Главная
страница 1


Концепция

краевой целевой программы

«Поддержки экспорта в

Краснодарском крае на 2010–2012 гг.»

Краснодар 2009
Содержание


1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и краевой целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития Краснодарского края 2

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом 4

3. Характеристика и прогноз развития ситуации в области международного и межрегионального сотрудничества без использования программно-целевого метода 5

Однако в настоящее время в Краснодарском крае отсутствует организационный механизм, единый центр консолидации и распределения финансовой и технической помощи организациям-экспортерам. В частности, законодательный порядок централизованного сбора заявок и принятия решений в уполномоченных министерствах Российской Федерации (Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации) создает сложную в управлении систему, неудобную для большинства региональных экспортеров. В результате краем не используются существующие на федеральном уровне механизмы финансовой поддержки экспорта: субсидирование части процентной ставки, экспортное кредитование, гарантийная поддержка экспорта промышленной продукции, государственная поддержка выставочно-ярмарочной деятельности, страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков. 6

4. Возможные варианты развития экспортного потенциала Краснодарского края, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах развития 8

5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом 10

6. Цели, задачи Программы, целевые индикаторы Программы 11

7. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы 12

8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы 13

9. Предложения по участию органов исполнительной власти Краснодарского края, ответственных за формирование и реализацию Программы. Предложения по разработчикам, координаторам, государственным заказчикам и исполнителям мероприятий Программы 19

10. Основные направления, сроки и этапы финансирования Программы 20

11. Механизмы формирования мероприятий Программы 20

12. Формы и методы управления реализацией Программы 21



1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и краевой целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития Краснодарского края


Развитие международной экономической системы приводит к изменению объёмов и качества внешнеэкономических контактов каждого из её акторов, большую часть которых составляют отдельные государства или межгосударственные экономические организации. В этой связи каждому из участников международных экономических отношений приходится постоянно корректировать стратегические установки и укреплять свои позиции на мировых рынках. В частности для России, в целом, и Краснодарского каря, в частности, по словам Д.А.Медведева, важнейшей задачей на сегодняшний день в области развития внешнеэкономической деятельности является поддержка национального экспорта не только посредствам финансовых, но и административных механизмов. К их числу относятся: активная поддержка экспорта продукции отечественного производства, повышение качества экономического роста и эффективности бюджетных расходов и подготовка квалифицированных кадров. Приоритетными мероприятиями в области административной поддержки экспортного потенциала отечественных производителей являются: создание упрощенной системы процедур по предоставлению кредитов, оказание информационной поддержки, продвижение на внешних рынках отечественных брендов и подготовка квалифицированных кадров.1

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года стратегической целью развития края на период до 2020 года является реализация политических, геостратегических и социально-экономических приоритетов РФ на Юге страны и обеспечение кардинального повышения качества жизни населения края на основе создания потенциала опережающего развития.

В рамках реализации базовой стратегической цели социально-экономического развития Краснодарского края в качестве основных стратегических направлений достижения положительной динамики экономики края выступают Стратегическое направление 2 и Стратегическое направление 3.

Стратегическое направление 2 предполагает «обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста путем реализации государственной структурно-институциональной политики, направленной на формирование глобальных конкурентных преимуществ экономики края».

Стратегическое направление 3 определяет необходимость «создания потенциала опережающего (будущего) развития края для выполнения функции «опорного региона» в реализации целей федерального Правительства на основе взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества».

Экспортные производства являются конкурентоспособными в мировом масштабе. Их развитие и поддержка представляет собой важнейший механизм сохранения и повышения конкурентоспособности экономики края.

Ощутимый эффект от реализации аналогичных программ имел место, например, в Ростовской и Ленинградской областях. В частности по итогам реализации областной целевой программы поддержки экспорта в Ростовской области в 2007 – 2008 гг. за первый год (2007 г.) внешнеторговый оборот области составил 7 655 179 тыс. долл.США. Данный показатель увеличился по сравнению с 2006 г. на 57 % (или на 2 774 723 тыс.долл.США). Экспорт Ростовской области в 2007 г. составил 3 032 068 тыс.долл.США, т.е. рост в сравнении с 2006 г. составил 45,3 % (или 945 565 тыс.долл.США).

При высокой значимости для развития экономики Краснодарского края экспортной деятельности, в этой области существует ряд проблем, решение которых невозможно в рамках существующих организационно-управленческих ресурсов и механизмов. Анализ практики управления международным и межрегиональным сотрудничеством Краснодарского края позволяет выделить здесь три группы проблем.



  1. Первая группа проблем связана с недостаточно эффективной реализацией экспортного потенциала предприятий и организаций края, а также возможностей стимулирования экспорта. В настоящее время реализуется преимущественно транзитный потенциал края при недостаточном использовании экспортного потенциала собственных производств, ухудшении структуры экспорта. Вместе с тем, существенное значение имеет недостаточный уровень развития инфраструктуры экспорта в регионе.

