Главная
страница 1страница 2 ... страница 22страница 23
Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»
(НИУ ИТМО)

УДК 008.2

№ госрегистрации 01201274177

Инв. № 0104320414

УТВЕРЖДАЮ

Начальник

научно-исследовательской

части НИУ ИТМО,


___________ Л.М. Студеникин

«18» октября 2012 г.


ОТЧЕТ


О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

по исполнению Государственного контракта

№ 900-01-41/06-12 от 23 мая 2012 г.

по теме:


Создание культурной среды региона на основе модернизации учреждений культуры и внедрения информационно-коммуникационных технологий

(заключительный)

ОСНОВНАЯ КНИГА №3

Руководитель темы ______________ Н.В. Борисов

подпись, дата
Санкт-Петербург

2012
Содержание




13. Предложения по развитию культурной среды региона на основе модернизации учреждений культуры и внедрения информационно-коммуникационных технологий 111

13.1. Разработка концепции долгосрочной программы развития электронных сервисов учреждений культуры в обследованных регионах с учетом требований решения задач развития сервисов электронного правительства 111

13.2. Базовые принципы и функциональная структура управления информатизацией культуры в регионе на основе создания регионального центра ресурсов культуры (РЦРК) 127

13.3. Концепция создания регионального интернет-портала «Культура региона» 131

13.4. Предложения по совершенствованию правового регулирования информатизации в сфере культуры 142

13.5. Предложения по обеспечению интеграции электронных сервисов учреждений культуры с решением задач развития сервисов электронного правительства на региональном уровне 149

Заключение 160

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Список четырех типов анкетируемых учреждений культуры в пяти регионах 162

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Список региональных рабочих групп 185

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Реестр присланных документов по проекту 191

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Хронологическая таблица информатизации культуры 217

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Сведения о музейных фондах 58 музеев федерального подчинения 223

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Данные по учреждениям культурно-досугового типа 231

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Рубрикация сайтов по культуре. 233

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Правовая база 237

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Анкета для учреждений культуры субъектов Российской Федерации и Инструкция по заполнению 276

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Анкета формализованного интервью и Инструкция по заполнению анкеты. 293

ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Список сайтов учреждений культуры по регионам проекта 303

ПРИЛОЖЕНИЕ 12. Данные по количественным показателям сайтов учреждений Республики Карелия 326

ПРИЛОЖЕНИЕ 13. Данные по количественным показателям сайтов учреждений Ульяновской области 330

ПРИЛОЖЕНИЕ 14. Данные по количественным показателям сайтов учреждений Смоленской области 332

ПРИЛОЖЕНИЕ 15. Данные по количественным показателям сайтов учреждений республики Саха (Якутия) 334

ПРИЛОЖЕНИЕ 16. Данные по количественным показателям сайтов учреждений Московской области 336

ПРИЛОЖЕНИЕ 17. Данные по качественным показателям сайтов учреждений культуры по регионам проекта 340








13. Предложения по развитию культурной среды региона на основе модернизации учреждений культуры и внедрения информационно-коммуникационных технологий


Предложения, разработанные в рамках проекта, включают 5 основных компонентов:

  • Основные положения и проект концепции долгосрочной программы развития электронных сервисов учреждений культуры;

  • Базовые принципы и функциональная структура управления информатизацией культуры в регионе на основе создания регионального центра ресурсов культуры (РЦРК);

  • Концепцию создания регионального интернет-портала «Культура региона»;

  • Предложения по совершенствованию правового регулирования информатизации в сфере культуры.

  • Предложения по обеспечению интеграции электронных сервисов учреждений культуры с решением задач развития сервисов электронного правительства на региональном уровне

13.1. Разработка концепции долгосрочной программы развития электронных сервисов учреждений культуры в обследованных регионах с учетом требований решения задач развития сервисов электронного правительства


Долгосрочная программа развития электронных сервисов учреждений культуры должна строиться на принципах сочетания интеграционных процессов информационных ресурсов и сервисов культуры региона с развитием отдельных категорий информационных систем в сфере культуры, таких как библиотеки, музеи, архивы, изобразительное искусство, недвижимые памятники культуры и др. Концепция также должна учитывать развитие всех трех секторов деятельности в сфере культуры: государственного, коммерческого и общественного.

