Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет экономики Программа дисциплины Теория отраслевых рынков для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра Авторы: д.э.н., профессор Авдашева Светлана Борисовна к.э.н., доцент Калмычкова Елена Николаевна
I. Пояснительная записка Авторы программы: д.э.н., профессор Авдашева Светлана Борисовна, к.э.н., доцент Калмычкова Елена Николаевна Требования к студентам Курс «Теория отраслевых рынков» предназначен для студентов бакалавриата 3 года обучения. Для успешного освоения материала курса студенты должны предварительно прослушать следующие курсы: Микроэкономика – промежуточный уровень; Статистика – начальный уровень; Теория игр – начальный уровень (желательно). Цель курса
Методическая новизна курса (новые методики, формы работы, авторские приемы в преподавании курса) Методическая новизна в изучении курса связана с большим объемом самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов включает в себя следующие составляющие компоненты:
Место курса в системе социогуманитарного образования Данный курс основан на применении метода микроэкономического анализа. Наряду с использованием метода, в курсе происходит развитие и уточнение знаний студентов о возможностях применения микроэкономического анализа для объяснения формирования структуры рынков и анализа их эффективности. Формы контроля
2) контрольная работа Эссе (0, 2 печ.л.)
Все перечисленные виды работ оцениваются по 10-ти бальной шкале (дифференцированные оценки). По результатам контроля выставляется итоговая средневзвешенная оценка, которая рассчитывается по формуле: Оср = ОсемWсем + ОкрWкр + ОэкзамWэкзам, где Осем, Окр, Оэкзам – оценки за семинары, контрольные работы и экзамен; Wсем = 0,15; Wкр =0,25; Wэкзам = 0,6 – весовые коэффициенты оценок за контрольные работы и экзамен. Таблица соответствия оценок по десятибалльной и пятибалльной системе.
II. Тематический расчет часов.
Базовые учебники и
III. Содержание программы Курс состоит из трех связанных между собой компонентов. Первый компонент знакомит студентов с концептуальными подходами к анализу проблем определения границ фирмы и межфирменного взаимодействия, и одновременно – с историей развития теории организации отраслевых рынков среди других направлений экономической теории. Второй раздел курса, занимающий центральное место, посвящен основным проблемам теории отраслевых рынков – включая вопросы стратегического взаимодействия продавцов, исследованиям и инновациям, конкуренции на рынках дифференцированного продукта, вертикальной организации рынка. Третий раздел курса посвящен использованию теории естественной монополии и использованию ее выводов для организации государственной политики в отраслях естественных монополий.
Технологические и институциональные факторы выбора границ фирмы. Организационная структура, размеры и эффективность фирм. Внутренняя структура фирмы. Вертикальная граница фирмы. Выбор «покупать или производить». Результаты эмпирического анализа размеров фирм (Kumar, Rajan, Zingales; 1999): роль технологических и институциональных факторов. Альтернативные цели фирмы. Влияние целей фирмы на рыночное поведение. Модель Баумоля против модели максимизации прибыли. Модели приватизации в контексте целей фирмы: поведение самоуправляемой компании. Модель Дженсена-Меклинга и проблемы корпоративного контроля. Корпоративное управление: развитие национальных моделей. Развитие теории рынков (Industrial Organization). «Структура – поведение – результат» в интерпретации Бэйна и гарвардской школы. Эмпирические исследования гарвардской школы. Чикагская школа против гарвардской. Теория игр и развитие представлений о структуре рынков. Традиционные эмпирические исследования и новая эмпирическая теория рынков.