  2. Вторая группа проблем связана с необходимостью более эффективного осуществления и координации международных и межрегиональных коммуникаций края и взаимодействия с федеральными органами государственной власти по вопросам реализации внешнеполитической и внешнеэкономической линии РФ, включая взаимодействие Администрации Краснодарского края с международными и иностранными государственными органами, зарубежными общественными организациями и иностранными гражданами, в том числе, в связи с подготовкой и проведением Олимпийских игр в 2014 г. в г. Сочи. Комплекс проблем здесь заключается в необходимости повышения эффективности механизмов координации взаимодействия, во-первых, с федеральными органами государственной власти по вопросам реализации внешнеполитической линии РФ и, во-вторых, с иностранными заинтересованными в сотрудничестве сторонами.

  3. Третья группа проблем связана с недостроенностью целостной системы продвижения интересов края на внешние рынки. В настоящее время достаточный уровень развития получили лишь две подсистемы этой системы: выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность края, а также имиджевая политика. Для достройки целостной системы продвижения интересов края на внешние рынки не хватает еще двух подсистем:

  • комплексный анализ внешних рынков товаров, услуг и капитала, обеспечивающий продвижение интересов края на внешние рынки, в том числе путем предоставления подобных материалов потенциальным иностранным партнерам (в настоящее время Департамент не обладает достаточными ресурсами для выполнения аналитических функций в объемах, необходимых для обеспечения эффективной международной и межрегиональной деятельности);

  • система поддержки экспортеров (материальное стимулирование и система информационно-консультативных мероприятий).

В связи с невозможностью решения указанных выше проблем в рамках существующих организационно-управленческих ресурсов и механизмов, необходима реализация специальной краевой целевой программы «Поддержки экспорта в Краснодарском крае на 2010–2012 гг.» (далее – Программа), основной целью которой станет Обеспечение благоприятных внешних условий для роста конкурентоспособности и развития экономики края. В качестве основных эффектов от реализации Программы будет наблюдаться пополнение доходной части краевого бюджета, рост благосостояния населения края, успешное выполнение федеральных программ и проектов, связанных с реализацией российских геостратегических, экономических и гуманитарных интересов в Черноморском регионе, а также с проведением Зимней Олимпиады 2014 года в г. Сочи.

Таким образом, решаемые проблемы и цели Программы соответствуют Внешнеэкономической стратегии Российской Федерации до 2020 г., Стратегии внешнеэкономической деятельности Краснодарского края до 2020 г., стратегическим целям социально-экономического развития Краснодарского края, определенным в Стратегии его развития до 2020 года, Системе стратегических целей органов исполнительной власти Краснодарского края.



2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Целесообразность решения указанных выше проблем программно-целевым методом обусловлена следующими факторами:

  • невозможность решения указанных выше проблем в рамках существующих организационно-управленческих ресурсов и механизмов;

  • комплексность проблем: данные проблемы невозможно решить в рамках одного направления (сферы) деятельности – их решение требует вовлечения в данный процесс широкого круга подразделений администрации Краснодарского края и муниципальных образований;

  • многообразие, сложность и масштабность проблем, требующих решения;

  • необходимость разработки и реализации комплекса мероприятий, увязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполнителям;

  • необходимость выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации проектов, связанных с дополнительным финансированием из средств бюджета Краснодарского края и привлечением федеральных ресурсов.


3. Характеристика и прогноз развития ситуации в области международного и межрегионального сотрудничества без использования программно-целевого метода


В настоящее время деятельность по развитию международного и межрегионального сотрудничества Краснодарского края осуществляется и координируется в Администрации края Департаментом внешнеэкономической деятельности (далее – Департамент).

Департамент совместно с другими органами исполнительной власти Администрации Краснодарского края оказывает содействие повышению экспортных возможностей предприятий реального сектора экономики, увеличению внешнеторгового оборота края, которое опирается на следующие благоприятные тенденции (данные приведены за период 2004-2007 гг.):



  • экспорт края в денежном выражении увеличился более чем в 3 раза;

  • темпы прироста экспорта составляли до 80% в год;

  • основной прирост экспорта происходил за счет стран дальнего зарубежья;

  • импорт Краснодарского края увеличился менее чем в 2 раза;

  • темпы прироста импорта на фоне роста товарооборота оставляют до 50%;

  • импорт развивался как за счет стран дальнего зарубежья, так и за счет стран СНГ.

В последние годы складывалась благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура для ряда товарных групп экспорта края. Сальдо торгового баланса края в 2004-2006 годах выросло в денежном выражении более чем в 92 раза, причем основной прирост осуществлен за счет роста ценовой конъюнктуры сырьевой составляющей экспорта.

Важность экспортной составляющей внешнеэкономической деятельности организаций для Краснодарского края обусловлена ее экономической и социальной ролью в развитии региона. Экспорт товаров и услуг обеспечивает поступление в край значительных финансовых ресурсов в виде доходов бюджетов всех уровней. При объеме экспорта в 2007 году свыше 5 млрд. долларов США только возврат налога на добавленную стоимость эквивалентен более чем 10 процентам совокупных инвестиций Краснодарского края в основной капитал. В 2008 г. ценовой объем экспортных операций достиг уровня 5030 млн.долл.США, при общем товарообороте 8531,6 млн.долл.США.

