Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 7страница 8 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (40-90-е гг.) ТОЛСТОЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1883 - 1945) Алексей Николаевич Толстой – один из крупнейших писателей ХХ в., автор таких значительных произведений, как трилогия «Хождение по мукам», исторический роман «Петр Первый», повести «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина», положившие начало развитию фантастического жанра в русской литературе ХХ в.; одна из лучших в мировой детской литературе повесть «Золотой ключик, или Приключения Буратино». В целом же творческое наследие А.Толстого необычайно обширно и многожанрово. Родился А.Н.Толстой в 1883 г. в городе Николаевске (ныне Пугачевск Саратовской области). Мать писателя, Александра Леонтьевна, разошлась с его отцом, помещиком Николаем Алексеевичем Толстым, и вступила в гражданский брак с Алексеем Аполлоновичем Бостромом. Он был председателем уездной управы и владельцем хутора Сосновка в Самарской губернии. На этом хуторе и прошло детство Толстого. Любовь к литературе привила ему мать, Александра Леонтьевна Бостром, писательница, автор романа «Неугомонное сердце» и ряда других произведений. В 1901 г. Толстой закончил Самарское реальное училище и поступил в Петербургский технологический институт. После его закрытия он продолжает учебу в Дрезденском политехникуме, примерно через год, в 1906 г., он возвращается в Петербург с твердым намерением посвятить себя литературе. В 1907 г. вышел первый сборник стихов Толстого «Лирика». В нем чувствовалось сильное влияние поэзии символизма. В 1911 г. вышла вторая книга стихов – «За синими реками», которой он заявил о себе как талантливый многообещающий писатель. Следующие литературные опыты Толстого были уже в жанре прозы. Заметным явлением в литературе стал рассказ «Заволжье» («Мишука Налымов»), появившийся в свет в 1910 г. Позднее он вошел в сборник «Под старыми липами», в нем уже отчетливо обозначилась тема экономического и духовного разложения дворянства. Дальнейшее развитие получила она в романах «Чудаки» (первоначально «Две жизни») и «Хромой барин». Эти произведения выдвинули Толстого в ряд с такими писателями-реалистами, как И.Бунин, А.Куприн. В период Первой мировой войны А.Толстой три года был военным корреспондентом. В автобиографии этого времени он писал: «Я увидел подлинную жизнь, я принял в ней участие… Я увидел русский народ». Февральскую революцию Толстой приветствовал восторженно, но Октябрьскую воспринял как «ураган крови и ужаса, пролетевший по стране». Писатель принял решение уйти в эмиграцию, в которой он находился с 1919 до весны 1923 г. сначала в Париже, а затем в Берлине. Толстой возвратился в Россию, поняв что без родины он потеряет свое «я», национальное и творческое. «Жизнь в эмиграции, - писал он, - была самым тяжелым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть парием, человеком, оторванным от родины, невесомым, бесплодным, не нужным никому, ни при каких обстоятельствах». В 1918 – 1922 гг. Толстой создает ряд исторических произведений: «Первые террористы», «Наваждение», «День Петра», «Повесть Смутного времени». В прошлом России писатель стремился найти ответ на свои сомнения, связанные с непониманием истории настоящего, найти разгадку русского народа, его национального своеобразия. В истории искал он подтверждения силы нации, выдержавшей не раз тяжелые испытания. В рассказе «День Петра» (1918) образ царя дан в духе романа Д.Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)». Писатель всячески приземляет, снижает фигуру Петра. И одновременно в рассказе есть и оправдание Петра, оправдание его дела: «Пусть треснула сверху донизу вся непробудность, - окно все же было прорублено, и свежий ветер ворвался в ветхие терема…» В 1919 – 1920 гг. Толстой пишет одно из лучших в русской литературе произведений о детстве, построенном на автобиографическом материале. К.