Главная
страница 1страница 2страница 3
Содержание

Введение
Глава 1. Историко-правовой анализ контрабанды в аспекте торговых и таможенных отношений Республики

Казахстан
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика

контрабанды
Глава 3. Правоприменительная практика ст. 209 УК РК на примерах контрабанды, нефти, автомобильного транспорта

Заключение
Список использованной литературы
Введение
Контрабанда является центральным звеном экономической преступности. Именно с целью контрабанды совершаются многие крупные хищения, должностные преступления. Контрабанда позволяет “уходить” от уплаты таможенных платежей, получать от преступной деятельности максимальную прибыль переводить её на счета в иностранные банки и таким образом “сколачивать” капитал.

В 1995 г. в аналитических материалах Министерства внутренних дел и Государственного таможенного комитета Республики Казахстан было констатирована, что контрабанда национализировалась, успели сложиться крупные мафиозные структуры с хорошо отлаженными за рубежом. Среди контрабандистов существует и специализация, в частности для Казахстана на нефть, валюту, автомобили и др.

Объемы незаконного перемещения растут. Если в 1995 г. стоимость задержанных товаров на границы Казахстана с Россией исчислялась несколькими миллиардами тенге., то в 1998 г. счет уже шел на десятки миллиардов.

Контрабанде способствуют слабый контроль за законностью деятельности хозяйствующих субъектов, достоверной информации о деловой репутации фирм и банков, новизна законодательной базы (уголовно-правового и таможенного законодательства), преждевременного снятия таможенного контроля с Россией, вошедшей в состав конфедерации Таможенного союза, в которую вывозились казахстанское сырье и ввозились автомобили и продовольственные товары в большом количестве.

Совершенно очевидно, что от уровня борьбы с контрабандой в значительной степени зависит будущее независимого Казахстана, благосостояние народа.

Сложность социально-экономического периода перехода к новым рыночным отношениям, а следовательно, новизна законодательства, ставит актуальные проблемы перед юридической наукой и практикой и наиболее они очевидны во внешнеэкономической деятельности молодого развивающегося государства.

Вышеизложенное и послужило причиной выбора темы настоящей курсовой работы.

Актуальность. Новизна и практическая значимость раскрывается в данной работе в трех аспектах:



  • историко-правового;

  • теоретическом уголовно-правовом;

  • правоохранительном с элементами криминалистической характеристики способов совершения контрабанды нефти и автотранспорта.


Глава 1. Историко-правовой анализ контрабанды в аспектах торговых и таможенных отношений Республики Казахстан.
В истории нашего государства социальная, экономическая, особенно политическая опасность контрабанды всегда была значительной так как она во все времена существования государственных формирований на территории Казахстана посягала на установленный порядок перемещения товаров и иных ценностей через границу Казахстана.

История зарождения и становления правовых норм в казахской степи – особая страница в летописи казахского народа. Для понимания и осмысления основополагающих критериев формирования и утверждения казахской государственности, правовых норм, устанавливающих таможенные нормы и пошлины, а так же ответственность за их нарушения, важно не просто знать историографию обычного права в казахской степи, а углубленно изучить историю и эволюцию норм права, законы и обычаи, действовавшие на территории государства.

Огромный вклад в правовую систему казахского государства внесли Тауке-хан, Толе-би, Казыбек-би, Айтеке-би. В систему казахского права внес существенные изменения Тауке-хан. Отчеканенные формулировки правовых норм теперь знаем как “Тауке-ханы” жаргысы - семь кодексов Тауке”, в котором немало новых прогрессивных правовых положений1.

Создание Казахского государства ознаменовалась формированием правовой базы, которая отразилась в двух законодательных памятниках: “Касымханы” каска жолы” (Чистая дорога хана Касыма) и “Жет1 Жаргы” (Семь установлений) Тауке-ханы.

Задолго до всемирно, известного Шелкового пути на территории современного Казахстана пролегала степная дорога (степной путь), соединяющая народы и страны Древней Эллады и Крайнего Востока2. В период Сакского господства в степных и горных долинах Евразии началась транзитная международная торговля, которая связывала страны Запада и Востока, Средиземноморья и Китай.

В середине первого тысячелетия до нашей эры начал функционировать степной путь, по которому доставлялись престижные товары в степную зону по 40 параллели, начинаясь в большой излучине Хуанхэ, он переехал восточные и северные отроги Алтая, степи Казахстана и Причерноморья, достигая земель греков и этрусков. По описанию Геродота, степной путь шел из Причерноморья к берегам Дона, затем в Южное приуралье, к Иртышу, далее на Алтай, в Монголию и Китай.

На значительном расстоянии этот путь проходил через Казахстан. По нему к сакам попадали китайский шелк и иранские ковры, остатки которых были обнаружены при раскопках Пазырыских курганов на Алтае1.

Всемирно известный Шелковый путь начал функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия в середине II до нашей эры. Через шелковый путь шло основное число торговых и посольских караванов. В течении столетий он перетерпел изменений. Одни его участники приобретали особое значение, другие – напротив отмирали, а города и торговые станции приходили в упадок.

Например, в VI-VIII вв. основной была трасса: Сирия – Иран –Средняя Азия – Южный Казахстан.

Казахстанский участок Шелкового пути, если по нему двигаться с запада на восток шел из Шаша (Ташкент) через перевал Турбат в Сайрам. Название древнего города сохранилось до сих пор. Его носит поселок рядом с Шымкентом, в центре которого находятся остатки средневекового городища, бывшего одним их крупных центров на Шелковом пути. По нему вывозили рабов, белые ткани, оружие, медь, железо. Из Исфиджаба караваны шли на Восток в Тараз через города Шараб и Будухкет.

Тараз – один из крупнейших городов Казахстана, был известен уже в VI веке. Именно здесь тюрский каган Дизабул в 568 году принимал дипломатическое посольство византийского императора Юстиниана II во главе со стратегом Земархом. Исторические источники называли Тараз городом купцов2.

В X-XII веках одно из ответвлений Шелкового пути пересекало всю Илийскую долину. Трасса проходила через небольшие городки в предгорьях Заилийского Алатау, находившиеся на месте Кастека, Каскелена и Алматы и достигала города Тальхиза – крупного центра транзитной торговли.

От основной трасы Шелкового пути, проходившей через Южный Казахстан и Семиречье отходили дороги на север и восток вели в районы Центрального и Восточного Казахстана, в степь Дешт – и- Кыпчак (Сары-Арка), к берегам Ишима, на Алтай и Монголию. Здесь проходил степной путь, по которому передвигались племена конных кочевников. Богатые скотом, шерстью, кожами, металлом районы Центрального Казахстана были вовлечены в систему торговых связей, в том числе и международных, и включены в систему Шелкового пути многими караванными дорогами.

