Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Бюллетень Сибирской медицины Bulletine of Siberian Medicine (Рецензируемый научно - практический журн.) НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ В СИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ* Корнетов Н.А © SCIENCE CONCEPTION AND ORGANISATION FACULTY OF CLINICAL PSYCHOLOGY AND PSYCHOTHERAPY IN SIBERIAN STATE MEDICAL UNIVERSITY Kornetov N.A. Сибирский медицинский государственный университет МЗ РФ, г. Томск © Н.А.Корнетов В работе изложены исходные позиции создания образовательного процесса в области клинической психологии и психотерапии на новом факультете Cибирского государственного медицинского университета. В качестве естественно научного обоснования образовательной линии представлены современные представления о влиянии средовых факторов на экспрессию генов и соответственно влияние социальных факторов окружающей среды на характер воздействия нейромедиаторов на организм. Концепция образования построена на сбалансированном cоотношении гуманитарных и нейронаук. Центральное значение в образовании на первых курсах будет занимать академическая психология с акцентом на экспериментальных методах, а на старших – обучение эмпирической и герменевтической психологии в их взаимодополнении и обогащении. Представлен современный образ факультета и пути его развития. Ключевые слова: клиническая психология, развитие психологии, парадигмы образования, организация факультета, образ факультета Key words: clinical psychology, development of psychology, paradigms of education, the organization of faculty, image of faculty Современная мозаика психологии в образовании и обществе Все мы и каждый из нас независимо от образования и профессии на уровне обыденного сознания и в различных направлениях наук о человеке интересуемся психологическими знаниями и достижениями. Особое внимание эти идеи получают в сферах общения, трудовой деятельности, оценки способностей и здоровья, способах влияния на познавательные процессы чувства других людей. *По материалам доклада “Концепция и перспективы развития клинической психологии в Сибирском государственном медицинском университете”, принятого Ученом советом СибГМУ ( марта 2003 г.) Психологические феномены, свойства, процессы и особенности поведения часто связываются с физическим состоянием и обликом человека, его личностью в биотипологических, психотипологических, психофизиологических, социально-психологических и общественных измерениях. Естественным ответом на прежние политически цензурные ограничения в области научных психологических знаний явилось издание работ, которые раньше находились под запретом, переиздание трудов лучших представителей отечественной академической психологии и мощный процесс заполнения гуманитарного вакуума произведениями ярких представителей золотого фонда зарубежной психологической мысли. Современными психологами и специалистами в сфере охраны психического здоровья, которые вышли за пределы биомедицинского подхода в психиатрии также прилагаются колоссальные усилия для создания руководств и учебных пособий, хрестоматий, справочных изданий, программ обучения для того, чтобы удовлетворить образовательные запросы нарастающего числа постоянно открывающихся факультетов и кафедр психологии различных специализаций в больших, медицинских, педагогических университетах и академий новых коммерческих высших учебных заведениях и т.д. Весь этот процесс выдвижения психологических специальностей и знаний в этих профессиях на должное и вполне значимое для общества и государства место в настоящее время погружен и окружен потоками несметного числа квазинаучной, спекулятивной, парапсихологической или напрямую оккультной литературой, посвященной различным интерпретациям проявлений психических отправлений, способам распознавания “ненормальностей” или “неправильностей” и рекомендаций по достижению крупных успехов по всем направлениям человеческой деятельности вплоть до приближения к уровням безоблачной жизни. Постоянно изнутри гуманитарных дисциплин или вокруг них, помимо бюджетных и внебюджетных форм пятилетнего обучения для получения диплома специалиста по различным специальностям психологии, в первом круге психологического познания пышно расцветают коммерческие очно-заочные курсы и формы второго высшего образования. Второй круг образуют различные психологические курсы по управлению и педагогической психологии; продуцируется множество занятий, связанных с социальными и психологическими тренингами. Все большее количество относительно процветающих или понимающих необходимость психологических знаний предприятий в рыночном делопроизводстве, управлении, маркетинге и рекламе придают значение межличностным отношениям в производственных коллективах, налаживании современных технологий бюрократических процедур, деловых игр для управленческого аппарата. Наряду с этим все большее внимание уделяется психологическому консультированию и тренингам для профилактики утомления, последствий рабочих перегрузок, обучению способам совладания со стрессом, техниками релаксации и др. В третий круг можно включить стихийное увлечение психологией лицами, имеющих осознание своих личных или принадлежащих другим психологических проблем [7]. Они находятся в постоянном бессознательном, полуосознанном или сознательном поиске мучительных ответов на вечные вопросы о смысле жизни и существовании или в стремлении преодолеть свои смутные и явные признаки внутреннего дискомфорта и состояний страдания. В этом же спектр часто попадают и профессионалы различных медицинских специальностей, и социальных сфер деятельности, испытывающих явный дефицит психологических знаний. Осознание того, что социальные аспекты и подходы к человеческой деятельности или исключительно соматическая ориентация на жизнедеятельность человека в его здоровье и болезнях без психологической составляющей явно недостаточна все более отчетливо и рельефно выступают в междисциплинарной практике и научных исследованиях на стыках биологических, медицинских, социальных и психологических дисциплин. В этих профессиональных и недостаточно профессиональных увлечениях психологией следует учитывать два обстоятельства. Гуманитарная составляющая образования продолжает нести на себе отпечаток социального детерминизма, который практически не дифференцирует биосоциальные аспекты формирования личности, чем создает основания для неограниченной педагогической