Главная
страница 1
Чиркова О.А., 220-071-628
Приложение 5
Как влияет телевидение на психическое здоровье детей?
Сегодня многие говорят о потоке насилия: сексуального, физического, нравственного, который в последнее время буквально захлёстывает голубой экран. Продюсеров понять можно – поставь в вечернем эфире очередную кровавую сказочку, и популярность каналу обеспечена. А между тем исследователи обнаружили, что только за один час такого вещания у человека в мозгу запечатлевается девять актов физической и восемь – «словесной» агрессии. То есть зритель становится свидетелем, в среднем, семнадцати сцен насилия. В наше время их на телевидении в четыре раза больше, чем проявлений нежности.

И даже если человек смотрит фильм не очень внимательно, например, убирает в это время комнату, ужинает, обсуждает с близкими какие-то проблемы, всё равно яркие картинки насилия, поставленные зачастую талантливыми режиссёрами, безусловно, откладываются в его подсознании. Он может и не запомнить, о чём фильм, а впечатление останется.

В гештальт-терапии есть приём, когда одно слово повторяется пациенту много раз. Или неоднократно проигрывается одна и та же ситуация, после чего её эмоциональная окрашенность «блекнет». Так и с просмотром «крутых» боевиков. Кровь уже не вызывает шока, ведь это становится привычным. Получается как бы своеобразный перенос из жизни нереальной в жизнь истинную. И человек уже может спокойно пройти мимо того, кому нужна помощь. Происходит как бы эмоциональное отупение, не говоря уже о развитии агрессии.

Американские учёные выявили интересную закономерность: у детей, с восьми лет бесконтрольно смотревших передачи, уже в девятнадцать наблюдалась большая агрессивность по сравнению со сверстниками. А тридцатилетние мужчины, совершившие тяжкие преступления, как выяснилось, были большими почитателями фильмов с элементами насилия. Вымышленная агрессия становится реальностью.

Для одних детей агрессия становится нормой, и они включают её в «репертуар» поведения. Другие начинают постоянно испытывать чувство тревоги, боясь выйти на улицу, остаться дома в одиночестве. Родители не могут понять, почему их Петя или Ванечка в садике замахнулся лопаткой на девочку, а лучшему другу расцарапал нос или, наоборот, почему часто плачет по ночам, требует включить свет. И забывают, что ребёнок часами не отрывается от телевизора, где, по большому счёту, жизнь далека от реальности.

Сегодня телевидение как бы моделирует наше поведение, внушая: «так можно», «ничего страшного», «всё дозволено». Для достоверности сошлюсь на результаты ещё одного исследования, когда мужчин опрашивали до и после просмотра «специфического» фильма. Второй «замер» обнаружил – число допускающих сексуальное насилие увеличилось. Чем не формирование определённого поведения и его навязывание?

Смотреть телевизор – в основном пассивное занятие, нередко вызывающее физическую и эмоциональную вялость. В то же время это занятие может успокоить детей, помогая им расслабиться и сконцентрировать внимание. Просмотр телепередач не только отнимает время. Дети смотрят новости, информационные программы, документальные фильмы, расширяют свой кругозор, сопереживая героям фильмов. В то же время, детские психологи пришли к выводу о негативном влиянии телевидения на детей. Дети часто в игре или в реальной жизни подражают насилию, демонстрируемому по телевидению. Дети склонны отождествлять себя с жертвами или агрессорами и действовать в соответствии с этими ролями. Под влиянием фильмов со сценами насилия дети могут стать нечувствительными к жестокости. Дети могут прийти к заключению, что насилие является приемлемой моделью поведения.

Специалистами из США и Канады дают следующие рекомендации, направленные на профилактику негативного влияния телевидения на детей.



  • Демонстрируйте детям способность изменить собственные

вредные привычки, связанные с телевидением

- Не оставляйте телевизор включённым, если не смотрите его.

- Исключайте просмотр телепередач, связанных с насилием, особенно когда ваш ребёнок дома.

- Не делайте из телевизора «фон»: не занимайтесь чем-либо, когда смотрите телевизор (и не смотрите телевизор, когда что-либо делаете).

- Сократите время, в течение которого вы смотрите телевизор.

- Исключите просмотр телевизора при общении с гостями.

- Учите детей заранее выбирать телепередачи заранее, планировать просмотр телепередач (с учётом других задач) на день, неделю.

  • Не разрешайте ребёнку смотреть телепрограммы, показывающие агрессию.