Совершенствование товарной структуры экспорта, создание условий для выхода на зарубежные рынки необходимы для расширения участия организаций Краснодарского края в системе мировой торговли. Решение этих и других задач по развитию регионального экспорта является важным условием повышения конкурентоспособности экономики края, что особенно актуально в ходе присоединения России к ВТО.

Однако в настоящее время в Краснодарском крае отсутствует организационный механизм, единый центр консолидации и распределения финансовой и технической помощи организациям-экспортерам. В частности, законодательный порядок централизованного сбора заявок и принятия решений в уполномоченных министерствах Российской Федерации (Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации) создает сложную в управлении систему, неудобную для большинства региональных экспортеров. В результате краем не используются существующие на федеральном уровне механизмы финансовой поддержки экспорта: субсидирование части процентной ставки, экспортное кредитование, гарантийная поддержка экспорта промышленной продукции, государственная поддержка выставочно-ярмарочной деятельности, страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков.


Отсутствие системности в предоставлении государственной помощи приоритетным группам организаций-экспортеров (прежде всего – производителям продукции и услуг с высокой долей добавленной стоимости) снижает результативность финансовой поддержки, и, как следствие, не позволяет создать достаточных стимулов для их участия в решении социально-экономических задач. Кроме того, важным элементом развития международного и межрегионального сотрудничества является инфраструктура экспорта, которая представляется на сегодняшний день не достаточно эффективной и требует усовершенствования.

В рамках работы по формированию системы продвижения интересов края на внешние рынки Департамент координирует реализацию:



  • выставочно-ярмарочной, конгрессной и презентационной деятельности Краснодарского края;

  • имиджевой политики Краснодарского края;

  • работы в межправительственных комиссиях (МПК);

  • взаимодействия с международными организациями;

  • реализацию задач приграничного сотрудничества;

  • регулирование и оказание содействия в сфере развития внешнеэкономического сотрудничества Краснодарского края (органы исполнительной власти, муниципальные образования);

  • официальных визитов делегаций Краснодарского края за его пределы (включая бизнес миссии), а также работы с иностранными делегациями;

  • подготовка, заключение и контроль за реализацией соглашений о сотрудничестве Краснодарского края;

  • взаимодействия с представительствами края в России и за рубежом;

  • международного и межрегионального делового сотрудничества;

  • развития побратимских связей и гуманитарного сотрудничества с городами и регионами других государств;

  • иных функций, обеспечивающих продвижение интересов края на внешние рынки товаров, услуг и капитала.

В настоящее время в крае наблюдается преимущественная реализация транзитного потенциала при недостаточном использовании экспортного потенциала собственных производств, ухудшении структуры экспорта, что выразилось в следующих негативных тенденциях:

  • в структуре экспорта Краснодарского края преобладают товары с низкой добавленной стоимостью;

  • незначительную долю в структуре экспорта занимают товары с высокой добавленной стоимостью;

  • в структуре импорта Краснодарского края преобладают пищевые продукты и товары с высокой добавленной стоимостью;

  • сальдо торгового баланса Краснодарского края увеличивается только за счет товаров с низкой добавленной стоимостью;

  • структура экспорта ухудшается: если в 2004 году 91% экспорта формировали 15 товарных групп, составляющих более 1% экспорта, то в 2007 – 2008 гг. – только 9 товарных групп ТН ВЭД, причем доля сырья и товаров с низкой добавленной стоимостью в структуре экспорта в последние годы увеличивалась;

  • доля экспорта нефти и газа структуре экспорта выросла с 25% до 60%.

По сути, нынешняя система международного и межрегионального сотрудничества края представляет собой международные и межрегиональные связи, а не международную и межрегиональную деятельность. Это существенно ограничивает дальнейшее эффективное использование имеющегося экспортного потенциала Краснодарского края.

Прогноз ситуации в области внешнеторгового сотрудничества без использования программно-целевого метода заключается в развитии внешнеэкономической деятельности края по инерционному сценарию, который характеризуется низкими темпами роста экспорта и ухудшением его структуры, а также сохранением трех групп проблем, описанных в Разделе 1.


4. Возможные варианты развития экспортного потенциала Краснодарского края, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах развития


Основные проблемы развития экспорта Краснодарского края в среднесрочной перспективе определяются следующими ключевыми факторами:

  • значительная зависимость экспорта Краснодарского края от конъюнктуры мировых рынков сырья, в первую очередь минерального топлива, нефти и продуктов ее перегонки, а также мирового рынка зерна;

  • динамика развития транспортной и энергетической инфраструктуры Краснодарского края, которая в большей степени зависит от реализации федеральных целевых программ и проектов;

  • интеграцией евроазиатского экономического пространства;

  • низкая степень дифференциации экономики Краснодарского края, аграрная специализация;

  • реализация федеральной программы подготовки Олимпийских игр 2014 года.