интервенции. Биомедицинская линия образования в большей степени имеет редукционистскую направленность, в которой преобладают акценты на дифференциации органов и систем человека в качестве объектов изучения, чем провоцируется оттеснение собственно человека со всеми его уникальными психологическими свойствами и качествами, структурой и содержанием психической жизни и деятельности. Вся совокупность психологического ресурса, способного выступить крупным “союзником” или “противником” во врачевании по причинам отсутствия знаний в этой области в прицельном поиске симптомов болезни смещается в разряд “фоновых” характеристик, имеющих периферическое, факультативное или вообще незначительное значение. В системе этих представлений “фигурными” характеристиками являются диагностические признаки классификационных систем, алгоритмы распознавания нарушений жизнедеятельности и лечения болезней. Однако при этом, по прежнему из поколения в поколение как заклинание постоянно повторяется и декларируется постулат о необходимости “лечить не болезнь, а больного”. К сожалению, более или менее систематического и научно-обоснованного преподавания психологических дисциплин в школах и высших учебных заведениях ранее не существовало или они появились недавно. На смену руководствам по пропаганде воспитания и формирования социалистического типа личности пришли многообразные обсуждения духовности человека, человековедение, культурология, акмеология и др. Педагогическая валеология ныне претендует на вытеснение социальной гигиены и профилактической медицины. Все эти новые веяния заместительного эклектического или амбициозного порядка то более то менее тесно смыкаются или образуют практически непрерывный ряд с пластом научно-популярной, парапрофессиональной и пседопсихологической (астрология, хиромантия, графология) и мистической (теософия, оккультизм) литературы. В этой ситуации неподготовленный ум или повышенная эмоциональная восприимчивость зачастую приводят людей к различного рода предубеждениям, радикальным взглядам, догмам и убеждениям сверхценного характера, которые не только не способствуют росту личности и осознанию психологических проблем, но могут наносить ущерб психическому и физическому здоровью. Иррациональные аффективно заряженные идеи, не имеющие эмпирических основ и доказательных оснований часто питают ограничения витальных и социальных потребностей в ущерб собственной личности, приводят к радикальным взглядам и подавлению личности в полузакрытых или закрытых организациях людей, организованных по сектантскому принципу, где правит бал не благочестивая вера или созидательная установка, а вытесненные комплексы ущерба, уязвленной гордости, задетого самолюбия, а также эгоистические потребности лидеров этих микросоциальных групп. Такова в общих чертах картина и социальное поле образовательного рынка по отношению к психологическим специальностям. Нет большого смысла обсуждать эту реальную ситуацию в негативных оценочных категориях с заведомо понятными противопоставлениями. Ясными должны быть следующие положения:
Определение и поле деятельности клинической психологии В нашей стране клиническая психология, как отдельная специальность приобрела официальный статус совсем недавно после утверждения Министерством образования Российской Федерации приказа N 686 от 2 марта 2000 [3]. Квалификация выпускника определяется как “Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии”. Нормативный срок при очной форме обучения по основной образовательной программе подготовки психолога по специальности 022700 “Клиническая психология” составляет 5 лет. Как указывается в образовательном стандарте клиническая психология по профессиональной ориентации, системе подготовки кадров и фундаментальным основам образования является психологической специальностью широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Объектом деятельности клинической психологии является человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием. Предметом профессиональной деятельности специалиста по клинической психологии являются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности. Таким образом в образовательном стандарте при учете того, что квалификация выпускника определяется широко, сфера его деятельности по объекту и предмету может охватывать всех людей, которые к нему обращаются при любых жизненных затруднениях. Указывается также, что практическая и научно-исследовательская деятельность специалиста направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию. Все перечисленные возможности для специалистов заданного профиля специальности практически не ограничены. Это обстоятельство вероятно связано с тем, что стандарт образования был подготовлен преимущественно академическими психологами, а специальность выпускника включает не только клиническую психологию. На основании того, что каждый университет имеет право на собственную позицию в стратегии образования, а в Российской Федерации эта специальность только зародилась, а также в связи с принятием Ученым cоветом Сибирского государственного медицинского университета нашей организационной модели и концепции факультета клинической психологии и психотерапии и грядущим уточнением стандарта образования по линии Министерства образования РФ, выскажем принятое нами за основу определение клинической психологии. Важность следования четким понятиям и научно выверенным дефинициям, принятым в мировом научном сообществе дает возможность более четко обозначить предмет и контуры деятельности в области клинической психологии. Согласно словарю В. Даля [2] психология это душесловие, наука о душе, о духовной жизни человека во плоти. Современный Оксфордский медицинский словарь определяет психологию как науку изучающую психику, сознание и поведение человека [17]. Из других представлений о психологии можно привести следующие: психология - наука изучающая поведение и психические процессы [11] ; психология –это научное исследование поведения [8]. Термин “клиническая” как прилагательное означает область приложения знаний психологии в научно-практическом отношении. Вернемся вновь к классическим русским словарям. “Клиника – учебная больница, лечебница, для готовящихся во врачи. Клинический, относящийся к клинике”[2]; “Клиника, соединенные с медицинскими факультетами университетов больничные заведения, которые имеют своим назначением практическое изучение медицины у постели больных” [9].
