Главная
страница 1




Содержание

ВВЕДЕНИЕ..6 Примечания..21

ГЛАВА I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИИ

НЕБЕСНОЙ КАРТЫ. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ...25 1.2. Происхождение и развитие традиции небесной карты..25

1.2. Предмет исследования..28

1.3. Выводы..30 Примечания..31

ГЛАВА П. ТРАДИЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ СИМВОЛИЧЕСКИХ ФИГУР И КОМПОЗИЦИИ СОЗВЕЗДИЙ ДО СЕРЕДИНЫ XV ВЕКА...38

II. 1. Античность..38

II. 1.1. Поэма Арата "Явления"..39

II. 1.2. "Астрономика" Марка Манилия..42

П.1.3. "Астрономия" Юлия Гигина..43

II. 1.4. Описания фигур созвездий звёздного каталога "Альмагеста" Клавдия Птолемея..46

П.1.5. Специфика литературных первоисточников..48

П.1.6. Атлас Фарнезе.,52

П.2. Арабский Восток..54

II.2.1. "Книга созвездий" Ас-Суфи..54

П.2.2. Исламский звёздный глобус XIII века: классический

образец арабской версии греческого неба..55 П.З. Европейское средневековье..57 П.4. Выводы..59 Примечания..60

ГЛАВА III. РЕНЕССАНСНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ФИГУР СОЗВЕЗДИЙ И СОЗДАНИЕ ПЕРВОПЕЧАТНОЙ КАРТЫ НЕБА (Середина XV века — первая половина XVI века)...69

III. 1. Ренессансные образцы фигур созвездий: рисунки

североитальянских мастеров..69

Ш.2. Изображения созвездий в монументальных декорациях..72 III.3. Научные изображения неба: от рукописи Венской

Национальной библиотеки до первопечатной карты..79 Ш.3.1. Мастера Северного Возрождения: создание

первопечатной карты неба..81 Ш.3.2. Египетское небо Дюрера..83 Ш.4. Историко-научный аспект..84 Ш.5. Выводы..87 Примечания..90

ГЛАВА IV. ВОПЛОЩЕНИЕ НОВЫХ ИДЕЙ: ЮГ И СЕВЕР (Вторая половина XVI века — рубеж первой и второй четверти XVII века)... 103

IV. 1. Творчество последователей создателей первопечатной

карты (1515 —16ОО)..1О4

IV.1.1 Творчество П. Апиана..1О5

IV.1.2. Атлас созвездий А. Пикколомини (1540)..107

IV.1.3. "Театр Мира" Д. Галуччи (1588)..1О9

IV.1.4. "Построение по Арату" Грация — Гейна (1600)..109

IV.2. "Небо Южной Италии" (Роспись Зала Небесного Свода

виллы Фарнезе в Капрарола)..111 IV.2.1. Продолжение традиции монументальных

изображений. .116

IV.3. Символизм созвездий в литературных произведениях..! 17 уч IV.3.1. Символизм созвездий в трудах Джордано Бруно. .120

IV.3.1.1. "Изгнание торжествующего зверя".. 123 IV.3.1.2. "Собор богов"..125 IV.4. Историко-научный аспект.. 126 : f IV.5. Выводы..128

Примечания.. 130'¦

ГЛАВА V. НЕБЕСНЫЕ КАРТЫ В ГРАВЮРАХ НА МЕДИ

("УРАНОМЕТРИЯ" И.БАЙЕРА)...145 V.I. "Уранометрия" И. Байера.. 146 V.2. В царстве ренессансной перспективы.. 147 V.3. Аугсбургские мастера.. 150 V.4. Особенности изображений фигур созвездий

"Уранометрии". .151 V.5. Звёзды..157

V.6. Историко-научный аспект.. 158 V.7. Выводы.. 160 Примечания.. 162

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..174 Примечания.. 177 Литература. Л 78 ПРИЛОЖЕНИЯ..189 Иллюстрации.. 199 Список иллюстраций..200 Таблицы..203

Введение

Введение


Диссертация посвящена символическим изображениям созвездий как предмету изобразительного искусства в Западной Европе середины XV — начала XVII века.