Дальнейшее развитие сложившейся ситуации возможно по двум вариантам, которые условно можно охарактеризовать как «инерционный» и «опережающий» сценарии развития.



«Инерционный» сценарий


«Инерционный» сценарий характеризуется продолжением существующей политики департамента внешнеэкономической деятельности Администрации края, основанной на:

  • координации деятельности с федеральными органами власти и управления в рамках реализации единой внешнеполитической линии Российской Федерации;

  • использовании региональных экономических механизмов управления экономическим сотрудничеством;

  • участии в работе двух- и многосторонних механизмов приграничного сотрудничества;

  • формировании договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества с территориально-административными образованиями зарубежных государств;

  • поддержании рабочих контактов с загранпредставительствами РФ и иностранных государств и их территориально-административных образований;

  • использовании публичных механизмов продвижения деловых интересов края.

В соответствии с инерционным сценарием развитие внешнеэкономической деятельности в Краснодарском крае в предстоящие пять лет будет происходить поступательно, но без существенного роста. Несоответствие качества продукции, выпускаемой местными производителями, международным стандартам может привести к увеличению объёмов импортных товаров, что негативно сказывается на развитии регионального рынка. Отсутствие механизмов импортозамещения может стать причиной сначала оттеснения, а затем и вытеснения местных производителей с регионального рынка. Темпы роста экспорта будут отставать от темпов роста импорта, что не соответствует экспортному потенциалу края. Структура экспорта будет сохранять сырьевую направленность. Кроме того, экспортно-импортная деятельность в достаточно высокой степени зависит от цен на энергоносители. Таким образом, их стабильность является основой стабильного развития внешнеэкономической деятельности Краснодарского края.

«Инновационный» сценарий


«Инновационный» сценарий (сценарий опережающего развития) характеризуется формированием системного подхода к развитию международной и межрегиональной деятельности, при условии реализации мероприятий целевой программы:

  • реализация стратегического и проектно-программного подходов к организации международной деятельности;

  • увеличение объемов и дифференциация структуры экспорта Краснодарского края, как в товарной составляющей, так и в сфере экспорта услуг, увеличение доли экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью и неинфраструктурных услуг;

  • решение социально-экономических проблем края, за счет увеличения объемов экспорта продукции региональных предприятий.

Реализация данного сценария позволит:

  • повысить конкурентоспособность предприятий-экспортеров Краснодарского края;

  • повысить экспортные возможности предприятий реального сектора экономики края за счет создания условий по продвижению на международные рынки экспортопригодной и экспорториентированной продукции края;

  • оптимизировать структуру экспорта края;

  • обеспечить продвижение интересов края на рынках товаров, услуг и капитала через координацию международных и межрегиональных коммуникаций;

  • обеспечить продвижение интересов края на рынках товаров, услуг и капитала через развитие и координацию выставочно-ярмарочной деятельности края;

  • сформировать систему комплексного мониторинга и анализа международных и межрегиональных рынков товаров, услуг и капитала для информационного обеспечения продвижения интересов края на этих рынках.

В рамках данного сценария можно с большой долей уверенности предполагать, что развитие экспорта будет экспансивным и инновационным, и приведет в результате к высоким темпам роста, к изменению структуры экспорта в пользу высокотехнологичной продукции и иных товаров с высокой долей добавленной стоимости. Реализация потенциальных возможностей края в области международного и межрегионального сотрудничества может привести к росту конкурентоспособности продукции регионального производства, что будет иметь своим следствием возможность выхода кубанских производителей на международный рынок, что является одним из главных условий интенсивного развития экономики региона. Существенное значение для эффективного развития Краснодарского края в системе международного и межрегионального взаимодействия будет иметь включение региона в систему международных транспортных коридоров, чему также может способствовать подготовка региона к Зимним Олимпийским играм 2014 г. Развитие внутренней сферы производства может также привести к активизации интереса иностранных инвесторов к новым областям хозяйства края, а значит к росту инвестиционных вложений в экономику края.

5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом


Срок реализации Программы – с 2010 по 2012 годы.

Реализацию Программы предлагается провести в 2 этапа:



  • 1-й этап (2009 – 2010 гг.) включает мероприятия, направленные прежде всего на формирование инфраструктуры и запуск механизмов реализации Программы, важнейшим из которых является механизм государственной поддержки экспорта, направленной на совершенствование его структуры за счет стимулирования деятельности производителей высокотехнологичной экспортной продукции и услуг.

  • 2-й этап (2011 – 2012 гг.) включает мероприятия по реализации и дальнейшему наращиванию экспортного потенциала края на основе инфраструктуры и механизмов реализации Программы, сформированных на первом этапе.


6. Цели, задачи Программы, целевые индикаторы Программы


Основной целью Программы развития внешнеэкономического сотрудничества должно стать развитие экономики и повышение благосостояния населения Краснодарского края путём создания благоприятных условий для повышения конкурентоспособности товаров и услуг кубанских производителей и привлечения необходимых ресурсов за счёт формирования эффективной системы международного и межрегионального взаимодействия Краснодарского края.

