Главная
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6


ГОСУДАРСТВЕННЫЙЫИ КОМИТЕТ СССР
ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ГОЛОВНОЙ СОВЕТ ПРОГРАММЫ


«ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ»

РОССИЯ В СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ


Аналитическая записка по материалам
социологического исследования
(март – апрель 1990 года)

Научный руководитель программы
гл. социолог Гособразования СССР


А. Овсянников

Научный руководитель исследования

зав. кафедрой теории социализма и социологии

Воронежского госуниверситета

В. Рахманин

Москва – Воронеж, 1990 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5


ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ
СТАТУС РОССИИ В СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ 6
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО
САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСТВА РОССИИ 15
ГЛАВА 3. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ:
ОЦЕНКИ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ 19
ГЛАВА 4. НАЦИОНАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ:
КРИЗИС НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ? 24
ГЛАВА 5. МНЕНИЯ СТУДЕНЧЕСТВА О НАИБОЛЕЕ АВТОРИТЕТНЫХ
ПРЕДСТАВИТЕЛЯХ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ 35
Выводы 39

Россия в сознании студентов. Аналитическая записка по материалам социологического исследования. Москва, Воронеж, 1990 г.



В марте 1990 года в вузах Российской федерации было проведено социологическое исследование по теме: “Россия в сознании студентов”. Программа исследования подготовлена социологической группой кафедры теории социализма и социологии Воронежского государственного университета им. Ленинского комсомола.

В исследовании приняли участие научные сотрудники Воронежского, Горьковского, Дальневосточного, Ивановского Иркутского, Казанского, Кемеровского, Ленинградского, Московского, Петрозаводского, Саратовского, Томского, Уральского, Ярославского университетов; Ленинградского финансово-эномического, Ленинградского электротехнического, Московского авиационного, Омского политехнического, Новосибирского электротехнического и Уфимского авиационного институтов.

Опрос студентов проводился в вузах, являющихся опорными пунктами программы “Общественное мнение”. В исследовании была применена комбинированная многоступенчатая выборка. Для проведения опроса на первом этапе были определены регионы, вузы, а в вузах — факультеты. На втором этапе случайным методом отобраны студенты. В ходе опроса были выяснены мнения 1443 студентов. Исследование проведено в соответствии с планом Головного Совета программы “Общественное мнение” Гособразования СССР.

Аналитическую записку подготовили Овсянников А.А. - главный социолог гособразования СССР, кандидат экономических наук, Рахманин В.С. - зав. кафедрой теории социализма и социологии Воронежского госуниверситета, кандидат философских наук, Бердникова Л.М. - сотрудник лаборатории социологических исследований Воронежского госуниверситета, Бугаева С.П. - доцент кафедры теории социализма и социологии Воронежского госуниверситета, кандидат философских наук, Верецкая А.И. - ст. научный сотрудник кафедры теории социализма и социологии, кандидат философских наук, Гармонова А.В. - сотрудник лаборатории социологических исследований Воронежского госуниверситета, Горченко Г.В. - доцент кафедры теории социализма и социологии Воронежского госуниверситета, кандидат философских наук, Иудин А.А. - зав. лабораторией социологических исследований Горьковского госуниверситета, кандидат исторических наук, Карягин Е.И. - ассистент кафедры теории социализма и социологии Воронежского госуниверситета, Новикова Л.Г. - ст. научный сотрудник Социологического научно-исследовательского центра Белорусского госуниверситета, кандидат философских наук, Орланова А.И. - ст. преподаватель кафедры теории социализм и социологии, кандидат философских наук, Ротман Д.Г. - ведущий научный сотрудник Социологического научно-исследовательского центра Белорусского госуниверситета, кандидат философских наук, Рязанцев В.В. - младший научный сотрудник Московского госуниверситета, Стеценко А.И. - научный сотрудник кафедры теории социализма и социологии Воронежского госуниверситета, Хасанова Ш. - зав. лабораторией социологических исследований Таджикского госуниверситета, кандидат философских наук.

В работе над запиской принимали участие сотрудники лаборатории социологических исследований Воронежского госуниверситета Баскакова Е.М., Конкина М.А., Мишакина О.М.

Обработка информации осуществлялась на персональном компьютере “Мазовия” старшим научным сотрудником кафедры теории социализма и социологии Воронежского госуниверситета Мокшиной С.И.

Страж у крыльца, но на дверях - приманка:

Последний русский, вход четыре франка”.



В. Лапшин
ВВЕДЕНИЕ
Целью настоящего исследования является изучение отношения вузовского студенчества к проблемам экономического, политического и духовного развития русского народа в современных условиях.

