Главная
страница 1


Особенности правового участия СМИ в избирательной кампании. Порядок ведения предвыборной агитации кандидатами, избирательными объединениями и блоками. Деятельность избирательных комиссий

в период информационного обеспечения выборов.
Проблема информационного обеспечения выборов - одна из ключевых для любой избирательной кампании. Современные выборы, связанные с вовлечением в органи­зационный и политический процесс сотен тысяч, а в масштабах страны - миллионов граждан, немыслимы без подготовки и распространения информации.

Информационное обеспечение выборов как институт избирательного права, интег­рирующий все связанные с выборами информационные потоки, впервые был введен в научный и практический оборот Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федера­ции» 2002 года. Это понятие включает в себя два различных по правовой природе и назначению информационных потока: информирование избирателей и предвыбор­ную агитацию, обеспечивающих реализацию принципа гласности и способству­ющих осознанному волеизъявлению граждан.


Информирование избирателей


Законодательство о выборах к инфор­мированию избирателей предъявляет весьма жесткие требования. Прежде всего оно должно быть нейтральным, объектив­ным и достоверным, следовательно, не должно содержать оценок и выводов, на­рушающих принцип равенства кандидатов, партий, избирательных объединений, бло­ков. В теле- и радиопрограммах, публика­циях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключи­тельно отдельным блоком без коммента­риев. В них не должно отдаваться предпо­чтение какому бы то ни было кандидату, партии, избирательному объединению, блоку, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной таким со­общениям. Информационные блоки теле­радиопрограмм и публикации не подлежат оплате.

Законом предусмотрены также некото­рые ограничения, касающиеся опублико­вания (обнародования) результатов оп­росов общественного мнения, связанных с выборами, в средствах массовой ин­формации, включая Интернет, за рамка­ми которых деятельность организаций телерадиовещания и редакций периоди­ческих печатных изданий по информиро­ванию избирателей осуществляется сво­бодно.

Важнейшее отличие информирования избирателей от предвыборной агитации со­стоит в том, что оно носит нейтральный ха­рактер, не связано ни с положительной, ни с отрицательной оценкой кандидатов, пар­тий, избирательных блоков, комментирова­нием действий (бездействия) последних и их последствий.

Согласно избирательному законода­тельству правом на информирование из­бирателей наделен широкий круг органи­заций: органы государственной власти и местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации (далее - СМИ), а также юридические и фи­зические лица. Однако информировать из­бирателей, в том числе и через СМИ, об избирательном законодательстве Россий­ской Федерации, о сроках и порядке со­вершения избирательных действий, о по­литических партиях и избирательных бло­ках, о кандидатах, списках кандидатов, о ходе подготовки и проведения выборов и их результатах имеют право только изби­рательные комиссии.


Предвыборная агитация


В информационном обеспечении изби­рательной кампании как по значимости, так и по объему ведущее место принадлежит предвыборной агитации.

Законодательство определяет предвы­борную агитацию как деятельность, имеющую цель побудить или побуждающую из­бирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов, всех списков кандидатов,

В пункте 1 статьи 57 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Феде­рации» (далее - Федеральный закон) законо­датель дал развернутый перечень действий, которые признаются агитационными.

Новый Федеральный закон существенно увеличил сроки проведения предвыборной агитации. Теперь общий агитационный пе­риод начинается со дня выдвижения кан­дидата, федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Но этот срок не распространяется на агита­цию, проводимую с использованием СМИ: она начинается за 30 дней до дня голосо­вания и прекращается за сутки до дня го­лосования.

Федеральный закон относит к субъектам агитационной деятельности, имеющим право на ведение предвыборной агитации, политические партии, иные общественные объединения, а также граждан Российской Федерации, обладающих активным изби­рательным правом.

Эти субъекты различаются по объему прав и их организационных гарантий и де­лятся на общие и специальные. К общим субъектам агитационной деятельности от­носятся граждане Российской Федерации и их объединения (политические партии и иные общественные объединения), к спе­циальным - кандидаты в депутаты, полити­ческие партии, общественные объедине­ния, избирательные блоки, выдвинувшие кандидатов или список кандидатов.