Итак, современное определение данной специальности лучше всего основывать на предмете ее исследования. Исходя из этого под клинической психологией следует понимать раздел психологической дисциплины и науки, предметом которой являются психические расстройства/нарушения и психические аспекты соматических расстройств/ болезней. Основные разделы включают в себя этиологию/анализ условий возникновения расстройства, классификацию, диагностику, эпидемиологию, интервенцию (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья, оценка) [13]. Наряду с предметным определением этого раздела психологии существуют другие, которые более широко охватывают аспекты жизнедеятельности человека [10] или выводят за пределы клиники [19]. В каждом из этих определений отражается развитие клинической психологии, расширение поля ее профессиональных возможностей (облегчение дискомфорта и состояний дистресса, улучшение адаптации индивида, обучение способам совладания с проблемными и кризисными состояниями, способствование росту личности) и различные места ее деятельности (консультативные бюро, специализированные воспитательные учреждения, центры социального обслуживания населения), выходящие за пределы собственно клиники [10, 19]. Тем не менее, согласно концепции нашего факультета ядром в понимании клинической психологии и образовательной основой должен быть первоначально предмет этого раздела психологии - психические расстройства/нарушения и психологические аспекты при соматических заболеваниях, основанных на международных современных классификациях. Лишь на данном фундаменте исходных методологических установок развитие клинической психологии к переходным от болезней к здоровью состояний могут быть осмысленны более объективно. Если обсуждать статус клинической психологии, то в этом вопросе у большинства представителей теории науки нет расхождений относительно того, что эта дисциплина является эмпирической [12-13], в которой эксперименту придается главенствующее значение. Однако на практике клинические психологи часто считают себя приверженцами феноменологического и герменевтического понимания науки. Очевидно глубокого противоречия в этом вопросе не может существовать, поскольку понимание, исходящие из фактов требует определенной концептуализации гипотезы для образования системы взглядов. Понимание соединяет в единый узел познание и общение; оно позволяет проникать в скрытое, прорицать будущее, предупреждать опасность [1]. Без развития герменевтического подхода, как науки о понимании вряд ли были бы развиты методы глубинной психологии и гуманистической психотерапии. Понятие клинической психологии распространено во многих странах и практически синонимично понятию Abnormal Psychology (патологическая психология), которое используется во многих англо-американских руководствах и журналах, но наиболее четко они совпадают в дескриптивно-описательной психологией и при исследовании причин психических расстройств [15-16]. Итак, обсуждение определения и линии образования в области клинической психологии показывает, что во всех базовых вопросах она тесно связано с клинической медициной. Это вытекает из медицинских научных знаний, которые в качестве своей основной цели предполагают сохранение и укрепление здоровья, продление и улучшение качества жизни, профилактику и лечение различных патологических состояний и болезней человека.
Существует несколько важных доказательств об общих истоках, практическом равенстве и взаимодополнительности формирования клинической психологии и психиатрии. Развитие этих специальностей тесно связаны с накоплением эмпирического данных и их обобщениях о свойствах и особенностях психических процессов и поведения у пациентов психиатрических клиник и больниц. С именем немецкого психиатра Э. Крепелина (Kraepelin) связаны начало научного этапа в психиатрии в связи с разработкой им нозологического фундамента психических расстройств и применения экспериментально-психологических методов в психиатрии, которые дали мощный импульс развитию эмпирической клинической психологии [4]. Первые российские экспериментально-психологические лаборатории были организованы в психиатрических клиниках: в 1885 г. В.М. Бехтеревым в Казани, в 1895 г. А.А. Токарским в Москве. Как совершенно справедливо описывает Б.Д. Карвасарский [4] клиническая психология и психиатрия пересекаются наиболее тесно, а всеобъемлющее понимание психических и поведенческих расстройств возможно только при наличии комплексных биопсихосоциальных моделей. именно поэтому разрабатываемые клинической психологией и психиатрией подходы иногда не имеют выраженных различий и нередко реализуются при совместных исследованиях на основе эмпирических данных. Зигмунд Фрейд (Freud), являясь врачом и первоначально учеником классического венского психиатра Т. Мейнерта (Meynert) значительно расширил и продвинул теорию возникновения психических расстройств за счет герменевтического (понимающего) научного подхода и расширения практики психотерапии для специалистов не медицинской специальности, открыв более широкие возможности для применения психотерапии через психоаналитическое учение. Следует отметить, что оба этих направления: эмпирическое и герменевтическое нередко противостоят друг другу как в науке, так и в практике, но несомненно оба они и оплодотворяют друг друга. В современный период оба этих подхода развиваются на общем полигоне действия психиатров и клинических психологов при реформах психиатрической помощи в сфере охраны психического здоровья и переходе с больничной модели психиатрии на коммунальную. Общая динамика развития психологических наук происходит в сторону психологии здоровья и коммунальной (общинной) психологии для оказания помощи людям, семьям и сообществам по их месту жительства. Данная область является приоритетной для подготовки клинических психологов к реформам психиатрии в сторону ее максимального приближения к конкретным условиям жизни человека и оказания помощи в мультидисциплинарной бригаде специалистов. Такая модель несет в себе возможность расширения от элементарных не затратных способов будничной житейской помощи, связанной с пониманием и ободрением, деликатной психологической поддержкой в состояниях дистресса до изменения травмирующих переживаний, психологической интервенции при кризисных состояниях, психотерапии при наличии психических и поведенческих расстройств и нарушений. Приложение сферы влияния клинического психолога к этой области для конкретных индивидов и их семей в сочетании с образовательными программами психологии здоровья может явиться одним из стержневых моментов в развитии общественного здравоохранения в целом и российской психиатрической реформы, в частности исходя из социокультурных традиций общинности. Поэтому, как уже было отмечено ранее в современный период, если определить клиническую психологию не по предмету познания, а учреждению или месту, где оказывается помощь, то она все более непрерывно расширяется. Работа клинических психологов в сфере охраны психического здоровья и общемедицинской или специализированной медицинской