Примером такой комплексной концепции может служить Концепция информатизации сферы культуры Архангельской области 1(Архангельск, 2006).

Далее формулируются основные принципы концепции долгосрочной программы развития электронных ресурсов и сервисов культуры, которые базируются на основных положениях концепции Архангельской области с учетом анализа состояния информатизации в обследованных регионах.

Цель концепции – включение информатизации в число приоритетов региональной культурной политики на всех уровнях управления, определение основных направлений информатизации, условий и механизмов ее осуществления, в целом существенное ускорение темпов и повышение качества информатизации сферы культуры.

Концепция рассматривает информатизацию как важнейший системный фактор создания нового типа культурного пространства и культурных коммуникаций региона, как инструмент повышения эффективности всех уровней управления, направленного на обеспечение конституционных прав и свобод личности в информационной и культурной сферах.

Концепция ориентирована на преодоление разрыва между богатством культурно-исторического материального и нематериального наследия региона и крайне недостаточной его представленностью в информационном пространстве, как на региональном, так и на общероссийском и мировом уровнях.

Следует констатировать, что, несмотря на предпринятые в последние годы усилия по информатизации сферы культуры, особенно в библиотечной сфере, сложившаяся информационная среда обследованных регионов не отвечает требованиям, которые предъявляет стремительно развивающаяся современная информационная цивилизация.

Информационная среда сферы культуры крайне разнородна, существует как совокупность слабо связанных или не связанных фрагментов, которые развиваются в значительной мере стихийно и неравномерно. Это неравномерность проявляется в различных аспектах:



  • По уровням ведения (федеральный, региональный, муниципальный);

  • В территориальном разрезе;

  • С точки зрения содержания и технологической организации самих информационных ресурсов и услуг;

  • Различных категорий учреждений культуры (библиотеки, музеи, КДУ, другие);

  • Различных секторов общественной деятельности в сфере культуры.

В обследуемых регионах отсутствует концепция информатизации сферы культуры, стратегическое и программно-целевое планирование этого направления региональной культурной политики.

В социально-экономических программах развития сферы культуры на региональном и в особенности на муниципальном уровнях информатизация, как правило, не рассматривается в качестве приоритета, соответственно не планируется и ее бюджетное финансирование. Нет практики разработки и реализации специализированных областных программ компьютеризации и информатизации сферы культуры.

На всех уровнях управления сферой культуры отсутствуют информационные системы для поддержки принятия управленческих решений (аналитика, планирование, статистика).

В большинстве учреждений сферы культуры как регионального, так и в особенности муниципального ведения отсутствует компьютерное и сетевое оборудование в минимально необходимом количестве и отвечающее современным требованиям, не решена проблема лицензионной чистоты используемого системного программного обеспечения, практически нет специализированных прикладных информационных систем

В библиотечной и музейной сферах наблюдается явный перекос в сторону создания электронных каталогов, не позволяющих предоставить полноценный сервис удаленным пользователям информационных систем. Практически не ведутся работы по оцифровке и/или приобретению первичных информационных ресурсов, в том числе историко-краеведческой направленности, отсутствует их координация на областном и муниципальном уровнях.

Нет регулярной организационной и информационной связи с общероссийскими и международными информационными средами сферы культуры; отсутствует межведомственное информационное взаимодействие (образование, наука, туризм, творческие индустрии).

Существует и в связи с развитием региональной информационной среды будет обостряться проблема острой нехватки квалифицированных кадров по ее обслуживанию: системных администраторов, программистов, операторов по созданию и методистов по использованию современных информационных ресурсов, а также подготовленных пользователей всех категорий, от руководителей до рядовых сотрудников.

Главный недостаток существующей информационной среды сферы культуры состоит в практическом отсутствии полноценных (полнотекстовых и нетекстовых) информационных ресурсов и продвинутых сервисов по работе с ними, – то есть информационных услуг, которые могут и должны быть предложены конечным потребителям, гражданам и организациям, налогоплательщикам.

В концепции формулируются общие принципы организации региональной информационной среды сферы культуры, а именно следующие.

Долгосрочная программа развития электронных сервисов учреждений культуры должна формироваться с учетом региональной специфики и необходимости соблюдения требований решения задач развития сервисов электронного правительства. Координация с задачами развития сервисов электронного правительства должна быть обеспечена путем увязывания целевых мероприятий программы развития электронных сервисов учреждений культуры с региональной программой развития информационного общества (региональной или программой развития электронного правительства).



