Главная
страница 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

города Обнинска

Калужской области



РАССМОТРЕНО

Педсовет

протокол № ____

«____» ______________2012г.






УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «СОШ №7»

_________ /Т.А. Бурмистрова/

Приказ от «____» _____ 2012 г.

№ ______



Программа

обучения и социализации

детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

"Понимание и поддержка"



2012-2015 годы

Паспорт Программы

Наименование Программы

Программа обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы «Понимание и поддержка»

Разработчики Программы

Педагогический коллектив МБОУ «СОШ № 7»

Цель Программы

Сформировать эффективную систему интегративного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду и социум с обеспечением успешной психологической адаптации и социализации

Задачи Программы

  • создать условия (кадровые, материально-технические, организационные и др.) для обеспечения комплексной психолого-педагогической адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

  • обеспечить детей с ограниченными возможностями здоровья необходимым комплексом мероприятий для получения ими адекватного образования

  • разработать систему мониторинга уровня психологической адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Сроки реализации Программы

2012-2015 гг.

Этапы реализации Программы

2012-2013 г.г. – подготовительный (прогностический)

2013-2014 г.г.- основной (этап реализации)

2015 г. – рефлексивный (внутренняя и внешняя экспертиза полученных результатов)


Исполнители Программы

  • педагогический коллектив МБОУ «СОШ №7»

  • специалисты вспомогательных служб школы и города (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог)

  • медицинские работники школы и города

  • родители детей с ограниченными возможностями здоровья

Ожидаемые результаты:

  • увеличение количества и эффективности необходимых мероприятий; обеспечивающих комплексный подход к решению социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

  • успешное интегративное включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду, в социум

  • успешная социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей

  • совершенствование школьной системы выявления, учета и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

  • повышение качества комплексных реабилитационных и профилактических мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья

Прогнозируемые риски

  • неготовность кадрового состава работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья

  • смена кадрового состава ОУ

  • отсутствие финансирования

  • изменения в законодательной базе по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Контроль исполнения программы

  • директор МБОУ «СОШ №7»

  • Управление общего образования Администрации города Обнинска


Пояснительная записка

Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации школьного пространства к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия. Это не означает, что инклюзия не требует оказания детям с различными возможностями специальной помощи и поддержки на уроках или обучения за пределами класса, если это требуется. Но это всё является разнообразными возможными вариантами, и, честно говоря, периодически бывает необходимым буквально для всех учеников в классе.

«Интеграция» и «инклюзия» - это два термина, которые часто используются один вместо другого, поскольку многие учителя и школы считают их синонимами. Инклюзия отличается от интеграции тем, что с самого начала рассматривает всех детей без исключения частью общеобразовательной системы. Таким образом, для детей с особенностями отсутствует необходимость в какой-либо специальной адаптации, поскольку они с самого начала являются частью школьной системы. Одна из целей инклюзии состоит в том, чтобы любая школа могла быть готовой в будущем принять детей с различными возможностями. Это может повлечь не только изменения в структуре и работе школы, но и изменения во взглядах учителей общего и специального образования, привыкших рассматривать свою работу как обучение только определённых групп детей.

В современном мире интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения – это глобальный общественный процесс, затрагивающий все высокоразвитые страны. Его основой является готовность общества и государства переосмыслить всю систему отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья с целью реализации их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования наряду со здоровыми детьми. Естественно, что не все категории детей с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться в условиях общеобразовательной школы, но большая часть могут.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в большей степени, чем здоровый ребенок, подвергнут влиянию ближайшего окружения; отношение ближайшего окружения либо усиливает влияние дефекта на личность ребенка и его развитие в целом, либо помогает ему это влияние компенсировать. Особенности развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья и различные ограничения, которые вносит в его жизнь дефект, приводят к тому, что его самостоятельное обучение в условиях общеобразовательной школы часто бывает затруднено. Мы предлагаем таким детям обучение в общеобразовательной школе совместно со здоровыми детьми, при условии социально-педагогической помощи данной категории детей.

Под социально-педагогической помощью детям с ограниченными возможностями здоровья мы понимаем комплекс педагогических мер, направленных на развитие личности ребенка, имеющего жизненные ограничения, в ходе которых формируется адекватное восприятие собственного «Я» и окружающей действительности, устойчивость к внешним и внутренним травмирующим воздействиям, способность адаптироваться в окружающую среду и эффективно с ней взаимодействовать.

