Главная
страница 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Торбеевская средняя общеобразовательная школа №1»

Исследовательская работа:
«Влияние компьютера на здоровье школьника»
Номинация: «Экология и здоровый образ жизни»

Выполнила: ученица 9 класса

МБОУ «Торбеевская СОШ№ 1»

Змеева Ксения Васильевна


Руководитель: Соснина

Галина Анатольевна,

учитель химии

Торбеево 2012 г


Оглавление. стр.



  1. Введение 3 стр.

II. Обзор литературы 4 стр.


2.1.Основные вредные факторы, действующие на человека

за компьютером 4 стр.


2.2. Признаки развития зависимости у ребенка. 6 стр.
2.3. Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером 7 стр.
III. Методы исследования 8 стр.
3.1. Анкетирование 8 стр.
IV.Результаты исследования и обсуждение 10 стр.

V. Выводы 12 стр.

VI.Список используемой литературы 13 стр.

VII. Приложения 14стр.


  1. Введение


Цели и задачи
Цель: исследование воздействия компьютера на здоровье школьника.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Определить вредоносные факторы длительного пребывания за компьютером.

3. Провести наблюдение как используется ПК учащимися нашей школы.
Предмет исследования - влияние ПК на здоровье школьника.

Объект исследования - учащиеся 7 -х классов.

Гипотеза: В результате проведённого исследования будут определены факторы воздействия ПК на здоровье учащихся.

Методы и приёмы, используемые в работе:

- чтение литературы;

- опрос;

- наблюдения;

- просмотр компьютерной сети Интернет;

- анализ полученных результатов.


Не так давно никто не мог и предположить, что компьютер войдет почти в каждый дом. Его освоили не только работники банков, различных офисов, но и другие слои населения, большую часть которых составляют дети. Компьютер дал нам всем большие возможности: подготовка рефератов на различные темы при подготовке домашнего задания, общение через сайты, хранение разной информации, развлечения в виде компьютерных игр.
Но вместе с пользой компьютер внес в нашу жизнь и негативные моменты. Многие школьники стали проводить за компьютером огромное количество времени, не замечая ничего вокруг себя. Компьютер заменил им общение с друзьями, занятия в кружках по интересам, и просто сократило время на подготовку домашних заданий. Родители часто целый день находятся на работе и не могут контролировать время, проведенное детьми за компьютером, и игры в которые играют их дети. На магазинных полках можно встретить огромное разнообразие компьютерных игр.
Каким играм отдают предпочтение школьники, сколько времени проводят за компьютером, контролируют ли родители время, проведенное за компьютером детьми, и как увлеченность компьютером влияет на психику и успеваемость учащихся? Вот те вопросы, которые мы ставили перед собой при выполнении этой работы. Данные исследования проводились среди учащихся 7-х классов МБОУ «Торбеевская СОШ № 1».



  1. Обзор литературы.


2.1.Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:
· Сидячее положение в течение длительного времени;

· Воздействие электромагнитного излучения монитора;

· Утомление глаз, нагрузка на зрение;

· Перегрузка суставов кистей;

· Стресс при потере информации.

Сидячее положение


Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.
Воздействие электромагнитного излучения монитора
Монитор является источником практически всех видов электромагнитного излучения (радиации). В зависимости от воздействия на объект, эти излучения, бывают ионизирующими и неионизирующими. К ионизирующим относится рентгеновское излучение, которое широко используется в медицине, к неионизирующим - электромагнитное поле (излучение) сверхнизкой и низкой частоты.
Ионизирующее излучение, воздействуя на объект, в частности, на клетки человека, вызывает их повреждение за счет образование ионов. Эти повреждения могут быть летальными, когда клетка погибает, и сублетальными, когда клетка выживает, но информация, "зашитая" в нее, портится. Такие клетки могут быть источником возникновения рака.
Электромагнитные излучения сверхнизкой частоты не обладают способностью вызывать ионизацию, а, соответственно, и мутации. Их действие на живую клетку мало изучено, однако известно, что они за относительно короткий срок воздействия (10-15 лет) не приводят к возникновению злокачественных опухолей

Одним словом, ионизирующие излучения, такие, как рентгеновское, при определенной дозе облучения могут вызывать возникновение злокачественных опухолей. Электромагнитные поля сверхнизкой частоты не представляют угрозы для здоровья человека, однако, в силу того, что их действие мало изучено, рекомендуется уменьшить или свести к минимуму с ними встречу.