Реализация данной цели предлагает решение следующих задач:

1. Определить уровень и глубину осознания студентами социально-экономических и политических проблем развития России.

2. Выявить специфику формирования национального само со знания студенчества российских вузов.

З. Определить содержательные характеристики национально—исторического сознания вузовской молодежи.

ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ


И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС РОССИИ
В СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ

Анализируя восприятия студентами социально-экономического и политического статуса России, целесообразно зафиксировать характерные оценки реального состояния сложившейся к 90—годам ситуации, установки на те или иные пути решения отдельных проблем и степень практического включения в систему преобразующей деятельности.

В процессе исследования были выявлены следующие типы:

1) оценочного восприятия действительности (критическое, аналитическое, нейтральное);

2) социальных установок на дальнейшее преобразование (демократическое и консервативное);

3) включение в систему практических действий (содержательное и поверхностное).

Реальное состояние социально-экономической и политической ситуации в России, её место и роль в современном обществе, перспективы развития со стороны студентов получили следующие оценки.

Студенты, придерживающиеся критического взгляда на действительность, считают, что РСФСР по сравнению с другими республиками находится в неравноправном положении (32 %), 35 % студентов полагают, что РСФСР вообще не существует как политическая единица. Эта общая оценка получила свое подтверждение при ответе студентов на вопрос: “Что Вас больше всего тревожит в исторических судьбах России?” - 12% указали на недостаточность самостоятельного, государственного самоопределения России в структуре СССР, 10 % прямо заявили о снижения роли и авторитета России в межреспубликанских отношениях. Критически оценивая положение России, студенты учитывают ситуацию, сложившуюся в автономных образованиях. По мнению 44 % студентов статус автономных образований недостаточно соответствует современным представлениям о равенстве и справедливости. У 26 % студентов критическое отношение выразилось через признание отставания России от других республик в перестройке, а у 20 % — через суждение о сдерживающем влиянии России на развитие других союзных республик.

У многих студентов проявилось критическое отношение к созданию в аппарате ЦК Российского бюро: 15 % считают, что это не решение проблем, так как России нужна своя Коммунистическая партия, 35 % студентов думают, что эта мера не даст ни положительного, ни отрицательного результата.

Как известно, реальностью современной политической жизни России становится многопартийность. Однако 5 % студентов критически оценивают это обстоятельство, высказывая к нему отрицательное отношение.

Значительная часть студентов высказывают тревогу за судьбу русской культуры (20 %), снижение нравственного уровня русского народа (38 %), обострение экологических проблем (29 %), невысокий уровень экономического развития России (48 %). Вместе с тем 16% студентов отрицательно относятся к созданию в России совместных с зарубежными партнерами предприятий, 3 % не одобряют Российское общество охраны памятников истории и культуры, 1 % - экологическое движение.

Некоторые студенты (3 %), придерживаясь консервативных убеждений, считают, что забастовки и демонстрации недопустимы ни при каких обстоятельствах. Скорее всего в силу неверия в способность россиян к демократическим, конструктивным действиям, 3% студентов думают, что забастовки и демонстрации для нашей республики явно противопоказаны.

В критическом видении студентами Российской действительности явно прослеживаются два подхода: один - критически-конструктивный, нацеленный на осуществление прогрессивных изменений, а другой – критически-консервативный, выражающий настороженное отношение к переменам.

С нашей точки зрения критический взгляд части студентов на положение РСФСР обусловлен следующими причинами. Во-первых, наличием объективных к субъективных противоречий в ее историческом развитии, которые нашли свое выражение в различного рода перекосах, деформациях, негативных явлениях и процессах, трудностях к ошибочных действиях: 80% студентов указали на отрицательную роль сталинизма в жизни России, 75 % высказали аналогичное отношение к периоду застоя. Некоторая часть проявляет недоверие к современным официальным структурам. Вторая причина связана с критическим пересмотром советской истории, освобождение от ряда одиозных идеологических догм, что влечет за собой нигилистическое отношение в массовом сознании и к ряда позитивных исторических явлений и ценностей. В связи с этим 36% студентов подчеркивают отрицательную роль в жизни России Великой Октябрьской социалистической революции. В результате возрождения национального самосознания возможна актуализация старых националистических стереотипов. В определенной мере это проявилось в суждении 64 % студентов о том, что развитие других союзных республик осуществляется в значительной мере за счет России.