Чуковский, много писавший для детей, очень высоко отозвался о ней: «Это Книга Счастия, - кажется, единственная русская книга, в которой автор не проповедует счастье, не сулит его в будущем, а тут же источает из себя». В «Детстве Никиты» сказалась дума писателя о русском народе, о родине, тоска по ней и вера в ее будущее. В 1923 г. Толстой пишет рассказ «Рукопись, найденная под кроватью», в котором показал нравственную деградацию части русской эмиграции, ее цинизм, моральную опустошенность. В рассказах «Убийство Антуана Риво» (1923 г.), «Черная пятница», «Мираж» (1924 г.) писатель весьма пессимистично отобразил западную и американскую действительность. В повести «Похождения Невзорова или Ибикус» (1924 г.) Толстой в сатирических красках показал «карьеру» русского эмигранта, удивительные метаморфозы поначалу обыкновенного, незаметного чиновника Семена Ивановича Невзорова, который в период революционного разлома вдруг почувствовал, что можно делать деньги из «воздуха», и пустился на различные авантюры. По фальшивому паспорту он пробрался в Константинополь; индивидуалист, циник, он готов пойти на все, лишь бы разбогатеть и даже…, почему бы и нет, прорваться к вершинам власти. Главная направленность повести – разоблачение мещанства, цепкого, живучего, неуловимого, несущего в себе грозную опасность. В Невзорове угадываются будущие устроители фашистской диктатуры. В начале 20-х гг. А.Толстой обращается к фантастическому жанру. Отчасти это объяснялось растущей популярностью его в европейской и американской литературе. В 1923 г., уже в России, был опубликован роман «Аэлита», а в 1926 г. – роман «Гиперболоид инженера Гарина». С этими романами связано рождение фантастического жанра в русской литературе ХХ в. Актуальность этих романов была в том, что они утверждали силу и величие человека. Человек будущего, по Толстому, - это не раб гигантских машин, титанических стальных конструкций, это – не робот, это – победитель мира. Ценно и то, что научная идея писателя, в частности гипотеза гиперболоида, подтвердилась в 60-е гг. ХХ в., когда советские ученые Басов и Прохоров изобрели лазер, за что были удостоены Нобелевской премии. В 1925 – 1928 гг., в период нэпа (новой экономической политики), Ал.Толстой пишет рассказы «Голубые города» и «Гадюка», в которых правдиво отразил банкротство героя революционных событий. Однако литературные критики тех лет нашли их слабыми, не передающими реальное соотношение социальных сил, говорили, что писатель преувеличивал опасность мещанства и буржуазных элементов. Еще будучи в эмиграции, в Париже, в 1919 – 1921 гг. А.Толстой начал писать роман «Хождение по мукам», опубликован он был отдельным изданием уже в Берлине в 1922 г. Впоследствии, в советских изданиях он получил название «Сестры», потому что Толстой написал его продолжение – «Восемнадцатый год» (1928 г.), а затем «Хмурое утро» (1941 г.). Вся трилогия получила название «Хождение по мукам». Первый вариант романа был антиреволюционной направленности, при подготовке советского издания Толстой сократил его на треть. Действие в романе охватывает события с 1914 г., с довоенного периода, по ноябрь 1917 г. Поначалу Толстой задумал написать семейно-бытовой роман, но в реальности он оказался значительно шире, и в предисловии к берлинскому изданию романа писатель сообщил, что задумал трилогию. Внутренним импульсом к созданию этого романа о кануне войны, войне и революции, а далее и гражданской войне была острая потребность писателя осознать, осмыслить в своем произведении все недавно происшедшее. «Хождение по мукам», - писал Толстой, - это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам – ощущение целой огромной эпохи…» Главная причина гибели старой России, трагедии революции, по мнению автора романа, - полное разложение и отрыв правящей верхушки общества и всей старой интеллигенции от народа. Роман охватывает большое количество действующих лиц разных сословий и разных кругов общества, но главные герои, судьбы которых прослеживаются на протяжении всей эпопеи, - это рядовые интеллигенты, милые, порядочные люди, патриоты. Умны и обаятельны сестры Катя и Даша Булавины, инженер Иван Телегин, офицер Вадим Рощин. Писатель показывает, что эти внутренне честные, совестливые, болеющие за свой народ герои силой исторических обстоятельств, сложившихся в России на протяжении веков, не смогли выполнить предназначенной интеллигенции миссии быть во главе нации, стать посредницей между народом и властью. Читатель осознает, конечно, что аморфность интеллигенции проистекала оттого, что веками она наказывалась за свободомыслие. В результате, не интеллигенция ведет за собой народ, а, наоборот, рабочие отец и сын Рублевы, рабочая Маруся увлекают за собой Телегина и Рощина на фронт гражданской войны. Первоначально Толстой думал, что вся его трилогия будет посвящена личной судьбе его героев-интеллигентов, теме всепобеждающей, очищающей любви. Но случилось другое: трилогия приобрела очертания исторического социального романа. В конце его звучат вдохновенные слова Рощина: «Мир будет нами перестраиваться для добра… И это – на моей Родине, и это - Россия». Некоторые современные критики ставят в вину писателю революционную направленность и патетический конец трилогии, тогда как за три - четыре года до окончания романа многие командиры Красной Армии были расстреляны. Но не надо забывать, что события в романе завершаются в период гражданской войны, когда та часть интеллигенции, которая приняла революцию, еще верила в нее и поддерживала новое государство. В период работы над трилогией А.