Рентгеновское излучение, исходящее от монитора, ничтожно мало и сравнимо с естественным радиационным фоном. Это означает то, что сидите ли вы рядом с дисплеем или гуляете по улице - дозу вы получите примерно одну и ту же. Исключения составляют бракованные мониторы, уберечься от которых можно, выбирая известную марку, у известного поставщика и в известном магазине. Хотя никто не будет против, если вы придете в магазин вместе со счетчиком и посчитаете микрорентгены в час.
Воздействие на зрение
Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.
Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Суть работы на компьютере - ввести или прочитать текст, нарисовать или изучить детали чертежа. А это - огромная нагрузка на глаза, ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных точек, к тому же светящихся и мерцающих.
В результате работа на компьютере серьезно перегружает наши глаза. Если к тому же монитор невысокого качества и интерфейс используемых программ неудачный, то последствия не заставят себя ждать. У пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения... Это явление получило название "компьютерный зрительный синдром".
Перегрузка суставов кистей рук
Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
Каковы причины возникновения туннельного синдром запястья? Свой нарушения обмена веществ и изменения гормонального фона, травмы кисти и предплечья. Но главная причина - длительная однообразная неправильная работа кистями и пальцами рук. КТС поражает людей различных профессий. Чертежники, секретари, музыканты, водители, рабочие конвейерных производств - вот далеко не полный перечень профессий, которые предрасполагают к КТС. Сто-двести лет назад карпальный туннельный синдром был профессиональным заболеванием клерков, с утра до вечера переписывавших различные бумаги. А в наше время от него сильно страдают пользователи ПК (немного статистики), которые помногу часов совершают однообразные мелкие движения руками, двигая мышку или печатая на клавиатуре.
Основная задача при лечении туннельного синдрома - добиться декомпрессии (уменьшения давления) содержимого анатомического канала, в котором произошло сдавливание нерва. На ранних стадиях болезни это достигается терапевтическими методами. В более тяжелых случаях может понадобиться оперативное вмешательство - рассечение фиброзного канала, ревизия нерва. Операция не опасная и эффективная, в большинстве случаев приводящая к полному восстановлению функции поврежденного нерва.
Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению синдрома запястного канала, достаточно выполнять несложные рекомендации по организации своего рабочего места и режима работы, каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнить несколько упражнений для кистей рук.
Стресс при потере информации
Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.
2.2.Признаки развития зависимости у ребенка
По результатам опроса НИИ школьных технологий . Подростки от 10 до 17 лет на вопрос «Чем ты обычно занимаешься в свободное время?» ответили:

1. 12, 2 % - общаюсь в сети;

2. 18, 1 % - читаю книги;

3. 30,1 % - посещаю кружки, секции;

4. 44, 9 % - играют в компьютерные игры;

5. 43, 7 % - общаюсь по телефону;

6. 71,1 % провожу время с друзьями;

7. 74, 2 % - смотрю телевизор.


Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. К. з. наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком К. з. является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности.
Признаки зависимости
· Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.

· Провел хотя бы одну ночь у компьютера.

· Прогулял школу – сидел за компьютером.

· Приходит домой, и сразу к компьютеру.

· Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).

· Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.

· Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.
Первая стадия — интерес.

Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.

Вторая стадия — втягивание.

Воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.

Третья стадия — полная зависимость.