Достижение основной цели и выполнение целевых установок связано с реализацией следующей системы стратегических целей и задач внешнеэкономического сотрудничества.



1. Обеспечение условий развития внешнеэкономической деятельности Краснодарского края.

  • Увеличение объёмов экспорта продукции предприятий реального сектора экономики края и сферы услуг

  • Осуществление и координация международных и межрегиональных коммуникаций края, обеспечивающих продвижение его интересов на рынках товаров, услуг и капитала, в том числе в связи с подготовкой и проведением Зимних Олимпийских Игр 2014 г.

  • Осуществление и координация с федеральными органами государственной власти функций по реализации внешнеполитической линии РФ в Черноморском регионе


2. Продвижение экономически и инвестиционно привлекательного имиджа Краснодарского края за его пределами.

  • Развитие и координация выставочно-ярмарочной деятельности края, обеспечивающей продвижение его интересов на рынках товаров, услуг и капитала.

  • Разработка и реализация имиджевой политики края и комплекса механизмов регионального брендинга, обеспечивающих достижение геостратегических, экономических и гуманитарных целей развития.

В целях реализации данных стратегических целей и задач, кроме мероприятий, предусмотренных стратегическими документами Краснодарского края, необходимо применение мер государственной поддержки регионального экспорта, которые концентрируются на двух основных направлениях:

  • меры материальной поддержки региональных предприятий-экспортеров (субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, привлеченным организациями-экспортерами готовой продукции, субсидии на возмещение части затрат на сертификацию экспортной продукции на соответствие требованиям международных стандартов, субсидии на возмещение части затрат, связанных с исполнением договоров аренды выставочных площадей в связи с участием в выставочных мероприятиях, форумах, презентационных, рекламных кампаниях за рубежом);

  • информационно-консультативные меры (подготовка рекомендаций для кубанских экспортеров по успешному ведению бизнеса, создание и информационное наполнение сайта www.kubanexport.ru, создание в рамках сайта электронной биржи экспортных предложений и электронной биржи контактов, аналитическая поддержка, подготовка каталога экспортеров Кубани, обеспечение поддержки по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в области внешнеэкономической деятельности предприятий-экспортеров Краснодарского края и т.д.).

Целевыми индикаторами Программы является рост основных показателей, характеризующих развитие внешнеэкономической деятельности в Краснодарском крае:

  • внешнеторговый оборот;

  • экспорт товаров и услуг;

  • импорт товаров и услуг;

  • темпы прироста объёма экспорта промышленной и сельскохозяйственной продукции и услуг, к базовому периоду;

  • темпы прироста внешнеторгового оборота с сопредельными государствами, к базовому периоду;

  • выполнение ежегодно утверждаемого плана проведения имиджевых мероприятий и участия администрации Краснодарского края в международных конгрессно-выставочных мероприятиях;

  • выполнение плана мероприятий Программы (%).

7. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы


Основными источниками финансирования являются краевой и федеральный бюджеты. В процессе реализации Программы планируется привлечение средств преимущественно из бюджета Краснодарского края. Это вызвано структурными изменениями в системе федеральных государственных органов исполнительной власти, которые привели к функциональным перестановкам. В 2009 г. на основании Указа Президента РФ от 12 мая 2008 г. №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» произошла передача функций по выработке государственной политики в сфере внешней торговли от Министерства экономического развития РФ Министерству промышленности и торговли РФ. В этой связи, в краткосрочной перспективе, существенное привлечение средств по федеральным программам не представляется возможным.

Привлечение средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с федеральным законодательством о поддержке экспорта, для финансирования программных мероприятий. Для этого будут использоваться существующие и формирующиеся в настоящее время на федеральном уровне механизмы финансовой поддержки экспорта (субсидирование части процентной ставки, гарантийная поддержка экспорта промышленной продукции и т.д.) и государственной поддержки выставочно-ярмарочной деятельности.

Суммарно на реализацию мероприятий Программы требуется выделение 116 013 тыс.руб. из бюджета Краснодарского края, из которых 29 185 тыс.руб. планируется освоить в 2010 г., 40 385 тыс.руб., соответственно, в 2011 г., и 49 400 тыс.руб. в 2012 г.

Объемы финансирования рассчитывались исходя из средней оценки затрат на планируемые мероприятия и предполагаемого уровня инфляции, с учетом опыта реализации целевой программы по поддержке экспорта в Ростовской области (2007-2008 гг.; 2009-2010 гг.) и Ленинградской области (2004 – 2006 гг.).


