Главная
страница 1
«Пропорции в архитектуре Древнего Египта»

Цель проекта: Рассмотреть архитектурные памятники Древнего Египта, выявить особенность в архитектурных сооружениях древних египтян, связь математики и архитектуры.

Участники проекта: Учащиеся 10 класса.

Вступительное слово учителя:

Земля Египта всегда манила путешественников своими ни с чем несравнимыми памятниками искусства. Еще в V веке до н.э. древнегреческий историк Геродот описал впечатления от увиденного там, а философ Платон, высоко ценивший египетское искусство, ставил его в пример своим соотечественникам. И сегодня не ослабевает интерес к Египту. 

Искусство древних египтян многогранно: оно представлено архитектурными, скульптурными, живописными творениями, литературными памятниками.

Выдающимися архитектурными постройками Египта, конечно, являются пирамиды. Они являются сосредоточением достижений древнегреческой науки в области строительной техники и архитектуры, математики и астрономии, мифологии и религии. 
В пригороде Каира – Гизе – находятся 3 крупнейших пирамиды Египта – фараона Хеопса, Хафра, Менкаура, отнесенные греками к 7 чудесам света. Всего в Египте насчитывается более 89 пирамид. Самые грандиозные из них – пирамида Хеопса, она сложена из 2.300.000 камней, массой около 2, 5 т. Каждый. До сих пор остается не вполне ясным, как многотонные камни поднимали на такую высоту, а также то, как были пригнаны камни друг к другу, если между ними нельзя просунуть лезвие ножа. Пирамида считалась домом умершего фараона, а форма означала вечность, а отношение граней – Божественную Гармонию Вселенной. 

Кроме пирамид в Древнем Египте строились заупокойные храмы в честь богов. Наиболее распространены были храмы-святилища в честь особо почитаемого бога Амона-Ра. Наиболее примечателен сложный архитектурный комплекс в Карнаке и Луксоре, который был возведён по обеим сторонам Нила недалеко от города Фивы. Этот грандиозный ансамбль строился на протяжении нескольких столетий. 

Великолепен и грандиозен храм Амона-Ра в Луксоре, главным украшением которого была колоннада длиной 260 метров. Перед его фасадом стояли два обелиска и шесть огромных статуй фараона.  Главное святилище посвящено богу Амону-Ра. Этот ансамбль состоит более чем их сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей, переходов, колоссальных размеров статуй богов и фараонов, сфинксов и обелисков. 

Архитектура Древнего Египта – это архитектура пальм, сикомор и тростников. Египет – страна песков, основным строительным материалом служила илистая земля. Как же в таких условиях рабы построили могущественные сооружения – храмы и гробницы, которые поражают нас сегодня своими математически выверенными пропорциями?



Основополагающий вопрос: Каковы пропорции архитектурных сооружений Древнего Египта?

Вопросы для изучения:

  1. В чем особенность архитектурных сооружений Древнего Египта?

  2. Каковы особенности пропорций храмовых комплексов и гробниц?

  3. Какова связь математики и архитектуры у древних египтян?

Проект предназначен для уроков МХК в 10 классе при изучении темы «Искусство Древнего Египта». По желанию учащихся набираются 3 группы, которые работают по поиску информации по трём вопросам.

1 группа:

С точки зрения строительных приемов египетское искусство чрезвычайно просто. Глина позволяла возводить прочные своды без сложных лесов и кружал. Камень использовали в архитектуре Египта для возведения стен и столбов.  Храмы Египта строились как дольмены. Ни изысканной конструкции, ни беспокойных форм: горизонталь доминирует в композиции в композиции постройки и в окружающем пейзаже. Все устойчиво и долговечно. Такое грандиозное ощущение - таки простыми средствами.

На больших стройках, где работы велись сразу в нескольких пунктах, во избежание ошибок пользовались шнуром. Строились пирамиды методом последовательной кладки. С первых же лет своего правления фараон приступал к сооружению подземелья-крипты и ядра пирамиды. На протяжении всей своей жизни он продолжал постройку пирамиды и сооружал вторую погребальную камеру, которая была пышнее первой.

Пирамиды различают:


• собственно пирамида (например Гизех)
• пирамида с ломанным профилем (например Дашур)
• ступенчатая пирамида (например Саккара).

Наружные плоскости пирамид ориентированы по сторонам света. Пирамиды имеют погребальные камеры и вентилляционные шахты-каналы. 

Пирамида — это не только символом долговечности и абсолютного покоя, и служит не только усыпальницей. Многие ученые пришли к выводу, что в связи с необычайно четкой ориентацией Большой пирамиды и тем, что направление ее главной галереи совпадает с земной осью - пирамида еще, и астрономический памятник.

Щековая стена Египетских пирамид представляет собой лестницу, ступени которой служат для подноски материалов. Те ряды, по которым поднимались подносчики, выложены кирпичем положенным на ребро. Ряды кирпича идут волнистой линией. Они поднимаются и опускаются снова. Такое волнистое направление рядов объясняется употреблением шнура вместо правила (рейки). Шнур провисал и ряды становились волнистыми.