Толстой писал: «Моя работа требует большой книжной подготовки, фактической точности. Мой роман точен, как историческое исследование, и в этом его главная сила». Фигура Петра I по-прежнему продолжает притягивать внимание Ал.Толстого. В 1929 г. писатель закончил пьесу «На дыбе». Трактовка образа Петра I та же, что и в раннем рассказе «День Петра» (1918). Петровская эпоха дана в мрачных тонах, а царь на ее фоне показан одинокой трагической фигурой. Однако вслед за пьесой А.Толстой приступает к историческому роману «Петр Первый», в котором концепция образа царя-реформатора коренным образом меняется. Тема Петра I волновала многих русских писателей: Ломоносова, Державина, Радищева, Пушкина, Льва Толстого, Мережковского, А.Белого, Блока, Есенина, Тынянова, Ю.Германа и др. Ал.Толстого эпоха Петра Первого влекла ощущением «полноты», «непричесанности» и творческой силы той жизни, когда с особенной яркостью раскрывается русский характер. Через тему Петра I Толстой пытался разгадать «тайны русского народа и русской государственности». О прогрессивной роли деятельности царя-реформатора, о сопротивлении, которое приходилось ему преодолевать в борьбе с рядом противостоящих ему социальных сил, писали и предшественники Ал.Толстого. Новаторство его романа заключалось в соотнесенности деятельности Петра I с его эпохой, в изображении закономерности его политики и всех его начинаний. Петр I в романе Толстого в своей деятельности осуществляет задачи, выдвинутые самой историей. Петр осознавал историческую необходимость реформ, упорных войн, завоевания Балтийского моря. Так что не произвол жестокого царя, царя-самодержца, не думающего о своем народе, а желание сдвинуть с места страну, нуждающуюся в решительном перевороте, в национальной независимости – вот, что определяет деятельность Петра в романе согласно правде истории. Показывая выдающуюся роль личности в истории, Ал.Толстой подчеркивает также могучую силу и волю народных масс в преобразовательной деятельности царя. Личность Петра I (род. 1682 – ск. 1725) на протяжении столетий как в русской общественной мысли, так и в литературе была точкой пересечения противоположных взглядов. В частности вопрос о роли Петра в становлении России был одним из главных пунктов полемики славянофилов и западников. Славянофилы восприняли позицию Карамзина, обвинявшего Петра в искажении русского духа, в уничтожении русской национальной культуры и самобытности, в стремлении повернуть ее лицом к Западу. Славянофилы идеализировали древнерусскую общину, выступали с позиций феодально-архаистического дворянства. Концепция славянофилов была воспринята русскими символистами, в частности А.Белым, Д.Мережковским. Они воссоздали в своем творчестве роковой образ Петра, царя-антихриста, основавшего среди туманов и болот страшный, призрачный город, осужденный на гибель. Противоположная славянофилам точка зрения не Петра I – западническая, нашла развитие у Феофана Прокоповича, Кантемира, Ломоносова, Пушкина. В своей «Надписи к статуе Петра Великого» (1750), а также в неоконченной героической поэме «Петр Великий» (1761 г.) Ломоносов воспевает «… истинны дела, великий труд Петров». Он показывает Петра I прежде всего как создателя могущественного русского государства. С большим увлечением и очень кропотливо работал над своей историей Петра Пушкин. Величественный, блистательный образ царя он создал в своих произведениях «Стансы» (1826), незаконченном историческом романе «Арап Петра Великого» (1827), поэмах «Полтава» (1828) и «Медный всадник» (1833). Пушкин, конечно, не мог не видеть противоречий в деятельности реформатора, что он не раз отмечал, но все-таки в его оценках Петра перевешивало восхищение. Петр, писал он, «один есть целая всемирная история». С глубоким сочувствием к деятельности Петра относились замечательные мыслители В.Белинский и А.Герцен. Белинский в частности писал: «Для меня Петр – моя философия, моя религия, мое откровение во всем, что касается России». Что касается А.Толстого, то, как мы уже указывали, к 1929 г. он отошел от прежней своей концепции личности Петра как одинокого трагического гения, обреченного на неудачу своих усилий, и, восприняв лучшие традиции великих русских писателей, в первую очередь Ломоносова и Пушкина, прогрессивных русских историков С.Соловьева и В.