практики сегодня имеет место в учреждениях специализированной психиатрической помощи, внедиспансерных форм оказания психиатрических и психологических услуг, медико-социальных и психологических центрах или службах психологической помощи и социального обслуживания населения для различных групп населения и лиц с нарушениями психологического или социального функционирования, в том числе в связи с врожденными или приобретенными физическими нарушениями психологических функций, в системе неотложной антикризисной социально-психологической помощи, телефонного консультирования и психотерапии, по месту жительства в полипрофессиональных бригадах и других медицинских, педагогических и социальных учреждениях, имеющих необходимость в психологическом вмешательстве в связи с особенностями трудовой деятельности. Таким образом поле деятельности клинических психологов может простираться от работы по преодолению трудностей с учебой у детей до консультирования пациентов с гепатитом B или зависимостью от психоактивных веществ; от приема клиентов в консультативном центре до психологического сопровождения нормальной беременности или осложненной беременности в центрах планирования семьи или родильных домах и акушерско-гинекологических клиник. Практически в каждой клинической дисциплине образовательные программы, ориентированные на здоровье, психологическое сопровождение хронических неинфекционных заболеваний, психологическая реабилитация должны проходить с участием клинического психолога. При всем этом образование клинического психолога у койки пациента с основными психическими, неврологическими и соматическими заболеваниями является ядром первичного обучения, но по мере освоения навыков диагностики и психологических основ консультирования и психотерапии деятельность специалистов в этой области должна максимально приближаться к месту жительства людей, нуждающихся в этой помощи. Естественнонаучная парадигма клинической психологии Основываясь на крупнейших достижениях прошлого века в области нейронаук кратко изложим основные положения, на которых базируется общая научная основа факультета клинической психологии и психотерапии [18]. Современным положением объединяющим клиническую психологию и психиатрию на основе нейронаук является доказательство влияния средовых факторов на экспрессию генов и соответственно влияние социальных факторов окружающей среды на характер воздействия нейромедиаторов на организм. Иначе говоря, регуляция экспрессии генов социальными факторами делает все телесные функции, включая функции головного мозга, восприимчивыми к социальным влияниям, которые на биологическом уровне опосредуются измененной экспрессией специфических генов в специфических нервных клетках определенных областей головного мозга. Эти изменения, обусловленные социальными влияниями передаются путем воспитания. Они не содержатся в генетическом материале. Возможности модификации экспрессии генов путем научения у людей особенно велико, поэтому культурная эволюция меняет человечество в значительно большей степени, чем биологическая. В сжатой форме единство концептуальной основы клинической психологии и психотерапии можно охарактеризовать 5 принципами. Они составляют важные естественнонаучные основы образовательной концепции и базируются на достижениях генетики и нейронаук. Из нее совершенно логично вытекают частные специализации с учетом изменения медицинской парадигмы на биопсихосоциальную модель оказания помощи. Принцип 1. Все психические свойства и даже наиболее сложные психологические процессы вытекают из функций головного мозга. Иначе говоря, то что мы называем “психическая деятельность”, представляет собой ряд функций выполняемых головным мозгом. Деятельность головного мозга лежит не только в основе таких простых двигательных актов, но также сложных видов сознательной и бессознательной познавательной деятельности. В соответствии с этим, расстройства поведения, которыми характеризуются психические заболевания, представляют собой нарушение мозговых функций, даже в тех случаях, когда причины нарушений имеют четкое средовое, экзогенное происхождение. Принцип 2. Гены и их белковые продукты обусловливают особенности функционирования нейронов и межнейрональной системы взаимосвязи в мозгу. В результате этого, гены, а особенно комбинации генов, осуществляют значительный контроль над поведением. Следовательно, одним из компонентов, способствующих развитию психических расстройств является генетический. Принцип 3. Сами нормальные или патологические гены и их белки не могут объяснить всех вариаций разнообразия человеческого поведения и клинического полиморфизма психических и поведенческих расстройств. Онтогенетические и социально-средовые факторы также играют очень значительную роль. Подобно тому как комбинации генов вносят свой вклад в поведение, включая его социальные аспекты, также и само поведение и социальные факторы могут оказывать различное действие на головной мозг путем обратной связи с ним, модифицируя экспрессию генов и таким образом функцию нервных клеток. Научение, включая такое, которое приводит к нарушению поведения, вызывает изменения в экспрессии генов. Таким образом, все “приобретенное” (“nurtura”) проявляется в конце концов, как “врожденное” (“nuture”). Принцип 4. Этология животных и человека и сравнительная психология сыграли одну из ключевых ролей в понимании влияния на поведение обучения и различных событий и процессов, протекающих вне и внутри организма, которые предшествуют определенному поведению, сопровождают его или следуют за ним [5]. Принцип 5. Изменения в экспрессии генов, обусловленные научением, вызывают изменения в системе нейронных связей. Эти изменения вносят не только свой вклад в биологическую основу индивидуальности, но, вероятно ответственны за проявление и поддержание патологических форм поведения, спровоцированных непредвиденными социальными обстоятельствами. Принцип 6. Психологическое консультирование и психотерапия являются эффективными методами терапевтической помощи и вызывают долговременные изменения в поведении, что, по-видимому, происходит через научение, в процессе которого вызываются изменения в экспрессии генов, изменения прочности синаптических связей и вызываются структурные изменения [18]. Подтверждением этого являются, полученные связи между психической травмой детского возраста и созреванием структуры мозга; изменение нейромодуляции и физиологической реактивности и тревогой с повышенным вниманием к внешним раздражителям с целью выявления опасности; между уменьшенным объемом левого гиппокампа и постравматическим стрессовым расстройством [14]. Данные о влиянии психологических методов воздействия на головной мозг, а также свидетельства о взаимном влиянии генов и окружающей среды открывают новые направления исследований в клинической психологии и могут служить их естественно научной основой. К этим направлениям можно отнести следующие:
