Московский государственный институт
Международных отношений (Университет)
МИД России
ПРОГРАММА КУРСА
«Мировая политика и международные отношения»
для студентов отделения
Сравнительной политологии
Факультета Политологии
(Части I и II)
Авторы: проф. Фельдман Д.М. (часть 1)
проф. Кулагин В.М. (часть II)
Москва 2008
Разработал Фельдман Д.М., д.п.н., проф. – часть 1
При разработке Программы использованы материалы д.п.н., проф. Лебедевой М.М.
Разработал Кулагин В.М., к.и.н., проф. – часть 2
© Фельдман Д. М.
© МГИМО (У) МИД России
Раздел 1. Организационно-методический.
-
Место курса в образовательной программе.
Курс мировая политика предназначен для студентов старших курсов бакалавриата, отделения Сравнительной политологии факультета Политологии МГИМО(У).
-
Цели и задачи курса. Образовательные результаты (знания и компетенции).
В соответствии с назначением основной
целью курса является дать студенту понимание мировой политики, соответствующее уровню современной науки. В результате изучения курса по предлагаемой программе учащиеся должны усвоить современные теоретико-методологические представления о сущности мировой политики, выработать понимание основных концепций и подходов к её изучению, а также ключевых проблем, существующих в мировой политике. Программа курса предназначена для формирования у студентов системы взглядов в данной области, способности к её самостоятельному совершенствованию и развитию.
Задачи курса – научить студентов:
-
анализировать, сопоставлять и оценивать процессы и явления в мировой политике, понимать их причины и сущность;
-
критически оценивать различные теоретические школы и политические традиции изучения мировой политики;
-
применять полученные теоретические знания на практике, анализируя конкретные проблемы мировой политики;
-
сравнивать и оценивать эффективность деятельности акторов мировой политики;
-
учитывать возможности и целесообразность использования различных форм участия в мировой политике.
Образовательные результаты курса: по окончании изучения курса студент должен продемонстрировать:
ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ |
Знание и понимание:
а) основных подходов к изучению мировой политики;
б) основных концепций современной теории мировой политики и последствий их применения к международным проблемам современности;
в) основ анализа политического содержания международной деятельности, реальных интересов и целей её участников;
г) взаимосвязи внутренней, внешней и мировой политики, путей и способов её использования в современной политической практике;
д) понятийно-категориального аппарата науки о мировой политике, политического смысла и практического значения его использования;
е) сравнительных достоинств и недостатков конкретных способов и приемов деятельности в сфере мировой политики, примеров из опыта их применения.
|
Образовательные методики (формы проведения занятий)
лекции, семинары, презентация самостоятельных и коллективных работ.
|
|
Форма проверки знаний
Текущий контроль. В процессе изучения части курса выполняются три промежуточных контрольных письменных работы (тесты), состоящие в ответе на поставленные вопросы по пройденному материалу. Каждая из этих работ проводится по нескольким вариантам. В процессе текущего контроля оцениваются также индивидуальные презентации, активность при обсуждении вопросов, вынесенных на семинарские занятия и литературы, обязательной для изучения.
Итоговый контроль. Для контроля усвоения данного курса учащиеся сдают предусмотренный учебным планом дифференцированный зачёт, который выставляется на основе оценок успеваемости студента в ходе изучения всего курса.
|
КОМПЕТЕНЦИИ |
Аналитические компетенции
-
Способность к комплексному и сравнительному анализу явлений и процессов в сфере политических отношений.
-
Способность к самостоятельному использованию основных принципов и приемов политического анализа в применении к конкретным международно-политическим ситуациям.
-
Умение анализировать и сопоставлять международно-политические последствия и риски, связанные с выработкой и реализацией политической стратегии конкретного актора мировой политики.
-
Способность к сопоставлению различных проблемных ситуаций в сфере мировой политики на основе критериев, характеризующих их наиболее существенные и важные параметры.
-
Способность к самостоятельному обучению и умение учиться у других в ходе повседневной практической работы, освоения навыков подбора и оценки источников информации, поиска и использования литературы.
|
Образовательные методики (формы проведения занятий)
Лекционные и семинарские занятия, ознакомление с рекомендуемой литературой, освоение лучших образцов аналитической практики.