Парадокс Бертрана. Ценовая конкуренция в бесконечно повторяющихся играх. Совершенное в подыграх равновесие и «народная теорема». Ценовая конкуренция и ограниченные мощности. Модель Крепса-Шейнкмана выбора мощностей и ценовой конкуренции: оправдание модели Курно. Экономическая теория явного и молчаливого сговора. Факторы, воздействующие на стимулы к сговору. Сговор и ценовая война. Проблемы конкурентной политики в отношении сговора. Издержки входа и структура рынка. Экзогенные и эндогенные издержки входа: различие воздействия на структуру рынка. Ограничение входа в рамках стратегического взаимодействия продавцов. Избыточные мощности как барьер входа. Модель Спенса-Диксита. Проблемы предотвращения входа: роль достоверной угрозы. Ограничивающая вход цена. Постулат Сайлоса-Лабини и его критика. Модель Милгрома-Робертса цены, ограничивающей вход, в условиях асимметрии информации об издержках. Парадокс хищнического ценообразования (чикагская школа) и подходы к объяснению эффективности хищнического ценообразования. Проблемы конкурентной политики в отношении крупных компаний. Потенциальная конкуренция. Модель состязательных рынков. Влияние концепции состязательных рынков на развитие теории и экономическую политику.
Структура рынка и спрос на инновации. Шумпетерианский подход к монополии и спросу на инновации. Величина расходов на инновации продавца на конкурентом рынке и монополиста при отсутствии угрозы входа. Расходы на инновации укоренившегося продавца и потенциального новичка. Кооперативные и некооперативные исследования и инновации: сравнительная эффективность. Внешние эффекты инноваций. Государственная политика в отношении соглашений об инновациях. Патенты и патентная защита. Оптимальная длительность патента. Длительность и охват патентной защиты: проблема компромисса.
Базовые модели дифференциации продукта. Горизонтальная дифференциация продукта и монопольная власть. Минимальная и максимальная дифференциация продукта. Оптимальные расходы компании на рекламу. Роль рекламы в стратегическом взаимодействии продавцов. Проблемы развития рынка с вертикально дифференцированным продуктом. Асимметрия информации о качестве и сигналы качества. Цена и расходы на рекламу как сигналы качества. Репутация фирмы как стимулирующий контракт. Сетевые эффекты на стороне потребления. Сетевые эффекты и равновесие. Сетевые эффекты и структура рынка. Совместимость и стандарты. Выбор совместимости в условиях действия сетевых эффектов. Проблемы конкурентной политики на рынке с сетевыми эффектами.
Отрицательные вертикальные внешние эффекты. Модель двойной надбавки. Расходы на рекламу (информирование) производителя и дилеров. Замещение ресурса производителя. Избыточная ценовая конкуренция между дилерами. Несоблюдение стандартов качества. Вертикальные ограничивающие контракты: типы и сравнительная эффективность. Отрицательные внешние эффекты и сравнительная эффективность вертикальных ограничивающих контрактов (Мэтьюсон и Винтер). Воздействие вертикальных контрактов на конкуренцию. Позиция чикагской школы. Возможности ограничения конкуренции с помощью исключающих контрактов: пост-чикагский подход.
Развитие концепции естественных монополий в экономической теории. Субаддитивность издержек для одно- и многопродуктовой фирмы. Устойчивость естественных монополий. Государственное регулирование естественных монополий и барьеры входа. Цели и предпосылки регулирования естественных монополий. Тарифное регулирование. Использование ценовой дискриминации в регулировании. Проблемы ценообразования по Рамсею. Цены пиковой и непиковой нагрузки: управление распределением потребителей между сегментами рынка. От регулирования тарифов к регулированию предельного изменения индекса корзины тарифов. Неэффективность тарифного регулирования естественных монополий. Издержки регулирования. Воздействие регулирования на стимулы и издержки регулируемых компаний. Регулирование нормы доходности и эффект Аверча-Джонсона. Дерегулирование: проблема выделения естественно-монопольного компонента. Модели развития конкуренции на рынках естественной монополии. Вертикальное обособление и проблема доступа. Теория и практика эффективного составного ценообразования. ЛИТЕРАТУРА Библиография по разделам: Тема 1 [1, гл. 1, 8, 9, 15] [2, гл.3, 9] Клейн Б., Кроуфорд Р.Дж., Алчян А. Вертикальная интеграция, присваиваемая рента и конкурентный процесс заключения контрактов. В: Вехи экономической мысли, т.5, 2003. Зингалес Л., Раджан Р. Спасение капитализма от капиталистов. М., ИКСИ, ТЕИС, 2004. Лейбенстайн Х. Аллокативная эффективность в сравнении с «Х-эффективностью». В: Вехи экономической мысли, т.2, 2000. Махлуп Ф. Теории фирмы: маржиналистские, бихевиористские и управленческие. В: Вехи экономической мысли, т.2, 2000. Jensen M.C., Meckling W.H. Theory of the Firm: Managerial Behavior, Agency Costs and Ownership Structure. Journal of Financial Economics, 1976, Vol. 3, No. 4 Kumar K.B., Rajan R., Zingales L. What Determines Firms Size. NBER working paper, 7208, 1999.
