная поддержка выставочно-ярмарочной деятельности, страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков.Отсутствие системности в предоставлении государственной помощи приоритетным группам организаций-экспортеров (прежде всего – производителям продукции и услуг с высокой долей добавленной стоимости) снижает результативность финансовой поддержки, и, как следствие, не позволяет создать достаточных стимулов для их участия в решении социально-экономических задач. Кроме того, важным элементом развития международного и межрегионального сотрудничества является инфраструктура экспорта, которая представляется на сегодняшний день не достаточно эффективной и требует усовершенствования. В рамках работы по формированию системы продвижения интересов края на внешние рынки Департамент координирует реализацию:
В настоящее время в крае наблюдается преимущественная реализация транзитного потенциала при недостаточном использовании экспортного потенциала собственных производств, ухудшении структуры экспорта, что выразилось в следующих негативных тенденциях:
По сути, нынешняя система международного и межрегионального сотрудничества края представляет собой международные и межрегиональные связи, а не международную и межрегиональную деятельность. Это существенно ограничивает дальнейшее эффективное использование имеющегося экспортного потенциала Краснодарского края. Прогноз ситуации в области внешнеторгового сотрудничества без использования программно-целевого метода заключается в развитии внешнеэкономической деятельности края по инерционному сценарию, который характеризуется низкими темпами роста экспорта и ухудшением его структуры, а также сохранением трех групп проблем, описанных в Разделе 1. 4. Возможные варианты развития экспортного потенциала Краснодарского края, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах развитияОсновные проблемы развития экспорта Краснодарского края в среднесрочной перспективе определяются следующими ключевыми факторами:
Дальнейшее развитие сложившейся ситуации возможно по двум вариантам, которые условно можно охарактеризовать как «инерционный» и «опережающий» сценарии развития. «Инерционный» сценарий«Инерционный» сценарий характеризуется продолжением существующей политики департамента внешнеэкономической деятельности Администрации края, основанной на:
В соответствии с инерционным сценарием развитие внешнеэкономической деятельности в Краснодарском крае в предстоящие пять лет будет происходить поступательно, но без существенного роста. Несоответствие качества продукции, выпускаемой местными производителями, международным стандартам может привести к увеличению объёмов импортных товаров, что негативно сказывается на развитии регионального рынка. Отсутствие механизмов импортозамещения может стать причиной сначала оттеснения, а затем и вытеснения местных производителей с регионального рынка. Темпы роста экспорта будут отставать от темпов роста импорта, что не соответствует экспортному потенциалу края. Структура экспорта будет сохранять сырьевую направленность. Кроме того, экспортно-импортная деятельность в достаточно высокой степени зависит от цен на энергоносители. Таким образом, их стабильность является основой стабильного развития внешнеэкономической деятельности Краснодарского края. «Инновационный» сценарий«Инновационный» сценарий (сценарий опережающего развития) характеризуется формированием системного подхода к развитию международной и межрегиональной деятельности, при условии реализации мероприятий целевой программы:
Реализация данного сценария позволит:
В рамках данного сценария можно с большой долей уверенности предполагать, что развитие экспорта будет экспансивным и инновационным, и приведет в результате к высоким темпам роста, к изменению структуры экспорта в пользу высокотехнологичной продукции и иных товаров с высокой долей добавленной стоимости. Реализация потенциальных возможностей края в области международного и межрегионального сотрудничества может привести к росту конкурентоспособности продукции регионального производства, что будет иметь своим следствием возможность выхода кубанских производителей на международный рынок, что является одним из главных условий интенсивного развития экономики региона. Существенное значение для эффективного развития Краснодарского края в системе международного и межрегионального взаимодействия будет иметь включение региона в систему международных транспортных коридоров, чему также может способствовать подготовка региона к Зимним Олимпийским играм 2014 г. Развитие внутренней сферы производства может также привести к активизации интереса иностранных инвесторов к новым областям хозяйства края, а значит к росту инвестиционных вложений в экономику края. 5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методомСрок реализации Программы – с 2010 по 2012 годы. Реализацию Программы предлагается провести в 2 этапа:
6. Цели, задачи Программы, целевые индикаторы ПрограммыОсновной целью Программы развития внешнеэкономического сотрудничества должно стать развитие экономики и повышение благосостояния населения Краснодарского края путём создания благоприятных условий для повышения конкурентоспособности товаров и услуг кубанских производителей и привлечения необходимых ресурсов за счёт формирования эффективной системы международного и межрегионального взаимодействия Краснодарского края. Достижение основной цели и выполнение целевых установок связано с реализацией следующей системы стратегических целей и задач внешнеэкономического сотрудничества. 1. Обеспечение условий развития внешнеэкономической деятельности Краснодарского края.