Третья причина связана с клишированностью студенческого сознания. Левые идеи нередко поддерживаются без доказательств уже за то, что они идут «от противного». Ключевыми элементами перестройки в экономике и политике России представляются студентам только как свойственные западным странам многопартийность, рыночная экономика

В качестве одного из выходов из кризисного состояния нашей экономики в анкете предлагается вопрос об отношении к идее создания в России совместных с зарубежными партнерами предприятий. Абсолютное большинство студентов эту идею поддерживают (от 86 до 88%) отрицают только 5-6%, при 8% в среднем затруднившихся ответить. Вряд ли можно считать, что этот выбор осознан и сделан на основе знания положения дел. И здесь, и в ответах на ряд других вопросов (например, о многопартийности) явно срабатывает молодежный радикализм.

Оптимистические оценки частью студентов политического положения РСФСР заключаются в том, что 15% отмечают ее привилегированное положение в СССР, 64% указывают на её постоянную и самоотверженную помощь другим республикам, 31% рассматривают её благополучие в качестве источника благополучия всех остальных союзных республик, 24% подчеркивают ее авангардную роль в развитии человеческой цивилизации, 37% заявляют о ее ведущей роли в перестройке и обновлении советского общества. 63% высказывают мнение о ее возможности нормального развития и не в составе СССР. Для студентов, не усматривающих особых проблем в политическом развитии России, характерно оптимистическое определение положения дел и в автономных образованиях: 12% констатируют их вполне нормальный статус, отвечающий нормам равенства и справедливости в межнациональных отношениях 2 % думают, что в прошлом этот статус был недостаточным, но в ходе перестройки советского общества он значительно повысился.

Большинство студентов (85%) положительно относятся идее многопартийности, 86 % опрошенных высказываются за создание совместных предприятий, 59 % считают допустимым проведение демонстраций и митингов в любых случаях.

Реалии нашей жизни таковы, что переход к новой экономической политике, осуществление радикальной структурной перестройки всего народнохозяйственного комплекса к демократизациям всех сторон жизни общества требуют от каждого человека отчуждения части своих прав в пользу общества, контроля за четким исполнением юридических законов другими и самим собой. Студенты же демонстрируют непонимание этого. С одной стороны — осуждение сталинизма (80 %), желание движения по пути создания правового государства, с другой — оправдание таких форм достижения своих целей как забастовки и демонстрации в любых случаях. Этот факт вызывает особую озабоченность в связи с тем, что за последние 3 года наметился рост числа студентов, позитивно относящихся к забастовкам к демонстрациям как к средству достижения политических целей. Динамика этого явления представлена в табл. 1.

Таблица 1

Отношение студентов к фактам забастовок и демонстраций, %




Считают их проведение допустимым в любых случаях

1988

1989

1990

забастовки

9

40

59

демонстрации

37

43

59

Основные причины оптимистических взглядов части студентов на социально-экономическое и политическое положение России на наш взгляд состоит в следующем, Во-первых, это вера в осуществление прогрессивных преобразований, в основе которой лежат действительные процессы расширения гласности и демократии общественной жизни, утверждение гуманистических, общечеловеческих ценностей, 38,3% студентов отмечают положительное влияние перестройки на жизнь в Российской федерации. Во-вторых, в сознании студентов сказывается определенная переоценка места и роли России в политической жизни СССР, продиктованная отчасти предшествовавшей перестройке идеологической лакированной действительностью, отчасти неспособностью некоторой части студентов быстро переориентировать собственное сознание на трезвое, реалистическое видение накопившихся проблем и противоречий. Естественно, что сложные экономические и политические структурные сдвиги, глубокие и противоречивые изменения в общественном сознании не могли не вызвать у некоторой части студентов определенные эйфорические ожидания.

Многие студенты в своих ответах стараются избегать крайних, категорических, прямых ответов, стремясь в аналитическом подходе учесть многообразные факторы действительности, её сложность и противоречивость. Например, очевидное стремление к целостному восприятию понятия “Родина проявилось у 63% студентов, определивших его как место, где человек родился, вырос. При восприятии России 44% студентов стараются учесть большой комплекс природных и культурных условий, широкую гамму психологических переживаний. В процессе деятельности, отношений, общения с представителями различных национальностей большинство студентов избегают абсолютизации этой отличительной черты. Так, 58% студентов не придают какого-либо значения национальной принадлежности своих друзей, 59% выражают сожаление по поводу незнания какого—либо языка народов СССР, кроме русского. Признавая важность национальности супруга и супруги, 55% студентов считают главным взаимное чувство. Оценивая эти или иные исторические события многие студенты отметили их противоречивую роль в жизни России. Это касается, прежде всего, характеристики столыпинской аграрной реформы (22 %), революции 1905 года (27 %), Великой Октябрьской социалистической революции (32 %), хрущевской “оттепели” (39 %), перестройки (38 %).

