Главная
страница 1
В списке рекомендованных учебников по истории и обществознанию на 2013-2014 г. для основной школы есть учебники, которые входят в системы учебников.

Система учебников - это уже не просто предметная линия, это:

• полный комплект учебников для 1-11 классов по всем общеобразовательным предметам и курсам средней школы;

• единство подходов к созданию методического аппарата и аппарата ориентировки;

• единство подходов к формированию структуры и состава УМК;

• единый информационный и дизайнерский подход, учитывающий возрастные психофизиологические особенности школьников.



  • наличие полного пакета пособий на бумажных и электронных носителях, обеспечивающего комплексность и преемственность всех уровней школьного образования.

В УМК входит:

- учебник;

- электронное приложение к учебнику;

- рабочая тетрадь;

- рабочие программы;

- методические рекомендации и поурочные тематические планирования;

- атлас;

- тестовые тренировочные и контрольные задания;

- сборники текстов, хрестоматии, книги рассказов.

Все элементы УМК соответствуют компонентам образовательного стандарта и позволяют реализовать деятельностный, личностно-ориентированный подход к обучению истории и обществознанию на основе формирования УУД.

Во всех учебниках учтена новая реалия – массовая сдача учащимися государственной итоговой аттестации по обществознанию в новой форме (ГИА и ЕГЭ), так что задания и вопросы предлагаются в формате ЕГЭ.

Подробную информацию об УМК и апробации учебников можно посмотреть на сайтах издательств.

Там же можно стать участником вебинаров (или посмотреть архив вебинаров), на которых предлагается анализ УМК методистами и авторами.


  1. УМК «Сферы». Издательство «Просвещение»

Отличительные особенности УМК «Сферы»:

Учебник имеет фиксированный формат, при котором ритмично повторяются структурные элементы каждой темы и каждого урока, а ритмичность подкрепляется дизайнерским решением. Реализуется принцип – разворот – параграф.

Каждая тема открывается «Визитной карточкой», которая содержит информацию об уникальных объектах и явлениях в сфере данной темы, а заканчивается рубриками «Подведем итоги» (конкретизация основных положений темы), «Информация к размышлению» (проблемные вопросы, которые могут быть использованы учителем для проведения дискуссий или стать основой для подготовки учащимися своих проектов) и «Подробнее» (ссылки на дополнительные ресурсы: учебники, пособия, источники в Интернете).

Каждый из структурных элементов имеет определенное место в поле разворота, жестко привязанное к тем фрагментам основного текста, к которым он относится содержательно. То же можно сказать и об иллюстративном материале. Отличительной особенностью текста учебника является его лаконичность и жесткая структурированность.

УМК включает учебник, тетрадь-тренажер, тетрадь-экзаменатор, атлас, методические рекомендации, программу, книгу для чтения.

К сожалению, издательство не выпустило пока серии «Сферы» учебник по обществознанию.





  1. Система учебников «Алгоритм успеха» Изд-во «ВЕНТАНА-ГРАФ» является преемницей системы учебников «Начальная школа XXI века»

Учебники ярко иллюстрированы, невелики по объему, нацелены на широкое привлечение дополнительной социальной информации.

В них содержится большое число разноуровневых заданий, что позволяет эффективно обучать всех учеников, реально осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Cоблюдается преемственность в хронологии "Истории России" и "Всеобщей истории", в понятийном аппарате, в формировании умений, предполагается раскрытие общего и особенного в развитии России и стран, народов мира.

Предусматривается включение элементов историографического и методологического характера, изложение различных научных подходов, взглядов и оценок, что обеспечивает условия для приобретения школьниками личного опыта самостоятельных оценочных суждений, способствует формированию у них ценностного отношения к общественному активному и пассивному опыту, культурному наследию человечества,

Особо отметим учебник А.Н. Майкова «История» 5 класс, представляющий очень грамотное и проведенное с любовью к истории введение в историческую науку. Может быть использован с любым учебником любой системы. Учебник содержит 12 параграфов.

В учебнике по истории Древнего мира Андреевской Т.П., Белкина М.В., Ваниной Э.В. /Под ред. Мясникова В.С. особое внимание уделяется вопросам духовной и материальной культуры, истории повседневной жизни, верованиям народов древних цивилизаций. Методический аппарат учебника ориентирован на развитие системы умений, необходимых учащимся для успешного освоения школьного курса истории и других учебных предметов. Это вопросы и задания разной степени сложности, материалы рубрик, памятки.