[1, гл.3] [2, гл.7,8] Спенс М. Вход, мощность, инвестиции и олигополистическое ценообразование. В: Вехи экономической мысли, т.5, 2003. Диксит А. Роль инвестиций в предотвращении входа. В: Вехи экономической мысли, т.5, 2003. Баумоль У.Дж. Состязательные рынки: мятеж в теории структуры отрасли. В: Вехи экономической мысли, т.5, 2003. Стиглер Дж.Дж. Теория олигополии. В: Вехи экономической мысли, т.2, 2000. Крепс Д.М., Уилсон Р. Репутация и несовершенная информация. В: Вехи экономической мысли, т.5, 2003. Тема 3: [1, гл.13] [2, гл.16] Камьен М.И., Шварц Н. Л. Структура рынка и инновации: обзор. В: Вехи экономической мысли, т.5, 2003. Кац М.Л., Шапиро К. Сетевые внешние эффекты: конкуренция и совместимость. В: Вехи экономической мысли, т.5, 2003.
[1, гл.4, 5] [2, гл.12, 13] Габжевич Ж.Я., Тиссе Ж.Ф. О природе конкуренции при дифференцированном продукте. В: Вехи экономической мысли, т.5, 2003. Шмалензи Р. Реклама и рыночная структура. В: Вехи экономической мысли, т.5, 2003. Милгром П., Робертс Дж, Ценовые и рекламные сигналы качества продукции. В: Вехи экономической мысли, т.5, 2003. Economides N., The Economics of Networks. International Journal of Industrial Organization 14(6): 673-699 (October 1996).
[1, гл. 6] [2, гл.11] Мэтьюсон Г.Ф., Уинтер Р. Экономическая теория вертикальных ограничений. В: Вехи экономической мысли, т.5, 2003. Марвел Г. Исключительное дилерство. В: Вехи экономической мысли, т.5, 2003. Телсер Л.Г. Зачем производителям справедливая торговля? В: Вехи экономической мысли, т.5, 2003. Agion P. and P.Bolton. Contracts as a Barrier to Entry. American Economic Review, 1987, vol.77, pp.388-401. Rey P. and J.Tirole (1986) The Logic of Vertical Restraints. American Economic Review, vol.76, pp.921-939. Тема 6: [1, гл.17] [2, гл.5] Королькова Е.И. Тенденции в развитии теоретических подходов к регулированию естественной монополии. Экономический журнал ВШЭ, т.3, 1999, № 2. Королькова Е.И. Естественная монополия: регулирование и конкуренция (курс лекций). Экономический журнал ВШЭ, т.4, 2000, № 4. Лекция 1. Регулирование и естественная монополия. Питтман Р. Вертикальная реструктуризация инфраструктурных отраслей в странах с переходной экономикой. Экономическая школа: аналитическое приложение, вып.1. С-Пб, Экономическая школа, 2002. 2. Тематика заданий по различным формам текущего контроля: Пример задач к промежуточному или итоговому контрольному мероприятию В качестве механизма текущего контроля используется контрольные работы и подготовка эссе. Структура эссе (на основе отдельных работ):
Список работ, которые являются основой для выполнения эссе
Вариант контрольной работы (максимальная оценка 100 баллов; каждый ответ оценивается в 25 балла) 1. Зависимость объема спроса на товар компании от цены и суммы расходов на рекламу описывается функцией 1.2. Охарактеризуйте альтернативные объяснения рекламы в теории отраслевых рынков. 2. Две фирмы производят однородный продукт с нулевыми предельными издержками. Рыночный спрос составляет 2.1. Какое количество должна выбрать фирма-лидер, чтобы предотвратить вход последователя на рынок? Является ли предотвращение входа прибыльным для лидера по сравнению с выбором выпуска, равновесного по Штакельбергу, - при котором вход последователя произойдет? 