Надо полагать, что это - определенное следствие житейской мудрости и зрелости студентов. Вместе с тем, это продиктовано сложностью и противоречивостью развития наций и национальных отношений в сложном и противоречивом контексте исторических событий и судеб России. Такого рода оценки, заключающие в себе итог многогранного анализа, имеют значительную эвристическую ценность, так как позволяют увидеть всю глубину, многогранность и целостность той или иной проблемы межнационального и национального развития.

Нейтральное оценочное восприятие рассматриваемых проблем проявляется, когда студент стремится дистанцироваться от их существования, подчеркивает свою независимость и нежелание вникать в суть дела. Например, относительно графы “национальность” в паспорте, 2% ответили: “Меня это не интересует”. Особенно ярко нейтральные суждения проявились при оценке неформальных объединений и движений. От 18 до 26 % студентов высказали безразличное отношение к деятельности общества “Мемориал”, народным фронтам, Демократическому союзу, объединенному фронту трудящихся, 14 % безразлично относится к обществу “Память”. Есть данные безразличного отношения к экологическим движениям (3%), обществу охраны памятников истории и культуры (7 %). 6 % студентов заявили, что их не интересует история России.

Незаинтересованность и безразличие части студентов в отношении тех или иных проблем развития России, прежде всего, объясняется недостатками в культурном, историческом и идейно-политическом их воспитании, отсутствием необходимой информации, неразвитостью общественно-политических движений в различных регионах России.

Неопределенность оценочных суждений студентов частично есть также осознанное или несознательное стремление занять нейтральную позицию, Но все же, прежде всего, она продиктована незнанием сути проблем в отличие от нежелания знать эту суть. Так, 10% студентов заявили, что они не имеют мнения относительно характерных признаков национальной самобытности, 8% не знают, нужна ли графа “национальность” в паспорте, 28% затрудняются сказать, необходимо ли вводить гражданство в РСФСР, 22% плохо представляют себе особенности проявления национализма в тех или иных политических условиях, 29% не знают, что сказать относительно правомерности тезиса об особом историческом пути России, 21% не имеют определенного мнения по поводу возможностей нормального развития России не в составе СССР, 39% не могут однозначно определить роль России в перестройке, а 17 % не в состоянии оценить роль перестройки в жизни России, 11 % затрудняются оценивать значение Великой Октябрьской революции для судеб России. От 38 до 50 % студентов не знают, что сказать о деятельности народных Фронтов, интерфронтов, общества “Мемориал“, демократического союза, 8 % - об идее создании совместных предприятий, 5 % — об экологическом движении, 10 % — об обществе охраны памятников истории и культуры, 34 % — о факте создания Российского бюро ЦК КПСС.

В приведенных выше оценочных суждениях студентов прослеживаются некоторые их социальные установки относительно отдельных процессов социально-экономического и политического развития России. Однако типология этих установок более ярко прослеживается при анализе вопросов, связанных с дальнейшими преобразованиями.

Демократический тип социальных установок наглядно проявился в том, что 45 % студентов не считают необходимый фиксировать в паспорте национальность, 39 % не отстаивают необходимость введения гражданства в РСФР, 58 % высказывают готовность иметь друзей среди представителей других национальностей. Большинство студентов не придают большого значения национальным различиям при выборе супруга или супруги. В значительной степени демократизм студенчества проявляется в отношении к переселенцам из других республик в РСФСР, когда большинство из них одобряют такое политическое решение. Большинство, таким образом, в качестве вполне нормального явления рассматривают взаимопомощь и поддержку различных народов. Как уже отмечалось, большинство студентов положительно оценивают возможности многопартийности (85 %) и создание совместных предприятий (86 %), 38 % студентов отмечают особое значение перестроечных процессов для дальнейшего развития России, 9 % придают первостепенное значение исторической роли России в мировом развитии. Такое восприятие связано с определенным чувством национальной гордости, уверенности в широких возможностях России к саморазвитию.

Приведенные ниже данные свидетельствуют о глубоких демократических сдвигах в сознании значительной части студенчества. Надо полагать, что в первую очередь это обусловлено действительными демократическими преобразованиями. Такой подход со стороны студентов к оценке и решению проблем национального, экономического и политического развития России является в полной мере позитивным и позволяет им активно и осознанно участвовать в общественных преобразованиях.