Шелковый путь вначале служил для экспорта китайского шелка. В свою очередь из Рима Византии, Индии, Ирана. Арабского Халифата, а позднее из Европы и Руси по нему шли мирра и ладан жасминовая вода и амбра, кардамон и мускатный орех женьшень и желчь питона ковры и полотна, красители и минеральное сырье, алмазы и яшма, янтарь и кораллы, слоновая кость и “рыбы и вины”, слитки серебра и золота, меха и монеты, луки и стрелы, мечи и копья и многое другое. По Шелковому пути везли на продажу знаменитых “поток ровных” коней Ферганы, арабских скакунов, верблюдов и слонов, носорогов и львов, гепардов и газелей, ястребов, павлинов, попугаев, страусов. Распространялись виноград, персики, дыни, пряности, сахар, зелень и др.

Но главным товаром оставался шелк, который наряду с золотом был международной валютой. Им одаривали царей и послов, выплачивали жалование войску, государственные долги. Шелк и часть вышеперечисленных товаров оседали в городах казахстанского участка пути.

Необходимость анализа международно-правовых, торговых и таможенных отношений в рамках курсового исследования обусловлено тем, что сама контрабанда т.е. незаконное перемещение через границу (государственную и таможенную) товаров и иных предметов, возникала и действует, в основном, в международных торговых отношениях. Таким образом контрабанда является производной от международно-торговых и таможенных отношений и является вторичной от нее на первом этапе возникли отношения между народами и странами, а затем контрабанда, после того как государства установили определенные таможенные правила, которыми запретили или ограничили ввоз и вывоз определенных товаров и предметов.

Контрабанда – это”нарушающий таможенное законодательство тайный провоз товаров и других предметов (Contrabanda т.е. contra – против bando – правительственный указ итал.)1.

Шелковый путь через – Среднюю Азию и Казахстан функционировал до XIV века, пока междоусобицы и войны, приведшие к гибели городской культуры и освоение морских путей в Китай и Индию не привели к его участию. Запустение на территории Средней Азии и Казахстана, а так же в связи с открытием Америки и морского пути в Индию, а, следовательно перенесения центра мировой торговли в Европу, привело к тому, что Средняя и Центральная Азия становится захолустными уголками мира, отдаленными от международных торговых путей.

Поэтому на современном этапе развития мировой цивилизации понятны стремления некоторых евразийских государств возродить Великий Шелковый путь.

Однако участие Шелкового пути не привело к гибели торговых отношений племен, населявших территорию Казахстана с другими странами и народами. Флорентийский купец Пегалотти писал о казахской степи:”В этой стране лошадей очень много цена их дешевая. Самый хороший конь стоит на их деньги пятьдесят – шестьдесят дерхамов, которые при переводе на наши деньги равны одному динару. Лошади эти известны в Египте под названием Акидаш. Одно из основных занятий населения – кошводство. У них имеют такое же знание, как бараны в нашей стране….

Отсюда для сбыта гонят лошадей в Индию. Каждый торговец имеет приблизительно по 100-200 лошадей, объединяемые в табуны …. В местности Шешенкар Сандское правительство за каждую голову взимает семь динаров серебром и в городе Мултане столице Санда, тоже взимают не много меньше; раньше взимали в размере одной четверти всего поголовья. Потом по предложению Султан-Муххамед – Узбекхана стадии взимать с мусульманских купцов зекет, с других – гушур.

Несмотря на такие убытки и расходы, купцы выручают много барышей, потому что самая дешевая лошадь здесь (в Дените-Кипчаке) в Идустане ценится высоко и даже продается по цене равной сто динарам.

Некоторые лошади продаются даже вдвое или вчетверо раз больше цены Цена хорошим лошадям – по пятисот динар, дальше больше…..”1.

Таким образом, на рубеже XIV – го столетия казахские ханы, султаны, Бии, устанавливали пошлины для ввоза и вывоза за пределы своей территории лошадей скота и других товаров. Однако многие владельцы торговых караванов и купцы неохотно платили пошлины, зекета и другие платежи и старались обойти пункты досмотров и мест, где осуществлялись непосредственные платежи т.е. на лицо элементы древней контрабанды. Поэтому на страницах истории, наряду с добровольной платой установленных таможенных платежей, известно много случаев, когда кочевники догоняли торговые караваны и насильно собирали товары и ценности.

Образовавшиеся в V-VII веках казахские ханства имели признаки государственного образования по “азиатскому типу”:


  • властью был использован аппарат управления, осуществлялся контроль над экономическим, политическим, военным и внешнеполитическим положением. Все три ханства были как географически (старший джуз – район Семиречье, Средний жуз – Центральный Казахстан, Младший джуз – Западный Казахстан), так и политически разоблачены т.е. они обладали международной правосубъектностью.

Ханства вступили в политические, торгово-экономические отношения с Бухарой, Хивинским, Кокандским ханствами, Китаем, Россией и др. государствами. Однако международные договорные отношения не заключались в письменной форме, они регулировались нормами обычного права (торговые отношения, правила ведения военных действий и др.).

В целом развитый централизованный государственно-административный аппарат в Казахском ханстве не сложился. При хане был Совет из улусных султанов и вождей кочевых племен. Ежегодно они собирали на курултай для решения общих жизненных вопросов ханства, а так же военных, дипломатических, территориальных споров. Система государственного управления была основана на обычном праве (адат). Наряду с адатом действовали нормы мусульманского права. Нормы обычного права были кодифицированы и дополнены в конце XVII века при хане Тауке в виде единого свода “Жет1 Жаргы” (Семь установлений). Этот свод законов содержали нормы о налогах и других платежах.

Определялся порядок управления ханством, узаконивались различные сборы и пошлины в пользу хана и Биев, устанавливалось наказание за совершенные преступления. В целом нормы обычного права были приспособлены для защиты собственности, охраны привилегии казахской знати1.

В казахской степи существовали и действовали определенные таможенные и приграничные установления т.е. нормы поведения в сферы внешнеэкономических сношений (не обязательно облеченные в форму законов и других предписаний ввиду того, что в Казахстане в основном власть и земля принадлежали не единому монарху, а отдельным ханам, султанам, Биям. Многие казахские феодалы, стоящие во главе родов, распоряжавшиеся всей территорией подвластных аульных общин, взимали пошлины с торговых караванов и отдельных купцов за проход через их территории. В “Обозрении киргиз – кайсайской степи”, составленном участником торговой экспедиции в 1803-1804 гг., указывается “Знатные султаны, Бии и старшины всегда брали с караванов подарки, называя их пошлиной за пропуск товаров через свои земли”2.

В “Топографическом описании степной стороны, заселяемой киргиз – кайсаками и владельцами Ташкении и Бухарии”, составленном в 1916 году говорится, что для караванов бывают тягостными поборы, налагаемые киргизскими султанами, которые останавливают, требуя или вынуждал пошлину по числу скота, которые несут тюки3.