Федеральный закон выделил категорию организаций и лиц, агитационная дея­тельность которых запрещена или ограничена. Это - государственные органы, ор­ганы местного самоуправления, государ­ственные и муниципальные служащие, во­еннослужащие, лица, замещающие долж­ности категории «А» или выборные муни­ципальные должности (при исполнении служебных обязанностей или с использо­ванием своего служебного или должност­ного положения), воинские части, воен­ные учреждения и организации, избира­тельные комиссии, благотворительные организации и религиозные объединения и учрежденные ими организации. Полный запрет на ведение агитации действует также в отношении иностранных юридиче­ских и физических лиц, лиц без граждан­ства, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, а также лиц, которые на день выборов не достигнут возраста 18 лет.

Частичный запрет на ведение предвы­борной агитации установлен также для представителей СМИ, религиозных объе­динений при осуществлении ими профес­сиональной деятельности, религиозных об­рядов и церемоний.

Федеральный закон установил три ос­новных способа проведения предвыбор­ной агитации: через СМИ, посредством проведения массовых мероприятий и пу­тем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов.

Расходы на предвыборную агитацию осу­ществляются исключительно за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата, политической партии, из­бирательного блока. Использование в этих целях средств избирательных фондов дру­гих кандидатов, политических партий и бло­ков запрещено законом.

Новый Федеральный закон восстанавли­вает в правах такой важный институт пред­выборной агитационной деятельности, как предвыборные программы кандидатов, по­литических партий, избирательных блоков.

Политическая партия не позднее чем за 10 дней до дня голосования обязана опуб­ликовать свою предвыборную программу не менее чем в одном общероссийском государственном периодическом печат­ном издании, а также в Интернете. Эта обязанность распространяется и на поли­тическую партию, входящую в избира­тельный блок.


Общие вопросы участия СМИ в агитационном процессе


Выборы обслуживают три категории СМИ - государственные, муниципальные и негосударственные.

Перечень государственных кик общерос­сийских, так и региональных, а также муни­ципальных СМИ публикуется в печати изби­рательными комиссиями соответствующе­го уровня.

Муниципальные, негосударственные и специализированные СМИ, а равно и госу­дарственные периодические печатные из­дания, выходящие реже одного раза в неде­лю, вправе отказаться от публикации агита­ционных материалов кандидатов, полити­ческих партий, избирательных блоков.

Непременным условием участия в агита­ционном процессе периодического печатно­го издания, учрежденного кандидатом, явля­ется его учреждение не менее чем за один год до начала избирательной кампании.

Общим требованием для всех телеради­окомпаний, периодических печатных изда­ний, желающих участвовать в агитационном процессе, является публикация ими сведе­ний об условиях оплаты эфирного времени, печатной площади не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Что касается распределения СМИ меж­ду субъектами агитационной деятельнос­ти, то общероссийские государственные СМИ обязаны предоставить возможность проведения предвыборной агитации по­литическим партиям, избирательным бло­кам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, региональные госу­дарственные СМИ - кандидатам, зарегис­трированным по одномандатным избира­тельным округам, и региональным груп­пам кандидатов от политических партий, избирательных блоков, муниципальные СМИ обязаны, а негосударственные СМИ вправе обеспечить равные условия для проведения предвыборной агитации всем без исключения специальным субъектам агитационной деятельности. При этом му­ниципальные и негосударственные СМИ предоставляют эфирное время и печат­ные площади для агитационных целей только за плату, за исключением периоди­ческих печатных изданий, учрежденных кандидатами, политическими партиями, выдвинувшими федеральные списки кандидатов, в том числе и входящими в изби­рательный блок, выдвинувший список кандидатов.


Порядок предоставления эфирного времени, печатной площади


СМИ предоставляют специальным субъ­ектам агитационной деятельности эфирное время и печатную площадь как на бесплат­ной, так и на платной основе.

Эфирное время должно предоставляться в период, когда телерадиопередачи собира­ют наибольшую аудиторию.

Не менее половины общего объема бес­платного эфирного времени отводится для совместных агитационных мероприятий кандидатов, представителей политических партий, избирательных блоков в форме дискуссий, «круглых столов» и других кол­лективных форм агитации.

Вторая его половина распределяется в равных долях соответственно между канди­датами, региональными группами кандида­тов, политическими партиями, избиратель­ными блоками. При этом следует иметь в виду, что объем эфирного времени, предо­ставляемого в каждом субъекте Россий­ской Федерации региональным группам кандидатов от партий и блоков, исчисляет­ся путем умножения объема эфирного вре­мени, предоставленного телерадиокомпа­нией кандидату по одномандатному изби­рательному округу, на число одномандатных округов в этом субъекте Российской Федерации, но не может превышать этот объем более чем в три раза.