«Федеративный» принцип построения региональной информационной среды.

Существенной особенностью сферы культуры как объекта информатизации является отсутствие единого централизованного, «вертикального» управления ее субъектами (участниками).

Решения, обеспечивающие существование и развитие региональной информационной среды, принимаются на различных уровнях управления; технологические процессы ее функционирования должны объединять субъектов различной подчиненности и форм собственности, включая негосударственные организации. При этом различные участники (органы управления разных уровней, организации разного типа и организационно-правовых форм) имеют существенно разную мотивацию, решают разные задачи и выполняют разные функции. Соответственно, специализированы и их ИС и базы данных, эволюция которых, с точки зрения развития прикладных задач, объективно происходит и будет происходить различным образом.

В этих условиях необходимо, тем не менее, преодолеть как тенденцию к фрагментарности и разнородности построения информационного пространства, так и тенденцию к чрезмерной и односторонней централизации информационных потоков.

Решение проблемы может быть найдено на пути «федеративной» организации региональной инфраструктуры, которая должна соответствовать следующим позициям (признакам….):


  • наличием необходимых и достаточных централизованных ресурсов и сервисов прежде всего на базе Регионального центра ресурсов культуры (РЦРК);

  • организационной независимостью и локальной автономностью информационных систем различных участников процессов информатизации сферы культуры;

  • независимостью форм реализации и принципов развития локальных информационных систем участников информатизации;

  • многообразием используемых программно-технических платформ при условии их функциональной совместимости с точки зрения правил и стандартов федерального / регионального информационного взаимодействия.

Организационно-правовое взаимодействие между субъектами информационной среды будет развертываться на основе соглашений при активном участии головной организации по информатизации сферы культуры

Информационно-техническое взаимодействие реализуется на основе современных интернет-технологий и веб-сервисов.



Три базовых уровня организации информационной среды

В соответствии с федеративным принципом построения информационной среды на региональном уровне выделяются три ее базовых уровня: региональный (на уровне субъекта федерации), муниципальный (города областного подчинения, городские округа, районные центры), муниципальный (сельские поселения). На каждом из уровней организационно и технологически обеспечивается реализация культурной политики в соответствии с полномочиями органов власти и управления этого уровня.

На каждом из уровней реализуется разумная степень централизации информационных ресурсов и сервисов, а также механизмы взаимодействия с информационными системами соответствующих организаций.

«Вертикальное» и «горизонтальное» взаимодействие между базовыми уровнями организации региональной информационной среды, а также взаимодействие между базовыми уровнями и глобальной информационной средой технологически обеспечивается интернет-технологиями и веб-сервисами.



Открытость информационной среды

Региональная информационная среда сферы культуры создается как открытая, что означает общедоступность ее основных ресурсов и сервисов, обеспечение ее организационно-правовой (на основе соглашений) и технологической включенности в межрегиональные, федеральные и международные информационные среды сферы культуры.



Ориентация на международные стандарты

Для обеспечения открытости и эффективности информационного взаимодействия участников региональной информационной среды, ее эволюционного развития и оптимизации затрат на сопровождение необходимо ориентироваться на международные стандарты, форматы создания, сохранения и передачи метаданных и данных при приобретении, разработке и использовании различных программных средств.

В особенности это относится к веб-сайтам и веб-порталам, к организации их метаданных, информационных ресурсов и поисковых сервисов.

От каталогов – к ресурсам и сервисам

Для решения главной задачи – обеспечения потребителю (гражданам и организациям) доступа к полноценным информационным ресурсам и разнообразным информационным услугам – необходимо внести коррективы в существующую практику информатизации, определив в качестве приоритета ускоренное формирование массива первичных текстовых и нетекстовых ресурсов, как путем самостоятельной оцифровки, так и путем приобретения прав на использование уже существующих ресурсов.

Электронные каталоги не являются самоцелью для организаций сферы культуры (в особенности это касается библиотек и музеев), а должны обеспечить доступ к релевантным первичным ресурсам.

Решение этой задачи предполагает также внедрение современных многофункциональных информационных систем, способных к интеграции в рамках различных информационных сред.