В 1826 г. султан Темир взыскал пошлины за проход через его владения от торгового каравана, идущего в Троицк в размере разного товара на сумму 1075 рублей.

Историк Левшин А.И. описывает случаи, когда султаны грабили караваны, которые проезжали не через его территорию, а через земли других султанов. Иногда расхищали по одной только зависти к выгодам, получаемым4.

Разумеется, что казахские феодалы могли требовать пошлины от проходящих торговых караванов ввиду того, что им принадлежали земли, через которые проходили торговые пути, они являлись постоянными владельцами этих земель или временно распоряжались ими. Здесь так же наблюдаются элементы самостоятельной таможенной политики казахских ханов.

О существовании в казахском обычном праве внешнеэкономических установлений, в том числе и мер ответственности за нарушение этих правил поведения (в частности, контрабанда) свидетельствует и тот факт, что понятие “таможня” происходит от слова “тамга”, означавшего у тюркских народов знак, клеймо, тавро, которое проставлялось на товаре, имуществе.

Получение ханских ярлыков сопровождалось сбором, который стал впоследствии называться у русских тангой и являлся по существу налогом, взимающимся при торговле1.

Сколько товаров и предметов ввозились и вывозились в обход таможенных постов и пограничных линий т.е. контрабандным путем указывают статистические данные:


  • вне пошлины провозилось соли с Коряковского озера до Иртыша за год около 1000 пудов, отгонялось овец более 1500 голов2. В казахской степи имелась прослойка людей (алыпсатары, проводники караванов и др.), которые специализировались на купли-продажи и посреднических функциях и которые знали множество потайных караванных троп и путей.

Левшин А.И. указывает на существование контрабанды в те времена:”…. В прежние годы число вымененного скота всегда показывалось в ведомостях по разным уважительным причинам неполное, а следовательно, все означенные здесь количества должны быть нами увеличены. По сей причине и по словам оренбургских сторожилов, надобно полагать, что в цветущее время мены с Киргизии, как-то: в 1786 и 1787 годах, выменивали у них ежегодно до 5.000000 овец…”3.

Заслуживает внимания пример создания в середине XIX века легендарным Кенесары Касымовым государственного устройства казахов, при котором особое внимание уделялось борьбе с архайческой контрабандой, сбором налогов, пошлин за проезд через его имение. Им был упорядочен сбор налогов: зекет – для скотоводов, ушурр – для хлебопашцев. Продолжение войны с царскими отрядами, естественно, требовало материальных и иных средств, что вынуждало хана искать новые способы и методы пополнения казны. Хан видел, что таможенные пошлины от купеческих караванов приносят значительные доходы то он потребовал от султанов, Биев прекращение разграбления караванов. Порой он лично принимал караванбаши, чтобы стимулировать проезд других караванов. Хан облагал дополнительным налогом тех, кто уклонялся от уплаты пошлины за провоз товаров4.

Самостоятельная политика казахских ханов, султанов и Биев была практически потеряла в период колониальной политики российского империализма. О том периоде пишет Президент Республики Казахстана Н.А. Назарбаев. “В течении почти полутора веков шло присоединение Казахстана к России. Это был процесс колониального захвата мирными и военными средствами..”1. В этот период времени на территории Казахстана действовали, в основном, законы и установления российского царизма.

В послереволюционной России и в дальнейшем в Союзе ССР процесс становления и развития таможенного дела и законодательства о нем носил сложный и противоречивый характер. Статус таможенных институтов как и других государственных органов, их функции, полномочия и организационная структура изменилась в соответствии с внутренними и внешними экономическими интересами и потребностями государства. С 19117 по 1991 годы таможенными органами накоплен ценный опыт, без учета которого, невозможно развивать казахстанское таможенное законодательство и успешно бороться с контрабандой.

Реализация ленинской идеи государственной монополии внешней торговли по существу заблокировала широкое применение таможенно-тарифного регулирования и сделала систему таможенного контроля чисто вспомогательным инструментом регулирования внешней торговли. В период военного коммунизма неоднократно предлагалось закрыть таможенные учреждения2.

Такие идеи были логическим следствием идеи монополизации внешней торговли и обусловили негативное отношение к таможенной системе в целом.

Переходом в начале 20-хгодов к НЭПу реанимировались утраченные функции таможенных органов и обусловили интенсивное структурные развитие таможенной системы. С 1922-28 годы сформировалась сложная многоступенчатая система управления таможенным делом.

На рубеже 20-30 годов в СССР возобладал командно-бюрократический стиль управления. Внешнеторговая политика опять основывается на принципе государственной монополии, а таможенные органы постепенно утрачивают свои наиболее существенные функции и перестают выполнять роль фискальных учреждений. Однако структура таможенных органов, сложившаяся в 30-е годы и получившая юридическое закрепление в Таможенном кодексе СССР 1964 г. с очень незначительными изменениями сохранилась вплоть до середины 80-х XX века.

В период внешнеэкономической реформы 1986-1991 годов начинается новый этап развития таможенной системы, особенности которого связаны с попыткой трансформировать таможенные органы государства-монополиста в новую управленческую структуру, ориентированную на функционирования в условиях свободного рынка и демократического режима. И несмотря на принятие в 1991 году нового Таможенного кодекса и Закона СССР о таможенном тарифе, создать принципиально новую таможенную систему не удалось.

В истории Советского государства наибольший размах организованной контрабанды отмечался в первые десятилетия после Октябрьской революции и объяснялся разрухой, дефицитом предметов первой необходимости. В обмен на нелегально ввозимые спички, мыло, пуговицы, швейные иглы и т.д. контрабандисты приобретали и вывозили за границу золото, драгоценные камни, шедевры живописи, пушнину и другие богатства страны.

Другая вспышка организованной контрабанды отмечалась в течение нескольких лет после Великой Отечественной войны. В последующие десятилетия периодически возникали преступные группы, совершавшие иногда на протяжении длительного времени контрабандные операции.

Однако массового характера, охватывающего значительные участки границы, это преступление не приобретало. Можно отметить, например, значительный по объему ввоз магнитофонов и радиоприемников в 60-е годы, отлаженная система которых в Москве была раскрыта работниками московской таможни. В семидесятых годах имел место ряд уголовных дел о преступных группах из членов экипажей советских судов загранплавания. Например, в отношении команды теплохода “Соломея Нерис” на Камчатке, имевшей ухищренные тайники; дело об оркестрантах прогулочных судов на Дунае1.

Ввозимые в СССР контрабандным путем промышленные товары повышенного спроса порождали спекуляцию, незаконные сделки, приводящие к незаконному обогащению контрабандистов. Серъезную угрозу общественной безопасности и здоровью населения создавали и создают ввоз наркотических, сильнодействующих, психотропных и ядовитых веществ, боеприпасы и взрывчатка. Имеются факты использования последних для совершения преступлений повышенной общественной опасности.