Гуманитарная парадигма клинической психологии Гуманитарная часть образования психологии имеет колоссальное значение для практики клинического психолога. Существуя в непрерывном “потоке” жизни, наши ощущения, чувства, мотивы постоянно меняются. Мы находимся в постоянном смешении представлений, ценностей и убеждений, в смешении различных взглядов, которые часто носят противоречивый или эклектический характер. Человек в своей профессиональной деятельности в зависимости от влияния образования и по мере выполнения своих функций, все более склонен становиться объектом, который в большей или меньшей степени деперсонифицируется самим подходом, стандартами и парадигмами той или иной науки о человеке, которая может гипертрофировать одни качества и точки приложения и игнорировать другие. Социокультурные аспекты человеческой жизни в образовательной системе клинической психологии должны выступать мощным противовесом дробности и дифференциации различных дисциплин, специализаций и узконаправленным информационным технологиям. Гуманизация образования это развитие креативных способностей в обучении, которые формируют основы для более широкого видения мира и сопричастности к нему; гуманитарные дисциплины являются предпосылкой для расцвета созидательной профессиональной деятельности, при которой свобода в приложении своих знаний и умений, ограничивается этикой и нравственностью. Иначе говоря, гуманитарные дисциплины озаряют светом личность и ее деятельность в профессии и общественной жизни. При всем различии людей, все они обладают общими, базовыми, человеческими потребностями с самого рождения. К ним могут быть отнесены чувство безопасности, чувство уважения, чувство независимости, чувство доверия, чувство интимности, чувство могущества, осмысления и понимания себя в окружающем мире. Если эти базовые потребности имеют хорошее семейно-социальное и педагогическое сопровождение и обеспечены, по мнению нашего крупнейшего отечественного педагогического антрополога К.Д. Ушинского, психобиологическим знанием, а также лаской, заботой и теплом, исходящими из родительских чувств любви, то тогда есть все основания утверждать, что расцвет природной сущности человека, его генетического потенциала в пределах заданной генотипом нормы реакции адаптации к окружающей среде получит максимальное выражение. Это и есть та созидательная, наполненная глубокими чувствами к людям общая установка, принятие всей палитры и многообразия жизни в целом, которую З. Фрейд называл эросом, эротической жизненной установкой Схематично в контексте гуманитарной составляющей образования клинического психолога рассмотрим, какие же мы будем наблюдать формирующиеся качества личности при удовлетворении каждой из указанных базовых потребностей. Удовлетворение потребности в безопасности порождает чувство свободы, которая имеет ограничение нравственностью. Удовлетворение потребности в уважении порождает любовь к себе и окружающим или по известному христианскому постулату “возлюби ближнего своего, как самого себя”. Иначе говоря, принятие себя, любовь к себе, как к человеку является тем фундаментальным основанием, которое позволяет испытывать приязнь и любовь к другим, себе подобным. Этот тезис крайне важен в понимании любви родительской, когда после периода заботы и поддержки ребенка наступает важный период плавного отлучения его от себя, при котором формируется независимое новое “Я” и развиваются способности к горизонтальным контактам со сверстниками, приобретается личный опыт самовыражения, утверждающий новоявленного человека в его жизни. При такой интуитивной или осмысленной, жизненно трезвой позиции матери не существует проблемы психологической “пуповины”, борьбы чувств между подчинением и бунтом, привязанностью и враждебностью, любовью и ненавистью, эмоциональным взрывом и/или параличом. Удовлетворение потребности в независимости порождает зрелую позицию принятия ответственности на себя, креативность, нонконформизм, что является одним из важных основ в психологическом образовании, и особенно в преломлении к душевным людским страданиям Если удовлетворяется потребность в доверии, то тогда мы будем наблюдать спонтанное выражение личности, ее индивидуальных качеств, неповторимых выражений чувств, то есть именно тех человеческих проявлений, благодаря которым мы отличаемся друг от друга и любим друг друга. Именно непосредственное проявление широкой гаммы не приглушенных, а экспрессивных чувств и вариативности стилей поведения вызывают искренние чувства. Вряд ли мы проявим интерес к друг другу или симпатию, если каждый шаг и высказывание будут находится под высокой степенью контроля, а все внутренние чувства репрессированы в угоду общей конформной установке с ее атрибутами обезличивания, соглашательства и бесчувственности. Развитие спонтанности создает основы чувствительности, что играют большую роль в качестве поведенческих основ к получению навыков клинической коммуникации, экспериментально-психологического обследования и психологических методов интервенции. Удовлетворение потребности в интимности предопределяет развитие эмпатии, аутентичности, и мы глубже погружаемся в окружающее. Наша контактная граница с окружающей средой становится более тесной, взаимопроникающей и взаимообогащающей. Удовлетворение потребности в чувстве могущества в форме поощрения различных позитивных чувств, творческих идей и созидательных действий повышает витальную энергию и силу личности. И, наконец, при осознании, кто мы есть в окружающем мире, происходит постоянный рост личности, самопознания и возникает так называемый коперниковский поворот своего “Я”, который метафорически можно выразить словами: “Я – звезда и все окружающие меня тоже звезды”. Такая гуманитарная составляющая образования в психологических и поведенческих науках скорее носит черты идеала, к которому мы можем стремиться, которому необходимо учиться и который должен осознаваться. Он может выступать предпосылкой всей системы разворота комплекса биопсихосоциальных наук о человеке в сторону формирования общезначимых идей общества и каждого его члена в рамках сопряженной системы “культура и личность” – психологической антропологии, как основы интеграции усилий прежде всего внутри профессиональной среды всех тех, кто призван помогать людям в приобретении знаний и умений, в социальных и психологических проблемах, в преодолении психических и телесных недугов. Для развития такой модели гуманитарной составляющей психологического образования большое значение должно придаваться антропологии, как интегративной науки о человеке, в ее философских, социальных, этнопсихологических и этнокультуральных разделах, в медицинских специальностях; общей, психологической и биомедицинской этики, мировой истории и литературе, русском языке с основами психолингвистики, ораторском искусстве и навыках коммуникации в сфере охраны психического здоровья, иностранных языках и интернет культуре, правоведении, политологии и экономики. Все эти дисциплины должны объединятся по принципу комплексной и разносторонней базы знаний, определяющей расширение рамок современным позитивистски-прагматические ориентациям профессионализма. Их основа должна исторически исходить или быть в контекстном сопряжении с лучшими образцами отечественной академической психологии (Лазурский А.