Конечно, люди с нарушенной психикой находят мир и покой в Интернете, потому что избавляются там от многих реальных проблем. Но и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени — нарушение психики.


2.3. Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером
Основные правила гигиены зрения.
Комфортное рабочее место.
Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Укомплектуйте компьютер хорошим монитором, правильно его настройте, используйте качественные программы.
Специальное питание для глаз.
Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.
Гимнастика для глаз.
Существуют компьютерные программы, имитирующие отдых для глаз. Трудно сказать, насколько они действенны. Наверное, лучше те же 10 минут отдохнуть по-настоящему, чем разглядывать экран с имитацией отдыха.
Наибольшую пользу гимнастика для глаз приносит для профилактики и на первых стадиях ослабления зрения. Желательно выполнять "глазной" комплекс упражнений и тем, кто работает за компьютером, и тем, чьи глаза склонны к переутомлению. Гимнастика для глаз обычно занимает не более пяти минут.


  1. Методы исследования.

Я проводила анкетирование среди учеников 7 – х классов. Опрошено 27 учеников. Проведена обработка данных по выявлению влияния компьютера на зрение и на психику. Зависимость школьников от компьютера.


Анкета
Время работы за компьютером.
1.Сколько часов в день вы сидите за компьютером?

а) от 1 – до 2 часов; б) от 2 – до 4 часов; в) от 4 – до 10 часов

2.Соскольки лет вы работаете на компьютере?

а) с 4 лет; б) с 10 лет; б) свой вариант ответа _____________

Зависимость от компьютера.

1.Есть ли постоянное желание играть в игры?

а) да; б) нет; в) не знаю

2.С лёгкостью можете оторваться от игры?

а) да; б) нет; в) не знаю

3.Какое общение вы предпочитаете?

а) общение по электронной почте; б) с другом на яву; в) не важно как

4.Может ли заменить вам компьютер лыжную прогулку?

а) не может; б) да; в) не знаю

5.Вы кушаете, пьете чай, готовите уроки у компьютера?

а) да; б) нет; в) когда как

6.Проводили вы хоть одну ночь за компьютером?.

а) нет; б) да;

7.Придя, домой вы сразу садитесь за компьютер?

а) да; б) нет;

8.Вы забывали чистить зубы и кушать заигравшись за компьютером?

а) да; б) нет; в) не придаю значения

9. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?

а) да; б) нет

10. Что вас больше всего интересует?

а) компьютер; б) чтение книг; в) разгадывание логических игр
Психологические симптомы
1. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?

а) да; б) нет;

2. Конфликтовали вы, угрожали, шантажировали в ответ на запрет сидеть за компьютером?

а) нет; б) да


Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером.
1.Сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером?

а) 1 час; б) 2часа; в) 10 часов

2.Устают ли глаза при работе с компьютером?

а) да; б) нет; в) не придаю значения

3.Вы делаете гимнастику для глаз?

а) да; б) нет; в) как получится

4.Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?

а) да; б) нет; в) мне все равно


Влияние компьютера на развитие интеллекта.
1.В какие игры вы предпочитаете играть.

а) брадилки; б) стратегии; в) логические

2.С приобретением компьютера твой интеллект:

а) повысился; б) остался на том же уровне; в) не замечаю




  1. Результаты исследования и обсуждение

Я провела анкетирование среди учащихся 7-х классов всего было опрошено 27 человек. Вопросы анкеты разбиты на 5 групп:


Время работы за компьютером.
Анализ полученных результатов по этому блоку показал, что 85% учащихся имеют дома компьютер (таблица1, график 1); 5% учащихся начали работать на компьютере с раннего возраста - 4 лет; 30% - с 10 лет; 65% - с 13 лет.

Зависимость от компьютера
Я выяснила, что 35% школьников ответили, что у них есть постоянное желание играть в игры. Вероятно, эти ученики склонны к игромании. 65% ответили, что у них нет тяги к компьютерным играм (таблица 2, график 2).

