Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7 ГОУ ВПО ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Безопасность жизнедеятельности» Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Валеология» для студентов специальности 280102 «Безопасность технологических процессов» форма обучения: очная, заочная Тюмень – 2008 Жиляков Е.В., Томус И.Ю. Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Валеология» для студентов специальности 280102 «Безопасность технологических процессов», форма обучения: очная, заочная. Тюмень: ТюмГАСУ, 2008 - 27с. Рецензент: Нигматуллина Д.Н. к.м.н., зав. кафедрой БЖД Методические указания обсуждены на научно-методическом семинаре кафедры «Безопасность жизнедеятельности» протокол № 4 от 16.04.08 г. и утверждены УМС ТюмГАСУ, протокол № от 2008г. содержание: стр. Введение 4 Общие методические указания 7 Порядок расчета и оформление решений 8 Задание 1 10 Задание 2 10 Задание 3 11 Задание 4 11 Литература 12 Приложение 1 13 Приложение 2 14 Приложение 3 17 Приложение 4 22 Введение Профилактика профессиональных заболеваний является одной из важнейших государственных задач. С этой целью на всех промышленных предприятиях нашей страны проводится комплекс технических, технологических, санитарных и других мероприятий, направленных на ограничение неблагоприятного воздействия на рабочих вредных факторов производственной среды. Вместе с тем с помощью указанных мероприятий не всегда представляется возможным полностью исключить, а иногда и обеспечить постоянное соблюдение предельно допустимых величин вредных химических и физических факторов на производстве. В этих условиях особо возрастает значение медико-биологических мероприятий, среди которых важное место отводится лечебно-профилактическому питанию. Основу этого питания составляет рациональное питание, построенное с учетом метаболизма ксенобиотиков (чужеродных соединений) в организме и роли отдельных компонентов пищи, оказывающих защитный эффект при воздействии химических соединений или вредного влияния физических факторов производства. Поэтому лечебно-профилактическое питание должно быть дифференцировано с учетом патогенетических механизмов действия вредных факторов производства. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ТРУДЯЩИХСЯ Основные задачи санитарно-просветительной работы по лечебно-профилактическому питанию рабочих и инженерно-технических работников на промышленном предприятии следующие: 1) пропаганда необходимых гигиенических знаний применительно к профессии; 2) воспитание у работающих правильного гигиенического поведения в условиях производства и быта; 3) просвещение в области рационального и лечебно-профилактического питания. Использование лечебно-профилактического питания на промышленном предприятии с особо вредными условиями труда не может быть эффективным без высокой санитарно-гигиенической культуры трудящихся. Недостаточность знаний в области гигиены питания и гигиены труда может приводить к такой степени нарушения питания в домашних условиях, что получаемое на производстве бесплатное лечебно-профилактическое питание не будет оказывать должного защитного эффекта. Пропаганду гигиенических знаний на промышленных предприятиях следует проводить направленно и дифференцированно с учетом уровня санитарно-гигиенических навыков той или иной группы трудящихся. Необходимо обучить каждого работающего основам рационального питания и принципам рекомендуемого им лечебно-профилактического питания, гигиеническим правилам в условиях производства применительно к их профессии. При проведении санитарно-просветительной работы необходимо устранять ошибки и вредные привычки в питании и поведении на производстве и быту, вооружать трудящихся прочными гигиеническими знаниями по вопросам профилактики профессиональных и алиментарных заболеваний. Важное значение имеет участие инженерно-технического персонала в гигиеническом воспитании рабочих. Личный пример инженера, мастера, требование ими выполнения гигиенических правил труда и использования лечебно-профилактического питания рабочими — основа гигиенического воспитания. С этой целью на предприятиях должно проводиться обучение инженерно-технических работников по вопросам гигиены труда и по проблеме лечебно-профилактического питания. При проведении аттестации по оценке уровня гигиенических знаний руководящего состава и инженерно-технических работников необходимо выяснить знание ими правил назначения и выдачи лечебно-профилактического питания, а также роли руководителей предприятия в полном обеспечении этим питанием всех работников в соответствии с «Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда»(постановление Министерства труда №14 от 31.03.03), а также в соответствии со ст. 222 Трудового Кодекса Российской Федерации. Пропаганда гигиенических знаний должна базироваться на строго научной основе. Гигиеническая подготовка рабочих, осуществляемая на промышленном предприятии, включает: 1) вводный санитарный инструктаж вновь поступающих на предприятия и стройки; 2) курсовое гигиеническое обучение по вопросам гигиены труда и профилактики профессиональных заболеваний. Лечебно-профилактическое питание выдается: 1. рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим в дни фактического выполнения ими работ в