Ф., Челпанов Г.И., Выготский Л.Д., Лурия А.Р., Леонтьев А.Н., Узнадзе Д.Н., Мясищев В.Н., Рубинштейн С.Л., Блонский П.П., Ананьев Б.Г., Гальперин П.Я., Мерлин В.С., Зейгарник Б.В., Рубинштейн С.Я., Брушлинский А.В., Бернштейн Н.А., Петровский А.В., Эльконин Д.Б.); целостной философии российских космистов (Бердяев Н. А., Флоренский П. А., Зеньковский В. В.; научной мысли Ломоносов М.В., Менделеев Д. И., Циолковский К. Э., Вернадский В.И., Чижевский А.Л.; литературе (Толстой Л. Н. и Достоевский Ф. М.). Сюда следует включать выдающихся отечественных естествоиспытателей, морфологов и физиологов, генетиков и биологов: И.И. Мечникова, А.И. Опарина, А.О. Ковалевского, И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, И.И. Шмальгаузена, П.К. Анохина, Н.К. Кольцова, Н.И. Вавилова, С.С. Четверикова, С.Н. Давиденкова, В.П. Эфроимсона и многих других, которые были носителями целостного антропологического взгляда на единство человеческого и природного [6]. Такая естественная позиция определялась внутренней необходимостью постоянного самоосознания себя природой, представлениями об органической включенности человека во всеохватывающее мироздание жизни и сознания, осознания себя частью Вселенского масштаба, где в каждом ее элементе отражены и свойства целого. И, наконец, непосредственно традиции российских медицинских школ, выросших на гуманистическом фундаменте земского врачевания и овеянных его романтизмом, как прообразы-предшественники современному развитию клинической общинной психологии. Традиции такого типа всегда имели высокий социокультурный уровень и холистическую направленность в силу его универсального характера, что особенно требовалось на необъятных просторах нашего отечества. Они представляют собой сочетания таких психологических качеств как глубокое оригинальное мышление, высокое нравственно-этическое чувство, неистощимое трудолюбие и утонченное врачебное искусство, которые всегда были развернуты на благо и потребности страдающих недугами. Воплощение этих качеств мы находим в М.Я. Мудрове, Н.И. Пирогове, С.П. Боткине, Г.А. Захарьине, А. А. Остроумове, Н.В. Склифосовском, В.Х. Кандинском, А.Я. Кожевникове, С.С. Корсакове и др. Последнего еще при жизни считали нравственным гением. На медицинском факультете Томского университета, а в дальнейшем в медицинском институте эти качества были воплощены в таких ученых и врачах, как В.М. Флоринский, Э.Г. Салищев, М.Г. Курлов, А.А. Кулябко, С.М. Тимашев, С.В. Лобанов Д.И. Гольдберг, С.П. Карпов, Д.Д. Яблоков, Н.В. Васильев и др. Совокупность этого исторического потенциала не должен быть прерван, поскольку несет в себе идеи высокого нравственно-этического накала, сопричастности к жизни, науке и культуре в планетарном масштабе, зрелое чувство гражданского долга, альтруистическое обращение к судьбе и страданию конкретного обычного человека со всеми его достоинствами и недостатками. Они составляют неуничтожимую сущность всепроникающего и постоянно возрождающегося духовного наследия отечественных научных школ и направлений и являются ценностными отечественными парадигмами синтеза естественнонаучного, гуманитарного и психологического образования, приложение которого необходимо к развитию личности и знаний клинического психолога. Этот отечественный опыт безусловно должен быть дополнен западноевропейской мыслью, выраженной в аналитической, индивидуальной гуманистической, поведенческой, когнитивной психологии и психотерапии, их различных модификаций, ответвлений и интеграций с формированием осмысленной одухотворенной деятельности со свободой выбора созидательных устремлений. Образ факультета клинической психологии и психотерапии Содержание и методология. Изложенное выше обосновывает основные требования к факультету и его образу. По содержанию он должен опираться на научные традиции различных подходов в психологии при сбалансированном характере соотношения биомедицинских и гуманитарных наук. Иначе говоря, ядро обучения составляет общая психологическая подготовка, в которой каждый из соответствующих разделов должен реально отражать историю вопроса, методологию, основные принципы, методы, оценки, концептуализацию. Гуманитарная составляющая образования должна ориентироваться на стандарты образовательной программы с современным акцентом на иностранные языки, психологическую, медицинскую, биологическую этику, этнокультуральные аспекты, культуру речи и общения, культуру поведения в диаде «клиент-психолог», формы и содержания подачи научных данных при публичных выступлениях, развития навыков научной дискуссии. и др. Биомедицинская составляющая должна быть представлена интегрально и основываться на нейронауках: нейроанатомия, нейрофизиология, нейропсихология, нейрохимия, нейрофармакология, психофармакология, а также на системных представлениях о строении и функционировании организма, антропологии с основами морфологии и учением о конституциях в его соматопсихической целостности и представлениях об уровнях интегральной индивидуальности. Особое место представляют овладения навыками работы с компьютерным применением математических методов в психологии и навыков в развитии оформления экспериментальных материалов, тестирования, работы со шкальными оценками, опросниками, статистической обработкой. Также развитие навыков обобщения корректной статистической обработкой материала. Собственно образование по специальности “клиническая психология” помимо стандарта обучения включает научно-теоретические основы классификации, этиологии и диагностики, основы психологических методов вмешательства и психотерапии согласно международной классификации психических и поведенческих расстройств 10 пересмотра по их наиболее частому распространению в общей популяции и на различных уровнях организации здравоохранения: на дому, первичной медицинской сети, специализированных поликлиниках, стационарах общего типа, профильных отделениях, специализированных амбулаторных и стационарных центрах. К этим расстройствам относятся: эмоциональные, тревожные, фобические, обсессивно-компульсивные, расстройства пищевого поведения, алкогольная зависимость, расстройства адаптации и состояния дистресса с нарушением социального функционирования. Образовательный фокус: Научное развитие университетского типа; активная практика в клинических условиях; индивидуализация в образовательных подходах; тренинги, способствующие личностному росту; развитие чувствительности в коммуникативных навыках. Стиль преподавания: с переходом от академического к интерактивному, от авторитарного к партнерскому, от пассивного восприятия к активному участию с положительным подкреплением творческих и независимых оценок и умолчанием при ошибочных суждениях. Предпочтительная форма преподавания: максимально наглядные и стандартизированные в связи с современными требованиями живые, концептуальные авторские лекции; диалоговые режимы, периодические запросы на реакцию обучающихся; дискуссии во время семинаров; совместное обсуждение критериев, дефиниций, диагностических заключений; ролевые игры, тренинги, психотерапевтические мастерские, лабораторные и клинические практикумы, отработка навыков коммуникации и культуры общения. Отношения на факультете: деловые и доброжелательные партнерские отношения; четко регламентированные индивидуальные обязанности; уважение к суверенности личности; свобода, ограниченная нравственностью; проявление толерантности в дискуссионных вопросах; принятие ответственности на себя в проблемных ситуациях; критические представления о границах собственной компетентности; взаимоподдержка, взаимовыручка и взаимопомощь; креативная атмосфера и созидательная установка.