В 80-е годы контрабандная деятельность перетерпела существенные изменения. Вместо прежних контрабандистов – одиночек все чаще стали встречаться организованные группы – прослойки дельцов, которые стали жить только за счет доходов от контрабандных операций.

“Анализ уголовных дел того периода свидетельствовал, что более 2/3 контрабандистов совершали преступления в одном или нескольких сообществах. Они сращивались с расхитителями государственного имущества, валютчиками, спекулянтами и др. Есть случаи использования контрабандистов и их каналов спецслужбами иностранных государств, подрывными центрами и организациями2.

Расширение международных связей имело фасадную и оборотную стороны. Последнее вытекало из диктата центра и чрезмерной идеологизации политики. Все связи, состав лиц, выезжающих за границу, жестко контролировался партийным и министерским аппаратом, КГБ. Свободный выезд за границу был запрещен. Обсуждение каких-либо проблем, связанных с историей казахского народа после Октября, не рекомендовалось.

Таким образом, проведенный автором настоящей курсовой работы историко-правовой анализ указывает на то, что на территории Казахстана со времен образования государственных институтов существовали нормативные установления и правила, которые упорядочивали порядок перемещения через территорию (границу) Казахстана товаров и ценностей, меры ответственности за нарушения этих правил. Такие правила существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение.

Другой особенностью норм права, устанавливающих ответственность за совершение контрабанды было то, что они устанавливались вначале Российским государством, а в последствии СССР, однако приобретали национальную окраску в Казахстане с учетом её особенностей.

В 90-х после приобретения Казахстаном независимости и перехода к рыночным отношениям, участились выезды граждан и представителей государственных и коммерческих структур за пределы государства – в загранкомандировки. По гостевым и туристическим путевкам.

В соответствии с действующим в то время Законом РК “О валютном регулировании” правилами проведения валютных операций и Инструкцией Национального банка РК “Об организации работы валютных обменных пунктов на территории Республики Казахстан на вывоз гражданами пропускалась валюта, полученная в банках, при представлении соответствующего разрешения этого банка, либо справки – сертификата. Беспрепятственно, без разрешения банка разрешалась на вывоз иностранная валюта в сумме до 500 долларов США, либо эквивалент этой суммы в иной иностранной валюте.

В указанный период правоохранительные органы сталкивались с многочисленными нарушениями названных законов и инструкцией при пересечении гражданами, представителями коммерческих структур и общественных организаций государственной границы Республики Казахстан. В основном уголовные дела возбуждались по фактам незаконного перемещения через таможенную границу иностранной валюты.

Вышеуказанному служит следующий пример: 19-21.12..1995 г. предметом рассмотрения в Мангистауском областном суде заслушивалась уголовное дело гр-ки К., которая в сентябре текущего года пыталась незаконно вывезти за пределы государства в крупных размерах иностранную валюту при следующих обстоятельствах. Объявив в таможенной декларации лишь 100 долларов США, на которые имелось соответствующее разрешение, остальные 1792 доллара США она спрятала в стельке дорожной сумки. Однако при пересечении таможенной границы была задержана работниками таможни аэропорта г. Актау. Суд признал её виновной в совершении преступления, предусмотренного ст.64 УК Казахской СССР и назначил 2 года лишения свободы с конфискацией имущества. Однако, учитывал преклонный возраст, нахождение на иждивении 6-х детей и др. смягчающие вину обстоятельства, суд постановил считать наказание к условным1.

По вышеуказанным основаниям в республике привлекалось к уголовной, административной ответственности значительное число граждан.

С приобретением суверенитета Республика Казахстан вышла на международную арену. 3 марта 1992 года вступила в Организацию Объединенных Наций, стала членом Международного валютного фонда Международного банка реконструкции и развития, Всемирного банка, международной ассоциации развития, многостороннего агентства гарантий инвестиций. Международного центра по регулированию инвестиционных споров, Всемирной организации здравоохранения и др. международных организаций и объединений.

Внешнеполитический независимого Казахстана курс состоит в поддержании взаимовыгодных дружеских взаимоотношений на принципах полного доверия и развития многосторонних связей на основе признанных международных принципов и международного партнерства.

Реализация этих принципов связана с решительной борьбой против контрабанды, подрывающей экономику страны и доверия международных партнеров.

Подписанный Президентом страны 16 июля 1997 года Уголовный кодекс суверенной Республики Казахстан вступил в действие с 1 января 1998 г. чем прекратил действие Уголовного кодекса Казахской ССР, принятого Верховным Советом Казахской ССР от 22 июля 11959 г.

При разработки нового кодекса были использованы богатейший опыт тридцатисемилетнего применения уголовного законодательства, достижения отечественной и зарубежной науки уголовного права. Вместе с тем уголовный кодекс нового государства и принципиально новый закон, отличающийся от прежнего и концептуально, и структурно, по содержанию конкретных уголовно-правовых норм. Если Особенная часть УК Казахской ССР содержала одиннадцать глав, то в УК Республики Казахстан их 16.

Особое место в УК РК заняла Глава 7 “Преступления в сфере экономической деятельности”, так как подвергалась наибольшим изменениям по сравнению с главой VI “Хозяйственные преступления”.

Впервые контрабанда подразделена на два состава: экономическую контрабанду (см.209) и контрабанду, изъятых из обращении предметов или предметов, обращение которых ограничено (ст.250). Второй состав контрабанды помещен в гл.9 “Преступления против общественной безопасности и общественного порядка”. Ранее эти составы рассматривались в ст.64 УК Казахской ССР.

В соответствие со ст. 209 УК РК экономическая контрабанда представляет собой перемещение в крупном размере через таможенную границу РК товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с не декларированием или недостоверным декларированием запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила.
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика экономической контрабанды.
Деяния, предусмотренные в ст.209 УК РК признаются совершенными в крупном размере, если стоимость перемещенных превышает 1 тысяча месячных расчетных показателей.

К экономической контрабанде не относится перемещение товаров и иных предметов, перечисленных в статье 250 (Контрабанда, изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено.

Законодатель относит к таким предметам:


  • наркотические средства;

  • психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества;

  • вооружения, военную технику;

  • взрывчатые устройства;

  • огнестрельное оружие и боеприпасы;

  • ядерное, химическое, биологическое и др. виды оружия массового поражения;

  • материалы стратегическое сырье и оборудование которые могу быть использованы для создания оружия массового уничтожения.

Непосредственным объектом экономической контрабанды является установленный законом порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В ч.1. ст. 209 УК РК предусматривается уголовная ответственность за контрабанду т.е. перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Казахстан товаров или иных предметов (за исключением перечня указанных веществ и предметов в ст.250 УК РК, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации. Либо сопряженное с не декларированием или недостоверным декларированием.

