Главная
страница 1страница 2страница 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

Петрова Е.Д

«10» июня 2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТРЕНИНГ АССЕРТИВНОСТИ

(наименование учебной дисциплины)



Уровень основной образовательной программы бакалавриат

Направление подготовки (специальность) 050400 ПО Психолого-педагогическое образование.

Профиль Психология образования

Форма обучения очная

Факультет ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

(сокращенное и полное наименование факультета)



Кафедра Общей психологии

(сокращенное и полное наименование кафедры)



Курс _______4____________________ Семестр______7__________________

Учебный план набора ______ года и последующих лет.

Распределение рабочего времени:



Виды учебной работы

Семестр 1 1

Семестр 2

Семестр 3

Семестр 4

Семестр 5

Семестр 6

Семестр 7

Семестр 8

Всего

Единицы



Лекции



















18







часов



Лабораторные работы



















36







часов



Практические занятия



















18







часов



Курсовой проект/работа (КРС) (аудиторная)




























часов



Всего аудиторных занятий (Сумма 1-4)



















72







часов



Из них в интерактивной форме




























часов



Самостоятельная работа студентов (СРС)



















108







часов



Всего (без экзамена) (Сумма 5,7)



















180







часов



Самост. работа на подготовку, сдачу экзамена




























часов



Общая трудоемкость (Сумма 8,9)



















180







часов




(в зачетных единицах)



















5







ЗЕТ


Зачет _________________семестр Диф. зачет 7 семестр

Экзамен ______________семестр

Магнитогорск 2011Лист согласований
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения по направлению подготовки (специальности) 050400 ПО Психолого-педагогическое образование,

утвержденного ________________________,

(дата утверждения ФГОС ВПО)

рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «10» июня 2011 г., протокол № 11.


Разработчики: доцент каф. общей психологии, канд. псих. н. Разовская И. Н

(подпись)


Зав. кафедрой: проф. каф общей психологии, к психол.н. Джумагулова Т.Н.

(подпись)


Эксперты:

Доц. каф. общей психологии МаГУ, к.психол.н. Мережников А.П.


Доц. каф. педагогики и психологии МГТУ, к. психол. н. Сычева Т.Б.

(подпись)

Цель дисциплины:


  1. Формирование у студентов представлений об основных понятиях, специфике поведенческого подхода, как основы организации тренинга ассертивности.

  2. Обучение навыкам практического использования методов тренинга ассертивности.

Задачи курса:

  1. Знакомство студентов со спецификой тренинга ассертивности, его отличительными характеристиками, основными понятиями, видами, моделями.

  2. Изучение студентами теорий, лежащих в основе поведенческого тренинга, и методов, возникших на их основе.

  3. Знакомство с психологической моделью уверенного поведения.

  4. Овладение основными технологиями тренинга ассертивности.

  5. Формирование рефлексивной способности результатов собственных профессиональных действий.

  6. Формирование умения составлять программы тренингов студентами.



2. Место дисциплины в структуре ОО. Данный курс является обязательной частью __ Б3.В.ОД18 комплекса предметов в подготовке специалистов (бакалавров) с высшим образованием в программе подготовки студентов психологического факультета по специальности/ направлению подготовки – Психолого-педагогическое образование. Психология образования. Бакалавриат. Дисциплина «Тренинг ассертивности» изучается на 4 курсе (7 семестр).
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



  • способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

  • готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

  • способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: технологии ассертивного поведения, способы организации совместной деятельности, методы его диагностики и коррекции, основные принципы работы ведущего в группе поведенческого тренинга.

Уметь: использовать методы организации совместной деятельности и межличностного взаимодействия, методы диагностики и коррекционно-развивающие способы воздействия на поведение, разрабатывать программу тренинга уверенного поведения.

Владеть: основными техниками тренинга ассертивности, способами анализа собственного поведения, эмоциональных проявлений.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет ___180________ зачетных единиц.



Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

7










Аудиторные занятия (всего)

72













В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

18

18










Лабораторные работы (ЛР)

36

36










Практические занятия (ПЗ)

18

18










Семинары (С)
















Коллоквиумы (К)
















Курсовой проект/(работа) (аудиторная нагрузка)
















Другие виды аудиторной работы
















Самостоятельная работа (всего)

108

108










В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа) (самостоятельная работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат
















Другие виды самостоятельной работы


































Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




8










Общая трудоемкость час
















Зачетные Единицы Трудоемкости


















5. Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Лаборат.