Основная цель социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья – ценностное развитие ребенка как личности в пределах его психофизических возможностей при помощи комплекса разнообразных педагогических средств.

Система социально-педагогической помощи таким детям, обучающимся в условиях общеобразовательной школы, обеспечивает возвращение ребенка в продуктивную полноценную социальную жизнь, включение его в систему общественных отношений.

Социально-педагогической помощью детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы, на наш взгляд, являются следующие компоненты: диагностический, консультационный, практический, прогностический и социально-реабилитационный.


  • диагностический компонент представляет собой изучение личности ребенка и его взаимоотношений со средой.

Реализация диагностического компонента социально-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья предполагает: изучение личности самого ребенка, состояние его интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер. В процессе диагностики изучаются возможности и имеющиеся у ребенка способности, особенности течения его заболевания, степень влияния имеющегося дефекта на общий уровень развития и восприятие своего «Я», а также особенности его взаимоотношений с ближайшим окружением, положение в семье и возможности включения в детский коллектив. Проведенное комплексное диагностическое исследование позволяет выделить основные затруднения, которые испытывает ребенок в отношении восприятия себя и имеющегося дефекта, дать общую характеристику развития его личности и отношений с окружающей средой.


  • консультационный компонент социально-педагогической помощи ребенку представляет собой организацию консультирования данной категории детей.

Консультации детей с ограниченными возможностями здоровья должны носить индивидуальный характер, они направлены на преодоление тех затруднений, которые испытывает ребенок.


  • практический компонент предполагает выбор и реализацию конкретных мер, средств и форм социально-педагогической помощи детям.

Реализация практического компонента включает несколько этапов:

1) подготовительный - на данном этапе осуществляется подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья и членов его семьи к обучению в условиях общеобразовательной школы.

2) вторым, или основным этапом реализации практического компонента является этап решения возникающих в процессе обучения проблем. У здорового ребенка начало обучения в школе – это определенный кризис, который в литературе принято называть «кризисом первых недель обучения». Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья адаптационный период больше по времени и сопряжен с дополнительными трудностями. Ему необходимо научиться самостоятельно решать проблемы, возникшие в результате того или иного дефекта, научиться вместе со здоровыми детьми включаться в разнообразную деятельность, находить ей альтернативу, если ограничения, заданные дефектом, не дадут ему возможности ее выполнения.

3) следующий этап реализации практического компонента социально-педагогической помощи детям-инвалидам – это этап сопровождения ребенка в процессе его обучения в школе.

Социально-педагогическое сопровождение – это процесс своевременной помощи ребенку на основе постоянного отслеживания изменений в процессе его развития, адаптации его в детском коллективе и развития компенсаторных механизмов. Основная функция социально-педагогического сопровождения – помощь ребенку и его семье в решении проблемных ситуаций.


  • следующим компонентом социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является прогностический компонент.

Прогнозирование – это определение потенциальных возможностей ребенка к обучению в условиях общеобразовательной школы. При прогнозировании таких возможностей специалист должен изучить особенности дефекта, имеющиеся у ребенка, влияние его последствий на его жизнедеятельность и тенденции развития последствий дефекта.


  • еще одним компонентом социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является социально-реабилитационный компонент.

Социальная реабилитация - это целенаправленный процесс возвращения ребенка, имеющего те или иные жизненные ограничения, в продуктивную полноценную социальную жизнь, включение его в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий, а также комплекса педагогических средств, направленных на целостное развитие ребенка как личности в пределах его психофизических возможностей.

Социальная реабилитация – это система мероприятий, направленная на развитие возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
Концептуальные приоритеты Программы
Анализ опыта интеграционных процессов в европейских странах, накопление собственного отечественного опыта1 позволили сформулировать основные принципы российской концепции интегрированного (инклюзивного) обучения2.

Во-первых, это выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми на максимально раннем этапе и своевременное оказание необходимой помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его семье.

Во-вторых, это создание вариативных условий для реализации права на образование всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизических особенностей. Интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются контроль развития ребенка, успешностью его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников.

Третьим принципом концепции интегрированного обучения является обоснованный отбор детей для инклюзивного образования, опирающийся на дифференцированные показания к интегрированному обучению.