Говоря о символическом изображении созвездия мы тем самым подчёркиваем, что имеем в виду именно художественное воплощение нереальной (мифологемной) и в этом смысле символической фигуры созвездия, поскольку просто изображением созвездия можно назвать и любое (в т.ч. и сугубо научное) изображение фрагмента звёздного неба с характерной группой звёзд, исполненное с натуры. К более глубокому; идейному (культурологическому, философскому) анализу символизма созвездий мы будем обращаться только в отдельных случаях, когда это может быть важно для более полного раскрытия некоторых аспектов темы исследования.

Основная задача состоит в воссоздании истории формирования символического художественного образа звёздного неба (как отдельных символических изображений созвездий, так и их общей композиции) в пределах западноевропейской традиции. Никакая другая небесная символика, а также другие традиции, в настоящей работе специально не рассматривается.

Хронологический интервал: середина XV века — начало XVII века.

Выбор именно этого периода не случаен. Середина XV века — время появления первых ренессансных рисунков символических фигур

6

созвездий, ставших художественными образцами, которые использовались создателям звёздных карт вплоть до середины XIX века. Начало XVII века — время разделения традиции на художественную и научную. Начиная с этого времени, каждая из этих частей продолжила (и продолжает до настоящего времени) развиваться независимо от другой. Кроме того, самое начало XVII века, — 1603 год — время выхода в свет уникального издания — "Уранометрии" И. Байера, звёздного атласа, одновременно являющегося и первым научным атласом неба и уникальным произведением изобразительного искусства, оставшемся в этом качестве непревзойдённым.



Традиционное символическое изображение звёздного неба в этот хронологический интервал претерпело значительные изменения, знаменуя процесс формирования нового видения окружающего мира и человека в этом мире. ' ?

Настоящая работа призвана систематезировать многообразие художественных поисков на пути этих изменений, в результате которых рождались новые идеи порой предвосхищавшие завоевания человеческой мысли, формулируемые в поле естественных наук.

Карта созвездий этого времени, включая вместе с точными положениями звёзд традиционные символические образы их наиболее характерных сочетаний, нагляднее, чем любой другой предмет показывает близость естественнонаучных и гуманитарных идей, способных воплотиться в одном мнгоплановом произведении, подчеркивая своим историческим опытом истинность одного из тезисов Отто Бенеша, согласно которому "Творческое сознание в каждый данный исторический момент, воплощается в определённых формах, однозначных для искусства и науки" [1]. Таким образом, карта неба,

представляя уникальное сочетание и точного и гуманитарного, в пределах нашего исследования, в оригинальном аспекте демонстрирует историю рождения и взаимопроникновения научных и художественных идей Италии и Севера Европы в XV, XVI, и начале XVII века.

По причине значительной древности традиции созвездий, все создатели первопечатных звёздных карт и атласов невольно проводили определённое историческое исследование, чтобы возможно глубже проникнуть в суть этого исторического феномена и как можно более полно, без искажений канонической основы, создать его новый образ. Процесс создания карты неба в это время сам по себе представлял отчасти историческое исследование.

Наиболее ранние произведения, которые с полным правом можно считать научными исследованиями по истории изобразительной символики созвездий, появились в Европе вскоре после, издания первопечатной карты (1515). Интерес к созданию новых звёздных карт и изучение истории формирования их символизма в XVI и начале XVII века развивались параллельно.

