Главная
страница 1
К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
М.А. Югова, кандидат педагогических наук

Уральская государственная юридическая академия, Россия
Качество современного образования и, соответственно, подготовки специалиста в вузе – это очень своевременные, злободневные вопросы и, возникают они не только из-за неких глобальных процессов, имеющих место в настоящее время в политической, экономической и социальной жизни России. Под качеством результата профессиональной подготовки подразумевается соответствие профессиональной подготовленности выпускника вуза современным «вызовам времени» и рассматривается через понятие «компетентности» и «компетенции». Популярный компетентностный подход, оформившийся в результате гармонизации образовательных парадигм современности, основан, прежде всего, на опыте успешной деятельности. Овладение компетенциями рассматривается как необходимое условие обеспечения качества профессионального образования.

За последние десять-пятнадцать лет в вузовской системе происходят изменения и не всегда позитивные. Как и многим моим коллегам, по понятным причинам, приходится совмещать основную работу с преподаванием в другом негосударственном вузе, тоже на юридическом факультете. Будучи преподавателем иностранного языка юридического вуза, конечно, хочется то, что наболело в отношении подготовки юристов. Когда выходит из стен вуза некий «полуфабрикат», а не компетентный специалист, то это беда. Не дай Бог, думаешь, попасть к такому юрисконсульту, адвокату, судье, следователю и т. д. Многие проблемы в правовом обеспечении общества созданы нашими руками, и наша вина в том, что мы так девальвируем наше образование.

Если говорить о юридическом образовании, то оно, наверное, самое популярное, наряду с управленческим и экономическим. Сейчас юристов готовят везде, даже в ПТУ открывают правовые специализации, естественно, это на коммерческой основе, потому что учебным заведениям нужно делать ремонты, строить общежития, преподаватели хотят за свой труд получать достойную зарплату, и т. д. С каждым годом количество бюджетных мест сокращается, и возможность поступить в вуз у детей из не очень обеспеченных семей сокращается тоже. Конечно, мы не пытаемся сказать, что все студенты, которые платят деньги за учебу, необучаемы, но, тем не менее, качество подготовки выпускника зависит от того, кого мы принимаем в вуз. Ведь, как правило, поступить на внебюджетной основе проще.

Это серьезная проблема, с которой сталкиваются преподаватели общеобразовательных дисциплин, работающие на первых курсах высших учебных заведений. К сожалению, требования со стороны вуза к первокурснику – вчерашнему выпускнику школы и требования со стороны средней школы к своему выпускнику — будущему первокурснику очень разные. Когда мы с коллегами обсуждаем этот вопрос, практически всегда присутствуют возмущение и недоумение по поводу того, как же может быть так, в аттестате 4 или 5, а на самом деле 3 или 2 (по предметам, которые не идут как вступительные экзамены). Или у вуза требования слишком высокие или у школы слишком низкие? Те преподаватели, которые проработали лет 20-30 или даже больше, отмечают тенденцию, что с каждым годом студенты становятся слабее и слабее. В итоге приходится полностью перестраивать свою работу, начинать с повторения базового (школьного) материала (если есть, что повторять), а порой просто с нуля, хотя у нас ведь есть Госстандарт, который, хотим мы того или нет, в силу вот таких обстоятельств, приходится обходить. Поэтому, конечно, вопрос о том, кого мы выпускаем и какого качества очень – очень насущный.

Проблема качества образования зреет изнутри нашей образовательной системы, хотя сейчас много говорится о Болонском процессе, о глобализации, интеграции и т.д. и т.п. Скоро, возможно, возникнет ситуация, когда «верхи» не могут, а «низы » не хотят, поэтому нужно, прежде всего, разрешать противоречие имеющее место между требованиями средней школы к своим выпускникам и требованиями высшей школы к абитуриентам и первокурсникам. Они должны быть единые. Ожидания вуза должны оправдываться, так же, как и потом ожидания работодателя. Нужно полностью менять методы работы со студентами, особенно, младшекурсниками, которые приходят зачастую совершенно неподготовленные не только к восприятию учебного материала, а неподготовленные к самой вузовской системе преподавания и обучения. Нужно адаптировать начинающих студентов к вузу. Сделать обучение в вузе более гибким и одновременно более жестким. Гибкость касается учебного плана, а жесткость относится к контролю за успеваемостью и объективности при оценке работы.

Механический перенос заграничного опыта на нашу образовательную систему не приведет к нужным результатам, но почему бы не взять на вооружение приемлемые для нашей сложной ситуации элементы? Нам нужно повысить усвояемость учебного материала, оптимизировать учебный процесс, почему бы не позволить студентам проходить одни и те же блоки дисциплин несколько раз? Я имею ввиду, что дисциплины начитываются циклами, есть лекции и практические занятия (их посещение обязательно), каждые 2 недели по лекционному материалу сдается работа, не сдал 2 раза – отчисляют, списал – отчисляют, есть несколько промежуточных контролей, разноуровневые тесты (1-го,2-го уровня сложности и т.д.), не получается сдать зачет или экзамен, можно после повторного курса снова попробовать. Успех в учебе прямо пропорционален тому времени, которое мы на нее тратим. Больше занимаемся, больше знаем. Тем более, в случае, если нет способностей к каким-либо учебным дисциплинам. Конечно, срок обучения в вузе значительно увеличится. В Канаде в вузе можно учиться не более 15 лет, меньше, пожалуйста.



В концепции модернизации образования дается подробная характеристика социальных ожиданий от школы, в том числе и высшей. «Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Вот такие серьезные задачи стоят перед нами, преподавателями.


Смотрите также:
К вопросу о качестве подготовки будущего специалиста
40.14kb.
1 стр.
Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста
676.29kb.
2 стр.
Социально-воспитательная работа в 2012 г
149.52kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины «радиотехнические цепи и сигналы» Направление подготовки специалиста
235.93kb.
1 стр.
К вопросу о качестве
284.45kb.
1 стр.
Проблема психологического сопровождения профессионального становления личности будущего специалиста
58.43kb.
1 стр.
Программа дисциплины Жилищное право для специальности 030501. 65 -«Юриспруденция» подготовки специалиста
246.35kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины «основы конструирования и надежности электронных средств» Направление подготовки специалиста
162.49kb.
1 стр.
Направление подготовки дипломированного специалиста 654600
641.02kb.
10 стр.
Программа дисциплины Гражданский процесс зарубежных стран для специальности 030501. 65-Юриспруденция подготовки специалиста
158.72kb.
1 стр.
Направление подготовки дипломированного специалиста 140100 Теплоэнергетика
288.54kb.
1 стр.
Программа дисциплины Управленческий Учет для специальности 080506. 65- «Логистика и управление цепями поставок» подготовки специалиста
106.59kb.
1 стр.