Ключевского, в своем романе «Петр Первый» показал убедительную победу передовых сил эпохи над отживающими формами жизни. Новаторство романа заключалось в соотнесенности Петра с его эпохой, в изображении закономерности его дела, его политики. По выходе в свет в 1930 г. первой части романа при обсуждении его рапповская вульгарная критика высказалась отрицательно, в том духе, что исторический роман вообще не имеет права на жизнь, поскольку история страны утратила всякую ценность для современности, и уж, во всяком случае, царь должен быть изображен исключительно в мрачном свете. Первый, кто дал высокую оценку роману А.Толстого, был А.М.Горький. В письме ему он писал: «Вы знаете, что я очень люблю и высоко ценю Ваш большой, ценный, веселый талант. Да, я воспринимаю его, талант Ваш, именно как веселый, с этакой искрой, с остренькой усмешечкой, но это качество для меня где-то на третьем месте, а прежде всего талант Ваш – просто большой, настоящий русский, и – по-русски умный… «Петр Первый» - первый в нашей литературе настоящий исторический роман. Книга - надолго». Первая книга романа охватывает период с 1682 г. до 1698 г. В ней описывается унылое, сонное состояние России в период после смерти царя Федора Алексеевича, юность Петра, его игра с «потешными войсками», знакомство с немецкой слободой, первая любовь к немке Анне Монс. Показываются все слои русского общества: купечество, раскольники, зарождение пролетариата в связи с основанием Тульского завода Льва Кирилловича. В первой книге показаны и Азовские походы, и поездка Петра в Голландию, и бунт стрельцов, закончившийся их казнью. Вторая книга охватывает начало деятельности Петра до 1703 года. В ней описываются первые годы Северной войны и основание Петербурга. Третья книга должна была закончиться Полтавской битвой, но Толстой не успел ее написать. По замыслу писателя, в ней должна была быть показана законодательная деятельность Петра, изменение им уклада русской жизни, поездки царя в Европу, словом, расцвет деятельности Петра Первого, но, к сожалению, замысел третьей книги остался неосуществленным, было опубликовано лишь несколько глав. В XVII в. Россия была отсталой страной, не было ни промышленности, ни сильной армии, ни культуры, слабо развивалась торговля. Разрыв с Европой был очень значительным, чтобы преодолеть его, нужно было перейти к очень интенсивным и решительным преобразованиям и реформам. Дальновидность Петра сказалась в том, что он в первую очередь приступил к созданию армии и флота, чтобы завоевать выходы к Черному и Балтийскому морям. Первый Азовский поход был неудачным, но после обновления флота был предпринят второй поход, и Азов сдался, открылся выход в Черное море. При Михаиле Федоровиче, деде Петра, Швеция захватила русские берега в Прибалтике, отрезав Россию от моря. Построив в Голландии новый флот, Петр сумел завершить дело, начатое Иваном Грозным, и отвоевать берег Балтийского моря, после чего был заложен Кронштадт и построен Петербург. Одной из причин успешной деятельности Петра стало то, что он вызвал к жизни все талантливые созидательные силы России, независимо от социального положения. Петр выдвинул принцип: «знатность по годности считать». Это был поистине революционный принцип, сломавший все социальные перегородки и давший возможность проявить себя в деятельности на благо России людям всех сословий. Пример тому Александр Меншиков, в детстве он торговал пирожками, но затем, благодаря своим недюжинным способностям, становится генерал-губернатором Ингрии, Карелии и Эстляндии и наконец светлейшим князем. Ивашка Бровкин, бывший сначала кабальным холопом, благодаря своему уму, сметливости и преданности Петру, становится именитым торговцем, поставщиком провианта для петровской армии. Покровительством царя пользуются и его дети, офицер Алексей Бровкин и его сестра, Александра, из простой девчонки Саньки превратившаяся в боярыню Волкову. А для Андрея Голикова, бедного иконописца из Палеха, открывается возможность совершенствовать свое искусство в Италии. Хорошо показаны в романе сподвижники Петра, немец Лефорт, князь Ромодановский, адмирал Головин, начальник адмиралтейства Апраксин, генералы Борис Шереметев и Аникита Репнин. Историческое прогрессивное движение России Толстой характеризует как результат усилий всего народа. Роман проникнут стремлением показать творческий гений русского народа, без которого невозможны были никакие реформы. В этом отношении концепция Петровской эпохи А.Толстого соответствует концепции передовых деятелей русской истории и литературы. В частности В.