Я поставила перед выбором ребят: компьютер или лыжная прогулка - 24% выбрали компьютер, а 76% - лыжная прогулка.

Общение по электронной почте или общение с другом на яву - 40% выбрали общение по электронной почте, а 60% общение с другом на яву.

На вопрос: что больше всего интересует: компьютер, чтение книг или решение логических задач - 90% учащихся выбрали компьютер, 0% опрошенных чтение книг, 10% решение логических задач.

Из этих данных следует, что детей интересует только компьютерные игры и они со временем могут быть оторваны от действительности. Ни один ученик не желает читать книги, что уже привело к снижению успеваемости по русскому языку и литературе. Дети становятся все более зависимыми от компьютера.
Психологические симптомы
В ходе анкетирования я постаралась выяснить, пребывают ли в плохом, раздраженном настроении школьники, если был сломан компьютер?

25% детей пребывают в раздраженном настроении, не могут ничем заняться, 75% - не испытывают зависимости (таблица 3, график 3).

На вопрос конфликтовали ли вы с родителями, угрожали им, шантажировали их в ответ на запрет сидеть за компьютером?

78% ответили, что, не конфликтовали и не угрожали., а 22% ответили , что вступают с родителями в конфликтные ситуации из-за запрета «общения» с компьютером.

Большинство школьников не испытывают компьютерной зависимости, а 22% должны быть под особым контролем со стороны родителей, так как такое поведение может привести к расстройству нервной системы.

Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером
На вопрос, сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером - 100% ответили, что можно сидеть за компьютером от 1-го часа до 2-х часов.

Гимнастику для глаз делают 15% из числа опрошенных .

На вопрос, вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?

75% ответили, что знают, 15% ответили – нет, 10% - все равно.

Устают глаза при работе с компьютером у 75% опрошенных ответили да, у 25% глаза не устают.

У большинства школьников работа за компьютером оказывает влияние на глаза, что может привести к снижению зрения.


Влияние компьютера на развитие интеллекта
На заданный вопрос: в какие компьютерные игры вы предпочитаете играть?

75% ответили, что предпочитают играть в бродилки, 15% предпочитают стратегии, 10% предпочитают логические игры.


Мной было опрошено 27 человек учащихся 7 «А» класса, в возрасте 13-14 лет. Из них дома компьютер имеют 85%. Не имеют компьютер 15%. Увлеченность играми тоже разнообразная: девочки предпочитают логические игры, рисование, игры-путешествия; мальчики предпочтительно играют в игры, связанные со скоростью, насилием, стрельбой. Ребята в большинстве случаев сидят за компьютером больше положенного времени(таблица5, график 5). Хочется отметить, что в выходной день, когда родители могли бы проконтролировать своих детей, время, проведенное за компьютером увеличивается (таблица 6, график 6). Проанализировав успеваемость учащихся, мы пришли к следующему выводу: она тоже понижается ( 41 % (11 учащихся)).

Наблюдается и агрессивность со стороны учащихся в отношениях со своими сверстниками — 22% (6 учеников).



V. Выводы:


  1. Исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника я сделала вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической. Многие компьютерные игры вызывают агрессивный настрой, но есть и такие, которые развивают положительные качества.

  2. Длительное пребывание за компьютером вызывает утомляемость у учеников, перенапряжение глаз, повышает агрессивность (22%), снижает успеваемость (41%). 24% ребят выбрали компьютер вместо прогулки на лыжах, 40%- предпочли компьютер вместо общения с другом на яву, большая часть (72%) предпочитают компьютер вместо чтения книг и разгадывания логических игр. Все это негативно отражается на здоровье учеников.

  3. Большинство (85 %) учащихся имеют компьютер. 15% учеников заботятся о здоровье своих глаз.4 % учеников знают, но пренебрегают нормами работы с компьютером. 4% учащихся проводят за компьютером от 4 до 10 часов. У 35% учащихся есть постоянное желание играть в компьютерные игры.