Например, из изданий XVI века, наличием значимого (для своего времени) исторического исследования можно указать атлас Гуго Гроция (1583 — 1645) "Построение по Арату" (Hugo Grotii, Syntagma Arateorum. Amsterdam, 1600) [2]. Художником, иллюстрировавшим его текст изображениями созвездий был Якоб де Гейн Старший (1565 — 1615). Гуго Гроций составил текст, состоящий из латинского перевода "Явлений" Арата (ок. 275 г. до н.э.) с подробными комментариями, включающими сведения о названий созвездий и звёзд в различных традициях [3]. Несмотря на практически полное отсутствие в этом издании сугубо научной информации, на его несравнимо большее

8

историко-художественное значение, историки астрономии рассматривают его как один из первых астрономических звёздных атласов. Такое необычное, с точки зрения современной фундаментальной науки, отношение к этому художественному по сути изданию, демонстрирует близость, равнозначность научных и художественных идей того времени, даже в их современном восприятии.



Универсальный характер феномена созвездия определяет особенность историографии темы диссертации, которая заключается в том, что исследования, которые можно отнести к данной области, могут принадлежать к различным областям знания. Основные из них — история искусства, история науки (главным образом — астрономии), история идей [4].

¦•: Совокупность исторических исследований, относящихся к теме диссертации, можно условно разделить на несколько основных групп:

I. . Историко-искусствоведческие исследования, посвященные изображениям созвездий или произведениям, включающим изображения созвездий.

И. Историко-научные (главным образом — историко-астрономические) исследования, посвященные астрономо-поэтическим, астролого-мифологическим источникам, небесным атласам, моделям мира.

III. Исследования в области истории идей относящиеся к проблеме происхождения системы символических образов ночного неба, а также к проблеме символического значения символов созвездий в различных философских системах.

IV. Исследования, относящиеся к области языкознания, посвещённые наименованиям (главным образом семантике и этимологии имён) созвездий.

V. Некоторые культурологические, историко-научные, биографические, этнографические и другие исследования, которые трудно отнести к какому либо из перечисленных разделов, но которые тем не менее содержат определённую информацию о традиции созвездий.

Рассмотрим подробнее каждый из разделов:

Наиболее оригинальные труды, которые мы можем отнести к I с разделу нашей классификации, принадлежат искусствоведу,

исследователю творчества А. Дюрера Ф. Сакслю (См. например: Saxl F. >, -. л Verzeichnis astrologischer und mythologischer illustrierter Handschriften des :¦ • •. lateinischen Mittelalters. II.. Die Handschriften der National-Bibliothek in . Wien. — Sitzungsber. Heidelberger Acad. Wiss., Philos.-hist. Kl., 1925/1926, ; Bd 2, Abt. Heidelberg, 1927); искусствоведам Э. Г. Гомбриху (см., например: Gombrich E.N. Simbolic images. Studies in the art of the Renaissance. L., 1972), А. Варбургу (см. например: Warburg A., Italienische ,K Kunst und Intemationole Astrologie in Palazzo Schifanoia zu Ferrara, 1912),

Д. Беку (J. Beck. Leon Battista Alberti and the "Night Sky" at San Lorenzo // Artibus et historiae, № 19, 1989. P. 9 — 35); искусствоведу, исследователю "Книги неподвижных звёзд" Ас-Суфи Э. Веллецшу (см. например: Wellesz E. An early al-Sufi manuscript in the Bodleain Library in Oxford: A study in Islamic constellation images // Arts Orientalis. 1959. Vol. 3. P.I — 26), лингвисту и историку науки П. Кунитцшу (см. например: Kunitzsch

10

P. Peter Apian and "Azophi": Arabic constellations in Renaissance astronomy // J. hist, astron. 1987. Vol. 18. P. 117 — 124).



Труды Э. Веллецша [5], посвящены арабским изображениям созвездий в рукописях, хранящихся в коллекциях европейских музеев. А. Варбург [6], приводит анализ изображений созвездий Палаццо Скифанойя, Э. Г. Гомбрих уделяет внимание астральным символам плафона Станца делла Сеньятура.