При этом интеграция не подменяет собой систему специального образования и не противостоит ей. Интеграция, как процесс, сближает обе образовательные системы – общую и специальную, делая границы между ними проницаемыми и вариативными.


Таким образом, инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе детей-инвалидов) в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество3.

Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный устойчивый характер.

Другим условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования.

Инклюзия - это серьезная интеллектуальная, организационная и эмоциональная работа, которая требует настоящей отдачи от всех субъектов образовательного процесса в контексте институциональных изменений.
Актуальность инклюзивного образования:

Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания. Согласно прогнозным оценкам число учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения индивидуальных образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится ребенок.


Цель инклюзивного образования:

Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья по общеобразовательной и дополнительной программам с учетом их индивидуальных особенностей.

На сегодняшний день модель инклюзивного образования, апробируемая МБОУ «СОШ №7», представлена в схеме 1.

Схема 1.

Таким образом, дети с ограниченными возможностями здоровья имеет возможность свободно общаться и развиваться вместе со своими сверстниками в условиях, которые гарантируют ему поддержку, уважение, возможность самореализации и активного участия в жизни общества. Наша программа направлена на то, чтобы дети, нуждающиеся в  особом внимании, осуществляли свое право на участие в общественной жизни и вели достойную жизнь в будущем. 

Под инклюзивным образованием мы понимаем такое образование, которое дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни детского коллектива. Только инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах школьного коллектива.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условия МБОУ «СОШ №7» базируется на определенных принципах и направлено на развитие способностей, необходимых для общения.
Восемь принципов инклюзивного образования:


  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений

  • Каждый человек способен чувствовать и думать

  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным

  • Все люди нуждаются друг в друге

  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений

  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников

  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут

  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений, эти дети нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. От этого жизнь ребенка становится разнообразной, а разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Организованный учебно-воспитательный процесс в нашем образовательном учреждении помогает раскрывать каждого такого ученика с помощью глубокого, точечного индивидуального подхода.

Педагогический коллектив разрабатывает философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику. В процесс создания инклюзивной школы включены все участники образовательного процесса: сотрудники школы, обучающиеся и их родители.

В МБОУ «СОШ№ 7» все ученики равны в школьном сообществе, они имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня. У всех учеников существуют равные возможности для установления и развития важных социальных связей. В ходе реализации инклюзивного образования у учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса. Индивидуальная помощь, оказываемая ребенку, не отделяет и не изолирует его.

Существование общеобразовательных школ с установкой на инклюзию – самый эффективный способ борьбы с дискриминацией, формирования добрых отношений в школьных сообществах, построения общества, приемлемого для всех и обеспечения возможности всеобщего образования (Декларация Саламанки, 1994 г.). Однако главная задача состоит в том, чтобы сделать все школы и учреждения более дружелюбными по отношению к детям с ограниченными возможностями.

Имеющаяся практика показывает преимущества инклюзивного обучения:



  • повышение образовательного уровня детей в сравнении с обучающимися специализированных школ;

  • повышение их адаптивных возможностей, коммуникативной сферы, более высокий уровень социализации.


Анализ внутренних факторов

В настоящий момент в МБОУ «СОШ №7» обучаются 177 детей с различными видами сложных и хронических заболеваний, из них 10 детей – инвалидов и 102 ребенка имеют заболевания органов зрения.



Имеющиеся ресурсы для реализации Программы
1. Материально-технические ресурсы

С начала 2012 года в МБОУ «СОШ №7» ведется целенаправленная работа по созданию комплексной универсальной безбарьерной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний момент в учреждении имеются:



  • Внешний пандус при входе в школу

  • Тренажеры для детей с ДЦП

  • Лечебно – профилактические кабинеты консервативного лечения органов охраны зрения

  • Медицинская техника для лечения и профилактики заболеваний органов зрения

  • Лечебно - профилактические компьютерные программы для органов зрения

  • Учебное оборудование для классов охраны зрения

  • Наглядные пособия для проведения профилактических и коррекционно – развивающих занятий по сохранению зрения


2. Кадровые ресурсы

В 2012 году:



  • 6 педагогов школы прошли специальную курсовую подготовку в объеме 72 ч. по теме «Коррекционная педагогика и специальная психология»

  • 3 педагога школы прошли дистанционное обучение в Москве по программе инклюзивного образования с детьми – инвалидами

  • 2 педагога школы участвовали в семинаре по использованию учебного оборудования «Нумикон» для детей с ограниченными возможностями здоровья

  • Педагоги школы выступали на областном круглом столе «Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы»

  • В школе проведено два семинара для учителей по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья


3. Образовательные и воспитательные ресурсы

  • Педагогический коллектив МБОУ «СОШ №7» реализует в своей работе современную педагогическую технологию инклюзивного образования – дистанционное обучение, для детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу на данный момент.