производствах, профессиях и должностях, предусмотренных в Перечне; 2. рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим предусмотренных Перечнем производств, профессий и должностей в дни болезни с временной утратой трудоспособности, если заболевание по своему характеру является профессиональным и заболевший не госпитализирован; 3. рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим других производств, цехов, предприятий и работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работах, выполняющих работу полный рабочий день в действующих производствах, цехах и на участках с особо вредными условиями труда, в которых как для основных работников, так и для ремонтного персонала установлено это питание; 4. рабочим, производящим чистку и подготовку оборудования к ремонту или консервации в цехе или на участке, для рабочих которого предусмотрена выдача лечебно-профилактического питания; 5. инвалидам вследствие профессионального заболевания, пользовавшимся лечебно-профилактическим питанием непосредственно перед наступлением инвалидности, вызванной характером их работы, — до прекращения инвалидности, но не свыше 6 мес. со дня ее установления; 6. рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим, имеющим право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания и временно переведенным на другую работу в связи с начальными явлениями профессионального заболевания по причине, вызванной характером их работы,— на срок не более 6 мес; 7. женщинам, занятым до момента наступления отпуска по беременности и родам в профессиях и должностях, дающих право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания,—на все время отпуска по беременности и родам; беременным женщинам, переведенным в связи с врачебным заключением на другую работу с целью устранения контакта с продуктами, вредными для здоровья,— до наступления указанного отпуска; лечебно-профилактическое питание выдается на все время до и в период отпуска по беременности и родам; при переводе на другую работу по указанным причинам матерей, кормящих грудью, и женщин, имеющих детей в возрасте до 1 года, лечебно-профилактическое питание выдается им на весь период кормления или до достижения ребенком возраста 1 года. Общие методические указания Изучение научной дисциплины требует углубленной самостоятельной работы с учебными пособиями. Одним из главных условий в процессе изучения специальной дисциплины является систематическая учебная работа студента. Изучение материала по валеологии рекомендуется вести в соответствии с рекомендуемым порядком: 1. Ознакомится с содержанием изучаемой темы и последовательностью выполняемых в ней рекомендаций. 2. Внимательно прочитать рекомендуемую литературу по изучаемой тематике. При первом чтении следует составить себе общее представление о материале, отметить трудные и неясные места. 3. Убедившись в усвоении изучаемого материала, необходимо приступить к составлению ответов на вопросы контрольной работы. Основным условием выполнения контрольной работы должна быть полная самостоятельность. Предлагаемые в работе задания следует выполнять, отвечая подробно на все вопросы, оценивая выясненные материалы (сравнивая с нормативами и существующими рекомендациями), делая полные выводы и заключения. 4. В случае возникновения неясностей и затруднений при изучении темы валеологии человека студенту следует обратиться на кафедру к преподавателю, у которого он консультируется. Такая консультация должна иметь место лишь после того, как студент детально изучил рекомендуемую литературу по возникшему вопросу, а в случае необходимости и материал дополнительной литературы. Вопросы для консультации должны быть сформулированы четко и лаконично. Порядок решения и оформления расчета Принцип методики заключается в определении адекватности питания рабочего потребностям организма. Работа состоит из пяти заданий: 1) расчет усредненных энергозатрат организма за один рабочий день; 2) расчет адекватности питания; 3) расчет фактического потребления основных пищевых веществ за эти же дни; 4) составить заключение и рекомендации питания рабочих; 5) ответить на вопросы, согласно варианту (прил. №2). Конечным результатом работы должна быть разработка мероприятий по коррекции питания в соответствии с потребностями организма. Суточные энерготраты складываются из нерегулируемых волей человека трат энергии (основной обмен (ОО), специфически–динамическое действие пищи (СДДП)) и регулируемых энерготрат (в зависимости от вида деятельности). Величина основного обмена (ВОО) определяется в состоянии мышечного и нервного покоя, лежа в удобном положении при комфортной температуре (20 С), натощак (последний прием пищи за 14-16 часов до исследования). Она равна 1 ккал на 1 кг веса человека в час. Расход энергии на прием пищи (СДДП) сопровождается повышением основного обмена. При смешанном питании основной обмен повышается на 10-15% в сутки. При раздельном приеме: белков – на 30-40%, жиров – на 10-14%, углеводов – на 4-7%. Регулируемые траты энергии включают расход энергии в процессе трудовой деятельности, бытового и домашнего поведения, при занятии спортом и других видах деятельности. Каждый вид деятельности имеет свою величину коэффициента физической активности (КФА), которая определяется отношением