Белинский видел в Петре полное выражение «русского духа, и если бы между его натурой и натурой русского народа, - писал критик, - не было бы кровного родства, - его преобразования… не имели бы успеха». При этом писатель далек от однозначного и упрощенного изображения отношения народа к царю. Ропщут на Петра разоренные крестьяне, собираются в разбойничьи шайки или бегут к раскольникам в скиты, или ищут волю на Дону. Среди них запоминаются в романе атаман мятежников Овдоким, каторжник Федька Умойся Грязью, беглый Цыган. Вторая часть романа заканчивается многозначительной картиной: Федька Умойся Грязью, закованный в цепи, забивает первые свои там, где впоследствии вырастает Петербург. Ряд страниц уделяет Толстой изображению раскольничьего движения со всей его противоречивостью. С одной стороны, это бы справедливый протест крестьян против многочисленных угнетателей. С другой стороны, убегая на свободу, они становились жертвой верхушки старообрядчества, использовавших недовольство народа в целях укрепления своей власти против Петра. Так, старец Нектарий долгое время морит свою паству голодом, вызывает у нее религиозный экстаз и доводит до самосожжения. Сам же, тайно питаясь медом, остается в полном здравии и бежит из загоревшейся избы. Наряду с протестующими, несогласными с политикой Петра показаны и такие представители народа, которые видят в нем своего, русского человека, радеющего за дело, за судьбу России. Не могли не вызвать уважения демократизм Петра, его любовь к труду, отказ от царского благолепия. Есть в романе сцена, где Петр выступает в роли ученика кузнеца Кузьмы Жемова и благодарно выслушивает его недовольные замечания. В романе приводится рассказ валдайского кузнеца Кондратия Воробьева о разговоре с Петром, о том, что царь посоветовал мастеру ставить оружейный завод в Петербурге. Когда Воробьев ответил, что живет спокойно и ни в чем не нуждается, поэтому не имеет желания покидать насиженное место, Петр, услышав это, сильно осерчал: «Хуже, говорит, не мог бы мне ответить, Кондратий Воробьев. Кто всем доволен, да не хочет хорошее на лучшее менять, тому – все потерять. Ах, говорит, когда же вы, дьяволы ленивые, что поймете? …А выходит, что - ленивые». Выжимая все соки из крестьян, рабочих, Петр в то же время с уважением относился к талантливым людям из народа, ценил мужество и сметливость русского солдата. Когда иностранный фельдмаршал Огильви оскорбительно назвал русского солдата «мужиком с ружьем», Петр гневно ответил ему: «Вот как, вот как, русский солдат – мужик с ружьем! Плохого не вижу… Русский мужик – умен, смышлен, смел… А с ружьем – страшен врагу…» Что касается образа самого Петра Первого, то Толстой показал его в естественном проявлении бурного темперамента, страстей, неукротимой, дерзкой воли, любви к жизни. Основой композиции романа является эволюция образа Петра, постепенное превращение горячего, норовистого мальчика сначала в подростка, поглощенного забавами с «потешными войсками», а затем в волевого, непреклонного правителя, гениального реформатора, государственного, политического деятеля. В отношениях с разными людьми, друзьями и врагами, в различных обстоятельствах Петр раскрывается во всех гранях своего характера. Толстой избегает в изображении героя внутренних монологов, авторских характеристик, чаще всего он дает его через восприятие разных действующих лиц. Нет в романе и развернутого живописного портрета. По всему произведению разбросаны детали, касающиеся его внешности: «долговязый, как жердь», «журавлиные ноги», «с длинной детской шеей», «неуклюжий, будто одетый не по росту», «изгрызанные ногти», «взгляд надменный, злой, гордый» и т.д. Для раскрытия психологии героя Толстой пользуется своим излюбленным приемом «внутреннего жеста», то есть, когда жесты героя носят не изобразительный характер, а заменяют размышления, самоанализ героя, авторские комментарии. По жанру «Петр Первый» - роман-эпопея. В нем дано масштабное, многоплановое изображение исторических событий. Личность и деятельность Петра Первого показаны как исторически закономерные, вызванные потребностями развития русского народа и русского государства. В 1931 г. Толстой написал роман «Черное золото», который потом значительно изменил, и в 1940 г. он вышел под названием «Эмигранты». Во время Великой Отечественной войны Толстой написал много ярких публицистических статей, а также книгу «Рассказы Ивана Сударева» (1942), а в 1944 г. – рассказ «Русский характер». В 1943 г. Толстой опубликовал драматическую дилогию «Иван Грозный» («Орел и орлица», «Трудные годы»). Последним произведением, над которым Толстой работал до конца жизни, была третья часть романа «Петр Первый». За свою творческую деятельность А.Толстой был удостоен многих высоких наград.