  • В школе утверждены и реализуются программы обязательной коррекционной подготовки классов охраны зрения

  • На уроках педагоги школы используют дифференцированный и индивидуальный подходы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

  • В школе реализуется программа духовно – нравственного развития

  • В школе действует лекторий для детей и родителей по сохранению и укреплению физического и духовного здоровья

Мероприятия, представленные в таблице 1, показывают, как дети с ОВЗ участвовали в общественной жизни школы в 2012 году


Таблица 1.



Название

Сроки

Охват детей с ОВЗ (чел.)

Охват детей-инвалидов (чел)



Конкурс чтецов стихов о зиме

январь

20

4



Новогодний конкурс «Зимняя сказка»

декабрь

24

3



Конкурс рисунков «Наше здоровье в наших руках»

ноябрь

26

3



Областной конкурс творческих работ «Человек среди людей»

октябрь

3

1 (призер конкурса)



Акция «Поздравь пожилого человека»

октябрь

23

3



Акция «Подарок своими руками» (в рамках Декады инвалидов)

ноябрь

10

2



Школьные и городские предметные Олимпиады

Октябрь - декабрь

9

2 (1 ребенок – призер городской олимпиады по русскому языку



Школьные спортивно-оздоровительные мероприятия

в течение года

67

3



Участие в заочных региональных и всероссийских интеллектуальных и творческих конкурсах

в течение года

11

5



ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2012-2013 г.г. – подготовительный (прогностический)

Предусматривается работа по следующим направлениям:



  1. Совершенствование организационных мероприятий по реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

  2. Поддержка и развитие творческого, художественного и интеллектуального потенциал детей с ограниченными возможностями здоровья через расширение спектра деятельности

  3. Совершенствование материально-технической базы, создание универсальной безбарьерной среды образовательного учреждения

  4. Разработка системы мониторинга эффективности проводимых мероприятий по адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

  5. Создание индивидуальных программ развития детей с ограниченными возможностями здоровья

  6. Совершенствование методов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, через активное внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий

  7. Совершенствование нормативно – правовой базы школы по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

  8. Совершенствование инклюзивной культуры образовательного учреждения

  9. Обучение педагогов школы по программам инклюзивного образования

  10. Совершенствование форм работы с родителями


2013-2014 г.г. - основной (этап реализации)

Предусматривается работа по следующим направлениям:



  1. Расширение организационных мероприятий по реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

  2. Оказание медицинской помощи детям с заболеваниями органов зрения на базе школьных кабинетов консервативного лечения

  3. Работа по индивидуальных программам развития (ИПР) детей с ограниченными возможностями здоровья

  4. Расширение спектра городских мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья, проводимых на базе МБОУ «СОШ №7»:

  5. Укрепление сетевого взаимодействия с медицинскими учреждениями, учреждениями дополнительного образования, с узкими специалистами.

  6. Совершенствование материально-технической базы, универсальной безбарьерной среды.

  7. Реализация системы мониторинга эффективности проводимых мероприятий по адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.


2015 г.рефлексивный (внешняя и внутренняя экспертиза полученных результатов)

  1. Обобщение и анализ полученных результатов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

  2. Представление опыта и полученных результатов через выступления, публикации.

  3. Проведение стажировок на уровне муниципалитета и региона.


Оценка эффективности реализации Программы

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:



  1. Создать условия для успешной социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде

  2. Сделать систему поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья более эффективной.

  3. Реализовать комплексный подход к решению социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, увеличить объем необходимых мероприятий.

  4. Повысить качество образовательных и воспитательных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями здоровья

  5. Углубить процесс интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья

  6. Создать для детей с ограниченными возможностями здоровья равные с другими детьми возможности участия в жизни школы, общества


Основные мероприятия в рамках реализации Программы обучения и социализации

детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

«Понимание и поддержка»


п/п

Мероприятия

Исполнители

Сроки исполнения

Мероприятия, направленные на создание системы нормативно – информационного обеспечения обучения и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Месяц исполнения мероприятия



Создание банка данных детей с ограниченными возможностями здоровья для разработки и реализации индивидуальных программ развития

Заместители директора по УВР Буренкова С. А.,

Цукер Н.Г.