8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы


В результате реализации Программы к 2012 году планируется достижение следующих прогнозных параметров:

  • увеличение объемов экспорта продукции и услуг по сравнению с 2007 годом не менее чем в 2,3 раза при расширении структуры и географии экспорта (в соответствии с основными стратегическими приоритетами Российской Федерации, закрепленными во внешнеэкономической стратегии РФ, и согласно рекомендаций федеральных органов власти субъектам РФ);

  • сохранение объемов экспорта сырьевых товаров с низкой добавленной стоимостью;

  • рост объемов экспорта товаров АПК, пищевой и перерабатывающей промышленности Краснодарского края по сравнению с 2007 годом не менее чем в 2,1 раза, при этом основной вклад в увеличение экспорта будут вносить не сырьевые товары (пшеница, сахар), а товары с высокой добавленной стоимостью;

  • рост доли товаров с высокой добавленной стоимостью (промышленные товары) в общем объеме экспорта товаров;

  • управляемый рост объемов экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью;

  • рост экспорта услуг до 3,2 раз к уровню 2007 года;

  • выполнение ежегодно утверждаемого плана проведения имиджевых мероприятий и участия Администрации Краснодарского края в международных конгрессно-выставочных мероприятиях;

  • дополнительные (по отношению к 2007 году) поступления в консолидированный бюджет края за счет роста экспортных поставок.


Таблица 1. Прогноз развития экспорта Краснодарского края до 2012 г. (по основным группам товаров)

Наименование товарных
групп экспорта


Объём экспорта участников ВЭД КК
(тыс. руб.)


Объём экспорта участников ВЭД КК в 2010 г., (тыс. руб.)

Объём экспорта участников ВЭД КК в 2011 г., (тыс. руб.)

Объём экспорта участников ВЭД КК в 2012 г., (тыс. руб.)

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.
инерц.


2010 г.
инновац.


2011 г.
инерц.


2011 г.
инновац.


2012 г.
инерц.


2012 г.
инновац.


Злаки

27 153 454

31 226 472

36 222 708

42 380 568

44 191 703

49 585 264

54 797 712

57 023 054

66 305 231

Черные металлы и
изделия из них


7 458 436

9 024 707

9 927 178

10 919 895

11 217 711

12 011 885

12 676 013

13 213 074

14 323 895

Древесина и изделия
из неё, древесный уголь


1 809 458

1 230 432

1 328 867

1 421 887

1 514 908

1 606 733

1 742 144

1 815 608

2 069 793

Сахар и кондитерские
изделия из сахара


3 017 391

754 348

859 957

980 351

1 006 149

1 127 403

1 187 256

1 296 514

1 400 962

Жиры и масла животного
или растительного происхождения


659 830

897 369

1 014 027

1 145 850

1 176 271

1 306 270

1 376 237

1 489 147

1 610 198

Удобрения

2 332 225

2 752 025

3 384 991

4 197 389

4 434 338

5 204 762

5 897 669

6 297 762

7 725 947

Путевое оборудование
и локомотивы, подвижной состав


887 163

896 035

994 599

1 084 113

1 123 897

1 192 524

1 281 242

1 311 776

1 460 616

Электрические машины
и оборудование


167 013

317 325

352 231

387 454

401 543

430 074

461 775

481 683

531 041

Табак и промышленные
заменители табака


357 448

368 172

382 899

398 215

405 873

418 126

430 225

443 213

464 643

Экспорт услуг

39 820 100

50 571 527

63 214 409

79 650 155

82 178 731

100 359 195

107 654 138

123 441 810

138 873 838

Топливо минеральное,
нефть и продукты их переработки


35 943 360

44 569 766

49 918 138

56 407 496

72 696 570

64 304 545

84 328 021

73 307 182

97 820 505

ИТОГО:

119 605 878

142 608 178

167 600 001

198 973 372

220 347 694

237 546 780

271 832 434

280 120 822

332 586 669

Прирост в %




19%

18%

19%

31%

19%

23%

18%

22%

Таблица 2. Прогноз динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет Краснодарского края от экспортной деятельности региональных экспортеров. Эффект от реализации мероприятий Программы

Наименование товарных
групп экспорта


Разница между инновационным и инерционном сценариями развития экспорта (тыс. руб.)

1 руб. налогов /
1 руб. реализации


Рост доходов в консолидированный бюджет Краснодарского
края от экспортной деятельности


(тыс. руб.)

Δ
2010 г.


Δ
2011 г.


Δ
2012 г.


2010

2011

2012

Злаки

1 811 135

5 212 448

9 282 177

0,05

90 557

260 622

464 109

Черные металлы и
изделия из них


297 815

664 128

1 110 821

0,62

184 646

411 759

688 709

Древесина и изделия
из неё, древесный уголь


93 021

135 412

254 185

0,04

3 721

5 416

10 167

Сахар и кондитерские
изделия из сахара


25 799

59 853

104 449

0,07

1 806

4 190

7 311

Жиры и масла животного
или растительного происхождения


30 421

69 968

121 050

0,07

2 129

4 898

8 474

Удобрения

236 949

692 908

1 428 185

0,03

7 108

20 787

42 846

Путевое оборудование
и локомотивы, подвижной состав


39 784

88 718

148 840

0,10

3 978

8 872

14 884

Электрические машины
и оборудование


14 089

31 701

49 358

0,11

1 550

3 487

5 429

Табак и промышленные
заменители табака


7 658

12 100

21 430

0,54

4 135

6 534

11 572

Экспорт услуг

2 528 576

7 294 943

15 432 028

0,12

303 429

875 393

1 851 843

Топливо минеральное,
нефть и продукты их переработки


16 289 074

20 023 476

24 513 323

0,07

1 140 235

1 401 643

1 715 933

ИТОГО:

21 374 322

34 285 653

52 465 847

 

1 743 295

3 003 602

4 821 278

Таблица 3. Прогноз динамики показателей экспорта и внешнеторгового оборота Краснодарского края (2010 – 2012 гг.)