Отрадно, что Шолохов представляет тот нечастый случай, когда писатель при жизни, хотя и здесь не без оговорок, получил широкое признание и удостоился многих наград. В 1965 г. Шолохову была присуждена также Нобелевская премия. Родился Шолохов в 1905 г. в хуторе Кружилином станицы Вешенской области Войска Донского, - скончался в станице Вешенской (уже Ростовской области). В начале 1926 г. выходит первый сборник рассказов Шолохова «Донские рассказы», а вскоре, с дополнением новых, он переиздается в том же 1926 г. под названием «Лазоревая степь». К своим ранним рассказам Шолохов относился критически, считая их «наивными, детски беспомощными», но ценно то, что в основе рассказов лежали реальные события, лично пережитое, тот бесценный опыт, который способствовал исторически верному мировосприятию и верной расстановке акцентов при написании эпопеи «Тихий Дон». Над «Тихим Доном» Шолохов работал пятнадцать лет, с 1925 по 1940 г. В своей эпопее писатель хотел показать в полном развороте жизнь казачества, затем революцию, гражданскую войну на Дону. Роман охватывает события за девять лет – с весны 1912-го по весну 1921-го. Название романа «Тихий Дон» контрастно оттеняет трагические события в нем: кровопролитные войны «взорвали» мирную жизнь казачества. Масштабное звучание и мировое значение романа определяется тем, что его содержание выходит за рамки казачьей жизни и расширяется до постановки философских проблем: родина и революция, личность и общество, человек и история, свобода и необходимость, проблема выбора и др. – вопросы, которые неизменно встают перед человеком и требуют решения, в какой бы стране он ни жил и к какой бы среде ни принадлежал. К концу публикации романа читатели забросали Шолохова письмами, прося для главного героя, Григория Мелехова, светлого и праведного конца, но Шолохов не поддался соблазнительным уговорам и остался верен горькой правде. Описывая жизнь мирных казаков, Шолохов прежде всего подчеркивает в них трудовое начало. Но не только в работе красивы казаки. Шолохов с любованием описывает игрища, конные состязания, обряды сватовства, свадьбы, поверья и верования казаков. Однако писатель не обходит стороной грубые домостроевские обычаи, темные суеверия в их среде. Словом, о казачестве читатель узнает все. Судьба казачества в период тяжелых испытаний начала века в значительной мере показана через восприятие и жизненный путь Григория Мелехова. Это человек мужественный, с большим чувством достоинства, не желающий ничего принимать на веру, благородный, берущийся за оружие не из корысти, выгоды, а в поисках правды. Конечно, он и оступается, и ошибается, но всегда стремится быть верным своему человеческому «я». Именно такой герой нужен был писателю, он быстро завоевывает сочувствие читателя, приковывает его страстное внимание к описываемым событиям. Когда началась гражданская война, Григорий выбирает стан красных, руководимый председателем Донревкома Федором Подтелковым (историческая личность, хотя Шолохов не преследовал цель изобразить ее документально). Но вскоре его вера в Подтелкове рухнула, в частности после того, как Подтелков расправился без суда и следствия с белогвардейским карательным отрядом Чернецова. К февралю 1919 г. среди казачества созрела идея казачьего сепаратизма: ни с красными, ни с белыми, а за казачью автономию. Мелехов, поверивший в возможность создания казачьей автономии, принял активное участие в этом восстании в качестве командира дивизии, но, столкнувшись с необходимостью уничтожать подобный себе простой народ, переживает тяжелый душевный кризис (после расправы с красными матросами). Пройдя еще через многие мытарства, в последний раз воевал Мелехов, скрыв свое прошлое, в конной армии Буденного на польском фронте. Вернувшись с войны в хутор, Григорий надеялся, наконец, зажить мирной жизнью, но нет, пришлось бежать. Михаил Кошевой, когда-то друг, а теперь еще и зять, который возглавил власть в хуторе, принял решение сообщить о Григории в ревтрибунал. После предупреждения Дуняшки Григорий бежит из хутора, но по дороге его захватывает банда Фомина, и он вынужден какое-то время воевать вместе с ними, но при первом же удобном случае бросает банду, тайком встречается с Аксиньей и зовет ее бежать вместе на Кубань. Аксинья