СТРУКТУРНАЯ СХЕМА факультета клинической психологиии психотерапии (на начальном этапе)Примечание: общая структура факультета условно делится на три основных подразделения: “образовательное”, “лабораторное” и “клиническое”, которые будут управляются в административном плане Деканатом, а в научно-методическом плане - Ученым советом факультета. Образовательное подразделение непосредственно осуществляет учебно-методический процесс по всем программам факультета ориентируясь на международные стандарты. Лабораторное подразделение отвечает за проведение научных исследований и научно-методическую работу, направленную на развитие теории, методологии, методики психодиагностики, психологического вмешательства и психотерапии. Клиническое подразделение будет отвечать за обеспечение тесной связи учебного процесса с клинической практикой как на базе клиник Сибирского государственного медицинского университета и Томской областной клинической психиатрической больницы, так на других клинических базах, например, антикризисной службы, социального обслуживания населения и мультипрофессиональных бригадах по месту жительства пользователей психиатрических, психологических и социальных услуг. Стратегические партнеры В целях повышения квалификации преподавателей и развития всесторонней связи студентов с другими учебными учреждениями и организациями, стратегическими партнерами факультета клинической психологии и психотерапии являются НИИ психического здоровья ТНЦ СО РАМН (Томск), психиатрические специализированные службы Сибирского региона, факультет психологии МГУ (Москва), Московский городской психолого-педагогический институт (Москва), лаборатория клинической психологии и психотерапии Московского НИИ психиатрии МЗ РФ (Москва), Кафедра психотерапии постдипломного образования института повышения квалификации (Москва), Петербургский психоневрологический институт им В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург), Институт человеческих отношений (Болгария), Фонд содействия политики реформ в сфере психического здоровья (Швейцария), Женевская инициатива в психиатрии (Нидерланды), Королевский колледж психиатров (Великобритания), Всемирная психиатрическая ассоциация (Швейцария), Всемирная организация здравоохранения (Швейцария). Предполагается развитие и внедрение образовательных программ в области клинической психологии в наиболее современных стандартах. Вероятные связи клинической психологии и медицинских специальностей в университетеВ заключение отметим видимые в будущем возможности факультета. Лечебный факультет медицинского университета может выступать стандартизированным аналогом как наиболее отработанная система преподавания для факультета клинической психологии и психотерапии. Основное различие заключается в базовых, фундаментальных дисциплинах и предметах и методах изучения. Каждый выпускник факультета клинической психологии и психотерапии независимо от специализации должен владеть общими принципами и навыками психологического обследования и психологической интервенции. Эти навыки являются базовыми для клинической практической психологической деятельности. Профильными кафедрами обеспечивается обучение теории и методам психологического вмешательства всех студентов факультета в ходе чтения соответствующих лекционных, лекционно-практических курсов, практических занятий в психотерапевтическом практикуме и проведения клинической практики по психологическому вмешательству и основам психотерапии. Кроме того, по действующим в мировой практике образовательным стандартам обучение практической психодиагностической и консультативной работе предполагает получение студентом опыта работы с клиентами и пациентами. Эта задача будет приоритетной и развиваться по обязательному для всех студентов СибГМУ курсу индивидуальной и групповой дидактической психотерапии, в ходе которой студенты смогут получить необходимый для психологической практики опыт самопознания и проработать свои личные экзистенциальные и характерологические проблемы. На кафедру клинической психологии и психотерапии со временем будут возложены функции, аналогичные преподаванию пропедевтической, факультетской и госпитальной терапии. Все расстройства психических функций и нарушения паттернов психического функционирования будут сопровождаться экспериментально-психологическими методами исследования, психодиагностическими опросниками и анализироваться в ходе клинико-психологических консилиумов с точки зрения психологических теорий их возникновения с разработкой индивидуальной модели происхождения, психологических фундаментальных закономерностей развития конкретного расстройства и тактики его ведения с позиции психологической интервенции разного типа. Может возникнуть вопрос, насколько это реально и возможно? В данном случае можно учесть два момента. Первое - наука является процессом до определенной степени управляемым. Науковедение доказывает, что гипотезы и концепции, имеющие эмпирическое подкрепление, опытное и экспериментальное подтверждение, согласующиеся с другими законами и теориями общего порядка имеют реальную перспективу. Они принимаются в качестве относительно нового методологического подхода к оценке уже известных фактов, закономерностей, позволяющих каким-то более продуктивным или быстрым способом их понять, решать, обогащать и внедрять. Второй момент связан с историческими корнями. Жизнеспособно лишь то, что имеет преемственность. Поэтому изложенная концепция организации образовательного процесса в области клинической психологии уже в той или иной степени существует в области многих пересекающихся наук и направлений о человеке. Новое - это всегда хорошо забытое старое. Вся история развития медицины и психологических знаний в медицине показывает, что значение психологического фактора, его учет в генезе и условиях формирования различных патологических процессов, болезненных состояний и аномальных реакций создает целостных подход к человеческим страданиям, помогает более четко определить видовые проявления и преломления спектра симптомов сквозь призму уникальности каждой личности родовых свойств болезни. В таком развитии, на наш взгляд, в медицинской университетской системе клиническая психология безусловно будет востребована в партнерской с врачами клинической практике, ориентированной на принципах целостности и индивидуальности в подходах к различным проявлениям психических расстройств/нарушений и психологическим проблемам при соматических заболеваний.
1. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт. –1998. – 336 с. 2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка/ Репринт. воспроизв. изд. 1903-1909 гг., под ред. проф. И.Л. Бодуэна Де Куртене. – М.: Изд. груп. Универс. – Т.2. - 1994. 3. Государственный стандарт образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 022700 “Кдиническая психология”. Квалификация – Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии. – Приказ Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686. М., 2000. 4. Клиническая психология: учебник/ по ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2002. – 960 с. 5 Корнетов А.Н., Самохвалов В.П., Корнетов Н.А. Этология в психиатрии. – Киев: Здоровь’я. –1990. – 218 с. 6. Корнетов Н.А. Клиническая антропология: от дифференциации к интеграции в медицине. Передовая статья // Сибирский медицинский журн. – 1997. –N3-4. –C. 5-13. 7. Корнетов Н.А. Некоторые теоретические основания к открытию факультета клинической психологии и психотерапии в Сибирском государственном медицинском университете // Бюллетень сибирской медицины. – 2003. –N 2. – C.63-68. 8. Kун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 864 с. 9. Малый энциклопедический словарь/ Изд. II вновь перераб. и значит. доп. – С.-Петербургъ: Изд. Брокгаузъ – Ефронъ. – Томъ.3, Вып. 4. -1909. 10. Тодд Дж., Богарт А.К. Основы клинической и консультативной психологии / Пер. с англ. – СПБ.: Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 768 с. 11. Atkinson R.L., Atkinson R.S., Smith E.E. et al., Inrroduction to psychology / 10th Ed.. –Orlando: Harcourt Brace Jovanovich. – 1990. 12.Baumann U. Bericht zur Lage der deutschsprachigen Psychologie 1994 – Facten and Perspectiven // Psychologische Rundschau. -1995. –Bd. 46. – S.3-17 13. Baumann U., Perrez M. Klinische Psychologie-Psychotherapy. Aufl. 2. Bern: Verlag Hans Huber. - 1998 14. Bremer J.D., Randall P., Vertmetter E. et al. Magnetic resonance imaging based measurement of hippocampal volume in posttraumatic stress disorder related to childhood physical and sexual abuse. A preliminary report // Biology Psychiatry. –1997. – Vol. 41. – P. 23-32 15. Davison G.C., Neale J.M. Abnormal Psychology/ 4rd Ed. - New York: Willey. - 1996 16. Eysenck H.J. Handbook of Abnormal Psychology. 2nd Ed. - London: Pitman. 1973.
17. Concise Medical Dictionary/ Ed. E.A. Martin. – Oxford: Oxford University Press. –1994.18. Gabbard G.O. A neurobiology informed perspective on psychotherapy // Br. J. of Psychiatry. – 2000. – Vol. 177. – P.117-122. 19. Schraml W.J. Klinische Psychologie. Bern: Huber. – 1970. Copyright © Н.А.Корнетов © Сибирский государственный медицинский университет, Бюллетень Сибирской Медицины, 2004. Смотрите также: Бюллетень Сибирской медицины Bulletine of Siberian Medicine
356.53kb.
1 стр.
Бюллетень сибирской медицины bulletin of siberian medicine том 4, 2005. Приложение 1
7835.37kb.
52 стр.
Бюллетень сибирской медицины, n 1,2004 (Лицо номера) Корнетов Николай Алексеевич
141.79kb.
1 стр.
Бюллетень нцссх им. А. Н. Бакулева рамн сердечно-сосудистые заболевания №5, 2012 Бюллетень экспериментальной биологии и медицины №11, 2012
34.01kb.
1 стр.
Бюллетень экспериментальной биологии и медицины 195) Вопросы медицинской химии 188) (с 2000 г.)
31kb.
1 стр.
Хроника сибирской медицины о врачах, заслуживших «служебные практические отличия»
113.67kb.
1 стр.
Практика будды медицины и зеленой тары
35.48kb.
1 стр.
Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2008. Т. 146. №10. С. 439-441
56.54kb.
1 стр.
Вопросы к зачету по курсу судебной медицины для студентов всех форм обучения
38.48kb.
1 стр.
Кафедра истории медицины и культурологии курс истории военной медицины
100.5kb.
1 стр.
Реферат "патогенные бациллы возбудитель сибирской язвы" Швоев Никита Проверил: Отценка
168.47kb.
1 стр.
Бюллетень данных по безопасности 221.45kb.
1 стр.
|