Конкретные даты и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов определяется путем жеребьевки, проводи­мой соответственно ЦИК России с участием представителей общероссийских органи­заций телерадиовещания - для политичес­ких партий, избирательных блоков, избира­тельными комиссиями субъектов Россий­ской федерации с участием соответствую­щих региональных организаций телерадио­вещания - для кандидатов, баллотирую­щихся в одномандатных избирательных ок­ругах, и региональных групп кандидатов.

Общий объем платного эфирного време­ни, выделяемого каждой организацией те­лерадиовещания, не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного вре­мени, но и не должен превышать его более чем в два раза. Платное эфирное время распределяется в рамках организационно-правовых процедур, установленных для бесплатного эфирного времени.

Федеральный закон предусматривает право редакций негосударственных перио­дических печатных изданий отказать в пре­доставлении печатной площади для разме­щения материалов предвыборной агита­ции.

Запрещено сопровождать публикации агитационных материалов редакционными комментариями в какой бы то ни было фор­ме, заголовками, иллюстрациями, если они не согласованы с соответствующим канди­датом, политической партией, избиратель­ным блоком. Каждый опубликованный аги­тационный материал должен иметь инфор­мацию о принадлежности материала кон­кретному кандидату, политической партии, избирательному блоку, об источнике его оплаты либо о его публикации на бесплат­ной основе.

Редакциям периодических печатных из­даний, публикующим предвыборные агита­ционные материалы, запрещено отдавать предпочтение какому-либо кандидату, по­литической партии, избирательному блоку путем изменения тиража или периодичнос­ти выхода в свет, если эти издания не уч­реждены самими кандидатами, политичес­кими партиями, в том числе входящими в избирательные блоки.

Платные агитационные материалы пере­даются в эфир и публикуются только при наличии документов, свидетельствующих о предоплате, которые представляются теле­радиокомпании, редакции периодического печатного издания.


Условия проведения предвыборной агитации посредством массовых мероприятий

Распространенной и не требующей боль­ших расходов и организационных усилий формой предвыборной агитации являются массовые мероприятия: предвыборные со­брания, встречи с избирателями, митинги, демонстрации, шествия, публичные дебаты и дискуссии. Закон обязывает государст­венные органы, органы местного само­управления оказывать содействие зарегис­трированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандида­тов, в организации массовых предвыбор­ных мероприятий. Они же обязаны обеспе­чивать общественную безопасность при проведении указанных мероприятий.

Следует отметить, что закон запрещает проведение предвыборной агитации в зда­ниях и сооружениях, включенных в Государ­ственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В предвыборный период органами госу­дарственной власти и местного самоуправ­ления, подведомственными им организа­циями проводится немало мероприятий те­кущего производственного, служебного ха­рактера, финансируемых из средств соот­ветствующего бюджета. Закон допускает «попутное» использование этих мероприя­тий кандидатами для проведения предвы­борной агитации при условии, что все кан­дидаты, зарегистрированные по данному избирательному округу, будут извещены и им предоставят возможность участвовать в таких мероприятиях. Думается, что трибуны такого рода собраний могут использовать­ся и представителями политических пар­тий, избирательных блоков (разумеется, на равных условиях), хотя это прямо не преду­смотрено Федеральным законом.

Что касается обычной (штатной) агита­ции, то встречи избирателей-военнослужа­щих со своими кандидатами, представите­лями политических партий, избирательных блоков проводятся в помещениях, располо­женных за пределами расположения воин­ской части. Такие встречи обеспечивает ко­мандир воинской части совместно с окруж­ной избирательной комиссией с обязатель­ным приглашением не позднее чем за три дня всех кандидатов, зарегистрированных по данному избирательному округу, пред­ставителей политических партий, избира­тельных блоков, зарегистрировавших фе­деральные списки кандидатов.


Порядок выпуска и распространения агитационных материалов

Выпуск печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов разре­шен строго определенному кругу субъек­тов агитационной деятельности - только зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов. Распространением же этих материалов может заниматься широкий круг физических и юридических лиц по до­говорам либо без них.

Полиграфические организации незави­симо от формы собственности обязаны обеспечить равные условия оплаты изго­товления агитационных материалов. При­чем сведения об условиях оплаты услуг должны быть опубликованы соответствую­щей типографией не позднее чем за 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов и в тот же срок представлены в избирательную ко­миссию субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрирована эта типография. Без выполнения этих тре­бований полиграфическая организация не вправе принимать заказы и изготавливать агитационные материалы.