занятия


Практич.

занятия.


Курсовой П/Р (КРС)

Самост. работа студента

Всего час. (без экзам)

Формируемые компетенции

(ОК, ПК)


1.

Общее представление о психологическом тренинге.


8




8




20

36




2.

Поведенческая психотерапия, как основа тренинга ассертивности.

8




8




20

36




3.

Практика тренинга ассертивности.

2

36

2




68

108





5.2. Содержание разделов дисциплины (по темам)


№ п/п

Наименование разделов

Содержание разделов

Трудоемкость (час.)

Формируемые компетенции

(ОК, ПК)


1.

Общее представление о психологическом тренинге.


Понятие психологического тренинга. Многообразие подходов к определению понятия «психологический тренинг». Критерии отличия тренинга от других видов деятельности практического психолога (психотерапии, психологической коррекции, а также от обучения). Специфические черты психологического тренинга.

Критерии классификации тренинговых групп.




36

ОПК6

2.

Поведенческая психотерапия, как основа тренинга ассертивности

Определение поведенческой психотерапии, ее цели и задачи. Основные принципы поведенческой психотерапии: первенство поведения, важность научения, база тренинга – теории и экспериментальные данные научной психологии; техники, применяемые в поведенческой психотерапии, имеют точную спецификацию и поддаются воспроизведению; подход к тренингу как к экспериментальному методу.

Групповые эффекты в поведенческом тренинге. Основные понятия поведенческого тренинга: поведение, подкрепление, научение, реакция, ситуация, моделирование, стимул, обусловливание. Причины оформления поведенческой психотерапии в самостоятельное направление. Введение термина «поведенческая психотерапия» Г. Айзенком, А. Лазарусом. Школы (центры исследования) поведенческой психотерапии, существовавшие в 50-60 гг. 20 века. Формирование когнитивно-поведенческого направления (70-е годы 20 века).

Развитие условно-рефлекторной терапии в России. Теория классического обуславливания И. П. Павлова. Возможные группы методов поведенческого направления: методы редуцирующие и усиливающие поведение; методики, основанные на принципах положительного и отрицательного подкрепления; методы, основанные на классическом и оперантном типах обуславливания.

Теория условного рефлекса И. П. Павлова. Применение теории классического обуславливания для объяснения возникновения страхов (Дж. Уотсон). Условно-рефлекторная терапия В. М. Бехтерева и А. Сальтера. Понятие и механизмы возникновения социальных страхов (Дж. Вольпе).

Методы, основанные на классическом обуславливании: систематическая десенсибилизация и ее виды (десенсибилизация in vivo, групповая десенсибилизация, записанная на кассете процедура, контактная десенсибилизация, эмотивное воображение, фединг, иммерсия), положительное и отрицательное подкрепление, методика контроля стимула, аверсивные техники, процедуры релаксации.


36

ПКПП2

ПКПП4


3.

Практика тренинга ассертивности

Понятие поведенческого анализа. Современные методы и приемы анализа поведения. Поведенческий диагноз. Типы и классификация программ поведенческого тренинга как метода формирования ассертивного поведения. Стандартизированные, полустандартизированные и нестандартизированные программы. Индивидуальный тренинг. Этапы работы над программой тренинга.

Понятие ассертивности. Манипулирование и уверенное поведение. Умение отказать, выразить просьбу об одолжении, как реагировать на критику – справедливую и несправедливую. Построение взаимоотношений с опорой на положительные качества партнера.

Личность психолога в тренинге ассертивности. Поведение тренера как модель. Качества психолога, работающего в русле поведенческого направления: внутренняя свобода, эмпатия и чувство юмора, самоконтроль, вера в успех. Стиль коммуникаций.


108

ПКПП2

ПКПП4


следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины тренинг ассертивности
329.8kb.
3 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины земельное право
216.79kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Исполнительное производство»
473.69kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Договорное право»
201.58kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право на недвижимость
383.1kb.
2 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное частное право» «International Private Law»
761.58kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины деловой этикет business Etiquette
276.36kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право собственности и способы его защиты»
604.59kb.
3 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины сравнительное правоведение Comparative Jurisprudence Язык обучения: русский
288.6kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «История развития прокуратуры в России. Прокуратура зарубежных государств»
222.87kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык» наименование учебной дисциплины
285.62kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Международно-правовая охрана интеллектуальной собственности» «International Legal Protection of Intellectual Property»
435.19kb.
3 стр.