2.2. Является ли выпуск (мощности), предотвращающий вход новичка, компонентом равновесия по Нэшу? Сделайте выводы о стратегическом расширении мощностей как способе предотвращения входа. 2.3. Продемонстрируйте различия между моделями Спенса и Диксита стратегического предотвращения входа. 3. N идентичных продавцов продают товар информированным и неинформированным (о ценах в других магазинах) покупателям. Общее число покупателей - 8000 человек в день, из них 20% - не информированы о ценах. Каждый покупатель приобретает только одну штуку товара. Максимальная цена, которую готовы заплатить информированные покупатели, равна средним издержкам фирм. Зависимость средних издержек фирмы от объема продаж товара 3.1.Определите возможные ценовые стратегии продавцы в долгосрочном периоде и соответствующую величину прибыли. 3.2. Определите ограничение на количество фирм, при котором возможно получение ненулевой экономической прибыли. 3.3. Сделайте вывод о влиянии асимметрии информации о ценах на поведение и прибыль участников рынка. 4. Монополист-производитель, производящий товар с нулевыми затратами, предлагает дистрибьютору-монополисту, крайне отрицательно относящемуся к риску, схему оплаты поставок по модели двухставочного тарифа. 4.1. Определите параметры оптимального двухставочного тарифа, если рыночный спрос составляет 4.2. Ответьте на вопрос (4.1) при условии, что рыночный спрос с вероятностью 0,5 составляет 4.3. Ответьте на вопрос (4.1) при условии, что затраты дистрибьютора на реализацию с вероятностью 0,5 составляют 0,15, и с вероятностью 0,5 - 0,05. 4.4. Сделайте вывод о влиянии отношения дистрибьюторов к риску и неопределенности на результативность альтернативных типов вертикальных контрактов. 3. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
4. Примерные темы курсовых работ
Авторы программы Авдашева С.Б. Калмычкова Е.Н. Смотрите также: Программа дисциплины Теория отраслевых рынков для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
194.89kb.
1 стр.
Программа дисциплины Организационная психология для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра профиль «Статистика»
203.64kb.
1 стр.
Программа дисциплины для направления 080100. 62 Экономика Специализация Мировая экономика подготовки бакалавра
261.13kb.
1 стр.
Программа дисциплины Экономическая история для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
394.07kb.
4 стр.
Программа дисциплины Микроэкономика для направления 080100. 62 "Экономика" подготовки бакалавра
546.72kb.
8 стр.
Программа дисциплины Экономика Германии для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
250.31kb.
1 стр.
Программа дисциплины Английский язык для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
588.87kb.
2 стр.
Программа дисциплины бухгалтерский учет и анализ для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
210.58kb.
1 стр.
Программа дисциплины Анализ и редактирование данных с пропусками и ошибками для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра
83.52kb.
1 стр.
Программа дисциплины Организационная психология для направления 080100. 62 Экономика (подготовка бакалавра) Курс: 3
143.47kb.
1 стр.
Программа дисциплины Итальянский язык для направления 080100. 62 Экономика, специализация "Мировая экономика"
378.78kb.
5 стр.
Программа дисциплины «Экономика и политика сша» 753.51kb.
5 стр.
|