Главная
страница 1страница 2страница 3


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения музыки ученик должен:

Знать/понимать:

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • основные формы музыки;

  • харак-ые черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

  • эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся

Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:



  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

  • иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;

  • знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

  • уметь по характерным признакам определять принадлежность муз. произведений к соответ-ствующему жанру и стилю — музыка классич-ая, народная, религиозная, современная;

  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музык. сочинений;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различ-ных видов искусства;

  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности.

  • совершенствовать умения и навыки самообразования.



Содержание рабочей программы
1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17ч)

  • Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многооб-разие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Со-чинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

  • Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.

  • Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

  • Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

  • Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содер-жания музыкальных образов.



2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)

  • Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

  • Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение лите-ратурного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелю-дия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, кон-цертная симфония, симфония-действо и др.

  • Современная трактовка классич-их сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера,киномузыка.

  • Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.




  • Примерный перечень музыкального материала I полугодия:

  • Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова.

  • Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.

  • Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.

  • Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.

  • Я помню чудное мгновенье. М. Глинка, слова А. Пушкина.

  • Вальс-фантазия для симфонического оркестра. М. Глинка.

  • Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

  • Здесь хорошо. С. Рахманинов, слова Г. Галиной.

  • Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня.

  • Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.

  • На море у тушка купалася, русская народная свадебная песня.

  • Плывет лебедушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

  • Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

  • Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

  • Песня венецианского гондольера (№ 6) для фортепиано. Ф. Мендельсон.

  • Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

  • Песни гостей. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

  • Серенада. Ф. Шуберт, слова Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева.

  • Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.

  • Фореллен-квинтет (4-я часть). Ф. Шуберт.

  • Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев.

  • Лесной царь. Ф. Шуберт, слова В. Гёте, русский текст B. Жуковского.

  • Огромное небо. О. Фельцман, стихи Р. Рождественского.

  • Шестопсалмие (знаменный распев).

  • Свете тихий. Гимн (киевский распев).

  • Да исправится молитва моя. П. Чесноков.

  • Не отвержи мене во время старости. Духовный концерт (фрагмент). М. Березовский.

  • Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть).C. Рахманинов.

  • Русские народные инструментальные наигрыши

  • Во кузнице; Комара женить мы будем, русские народные песни.

  • Во кузнице. Хор из 2-го действия оперы «В бурю». Т. Хренников.

  • Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

  • Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

  • Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо (фрагменты). В. Гаврилин.

  • Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

  • Весна, слова народные; Осень, слова С. Есенина. Из вокального цикла «Времена года». ВГаврилин.

  • В горнице. И. Морозов, слова Н. Рубцова.

  • Молитва Франсуа Виньона. Слова и музыка Б. Окуджавы.

  • Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина.

  • В минуту скорбную сию. Слова и музыка иеромонаха Романа.

  • Органная токката и фуга ре минор (классические и современные интерпретации). И.-С. Бах.

  • Хоралы 2, 4. Из «Рождественской оратории». И.-С. Бах.

  • Stabat mater (фрагменты № 1 и № 13). Д. Перголези.

  • Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

  • Кармина Бурана. Мирские песнопения для солистов, хора, оркестра и для представления на сцене (франменты) К. Орф.

  • Гаудеамус. Международный студенческий гимн.

  • Из вагантов. Из вокального цикла «По волне моей памяти». Д. Тухманов, русский текст Л. Гинзбурга

  • Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.

  • Глобус. М. Светлов, слова М. Львовского.

  • Песенка об открытой двери. Слова и музыка Б. Окуджавы.

  • Нам нужна одна победа. Из художественного фильма «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы.

  • Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.

  • Я не люблю. Слова и музыка В. Высоцкого.

  • Милая моя (Солнышко лесное). Слова и музыка Ю. Визбора.

  • Диалог у новогодней елки. С. Никитин, слова Ю. Левитан-ского.

  • Атланты. Слова и музыка А. Городницкого.

  • Снег. Слова и музыка А. Городницкого.

  • Пока горит свеча. Слова и музыка А. Макаревича.

  • Вечер бродит. Слова и музыка А. Якушевой.

  • Мы свечи зажжем. С. Ведерников, слова И. Денисовой.