Самостоятельные презентации, выступления в ходе обсуждения презентаций других студентов, освоение информации, полученной в ходе подготовки к тестам.
Совместное обсуждение и разбор подготовленных, как преподавателем, так и самими студентами материалов, характеризующих политическую обстановку, международную среду и акторов мировой политики.
Индивидуальное и групповое общение с преподавателем, консультации, взаимные дискуссии и т.д. Выполнение различных ролей (докладчика, оппонента, модератора) в процессе семинарских занятий.
Самостоятельное обращение к информационным ресурсам, указанным преподавателем, при подготовке к тестам, презентациям и к итоговой работе. Использование инструментального аппарата различных научных дисциплин при составлении «портфеля аналитических инструментов», необходимых для выполнения конкретных индивидуальных заданий.
|
|
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции
Выставление оценок за:
-выполнение контрольных письменных работ (тесты);
-подготовленную презентацию;
-подготовку индивидуальных и коллективных (в составе группы из 3-6 студентов) сообщений на предложенную преподавателем тему;
-участие в обсуждениях на семинарах.
|
Системные компетенции
-
Способность к системному виденью объекта исследования в возможно более полном сочетании его внутренних и внешних связей, взаимодействий со средой, единстве структурных и функциональных характеристик.
-
Умение применять полученные обобщенные знания относящиеся к данному классу политических процессов и явлений в анализе конкретной ситуации.
-
Умение синтезировать знания и информацию, которыми располагают другие студента группы, выполняющие общую коллективную работу, в интересах решения поставленной задачи.
-
Умение принимать решения в условиях строгого контроля и дефицита времени, восполнять отсутствующее представление о конкретных деталях, исходя из знаний о явлении (ситуации) в целом.
|
Образовательные методики (формы проведения занятий)
Лекционные и семинарские занятия.
Самостоятельные презентации и участие в обсуждении презентаций других
студентов.
Подготовка к выполнению письменных контрольных работ (тестов), обсуждение их результатов и лучших образцов решения поставленных задач.
Индивидуальные консультации и учёт замечаний преподавателя в ходе выполнения всех видов работ.
|
|
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции
Выставление оценок за:
-выполнение контрольных письменных работ (тесты);
-подготовленную презентацию;
-подготовку индивидуальных и коллективных (в составе группы из 3-6 студентов) сообщений на предложенную преподавателем тему;
-участие в обсуждениях на семинарах.
|
Коммуникационные компетенции
Способность сопоставлять различные позиции по обсуждаемой проблеме, внятно и убедительно излагать свою точку зрения.
Способность использовать закрепившиеся в научном и экспертном сообществе формы устного и письменного публичного выступления.
Способность понимать и использовать профессиональную терминологию, употреблять специальные термины в контексте литературной русской речи.
Умение использовать иностранные языки как инструмент познавательной и практической деятельности.
Способность к открытому общению и поддержанию положительной обратной связи, преодолению «зажатости» при обсуждении профессиональных проблем.
|
Образовательные методики (формы проведения занятий)
Подготовка самостоятельных презентаций и выступлений.
Участие в обсуждениях на семинарских занятиях.
Выполнение заданий преподавателя, ориентированных на формирование соответствующих компетенций.
|
|
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции
При выставлении оценок за:
-подготовленную презентацию;
-подготовку индивидуальных и коллективных (в составе группы из 3-6 студентов) сообщений на предложенную преподавателем тему;
- участие в обсуждениях на семинарах;
-обязательно учитывается степень коммуникативности каждого из студентов.
|
1.5. Критерии оценки знаний и компетенций.
Итоговая оценка по курсу складывается из следующих оценок по разным видам работы студента:
Вид работы
|
Знания и компетенции, проверяемые в процессе выполнения данного вида работы
|
Доля вида работы в итоговой оценке
|
Контрольная № 1 (тест)
|
Аналитические и системные компетенции
|
15%
|
Контрольная № 2 (тест)
|
«-»
|
15%
|
Контрольная №3 (тест)
|
«-»
|
15%
|
Презентация
|
Общий уровень формирования компетенций
|
20%
|
Работа на семинаре
|
«-»
|
35%
|
Итого по курсу
|
-
|
100%
|