Экземпляры указанных материалов или их копии, фотоснимки до начала их распро­странения должны быть представлены кан­дидатами в соответствующую окружную ли­бо в территориальную избирательную ко­миссию, а уполномоченными представите­лями политической партии, избирательного блока - в избирательную комиссию субъек­та Российской Федерации либо в ЦИК Рос­сии. Вместе с этими материалами подле­жат представлению также сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и зака­завшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы.

В Федеральном законе достаточно слож­но регламентированы вопросы, связанные с использованием в агитационных целях изображения физического лица (фото­снимков и т.д.) и его положительных выска­зываний о кандидате, политической партии, избирательном блоке. Использование этих средств возможно только с письменного согласия данного физического лица. Доку­мент, подтверждающий согласие, пред­ставляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных ма­териалов.

Важным условием доступности и резуль­тативности предвыборной агитации путем выпуска печатных, аудиовизуальных и дру­гих агитационных материалов является ус­тановленный законом порядок их обнародования и распространения. Так, органы местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны вы­делить удобные для посещения избирате­лями места для размещения печатных аги­тационных материалов на территории каж­дого избирательного участка. Выделяемая площадь должна быть достаточной для раз­мещения как информационных материалов избирательных комиссий, так и агитацион­ных материалов кандидатов, политических партий, избирательных блоков. Причем каждому из этих субъектов агитационной деятельности должна быть выделена рав­ная площадь для размещения агитацион­ной печатной продукции.

Размещение агитационных материалов на объектах государственной, муниципаль­ной собственности производится на равных условиях и бесплатно. Такие требования не предъявляются к объектам других форм собственности.



Меры юридической ответственности за нарушение порядка проведения предвыборной агитации

Законодатель установил целый ряд за­претов в отношении действий лиц и орга­низаций, ведущих предвыборную агита­цию. Из арсенала средств предвыборной агитации должны быть исключены призывы к насильственному захвату власти, насиль­ственному изменению конституционного строя, нарушению целостности Россий­ской Федерации; запрещена агитация, возбуждающая социальную, расовую, на­циональную, религиозную ненависть и вражду и иные формы злоупотребления свободой массовой информации. Канди­датам, политическим партиям, избира­тельным блокам и их представителям в хо­де избирательной кампании запрещается в какой бы то ни было форме осуществлять подкуп избирателей, заниматься благотво­рительной деятельностью, а также обра­щаться к физическим и юридическим ли­цам с предложением об оказании матери­альной и финансовой помощи или услуг из­бирателям и организациям, расположен­ным на территории соответствующего из­бирательного округа. Физические и юри­дические лица в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе, по­ручению либо от имени кандидатов, поли­тических партий, избирательных блоков и их представителей, а также совмещать благотворительную деятельность, прово­димую по собственной воле, с предвыбор­ной агитацией.

Установлена обязанность телерадио­компаний, редакций периодических печат­ных изданий отказываться от обнародова­ния (опубликования) агитационных и ин­формационных материалов (в том числе и содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоин­ству или деловой репутации кандидата, если они не могут предоставить кандидату возможность обнародовать (опублико­вать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или дело­вой репутации до окончания агитационно­го периода. Опровержение или иное разъ­яснение подлежит обнародованию на тех же условиях, что и первоначальный агита­ционный или информационный материал. Непредоставление кандидату возможнос­ти обнародовать опровержение влечет юридическую ответственность телерадио­компании и редакции периодического пе­чатного издания. Однако эти требования не распространяются на редакции перио­дических печатных изданий, учрежденных самими кандидатами, политическими пар­тиями, в том числе входящими в избира­тельный блок.

Что касается конкретной юридической ответственности за нарушение установлен­ного законом, порядка информационного обеспечения выборов, то она предусматри­вается в основном Кодексом Российской Федерации об административных правона­рушениях, который содержит 18 составов административных проступков, связанных с нарушением законодательства об инфор­мационном обеспечении выборов (ст. 5.5, 5.6,5.8-5.16,5.17,4.1 и 2; 5.25, ч. 1-5).

Административные дела этой категории согласно нормам КоАП возбуждают в соот­ветствии с установленной компетенцией члены избирательных комиссий, прокуро­ры, инспекторы Счетной палаты Россий­ской Федерации, должностные лица орга­нов внутренних дел, органов печати, теле­видения и радиовещания. Рассматривают и назначают административное наказание мировые судьи, а если указанные правонарушения были совершены военнослужа­щими и гражданами, призванными на во­енные сборы, - судьи гарнизонных воен­ных судов.