общих энерготрат на этот вид деятельности к величине основного обмена (приложение № 3). Пример расчета суточных энерготрат на определенный вид деятельности: Суточные энерготраты складываются из КФА вида деятельности × время (в течение которого занимались этим видом физической активности) × величину основного обмена в час (ВООЧ). Например: Сон 9 часов, КФА = 1, ВООЧ = 70 ккал/ч Энерготраты, пошедшие на сон = 9×1×70=630 ккал Езда в транспорте 2 часа, КФА = 1,7, ВООЧ = 70 ккал/ч Энерготраты, пошедшие на езду = 2×1,7×70=238 ккал При расчете суточного расхода энергии необходимо к полученным величинам суточных энерготрат добавить расход энергии на прием пищи (СДДП) (10-15%), а также 15% от полученной величины для компенсации неучтенных затрат энергии (не все виды деятельности могут быть отражены в режиме дня, неточно определена их продолжительность, а также возможно осуществление нескольких видов деятельности одновременно). При отсутствии табличных данных расхода энергии при некоторых видах деятельности необходимо использовать данные того вида деятельности, который по характеру близок к фактическому. Задание 1. Расчет суточных энерготрат. В соответствии с вариантом самостоятельно определить суточные энерготраты рабочего в зависимости от профессиональной принадлежности и с учетом бытового, домашнего поведения (Приложение 1, 3) Полученные данные заносятся в таблицу №1:
Задание 2. Расчет адекватности питания. При расчете адекватности рационального питания, полученный итог суточных энерготрат, выраженный в килокалориях необходимо принять за суточную норму, из которых с белком поступает 13% суточной энергии, с жирами 33%, с углеводами 54%. Необходимо учесть, что белков животного происхождения в рационе должно содержаться 55%, а растительного – 45%, жиров животных – 60%, растительных – 40%. Все полученные цифры перевести в граммы (при расщеплении 1 г белка высвобождается 4 кКал. энергии, 1 г жира – 9 к Кал., углеводов – 4 кКал). Задание 3. Рассчитать необходимое потребление белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ (Приложение №4). Данные занести в таблицу № 2. Таблица № 2. Меню-раскладка суточного пищевого рациона.
Задание 4. Составить заключение и рекомендации к суточному рациону питания. В заключении должны быть отражены следующие вопросы: 1. Энергетическая ценность рациона и ее соответствие энерготратам. 2. Качественный состав рациона: а) общее количество белков, их соответствие нормам. Количество белков животного происхождения, выраженное в процентах к общему количеству белка; б) общее количество жиров, их соответствие нормам. Количество жиров растительного происхождения в процентах к общему количеству жиров; в) количество углеводов, их соответствие нормам; г) соотношение белков, жиров и углеводов (рекомендуемое соотношение по весовой составляющей 1 : 1 : 4 соответственно); д) количество солей кальция и фосфора, соответствие нормам и их соотношение (величины суточных потребностей соответственно 800 мг и 1200 мг, оптимальное соотношение 1 : 1,5); е) содержание витаминов А, В1, В2 и С, их соответствие нормам. Для покрытия суточной потребности в витамине А взрослого человека необходимо 1,0 мг. Суточная потребность в витаминах В1 и В2 - 2мг и 2,5 мг соответственно. 3. Режим питания: а) кратность приемов пищи; б) распределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи. Рекомендуется получение при трехразовом питании: за завтрак – 30% энергии от суточного калоража, за обед – 40-50%, за ужин – 20%. При четырехразовом: завтрак – 25-30%, обед – 40-45%, полдник – 10-15%, ужин – 10-15%. 4. Рекомендации к суточному рациону питания (по каждому пункту, с рекомендацией конкретных продуктов питания, их количества и т.п.). ЛИТЕРАТУРА: Основная:
Дополнительная:
Приложение 1
Смотрите также: Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Валеология» для студентов специальности
1366.61kb.
7 стр.
Методические указания к выполнению контрольной работы №1 для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»
386.47kb.
3 стр.
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Дисциплина: философия Специальности
108.77kb.
1 стр.
Методические указания по выполнению контрольной работы №1, 2 Тексты для дополнительного чтения
231.03kb.
3 стр.
Методические указания по изучению каждой темы и выполнению контрольной работы. Приведены вопросы для самоконтроля студентов, задания по выполнению домашней контрольной работы, перечень практических заданий
417.2kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов экономической специальности 080507 «Менеджмент организации» заочной формы обучения
198.38kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Математика информатика
298.29kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Дисциплина Английский язык
69.69kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Дисциплина Спецдисциплина по хантыйскому языку
115.55kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Дисциплина Устное народное творчество хантов
70.7kb.
1 стр.
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения по специальности «Юриспруденция»
319.7kb.
1 стр.
Методические указания и контрольные задания для студентов факультета информационных систем и технологий по учебной дисциплине интернет технологии 359.26kb.
1 стр.
|