Главная
страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6

Чаще других среди ученых назывался Ломоносов, Сахаров, Менделеев. Следует отметить, что вне внимания студентов остались такие люди, как Ключевский, Татищев, Даль.

Наименьший энтузиазм вызвала у студентов просьба назвать фамилии публицистов. Студенты, отвечавшие на этот вопрос, находятся во власти новых стереотипов, формулируемых современной прессой. Перечень названых фамилий традиционен. В нем отсутствуют имена публицистов периода середины 19 века. Безотказно срабатывает стереотип, навязанный учебником по истории России, согласно которому западники - это хорошо, прогрессивно, а славянофилы - это плохо, реакционно.

Что касается современных публицистов, то студенты прошли мимо публицистов, специализирующихся на изучении специфических русских проблем: Залыгина, Кожинова, Антонова, Казинцева, Стрелковой.

Таблица 19

Публицисты - выразители истинно русского духа


по мнению студентов, в чел.

Фамилия

Всего
по
РСФСР

Москва, Ленинград

Европейская часть
РСФСР

Урал, Сибирь, Д.Восток

Автономные образования
РСФСР

В. Белинский

48

4

17

27

9

А.Герцен

20

-

12

8

3

Н. Шмелев

18

2

10

6

3

В.Коротич

15

-

10

5

10

Р.Медведев

14

-

5

9

-

Ю.Черниченко

10

2

8

-

-

Н.Чернышевский

9

-

7

2

-

Г.Боровик

9

-

6

-

-

Н. Добролюбов

6

-

2

1

-

Ф. Бурлацкий

3

-

-

3

-

А. Нуйкин

5

2

-

2

-

О. Лацис

2

-

-

-

-

И. Клямкин

5

5

-

-

-

Г. Лисичкин

2

2

-

-

-

И. Эренбург

2

2

-

-

-

Я.Голованов

1

1

-

-

-

Ю.Семенов

1

1

-

-

-

Ю. Щекочихин

1

1

-

-

-

В.Познер

1

1

-

-

-

А.Радищев

1

1

-

-

-

В. Гиляровский

1

1

-

-

-

Н. Хомяков

1

1

-

-

-

В.Аксенов

1

1

-

-

-

А.Толстой

3

-

-

-

3

И. Шафаревич

2

-

2

-

-

В. Селюнин

1

-

1

-

-

Таким образом, следует отметить, что в общем и целом круг известных студентам деятелей русской культуры довольно четко очерчен, с одной стороны, рамками школьной программы, а с другой - перечнем фамилий, наиболее часто публикуемых и упоминаемых средствами массовой информации.

ВЫВОДЫ

1. Прежде всего, обращает на себя внимание эклектичность, фрагментарность, непоследовательность и клишированность национально-исторического и политического сознания российских студентов. В нем протекают бурные процессы замены старых стереотипов на новые. Соединяясь с противоречивостью взглядов, незнанием своего социокультурного наследия, неотрефлексированностью мировоззрения, эти процессы порождают прежде всего национально-исторические и национально-политические чувства, настроения и эмоции, но никак не четко сформулированную политическую и нравственную позицию, что является одним из следствий низкой эффективности мировоззренческой подготовки студенческой молодежи. Эта ситуация представляется нам чреватой непредсказуемостью социально-политического поведения студенчества, готового, в силу своей молодости, неискушенности и неотрефлексированности мировоззрения, пойти за любыми радикально настроенными лидерами. Студенчество является объектом политической спекуляции, в результате которого не формируется новое мировоззрение, а идет процесс замены одних идеологических штампов другими, окрашенными в перестроечные цвета.



2. Достаточно четко наметилась тенденция формирования в сознании студенчества чувства национальной обиды, неудовлетворенности статусом России в Советском Союзе. Большинство студентов отмечает ущербность положения РСФСР, неравенство, униженность, связанные как с невысоким уровнем экономического развития, так и с тем фактом, что РСФСР не существует как политическая единица.

3. Сравнительный анализ данных исследований 1988 и 1990 г.г, позволяет констатировать следующее. С одной стороны - студенты низко оценивают уровень своих познаний в области отечественной истории, а с другой стороны - они довольно уверенно и однозначно судят о тех или иных ее этапах. Если ранее для большинства студентов отправкой точкой отечественной истории служила Великая Октябрьская социалистическая революция, то теперь намечается тенденция к движению вглубь российской истории, положительной переоценки её и - одновременно - отрицания положительной роли Великой Октябрьской социалистической революции и последующих событий. При этом ядро исторического самосознания составляют ныне вехи, связанные со становлением и упрочением российской государственности, периферию - этапы радикальных социальных реформ; революция как способ развития общества оценивается все менее позитивно.

4. Национально-историческое сознание российских студентов определяется тремя типами: национально-самобытное, национально-пессимистическое и национально-нигилистическое. Массовым является национально-пессимистический тип сознания, для которого характерны апокалипсические черты в представлениях о России и о российском характере. По-видимому, будет набирать силу нигилистическое сознание, питаемое пессимистическим восприятием. Оно весьма опасно, его ядро составляет отрицание национальных особенностей, позитивности исторического пути, требования к разрушению политического уклада, симпатии к сталинщине.

5. В сознании студенчества, встревоженного противоречиями, трудностями замедленностью перестройки, не сложился образ обновляющейся России, ее будущего, ее роли и места в СССР, в межреспубликанских отношениях. Это вызывает особую смятенность в умах, в чувствах, в поведении студенчества. Несформированность образа обновляющейся России, представлений о перспективах ее развития есть следствие не только слабостей студенческого сознания, но и отсутствия четкой и принятой правительством и народом программы, концепции вывода РСФСР из кризиса, ее возвращения и обновления. Российское общество нуждается в такой концептуально-осмысленной программе.



1 В русском государственном устройстве, истории становления государства Российского и ее законах нет ни одного признака колониального состояния (по Марксу). Не было неравноправия наций по отношению к законам, не было неравенства в оплате за равный труд, не было угнетения национальных культур. Национальной дискриминации не было среди простолюдинов, но ее не было и среди дворянства, на треть составленную из представителей монгольско-татарских родов и выходцев из западных стран.

2 Н.Бердяев пишет: “русские всегда ортодоксы или еретики, раскольники, они апокалиптики или нигилисты… Нигилизм есть характерно русское явление, в такой форме не известное Западной Европе”. В основаниях нигилизма - отрицание всего предшествующего опыта и нравственности.

3 Оценки для наглядности даются в индексах контрастности, которые вычисляются как разница между крайне положительной и отрицательной оценками, деленная на 100.


<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Государственныйыи комитет СССР по народному образованию
850.98kb.
6 стр.
Государственный комитет СССР по народному образованию головной совет по программе
1376.64kb.
8 стр.
Государственный комитет СССР по народному образованию головной совет по программе
291.79kb.
1 стр.
Государственный комитет СССР по народному образованию головной совет программы
433.21kb.
1 стр.
Комитет по народному образованию Администрации Солнечногорского муниципального района
140.17kb.
1 стр.
-
405.72kb.
3 стр.
Разработка урока по теме «Квадратные уравнения»
84.54kb.
1 стр.
Центральный комитет профсоюза работников народного образования и науки рсфср
87.22kb.
1 стр.
Комитет по народному образованию солнечногорского муниципального района
179.89kb.
1 стр.
Государственный строительный комитет СССР
1642.07kb.
21 стр.
На 2012 2013 учебный год новониколаевский 2012 г. Мку «комитет по образованию новониколаевского района»
844.28kb.
4 стр.
Государственный комитет совета министров СССР по науке и технике n 470
181.15kb.
1 стр.