2012



Разработка локальных актов школы по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Заместители директора по УВР Буренкова С. А., Цукер Н.Г.

2012 - 2013



Создание индивидуальных программ развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Классные руководители

2013



Разработка информационно - аналитической, методической документации социально-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Заместители директора по УВР

Буренкова С. А., Цукер Н.Г., педагоги школы



2013



Информационная работа по выработке инклюзивной культура сотрудников школы

Администрация школы

Постоянно



Повышение квалификации педагогов школы по инклюзивному образованию через курсы повышения квалификации и обучающие семинары

Заместитель директора по УВР

Буренкова С. А.




Постоянно



Создание уголков здоровья в классах охраны зрения

Классные руководители


2012



Сотрудничество с городской ПМПК

Администрация школы


Постоянно



Сотрудничество с сотрудниками клинической поликлиники



Администрация школы

Постоянно

Мероприятия, направленные на создание условий для обучения и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья



Приобретение специализированного учебного оборудования, комплектов развивающих игр и игрушек, мебели, медицинского оборудования, спортивного оборудования, компьютерного оборудования, лечебных и реабилитационных компьютерных программ

Заместитель директора по АХЧ Землякова И.В.

2012 - 2014



Функционирование кабинетов консервативного лечения органов зрения

Администрация школы, медицинские работники

2012-2015



Расширение дверных проемов, замена дверей, устройство разметки, замена напольных покрытий, демонтаж травмоопасных конструкций, создание спортивных площадок, игровых зон на территории школы

Заместитель директора по АХЧ Землякова И.В.

2012 - 2014



Формирование установок толерантности, миролюбия, гуманизма, взаимопомощи, благотворительности

Заместитель директора по ВР Краснова И.Н., классные руководители

Постоянно



Проведение классных и школьных родительских собраний, родительских конференций по инклюзивной культуре

Социальный педагог Харченко И.С., классные руководители

2 раза в год



Проведение мероприятий по духовно – нравственному здоровью детей

Социальный педагог Харченко И.С., классные руководители

Постоянно



Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в мероприятия, проводимые социально-психологической службой

Заместитель директора по ВР Краснова И.Н., классные руководители

Постоянно



Консультирование участников образовательного процесса по вопросам сопровождения, адаптации, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Медицинские работники,

классные руководители,

социальный педагог


Постоянно



Организация обучающих семинаров, мастер-классов для педагогического коллектива и родительской общественности по вопросам сопровождения, адаптации, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Методический совет,

заместители директора



Постоянно



Вовлечение родителей в работу по адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Классные руководители

Постоянно



Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в школьные и городские мероприятия

Администрация школы, классные руководители

Постоянно



Организация совместной деятельности педагогического коллектива школы и детского сада №19 «Капелька» по сохранению здоровья и органов зрения обучающихся

Администрация школы, администрация детского сада

Постоянно

Внедрение новых технологий, форм и методов работы



Активное применение современных педагогических технологий в образовательном процессе

Педагогический коллектив школы

Постоянно



Реализация программ обязательной коррекционной подготовки в классах охраны зрения

Классные руководители классов охраны зрения

Постоянно




Разработка и внедрение комплекса технологий реабилитации, адаптации, социализации детей с ОВЗ, с использованием средств культуры и искусства (сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия, библиотерапия, и др.), с включением в данный процесс и членов семей детей с ограниченными возможностями здоровья

Педагогический коллектив школы

Постоянно



Внедрение мероприятий психолого – педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, дающих оптимальный образовательный маршрут и коррекционную помощь, необходимую для максимальной реабилитации их образовательного потенциала

Педагогический коллектив школы

Постоянно



Мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья, проводимых на базе МБОУ «СОШ №7»:

  • Городские конкурсы чтецов

  • Городские спортивно-оздоровительные мероприятия

  • Мероприятия для членов семей детей-инвалидов

  • Городские акции для детей с ограниченными возможностями здоровья

  • Праздники городского двора




Администрация школы

1 раз в год

2 раза вы год
2 раза в год
2 раза в год
1 раз в год



Пути решения проблем, связанных с инклюзивным образованием

Для того чтобы успешно продвигаться в направлении инклюзии, нам следует научиться успешно решать проблемы. Конечно, речь не идёт только о проблемах какого-либо одного ребёнка. Речь идёт о проблемах всей школы, о том, как школе соответствовать потребностям всех её учеников. Успешное решение проблем по мере их возникновения, основанное на ясной педагогической платформе, общие ценности и позитивное лидерство представляет собой наилучший путь для продвижения школы к эффективной, реальной инклюзии. Решение многочисленных проблем часто является вполне естественным состоянием для педагогов, которые постоянно взаимодействуют с учениками и взрослыми в течение всего дня.