В архитектуре древнего Египта имели место и своды и купола.

Своды возводили из кирпича. История сводов в древности является историей тех приемов, при помощи которых было возможно возводить своды непосредственно над пролетами. 

Обычной формой египетских сводов является купол. Из всех древних типов свода сферический свод-купол легче всего возводится без кружал. Каждый ряд так незначительно свешивается над лежащим ниже его, что может удержаться без кружал. Как только кольцо сведено, оно уже не изменяет своей сферической формы и достаточно прочно, чтобы снести последующие ряды. Кладка исполняется тем легче, чем незначительнее свешивается внутрь одно кольцо над другим.

Египетские песчаники и известняки легко поддавались обработке. Кроме железных орудий египтяне пользовались распиловкой при помощи мокрого песка. Пилу заменяли железным лезвием или проволокой, дощечкой или веревкой. Передвигали камни при помощи салазок, их изображения сохранились на стенах каменоломни в Эль-Мазаре. Благодаря остроумному расположению канатов, камень, влекомый быками без особых приспособлений устанавливался с земли на полозья.

Обелиски создавались из глыб каменоломней Асуана. Их обрабатывали при помощи бронзовых клиньев, загнанных в борозды, заранее проведенные в гранитной скале. О перевозке обелисков писал еще Плиний: чтобы поднять обелиск его помещали между 2мя барками и с наступлением половодья Нила выводили из каменоломни.

Лотосообразные гаторические колонны в Египте, наряду с квадратными и многогранными столбами использовались также, как и круглые колонны. Стволу колонны придавали форму стебля, капители - форму цветка. Возможно, что прототипом такой лотосообразной колонны послужил декоративный мотив связки стеблей водяных растений на столбах хижин. В качестве декорирования помещений в архитектуре древнего Египта активно применялись металлические украшения.

Храмы древнего Египта — это обычно: святилище, как самая удаленная часть храма, предназначенная для пребывания божества; вокруг святилища — помещения служебного характера; перед святилищем — зал наос, доступный только для посвященных; перед наосом — обширный двор, куда допускались молящиеся.

Жилища в архитектуре древнего Египта: План египетского дома похож на план всякого азиатского жилища. Это всегда замкнутое помещение, с фасадом без окон, освещаемое только со стороны внутреннего двора; на крыше устроена терраса, где обитатели дома ночуют в жаркое время.

Зодчими в Египте становились, как правило, по наследству: от отца к сыну. Удавалось установить целые родословные архитекторов. Клейма фараонов на кирпиче встречаются даже в частных постройках.

Когда народы Европы были еще в полуварварском состоянии, в Египте уже существовали вполне развитые искусство и промышленность.



2 группа:

Архитектура Древнего Египта теснейшим образом связано с заупокойным культом. Классическим образцом архитектурных сооружений являются пирамиды фараонов 4 - й династии (27 в. до н.э.) Хеопса, Хефрена и Микерина. Их отточенная форма, основанная на пропорциях золотого сечения, была предельно лаконична и бесконечно выразительна. Два элемента определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане, и схождение сторон в одной точке, подобно тому, как вся египетская жизнь сходилась, сфокусировалась в обожествленном фараоне. Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества, подчиненного безграничной власти фараона.

Характерной особенностью пирамид как архитектурных соображений было отношение массы и пространства: погребальная камера, где стоял саркофаг с мумией, очень небольшая, а подводили к ней длинные и узкие коридоры. Пространственный элемент был сведен к минимуму. Безраздельно господствовала масса всей пирамиды, в то время как сама пирамида была завершающей частью огромного пространственного ансамбля: на берегу Нила стоял небольшой нижний заупокойный храмик, от которого шел длинный крытый коридор. Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья, он подводил к верхнему заупокойному храму, расположенному у подножия пирамиды.

Пропорции в зданиях и частях зданий архитектуры Египта устанавливали между их размерами самые простые отношения 1:2, 3:5. 

Общая высота здания делилась обычно на три равные части:
• Цоколь;
• Ствол колонны;
• и верхнюю часть здания до основания капители.

Последняя часть делится, в свою очередь, также на три части: 


• Капитель;
• Абака;
• Карниз.

Прием ритмических повторений: анфилады колонн, сдвоенные ряды сфинксов, повторяемость геометрии в статуях усиливают впечатление архитектурного комплекса.

Система пропорций, применявшаяся в архитектуре Древнего Египта, построена на квадрате и его производных. Эту систему построения ряда последовательно увеличивающихся производных квадрата мы будем называть в дальнейшем системой диагоналей.

3 группа:

В основе пропорций древнеегипетских храмов лежит золотое сечение. В построении пропорций возможны два основных метода.

1. Арифметические системы, где пропорции вычисляются абстрактным методом (по числам). Разновидностью этого способа является модульная система, при которой размер какой-либо части здания (например, диаметр колонны) принимается за единицу (модуль) и по отношению к нему все остальные размеры выражаются в простых числах.

2. Геометрические системы пропорций, где все три проекции сооружения определяются путем геометрических построений (чаще всего на основе квадрата или круга).