Эта контрабанда наказывается:

1)штрафом в размере от 200 до 500 месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев;

2)арестом на срок от четырех до шести месяцев;

3)исправительными работами на срок от одного года до двух лет;

4)лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до ста месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо без такового.

Контрабанда, сопряженная с совершением других преступлений квалифицируется по совокупности преступлений.

В соответствии со ст.12 УК РК совокупностью преступлений признается совершение двух или более деяний, предусмотренных различными статьями или частями статьи действующего уголовного кодекса, ни за одно из которых лицо не было осуждено или не было освобождено от уголовной ответственности по основаниям установленным законом.

При совокупности преступлений лицо носит уголовную ответственность за каждое совершенное преступление по соответствующей статье или части статьи действующего уголовного законодательства.

Совокупностью преступлений признается и одно действие (без действие), содержащие признаки преступлений, предусмотренных двумя и более статьями.

По смыслу ст.58 УК РК при совокупности преступлений суд, назначить наказание (основное и дополнительное) за каждое преступление отдельно определяет окончательное наказание;



  • путем поглощения менее строгого более строгим ч.1. ст.58 УК РК;

  • путем полного или же частичного сложения назначенных наказаний (ч.1 ст.58 УК РК);

  • если совокупность включает преступления небольшой тяжести то наказание определяется путем поглощения менее строго более строгим, либо путем частичного или полного сложения (окончательное наказание не может превышать срок наиболее тяжкого деяния ч.2 ст.58 УК РК);

  • если совокупность преступлений включает в себя преступления средней тяжести или особо тяжкие преступления, то окончательное наказание назначается путем частичного ли полного сложения наказаний (не должно превышать 20 лет) ч.3. ст.58 УПК РК.

В ч.2 ст.209 УК РК предусмотрена ответственность за деяние, совершенные:

  • неоднократно;

  • должностным лицом с использованием своего служебного положения;

  • с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Эти деяние наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества и без таковой.

В ч.3. ст.209 УК РК законодатель определяет уголовную ответственность за деяние, предусмотренные ч.1,2 этой же статьи, но совершенные организованной группой. Эти деяния наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества.

Таким образом уголовно-правовая ответственность за экономическую контрабанду обусловлена способом незаконного перемещения товаров через таможенную границу Республики Казахстан:

1)помимо таможенного контроля;

2)с сокрытием таможенного контроля;

3)с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации;

4)сопряженное с не декларированием или недостоверным декларированием.

Эти способы раскрываются в Таможенном законе Республики Казахстан.

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан помимо таможенного контроля (ст. ТК РК является их перемещение вне определенных таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления.

Определение понятий “таможенная граница”, “перемещение через таможенную границу РК”, “товары”, “транспортные средства дается в таможенном законодательстве (ст. ТК РФ). Согласно закону РК “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности от 12 января 1996 г. товаром является любое движимое имущество (включая все виды энергии) и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности.

Транспортные средства. Используемые при договоре о международной перевозке, товаром не являются Таможенный кодекс РК включает в понятие “товары” валюту, валютные ценности и.т.д.

Под сокрытием товаров от таможенного контроля (ст. ТК РФ) признается их перемещение через таможенную границу Республики Казахстан с использованием тайников, либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров или придание одним товаром вида других. Ранее под тайниками понимали “специальные хранилища”. Как специальные хранилища следует квалифицировать “тайники, изготовленные в целях контрабанды, а так же оборудованные и приспособленные в этих же целях на транспортные средства, конструктивные емкости и предметы, предварительно подвергшиеся разборке, демонтажу и т.п.”1.

Как правило тайники в виде емкостей оборудуются в транспортных средствах, используемых для пресечения таможенной границы (вагонах, автомобилях, морских воздушных и ручных судах, а так же предметах груза и багажа).

Не признаваемые ранее специальными хранилищами полосы и пустоты, в настоящее время ими признаются (полоски в конструкциях транспортных средств, естественные полоски человека).

Обманное использование документов или средств идентификации (ст. ТК РК) означает представление таможенному органу документов: поддельных, недействительных, полученных незаконным путем, содержащих недостоверные сведения. Либо относящихся к другим товаром и транспортным средствам, а так же исполнение поддельного средства идентификации, либо относящегося к другим товаром и транспортным средствам.

Перечень документов и сведений необходимых для таможенного контроля, порядок их предоставления определяется Государственным таможенным комитетом Республики Казахстан (ГТК РК) в соответствии с ТК РК и иными актами законодательства.

К поддельным документам относятся как полностью фальшивые и подлинные документы, в которые внесены изменения, дополнения, искажающие их содержание, что осуществляется различными способами: исправлением, уничтожением, дописыванием текста подделкой подписи должностного лица, оттиска печати, скреплением документа поддельной печатью или печатью другого учреждения1. Наиболее распространены такие способы изменения документа, как подчистка, дописка, допечатка, правление, смывание, вклейка, замена листов или частей.

Документы, содержащие недостоверные (несоответствующие действительности) сведения являются подложными. Недействительные документы – документы, утратившие юридическую силу (просроченная лицензия).

Документы. Полученные не законным путем – документы выданные на основании заведомо сложных сведений или поддельных документов. (Основанные на заниженной стоимости товара, указанной во внешнеторговом контракте).

Документы, содержащие недостоверные сведения – документы, хотя и являющиеся подлинными, но содержание не соответствующие действительности сведения (о стране происхождения товара).

Документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам – документы, являющиеся подлинными, но выданные для перемещения через таможенную границу Республики Казахстан не тех товаров, которые в действительности перемещаются, а иных товаров.

Обманное использование средств идентификации – использование поддельных печатей, штампов, пломб, схем, чертежей или подлинного средства идентификации, но относящегося к другим товаром и транспортным средствам.

Идентификация товаров и транспортных средств производится путем наложения пломб, печатей, нанесением цифровой, буквенной маркировки, идентификационных знаков, взятие проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использование товаро производительной и иной документации (ст. ТК РК).

Во исполнение Постановления о введении акцизных сборов была принята Инструкция о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Казахстан.

Не декларирование и недостоверное декларирование товаров и транспортных средств перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан (ст.ТК РК) – это не заявление по установленной письменной, устной или иной форме достоверных сведений, либо заявление недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Перечень декларируемых товаров и транспортных средств регламентирован ст. ТК РК. Согласно этой статье товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан; товары и транспортные средства, транспортный режим которых изменяется, а так же другие товары и транспортные средства в случаях, определенных актами законодательства республики подлежат декларированию таможенному органу РК. Порядок декларирования определен ст. ТК РФ.

Таким образом, как контрабанда может квалифицироваться только то перемещение товара, которое совершено одним из способов, указанных в диспозиции ч.1 ст..2209 УК РК. Следовательно, квалификация действий по перемещению товара (предметов) через таможенную границу как контрабанда зависит от характера применяемого способа перемещения ( противоправный он или нет), а не от наличия у лица, перемещаемого товары абстрактного права на перемещение (ввоз или вывоз) предметов (товаров), как такового.