Из отечественных изданий последнего времени отметим книгу М.Н. Соколова "Время и место" (2002), где небесный символизм подробно рассматривается в контексте исследования особенностей процесса отражения окружающего мира (пространства) в ренессансном искусстве, а также статью О.И. Головановой "Астрология итальянского Ренессанса. Магический образ и гуманистическое содержание" (1997), содержащую ёмкий историко-искусствоведческий анализ ренессансных художественных воплощений античных астрологических принципов,-, а также анализ отношения современников к этим произведениям и.самой системе знаний в них воплотившейся.

Из обширной литературы, посвещённой истории зодиакальных созвездий особо отметим исследование Гунделя и Бёкера (Gundel H.G., Boker R. Zodiakos. Der Tierkreis in der antiken Literatur und Kunst. Munchen, 1972), по истории Зодиака в Греции и Месопотамии и каталог Гунделя (Gundel H.G. Zodiakos. Tierkreisbilder im Altertum. Mainz am Rein, 1992), в котором собраны сведения об известных античных символических изображениях зодиакальных созвездий.

(II).


11

Из историко-научных источников в первую очередь необходимо представить исследование выдающегося историка из Национального музея Истории техники Смитсонского Института Д. Уорнер [7] — "Исследование неба, небесная картография 1500 — 1800" ("The Sky Explored, Celestial Cartography 1500 — 1800"). Книга включает обзор всех изданных небесных карт, от первого издания до появившихся в начале XIX века; подробные описания многих звёздных атласов, образцы звёздных карт.

Из современной мировой литературы хочется отметить также многие исследования О. Гингерича, одного из наиболее авторитетных современных специалистов в области истории астрономии, некоторые из трудов которого обращаются и к истории звёздных карт XV, XVI, XVII веков. Такой обзор включает его книга — "Астрономические карты" ("Astronomical Maps"), 1975 года, где кратко изложена история всей небесной картографии начиная с античных времён [8].

Отметим относительно небольшое, но очень целостное изложение истории картографических изображений неба П. Уайтфилда [9] — "Небесные карты" ("The Mapping of the Heavens"). Книга посвящена всей истории небесных карт от древности до наших дней. В частности, включает хорошие фотографические изображения памятников XV — XVI веков.

В течение последнего десятилетия XX века впервые на русском языке были опубликованы античные труды, включающие описания неба.

В 1992 году была издана поэма Арата "Явления", перевод с древнегреческого и комментарии А.А. Россиуса, со вступительной статьёй Г.М. Дашевского [10]. В 1993-м — "Астрономика" М. Манилия, перевод с латинского, вступительная статья и комментарии Е.М.

12

Штаерман [11]. В 1997-м — "Астрономия" Гигина, перевод с латинского и комментарии А.И. Рубана; вступительная статья А.В. Петрова [12]. И наконец, в 1998-м — "Альмагест" К. Птолемея, перевод с древнегреческого И.Н. Веселовского с комментариями Г.Е. Куртика, М.М. Рожанской, Г.П. Матвиевской.



Среди отечественных учёных, впервые указал на значение специальных исследований в этой области В.П. Щеглов, под руководством которого в 1968 году было осуществлено переиздание Атласа звёздного неба Я. Гевелия. Издание включило вступительную *\ статью В.П. Щеглова. Это событие фактически положило начало

отечественных историко-научных исследований в этой области и сразу вызвало многочисленные положительные отзывы как в тогда ещё советских так и зарубежных астрономических и к историко-астрономических периодических изданиях. Атлас звёздного неба -. с дополненым вариантом вступительной . статьи впоследствии был переиздан ещё несколько раз. . ;•

В 1986 году издательством "Наука" была выпущена книга П.В. Щеглова "Отражённые в небе мифы Земли", которая в частности касается истории звёздных атласов XVI — XVII веков [13].