Взаимодействие культуры с другими сферами

Создание современной региональной информационной среды сферы культуры, предоставляющей разнообразные и качественные услуги гражданам и организациям, предполагает ее организационное и информационное взаимодействие со сферами образования, науки, культурно-образовательного и культурно-развлекательного туризма, творческих индустрий.

Это взаимодействие должно быть обеспечено на всех базовых уровнях организации региональной информационной среды; особенно актуальным оно является для муниципальных образований (с точки зрения консолидации финансовых ресурсов на создание и экономии издержек на сопровождение).

Консолидация ресурсов

Создание регионального информационного пространства сферы культуры невозможно без консолидации административных, организационных, кадровых и финансовых ресурсов.



Это может быть достигнуто за счет координации текущей деятельности на всех уровнях управления культурой, многоканального финансирования с использованием программно-целевых технологий, продвижения корпоративных решений по созданию и эксплуатации информационных систем.

Основные направления и приоритеты развития региональной информационной среды сферы культуры

Развитие информационной среды региона в целом: общие организационные и инфраструктурные решения.

  • Создание многоязычного веб-портала «Культура региона» как общей точки входа в информационную среду сферы культуры с организацией метаданных и поиска в соответствии с международными стандартами. При этом портал не должен централизовать информационные ресурсы культуры, иначе чем по просьбе владельца ресурсов.

  • Создание в отдельных организациях сферы культуры (по мере их готовности) многофункциональных интегрированных информационных систем, ориентированных на предоставление полноценных информационных ресурсов и продвинутых информационных сервисов (услуг) гражданам, организациям, органам управления. Ориентация при этом на международные стандарты, современные интернет-технологии и веб-сервисы, технологии баз данных, многоплатформенность, возможность масштабирования.

  • Создание головной организации по информатизации сферы культуры региона – Регионального центра ресурсов культуры (РЦРК), подробнее см. ниже.

  • Формирование регионального информационного консорциума в сфере культуры, скоординированное и ускоренное создание в его рамках современных информационных ресурсов, взаимный обмен ресурсами между участниками консорциума, включение консорциума в состав аналогичных библиотечных, музейных и иных сетевых объединений сферы культуры.

  • Создание гибкой многоуровневой системы переподготовки кадров и повышения квалификации по использованию современных информационных технологий для руководителей и специалистов сферы культуры


Развитие информационной среды по направлениям и видам деятельности.

Органы власти и управления

  • Создание на уровне субъекта РФ (орган управления культурой) интегрированной информационной среды для поддержки принятия управленческих решений (аналитика, планирование, статистика), организация ее взаимодействия с информационными системами в подведомственных организациях.

  • Развитие информационного веб-сайта органа управления культуры на уровне региона (в составе веб-портала), создание и и/или развитие информационных веб-сайтов по культуре на уровне муниципальных образований.

  • Создание специализированных централизованных информационных систем областного и муниципального уровней

Библиотеки

  • Ускоренная оцифровка первичных ресурсов документного фонда библиотек, как самостоятельно, так и в рамках деятельности различных объединений и консорциумов

  • Создание региональной распределенной электронной полнотекстовой библиотеки историко-краеведческой тематики.

  • Создание региональной электронной библиотеки «Книжные памятники региона» (консорциум участников, включая областные библиотеки, архивы музеи).

  • Развитие ресурсной базы и информационных сервисов мультимедийных коллекций.

  • Предоставление образовательных, экспозиционных, исследовательских сервисов (услуг) на основе нового поколения электронных библиотек .

Музеи

  • Внедрение современных информационных систем учета музейных фондов во всех музеях областного и муниципального ведения.

  • Создание корпоративного электронного музейного каталога всех государственных и муниципальных музеев, расположенных на территории региона.

  • Создание электронных музейных библиотек во всех музеях областного и отдельных музеях муниципального ведения.

  • Создание в ведущих музеях региона интегрированной многофункциональной информационной среды, взаимодействующей с постоянной натурной экспозицией и включающей в себя учетно-фондовую систему, электронную библиотеку с полнотекстовым поиском, интерактивную экспозиционно-выставочную систему, информационную систему для создания виртуальных тематических коллекций, электронный архив, музейно-образовательную и музейно-исследовательскую системы.