Субъективная сторона контрабанды – вина в форме прямого умысла. Неосторожная форма вины при перемещении товаров через таможенную границу Республики Казахстан помимо таможенного контроля. А так же не декларирование товаров, если оно было совершено по неосторожности не образует состава преступления, предусмотренного ст.209 УК РК. Такие противоправные деяния для лиц, их совершивших, в зависимости от обстоятельств правонарушения подлежат квалификации, как нарушения таможенных правил по таможенному законодательству т.е. за них предусмотрена административная ответственность.

Привлечение к уголовной ответственности по ст.209 УК РК должностных лиц и иных работников юридических лиц не освобождает эти юридические лица от административной ответственности за нарушения положенных правил по таможенному законодательству.

Установление вины в норме прямого умысла ещё недостаточно для квалификации упомянутых действий, как совершения преступления, предусмотренного ст. 209 УК РК по признакам не декларирования или недостоверного декларирования.

Для квалификации противоправного деяния по ст.209 УК РК необходимо так же наличие такого обязательного признака объективной стороны состава преступления, как причинная связь межу противоправным деянием и наступившими общественно-опасными последствиями, в том числе недостоверным декларированием и самим перемещением (пропуском) товаров через таможенную границу.

Таким образом, если противоправные деяния (не декларирование или недостоверное декларирование находились или могли находиться в причиной связи с решением таможенных органов о пропуске товаров через таможенную границу либо сделали или могли сделать возможными их беспрепятственное перемещение через таможенную границу, то в таких случаях можно говорить о том, что в действиях правонарушителей усматриваются признаки объективной стороны состава экономической контрабанды предусмотренной ст.2209 УК РК.

Не декларирование товаров, подлежащих декларированию, либо заявление правонарушителям в декларации о товарах недостоверных сведений, которые не влияли или не могли влиять на принятие таможенным органам решения об их пропуске через таможенную границу, состава контрабанды не образуют.

Из этого следует, что умышленное не декларирование или недостоверное декларирование во внутренних таможнях должностными лицами или иными работниками юридических лиц ввезенных ими ранее в Казахстан товаров, предъявленных в установленном порядке при перемещении их через таможенную границу пограничной таможни для таможенного контроля т.е. перемещенных через таможенную границу Республики Казахстан с соблюдением таможенных правил, не образует состава преступления, предусмотренного ст.209 УК РК.

В зависимости от обстоятельств правонарушения, совершенного уже после ввоза на таможенную территорию Казахстана товаров, такие деяния могут квалифицироваться как уклонение от уплаты таможенных платежей, если не декларирование товаров, либо их недостоверное декларирование преследовало именно такие цели.

Не могут квалифицироваться по ст. 209 УПК РК действия правонарушителя, которые по своей объективной стороне совпадают с признаками нарушения таможенных правил: заявление недостоверных сведений, которые не влияют на принятие таможенным органом Республики Казахстан решения о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу республики.

ПО таможенному законодательству (ст. ГК РФ) в торговом обороте квалифицируются действия, связанные с ошибками при заполнении грузовой таможенной декларации, если последние не повлияли и не могли повлиять на принятие таможенным органам решения о перемещении (пропуск) товаров и транспортных средств через таможенную границу, помещении их под запрашиваемый таможенный режим, размер таможенных платежей.

Не могут квалифицироваться по ст. 209 УК РК и подлежать квалификации по ст. ТК РК случаи неправильного заявления таможенному контролю размер ввозимой в Казахстан инвалюты так как по действующему законодательству наличная иностранная валюта может ввозиться в Республику Казахстан без каких-либо количественных ограничений и предъявления разрешительных документов. Не исключено, однако, что в связи с борьбой с “ отмыванием доходов от преступной деятельности, решение о перемещении в Казахстан ввозимой инвалюты будет зависит от предъявления таможенному контролю разрешительных документов. При таком изменении законодательства заявление недостоверных сведений о ввозиомй инвалюте будет квалифицироваться по ст.209 УК РК, а при отсутствии признаков преступления – по таможенному законодательству (ст. ТК РК).

Изучение правовой базы и выводу, что в действующем законодательстве отсутствует регламентация такого деяния, как невозвращение вывезенных ценностей кроме валюты.

Предполагается, что это является пробелом в действующем законодательстве. Автор рассмотрел указанную проблему по аналогии с российским законодательством.

Литературный обзор, анализ правовой базы и ознакомления с практикой привело автора работы к выводу о существующем пробеле в законодательстве в отношении такого противоправного деяния, как невозвращение временно вывезенных за таможенную границу Казахстана ценностей, кроме валюты. Последнее предусмотрено ст.213 УК РК “Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Отсутствует статья о невозвращении культурных ценностей, представляющих народное достояние Республики Казахстан1.

Рассматривая данный пробел, автор курсовой работы, применяя метод аналогии в праве обратился и российскому законодательству2.

В российской правоприменительной практике возникают сложности в разграничении ч.2. ст.188 “Контрабанда” и ст.190 УК РФ “Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран)3.

При этом под предметами культурного достояния в смысле ст.190 УК РФ понимаются культурные ценности, которые, согласно ст.9 Закона “О вывозе и ввозе культурных ценностей” от 15.04.1993 г. не подлежат вывозу из Российской Федерации для свободного обращения за пределами её государственной территории. Это в частности:

1)движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Казахстана;

2)движимые предметы, независимо от времен их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядок, установленном законодательством Республики Казахстан;

3)культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных музеях, архивах, и других государственных хранилищах;

4)культурные ценности, созданные более 100 лет назад.

Установление ценности указанных объектов проводится на основании экспертиз.

Культурные ценности в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную территорию и незаконное перемещение которых предусмотрена ответственность по ст.188 УК РФ совпадают с предметами культурного наследия, невозвращение которых санкционируется в ст.190 УК РФ.

При разграничении исходят из того, что объективная сторона состава невозвращения на территорию Российской Федерации без уважительных причин т.е при реальной возможности их возврата, если их возвращении к установленному сроку является обязательным. Таким образом нарушается таможенный режим временного вывоза товаров (ст. 23,68,69 ТК РФ).

Под уважительными причинами понимается наличие обстоятельств, не зависящих от воли лица, взявшего на себя обязанности об обратном ввозе в Казахстан в установленные сроки предметов культурного достояния, которые лишними данное лицо возможности реально исполнить его. К таким причинам относятся: заболевания, смерть, увечья лица ответственного, форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия), катастрофы, военные действия).