Старайтесь планировать, какие программы ребёнок будет смотреть, исключайте передачи, содержащие сцены насилия, сексуальной агрессии. Спрашивайте ребёнка, какие программы он собирается смотреть, и не позволяйте ему смотреть те программы, которые вас беспокоят.

Если вы обнаружили, что ребёнок смотрит программу, в которой есть сцены насилия, сексуальной агрессии или связанную со стрессом, выразите своё беспокойство и предложите ребёнку выбрать другую программу или заняться другим делом. Если ребёнок отказывается это сделать, проявите твёрдость и переключите на другую программу или выключите телевизор.



  • Помогите ребёнку отличать события, демонстрируемые по

телевидению и происходящие в действительности.

Когда ребёнок становится свидетелем акта насилия на экране, обратите его внимание на то, что это событие инсценировано, в нём применяются специальные эффекты, в нём участвуют актёры. Важно объяснить ребёнку, в чём отличие этого сюжета от реальных событий. Так, жертвы телевизионного насилия необычайно быстро восстанавливают силы и здоровье, чем жертвы настоящего насилия. Необходимо объяснить, в чём отличие телевизионных и реальных ситуаций. Например, если ребёнок считает, что родители в телевизионном фильме более умные и весёлые, чем его собственные родители, разъясните, что в действительности артисты не живут со своими «телевизионными» детьми, что опытные писатели пишут для них слова, и актёры долго репетируют каждую сцену кинофильма.



  • Установите условия и продолжительность времени, в течение

которого ребёнку разрешено смотреть телевизор.

Многие дети младшего школьного возраста смотрят телевизор по 3-6 часов в день. В таком случае у них практически не остаётся времени на учёбу, общение, работу по дому, спорт. На телевизор ребёнку следует тратить не более 1-2 часов в день. Однако и это время следует сократить, если не хватает времени на работу по дому, выполнение домашних заданий.

Предусматривайте телепрограммы, которые ребёнку следует просматривать вместе с другими членами семьи. Целесообразно установить интервал времени, когда просмотр телепередач прекращается. Этот интервал можно смещать, чтобы посмотреть интересную программу.


  • Организуйте занятия ребёнка, которые могут заменить

просмотр телевизора.

Сокращая время, которое ребёнок смотрит телевизор, и не предлагая ничего взамен, родители не достигнут своих воспитательных целей. Если ребёнку больше нечем заняться, то ему будет недоставать телевизора. Предлагая ребёнку поиграть, заняться чем-то полезным и приятным, старайтесь принять участие в его делах.



  • Периодически придерживайтесь принципа «день без телевидения».

Если хороших телепередач не намечается или предполагается какое-то другое занятие, объявите «день без телевидения» («вечер без телевидения»). Ребёнок должен ощутить, что без телевизора вполне можно обойтись. Особенно отказ от телевидения подходит после того, как несколько вечеров подряд вы смотрели телевизор дольше обычного.[4]


Смотрите также:
Чиркова О. А., 220-071-628 Приложение 5
48.45kb.
1 стр.
Компания стади-центр (495) 628-3078 (495) 628-0896
32.4kb.
1 стр.
Компания стади-центр (495) 628-3078 (495) 628-0896
789.84kb.
6 стр.
Компания стади-центр (495) 628-3078 (495) 628-0896
34.04kb.
1 стр.
Инструкция по эксплуатации Правила безопасности Включать только при 220 вольт
341.62kb.
1 стр.
Техническое задание на капитальный ремонт разъединителей типа рндз-220 кВ в количестве 1 шт на присоединениях шр-220 тн-2с
434.09kb.
1 стр.
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по физике 2011-2012 учебный год 9 класс Задача Две лампы в электрической цепи
122.09kb.
1 стр.
Шнуры соединительные ту рб 500017371. 019-2001
26.05kb.
1 стр.
Краткое руководство пользователя Garmin astro 220 с ошейником dc 40
40.49kb.
1 стр.
Дефектная ведомость на капремонт вл 35-220 кВ на II iii квартал 2006 г. (Торги) вл-220 кВ “ Лопча-Юктали” –60 га Чистка просеки вручную в пролетах: 1-9,11-16,18-19, 326-341
64.78kb.
1 стр.
Аппарат monster 220 ac/dc оснащен специальными функциями
22.05kb.
1 стр.
Гимн вгпу «родной педагогический»
784.02kb.
6 стр.