Довольно значительное количество студентов (19 %) при выборе спутника жизни” в качестве главного критерия выдвигают его национальность. Столь же яркие консервативные стереотипы проявились у 20 % студентов — осуждающих переселение турок-месхетинцев, армян и других национальностей в Россию, мотивируя свои оценки тем, что у русских хватает своих проблем. Консервативные установки проявились у каждого десятого студента, отрицательно относящегося к действиям демократических неформальных объединений и движений. Консерватизм студентов проявляется в отрицании многопартийности (5 %), создании совместных с зарубежными фирмами предприятий (б %) в нежелании изучать языки других народов СССР (2i %), в одобрении сталинизма (4 %).

Приведенные ниже данные, характеризующие консерватизм мышления части студентов, в значительной степени обусловлены националистическими предрассудками, застойностью экономической и политической жизни, неразвитостью политической культуры студенчества и вузовских коллективов. Все эти обстоятельства могут создавать и создают определенную неясность в доминирующих тенденциях, определяющих общественное развитие России и динамику общественного сознания.

Студенчество обеспокоено неясностью исторических перспектив России: эта проблема заняла третье ранговое место в списке актуальных проблем РСФСР, Неясность исторических перспектив беспокоит студентов больше, чем противоречия и трагические страницы истории (общее ранговое мёсто 8, а в автономных республиках 6). Между тем, в преподавании общественных наук, да и в средствах массовой информации большее внимание уделяется разъяснению прошлого и совершенно недостаточно раскрываются перспективы будущего. В озабоченности студентов перспективами и будущим России отражаются не только серьезные недостатки идеологической работы, но и глубокие противоречия перестройки, отсутствие собственной российской концепции выхода из кризиса и обновления российского общества. Это же сказалось на оценке перестройки: 38 % студентов оценили ее положительно, 7 % - отрицательно и 38 % - противоречиво. Каждый шестой студент затруднился в оценке. Можно сделать вывод, что по крайней мере половина студентов в перестройке пока не увидела путей и способов выхода России из общесоциального кризиса, образ будущего России в пере стройке представляется неопределенным.

Проведенные исследования позволяют, хотя бы частично, выявить степень и характер включения студентов в систему практических действий по преобразованию экономической и политической жизни России.

Предметное, содержательное включение в систему практической деятельности и отношений проявляется в том, что 42 % дружат с представителями других национальностей, 21 % владеют другими языками народов СССР, кроме родного, 74 % читают специальную, художественную, историческую литературу по проблемам развития России, большинство студентов, как они считают, хорошо знают российскую историю, до 6 % участвуют непосредственно в деятельности тех или иных неформальных организаций и движений, 6 % считают, что их Родина там, где они нужны.

Другой уровень включения студентов в те или иные виды деятельности можно назвать поверхностным или частичным. Он характерен для одной трети студентов, которые проявляют интерес к истории России, но не стремятся к тщательному ее изучению, поиску литературных и научных источников. До трети студентов высказывают одобрение деятельности народных фронтов, фронтов трудящихся, интерфронтов, Демократического союза, общества “Память, но не принимают в них ни какого участия, 86 % одобрительно относятся к экологическому движению, 75 % - к обществу охраны памятников истории и культуры, но так же не стремятся к участию в их работе.


следующая страница >>
Смотрите также:
Государственныйыи комитет СССР по народному образованию
850.98kb.
6 стр.
Государственный комитет СССР по народному образованию головной совет по программе
1376.64kb.
8 стр.
Государственный комитет СССР по народному образованию головной совет по программе
291.79kb.
1 стр.
Государственный комитет СССР по народному образованию головной совет программы
433.21kb.
1 стр.
Комитет по народному образованию Администрации Солнечногорского муниципального района
140.17kb.
1 стр.
Разработка урока по теме «Квадратные уравнения»
84.54kb.
1 стр.
Центральный комитет профсоюза работников народного образования и науки рсфср
87.22kb.
1 стр.
Письмо Министерства народного образования рсфср от 14. 11. 88 N 17-253-6
405.72kb.
3 стр.
Комитет по народному образованию солнечногорского муниципального района
179.89kb.
1 стр.
Государственный строительный комитет СССР
1642.07kb.
21 стр.
На 2012 2013 учебный год новониколаевский 2012 г. Мку «комитет по образованию новониколаевского района»
844.28kb.
4 стр.
Государственный комитет совета министров СССР по науке и технике n 470
181.15kb.
1 стр.