Яркие иллюстрации, тексты документов, подробные карты логично включены в материал параграфа.

Обществознание представлено серией учебников под общей редакцией Г.А. Бодровских. Авторы вводят учащихся в круг вопросов, которые изучает обществознание. Почему так важно исполнять свои обязанности по дому? Как правильно делать покупки и не тратить напрасно деньги? Какую роль мы играем в семье, классе, на работе, в кругу друзей? Насколько важно наше участие в жизни родного города, края, страны? Чтобы облегчить усвоение этих вопросов, авторы построили учебник в виде рассказа об одном дне из жизни пятиклассника.

В содержание учебника включены памятки: как составлять план (простой и сложный), сравнительную таблицу, работать с иллюстрацией, готовить домашнее задание, работать над проектом, аргументировать суждения, давать характеристику и оценку личности и другие.

В соответствии с требованиями ФГОСа и Примерной программы по предмету выделены основные компетентности, которыми должен овладеть пятиклассник в ходе изучения обществознания. Каждой из них соответствует рубрика в учебнике – оформленная в виде символа. После каждого параграфа есть избыточное количество заданий под разными рубриками.

Учебник включает большое число цветных иллюстраций и дополнительных текстов с которыми так же выстроена методическая работа.

Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ» приглашает школы России, работающие по учебникам Издательского центра, в Сообщество школ «Алгоритм успеха» (начальная, основная) – информация на сайте издательства.




  1. «Вертикаль». Издательство «Дрофа»

Система учебников представляет собой единую информационно-образовательную среду для основной школы. Главной особенностью системы является сочетание современных педагогических технологий, методических инноваций и проверенных практикой лучших традиций российского образования, а также преемственность с системой учебников издательства «Дрофа» для начального общего образования «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление (РИТМ)».

С. В. Колпаков, Н. А. СелунскаяВсеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. 

Авторы учебника в увлекательной форме знакомят учащихся с важнейшими этапами древней истории человечества. Каждый параграф методически хорошо проработан. В начале каждого параграфа имеется краткое его изложение, представленное в виде «предыстории» (это небольшие 1- 2 абзаца, любопытных фактов, что создаёт предпосылки для более внимательного прочтения параграфа и одновременно акцентирует внимание на наиболее важных моментах, позволяет учащимся самостоятельно сформулировать цель урока. Наиболее важные, требующие запоминания термины в тексте выделены курсивов, в конце параграфы снабжены значками, позволяющими систематизировать изученный материал. В учебнике много таблиц, документов, хороших карт.

Учебник для 5 класса А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» открывает авторскую линию учебников для основной школы. В него вошли разделы: "О человеке", "Общение и окружение человека", "Наша Родина - Россия - Российская Федерация".

Учебник содержит много иллюстраций, схем и таблиц. Методический аппарат к каждому параграфу включает разнообразные разноуровневые вопросы и задания, тексты для чтения и обсуждения, игры, рисунки для составления рассказов. В учебник вошло также пять практикумов для закрепления пройденного материала.

4. «Школа 2010» БАЛАСС

УМК соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, является продолжением непрерывного курса и составной частью комплекта учебников Образовательной системы "Школа 2100".

Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В., др. Всеобщая история. История Древнего мира. Учебник. 5 класс.

В соответствии с концепцией «Школы 2100» текст, методический аппарат и иллюстративный ряд рассчитаны на личностно ориентированное развивающее проблемное обучение. Для теоретического осмысления  истории использованы понятия цивилизационного подхода. Большое внимание уделяется проблеме взаимоотношений и взаимовлияний  древних  цивилизаций.

Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Турчина М.Е. Обществознание. Зачем изучать общество? Учебник. 5 класс

В соответствии с концепцией «Школы 2100» текст, методический аппарат и иллюстративный ряд учебника рассчитаны на личностно ориентированный подход, новый образовательный результат и использование образовательных технологий деятельностного типа (проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивания, проектная технология). Учебник через актуальные для пятиклассников проблемы представляет целостную картину социальных отношений с позиции наук, изучающих основные сферы жизни общества: духовную и социальную сферы, экономику, политику, а также с позиций регулирования всех этих отношений моральными И правовыми нормами современного общества.