Необходим такой квалификационный признак как наличие у ответственного лица в момент вывоза умысла оставить ранее указанные предметы за рубежом, а обязательство об обратном ввозе таких предметов на территорию Казахстана им было представлено в таможенные органы без намерения его исполнить, то такие противоправные действия подлежат квалификации по ст. 188 УК РФ по признакам перемещения товаров через таможенную границу Казахстан с обманным использованием документов. Доказательством указанных намерений могут служить обнаруженные в ходе расследования контракты о продаже обвиняемым (подозреваемым) таких предметов зарубежному покупателю, датированные до выезда за пределы Российской Федерации, переписка с зарубежным партнером – покупателем.

Представляется, что необходимо введение соответствующей статьи в уголовное законодательство РК с учетом разграничении указанных выше со ст. 188 УК РК.

Как уже отмечалось ранее квалифицирующими признаками ст.209 УК РК являются:


  1. неоднократность;

  2. совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения;

  3. совершение преступления с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Неоднократность – совершение двух или более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью статьи (ст. 11 УК РК). Преступление не признается совершенным неоднократно, если за ранее совершенное преступление лицо было в установленном законом порядке освобождено от уголовной ответственности, либо судимость за ранее совершенное преступление была погашена или снята.

Глава .3. Правоприменительная практика ст. 209 УК РК на примерах контрабанды, нефти, автомобильного

транспорта.
Значимость борьбы с контрабандой нефти и нефтепродуктов трудно переоценить. Во-первых, эта контрабанда представляет собой весьма доходный вид “теневого” бизнеса; а следовательно, позволяет лицам, ею занимающимся, сосредоточивать в своих руках большие средства, укрытые от фискальных органов государства. Эти средства тратятся не только на “красивую жизнь” контрабандистов, но и используются ими для подкупа государственных служащих самых различных ведомств и уровней, без которых зачастую сама эта противозаконная деятельность просто невозможна. Тем самым контрабанда нефти и нефтепродуктов - один из мощнейших источ­ников коррупции - этого бича современного Казахстана.

Во-вторых, сама система добычи, транспортировки и переработ­ки нефти, сбыта ее и произведенных из нее продуктов такова, что контрабандные операции невозможны без участия в ней целых ор­ганизованных преступных групп. В них могут входить и работники добывающих предприятий, заводов-переработчиков, предприятий транспорта, торговли, банков и т. п.

В-третьих, контрабанда нефти и нефтепродуктов как преступле­ние неизбежно выходит за рамки одной страны и, как правило, охватывает даже не две, а группу стран (например, в одной стране нефть добыта, транспортирована в другую и там переработана, неф­тепродукты реализованы в третьей, расчеты произведены в четвер­той, незаконно полученные средства помещены в банки пятой).

В-четвертых, контрабанда нефти и нефтепродуктов, как правило, совершается вместе с другими преступлениями: уклонение от уплаты таможенных платежей, невозвращение валютной выручки, лжепред­принимательство, ложное банкротство, уклонение от уплаты нало­гов, а в связи с контрабандой нефти и нефтепродуктов или вследст­вие ее совершаются и иные, неэкономические преступления. Так, в целях устранения “конкурентов” или на почве раздела, “левой” при­были совершаются заказные убийства, процветает рэкет (например, по делам о контрабанде нефтепродуктов, за 2 года были убиты 6 человек).

Что же должен знать и учитывать следователь, расследующий дело о контрабанде нефти и нефтепродуктов. Естественно, речь может идти лишь о рекомендациях общего характера, так как каждое дело имеет свою специфику.

Во-первых, очень важное значение имеет период преступной деятельности. Важно это потому, что за последние несколько лет (с 1993 г.) неоднократно менялась как экономическая ситуация на рынке, так и “правила игры”, т. е. нормативная база, регулирующая эту сферу бизнеса. Это происходило и потому, что государство в первый период только отрабатывало механизм контроля за экспор­том нефти и нефтепродуктов, и потому, что “правила игры” по мере углубления рыночных реформ все более и более приближались к принятым в остальном мире.

Так, например, до 1996 г. при экспорте из Казахстана с предприятия-экспортера взимались экспортные пошлины, примерно равные раз­нице в ценах на нефть внутри страны и на мировом рынке. Однако по мере стирания этой разницы в ценах размер пошлин постоянно снижался ив настоящее время заменен твердыми акцизами. Перво­начально экспорт нефти осуществлялся только предприятиями, имеющими статус спецэкспортера, причем ясных и точных правил, по которым мог быть получен этот статус, не существовало.

Кроме того, за указанный период дважды изменялась и сама диспозиция статьи УК, предусматривающей ответственность за контрабанду. Все это может создать по делу ситуацию, когда пре­ступная деятельность начиналась в одних правовых и экономических условиях, а продолжалась и заканчивалась в других. Эти обстоятель­ства могут создать сложности при квалификации действий преступ­ников и применении норм закона.

Поэтому следователь должен хорошо знать нормативную базу, регулирующую экспорт нефти и нефтепродуктов. При тщательном изучении этих норм следователь неизбежно обнаружит наличие в них многочисленных противоречий и пробелов, что, вообще говоря, характерно для молодого казахстанского законодательства. Кроме того, необходимо также хорошо ориентироваться в нормативной базе, регулирующей порядок перемещения нефти и нефтепродуктов через границу без экспорта (так называемый институт временного вывоза и внутреннего таможенного транзита), поскольку фиктивное использование этих режимов является одним из наиболее распро­страненных способов контрабанды. Нормативная база, регулирую­щая экспорт или временный вывоз нефти и нефтепродуктов, весьма объемна. Это и законы РК, указы Президента РК, постановления и распоряжения Правительства РК, и ведомственные нормативные документы, в первую очередь приказы и инструкции ГТК РК, Центробанка, Госналогслужбы и т. п. Кроме того, в “нормативную базу” условно можно включить и другие юридические документы - уставы и уч­редительные договоры участников сделок, исследуемых по делу коммерческие договоры, распоряжения, гарантийные обязательст­ва, акты сверок и т.д.'

Чтобы знать, какими способами может произойти контрабанд­ное перемещение нефти и нефтепродуктов через таможенную гра­ницу РК, прежде всего необходимо тщательно изучить способ транспортировки контрабандного груза с точки зрения его технологии.

Нефть, как правило, перемещается, вообще и через границу в частности от мест ее добычи до места сбыта или переработки трубо­проводным или морским транспортом. Возможна и комбинация этих способов. Перевозки сырой нефти по железной дороге-это скорее исключение, чем правило, и вызваны, в основном особенностями взаимного расположения мест добычи и переработки (когда завод расположен в непосредственной близости от месторождения, и само оно находится в зоне действия железной дороги). Нефтепродукты же могут перемещаться как железнодорожным (в том числе и на даль­ние расстояния), так и морским, речным, трубопроводным и авто* транспортом.