Показатель

Единица измерения

2010

2011

2012

1

Внешнеторговый оборот

Млн.долл.США

11 317

13 150

15 307

2

Экспорт

Млн.долл.США

6768

7918

9343

Социально-экономический эффект от реализации программных мероприятий выразится в росте налогооблагаемой базы организаций-экспортеров не менее чем в 2 раза, увеличении числа занятого населения, вовлеченного в сферу внешнеэкономической деятельности, росте заработной платы, повышении уровня и качества жизни населения Краснодарского края, а также в создании условий для использования преимуществ и минимизации негативных последствий в процессе присоединения России к ВТО.

Экономический эффект от реализации Программы выражается в увеличении в общем объеме экспорта доли продукции с высокой добавленной стоимостью; стимулировании экспортной деятельности потенциальных экспортеров – промышленных организаций с конкурентоспособной продукцией; расширении географии поставок организаций-экспортеров; уменьшения не менее чем на 8-10 процентов удельного веса импорта продовольственных товаров и увеличения поставок технологического оборудования, материалов и комплектующих для инновационных производств в реальном секторе экономики, проектов развития инфраструктуры и социальной сферы; пополнение бюджета Краснодарского края.

Эффектом от реализации программы является разница в приросте экспорта между инновационным и инерционным сценарием развития, Которая в 2010 году составит 700 млн. долларов США или 21,4 млрд. рублей. Прямой эффект рассчитывается по предприятиям воспользовавшихся государственной поддержкой, доля которых в 2010 году составит около 5%. Прямой эффект роста экспорта от краевых предприятий составит 1 млрд. рублей, что приведет к увеличению налоговых поступлений в консолидированный бюджет Краснодарского края в 2010 году на 50 млн. рублей. С учетом расходов на поддержку экспорта в 2010 году 29,2 млн. рублей Коэффициент бюджетной эффективности составит 1,7.

Также реализация Программы даст некоторые косвенные эффекты, которые положительно скажутся на достижении стабильного социально-экономического роста Краснодарского края:


  • эффект диверсификации от включения в экспорт новых отраслей снизит зависимость от сырьевого экспорта и рисков, связанных с неустойчивостью его ценовой конъюнктуры;

  • информационный эффект, выражающийся в большей информированности зарубежных предпринимателей о возможностях края и краснодарских предпринимателей на международных рынках;

  • имиджевый эффект – улучшение имиджа и продвижение бренда Краснодарского края в сочетании с усилением экспортных позиций предприятий и благоприятным инвестиционным климатом способно дать толчок дополнительным иностранным инвестициям. Возрастет удельный вес инвестиций направляемых на развитие высокотехнологичных производств, инноваций, реализацию социально значимых проектов.

9. Предложения по участию органов исполнительной власти Краснодарского края, ответственных за формирование и реализацию Программы. Предложения по разработчикам, координаторам, государственным заказчикам и исполнителям мероприятий Программы


Выполнение функций государственного Заказчика Программы предлагается возложить на департамент внешнеэкономической деятельности Краснодарского края.

Функции Разработчика, Координатора Программы предлагается передать департаменту внешнеэкономической деятельности Краснодарского края.

Выполнение функций Исполнителя Программы предлагается возложить на департамент внешнеэкономической деятельности Краснодарского края, отраслевые, а также иные общеэкономические и отраслевые подразделения администрации Краснодарского края в соответствии с Планом мероприятий Программы.

В целях реализации мероприятий, связанных с оказанием материальной поддержки региональным предприятиям-экспортерам необходимо создание специального организационного механизма, который будет представлен Советом по поддержке экспорта в Краснодарском крае при первом заместителе главы администрации (губернатора) Краснодарского края (далее – Совет).

Координация работы Совета должна осуществляться координатором программы «Поддержки экспорта в Краснодарском крае на 2010 – 2012 гг.» – департаментом внешнеэкономической деятельности Краснодарского края.

Совет должен иметь следующую структуру.

Во главе Совета находится председатель (первый заместитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края).

В Совет так же входят:

руководитель департамента внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (заместитель председателя Совета);

заместитель руководителя департамента внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (секретарь Совета);

руководитель департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края;

руководитель департамента экономического развития Краснодарского края;

руководитель управления экономики и целевых программ Краснодарского края

руководители отраслевых органов исполнительной власти Краснодарского края – по согласованию.