.s В последующие годы в отечественных и зарубежных изданиях

появилось много статей по проблемам истории созвездий, авторы которых представляют различные сопредельные научные области. Особой популярностью стала пользоваться история созвездий в древности. Среди публикаций в этой области, появившихся в самое недавнее время хочется выделить статьи П. Бломберга [14], Р. Франк [15], А. В. Лушниковой, И. Пустыльника [16], Г.Е. Куртика [17]. Среди более ранних публикаций на наш взгляд особого внимания заслуживают

13

труды А. Роя [18], А. А. Гурштейна [19]; из самых последних: Г. Е. Куртика [20], С. В. Житомирского [21].



(III).

Большой интерес представляют труды, которые можно отнести к области истории идей, поскольку именно их авторы наиболее полно стараются раскрыть глубинную суть рассматриваемых проблем.

Особое место в этом разделе классификации занимают труды К. Фэйгана, первым опубликовавшем исследования, раскрывающие символическую сущность фигур созвездий. В своих основных трудах (С. Fagan. Zodiacs Old and New. Llewellyn Publ., St Paul, 1950; Astrological Origins. Llewellyn, St. Paul, MN, 1971), Фэйган впервые обосновал идею рождения символа созвездия не.как рисунка выводимого из звёздного узора,, а как "ментальной модели" определённой области неба (подробнее см. главу i). •: ? :

Концептуальные идеи о происхождении созвездий содержит серия статей А.А. Гурштейна [19].

Проблема символического значения фигур созвездий наиболее полно раскрыта в трудах Фрэнсес Йейтс: Джордано Бруно и герметическая традиция (первое издание — 1964); Розенкрейцерское просвещение (первое издание — 1972); Искусство памяти (первое издпние—1966).

Из достаточно обширной литературы о роли астрологии в различных культурах отметим книгу Кристофера Мак'Интоша "Астрология и её идеи" (Mclntosh Christopher. The Astrologers and their Creed. London: Arrow Books. 1969), содержащую ёмкий анализ роли

14

астрологических идеи в древности, средневековье, на протяжении эпохи Ренессанса.



(IV).

Семантический и этимологический анализ наименований многих созвездий содержит специальное исследование об астральных именах у индоевропейских народов А. Шерера (Scherer A. Gestirnnamen bei den indogermanischen Volkern, Heidelberg: С Winter. Universitatsverlag. 1953).

Много сведений относительно семантики имён созвездий содержится также в фундаментальном исследовании Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванова "Индоевропейский язык и индоевропейцы" [22].

В 1981 году в академической серии "Литературоведение и

языкознание" появилось оригинальное исследование Ю.А. Карпенко

. «"Названия звёздного неба", посвященное собственным именам небесных

объектов [23]. Одна из его глав полностью посвящена созвездиям. Автор

• книги — специалист в области языкознания, особое внимание уделил

лингвистическому анализу их собственных имён, показал, как в них

отразилась многовековая история описания звёздного неба.

Несмотря на некоторые неточности, эта книга остаётся наиболее тщательным, полным и глубоким исследованием и полностью сохраняет актуальность. Кроме того, к её достоинствам можно отнести наличие в ней указателя небесных названий.

Из публикаций последнего времени заслуживают внимания труды Р. Франк [15], А В. Лушниковой, И. Пустыльника [16].

(V).

15

Пятый раздел классификации составляют оригинальные издания из различных областей знания. Сюда можно отнести классические труды Л. Ольшки, О. Бенеша; биографические издания Г.П. Матвиевской [24], исторические исследования сопредельных областей знаний (см., например: В.Л. Рабинович. Алхимия как феномен средневековой культуры. М: Наука. 1979; В.Н. Пипуныров. История часов. М: Наука. 1982; S. Svoboda. Praha Astrologicka. Melantrich. Praha. 1994).



В завершении обратим внимание на несколько недавно появившихся изданий отечественных и зарубежных авторов, продолжающих "пересказывать" традицию созвездий в наши дни.