С учетом этих особенностей можно выделить следующие спосо­бы контрабанды нефти и нефтепродуктов (в порядке возрастания их распространенности):

1. Прямое недекларирование экспортной или перерабатываемой нефти. Такая операция возможна в силу разобщенности в системах учета в точке отправки нефти и в точке ее приема из-за того, что после 1991 г. эти точки находятся в разных государствах. Этот способ может быть осуществлен только в случае участия в сговоре на контрабанду работников систем трубопроводного и железнодорожного транспор­та, а также завода-переработчика. Выявить контрабанду в этом слу­чае возможно путем проведения ревизий (после изъятия всех необхо­димых документов) в точке отправления и точке приема.

2. Экспорт нефти без уплаты экспортных пошлин фиктивной фирмой, т. е. фирмой, созданной контрабандистами специально для данной операции по фиктивным документам (поддельным, докумен­там на умерших лиц, реально существующих лиц, неосведомленных об их использовании, и т. п.). Экспортные пошлины в этом случае могут быть не уплачены по причине отсрочки платежа, ввиду гаран­тий коммерческого банка, под предлогом выполнения государствен­ной программы и т. п. (известны случаи, когда преступники фабри­ковали даже подложные правительственные распоряжения). В дан­ном случае особое внимание следователь должен обратить на дейст­вия работников таможни (любого ранга) и других должностных лиц, так как не исключено, что их заявления об обмане со стороны контра-, бандитов являются ложными и маскируют взятки.

3. Фактический вывоз нефти на экспорт (либо сырой нефти, либо нефтепродуктов на экспорт после переработки нефти за пределами Казахстана) при том, что при вывозе в таможню заявляется режим вре­менного вывоза на переработку с возвращением в РК компенсаци­онных товаров (авиакеросина, бензина, дизтоплива, мазутов, серы,

сжиженного газа).

В период 1992-1995 гг. этот способ был наиболее распростра­ненным, о чем свидетельствуют данные таможенной статистики.

Суть способа заключается в том, что, во-первых, при вывозе нефти на переработку залоговые пошлины (равные экспортным) либо вообще не выплачивались (особенно при переработке в ближ­нем зарубежье), а взыскивались таможней только в случае обнару­жения нарушения таможенных правил, либо вместо фактической их уплаты коммерческие банки представляли гарантии их уплаты в последующем, в случае совершения правонарушения. Для сокрытия реализации нефтепродуктов в ближнем и дальнем зарубежье, где цены в тот период (1993-1995 гг.) были на 40-50% выше, чем в Казахстане, на заводы переработки вне Казахстана давались распоряжения об отправке партий нефтепродуктов российским потребителям (кото­рые на поверку оказывались фиктивными). В пути следования соста­вы с нефтепродуктами переадресовывались зарубежным потребите­лям. Для введения таможни в заблуждение фабриковались фиктив­ные грузовые таможенные декларации (ГТД) и другие документы, якобы подтверждающие возврат в Казахстан компенсационного товара. Частым случаем такой схемы являются схемы ложной бункеровки (нефтепродукты отправляются для бункеровки несуществующих казахстанских рыболовецких и других судов в инопорты).

В настоящее время в связи со становлением таможни, внедрени­ем в практику компьютеров, пунктов таможенных досмотров, пояснением у таможенников агентурных возможностей, укреплением взаимодействия с другими правоохранительными органами, распространенность по­добных способов контрабанды пошла на убыль.

Однако преступники изобретают новые способы введения тамо­женников в заблуждение. Например, используют действительное направление в Казахстане железнодорожных составов, но не с компен­сационным товаром, а полу- или просто пустых, либо с применением пересортицы (возвращают дизтопливо, а в документах указывают бензин и т. п.). Эта система довольно сложно поддается разоблачению, так как в силу специфики железнодорожного транспорта для таможни затруднительно производить фактический осмотр этого груза (с качественным анализом, измерениями и т. д.)- Тем не менее и в этом направлении таможня в последнее время проводит значи­тельную работу (создание терминалов, лабораторий и т. п.).

Как известно, преступность не имеет национальности, а потому казахстанские преступники охотно помогают своим зарубежным “кол­легам”. Для этого используется схема “внутреннего транзита”, суть которого заключается в том, что нефть, например из Казахстана, направляется в Россию якобы на переработку. В пути следования по трубопроводу она переадресуется в третью страну и там реализуется, а казахские таможенники тщетно ждут возврата продукции. Естест­венно, что такая операция без участия казахстанских лиц невозможна.

Сложилась ситуация, когда стало выгодным выво­зить нефть якобы для переработки в ближнее зарубежье (скажем, в Россию), продать там часть продуктов, на вырученные деньги купить импортный бензин из дальнего зарубежья (Италия, Финляндия и т. п.) и ввезти его в Казахстан под видом компенсационного товара, кото­рый поэтому не облагается акцизами.

Что же следователь должен как минимум учитывать и сделать в ходе расследования? Во-первых, следует:

- тщательно изучить материалы, представленные органом до­знания или контролирующим органом, выявить “пробелы” в них; разработать меры по их устранению;

- четко определить объем предстоящего расследования, его “географию”, круг лиц и организаций, возможно, причастных к пре­ступлению;

- смоделировать возможные версии, которые выдвинут лица, причастные к контрабанде, с целью последующего опровержения этих версий. Так, в момент поступления к следователю материала преступники обычно уже знают, что “прокололись”, поскольку до этого они уже имели объяснения с таможней, налоговой полицией или инспекцией, органами МВД и готовят свои объяснения о случившемся.




следующая страница >>
Смотрите также:
Историко-правовой анализ контрабанды в аспекте торговых и таможенных отношений Республики
723.5kb.
3 стр.
Право наследования вдовы в россии: историко-правовой анализ
62.46kb.
1 стр.
Актуальность темы исследования
821.45kb.
7 стр.
Азербайджан возросло число попыток контрабанды наркотиков в Азербайджане
306.57kb.
1 стр.
Некоторые дискуссионные вопросы реформирования юридического образования в России
51.48kb.
1 стр.
Принимая во внимание историю возникновения и развития консульских отношений между различными странами, можно констатировать, что консулы
1299.34kb.
6 стр.
Похищение человека, по уголовному законодательству Республики Казахстан
620.47kb.
3 стр.
О направлении перечня таможенных органов республики казахстан
74.89kb.
1 стр.
Анализ деятельности органов правовой статистики и специальных учетов с момента образования и дальнейшего пути развития в соответствии со «Стратегией «Казахстан-2050» г. Астана 5 июня 2013 год
200.49kb.
1 стр.
Закон кыргызской республики об охране и использовании историко-культурного наследия принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 29 июня 1999 года
272.13kb.
1 стр.
Соглашение между Чувашским региональным отделением Ассоциации юристов России и Национальной библиотекой Чувашской Республики о сотрудничестве и взаимодействии в рамках социально-правовой помощи и просвещения населения Чувашской Республики
28.46kb.
1 стр.
Закон о таможенных тарифах, таможенных пошлинах
348.22kb.
1 стр.