10. Основные направления, сроки и этапы финансирования Программы


Основные направления финансирования Программы:

  • повышение экспортных возможностей предприятий реального сектора экономики Краснодарского края;

  • осуществление и координация международных и межрегиональных коммуникаций края;

  • развитие и координация выставочно-ярмарочной деятельности (ВЯД) края, обеспечивающей продвижение его интересов на рынках товаров, услуг и капитала

  • разработка и реализация имиджевой политики края и комплекса механизмов регионального брендинга.

Сроки и этапы финансирования Программы соответствуют срокам и этапам ее реализации, определенным в Разделе 5.

11. Механизмы формирования мероприятий Программы


Мероприятия Программы на 2010-2012 годы формируются исходя из системы ее целей и задач.

В предлагаемом комплексе мероприятий необходимо отразить:



  1. меры по продвижению на рынки сбыта высокотехнологичной продукции, обеспечению выгодных условий поставок по импорту технологий, материалов и комплектующих.

  2. меры по повышению конкурентоспособности экспорта высокотехнологичных отраслей.

  3. меры, направленные на осуществление и координацию международных и межрегиональных коммуникаций края, обеспечивающих продвижение его интересов на рынках товаров, услуг и капитала.

  4. меры по разработке и внедрению механизмов взаимодействия Администрации Краснодарского края с международными и иностранными государственными органами, зарубежными общественными организациями и иностранными гражданами в связи с подготовкой и проведением Олимпийских игр в 2014 г. в Сочи («олимпийских коммуникаций»).

  5. меры по разработке и внедрению механизмов имиджевой политики края и комплекса механизмов регионального брендинга, обеспечивающих достижение геостратегических, экономических и гуманитарных целей развития.

  6. меры по разработке и внедрению механизмов комплексного мониторинга и анализа международных и межрегиональных рынков товаров, услуг и капитала для информационного обеспечения продвижения интересов края на этих рынках.

При формировании перечня мероприятий Программы приоритетными для включения в данный перечень признаются мероприятия, имеющие наибольшую бюджетную эффективность, а также имеющие дополнительные источники финансирования (за счет средств федерального бюджета).

12. Формы и методы управления реализацией Программы


Управление реализацией Программы обеспечивается департаментом внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (координирующая роль) и отраслевыми департаментами.

В целях управления реализацией Программы в ее финансовой части необходима подготовка форм отчетности краевых предприятий-экспортеров по использованию выделяемых им в качестве поддержки бюджетных ресурсов по трем основным направлениям:



  • субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, привлеченным организациями-экспортерами готовой продукции;

  • субсидии на возмещение части затрат на сертификацию экспортной продукции на соответствие требованиям международных стандартов;

  • субсидии на возмещение части затрат, связанных с исполнением договоров аренды выставочных площадей в связи с участием в выставочных мероприятиях, форумах, презентационных, рекламных кампаниях за рубежом.

Координирующую функцию по распределению бюджетных средств программы должен осуществлять Совет по поддержке экспорта в Краснодарском крае при первом заместителе главы администрации (губернатора) Краснодарского края.

Заявки на получение государственных субсидий представляются предприятиями-экспортерами готовой продукции в департамент внешнеэкономической деятельности Краснодарского края, который готовит заключение и передает его в Совет для дальнейшего согласования.

Решение по заявкам на получение государственных субсидий выносится очно, либо заочно. Совет собирается по мере поступления заявок.

Немаловажным механизмом управления реализацией программы является регулярный мониторинг показателей развития экспорта Краснодарского края и мониторинг основных результатов деятельности краевых предприятий-экспортеров, пользующихся государственной поддержкой в рамках предлагаемой Программы.




1 Стенограмма речи Д.А.Медведева на всероссийском форуме промышленников и предпринимателей «Инвестиционная политика и региональное развитие». 31.01.2008 г., Краснодар.



Смотрите также:
Концепция краевой целевой программы «Поддержки экспорта в Краснодарском крае на 2010–2012 гг.» Краснодар 2009
349.34kb.
1 стр.
Концепция краевой целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Краснодарском крае на 2013-2020 годы»
273.64kb.
1 стр.
Информация о ходе выполнения
167.69kb.
1 стр.
Закон краснодарского края о краевой целевой программе "развитие спорта высших достижений в краснодарском крае"
209.32kb.
1 стр.
Закон об утверждении отчета об исполнении краевой целевой
505.48kb.
2 стр.
Антинаркотической комиссии в Камчатском крае на 2011 год. № п/п
49.45kb.
1 стр.
Справка об итогах единого государственного экзамена в Краснодарском крае в 2009 году и задачах на 2010 год
81.42kb.
1 стр.
Отчет по результатам контрольного мероприятия
456.11kb.
1 стр.
Закон о краевой целевой программе развитие сельского хозяйства
1485.79kb.
9 стр.
Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Забайкальского края «Об утверждении краевой целевой программы «Воспитать добром!»
50.06kb.
1 стр.
Закон краснодарского края о противодействии коррупции в краснодарском крае принят Законодательным Собранием Краснодарского края 15 июля 2009 года
142.38kb.
1 стр.
Долгосрочной краевой целевой программы «Модернизация здравоохранения Камчатского края на 2011 – 2012 годы»
5090.67kb.
22 стр.