Причины, по которым школьная инклюзия не работает

Ресурсы для успешной школьной инклюзии

Логическое обоснование

Преимущества инклюзии не обсуждаются с теми, кто включён в осуществление этого процесса


Весь школьный коллектив вовлекается в рациональное осмысление инклюзии и тех преимуществ, которые она даёт для всех учеников школы. Обсуждение этих тем ясное и открытое


Сфера действия

Изменения, которые производятся в школе, чрезмерны, или, наоборот, ограниченны или недостаточны


Работа по включению начинается с одним-двумя учениками, внимательно отслеживаются их успехи и неудачи, постепенно количество включаемых детей возрастает


Скорость введения

Необходимые изменения вводятся слишком быстро или слишком медленно, что приводит к уменьшению энтузиазма


Скорость реализации инклюзивных подходов сильно варьируется в зависимости от школы. Постоянное сотрудничество всех участников процесса и регулярное отслеживание скорости изменений поможет добиться успеха


Ресурсы

Адекватность ресурсов не всегда является гарантией, что инклюзия будет работать; ресурсы могут использоваться нерационально


При появлении дополнительных ресурсов, их следует обязательно использовать. Необходим нестандартный подход в использовании ресурсов, предназначенных для поддержки инклюзии. Адекватное финансирование инклюзии поможет обеспечить заинтересованность в ней тех, кто её внедряет


Приверженность идее

Отсутствует постоянные стимулы для формирования приверженности идее инклюзии, которая зачастую воспринимается только как «прихоть» некоторой социальной группы


Сотрудничество тех, кто вовлечён в процесс школьной инклюзии, поможет укрепить постоянную приверженность этой идее всех участников. Возможность проявления собственной инициативы также формирует у участников постоянную приверженность идее и заинтересованность в её успешной реализации

Ключевые фигуры

Ключевые сотрудники, определяющие успех инклюзии, недостаточно привержены этой идее, или, наоборот, имеют слишком большой объём работы. Это способствует отчуждению других сотрудников от реализации инклюзивных подходов в школе


Сотрудники, играющие ключевую роль в продвижении инклюзии в школе, поддерживают равное сотрудничество между всеми участниками школьного сообщества. На них лежит большая ответственность в обеспечении успеха инклюзии, чем на других сотрудниках школы

Родители

Родители, как партнёры, не включены в школьную жизнь


Родители воспринимаются в школе как партнёры и соучастники процесса, их знания, опыт ценятся сотрудниками школы

Руководство

Руководители школы либо осуществляют чрезмерный контроль, либо их стиль руководства недостаточно эффективный, или они не поддерживают коллектив в достижении более высоких целей

Руководители облегчают взаимодействие и сотрудничество всего коллектива и каждого сотрудника по продвижению инклюзии, а также обеспечивают координацию действий

Отношение к другим школьным инициативам

Инклюзия является чем-то изолированным по отношению к другим школьным инициативам.


Инклюзия является одной из интегральных частей относительно других школьных инициатив, эти отношения чётко обозначены

Индикаторы реализации Программы:

С учетом поставленных задач Программы определяем показатели их реализации:

Показатели реализации Программы:
1 задача: создать условия (кадровые, материально-технические, организационные и др.) для обеспечения комплексной психолого-педагогической адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья используются следующие показатели:


  • Доля педагогических работников, успешно завершивших курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки по программам работы с детьми с ОВЗ

  • Доля детей с ОВЗ, получающих консервативное лечение в школе, от общего количества детей с ОВЗ

  • Доля учебных предметов, по которым разработаны учебно-методические комплекты1 для дистанционного обучения, от общего количества предметов по учебным планам обучающихся с ОВЗ 2