  4. Я предполагаю, что школьники соблюдают нормы работы за компьютером дома, в школе уделяется огромное внимание здоровьесберегающим технологиям. Отношения учителей к появлению у школьников персональных компьютеров практически однозначно: машина создана не для развлечений, а для работы. Дети должны, в первую очередь, пополнять свои знания, а не играть. Конечно, есть игры, которые развивают память и мышление, но современные подростки чаще предпочитают различные «Бродилки,стратегии и др.». Это отнюдь не положительно сказывается на их психике и работоспособности.


VI. Список используемой литературы.


  1. Ермилова И.А. Собираетесь в школу? Тренируйте глаза!/ Ермилова И.А.//Здоровье школьника – 2008 - №8, стр.56.




  1. Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. – К. – 2004.




  1. Разумова Т. Компьютерный яд. // Наука и жизнь. – № 6. – 2002.




  1. Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни // Принцип развития в психологии. – М. 1978.



  1. Хоперская О. Осторожно, компьютер! // Природа и человек. Свет. - № 8. – 2000.




  1. Шлимович Б. Компьютеры и дети. // Наука и жизнь. - № 11. – 1998.


VII. Приложения.
Результаты опроса среди учащихся 7-х классов школы № 1 п.Торбеево.

Опрошено 27 человек.

Наличие компьютера дома.

Таблица 1.



Компьютер дома имеют

85%


Не имеют компьютер дома

15%

График 1.


Зависимость от компьютера.

Таблица 2.


Постоянное желание играть в игры.

35%

Нет тяги к компьютерным играм.

65%

График 2.


Психологические симптомы.

Таблица 3.

В раздраженном настроении

25%

Не испытывают зависимости

75%

График 3.


Контроль со стороны родителей

Таблица 4.


Всегда

44% (10 учеников)

Иногда

35% (8 учеников)

Никогда

21% (5 учеников)

График 4.

Время, проведенное за компьютером в будний день

Таблица 5.



Время

% Количество человек

0,5–1 ч

22% (5)

1,5–2 ч

52% (12)

2,5–3 ч

22% (5)

4–5 ч

4% (1)

6 ч и более

0%

График 5.


Время, проведенное за компьютером в выходной день


Таблица 6.

Время

% Количество человек

0,5–1 ч

22% (5)

1,5–2 ч

35% (8)

2,5–3 ч

13% (3)

4–5 ч

26% (6)

6 ч и более

4% (1)


График 6.


Смотрите также:
Исследовательская работа: «Влияние компьютера на здоровье школьника»
174kb.
1 стр.
Влияние экологических факторов на здоровье школьника. Работа на XVI городскую краеведческую конференцию
124.57kb.
1 стр.
Исследовательская работа по мдо. «Влияние компьютерных игр на подростков»
130.28kb.
1 стр.
Здоровье: ваше и компьютера
59.04kb.
1 стр.
Исследовательская работа Гущина Анастасия Андреевна моу
11.22kb.
1 стр.
"Влияние сми на социальное развитие младшего школьника"
1012.19kb.
10 стр.
Влияние физической культуры и спорта на формирование личности школьника
160.88kb.
1 стр.
Билет №1. Bios это программа, которая выполняет первоначальный запуск персонального компьютера, настройку оборудования и поддержку функций ввода/вывода
764.5kb.
4 стр.
Научно-исследовательская работа. Научно-исследовательская работа в семестре. Педагогическая практика. Педагогическая психология
18.88kb.
1 стр.
Классный час " Вредные привычки и их влияние на здоровье человека"
145kb.
1 стр.
Исследовательская работа Развитие фабрично-заводской системы образования Москвы
339.71kb.
1 стр.
1. Структурно-функциональная схема компьютера. 2 Принципы построения компьютера. 3 Архитектура и структура компьютера 5
834.99kb.
12 стр.