В 1997 году издательством "Интербук" была выпущена книга Е.Н. Бахтиной "Книга звёзд", ставшая в нашей стране первым изданием, где параллельно представлены фрагменты звёздных карт прошлых веков и произведений изобразительного искусства, воплощающих, элементы небесной символики, вместе с изложением мифологических ¦ сюжетов [25]. При всей скромности этой книги, её отличает тщательность и продуманность исполнения. Этих качеств к сожалению несколько недостаёт двум последовавшим подобным изданиям, хотя и не лишённых определённых достоинств.

В 2000 году в нашей стране увидел свет русский перевод книги Джеффри Корнелиуса "Звёздное небо"; перевод с английского В. Штаерман [26]. В книге значительное внимание уделено мифам и символам, связанным с картой неба, приводятся фрагменты произведений искусства. Кроме того, представлены современные художественные изображения 88 созвездий, использующихся в современной астрономии. Явное достоинство этого издания —

16

подробный указатель, а самый большой недостаток — отсутствие ясных ссылок на оригинальные издания и другие первоисточники.



Нельзя обойти вниманием, выпущенную в 2001 году издательством "Белый город", детскую энциклопедию "Прогулки по небу". Этот альбом включает карты звёздного неба, мифы, репродукции произведений живописи и старинных гравюр [27]. Это издание не претендует на академичность и изначально задумывалось как обзор, расчитаный на самое общее знакомство с небом, его описаниями и старинными изображениями, адресованное прежде всего школьникам старших классов. Тем не менее, само появление такой книги, событие, безусловно положительное, ибо она открывает важный по нашему убеждению, пласт культуры, которому в настоящее время на страницах .: отечественных изданий внимания уделяется крайне мало. •¦;

К сожалению у этой книги: есть один значимый недостаток.. :;¦< Гравюры Яна Гевелия (вторая половина XVII века), которые составляют -системообразующую основу всего повествования, воспроизведены v крайне небрежно. Утрачены или упрощены многие тонкие детали, введены дополнительные цвета и фон. Заметим при этом, что качество полиграфической базы, по-видимому позволяло добиться практически полностью аутентичного исполнения. Допущенные коррекции, — как умышленные, сделанные вероятнее всего для усиления впечатления от иллюстрации, так, возможно, и случайные, но порой и слишком грубые небрежности, недопустимо искажают истинный художественный колорит оригинала и совершенно не передают истинного вида чрезвычайно качественных гравюр Гевелия.



17

Список литературы


Смотрите также:
Культурная инициатива
6992.73kb.
29 стр.
Введение примечания
133.17kb.
1 стр.
Книга III, гл. 80-175, 311-315 Перевод, введение, примечания и толковый словарь академика ан тсср б. Л. Смирнова
5930.39kb.
32 стр.
Время лжепророков: гегель, маркс и другие
7957.15kb.
35 стр.
Примечания к справке о стоимости активов на 29/12/2012 г. Закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости "Коммерческая Недвижимость"
66.74kb.
1 стр.
Литература введение введение постановка проблемы
139.95kb.
1 стр.
Программа Примечания Абдуллаева Парвина
69.4kb.
1 стр.
Аннотация введение в сложность
21.45kb.
1 стр.
Умберто Эko Отсутствующая структура Введение в семиологию ббк 87. 4 Э. 40 У. Эко. «Отсутствующая структура. Введение в семиологию»
7171.66kb.
30 стр.
Урок английского языка во 2 классе по теме «Знакомство»
51.02kb.
1 стр.
Е. П. Блаватская «Примечания к \"Жизненной волне\"» Примечания к «Жизненной волне» [Первые тридцать четыре стиха наиболее древние о происхождении этого древнего сочинения мы можем лишь догадываться Это сочинение
60.52kb.
1 стр.
Примечания 1
398.46kb.
2 стр.