Образовательные учреждения сферы культуры

В образовательных учреждениях культуры должна быть создана многоцелевая интегрированная информационная среда, включающая электронную библиотеку с гибким полнотекстовым поиском и возможностями расширения, электронный архив сферы культуры (используемый для создания мультимедиа-энциклопедии), семейство электронных тематических коллекций, систематизированный информационный массив компьютерных учебно-методических и презентационных фильмов, образовательный информационный ресурс для апробации технологий дистанционного обучения в сфере культуры и применения ИКТ.



Культурно-досуговые учреждения

Основным направлением деятельности по использованию информационных технологий в КДУ должно быть создание электронных архивов (текст, графика, аудио, видео), состоящих на первом этапе из систематизированных информационных массивов, размещаемых на переносимых носителях информации (CD, DVD), а также их использование для проведения мероприятий и презентации деятельности.



Театры и киноконцертные организации

Для организаций этого профиля актуальным является развертывание следующих направлений деятельности:



  • создание собственных информационных Веб-сайтов и/или поддержка и развитие соответствующих разделов на Веб-сайте департамента по культуре региональной администрации (театры областного ведения, муниципальные театры другие филармонические и киноконцертные организации ).

  • создание специализированных информационных систем для поддержки основной деятельности (электронные библиотеки, электронные архивы, депозитарии, медиатеки, тематические электронные коллекции, компьютерная сценография, виртуальные компьютерные инсталляции в спектакли и концерты и т.д.);

  • организация кооперативной Интернет-продажи билетов на спектакли и концерты, создание общего рекламного пространства в этой новой информационной среде;

  • участие в Интернет-трансляциях спектаклей и концертов для продвижения имиджа театров, освоения новых форм работы со спонсорами и зрителями.

Негосударственные организации сферы культуры

В рамках работ по созданию регионального веб-портала «Культура региона» необходимо организовать более тесное (включая онлайновое) информационное взаимодействие между ресурсами негосударственных, с одной стороны, и государственных и муниципальных организаций сферы культуры, с другой.

Развитие веб-сайтов негосударственных организаций может осуществляться в координации с веб-сайтами государственных и муниципальных организаций, в том числе путем участия НГО в РИК «Культура» (совместное создание и обмен информационными ресурсами).
Архитектура и программное обеспечение региональной информационной инфраструктуры сферы культуры

Для проведения эффективной технической политики при создании региональной информационной инфраструктуры сферы культуры (с учетом перспективы ее эволюции в направлении распределенных интероперабельных сред), снижения издержек при ее эксплуатации необходимо следовать определенным принципам проектирования, разработки и сопровождения архитектуры и программного обеспечения этой инфраструктуры

Основным архитектурным принципом распределенных интероперабельных сред является децентрализованное создание и хранение цифровых данных в сочетании с централизованной базой метаданных, а также общими сервисами навигации и поиска во всем распределенном информационном пространстве. При этом метаданные могут и должны также храниться на сервере участника, обеспечивая более специфические возможности поиска в локальной системе,

Наиболее известной в мировой практике распределенной информационной системой по научному и культурному наследию является Европеана [1], реализованная с использованием протокола OAI-PMH и стандарта метаданных Dublin Core. Эта технология является наиболее перспективной для создания интегральной распределенной информационной среды культуры региона.

Перечисленные ниже технические требования носят рекомендательный характер, и относятся в первую очередь к программному обеспечению, разрабатываемому или приобретаемому централизованно (органами государственного и муниципального управления культурой или уполномоченными на то организациями).

Вместе с тем они являются ориентирами для разработки и/или закупки программного обеспечения, осуществляемого самостоятельно другими участниками региональной информационной среды (отдельными организациями).

Проектирование региональной информационной инфраструктуры сферы культуры в целом и ее отдельных функциональных частей должно учитывать фундаментальный факт автономности информационных систем участников, открывать перспективу развития ими собственных баз данных широкого назначения.

Проектирование региональной информационной инфраструктуры должно учитывать возможность взаимодействия баз данных участников (органы управления культурой, отдельные организации и их корпоративные объединения) как в режиме офлайн, так и в режиме он-лайн.

При проектировании и разработке информационных систем следует ориентироваться на архитектуру, адаптированную к условиям работы в среде Интернет/Интранет: Веб-браузер / Веб-сервер / Сервер приложений / Сервер базы данных.

