Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4


Московский государственный институт

Международных отношений (Университет)

МИД России

ПРОГРАММА КУРСА
«Мировая политика и международные отношения»
для студентов отделения Сравнительной политологии

Факультета Политологии
(Части I и II)

Авторы: проф. Фельдман Д.М. (часть 1)

проф. Кулагин В.М. (часть II)

Москва 2008

Разработал Фельдман Д.М., д.п.н., проф. – часть 1

При разработке Программы использованы материалы д.п.н., проф. Лебедевой М.М.


Разработал Кулагин В.М., к.и.н., проф. – часть 2

© Фельдман Д. М.

© МГИМО (У) МИД России

Раздел 1. Организационно-методический.


    1. Место курса в образовательной программе.

Курс мировая политика предназначен для студентов старших курсов бакалавриата, отделения Сравнительной политологии факультета Политологии МГИМО(У).


    1. Цели и задачи курса. Образовательные результаты (знания и компетенции).

В соответствии с назначением основной целью курса является дать студенту понимание мировой политики, соответствующее уровню современной науки. В результате изучения курса по предлагаемой программе учащиеся должны усвоить современные теоретико-методологические представления о сущности мировой политики, выработать понимание основных концепций и подходов к её изучению, а также ключевых проблем, существующих в мировой политике. Программа курса предназначена для формирования у студентов системы взглядов в данной области, способности к её самостоятельному совершенствованию и развитию.

Задачи курса – научить студентов:

  • анализировать, сопоставлять и оценивать процессы и явления в мировой политике, понимать их причины и сущность;

  • критически оценивать различные теоретические школы и политические традиции изучения мировой политики;

  • применять полученные теоретические знания на практике, анализируя конкретные проблемы мировой политики;

  • сравнивать и оценивать эффективность деятельности акторов мировой политики;

  • учитывать возможности и целесообразность использования различных форм участия в мировой политике.

Образовательные результаты курса: по окончании изучения курса студент должен продемонстрировать:


ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ


Знание и понимание:

а) основных подходов к изучению мировой политики;

б) основных концепций современной теории мировой политики и последствий их применения к международным проблемам современности;

в) основ анализа политического содержания международной деятельности, реальных интересов и целей её участников;

г) взаимосвязи внутренней, внешней и мировой политики, путей и способов её использования в современной политической практике;

д) понятийно-категориального аппарата науки о мировой политике, политического смысла и практического значения его использования;

е) сравнительных достоинств и недостатков конкретных способов и приемов деятельности в сфере мировой политики, примеров из опыта их применения.



Образовательные методики (формы проведения занятий)

лекции, семинары, презентация самостоятельных и коллективных работ.






Форма проверки знаний

Текущий контроль. В процессе изучения части курса выполняются три промежуточных контрольных письменных работы (тесты), состоящие в ответе на поставленные вопросы по пройденному материалу. Каждая из этих работ проводится по нескольким вариантам. В процессе текущего контроля оцениваются также индивидуальные презентации, активность при обсуждении вопросов, вынесенных на семинарские занятия и литературы, обязательной для изучения.

Итоговый контроль. Для контроля усвоения данного курса учащиеся сдают предусмотренный учебным планом дифференцированный зачёт, который выставляется на основе оценок успеваемости студента в ходе изучения всего курса.




КОМПЕТЕНЦИИ



Аналитические компетенции

  1. Способность к комплексному и сравнительному анализу явлений и процессов в сфере политических отношений.

  2. Способность к самостоятельному использованию основных принципов и приемов политического анализа в применении к конкретным международно-политическим ситуациям.

  3. Умение анализировать и сопоставлять международно-политические последствия и риски, связанные с выработкой и реализацией политической стратегии конкретного актора мировой политики.

  4. Способность к сопоставлению различных проблемных ситуаций в сфере мировой политики на основе критериев, характеризующих их наиболее существенные и важные параметры.

  5. Способность к самостоятельному обучению и умение учиться у других в ходе повседневной практической работы, освоения навыков подбора и оценки источников информации, поиска и использования литературы.


Образовательные методики (формы проведения занятий)

Лекционные и семинарские занятия, ознакомление с рекомендуемой литературой, освоение лучших образцов аналитической практики.

Самостоятельные презентации, выступления в ходе обсуждения презентаций других студентов, освоение информации, полученной в ходе подготовки к тестам.

Совместное обсуждение и разбор подготовленных, как преподавателем, так и самими студентами материалов, характеризующих политическую обстановку, международную среду и акторов мировой политики.

Индивидуальное и групповое общение с преподавателем, консультации, взаимные дискуссии и т.д. Выполнение различных ролей (докладчика, оппонента, модератора) в процессе семинарских занятий.