с готовностью откликается, но по дороге гибнет. После гибели Аксиньи Григорий какое-то время скрывался в лесу, но потом решил вернуться в хутор. По дороге он все оружие бросил в Дон – Григорий бесконечно устал от войны. В последней сцене романа мы видим Григория у ворот своего дома с сыном Мишаткой на руках. В романе Шолохов широко показал трагедию разрушения единства народа, всю мерзость войны – жестокие убийства, расправы, грабежи, насилие, страшные между людьми вообще, еще более – среди одного народа, а тем более – между соседями, родственниками. Вот Дарья Мелехова садистски убивает своего кума, добрейшего Ивана Алексеевича, Митька Коршунов вырезал всю семью Кошевого, а Кошевой в отместку убил деда Гришаку. Дошло дело до убийства брата своего друга и будущей жены - Петро Мелехова. Гибель и разор по всей земле, о чем не раз горько печалится автор, вступая в повествование. И все-таки Шолохов вводит в финал ребенка, что являет собой знак надежды. И это в традициях русской литературы – изображать правду жизни во всем ее драматизме, сложности и противоречиях, но всегда оставлять луч надежды и веру в добро. По жанру «Тихий Дон» - роман-эпопея, в нем дается широкий разворот народной жизни в решающий, поворотный момент исторического развития. Характерными чертами эпопеи являются поэтому включение в действие большого количества действующих лиц, массовых сцен, переплетение многих сюжетных линий. Главный герой эпопеи – народ, а яркие индивидуальности, действующие на авансцене, представляют своей судьбой типичные процессы, происходящие в жизни народа. Эту величавую масштабность эпопеи и являет собой «Тихий Дон». Однако критики долгое время не принимали Григория Мелехова с его трагической судьбой как представителя большинства казачества, героя своего времени. Конъюнктурные мотивы требовали называть его «отщепенцем», отступником от избранного пути своего народа в революции, главным виновником своей неудавшейся жизни. Однако новаторство эпопеи Шолохова во многом связано как раз с образом Григория Мелехова. Как свидетельствуют сравнительно недавно опубликованные данные, большинство казачества колебалось в выборе пути в революции. И Григорий Мелехов, в соответствии с текстом романа Шолохова, вовсе не эгоист и «отщепенец», а личность, настойчиво искавшая правду, пытавшаяся сделать правильный выбор, колеблясь между белым и красным станом, но не вина его, а беда воюющих сторон в том, что правды он не нашел ни у одних, ни у других, потому что и те и другие действовали методом террора. Замечательны женские образы в романе. Старшая среди них – Ильинична, мать Григория Мелехова. Ей свойственны лучшие качества, которые отличают мать, жену, хозяйку большого дома: это любовь и преданность мужу и детям, великое трудолюбие. Образ Ильиничны возвышается в романе до символа матери всего народа. Узнав о расправе Григория с красными матросами, она своим мудрым словом пытается отвратить его от греха, вызвать в нем человеческое сострадание. С замечательным мастерством создал Шолохов образы Натальи и Аксиньи, двух прекрасных женщин, беззаветно посвятивших свою жизнь любви к Григорию. Обе они красивы. Каждая из героинь с большим чувством достоинства, хотя и проявляется оно по-разному. Право любящей законной жены дает Наталье силу, чтобы пойти к Аксинье и потребовать «отдать» ей Григория, уверенность в том, что именно она достойна любви Григория помогает ей, живя в доле Мелеховых, упорно ждать его возвращения. Аксинья же верит в право взаимного чувства, в свое право любить и быть любимой несмотря ни на что, тем более после унизительной жизни со Степаном. Обе женщины испепеляются в любви. Наталья пыталась покончить с собой и только чудом спаслась. Аксинья тоже готова погибнуть от руки Степана, открыто заявляя ему, что она все равно любит Григория. И Григорий любит обеих женщин, каждую по-своему. И все-таки есть что-то необъяснимое, что делает Аксинью единственной для Григория. Оскорбленные любовь и достоинство становятся причиной смерти Натальи. И Аксинья, готовая любой ценой помочь Григорию, быть рядом с ним, дважды бежит с ним из хутора; один раз, тяжело заболев тифом, едва возвращается к жизни, а в другой раз, убегая с любимым, погибает от пули. Шолохов настолько психологически