  • Сережка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко.

  • Багульник. В. Шаинский, слова И. Морозов

  • Бог осушит слезы. Спиричуэл и др.

  • Город Нью-Йорк. Блюз и др.

  • Любимый мой. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской.

  • Любовь вошла. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод С. Болотина и Т. Сикорской.

  • Старый рояль. Из художественного фильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова.

  • Караван. Д. Эллингтон (сравнительные интерпретации).

  • Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

  • Острый ритм; Хлопай в такт. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.

Примерный перечень музыкального материала II полугодия:

  • Прелюдия № 24; Баллада 1 для фортепиано. Ф. Шопен.

  • Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. Левитанского.

  • Ноктюрны для фортепиано. П. Чайковский.

  • Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен.

  • Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.

  • Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж»). Пьеса для камерного оркестра.Ч. Айвз

  • Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев.

  • Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.

  • Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов.

  • Побудь со мной. Н. Зубов, слова NN.

  • Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки.

  • Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди.

  • Итальянский концерт (фрагменты) для клавира. И.-С. Бах.

  • Симфония 4 (2-я часть). П. Чайковский.

  • Симфония 2 («Богатырская») (1-я часть). А. Бородин.

  • Симфония № 3 («Героическая») (4-я часть). Л. Бетховен.

  • Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.

  • Ave, verum. В.-А. Моцарт.

  • Моцартиана. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайковский.

  • Эгмонт. Увертюра. Л. Бетховен.

  • Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.

  • Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский.

  • Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

  • Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра.

  • Д. Кабалевский.

  • Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Берн-стайн.

  • Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.

  • Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Ди-митрина.

  • Слова любви. Из художественного фильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л. Дербенева, обработка Г. Подэльского.

  • Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из художественного фильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.

  • Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р. Рождественского.

  • Звуки музыки; Эдельвейс. Из художественного фильма-мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберезского.

  • Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуковского.

  • Моя звезда. А. Суханов, слова И. Анненского.

  • Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского.

  • Осенний бал. Слова и музыка Л. Марченко.

  • Как здорово. Слова и музыка О. Митяева


Учебно-тематический план предмета «Музыка» (6 класс)



п/п



Тема урока

Кол-во

часов

В том числе:

Контрольные работы.

тема I полугодия:

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

17




1 четверть

1.

Удивительный мир музыкальных образов.

1




2.

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.

1




3.

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

2




4.




5.

«Уноси моё сердце в звенящую даль…»

1




6.

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

1




7.

Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.

1




8.

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

1

1

9.

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»

1




10.

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

1




11.

Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.

1




12.

«Фрески Софии Киевской»

1




13.

«Перезвоны». Молитва.

1




14.

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха.

1




15.

Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал.

1




16.

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром.

1

1

17.

Авторская песня: прошлое и настоящее.

1




тема II полугодия:

«Мир образов камерной и симфонической музыки»

18




18.

Джаз – искусство 20 века.







19.

Вечные темы искусства и жизни.

1




20.

Образы камерной музыки.

1




21.

Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.

1




22.

Инструментальный концерт. « Итальянский концерт».

1




23.

«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея.

1




24.

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина

2




25.




26.

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

2




27.

1

28.

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

2




29.




30.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

2




31.




32.

Мир музыкального театра и киномузыки. Обобщающий урок.

2




33.






Содержание программы предмета Музыка» 6 класс

<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 7 класса
369.45kb.
3 стр.
Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 5 класса
426.15kb.
3 стр.
Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 6 класса
524.5kb.
3 стр.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 3 класса на 2010 -2011 учебный год
195.56kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе
258.9kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету география Для 9 класса
431.02kb.
2 стр.
Рабочая программа по предмету: «Английский язык» для 8 класса
386.01kb.
3 стр.
Рабочая программа по искусству (музыка) для 5 класса мбоу «Красноярская оош»
238.06kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету литературное чтение для 1 класса
280.68kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету география Для 8 класса индивидуальное обучение
371.55kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету Английский язык для 2 класса
657.35kb.
5 стр.
Урока по предметам Изобразительное искусство и Музыка для 7 класса Тема урока: «Картины моря»
24.77kb.
1 стр.