Разрабатываемое программное обеспечение должно базироваться на стандартных протоколах и технических интерфейсах: ODBC/JDBC для доступа к базам данных, XML для обмена информацией, XML/DHTML для представления информации в браузере, OAI-PMH для децентрализованного хранения данных с харвестингом метаданных

При разработке серверной части программного обеспечения должны быть реализованы средства поддержки многоплатформенности как в плане операционной системы (совместимость с Windows, Linux и др.), так и в плане системы управления базой данных.

В качестве средств хранения и обработки данных в создаваемых информационных системах должны использоваться реляционные системы управления базами данных (РСУБД), обладающие следующими возможностями:



  • поддержка протокола OAI-PMH;

  • поддержка международного стандарта SQL/92;

  • эффективная поддержка этих РСУБД производителями (консультации, исправление ошибок, модернизация, новые версии), в том числе через представительства и специализированные фирмы в регионе;

  • возможность доступа к базам данных через интерфейс ODBC/JDBC;

  • наличие механизма транзакций;

  • масштабируемость в широких пределах;

  • эффективная обработка больших массивов информации.

  • файлы баз данных должны находиться на томах журналируемых файловых систем (с механизмом транзакций), например, NTFS, ReiserFS, ext3;

  • использование XML-формата для осуществления информационного взаимодействия между участниками информационной среды; описания структуры файлов (файлы DTD) разрабатываются централизованно и утверждаются уполномоченным на то органом.

Примечание. Для взаимодействия информационных систем субъектов (участников) региональной информационной среды необходимо использование протоколов и форматов данных, независимых от конкретных реализаций и платформ информационных систем. На сегодняшний день наиболее подходящим для этой цели является XML-формат представления информации, который позволяет передавать как данные, так и метаданные, формируя самоописательные документы.

Информационное взаимодействие между участниками информационной среды реализуется как в режиме он-лайн, так и в режиме офлайн. Для передачи электронных документов в формате XML используется режим офлайн (электронная почта).

При проектировании веб-сайтов и веб-порталов, создаваемых в рамках региональной информационной инфраструктуры сферы культуры, а также для обеспечения интероперабельности при ее взаимодействии с российскими и международными информационными средами следует ориентироваться на сложившийся международный стандарт организации метаданных Dublin Core («Дублинское ядро»).

Это не отменяет и не заменяет использования в составе специализированных информационных систем других, более сложноорганизованных и функциональных стандартов, используемых библиотеками, музеями, архивами и т.д.

При проектировании, разработке и/или приобретении специализированного (прикладного) программного обеспечения необходимо ориентироваться на его многофункциональность, масштабируемость и интегрируемость в составе информационных систем и сред.

Принципиально важным требованием является лицензионная чистота используемого программного обеспечения, и вместе с тем оптимизация издержек при закупке и последующей эксплуатации ПО. В этой связи рекомендуется активное внедрение и использование свободно распространяемого (бесплатного) программного обеспечения (операционная система Linux, СУБД MySQL, офисный пакет OpenOffice для подготовки, обработки и презентации информации, и т.д.). Внедрение свободно распространяемого (бесплатного) программного обеспечения должно сопровождаться программой обучения пользователей и администраторов информационных систем.



следующая страница >>
Смотрите также:
Отчет о научно-исследовательской работе по исполнению Государственного контракта №900-01-41/06-12 от 23 мая 2012 г по теме
3371.97kb.
23 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе по исполнению Государственного контракта №900-01-41/06-12 от 23 мая 2012 г по теме
4553.39kb.
25 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе по исполнению Государственного контракта №900-01-41/06-12 от 23 мая 2012 г по теме
3274.79kb.
32 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе по теме
4703.05kb.
21 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе кафедр менеджмента и государственного и муниципального управления
289.47kb.
1 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе студентов рудн 2012 г
138.77kb.
1 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе по теме
2521.4kb.
27 стр.
Отчет по научно-исследовательской работе за 2012 год
2147.75kb.
10 стр.
Отчет о научной работе кафедры дошкольного образования фдиНО
258.75kb.
1 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе
19.38kb.
1 стр.
Отчет о научно-исследовательской, научно-методической и художественно-творческой работе
335.01kb.
1 стр.
Отчет о выполнении работ по шестому этапу государственного контракта №02. 740. 11. 0593 от «22» марта 2010 года на выполнение научно-исследовательских работ в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной
1463.34kb.
7 стр.