На сайте http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/general-class.php?SECTION_ID=1619 размещены полные поурочные разработки к учебнику обществознания 5 класса и презентации к урокам.
5. «Академический школьный учебник». Проект «РАН, РАО, «Просвещение» — российской школе»

Основная цель проекта — повышение качества учебных изданий за счет научно обоснованного отбора, изложения и представления учебного материала, методического аппарата, аппарата ориентировки и усвоения, а также полиграфического исполнения.

Основная особенность проекта — реализация согласованных подходов ученых, педагогов и издателей к разработке содержания общего образования и средств обучения нового поколения.

Уколова В. И., Маринович Л. П. / под ред. Чубарьяна А. О. «История древнего мира».  

В основе концепции учебника лежит сравнительно-исторический подход. Развитие различных стран рассматривается как единый исторический процесс. Подобран увлекательный материал о быте, нравах, обычаях, жизни и учебе детей Древнего мира. 

Данное издание учебника переработано по результатам апробации в школах РФ: упрощен текст параграфов, сокращено количество понятий, имен, дат, обновлен методический аппарат.

Боголюбов Л.Н., Виноградова Н. Ф.,Городецкая Н. И. и др. /Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л. Ф. «Обществознание». Учебник является началом единой линии учебников по обществознанию для основной школы. Она обеспечивает преемственность по отношению к курсу "Окружающий мир", расширяя элементарные представления учащихся о человеке и его взаимодействии с другими людьми, обществом и государством. 


  1. Кроме учебников, вошедших в системы учебников, по-прежнему актуальны и включены в федеральный перечень как рекомендованные переработанные учебники для 5 класса действующих завершенных предметных линий издательств «Русское слово», «Просвещение. В соответствии с ФГОС обновлен их методический аппарат, полностью сформирован современный УМК.

Учебники для 5 класса (ФГОС)

Система учебников

История 5 класс

Обществознание 5 класс

«Школа 2100»

Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В., др. Всеобщая история. История Древнего мира

Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Турчина М.Е. Обществознание. Зачем изучать общество?

«Алгоритм успеха» Издательсткий центр «Вентана-Граф»

Андреевская Т.П., Белкин М.В., Ванина Э.В. /Под ред. Мясникова В.С.

История Древнего мира



Соболева О.Б., Иванов О.В. /Под ред. Бордовского Г.А.

Обществознание




«Вертикаль». Издательство «Дрофа»

С. В. Колпакова, Н.А. Селунская. История Древнего мира

А. Ф. Никитин,

Т. И. Никитина

 «Обществознание»


«Академический школьный учебник». Издательство «Просвещение»

Уколова В. И.,

Маринович Л. П. / Под ред. Чубарьяна А. О. «История древнего мира».




Боголюбов Л.Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др. /Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л. Ф. «Обществознание».

«Сферы». Издательство «Просвещение

Уколова В.И. История Древнего мира.


Издательство «Просвещение»

Годер Г.И., Свенцицкая И.С., Вигасин А.А. История Древнего мира




Издательство «Русское слово»

Ф.А. Михайловский. История Древнего мира

Кравченко А.И. Обществознание


Смотрите также:
Методические рекомендации и поурочные тематические планирования
91.71kb.
1 стр.
Методические рекомендации по подготовке Докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования
601.7kb.
3 стр.
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»
1045.73kb.
11 стр.
Методические рекомендации по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования
186.82kb.
1 стр.
Реабилитация больных с диплопией методические рекомендации
262.3kb.
1 стр.
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические рекомендации по изучению курса 89 и самостоятельной работе студентов 89
1898.59kb.
14 стр.
Методические рекомендации г. Москвы "кондитерские изделия для детей и подростков"
406.67kb.
1 стр.
Методические рекомендации по дисциплине «Основы корпоративной символики»
275.2kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов; 3 Методические рекомендации по выполнению курсовой работы (проекта)
299.96kb.
1 стр.
Методические рекомендации об организации контроля за соблюдением лицензионных
686.1kb.
4 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 22
547.12kb.
4 стр.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Оренбург 2012 ббк
1640.49kb.
7 стр.