Самостоятельное обращение к информационным ресурсам, указанным преподавателем, при подготовке к тестам, презентациям и к итоговой работе. Использование инструментального аппарата различных научных дисциплин при составлении «портфеля аналитических инструментов», необходимых для выполнения конкретных индивидуальных заданий.









Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

Выставление оценок за:

-выполнение контрольных письменных работ (тесты);

-подготовленную презентацию;

-подготовку индивидуальных и коллективных (в составе группы из 3-6 студентов) сообщений на предложенную преподавателем тему;

-участие в обсуждениях на семинарах.





Системные компетенции

  1. Способность к системному виденью объекта исследования в возможно более полном сочетании его внутренних и внешних связей, взаимодействий со средой, единстве структурных и функциональных характеристик.

  2. Умение применять полученные обобщенные знания относящиеся к данному классу политических процессов и явлений в анализе конкретной ситуации.

  3. Умение синтезировать знания и информацию, которыми располагают другие студента группы, выполняющие общую коллективную работу, в интересах решения поставленной задачи.

  4. Умение принимать решения в условиях строгого контроля и дефицита времени, восполнять отсутствующее представление о конкретных деталях, исходя из знаний о явлении (ситуации) в целом.

Образовательные методики (формы проведения занятий)

Лекционные и семинарские занятия.

Самостоятельные презентации и участие в обсуждении презентаций других

студентов.

Подготовка к выполнению письменных контрольных работ (тестов), обсуждение их результатов и лучших образцов решения поставленных задач.

Индивидуальные консультации и учёт замечаний преподавателя в ходе выполнения всех видов работ.






Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

Выставление оценок за:

-выполнение контрольных письменных работ (тесты);

-подготовленную презентацию;

-подготовку индивидуальных и коллективных (в составе группы из 3-6 студентов) сообщений на предложенную преподавателем тему;

-участие в обсуждениях на семинарах.




Коммуникационные компетенции

Способность сопоставлять различные позиции по обсуждаемой проблеме, внятно и убедительно излагать свою точку зрения.

Способность использовать закрепившиеся в научном и экспертном сообществе формы устного и письменного публичного выступления.

Способность понимать и использовать профессиональную терминологию, употреблять специальные термины в контексте литературной русской речи.

Умение использовать иностранные языки как инструмент познавательной и практической деятельности.

Способность к открытому общению и поддержанию положительной обратной связи, преодолению «зажатости» при обсуждении профессиональных проблем.



Образовательные методики (формы проведения занятий)

Подготовка самостоятельных презентаций и выступлений.

Участие в обсуждениях на семинарских занятиях.

Выполнение заданий преподавателя, ориентированных на формирование соответствующих компетенций.






Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

При выставлении оценок за:

-подготовленную презентацию;

-подготовку индивидуальных и коллективных (в составе группы из 3-6 студентов) сообщений на предложенную преподавателем тему;

- участие в обсуждениях на семинарах;

-обязательно учитывается степень коммуникативности каждого из студентов.



1.5. Критерии оценки знаний и компетенций.


Итоговая оценка по курсу складывается из следующих оценок по разным видам работы студента:


Вид работы


Знания и компетенции, проверяемые в процессе выполнения данного вида работы

Доля вида работы в итоговой оценке

Контрольная № 1 (тест)

Аналитические и системные компетенции

15%


Контрольная № 2 (тест)

«-»

15%

Контрольная №3 (тест)

«-»

15%

Презентация

Общий уровень формирования компетенций

20%


Работа на семинаре

«-»

35%

Итого по курсу

-

100%




следующая страница >>
Смотрите также:
Программа курса «Мировая политика и международные отношения»
436.6kb.
4 стр.
Программа междисциплинарного экзамена по направлению подготовки международные отношения
540.34kb.
3 стр.
Международные организации и международная интеграция о. А. Малашенко
221.08kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Мировая политика и международная политическая экономия»
431.61kb.
5 стр.
Программа дисциплины «Экономика и политика окружающей среды»
239.33kb.
1 стр.
Программа «Мировая политика»
44.89kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Экономика и политика стран Юго-Восточной Азии»
747kb.
7 стр.
Программа курса " Мировая политика (Часть 1)" Москва, 2008
361.62kb.
1 стр.
Справочник москва «международные отношения»
2395kb.
10 стр.
Программа дисциплины Экономика и политика США для направления 030700. 62 «Международные отношения»
519.52kb.
4 стр.
Программа дисциплины Политика и экономика США и Канады для направления 030700. 68 «Международные отношения» подготовки магистра
348.89kb.
3 стр.
Программа дисциплины «Экономика и политика стран Арабского Востока»
409.79kb.
4 стр.