  • Доля учебно-методических, наглядных и демонстрационных материалов, адаптированных для детей с ОВЗ, к общему количеству таких материалов, используемых в образовательном процессе в коррекционных классах

2 задача: обеспечить детей с ограниченными возможностями здоровья необходимым комплексом мероприятий для получения ими адекватного образования:

  • Доля детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных и коррекционных классах классах, от общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья

  • Доля детей с ОВЗ, участвующих во внеучебных мероприятиях различного уровня

3 задача: разработать систему мониторинга уровня психологической адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • Этап разработки системы мониторинга уровня психологической адаптации и социализации детей с ОВЗ (этапы: а) концептуальная модель, б) определены методики мониторинга, в) апробация методик мониторинга, г) функционирование в рабочем режиме

  • Доля детей с ОВЗ, охваченных системой мониторинга уровня психологической адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Индикаторы реализации Программы:




№ п/п

Показатель

Индикаторы

Сентябрь 2012

Январь 2013

Сентябрь 2013

Январь 2014

Сентябрь 2014

Январь 2015

Сентябрь 2015

Декабрь 2015

1​

Доля педагогических работников, успешно завершивших курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки по программам работы с детьми с ОВЗ в общей численности педагогических работников, %

4

4

8

8

16

20

40

48

2​

Доля детей с ОВЗ, получающих консервативное лечение в школе, от общего количества детей с ОВЗ, %

0

0

30

30

50

50

70

70

3​

Доля учебных предметов, по которым разработаны учебно-методические комплекты для дистанционного обучения, от общего количества предметов по учебным планам обучающихся с ОВЗ, %

1

1

3

3

6

6

10

10

4​

Доля учебно-методических, наглядных и демонстрационных материалов, адаптированных для детей с ОВЗ, к общему количеству таких материалов, используемых в образовательном процессе в коррекционных классах, %

0

5

10

15

20

30

50

70

5​

Доля детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных и коррекционных классах, от общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья

92

92

93

93

94

94

95

95

6​

Доля детей с ОВЗ, участвующих во внеучебных мероприятиях различного уровня

25

25

30

35

40

50

60

70

7​

Этап разработки системы мониторинга уровня психологической адаптации и социализации детей с ОВЗ

а

б

в

г

г

г

г

г

8​

Доля детей с ОВЗ, охваченных системой мониторинга уровня психологической адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

0

0

20

50

70

90

100

100


1 Учебно-методический комплект для дистанционного обучения по предмету включает: рабочую программу, комплект конспектов уроков, задания для самостоятельной работы учащихся, контрольно-измерительные материалы (по темам, разделам, четвертям и полугодиям), наглядные (демонстрационные) материалы (видеоуроки, презентации и др.).

2 доля рассчитывается как отношение количества предметов по учебным планам всех классов и учебным планам индивидуального обучения к общему количеству предметов по всем учебным планам.





1 Косарева У.В. Образование детей с особыми потребностями в Самарской области: на пути к интеграции./Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра/ Брошюра по материалам конференции. Самара, 2007.

2 Левитская А. А. Состояние и перспективы инклюзивного образования в России. /Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19–20 июня 2008 года. — СПб.: Изд-во РГПУим. А. И. Герцена, 2008.

3 О создании условий для получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами /Министерство образования и науки РФ, № АФ-150/06 от 18 апреля 2008 года.



Смотрите также:
Программа обучения и социализации
348.96kb.
1 стр.
В. П. Астафьева Проблемы социализации подростков в современной России
413.8kb.
3 стр.
Государственное управление экономикой как одна из форм процесса социализации
62.86kb.
1 стр.
Рассказовского района материалы районной экспериментальной площадки «школа социализации личности»
1620.93kb.
7 стр.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
1034.82kb.
7 стр.
Модель внутривузовской профессиональной социализации студентов
1092.43kb.
4 стр.
Программа обучения. Меня зовут: Кравчук Ольга Владимировна
28.98kb.
1 стр.
Программа обучения. Виноградов Николай Петрович Украина,Днепропетровская обл пос. Гвардейское
28.58kb.
1 стр.
Программа дополнительного образования физкультурно спортивной направленности
1051.38kb.
7 стр.
Как механизм социализации учащихся
1201.89kb.
6 стр.
Е. А. Маслова /Ю. Г. Галкина 2012г
666.99kb.
2 стр.
Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ в вопросах, ответах и комментариях
658.89kb.
4 стр.