Наибольшую роль здесь играет принцип подобия частей.

Частным случаем геометрических построений является группа отношений так называемого «золотого сечения» (т. е. деления отрезка в среднем и крайнем отношении), при котором весь отрезок так относится к большей своей части, как большая часть относится к меньшей. Таким образом, постоянная пропорция этой системы, образуя убывающую или возрастающую прогрессию, связывает воедино все элементы здания, от больших до самых малых величин.

Золотым сечением наиболее часто занимались теоретики, исходя из квадрата, точнее из двух квадратов (Хембидж), или из деления окружности на 10 частей (Мёссель).

Оба названных исследователя приводят, кроме того, общие законы построений, объясняющие все схемы геометрических пропорций. Мёссель, например, выводит все геометрические фигуры из деления окружности на различное число частей. По Мёсселю пропорции храма Хонсу в Карнаке были определены путем вписывания его в круг (описанный веревкой на земле), разделенный на восемь частей (рис.).

Система пропорций, применявшаяся в архитектуре Древнего Египта, построена на квадрате и его производных (рис.). Эту систему построения ряда последовательно увеличивающихся производных квадрата мы будем называть в дальнейшем системой диагоналей.

Эти четыре фигуры, связанные между собой общим построением, обладают интересными свойствами.

Первая фигура — квадрат — одна из простейших фигур, имеющая равные стороны. Она является основной формой в ранней архитектуре Древнего Египта, также как и связанная с ней вторая фигура — прямоугольник с отношением сторон, равным отношению стороны квадрата к его диагонали (рис.).



Отношение сторон в нем √3/2=1,4142 или 1/√2=0,7071

Третья фигура (рис.) имеет отношение сторон 1/√3=1,7321

Половина этого прямоугольника образует прямоугольный треугольник с меньшей стороной, равной половине гипотенузы, и с углами 30° и 60°. Хорошо знакомый всем угольник с такими углами является, вероятно, самым ранним вспомогательным прибором в работе архитектора, наравне с угольником, имеющим угол 45° и равным половине квадрата.

Отношение большего катета к гипотенузе в треугольнике с углом 60° равно √3/2=0,866

Четвертая фигура представляет собой прямоугольник, составленный из двух квадратов (рис.)

В нем примечательно часто встречающееся в Египте отношение диагонали к большей стороне √5/2=1,1185, совпадающее с «функцией» золотого сечения. Отношение малого катета к диагонали 1/√5=0.4472.

Эти шесть связанных между собой величин:

1) квадрат;

2) его диагональ;

3) прямоугольный треугольник с углом 60°;

4) прямоугольник, состоящий из двух квадратов;

5) и 6) отношения его диагонали к сторонам √5/2 и 1/√5 лежат в основе пропорций большинства сооружений Древнего царства.

Иногда кроме квадрата применялся равносторонний треугольник (рис.). Он имеет уже знакомое отношение высоты к стороне √3/2:1= 0.866 или стороны к высоте 1: √3/2=1.155.

Все эти фигуры могут быть построены в натуре при помощи простой веревки. Даже прямоугольник с таким иррациональным и, казалось бы, сложным отношением сторон, как √5/2=1,118, которое является отношением диагонали двух квадратов к стороне (рис.), может быть построен этим простейшим способом (такой прямоугольник условно называется в дальнейшем неточным квадратом).

Это же отношение может быть получено при помощи диагонали полуквадрата (рис.), так как половина квадрата составляет прямоугольник в два малых квадрата.

В нем примечательно часто встречающееся в Египте отношение диагонали к большей стороне√5/2=1,11805, совпадающее с «функцией» золотого сечения. Отношение малого катета к диагонали 1/√5=0.4472.

Таким образом, в основе пропорций имеется связь математики и архитектуры, которая является золотым сечением.



Учащиеся, работавшие в группах, создали презентации, которые в дальнейшем объединили в одну.


Смотрите также:
«Пропорции в архитектуре Древнего Египта»
95.65kb.
1 стр.
Культура Древнего Египта
35.79kb.
1 стр.
Художественная культура древнего египта
14.79kb.
1 стр.
Сибирский Государственный комитет по связи и информатизации Сибгути
152.72kb.
1 стр.
Урок «Открытие Древнего Египта»
94.13kb.
1 стр.
Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по теме. Задачи урока
57.95kb.
1 стр.
Темы рефератов стоечно-балочная система и египетский ордер. Строительные материалы Древнего Египта. Стеновая и стоечно-балочная конструктивные системы
20.78kb.
1 стр.
История мебели Тема 1 Мебель Древнего мира. Конструктивные особенности, применяемые материалы. Мебель Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима
135.96kb.
1 стр.
Вопросы к экзамену «Культура Древнего Востока»
23.76kb.
1 стр.
Темы вашего учебного проекта
35.81kb.
1 стр.
Глоссарий по культурологии
780.79kb.
5 стр.
Гкоу ро лицей-интернат «Педагогический» г. Таганрога Французский стиль в русской архитектуре Учитель: Астахова В. Н. Таганрог 2013
213.84kb.
1 стр.