достоверно рисует характеры и поступки своих героев, настолько естественны и убедительны чувства всех троих, что не поворачивается язык кого-то обвинить, разве что задумаешься о сложности и неоднозначности происходящего в жизни. Убедительность описанных событий в «Тихом Доне», проникновенный лиризм романа во многом достигаются за счет такого приема повествования, как соединение в одном периоде авторской, прямой и несобственно-прямой речи. Возникает эффект слияния мыслей и переживаний героев с авторским чувством. Важную роль в художественной палитре писателя играет пейзаж. Любимые герои Шолохова чутко воспринимают природу, чувствуют ее красоту. Часто использует писатель характерный для фольклора прием предварения событий описанием картин природы. Замечательная эпопея Шолохова неизменно вызывала восхищенные отклики читателей. Но, к сожалению, было и другое. Начиная с 20-х гг. Шолохова преследовала клевета о плагиате, авторство «Тихого Дона» приписывалось то литератору Голоушеву, то писателю Ф.Крюкову. Шолохов считал причиной этой клеветы зависть братьев-писателей. В 20-е гг. за Шолохова вступились Горький и Серафимович. Но даже после получения писателем Нобелевской премии разговоры о плагиате не прекращались. В 70-е гг. они возникли вновь из-за работы И.Медведевой-Томашевской (Д.). «Стремя «Тихого Дона», где автором романа назывался Ф.Крюков. Но шведские и российские ученые провели экспертизу и доказали авторство Шолохова. В 1932 г. Шолохов выпустил в свет первую часть своего романа о коллективизации «Поднятая целина». Роман нес ложную идею прогрессивности и народности колхозного движения, хотя писатель не обошел события раскулачивания, перегибы руководства в проведении «сплошной коллективизации». Вслед за первой книгой в конце 1932 г. писатель закончил вчерне и вторую, но она так и не появилась в печати. Уходя на фронт, Шолохов сдал ее в архив, но потом рукопись пропала. Нетрудно понять, почему вторую часть романа Шолохов не опубликовал, по-видимому, это было связано с голодом 1932-1933 гг., унесшим миллионы жизней. Вторая книга «Поднятой целины», написанная заново, вышла в свет в 1959-1960 гг., но по своим художественным достоинствам она значительно уступала первой, это, конечно, было связано с тем, что писателю не удалось вдохновиться колхозной жизнью, которая после тридцатилетнего опыта все более обнаруживала свою несостоятельность. Во время Великой Отечественной войны Шолохов работал военным корреспондентом газеты «Правда», в которой опубликовал много статей и репортажей. Наиболее ярким произведением этого периода явился рассказ «Наука ненависти» (1942). В 1943-1944 гг. в «Правде» и «Красной звезде» начал печататься роман Шолохова «Они сражались за родину», писатель работал над ним и после войны, но роман так и остался незавершенным. Самое значительное последнее произведение Шолохова – рассказ «Судьба человека», напечатанный в газете «Правда» в конце 1956 года – начале 57 г. Рассказ этот стал сразу известным и любимым читателем. Герой его – человек обыкновенной жизни, подчеркиваю, не обыкновенный человек, а человек обыкновенной жизни, потому что фронтовик Андрей Соколов все-таки необыкновенный человек. Вся жизнь героя каждым эпизодом, каждой черточкой настолько связана с жизнью страны, что вырастает в образ широкого обобщения, образ монументальный. Поэтому, безусловно, соглашаешься с критиком Л.Якименко, который назвал «Судьбу человека» рассказом-эпопеей.
Смотрите также: Литература 10 Толстой Алексей Николаевич (1883-1945)
47.86kb.
1 стр.
Толстой Алексей Николаевич (1883-1945) Биография
25.66kb.
1 стр.
Литература XX века (40-90-е гг.) Толстой алексей николаевич
1510.24kb.
8 стр.
Лев Николаевич Толстой
118.27kb.
1 стр.
Алексей Николаевич Толстой Петр Первый
10942.38kb.
51 стр.
Русский характер (по одноименному рассказу А. Н. Толстого) Материал к уроку в основной школе (5-9 классы) I. Слово учителя
18.66kb.
1 стр.
Алексей Николаевич Толстой
9906.67kb.
50 стр.
Литература 19 века Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века
73.01kb.
1 стр.
Алексей Константинович Толстой (1817–1875)
22.05kb.
1 стр.
Толстой, Лев Николаевич
44.52kb.
1 стр.
1 Алексей Николаевич Царьков
41.44kb.
1 стр.
Леонтьев алексей николаевич 756.42kb.
5 стр.
|