Пока не все запреты, предусмотренные избирательным законодательством, обес­печены государственными санкциями за их нарушение. Так, не установлена админист­ративная ответственность должностных лиц государственных органов за неиспол­нение представления избирательной ко­миссии о проведении проверки нарушений законодательства о выборах и непринятие мер по пресечению этих нарушений, в том числе связанных с информационным обес­печением выборов, а также организаций те­лерадиовещания, редакций периодических печатных изданий и их должностных лиц за оказание предпочтения определенному кандидату, политической партии, избира­тельному блоку в информационных блоках телерадиопередач, в сообщениях о прове­дении предвыборных мероприятий, а равно и за прием незаконной оплаты за информа­ционный блок передач или публикаций.

Следует обратить внимание на то, что различные меры юридической ответствен­ности установлены за нарушения избира­тельных прав граждан, сопряженные с под­купом избирателей. За такого рода дейст­вия возможно применение мер государст­венно-правовой (отмена регистрации кан­дидата, федерального списка кандидатов -ст. 95, п. 6, подпункт 3, Федерального зако­на), административной (ст. 5.16 КоАП) и, наконец, уголовной (ст. 141, ч, 2, УК РФ) от­ветственности в зависимости от времени, обстоятельств и тяжести содеянного и на­ступивших последствий.

Кроме того, за нарушение установленных правил проведения предвыборной агита­ции кандидаты, политические партии, изби­рательные блоки несут государственно-правовую ответственность в виде отказа в регистрации соответствующей избиратель­ной комиссией (ст. 47, п. 11,12, Федерального закона) или отмены регистрации кан­дидата, федерального списка кандидатов судом (ст. 95, п. 6, подп. 2,3 и 8, Федераль­ного закона). За аналогичные нарушения вышестоящая избирательная комиссия (до установления итогов голосования и опре­деления результатов выборов) и суд (после определения результатов выборов) могут отменить решение избирательной комис­сии о результатах выборов, если эти нару­шения соответственно не позволяют с до­стоверностью определить результаты воле­изъявления избирателей, выявить действи­тельную волю избирателей (ст. 96, п.1, п.2, подп. 2-4, п.5, Федерального закона).



Институт юридической ответственности за нарушение избирательного законода­тельства, в том числе и регламентирующего процесс информационного обеспечения избирательных кампаний, нуждается в дальнейшем развитии и совершенствова­нии как одна из гарантий чистоты и честно­сти выборов.




Смотрите также:
Особенности правового участия сми в избирательной кампании. Порядок ведения предвыборной агитации кандидатами, избирательными объединениями и блоками. Деятельность избирательных комиссий в период информационного обеспечения выборов
155.96kb.
1 стр.
Что же такое избирательный фонд и как он формируется?
157.04kb.
1 стр.
Реферат по дисциплине "Избирательное право" тема: Информационное обеспечение выборов. Правовое регулирование предвыборной агитации в РФ
222.77kb.
1 стр.
О разграничении полномочий избирательной комиссии муниципального образования и территориальных избирательных комиссий при проведении муниципальных выборов
120.82kb.
1 стр.
Отчет по результатам исследования избирательной кампании политической партии
955.41kb.
5 стр.
Показать смысл и значение демократических выборов, особенности предвыборной кампании, процедуры голосования в демократическом обществе
67.61kb.
1 стр.
Кроме организации избирательного процесса и контроля за соблюдением избирательных прав граждан, одним из направлений работы территориальной избирательной комиссии г
69.81kb.
1 стр.
Политическое манипулирование на примере предвыборной кампании 2007 партии «Единая Россия» или медвежье «шоу» в российской политике Глава Тактика проведения предвыборной кампании и формирование имиджа
472.55kb.
2 стр.
Закон о территориальных избирательных комиссиях
117.33kb.
1 стр.
Сводный план основных мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов, совершенствованию и развитию избирательных технологий в Самарской области на 2012 год
114.74kb.
1 стр.
3. 3 Агитационно-рекламное направление в избирательных кампаниях. 1 Решаемые задачи и особенности направления
808.17kb.
5 стр.
ВыступлениеПредседателя избирательной комиссии г. Реутов Прокофьевой Жанны Николаевна в россии введена новая система формирования участковых избирательных комиссий
36.84kb.
1 стр.