2. Продвижение экономически и инвестиционно привлекательного имиджа Краснодарского края за его пределами.
В целях реализации данных стратегических целей и задач, кроме мероприятий, предусмотренных стратегическими документами Краснодарского края, необходимо применение мер государственной поддержки регионального экспорта, которые концентрируются на двух основных направлениях:
Целевыми индикаторами Программы является рост основных показателей, характеризующих развитие внешнеэкономической деятельности в Краснодарском крае:
7. Предложения по объемам и источникам финансирования ПрограммыОсновными источниками финансирования являются краевой и федеральный бюджеты. В процессе реализации Программы планируется привлечение средств преимущественно из бюджета Краснодарского края. Это вызвано структурными изменениями в системе федеральных государственных органов исполнительной власти, которые привели к функциональным перестановкам. В 2009 г. на основании Указа Президента РФ от 12 мая 2008 г. №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» произошла передача функций по выработке государственной политики в сфере внешней торговли от Министерства экономического развития РФ Министерству промышленности и торговли РФ. В этой связи, в краткосрочной перспективе, существенное привлечение средств по федеральным программам не представляется возможным. Привлечение средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с федеральным законодательством о поддержке экспорта, для финансирования программных мероприятий. Для этого будут использоваться существующие и формирующиеся в настоящее время на федеральном уровне механизмы финансовой поддержки экспорта (субсидирование части процентной ставки, гарантийная поддержка экспорта промышленной продукции и т.д.) и государственной поддержки выставочно-ярмарочной деятельности. Суммарно на реализацию мероприятий Программы требуется выделение 116 013 тыс.руб. из бюджета Краснодарского края, из которых 29 185 тыс.руб. планируется освоить в 2010 г., 40 385 тыс.руб., соответственно, в 2011 г., и 49 400 тыс.руб. в 2012 г. Объемы финансирования рассчитывались исходя из средней оценки затрат на планируемые мероприятия и предполагаемого уровня инфляции, с учетом опыта реализации целевой программы по поддержке экспорта в Ростовской области (2007-2008 гг.; 2009-2010 гг.) и Ленинградской области (2004 – 2006 гг.). 8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемыВ результате реализации Программы к 2012 году планируется достижение следующих прогнозных параметров:
Таблица 1. Прогноз развития экспорта Краснодарского края до 2012 г. (по основным группам товаров)
Таблица 2. Прогноз динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет Краснодарского края от экспортной деятельности региональных экспортеров. Эффект от реализации мероприятий Программы
Таблица 3. Прогноз динамики показателей экспорта и внешнеторгового оборота Краснодарского края (2010 – 2012 гг.)
Социально-экономический эффект от реализации программных мероприятий выразится в росте налогооблагаемой базы организаций-экспортеров не менее чем в 2 раза, увеличении числа занятого населения, вовлеченного в сферу внешнеэкономической деятельности, росте заработной платы, повышении уровня и качества жизни населения Краснодарского края, а также в создании условий для использования преимуществ и минимизации негативных последствий в процессе присоединения России к ВТО. Экономический эффект от реализации Программы выражается в увеличении в общем объеме экспорта доли продукции с высокой добавленной стоимостью; стимулировании экспортной деятельности потенциальных экспортеров – промышленных организаций с конкурентоспособной продукцией; расширении географии поставок организаций-экспортеров; уменьшения не менее чем на 8-10 процентов удельного веса импорта продовольственных товаров и увеличения поставок технологического оборудования, материалов и комплектующих для инновационных производств в реальном секторе экономики, проектов развития инфраструктуры и социальной сферы; пополнение бюджета Краснодарского края. Эффектом от реализации программы является разница в приросте экспорта между инновационным и инерционным сценарием развития, Которая в 2010 году составит 700 млн. долларов США или 21,4 млрд. рублей. Прямой эффект рассчитывается по предприятиям воспользовавшихся государственной поддержкой, доля которых в 2010 году составит около 5%. Прямой эффект роста экспорта от краевых предприятий составит 1 млрд. рублей, что приведет к увеличению налоговых поступлений в консолидированный бюджет Краснодарского края в 2010 году на 50 млн. рублей. С учетом расходов на поддержку экспорта в 2010 году 29,2 млн. рублей Коэффициент бюджетной эффективности составит 1,7. Также реализация Программы даст некоторые косвенные эффекты, которые положительно скажутся на достижении стабильного социально-экономического роста Краснодарского края:
9. Предложения по участию органов исполнительной власти Краснодарского края, ответственных за формирование и реализацию Программы. Предложения по разработчикам, координаторам, государственным заказчикам и исполнителям мероприятий ПрограммыВыполнение функций государственного Заказчика Программы предлагается возложить на департамент внешнеэкономической деятельности Краснодарского края. Функции Разработчика, Координатора Программы предлагается передать департаменту внешнеэкономической деятельности Краснодарского края. Выполнение функций Исполнителя Программы предлагается возложить на департамент внешнеэкономической деятельности Краснодарского края, отраслевые, а также иные общеэкономические и отраслевые подразделения администрации Краснодарского края в соответствии с Планом мероприятий Программы. В целях реализации мероприятий, связанных с оказанием материальной поддержки региональным предприятиям-экспортерам необходимо создание специального организационного механизма, который будет представлен Советом по поддержке экспорта в Краснодарском крае при первом заместителе главы администрации (губернатора) Краснодарского края (далее – Совет). Координация работы Совета должна осуществляться координатором программы «Поддержки экспорта в Краснодарском крае на 2010 – 2012 гг.» – департаментом внешнеэкономической деятельности Краснодарского края. Совет должен иметь следующую структуру. Во главе Совета находится председатель (первый заместитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края). В Совет так же входят: руководитель департамента внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (заместитель председателя Совета); заместитель руководителя департамента внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (секретарь Совета); руководитель департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края; руководитель департамента экономического развития Краснодарского края; руководитель управления экономики и целевых программ Краснодарского края руководители отраслевых органов исполнительной власти Краснодарского края – по согласованию. 10. Основные направления, сроки и этапы финансирования ПрограммыОсновные направления финансирования Программы:
Сроки и этапы финансирования Программы соответствуют срокам и этапам ее реализации, определенным в Разделе 5. 11. Механизмы формирования мероприятий ПрограммыМероприятия Программы на 2010-2012 годы формируются исходя из системы ее целей и задач. В предлагаемом комплексе мероприятий необходимо отразить:
При формировании перечня мероприятий Программы приоритетными для включения в данный перечень признаются мероприятия, имеющие наибольшую бюджетную эффективность, а также имеющие дополнительные источники финансирования (за счет средств федерального бюджета). 12. Формы и методы управления реализацией ПрограммыУправление реализацией Программы обеспечивается департаментом внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (координирующая роль) и отраслевыми департаментами. В целях управления реализацией Программы в ее финансовой части необходима подготовка форм отчетности краевых предприятий-экспортеров по использованию выделяемых им в качестве поддержки бюджетных ресурсов по трем основным направлениям:
Координирующую функцию по распределению бюджетных средств программы должен осуществлять Совет по поддержке экспорта в Краснодарском крае при первом заместителе главы администрации (губернатора) Краснодарского края. Заявки на получение государственных субсидий представляются предприятиями-экспортерами готовой продукции в департамент внешнеэкономической деятельности Краснодарского края, который готовит заключение и передает его в Совет для дальнейшего согласования. Решение по заявкам на получение государственных субсидий выносится очно, либо заочно. Совет собирается по мере поступления заявок. Немаловажным механизмом управления реализацией программы является регулярный мониторинг показателей развития экспорта Краснодарского края и мониторинг основных результатов деятельности краевых предприятий-экспортеров, пользующихся государственной поддержкой в рамках предлагаемой Программы. 1 Стенограмма речи Д.А.Медведева на всероссийском форуме промышленников и предпринимателей «Инвестиционная политика и региональное развитие». 31.01.2008 г., Краснодар. Смотрите также: Концепция краевой целевой программы «Поддержки экспорта в Краснодарском крае на 2010–2012 гг.» Краснодар 2009
349.34kb.
1 стр.
Концепция краевой целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Краснодарском крае на 2013-2020 годы»
273.64kb.
1 стр.
Информация о ходе выполнения
167.69kb.
1 стр.
Закон краснодарского края о краевой целевой программе "развитие спорта высших достижений в краснодарском крае"
209.32kb.
1 стр.
Закон об утверждении отчета об исполнении краевой целевой
505.48kb.
2 стр.
Антинаркотической комиссии в Камчатском крае на 2011 год. № п/п
49.45kb.
1 стр.
Справка об итогах единого государственного экзамена в Краснодарском крае в 2009 году и задачах на 2010 год
81.42kb.
1 стр.
Отчет по результатам контрольного мероприятия
456.11kb.
1 стр.
Закон о краевой целевой программе развитие сельского хозяйства
1485.79kb.
9 стр.
Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Забайкальского края «Об утверждении краевой целевой программы «Воспитать добром!»
50.06kb.
1 стр.
Закон краснодарского края о противодействии коррупции в краснодарском крае принят Законодательным Собранием Краснодарского края 15 июля 2009 года
142.38kb.
1 стр.
Долгосрочной краевой целевой программы «Модернизация здравоохранения Камчатского края на 2011 – 2012 годы» 5090.67kb.
22 стр.
|